Разгадка"Слова о полку Игореве..."

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Сообщение Лемурий » 23 авг 2008, 13:11

Евгений Беляков писал(а):Уважаемый Лемурий! Баба+госпожа+жена=княгиня. Кстати, говоря "баба Святослава" Ваш Олжас это признает...

О. Сулейманов; " Я предполагаю, что автор имел в виду отца Игоря - (Святослава) и деда (Олега). Оба они были женаты на половчанках: Святослав на дочери хана Аепы, а Олег на дочери Тугра-кана." Олег женится второй раз после смерти Феофано Музалон в 1090-х.

Святослава он имеет в виду не Всеволодича, а Олеговича - отца Игоря.
Причем здесь Всеводович с М.В. когда принимается решение непосредственно по Игорю !!!

Баба+госпожа+жена = княгиня - это МОЩНАЯ формула.. :D
Только вот в тюркском вместо плюсов стоит "или" - или баба, или госпожа, или жена... Княгиня - это Вы к ПВЛ пытаетесь привязать... Ан, не получается.

Так что пока в гнилых лесах авторство Вашей М.В... :cry:

Ладно, прочитаю книгу Г.В.Сумарукова "Затаенное имя" - разберем "по полочкам" каждый аргумент.

Да, кстати, древнерусские буквы должны были писаться так
Изображение

а писались вот так
Изображение

Из книги "Образцы древней письменности" Автор: Сахаров И.П. // СПб., 1891.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 23 авг 2008, 14:55

Кому интересно эта книга есть здесь :arrow: Георгий Сумаруков. Затаенное имя: Тайнопись в "Слове о полку Игореве"

У него безусловно есть интересные доводы по поводу авторства Марии Васильковны, например этот:
Не было тут брата Брячислава, ни другого - Всеволода: одиноко изронил
он жемчужную душу из храброго тела через златое ожерелье. Приуныли голоса,
поникло веселье. Трубы трубят городенские.

Князь Брячислав - родной брат Марии Васильковны. В поэме сказано: Не
было тут б р а т а Брячислава... (выделено мной.- Г.С.). Если бы поэму писал
посторонний этому персонажу человек, он написал бы: Не было тут князя
Брячислава,.. но не брата. Очевидно, употребление этого слова указывает на
родственные отношения писавшего поэму к Брячиславу и его братьям. Это
обстоятельство также свидетельствует в пользу авторства Марии.
Названный третьим князь Всеволод ("другой Всеволод") был братом Марии.


Но княжна она была ПОЛОЦКАЯ, а не половецкая, поэтому наличие в "Слове..." тюркизмов см. О. Сулейманов Невидимые тюркизмы - это минус, а не плюс этой версии...

Если в "Злато Слове..." Святослав Всеволодич обращается к князьям "дети мои" , то почему здесь другие князья не могут быть братьями?

Ещё большим минусом я считаю "доказательство" грамотности М.В.
"Евфросиния Полоцкая, сестра отца Марии, ее тетка. Евфросиния, став монахиней
в возрасте 11 лет, первое время жила при полоцком Софийском соборе, где она
"нача писати своими руками", " Грамотной
была и бабушка Марии - Полоцкая княгиня Софья, дочь византийского
императора. Археологами найдены личные печати, которые привешивались к
грамотам, с именами Евфросинии и Софьи..." "Таким образом, в молодые годы Мария имела перед собой наглядные примеры
образованности женщин " - АБСОЛЮТНО ничего не доказывает, образованность у женщин была такой редкостью, что об этом сразу упомянали в источниках - назовите ХОТЬ ОДИН с М.В.

Не говорю уж о Рыбакове, который "передернут" безбожно. Книга его к сожалению на работе (в понедельник дам конкретные места и интерпритацию Г.С.).

Но что мне ОЧЕНЬ понравилось, это 10 соколов - 10 пальцев Бояна, лебеди - струны гуслей, догоняющий сокол - песня ОЧЕНЬ КРАСИВАЯ ВЕРСИЯ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 23 авг 2008, 15:31

Вот ещё - САМЫЙ "весомый" аргумент Г. Сумарукова
спалакнязюумъпохотиижалостьемузнамен (36) (+3,0)
иезаступиискуситидонувеликагохощубор (36) (+3,0)
ечекопиеприломитиконецьполя (27) [33,0] (-5,0)
половецкагосъвамирусицихощуглавусвоюпр (38.) (+5,5)
иложитиалюбоиспитишеломомъдонубояне (36) (+3,5)
соловиюстараговремениабытиси (28.) (-4,5)
аплъкыущекоталъскачаславиюпо (28.) [32,5] (-4,5)
мысленудревулетаяумомъподъобл (29) (-3,6)
акысвиваяславыобаполысеговремени (32) (-0,6)
рищавътропутроянючресъполянагорыпет (35) (+2,4)
ибылопесьигоревитогоолгавнукунебур (34) (+1,4)
ясоколызанесечрезъполяширокаягали (33) [32,6] (+0,4)


Если прочитать первые буквы, то получим СИЕ ПИСА МАРИЯ

Уж не говорю про то, что буквы перенесены не под конец слова, а в произвольном НЕ систематическом порядке,

в русском языке слово ПИСА - имеет несколько другое значение, если она была человеком грамотным, то должна была бы написать:
(См. 2 том Срезневского)
писано, пишъте, писанъ, писана...

А слова "ПИСА" - в древнерусском языке НЕ БЫЛО.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 23 авг 2008, 18:48

Теперь по поводу "братьев", посчитайте сколько раз автор употребляет это слово касательно и читателей и героев:

Не лепо ли ны бяшетъ, братие,
начяти старыми словесы...

Боянъ же, братие, не 10 соколовь
на стадо лебедей пущаше,
нъ своя вещиа пръсты
на живая струны въскладаше;

Почнемъ же, братие, повесть сию
отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря..

а всядемъ, братие,
на свои бръзыя комони,
да позримъ
синего Дону!" (уж не скажите, что Игорь с 2-мя братьями М.В. поскакал)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 24 авг 2008, 08:47

Нет, авторство МВ не в гнилых лесах.
Баба, жена, хозяйка - все вместе или по отдельности в применении к Святославу значит "княгиня". Поскольку Святослав - князь.
Вы не можете этого не признать. И этот аргумент ДОСТАТОЧНО сильный.
Сулейменов тоже именно так читает это словосочетание, хотя Святослав у него другой. Но в варианте Сулейменова все разваливается, т.к. слишком много допущений.
Вы приводите разные варианты написаний древнерусских букв. К сожалению, я в Крыму, а не дома (не в Москве) и не могу привести картинку, как писались лигатуры в начале 16 века. УВЕРЯЮ, там Тр МОЖНО было перепутать с З. Это писалось очень похоже. И с Б тоже можно было перепутать. Это так, в частности, и потому, что появление "Зояна" Вы вообще иначе не объясните никак. Разве что объявите третьим персонажем! (Только почему его нет в издании 1800 г.?)
Дальше об "акростихах".
Я уже давно выяснил, что это "лабиринты", а не акростихи. То есть "Мария" - не с краю, а в середине текста. Наверно, в середине каждой страницы, причем с обеих сторон листа. (По этой причине я выдвинул гипотезу, что на этом месте был водяной знак - и посмотрев страницу на свет, можно было увидеть "лабиринт" с именем Мария).
В месте, которое Вы приводите из Сумарукова, это имя расположено рядом со словом "сестра" в виде краестрочия и "брат" в тексте. Мне кажется, Вы должны оценить вероятность появления такого странного сочетания. Пройдите по ссылке:

http://tochka.gerodot.ru/slovo/maria_15.htm
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Лемурий » 24 авг 2008, 15:47

Евгений Беляков писал(а):Нет, авторство МВ не в гнилых лесах.
Баба, жена, хозяйка - все вместе или по отдельности в применении к Святославу значит "княгиня". Поскольку Святослав - князь.
http://tochka.gerodot.ru/slovo/maria_15.htm

Прочитал, вот за это БРАВО...
Изображение

Вот это аргумент, если ещё расскажите, где взяли оригинал текста...

А Сумаруков НЕ убедителен. Перенос неоконченного слова - это НЕ аргумент, так любой текст можно произвести, например: "автор Усама бен Ладен" :lol:

Только половецкое "ходына" к полоцкой княгине применить НЕ пытайтесь. Да и по тексту здесь более подходит отец Игоря - Святослав Олегович (ум. в 1164 г.), женатый на дочери хана Аепы. Ведь тогда логично что Гзак ведет речь об отце и деде Игоря, женатых на дочерях половецких ханов.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 25 авг 2008, 00:06

Не лѣпо ли ны бяшетъ, братіе, начяти разбирать личность вѣщаго Бояна, в связи с упоминанием о нём в ЗАДОНЩИНА
Не проразимся мыслию но землями, помянем первых лѣт времена, похвалим вѣщаго Бояна горазна гудца в Киеве. Тот бо вѣщий Боянъ, воскладоша горазная своя персты на живыя струны, пояше руским князем славы: первую славу великому князю киевскому Игорю Рюриковичю, 2 — великому князю Владимеру Святославичю Киевскому, третюю — великому князю Ярославу Володимеровичю.

Аз же помяну резанца Софония..


Здесь уже оказывается, что Боян был киевский певец и пел о совсем далеких временах Игоре сыне Рюрика, Святом Владимире и Ярославе Мудром. Так же
"воскладоша гораздыя своя персты на живыя струны, пояше руским князем славы"
сравните :
" своя вѣщіа пръсты на живая струны въскладаше, они же сами княземъ славу рокотаху."

Здесь в "Задонщине" считается, что автор сам упомянул себя "резанец Софоний" ( А се писание Софония Резанца, брянского боярина... (Тверская летопись под 6888 г.)).

В "Слове..." :Тому вѣщей Боянъ и пръвое припѣвку, смысленый, рече:
«Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути!».

Видите Новый "ходовая фраза" названа "пръвое припѣвку" так что "ходына" для её обозначения отпадает, а вот желание в наш спорный кусок вставить припевку вещего Бояна, как нельзя подходит лучше.

Так понимаю, что песни тех лет так и слагались, перекликаясь с песнями Бояна... Может много таких песен было в Москве в 1382
"Книг же много множество снесено съ всего града и из селъ в соборных церквах до стропа наметано, спроважено съхранениа ради — то все без вѣсти сътвориша. Что же изърцѣмь о казнѣ великаго князя, яко и тоя многоскровеное скровище скоро истощися, и велехранное богатство и богатотворное имѣние быстрообразно разнесено бысть..." при сожжении города ханом Тохтамышем.

Так когда жил Боян и самое главное где, ибо автор "Слова..." связывает его с тмутараканскими князьями, а автор "Задонщины" утверждает, что это киевский "бард".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Fikus » 25 авг 2008, 09:10

Обратил внимание на перекличку имени песняра Боян, Баян и например
тюркского БАЯТЫ.

Посмотрите по Фасмеру:

Ближайшая этимология: баґять, баґить "говорить", укр. баґяти "рассказывать", русск.-цслав. баю, баяти "рассказывать, заговаривать, лечить", болг. баґя "колдую", сербохорв. ба?jати "колдовать", словен. baґjati "болтать, говорить, заклинать", чеш. baґjiti "говорить, болтать", польск. bajacґ "болтать", в.-луж. bacґ -- то же, н.-луж. bajasґ.

Баяты-1. название мотива 2. стихотворная форма.

БАЯТЫ ДЕМЯК (или ЧЯКМЯК)- затягивать(петь) баяты.

Фикус
Не обижайте Фикусы!
Fikus
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 29 фев 2008, 15:46

Сообщение Дайчин-баатар » 25 авг 2008, 09:43

Fikus писал(а):
Баяты-1. название мотива 2. стихотворная форма.

БАЯТЫ ДЕМЯК (или ЧЯКМЯК)- затягивать(петь) баяты.

Фикус


Ага! Точно!

На самом деле - "баяты" от арабского "бейт" :lol:
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Сообщение Fikus » 25 авг 2008, 10:49

Редкая проницательность. Баяты от бейт... :D :D :D
Вы бы сперва узнали, сколько значений у арабского слова Бейт.
Что такое бейт и что такое баяты и чем они отличаются?
Может арабы ещё и мугамы поют? :D

Фикус
Не обижайте Фикусы!
Fikus
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 29 фев 2008, 15:46

Сообщение Дайчин-баатар » 25 авг 2008, 12:45

Fikus писал(а):Редкая проницательность. Баяты от бейт... :D :D :D
Вы бы сперва узнали, сколько значений у арабского слова Бейт.
Что такое бейт и что такое баяты и чем они отличаются?
Может арабы ещё и мугамы поют? :D

Фикус


Бейт = дом. А мугам - это иранская музыкальная форма, унаследованная тюркизированным населением Азербайджана.

Так что давайте, фантазируйте дальше - это у Вас хорошо получается. Я бы рекомендовал Вам писать фэнтэзи.
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Сообщение Fikus » 25 авг 2008, 13:06

Дайчин-баатар,

Не засоряйте тему...
Вы бы в нотариусы пошли лучше , а то лингвист и историк из вас никудышные.

Фикус
Не обижайте Фикусы!
Fikus
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 29 фев 2008, 15:46

Сообщение Дайчин-баатар » 25 авг 2008, 13:48

Fikus писал(а):Дайчин-баатар,

Не засоряйте тему...
Вы бы в нотариусы пошли лучше , а то лингвист и историк из вас никудышные.

Фикус


О, да Вы у нас "списилист"? :shock:

А списочком опубликованных работ не порадуете? :wink:

Или ученым званием своим? :wink:

Учителей своих не назовете? :twisted:
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Сообщение Лемурий » 25 авг 2008, 14:51

Дайчин-баатар писал(а): Я бы рекомендовал Вам писать фэнтэзи.

Не злоупотребляйте "свободой слова", Дайчин-баатар...
Если есть, что по теме написать - ждем и с удовольствием выслушаем.

В данной теме Fikus показал себя ХОРОШИМ знатоком тюркизмов, поэтому Ваши "выпады" неуместны. Читайте его лозунг...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 25 авг 2008, 15:23

Евгений Беляков писал(а):Я уже давно выяснил, что это "лабиринты", а не акростихи. То есть "Мария" - не с краю, а в середине текста. Наверно, в середине каждой страницы, причем с обеих сторон листа. (По этой причине я выдвинул гипотезу, что на этом месте был водяной знак - и посмотрев страницу на свет, можно было увидеть "лабиринт" с именем Мария).

Мне кажется, Вы должны оценить вероятность появления такого странного сочетания. Пройдите по ссылке:

http://tochka.gerodot.ru/slovo/maria_15.htm


Как и написал вчера, совершенно очарован Вашей находкой и даже бы с радостью бы готов был согласиться, если бы ни одно НО...

Так понимаю, что это фотокопия страницы из "Иронического" произведения Мусина-Пушкина 1800 г.

Если посмотрите на текст:
Изображение

То увидите 2 несоответствия:

1. Буквы писали вместе, без отступа и грамматических знаков.
Вот пример, Изображение

2. Что означают слова в * - это была отдельная переписанная строка?

Меня реально смущает эта строка *и с хотию на кровать* и рек...
Уже приводил это место из книги О.Сулейманова "АЗ и Я" Изяслав на кровати

Я - скептик, но в здоровом смысле этого слова. Т.е. очевидно, что такое сочетание букв как случайность - ИСКЛЮЧЕНО...

т.е. издатель хотел, чтобы этот "автограф" читался.

Вопрос: Зачем :?:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14