Всеслав Полоцкий "В лето 6552..."

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Всеслав Полоцкий "В лето 6552..."

Сообщение Zinchenko_tanya » 22 май 2008, 21:42

Хочу представить Вам новое видение текста «Повести временных лет…». « В лето6552» летописец пишет: «Выгребоша 2 князя,Ярополка и Ольга, сына Святославля,и крестиша кости ею, и положиша я въ церкви святыя Богородица. В се же лето умре Брячиславль, сынъ Изяславль,внукъ Володимерь ,отец Всеславль. И Всеславъ,сынъ его, .седе на столе его, его же роди мать от волхованья. Матери бо родившее его,бысть ему язвенно на главе его, рекоша бо волсви матери его: « Се язвенно навяжи на нь, да носить е до живота своего», еже носить Всеславъ и до сего дне на собе, сего ради немилостливъ есть на кровьпролитье».
Перевод: « В год 6552(1044) . Выкопали из могил двух князей, Ярополка и Олега, сыновей Святослава, и окрестили кости их в церкви святой Богородицы. В тот же год умер Брячислав, сын Изяслава, внук Владимира, отец Всеслава, и Всеслав, сын его сел на столе его, мать же родила его от волхования. Когда мать родила его, на голове оказалась сорочка, и сказали волхвы матери его: «Эту сорочку навяжи на него, пусть носит её до смерти» И носит её на себе Всеслав и до сего дня, оттого и не милостив на кровопролитие».

«… язвено на голове» исследователи летописи переводят, как « на голове его оказалась сорочка». Сорочка- пузырь, плацента, детское место, орган, осуществляющий связь и обмен веществ между организмом матери и плодом. По весу плацента может ровняться весу ребенка или немного меньше его. И представьте, этот кусок мяса привязанный к Всеславу. Бред какой-то. « Родился в сорочке» - говорят о удачливом, счастливом человеке, автор же летописи утверждает, что « язвенно на голове» означает « не милостлив на кровопролитие». Какая- то нестыковка получается. И почему «язвенно» только на голове? В словаре В.И. Даля я нашла слово «уязвлять» - порезать. На голове порезать можно только волосы. Возможно, волхвы отправляли обряд,постригая волосы на голове Всеслава. У В. И. Даля «пострижение ( гражданское, не духовное) обряд признания мужчиной, законным сыном и наследником отца, стригли впервые от роду» «матери бо родивши его». Что подтверждается и летописью « умер Брячислав … и Всеслав сын его сел на столе его …». Остриженные волхвами волосы, Всеслав носил « до сего дня на собе». Предосторожность эта была необходима, что никто не мог навести «порчу» на Всеслава, используя его волосы. Даль уточняет, что «ныне этот обряд вывелся, но изредка бывает на Дону.»
Все люди в 1044г. были либо язычниками «рождёнными от волхования» либо христианами « богом рожден от отца благочестивого». У христиан был свой обычай стричь голову ( Евангелие от Матфея глава11, Покрытие головы). В ней говориться, что мужчины должны стричь голову, а у женщин голова должна быть покрыта длинными волосами или покрывалом, поскольку женщина находиться под главенством мужчины. Покрытие головы тесно связано с божьим главенством, Божьей властью. Архангел вместе с теми, кто был подчинен ему, восстал против Божьего главенства (Мф 25: 41)основав свое царство тьмы. Волхвы, произведя постриг язычнику Всеславу, тем самым восстали против Божественного главенства и власти киевских князей. Сатана, в облике волхвов, соблазнил человека Всеслава последовать за ним и восстать против Бога и Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого), поэтому Всеслав и был « не милостив на кровопролитие».
Я понимаю, что смена представлений, влечет новое видение текста летописи. Считаю, что летописец сознательно пользовался символами, для того чтобы объяснить и передать информацию в категориях понятных людям их времени.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Всеслав Полоцкий "В лето 6552..."

Сообщение Konrad » 11 мар 2012, 19:48

А ведь Вы правы, что "сорочку"-то на себе носили, такой обряд был, его описывают Афанасьев, Потебня, Сумцов. Вроде бы "сорочка" иногда оставалась в виде чепца на голове и носилась потом как талисман.
Потебня полагал, что речь идет о коже, шкуре („Иракла глаголють во лвеи язвени ходяща," хронограф, XVI век).
Последний раз редактировалось Konrad 15 мар 2012, 11:09, всего редактировалось 1 раз.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Всеслав Полоцкий "В лето 6552..."

Сообщение Nikola » 14 мар 2012, 18:58

Ну, автор летописного текста волхвам свечку не держал. Мог по мелочам и напутать. Предположим, что под названием сорочка записан лишний лоскут кожи на голове младенца. Тогда - действительно носить до смерти, и не повязать им голову, а привязать его к голове и не пытаться удалить. Что сорочка на голове - лоскут детского места, что кожный нарост, в первый момент похожий на сорочку - знак вмешательства высших сил, нерядовой судьбы. Вещая душа в друзе теле...
Не милостив на кровопролитие - можно по разному толковать. Как то не похоже на кровожадность...
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Всеслав Полоцкий "В лето 6552..."

Сообщение Konrad » 15 мар 2012, 11:10

Я тут почитал этнографов и немного поправил текст.
Толковать можно двояко. Не останавливающийся перед кровопролитием и немилостивый к тем, кто проливает кровь.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Всеслав Полоцкий "В лето 6552..."

Сообщение Nikola » 15 мар 2012, 12:49

Konrad, если ношение сорочки на голове не от той же летописной сказки о Всеславе - а я встречал только основанные на ней сообщения - вопрос можно считать закрытым. Никакого символизма, и никакого христианского духа в описании. Объективка.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Всеслав Полоцкий "В лето 6552..."

Сообщение Konrad » 16 мар 2012, 18:43

Нет, не оттуда. И оно есть еще у других славян, а также у немцев, французов. Один из классиков французской этнологии посвятил "сорочке" целый труд.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Всеслав Полоцкий "В лето 6552..."

Сообщение Лемурий » 20 мар 2012, 16:15

Konrad писал(а):немилостивый к тем, кто проливает кровь.

Да, НЕТ - летописи трактуют иначе - немилостлив, т.е. охотчив на кровопролитие:

Въ лето 6552 (1044). Володимеръ съдела городъ Новьгородъ.
Въ се же лето умьре Брячиславъ и Вьсеславъ, сынъ его седе на столе отьца своего.

* Сего же роди мати отъ вълховования; матери бо родивъши его, бысть ему язва на главе его; рекоша же вълсви матери его: "се язвьно навяжи на нь, да носить é до живота своего"; еже носить Вьсеславъ и до сего дьне на собе; сего ради немилостивъ есть на кръвопролитие.
------
Новгородский свод 1050 года с продолжениями до 1079 года//А.А. Шахматов Разыскания о русских летописях, (1908), М., 2001, с. 471

Въ лето 6552. Сего роди мати от волхования. Матере бо родивше его, и бе ему язвено, яма на главе его; рекоша бо волсви матери его: "Все язвенно навяжи на нь, да носит его до живота своего", еже носил Всеслав и до смертнаго дне на собе; сего ради немилостивъ есть на кровопролитие...
-------
ПСРЛ, т. 43 Новгородская летопись по списку П.П. Дубровского

Того же лета умре Брячислав князь, сын Изяслав[ль], и Всеслав, сын его, сяде на столе отца своего. Его же роди мати от волхвования. Ма­тери бо родивши его, бе ему на главе язвено, крест, яма на главе его. Рекша волсви матери его: “Все язвено навяжи ему, да носит до живота своего”. Сего ради немилостив есть на кровопролитие.
-------
ПСРЛ т. 34 - Пискаревский летописец
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий "В лето 6552..."

Сообщение Nikola » 20 мар 2012, 22:05

Не милостив на кровопролитие можно понять и как не сожалееет о пролитой крови, а можно и как не радуюется кровопусканию. И на то, и на это эксперт Срезневский привел примеры. А вот пример летописной трактовки неизвестен,по крайней мере, здесь не явлен.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Всеслав Полоцкий "В лето 6552..."

Сообщение Лемурий » 28 мар 2012, 16:53

    § 290"... Под тем же годом [ 6552 (1044)] записано известие о смерти Брячислава и вокняжении Всеслава: появление этого известия в Новгородском своде объясняется тем, что новгородцам пришлось вести долгую борьбу с Брячиславом; заметка летописца под 6529 (1021) о том, что Брячислав воевал с Ярославом до конца своих дней, имеет, конечно, в виду прежде всего неоднократные нападения Брячислава на новгородскую область, куда направлял свои взоры впоследствии и его преемник. К этому известию о смерти Брячислава прибавлена заметка о чудесном рождении Всеслава от волхвования; заметка оканчивалась словами: «еже (язвьно) носить Вьсеславъ и до сего дьне на собЬ: сего ради немилостивъ есть на кръвопролитие». Думаю, что слова эти или прибавлены (сначала они могли появиться на полях) позднейшим читателем, а именно в шестидесятых годах XI столетия, когда Всеслав наводил неоднократно ужас на Новгород своими набегами, или вставлены при переписке Новгородского свода (в Новгороде) для Киево-Печерского монастыря в конце восьмидесятых или начале девяностых годов того же XI столетия..."
    ------------
    Шахматов А.А. Разыскания о русских летописях, (1908), М., 2001

У княгини или принцессы от змея-дракона родился необыкновенный сын. Он появился на свет в рубашке (последе), кусочек которой, по настоянию колдунов, всегда носит с собой. Ему предсказана необычайная сила и кровожадность, пугающие даже родную мать и заставляющие дрожать сыру землю. Ребенок быстро растет. Он обладает даром ясновидения, он вездесущ и могуч, по желанию он может превращаться в ясного сокола, в лютого зверя-волка и других животных. Его жертвы не могут ускользнуть от него. Счастье сопровождает героя. Он связан с силами ночи, угрожает самому солнцу, следы его запятнаны кровью, вампиры теснятся у его жилища. Но слава и страдания все время чередуются в его жизни. Из охотника он превращается в животное, из преследователя в жертву, и наоборот. [цит. Jakobson R., Szeftel M. The Vseslav Epos. Russian Epic Studies. Philadelphia, 1949, c. 68-69]
------------
Сапунов Б. В. Всеслав Полоцкий в «Слове о полку Игореве» //ТОДРЛ, т. 17, М-Л, 1961, с.78—79
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий "В лето 6552..."

Сообщение Nikola » 28 мар 2012, 19:42

Вот и я про это - современной Всеславу трактовки немилостивости летописец не привел. Авторы, процитированные выше, дали СВОЮ трактовку - основанную на анализе ВСЕХ известий о Всеславе. Что ж, она не противоречит духу летописей. Но между кровожадным и не жалеющим о пролитой крови есть разница. Можно ли упрекнуть Всеслава в кровопролитии ради самого процесса?
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Всеслав Полоцкий "В лето 6552..."

Сообщение Konrad » 15 мар 2013, 23:27

По поводу поединка Мстислава и Редеди: "По раджпутским представлениям, поединок — самое «правильное» сражение. В нем участвуют два воина-солдата или двд пол­ководца, за которыми стоят армии; в последнем случае геройство правителя позволяло сохранить жизнь подданным. Требование «побеждать врагов в честном бою» относилось прежде всего к поединку. Общее правило такое: в поединке воины используют оружие «от низших видов к высшим», т. е. копье или пику, дротики, лук и стрелы, меч. Важный принцип — соответствие видов оружия у обоих противников. Поединок продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не отбросит оружие или, увы, не погибнет. Ранение не считалось достаточным основанием для прекращения поединка; в случае фактической невозможности продолжать противостояние, если раненый терял сознание, требовалось решение наблюдателей о прекращении боя. Стоящие невдалеке доброжелатели, болельщики, могут остановить поединок, проведя переговоры. Они же утешают, помогают, прикасаясь «прохладными руками» в паузах поединка".
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Всеслав Полоцкий "В лето 6552..."

Сообщение Лемурий » 16 мар 2013, 12:56

В данном случае поединок представлен как "Божий суд", "поле" по-древнерусски. Поэтому и к Богоматери Оранте обращение.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий "В лето 6552..."

Сообщение Konrad » 16 мар 2013, 13:20

Как видим, этот поединок - традиция, которая древнее христианства, и призывание именно Богородицы здесь оправдано женскими божествами войны у скифов и раджпутов.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина


Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: userdez и гости: 29