"Готские девы" и др. словосочетания в СПИ

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

"Готские девы" и др. словосочетания в СПИ

Сообщение Лемурий » 31 авг 2008, 09:38

В этой теме будем "расшифровывать" устойчивые словосочетания, встречающиеся в "Слове о полку Игореве", такие как: Готские девы, Велесов внуче, Стрибожи внуци, Дажь-Божа внуки, Великий Хорс, Дева-Обида, Троянова тропа и др.

Начнем с самого длинного объяснения: ГОТСКИЕ ДЕВЫ

Се бо готскія красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня рускымъ златомъ, поютъ время Бусово, лелѣютъ месть Шароканю.

Чтобы разобраться, в этом вопросе надо открыть Иордан. О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ДЕЯНИЯХ ГЕТОВ
Историк Аблавий сообщает, что там, на берегах Понта, где они [готы], как мы говорили, остановились в Скифии, часть их, владевшую восточной стороной, возглавлял Острогота; либо от этого его имени, либо от места, т. е. «восточные», называются они остроготами; остальные же — везеготами, т. е. с западной стороны...
Племя это чудесным образом прославилось в той стране, где жило, т. е. на понтийском побережье скифской земли; оно без страха держало огромные пространства земель и столько морских заливов, столько течений рек! Под его десницей нередко лежал [распростертый] вандал, принуждаем был к дани маркоманн, обращены были в рабство вожди квадов...
Спустя немного времени, как передает Орозий, взъярилось на готов племя гуннов, самое страшное из всех своей дикостью...
Вот эти-то гунны, созданные от такого корня, и подступили к границам готов. Этот свирепый род, как сообщает историк Приск, расселившись на дальнем берегу Мэотииского озера[восточный берег Азовского моря], не знал никакого другого дела, кроме охоты, если не считать того, что он, увеличившись до размеров племени, стал тревожить покой соседних племен коварством и грабежами...
Лишь только они перешли громадное озеро, то — подобные некоему урагану племен — захватили там алпидзуров, алцилдзуров, итимаров, тункарсов и боисков, сидевших на побережье этой самой Скифии. Аланов*, хотя и равных им в бою, но отличных от них [общей] человечностью, образом жизни и наружным видом, они также подчинили себе, обессилив частыми стычками....

*)Некоторые ученые умножают и без того многочисленные, рассыпанные в ряде источников сведения об аланах, уверяя, что название анты (в историческое для них время, в VI в., безусловно относимое к славянам) произошло от названия «ас» (аланы) и что анты с их вождем Божем (Get., § 247), воевавшие с готами после смерти Германариха, были аланами, ас, черкесами (см.: A. Olrik, Ragnarok, Die Sagen vom Weltuntergang, S. 464; L. Schmidt, S. 241, 256, 275; G. Vernadsky, Ancient Russia, p. 105-106, 156). Ср. прим. 610.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24074
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Рыбаков о готах Иордана и СПИ

Сообщение Лемурий » 31 авг 2008, 10:29

Идем далее, Б. А. Рыбаков "Русские летописцы и автор "Слова о полку Игореве" (М.1972, стр. 418-421):
Славянский князь Боз (Boz, Booz, Вох) упомянут готским историком Иорданом* в связи с событиями 370-х годов:
"придется нам вновь вернуться к древним их скифским поселениям и представить так же последовательно генеалогию и деяния остроготов. Про них известно, что по смерти короля их Германариха они, отделенные от везеготов и подчиненные власти гуннов, остались в той же стране причем Амал Винитарий удержал все знаки своего господствования. Подражая доблести деда своего Вультульфа, он, хотя и был ниже Германариха по счастью и удачам, с горечью переносил подчинение гуннам. Понемногу освобождаясь из-под их власти и пробуя проявить свою силу, он двинул войско в пределы антов и, когда вступил туда, в первом сражении был побежден, но в дальнейшем стал действовать решительнее и распял короля их Божа с сыновьями его и с семьюдесятью старейшинами для устрашения, чтобы трупы распятых удвоили страх покоренных. Но с такой свободой повелевал он едва в течение одного года (гунны убили его на реке Эрак и установили господство над остроготами) [Иордан. О происхождении и деяниях Гетов. Перев. и коммент. Е.Ч. Скржинской М.1960, стр. 115]
Германарих умер где-то между 370 и 376 гг. Остроготы в это время, по мнению Е.Ч. Скржинской, жили "вдоль берега нижнего Днепра и, возможно, здесь же, на нижнем Днепре, скорее всего на правом берегу, жили те анты, которых возглавлял Бож"[ там же стр. 320]...

Очевидно, готские девушки, в 1185 г. жившие под властью половцев, пели те самые древние сказания о Винитаре и Бозе, которыми шесть веков тому назад воспользовался Иордан. В руки прибрежных, приазовских готов, попала добыча, взятая у тех воинов Игоря, которым удалось доскакать до Азовского моря ("а прочим в море истопоша"). Как бы в благодарность за это готские девушки, звоня русским златом, вспомнили о древней победе над славянами, об имени антского князя и лелеяли "месть Шароканю"...

Поражение половцев под Сновском в 1068 г. закончилось пленением хана Шарукана... Теперь, после того как внук Шарукана Кончак взял в плен правнука Святослава Игоря, можно было "лелеять месть Шароканю"...

Встает вопрос о том, откуда, из какого источника автор "Слова о полку Игореве" и его слушатели или читатели могли почерпнуть сведения о содержании готского эпоса, упоминания Буса и Хиновы? Таким источником, в одинаковой мере известным и поэту, и его аудитории, могли быть сказания южанина Бояна, почерпнутые в свою очередь у потомков тмутараканских готов-тетракситов...


*) здесь ссылка наИордан. О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ДЕЯНИЯХ ГЕТОВ с вышеприведенным отрывком.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24074
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 31 авг 2008, 10:59

Происхождение Бояна на самом деле вопрос спорный. По тексту "Слова.." он "пояше старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю" -

Мстислав - князь Тмутараканский и Черниговский (его поединок с Редедей относится к 1022 г., после смерти Мстислава (ум. 1036 г.) его черниговские и тмутараканские земли перешли к Ярославу, вполне возможно, что с княжеским песнетворцем... Далее упомянут "красный Роман Святославич" - опять тмутараканский князь, к которому бежал в 1077 г. ещё один герой "Слова..." Олег Святославич (Гореславич).

Казалось бы из Тмутаракани Боян не вылезает.

Однако в "Задонщине": "Не проразимся мыслию но землями, помянем первых лѣт времена, похвалим вѣщаго Бояна горазна гудца в Киеве. Тот бо вѣщий Боянъ, воскладоша горазная своя персты на живыя струны, пояше руским князем славы: первую славу великому князю киевскому Игорю Рюриковичю" - он искусный гусляр в Киеве.
А в Софийском Соборе в Киеве есть купчая-graffito на Боянову землю.
Кстати, вот её копия:
Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24074
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Новый » 31 авг 2008, 21:48

В теме "Тмутаракань" (раздел "Средние века") на последних двух страницах всплыл вопрос о Боже, и обсуждалась возможность того, что "время Бусово" связано с его именем. В том числе есть моё довольно длинное сообщение от 17-го июля: там я высказываю некоторые предположения об этом загадочном антском князе. Может быть, стоит как-то переместить это сообщение сюда?
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Лемурий » 01 сен 2008, 09:10

Новый писал(а): В том числе есть моё довольно длинное сообщение от 17-го июля: там я высказываю некоторые предположения об этом загадочном антском князе. Может быть, стоит как-то переместить это сообщение сюда?
Конечно перенесите, чтобы тема была раскрыта максимально полно...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24074
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 01 сен 2008, 13:59

Люблю и уважаю Б.Рыбакова. Но все же поразительно. Он что, полагал, что когда половцы догнали и утопили в море остатки русской дружины (ну предположим, что такое было), то они потом ПОДАРИЛИ все русское злато этим готским девушкам, которые там жили около моря?
НО ГЛАВНОЕ И ОСНОВНОЕ.
Если едешь в Степь с целью пограбить вежи, то зачем было вести туда большое количество "злата"?Дальше. Ведь где-то в другом месте утверждается, что "жир потопили в реке Каяле". Или что-то потопили, а что-то не потопили?
Проблемы СУЩЕСТВУЮТ.
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Лемурий » 01 сен 2008, 17:50

Евгений Беляков писал(а):Люблю и уважаю Б.Рыбакова. Но все же поразительно. Он что, полагал, что когда половцы догнали и утопили в море остатки русской дружины (ну предположим, что такое было), то они потом ПОДАРИЛИ все русское злато этим готским девушкам, которые там жили около моря?
Замечательно, что Вы, Евгений, заметили этот "косноязычный" момент... Сам, когда вчера писал - обратил внимание.
В принципе, он объясняется просто:
В настоящее время существует не менее десяти вариантов маршрута Игоря в степь. Так или иначе, известив соратников о желании "посмотреть синий Дон", Игорь оказался не у реки Тора (правый приток Северского Донца, а под Доном подразумевалась именно эта река), где находились становища Кончака, а в местности, относящейся к бассейну Днепра, т.к. взятые в плен половцы сообщили о наличии там богатых становищ (веж). Здесь нас ждет еще одна загадка - вежи оказались необычайно богатыми - в них были "злато", "паволоки", "оксамиты", серебряное оружие, богатые одежды, "всякое узорочье половецкое", но не было того, чем обычно "ополонялись" русские князья в степи: скота и табунов коней. При этом половецкие воины выпустили только по одной стреле и умчались в степь. То ли дружины Игоря отыскали всю казну половцев, то ли эти вежи были заранее приготовленной ловушкой. Игорь, почувствовав неладное, предложил отойти назад, к Донцу, но остальные князья - а это, кроме его сына, брат Игоря Всеволод Курский и племянник Святослав Рыльский - под предлогом отдыха уговорили его остаться на ночь. "Неудивительно, братья, зная (что нас ждет) и умереть", - ответил им Игорь. Утром же русские увидели себя со всех сторон окруженными половцами и, по стягам, поняли, что им противостоят силы всей степи. Помимо Кончака, подошли войска Гзака (Козы Бурновича) и еще семи орд. Летописец приводит слова, сказанные тогда Игорем: "Если поскачем - спасемся сами, а простых людей бросим, а это будет грех на нас перед Богом, предав их, уйдем. Так либо умрем, либо все вместе останемся живы"...

В. Рыжков Происхождение и судьба героев "Слова о полку Игореве"

Готские девы - это потомки остроготов, жившие на берегу Азовского моря и нижнего Днепра. В настоящее время, находясь под половцами, за отбитое у Игоря золото, лелеют месть внука Шарукана- Кончака, взявшего в плен правнука Святослава - Игоря, а также поют о времени, когда их готские предки побеждали славянского князя Божа.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24074
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Новый » 01 сен 2008, 22:43

Насчет "славяно-готской войны". Мне кажется, не стоит из этих антов и готов 4-го столетия делать "наших" и "немцев". Иордан писал в 6-ом веке, когда готы, давно переместившиеся из Приднепровья на запад, так сказать, "вторично германизировались", и реконструировал, должно быть, историю предков того короля (конунга), которому служил. Но приднепровское государство готов - особенно если учесть, что современником Винитара был ещё и некий Витимир (может быть, они правили разными уделами?), - не было ли оно почти таким же славянским по основному составу населения, как государство антов? Мало ли, что оно называлось "готским": "Болгария", скажем, - тоже не славянское название...
Самый интересный, на мой взгляд, момент этого конфликта - момент, который отражает, по-моему, его основную суть, - заключается в том, что этого Божа и его старейшин не просто убили, а РАСПЯЛИ. Кем и для кого мог быть выбран В ХРИСТИАНСКУЮ ЭПОХУ (речь же не о Спартаке) этот способ казни? Ответ: только язычниками для христиан. Поэтому здесь просматриваются контуры некоей РЕЛИГИОЗНОЙ войны. Теперь учтем, что в те века и в тех краях христианство приписывалось в основном готам; у них и епископ свой был, Ульфила (это означает, кажется, "волчонок" - имя, впрочем, германское и абсолютно языческое). Так что имеется некоторая неопределенность в том, "кто есть кто": не анты ли (т. е. славяне) подразумеваются иной раз под именованием "готы".
История с Божем, кстати, перекликается с одним эпизодом, описанным у армянского историка Моисея Каланкатуйского. Датируется эпизод, правда, 5-ым веком, но кто знает, насколько это точно... Некие "гунны" (у армян это могло быть обобщенным названием варваров) вторглись в кавказскую Албанию: захватывали, резали, грабили и т. д. Их князь воспылал страстью к пленной красавице-христианке по имени Такуги, но она отказала ему и предпочла претерпеть мучительную казнь, но не нарушить целомудрия. Её стойкость произвела на него сильнейшее впечатление. Вскоре после её казни этому князю было ночное видение, в результате которого он раскаялся, принял крещение и нарекся именем "Феофил" ("Боголюбивый" - ср. "Бож": именования иногда усекаются, например "Спаситель" - "Спас"). Потом, когда он вернулся назад, в свою землю, некий верховный правитель, которому он был подчинен, хотел заставить его принести жертву языческим божествам; но Феофил отказался и принял в свою очередь мученическую смерть. Он сам и тридцать старейшин. При этом и у него тоже были сыновья - два сына, которые пытались бежать, но были настигнуты и убиты.
Итак, две контурно схожие истории: казнь на почве религиозного конфликта (ведь Божа, распяли), вместе с сыновьями и несколькими десятками старейшин (в одном случае - семьдесят, в другом - тридцать, но я же говорю о контурном, а не точном сходстве). И имена перекликаются: Феофил - Бож. Не восходят ли две эти истории к одной, прототипной?
Правда, у Моисея Каланкатуйского приводятся якобы названия племен - "росмосоки, князь "фовельский", - но это просто (ввиду устрашающего характера нашествия) подстановка имен из библейского пророчества о "Роше, Мешехе и Тубале (Фувале)".
Как бы то ни было, идея о том, что в "Слове" упоминается всё-таки Бож (даже если не принимать её со стопроцентной уверенностью), не лишена логики: эпизод с ним связан довольно интересный.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Новый » 01 сен 2008, 22:48

Предыдущее сообщение перенесено из темы "Тмутаракань".
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Лемурий » 02 сен 2008, 09:42

Новый писал(а):Насчет "славяно-готской войны". Мне кажется, не стоит из этих антов и готов 4-го столетия делать "наших" и "немцев". Иордан писал в 6-ом веке, когда готы, давно переместившиеся из Приднепровья на запад, так сказать, "вторично германизировались", и реконструировал, должно быть, историю предков того короля (конунга), которому служил. Но приднепровское государство готов - особенно если учесть, что современником Винитара был ещё и некий Витимир (может быть, они правили разными уделами?), - не было ли оно почти таким же славянским по основному составу населения, как государство антов?

Вообще-то, я и сам ошибся в предыдущем постинге, антов подчинили себе НЕ готы, а ГУННЫ.
" Спустя немного времени, как передает Орозий, взъярилось на готов племя гуннов, самое страшное из всех своей дикостью...
Вот эти-то гунны, созданные от такого корня, и подступили к границам готов. Этот свирепый род, как сообщает историк Приск, расселившись на дальнем берегу Мэотииского озера[восточный берег Азовского моря], не знал никакого другого дела, кроме охоты, если не считать того, что он, увеличившись до размеров племени, стал тревожить покой соседних племен коварством и грабежами...
Лишь только они перешли громадное озеро, то — подобные некоему урагану племен — захватили там алпидзуров, алцилдзуров, итимаров, тункарсов и боисков, сидевших на побережье этой самой Скифии. Аланов*, хотя и равных им в бою, но отличных от них [общей] человечностью, образом жизни и наружным видом, они также подчинили себе, обессилив частыми стычками." (см. Иордан - ссылка выше)

Тогда надо уточнить, что имелось в виду : "готские девы поют время Бусово"... Какие есть предположения :?:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24074
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Владимир Медведев » 02 сен 2008, 10:07

Владимир Медведев
Логограф
Логограф


Зарегистрирован: 17.05.2008
Сообщения: 40


Изменить/удалить это сообщение Ответить с цитатой

Автор "Слова" Святослав Златослов весьма четко определил хронологические
границы своего повествования: "отъ стараго Владимера (Х в.) до нынешняго
Игоря (ХII в.)". Так что все упоминания об исторических событиях, выходящих
за зти рамки, в поэме полностью исключены.
_________________
Вл. Медведев
Сообщение Ср Июн 25, 2008 8:59 am Сохранить сообщение
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Сообщение Владимир Медведев » 02 сен 2008, 10:14

Владимир Медведев
Логограф
Логограф


Зарегистрирован: 17.05.2008
Сообщения: 41


Изменить/удалить это сообщение Ответить с цитатой

quote: Новый писал (а):
Владимир Медведев
Фраза "от стараго Владимера до нынешняго Игоря" означает, что ТЕМА произведения - относительно новое время. Да и в самом начале сказано: "...по былинам сего (для Автора) времени...". Но почему это исключает упоминание чего-то более давнего? Скажем, в "Капитанской дочке" действие происходит во второй половине 18-го столетия, но упоминается Гришка Отрепьев... То, что поэта волнует современность, а не далекое прошлое, не исключает, по-моему, привлечения тех или иных старинных ассоциаций. В том числе, допустим, Божа. И даже ещё более древнего императора Траяна: это одна из распространенных точек зрения, и я лично с ней согласен. Собственные аргументы в пользу того, что Троян - это Траян, я высказал в очерке "Религиозная загадка "Слова" (он опубликован в проекте "Точка зрения", раздел "Слово о полку Игореве"), в предпоследней главе ("Троян и "знаемая" земля").
На чём Вы основываете мысль, что "время Бусово" означает "бесово"? Вы пока не пояснили, но рискну высказать догадку. Наверное, Вы исходите из того, что половцы названы "детьми бесовыми", соотносите это с фразой "черный ворон, поганый половчине" (что даёт параллель "ворон- бес"), и замыкают логическую цепочку "бусови врани". Бусови - "бесовы", а отсюда, соответственно, "бесово" и время, воспеваемое готскими девами.
Дело, однако, в том, что между "бусом" и "бесом" всё-таки очень большая фонетическая разница: дважды первое вместо второго поэт не напмисал бы - слишком грубая орфографическая ошибка. У него, правда, бывают разночтения (Русици - Русичи, вълком - влъком), но ФОНЕТИЧЕСКИ они или идентичны, или очень близки. А "бус" и "бес"... между ними целая пропасть по звучанию: гласные-то здесь единственные, т. е. подчеркнуто ударные...
И потом, почему тогда (если даже допустить, что "время бесово", поскольку "невеселая година встала") сразу идет "лелеют месть Шароканю"? Это же скачок на несколько десятилетий назад! Неужели почти весь двенадцатый век у автора "бесов"?
Да и грубо звучит это выражении в применении к понятию "время".
Так или иначе, я присоединяюсь к просьбе, которую высказал Stanislaw: дайте конкретные аргументы.


Уважаемый Новый!
Ваша ссылка на "Капитанскую дочку" явно неудачна: Пушкин нигде не определяет хронологический диапазон повествования. Автор же "Слова" Святослав Златослов СПЕЦИАЛЬНО указывает временные границы своего произведения: "отъ стараго Владимера (10 в.) до нынешняго Игоря (12 в.)" (тема названа им в другом месте). Следовательно, никаких упоминаний об исторических лицах, живших за пределами этого периода, в "Слове" нет. Если же не считаться с авторскими показаниями, то зачем тогда, собственно, и браться за "Слово"?
Что касается "буса" (от "босъ" - дьявол) и проч., то эти вопросы уже давным-давно были широко освещены в научной литературе (см. также мое вышестоящее сообщение от 24 июня с. г.) и повторять здесь общеизвестное не имеет смысла.
_________________
Вл. Медведев
Сообщение Сб Июл 26, 2008 9:13 am Сохранить сообщение
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Сообщение Владимир Медведев » 02 сен 2008, 10:23

Новый
Логограф
Логограф


Зарегистрирован: 04.06.2006
Сообщения: 340


Ответить с цитатой

Уважаемый Владимир, в своём посте от 24-го июня (о том, что "бус" - это "бес") Вы просто высказали это мнение, ничем конкретным его пока не обосновывая. Чтобы можно было обсудить эту версию, приведите, пожалуйста, конкретные соображения (тем более если эта точка зрения аргументируется в научной литературе).
Что касается моей ссылки на "Капитанскую дочку" - это просто первое, что мне вспомнилось. Но вот, например, "Сказание о Мамаевом побоище", в котором диапазон повествования указывается с первых строк, и предельно узко (о брани Дмитрия и Мамая), а между тем уже в самом начале упомянуты: Гедеон и мадианитяне, Моисей и фараон, Юлиан Отступник и Батый, Тит и Навуходоноссор... Никогда и ни в одной литературе упоминание (именно упоминание, а не использование как героев) персонажей более ранних, чем время, к которому относится сюжет, не было запретным и не вызывало нареканий. Если, допустим, "время Бусово" - это "время Божа" (подчёркиваю - ДОПУСТИМ, поскольку стопроцентно доказанным это не считаю), то Бож тогда является просто неким символом отдаленного прошлого. Он не вводится в этом случае в ткань повествования подобно Всеславу или Олегу, чьи действия обсуждаются и соотносятся с действиями современников. Ибо они хотя и не являются героями данного сюжета, но находятся внутри заданного поэтом временного диапазона.
Сообщение Вс Авг 03, 2008 1:24 am Сохранить сообщение
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Сообщение Владимир Медведев » 02 сен 2008, 10:27

Владимир Медведев
Логограф
Логограф


Зарегистрирован: 17.05.2008
Сообщения: 42


Изменить/удалить это сообщение Ответить с цитатой Удалить сообщение

Уважаемый Новый!
В "Сказании о Мамаевом побоище" стоит просто летописная дата события: "в лето 6889". Так что это вовсе не хронологический диапазон повествования "отъ" и "до", который имеется в"Слове".
По поводу выражения "время бусово" (время бесово) рекомендую обратиться к Энциклопедии "Слова" (т. 1, с. 242 - 245).
_________________
Вл. Медведев
Сообщение Ср Авг 06, 2008 8:58 am Сохранить сообщение
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Сообщение Владимир Медведев » 02 сен 2008, 10:34

Предыдущие сообщения, о которых Новый умолчал, перенесены из темы "Тмутаракань".
Вл. Медведев
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

cron