Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 2

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Красные девки половецкие.

Сообщение Zinchenko_tanya » 03 дек 2008, 10:31

Русичи великая поля чрьлеными щиты прегородиша, ищучи себѣ чти, а князю – славы .
Съ заранія въ пяткъ потопташа поганыя плъкы половецкыя, и рассушясь стрѣлами по полю, помчаша красныя дѣвкы половецкыя , а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты.
Орьтъмами, и япончицами, и кожухы начашя мосты мостити по болотомъ и грязивымъ мѣстомъ, и всякыми узорочьи половѣцкыми.
Чрьленъ стягъ, бѣла хорюговь, чрьлена чолка, сребрено стружіе – храброму Святьславличу!
Дремлетъ въ полѣ Ольгово хороброе гнѣздо . Далече залетѣло!

Ну и в чём "героизм"
Мне, например, в дремлющем после половецких девок "герое" только ИРОНИЯ видется...

Здравствуйте , Лемурий!
В данном тексте, я усматриваю трансформацию очень древних мотивов в героический эпос ,наполненных новым национально –историческим содержанием. Один из них отражающий воинские обычаи очень старого времени : мужчины полностью истребляются («рубите старого, малого не оставляйте в царстве на семена»), женщины и девушки делятся как добыча между победителями вместе с материальными ценностями : «помчаша красныя дѣвкы половецкыя , а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты.
Орьтъмами, и япончицами, и кожухы».
Однако многочисленные свидетельства античных и средневековых писателей позволяют утверждать, что у кельтов германцев , славян, а на Востоке у тюркских, монгольских и кавказских народов в период господства патриархально родовых отношений вплоть до высшей ступени варварства и даже в условиях феодализма сохраняются пережитки более независимого положения женщины в обществе в частности а её равноправном участии в воинских предприятиях своих соплеменников. Поэтому текст «Слова…» может содержать и более архаичный мотив брачного поединка между женихами и невестами. Этот вариант героического сватовства связан с образом богатырской девы. Сюда относятся древнегреческие амазонки, валькирии германского эпоса, тюркского и монгольского эпоса (киргизский « Манас», каракалпакские «Сорок девушек», древнеогузский «Китаби Коркуд» и др.) Богатырские девы прославлялись своим искусством стрельбы из лука и в «Слове…» автор отмечает только один вид оружия «рассушясь стрѣлами по полю». Сходным образом и в русской былине удалая поленица побеждённая Дунаем в чистом поле говорит своему победителю: « Кто победит меня во чистом поле, за того мне , девице, замуж идти».(Кирша Данилов,11). В «Слове… эта древняя тема приспособлена к более позднему времени и подверглась модернизации в связи с общей трактовкой первой битвы Игорева войска с половцами. Текст : « начашя мосты мостити по болотомъ и грязивымъ мѣстомъ, и всякыми узорочьи половѣцкыми» говорит нам о постройке моста, что символически означает границу между русскими и половецкими землями. Путь на «чужую сторону» ведёт через реку. В основе этих образов, несомненно, лежат древние представления о «потустороннем мире»- царстве мертвых, находящимся за недоступным водным рубежом. Архаический характер версии несомненен, в которой отчетливо проступают древние мифологические черты. Переступив границы этой страны, герой засыпает магическим сном. Дремлетъ въ полѣ Ольгово хороброе гнѣздо . Далече залетѣло!

На спящих воинов, нападает вражеское войско. Вся эта сцена очень близко напоминает пленение Алпамыша в узбекском эпосе, но магический богатырский сон мотивирован в эпосе рационально – опьянением после пира В «Слове…» « ту при докончаша храбрии русичи, сваты попоиша , а сами полегоша за землю русскую».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 03 дек 2008, 10:50

Евгений Беляков писал(а):Банда насильников с жемчужными душами...
Да НЕТ, Евгений, конечно, логически так можно вывести, но тут ВАЖНО мнение самого автора, а оно таково:

Здрави, князи и дружина, побарая за христьяны на поганыя плъки!
Княземъ слава, а дружинѣ - Аминь.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 03 дек 2008, 11:35

Новый писал(а):Кроме того, и пожелай Автор пройтись насчет "Ольговичей", он, я думаю, нашел бы некую иную зацепку (да и в самом деле очень резко высказывается о "Гориславиче"), но не стал бы - да и морального права бы не имел, - уязвлять их по линии, скажем так, "образа действий во время войны".
Ну, так РЕЗКО он и не высказывается, это как цицероновская "улыбка авгура", понятна только единомышленникам (братии)...

Вы бы лучше спросили у Евгения (ибо это его версия), как правильно читается вот это место:

Того стараго Владиміра нельзѣ бѣ пригвоздити къ горамъ кіевскимъ;
сего бо нынѣ сташа стязи Рюриковы, а друзіи – Давыдовы, нъ розно ся имъ хоботы пашутъ. Копіа поютъ.

"Рога-то есть, но лишь хвостами машут!"

Вот Вам и "моральное право"... :D
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 03 дек 2008, 12:19

Zinchenko_tanya писал(а): Этот вариант героического сватовства связан с образом богатырской девы... Богатырские девы прославлялись своим искусством стрельбы из лука и в «Слове…» автор отмечает только один вид оружия «рассушясь стрѣлами по полю».
Текст : « начашя мосты мостити по болотомъ и грязивымъ мѣстомъ, и всякыми узорочьи половѣцкыми» говорит нам о постройке моста, что символически означает границу между русскими и половецкими землями.
Добрый день, Татьяна!
Вот у нас интересный диспут получается я "рублю с плеча", а Вы "зегзицею по Дунаеви"...
Рассушясь (по Срезневскому) рассыпавшись см. также ЭС: Рассутися

"„Рассушясь — первые издатели перевели это слово — рассыпавшись; Г. Пожарский рассучясь, т. е. развиясь (стр. 55), образуя ш из ч. Но лучше выводить слово рассушясь от рассутися, рассунутися (корень — сую, сути, сунути) — рассоваться: у малороссов до сих пор сохранилось выражение: рассулися стрелками по полю“. "

Как бы сказать по-корректней: "Рассучясь" к меткой стрельбе "богатырских дев" отношения НЕ имеет, тем более что это слово относится к РУСИЧАМ.

А "мосты мостити по болотомъ и грязивымъ мѣстомъ, и всякыми узорочьи половѣцкыми"
означает только ТО, что кидали от избытка добычи "всякые узорочьи половѣцкые" в грязные места, показывая ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ к половцам.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Земля Троянова и море.

Сообщение Zinchenko_tanya » 03 дек 2008, 15:06

Здравствуйте, Новый!
Хочу дополнить информацию о Трояне. Начну с текста : Встала обида в силах Дажьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, всплескала лебедиными крылы на синем море у Дону, плещущи убуди жирня времена».
Обитаемое пространство древних состояло из трех миров :
1) мир небесный, связанный со светом
2) мир земной
3) мир подземный, чертог тьмы.
«В гору пошел» говорим мы об успешном человеке. Тот же смысл сохранился и в тексте «Слова…» «рища в тропу Трояню чрез поля на горы», это путь успеха , славы : «Свивая славы оба полы сего времени». « Звенит слава в Киеве». Гора соединяет мир небесный с земным.. Противоположность горе впадина ,заполненная водой – море. Это подземный мир , страна откуда нет возврата ( «назад следов нет» ). Не оставляет следа перелёт птицы с земли на море « вступила девою на землю Трояню, всплескала лебедиными крылы на синем море у Дону» . В свадебных обрядах так представляли переход невесты в другой род, на «чужую» землю:
« По морю ,морю синему.
Плавала лебедь белая,
Лебедь залётная.
Крыльями бьёт о сине море…
Как будет прочь отстать от батюшки,
Как будет пристать мне к чужому отцу».(Обрядовая поэзия. Ленинград. 1984г стр345 -346).
«Дева» попадала на чужбину ( в «загробный мир») , выйдя замуж. Мужчина оказывался в подземном мире только после смерти. : «погибашеть жизнь Даждьбожа внука». У сербов , хорватов македонцев, болгар, албанцев , греков и румын есть сюжет « чтобы выдать сестру замуж на чужбину, бог поднимает мертвого брата из могилы» дабы отвезти её туда». Очень сильный символ, если представить , что мертвый Дажьбожий внук, убитый половцами в полках Олега Гориславича, переводит Игоря и его войско: кого на чужбину , а кого в страну откуда нет возврата.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 03 дек 2008, 17:36

Zinchenko_tanya писал(а):. Тот же смысл сохранился и в тексте «Слова…» «рища в тропу Трояню чрез поля на горы», это путь успеха , славы...
А при чём тогда "в тропу Трояню чрез поля" и конечный путь "на Горы".

Бысть убо некы благочестивый мужь от града Любичя, яже во нь измлада вселися страхъ Божий, и желаше въ иноческый облещися образъ. Человеколюбивый же Господь възложи ему на сердце въ страну ити Греческую и тамо острищися. Абие путному шествию устремився, страньствуа за страньствовавшаго Господа и труждьшагося нашего ради спасениа, и достиже царьствующаго града. И въ Святую Гору доиде и обшед святаа монастыря, яже на Офоне, и виде монастыря, сущаа ту на Святой Горе, и пребывание святыхь тех, отець выше человеческаго естества...

Рече же ему игуменъ: «Антоние, паки иди в Русию, да тамо прочим на успехъ и утвержение будеши, и буди ти благословение Святыа Горы».
------------
Жил в городе Любече некий благочестивый муж, в которого смолоду вселился страх Божий, и захотел он стать иноком. Человеколюбивый же Господь вложил в его душу желание идти в страну Греческую и там постричься в монахи. Немедля устремился он в путь, странствуя за странствовавшего и трудившегося ради нашего спасения Господа, и достиг Царьграда. И пришел он на Святую Гору, и обошел афонские святые монастыри, и, увидев эти монастыри на Святой Горе и жизнь тех святых отцов, превосходящую человеческие возможности...

И сказал ему игумен: «Антоний, иди снова на Русь, да будешь там и другим примером их успеха и утверждения в вере, и будет с тобой благословение Святой Горы».

:arrow: см. Киево-Печерский патерик. НЕСТЕРА, МНИХА ОБИТЕЛИ МОНАСТЫРЯ ПЕЧЕРЬСКАГО, СКАЗАНИЕ, ЧТО РАДИ ПРОЗВАСЯ ПЕЧЕРЬСКЫЙ МОНАСТЫРЬ. СЛОВО 7

Путь из Царьграда на Афон лежит через Троянову тропу, через поля на Горы.
:arrow: см. VIA EGNATIA (римская дорога, последний крупный ремонт которой предпринял Траян в преддверии войн с парфянами)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Троянова тропа на гору.

Сообщение Zinchenko_tanya » 03 дек 2008, 17:56

Добрый вечер , Лемурий!
Гора и « высокое дерево» или Мировое древо - важнейший элемент картины мира ,присутствует в представлениях и религиях практически всех народов. Они представляют собой в пространстве как бы ось мира, соединяющие Землю и Небо. В народных мифах есть понятие «дольного мира» - земли на которой живут люди , в трудах и заботах. Но для того чтобы одухотворить труд, и жизнь человеку требуется подняться из дола на гору – идеальный заоблачный «горный мир».
«Всё лучше там, светлее шире,
Так от земного далеко…
Так разно с тем, что в нашем мире
И в чистом пламенном эфире
Душе так родственно – легко».
Тютчев говорит о небе как о духовной обители. «рища в тропу Трояню, через поля на горы», где поле - низ, а гора - верх. Теплотой человечностью любовью веет от светлой дали. Ведь в народном сознании каждая частица пространства наделена конкретным содержанием.
« Троянова тропа», направление « черезъ поля на гору» т.е.,от мира земного к миру небесному, сообщает жизни человека целеустремленность, потому и служит символом пути к цели, навстречу идеалу.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Троянова тропа на гору.

Сообщение Лемурий » 03 дек 2008, 19:17

Zinchenko_tanya писал(а):« Троянова тропа», направление « черезъ поля на гору» т.е.,от мира земного к миру небесному...
Вот и говорю, интересный спор выходит. Я Вам показываю конкретную тропу и цель маршрута, Вы адресуете "к миру небесному"... :D
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Троянова тропа.

Сообщение Zinchenko_tanya » 03 дек 2008, 21:00

Здравствуйте, Лемурий!
Я Вам пытаюсь донести, что чем древнее эпоха языка, тем богаче его символы, мифические обобщения и метафорические выражения. Затем я писала, что автор образ заимствует, творчески перерабатывает и приспосабливает к условиям национальной литературной традиции. Для меня Троян языческое божество , упомянутый в числе других богов в «Хождении богородицы по мукам». В «Слове» автор Трояна связывает со временем и пространством. Время неразрывно связано с пространством и события произойдут только в том случае, когда точки времени и пространства совпадут.
Вы указываете римскую дорогу, «Путь из Царьграда на Афон лежит через Троянову тропу, через поля на Горы». А теперь укажите время её ремонта и с каким событием она связана в «Слове…». И вписывается ли Ваш римский Троян , во временные рамки очерченные автором по протяжённости рода «от старого Владимира до нынешнего Игоря»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Троянова тропа.

Сообщение Лемурий » 04 дек 2008, 10:22

Zinchenko_tanya писал(а):Вы указываете римскую дорогу, «Путь из Царьграда на Афон лежит через Троянову тропу, через поля на Горы». А теперь укажите время её ремонта и с каким событием она связана в «Слове…». И вписывается ли Ваш римский Троян , во временные рамки очерченные автором по протяжённости рода «от старого Владимира до нынешнего Игоря»
Доброе утро, Татьяна!
Про временные рамки нам уже неустанно повторяет Владимир Медведев. Ну если дорога римская, следовательно старее Владимира, а сохранившаяся, кстати местами ДО СИХ ПОР, при чём тут временные рамки.

Изображение

Боян же не в гости к Марку Ульпию ходил, а по римской тропе, да и то "мысью летал"...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Троянова тропа на гору.

Сообщение Zinchenko_tanya » 04 дек 2008, 14:39

«Боян же не в гости к Марку Ульпию ходил, а по римской тропе, да и то "мысью летал»
Здравствуйте, Лемурий!
Ещё раз хочу обратить Ваше внимание : время неразрывно связано с пространством и события произойдут только в том случае, когда точки времени , пространства и события совпадут. Вспомните коронный вопрос всех криминалистов в кино: «Где вы были вчера с 20 до 21часа»?
В 1185г ранней весной Игорь топтал грязь по ПОЛЮ « по степи по берегу Сулы», а «Велесова внуче»( Святослав Киевский) в это время был уже в Киеве «звенит слава в Киеве». Располагался город, как известно, « в Киеве на ГОРАХ». Между двумя этими пунктами от Святослава к Игорю и ходил за военной помощью Боян «рища в тропу Трояню чресь поля на горы». О символических свойствах «трояновой тропы» я уже много писала в « Разгадке Слова о полку Игореве» 1.
Посмотрела Вашу фотографию Трояновой тропы, у неё точно есть «алиби», ни по временем , ни событиями ,она никак не связана со «Словом».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Евгений Беляков » 04 дек 2008, 19:33

Вспоминается водпровод, сработанный еще рабами Рима.
:D
Давайте так: поищем тот критерий, по которому мы смогли бы определить, что у нас: символ или реальность. а до тех пор, пока критерия нет, давайте все-таки не будем превращать простые вещи в трансценденции.
Какой-то принцип должен быть "бритва Лемурия" что ли! Как можно меньше чтобы было этих самых символов там, где идет повествование о реальных событиях. Тропа Трояна есть и была в те времена. Давайте, если что-то ЕСТЬ, то не будем дальше говорить, что это только символ. Есть - это есть. Это реальность... Реальность имеет тенденцию приобретать символический смысл, но если в тексте говорится о реальном предмете или явлении, незачем говорить, что его нет, а есть только символический смысл. Может быть, речь идет об утверждении, что Автор не знал(а), что помимо мистического смысла Тропа Трояна реально существовала?
А, интересно, КАК ВЫ ОБЪЯСНИТЕ такое удивительное совпадение?! Случайно в кустах оказалась реальная... Тропа Трояна?
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 04 дек 2008, 19:38

Кстати, то, что Боян "идет тропой Трояна" от Афона на Святую Гору в Царьграде - ведь это же еще один аргумент, что он клирик! Красиво получается...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Тропа , ведущая к морю.

Сообщение Zinchenko_tanya » 04 дек 2008, 22:51

Здравствуйте , Лемурий!
Верхнюю часть « Трояновой тропы» « чересь поля на горы» я видела на фотографии, а нет ли у Вас фото второй нижней части Трояновой тропы, ведущий вниз от земли к морю: «Вступила девою на землю Трояню всплескала лебедиными крылы на синем море у Дону»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 05 дек 2008, 10:02

Евгений Беляков писал(а):Кстати, то, что Боян "идет тропой Трояна" от Афона на Святую Гору в Царьграде - ведь это же еще один аргумент, что он клирик! Красиво получается...
Боян - песнетворец времени Ярослава. К этому времени благославление "от Св. Горы" получил ТОЛЬКО Антоний. Он же и поведал о своем пути из Царьграда по римской дороге до Солунь (Thessaloniki) и далее к Афону. Этот путь ещё описан у Григоровича.

:arrow: см. ВИКТОР ГРИГОРОВИЧ. ОЧЕРК ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЕВРОПЕЙСКОЙ ТУРЦИИ (1845)

Путь мой большею частно пролегал по следам древней римской дороги (via egnatia). Местами она еще неуступила разрушительному времени.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 100