Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 2

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Сон Святослава.

Сообщение Zinchenko_tanya » 15 дек 2008, 15:06

Здравствуйте, Лемурий!
Сон Святослава - это возможные грозные предвестники, предсказания и предупреждения, которыми так часто в свадебном обряде открывается сон невесты, и сны в священных историях Ветхого и Нового завета. Сны служат задаче подготовки неожиданности. Предупреждающие предсказания «о беде неминучей» имеют всегда категорический смысл неизбежности этой беды. Текст : «сыпахуть ми тъщими тулы поганых тльковинъ» я понимаю так , лук со стрелами нужен , чтобы сражаться . Здесь мы видим , что стрелы были уже выпущены и была одержана победа, но не русскими т.к. Святослав во сне слышит речь , и не понимает её без переводчика.
Невеста , когда ждёт жениха, занимается рукоделием. Цвет расшитых ниток новая информация для жениха, т.к. невеста «написала бы, да не умею , послала бы да не смею, пошла бы да боюсь». В « Слове Даниила Заточника» « Паволока бо испестрена многими шолками и красно лице являет, тако и ты, княже, многими людьми честен и славен по всемъ странам». Когда вести печальные девушка в свадебном обряде вышивает « голуби не белоснежные, а черные как уголь».
Горе меняет картину «кому Боголюбово а мне горе лютое, кому Бело озеро, а мне черные смолы». В «Слове…» Святослава одевают «чръною паполомою». Слово черный ещё раз встречается в «Слове…» «Чръна земля подъ копыты костьми посеяна, а кровью польяна, тугою взыдоша по русской земли». В свадебном плаче « Три поля горя насеяны, печалью то огорожены, горючими слезами поливаны, течет реченька слезяная, по ней жилочка кровяная». Из текста «Слова …» нам известно , что во время войн «по Русской земле ретко ратаеве кикахуть…»
В «Откровении» 6 : 5 « И я увидел черный конь и того , кто сидит на нём…».5. Черный цвет коня- это символ того, что распространяется голод». В «Откровении» упоминаются кони с белой (благая весть), красной ( войны , кровопролития) и черной (голод) окрасами. В « чръной паполоме» выражен образ голода , накрывающий после поражения Игоря, не только князя Святослава, а в его лице и всёх подданных княжества.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1450
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Сон Святослава.

Сообщение Лемурий » 15 дек 2008, 15:30

Zinchenko_tanya писал(а): Горе меняет картину «кому Боголюбово а мне горе лютое, кому Бело озеро, а мне черные смолы»...
Добрый день, Татьяна!
Вот интересно, мне в этой фразе Даниила Заточника видется распределение епархий, а Вам "свадебный обряд" - удивительно... :D

Как Вы думаете, через чью "злу жену" пострадал Заточник. Пример пророка Даниила, приведенный им в примерах пострадавших от "злых жен" Библией НЕ подтверждается, это явно он себя имел в виду.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24141
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Золото и жемчуг во сне.

Сообщение Zinchenko_tanya » 16 дек 2008, 10:09

«Вот интересно, мне в этой фразе Даниила Заточника видется распределение епархий, а Вам "свадебный обряд" - удивительно... »


Здравствуйте, Лемурий!
Хочу разобраться со сном Святослава далее. Мы предпринимаем межсюжетное сравнение текста «Слова….»
1.« уже дьскы безъ кнеса в моем тереме златовресемъ».
2.Сон невесты в свадебных причитаниях:
« Привиделся мне страшный сон,
Страшен сон немилостивый.
Да всё на нашей на улочке.
Всё пуста стоит хоромина,
Всё пуста , непокрытая.
Да углы прочь отвалилися,
По бревну раскатилися».
(Русская народная поэзия. Л. 1984г стр251)
3. Слово Даниила Заточеника
« кому есть Новъгород, а мне и углы опадали, зане не процветите часть моя.
В приведённых случаях есть величины постоянные и переменные. Меняются действующие лица, не меняется функция - разрушения дома. Можно сказать функция одна, а персонажей много.
В тексте» Слова…» я нашла две драгоценности золото - «златовресем» и крупный жемчуг - «великый женчугь».
Жемчужины производятся в раковинах в море. В мутной воде песчинка ранит жемчужницу, та выделяет слой перламутра вокруг песчинки и делает из неё драгоценную жемчужину. В море «живёт» нечистая сила Антихрист и бесы. Можно сказать, что жемчуг «родится» в водах смерти. В свадебных обрядах жемчуг – символ слёз:
« Порассыпался крупный жемчуг,
По столам дубовым.
Порасплачься невеста душа
Перед своим кормильцем батюшкой».
Противоположность морю, впадине залитой водой, гора.
И Святославов « терем златовресемь» находится «въ Киеве на горахъ». «Откровении»21: 9-10. 9«Подойди, я покажу тебе невесту, жену Агнца.10 И он унес меня на высокую гору и показал мне святой город, Иерусалим, сходящий с неба от бога». Новый Иерусалим невеста Агнца (Бога). Золото обозначает божественную природу Бога. Новый Иерусалим состоит из золота ,т.е. из божественной природы Бога. Слово «чистое золото» показывает, что является нисколько незамутненным. Воротами святого города Нового Иерусалима являются жемчужины и означают, что входом в город является возрождение через побеждающего смерть Христа. Город Киев уподобляется автором « Слова…» городу Новому Иерусалиму. Он также стоит на горе и дома «златоверхие». Бог небесный даровал Святославу Киевскому царство , власть , силу. А падшие ангелы в воздухе «бусови врани… и несошася к синему морю» и бесы в воде совместно с половцами « дети бесови» разрушают его целое царство на части « уже дьскы безъ кнеса в моем тереме златовресемъ». Но в то же время оно будет разделено, частью будет крепкое как золото, частью хрупкое и рассыпится как жемчуг.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1450
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Золото и жемчуг во сне.

Сообщение Лемурий » 16 дек 2008, 12:56

Zinchenko_tanya писал(а):В тексте» Слова…» я нашла две драгоценности золото - «златовресем» и крупный жемчуг - «великый женчугь»...
Добрый день, Татьяна!
Правильные места находите, но неправильные выводы делаете.

Вот смотрите: АВТОР, если использует аллюзию, то в предыдущем (последующем) тексте есть пояснение.

Например:

"Нъ рози нося имъ хоботы пашуть" (Екат. и первое издание) - см. выше - Ты буй Рюриче и Давыде, не ваю ли злачеными шеломы по крови плаваша? Не ваю ли храбрая дружина рыкають аки тури, ранены саблями калеными, на полѣ незнаемѣ

Всю нощь съвечера босуви, врани възграяху - см. выше - нъ часто врани граяхуть, трупіа себѣ дѣляче

акы пардуже гнѣздо - см. выше - Олгово хороброе гнѣздо далече залѣтѣло

великый женчюгь на лоно -см. ниже - Единъ же изрони жемчужну душу изъ храбра тѣла
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24141
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Ольгово хороброе гнездо.

Сообщение Zinchenko_tanya » 19 дек 2008, 11:03

Здравствуйте, Лемурий!
Простейшие поэтические формулы, сопоставления, символы , метафоры зародились самостоятельно задолго до написания автором «Слова…»,поэтому начало поэзии следует искать в народном творчестве, признавая широкое влияние христианской книжной традиции. В тексте «Олгово хороброе гнѣздо далече залѣтѣло» и «половци, акы пардуже гнѣздо» автор использует две формулы «своя семья» и « чужая семья», рассматривая их содержание, как символическое воспроизведение и обобщение коллективного опыта отражённого в эпической старине. В первобытном сознании сложился ряд формул и схем , из которых многие удерживались и в позднейшим обращении. Типические схемы, захватывающие положения бытовой действительности, передаются в ряду поколений как готовые формулы « старыми словесами», способные оживиться новым содержанием.
Свадебные обряды и обычаи определялись первобытными религиозными представлениями о « браке » небесных светил. Так отец невесты – «красно солнышко», мать – «светел месяц». В «Слове…» слова солнце, месяц служат для определения «своей родни»: « солнце светится на небеси – Игорь князь в руской земли», или «два солнца померкоста, оба багряна стлъпа погасоста и съ нима молодая месяца Олегъ и Святослав….». Две формулы « своя» и «чужая» семья используются путем противопоставления. Если своя семья хорошая « воля батюшкина , нега матушкина» и брат « милый брат , ясный сокол», то «чужая» – плохая :
«Как подумаю красная девица ,
Про чужую – то про сторонушку,
Как заходят, злы чужи люди
Закричат – то по - звериному
Зашипят – то по – змеиному». (Русская народная поэзия, Л. 1984г стр .382).
«Чужую» семью всегда представляли в образах диких зверей . Текст о воинах Всеволода « скачють акы серые влъци в поле», говорит нам о том, что часть его войска составляли наёмники.
В СПИ половцы – звери - хищники, « половцы, аки пардуже гнездо», а образ « своей семьи» всегда имел человеческое лицо «Олгово хороброе гнѣздо», мотив побратимства , боевого товарищества, в сравнении с «соколами и кречатами».
Половцев же автор сопоставляет с птицами воронами, питающихся падалью: « нъ часто врани граяхуть, трупия себе деляче. А галицы свою речь говоряхуть хотять полетети на уедие» «черный ворон , поганый половчине».В свадебных плачах вороны- чужая родня:
« Будто – то вороны слетались ,
Там два свата съезжались» (стр289).
В битве раненные русские сравниваются с большими , сильными , но травоядными животными « Не ваю ли храбрая дружина рыкають аки тури , ранены саблями калеными, на полѣ незнаемѣ», в то время когда половцы « кликом полкы побеждают» т.е. издают звуки, подражая хищным животным , наводя страх на беззащитных стариков « стару помолодити».

В «Слове…» эпитеты своей и чужой семьи выделяют их существенный признак, и в своем содержании отражают народно – психические воззрения « детства человечества».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1450
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Ольгово хороброе гнездо.

Сообщение Лемурий » 19 дек 2008, 13:08

Zinchenko_tanya писал(а):В тексте «Олгово хороброе гнѣздо далече залѣтѣло» и «половци, акы пардуже гнѣздо» автор использует две формулы «своя семья» и « чужая семья»...
Добрый день, Татьяна!
Конечно, так Вы и не ответили, кто на ком женится, если это всё под свадьбу Владимира Игоревича, то "сватов" "кровавым вином" напоили - не вяжется с обрядами...

А насчет "пардуже" - не делайте типичную ошибку "переводчиков", переводя в лоб.

"Распространились половцы, как гепардово гнездо..." :cry: Гепарды (очень редкое животное для Руси XII века). Гепарды НЕ вьют гнезда, а эти гнезда НЕ распространяются. Здесь в любом случае речь идет о родовом гнезде к тому же выше есть на эту аллюзию есть расшифровка "Олгово хороброе гнѣздо".

Ѡлегъ[Cын Святослава Ольговича] же ѣха . напередъ къ Гюргеви [Юрию Долгорукому] . и да е пардоусъ (Ипат. 6655).

да Ст҃ославъ Ростиславу пардусъ . и два конѧ борза (Ипат. 6668)

В 1147 г. Святослав Ольгович подарил пардуса Юрию Долгорукому. В 1160 г. такой же подарок (пардус) сделал Святослав Ольгович Ростиславу Мстиславичу.

Вот и ответьте, чье это "пардуже гнѣздо" :?:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24141
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Половци. аки пардуже гнездо

Сообщение Zinchenko_tanya » 19 дек 2008, 15:20

Вот и ответьте, чье это "пардуже гнѣздо"

Здравствуйте, Лемурий!
Вам очень трудно объяснить, т.к. Вы , возможно подсознательно, ничего другого не хотите знать, как только расшифровку о подарках пардусов в 1147 и 1160г. И какое отношение эти подарки имеют к «Слову….»? Эти подарки - пардусы участвовали в военных действиях похода Игоря 1185г?
Читайте текст « Слова…» там четко написано « половци, аки пардуже гнездо».
Слово «гнездо» , надо понимать как этнос, многочисленное войско половцев в образе жестоких и быстрых зверей пардусов.
"Олгово хороброе гнѣздо» - это символ русского этноса, куда входили не только князья, потомки Олега Гориславича , а и все воины., участвующие в походе Игоря., мотив побратимства, боевого товарищества « своих».
После женитьбы князь Владимир Игоревич по обычаю своего народа, должен был узнать о деяниях своих предков до 8 колена . Такие «песнотворцы» как автор «Слова…» должны были хранить и поддерживать предания славного или бесславного прошлого, ничего не выдумывая от себя «а не по замышлению….» воспевать деяния предков-князей , так , что мы можем говорить о сословной литературе. Она наслоилась над народной поэзии, вышла из неё. После обращения в христианство в текстах песнотворцев смешались различные влияния. Где тонкая струю классического предания пробивается в основу народного мифа , обряда, и всё вместе отливается в христианскую форму, так что иногда и не отыщешь, где кончается одно и начинается другое.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1450
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Половци. аки пардуже гнездо

Сообщение Лемурий » 19 дек 2008, 16:25

Zinchenko_tanya писал(а):Вам очень трудно объяснить, т.к. Вы , возможно подсознательно, ничего другого не хотите знать, как только расшифровку о подарках пардусов в 1147 и 1160г.
Читайте текст « Слова…» там четко написано « половци, аки пардуже гнездо»...
Отнюдь... Меня легко взять ЛОГИКОЙ. Если версия логичная, то быстро могу переметнуться. Например, Саша_А привела вариант Салминой с готскими девами - женами Готландских купцов и сразу один за другим события 1185-1187 гг начали всплывать в привязке с этой версией. Вот это я понимаю "ключ"...

А писать про отрывок "по Руской земли прострошася половци, аки пардуже гнѣздо" - что это привязка к "половцам", а не к слову "прострошася", то это выглядит СОВСЕМ не убедительно, т.к. с пардусом сравнивали до этого только стремительные походы Святослава Игоревича.

Ипат.6472:
В лѣто [6472 (964)] Кнѧзю Ст҃ославу възрастьшю . и възмужавшю . нача воӕ съвокуплѧти . многы и храбры . бѣ бо и самъ хоробръ и легокъ . ходѧ акы пардусъ .
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24141
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Святослав , как пардус.

Сообщение Zinchenko_tanya » 20 дек 2008, 16:37

писать про отрывок "по Руской земли прострошася половци, аки пардуже гнѣздо" - что это привязка к "половцам", а не к слову "прострошася", то это выглядит СОВСЕМ не убедительно, т.к. с пардусом сравнивали до этого только стремительные походы Святослава Игоревича.

Здравствуйте , Лемурий!
Вы как всегда правы , летописцы «с пардусом сравнивали до этого только стремительные походы Святослава Игоревича».
Летописцы знали и всегда верно применяли в своих текстах сложившиеся поэтические формулы. Для киевлян Святослав Игоревич , князь « чужой земли». « В год 6476(968) И послали киевляне к Святославу со славами « Ты, князь, ищешь ЧУЖОЙ земли и о ней заботишься, а СВОЮ покинул, а нас чуть не взяли печенеги, и мать твою и детей…». Да и сам Святослав говорил « Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце – там середина земли моей…». В фольклоре в «чужой семье» отношение между её членами традиционно основаны на злобе. Так и у Святослава с матерью « Святослав притом же гневался на мать. Соломон же сказал: « Поучающих злых наживёшь себе обиду, обличающий же нечестивого опорочит себя, ибо обличение нечестивых - язвы. Не обличай злых, чтобы не возненавидели тебя». После всех этих характеристик Святослава, поэтическое сознание летописцев , закрепощенное в ряды формул, легко находит сравнение « Святослав …, как пардус». Для верующих христиан, позже писавших летопись, Святослав « чужой» зверь – пардус , «ходящий во тьме» да ещё насмехающийся на православными : «Ибо для неверующих вера христианская юродство есть». Ответом ему были слова Соломона: «Дела нечестивых далеки от разума».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1450
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Святослав , как пардус.

Сообщение Лемурий » 20 дек 2008, 20:54

Zinchenko_tanya писал(а): « Поучающих злых наживёшь себе обиду. Не обличай злых, чтобы не возненавидели тебя».

Эх, Татьяна, слова Соломона да в рамку на Форуме вывесеть. А то у нас не все "православные" Библию читали... :cry:

Забываете Вы, Татьяна, человеческий фактор. Когда Ваш отрывок писали? Вот перед мною "Древнейший Киевский Свод 1039 года в редакции 1073 года" (см. А.А. Шахматов "Разыскания о русских летописях" (1908) М., 2001 с. 392)
Святослав Ольге:
"Неверьнымъ бо вера хрьстяньска уродьство есть (1 Коринф. I.18.); не съмыслиша бо, ни разумеша въ тьме ходящии (Пс. LXXXI.5)"

И ниже после прихода к Киеву печенегов:

" И посълаша Кыяне къ Святославу, глаголюще: "ты, къняже, чюжея земля ищеши и блюдеши, а своея ся охабивъ; малы бо насъ не възяша Печенези, матерь твою и дети твоя; аще не поидеши, ни обраниши насъ, да пакы ны възьмуть; аще ти не жаль отьчины своея, ни матере, стары суща, и детии своихъ?"

Чужую землю воюешь, а своей не бережешь. Он никогда для них НЕ был чужим, потому что подчеркивали СВОЕЙ отчизны, а возражал он матери, со слов редактора Свода, библейским текстом.

Раз Вы уже, Татьяна разбираете Святослава - перелестните страницу:

"Се же реша Греци, льстяще под Русию. И рече имъ Святославъ: "есть насъ 20 тысящь"; и прирече 10 тысящь, бе бо Руси 10 тысящь только. И пристроиша Грьци 100 тысящь на Святослава..."
и сравните с Даниилом Заточником:

"Якоже рече Святославъ князь, сынъ Олъжинъ,[
Ида на Царьград с малою дружиною, и рече:
Братиа! Намъ ли от града погинути
Или граду от нас пленену быти?
Якоже Богъ повелить, тако будеть:
Поженет бо единъ сто, а от ста двигнется тма.
Надѣяся на Господа яко гора Сионъ:
Не подвижится въ вѣки"

Даже Даниил в его уста библейские речи вкладывает, а Вы Святослава уже в "Чужие" записать хотите...
Это НЕ правильно.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24141
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Кравченко Александр » 21 дек 2008, 00:30

Лемурий писал: ________________________________________
Zinchenko_tanya писал (а):
Вам очень трудно объяснить, т.к. Вы , возможно подсознательно, ничего другого не хотите знать, как только расшифровку о подарках пардусов в 1147 и 1160г.
Читайте текст « Слова…» там четко написано « половци, аки пардуже гнездо»...
________________________________________
Отнюдь...

Добрый день Татьяна.

Читайте, читайте, что вам Лемурий советует. Там еще есть легенда о киселе, о кожемяке. О вещем Олеге, которого змея укусила. О кораблях, которые по земле под парусами ходят. Легенда о Кие и его братьях. О том, как чуть ли не в 60 летнюю Ольгу Византийский император влюбился. Еще и сказки о призвании варягов, и так далее и тому подобное. Все это перемешано цитатами из Библии, притом, зачастую, невпопад.
Читайте, Татьяна, читайте, а вот объяснять Лемурию ничего не надо. Особенно, насчет пардуса. Он вам уже всё объяснил, а вы этого так и не поняли.
Я тоже, сперва подумал, что не понял Лемурия и пояснил ему, что кто такой пардус Слова о полку Игореве никто не знает.
А переводчики, за неимением достоверных сведений о пардусе, переводят, как кому на душу придется. У них можно встретить и гепарда, и леопарда, и рысь и льва. Оспорить их практически невозможно. Так и гуляет, в переводах по Слову о полку Игореве, чуть ли не целый зверинец хищных животных.
Вот, на основании этого зверинца, Лемурий и сделал величайшее открытие, что пардусы гнезд не вьют. Не поняли? Ну, не вьют пардусы гнезд, и всё тут.
Опять не поняли? Попробую объяснить по другому. Вот Никитин единственный, кто знает песни Бояна, и на основании этого сделал сногсшибательный вывод, что Слово о полку Игореве, это плагиат песен Бояна.
Вот так и Лемурий, на основании того, что он один знает, кто такой пардус сделал вывод, что пардусы гнезд не вьют. Теперь, я надеюсь, вы поняли, почему он раз за разом выставляет на обозрение свое открытие. Потому, что ждет, когда же кто-нибудь спросит у него, что это за зверь пардус. Можете, спросить его об этом. Я не буду.

Ладно, оставим в покое ваш мозговой центр, а то, как и в прошлый раз, глючить начнет, а вы на меня обижаться. Вон Александра обиделась и глупость сказала. Придется поправлять.
Мы же, Татьяна, с облаков, где летают все, спустимся на землю. Вы как-то написали:
- «Далее по тексту «Слова …» Гзак не согласен с Кончаком « Аще его опутаеве красною девицею, ни нама будет сокольца, ни нама красны девице». Эта тема спасения героя из плена чужеземной красавицей, дочерью вражеского хана. Была широко представлена и в восточной и западной литературе феодальной эпохи. Прекрасная язычница, дочь хана, влюбившись в христианского рыцаря, спасает его из плена. Освобождает его из темницы, и следует за ним, изменяя ради него своей родине и вере.»
… и попали в самое яблочко. Как в биатлоне, на одном вдохе, все пять мишеней закрыли.
Я не знал того, что знаете вы, и пояснил, что чем это не сужает на тему Ромео и Джульетты, в русско-половецком исполнении, но со счастливым концом.
Вы же копнули глубже. Вам и флаг Российский в руки, когда придете первой на финиш. Я лишь чуть-чуть изменю правилам, но мне, как сочинителю, это не возбраняется.
Прекрасная дочь хана Кончака была еще и на четверть грузинка. Даже трудно представить, какая это была красавица в свои 15-16 лет. Приглянулся ей русский рыцарь, да и не рыцарь даже, а такой же, как и она по возрасту, красивый русский княжич.
Прибежала она к шатру, где у порога сидит Владимир и, запыхавшись, прикрыв щеки ладошками, говорит:
-Ой, что сейчас было? Отец с этим надутым гусаком насмерть разругались. Отец ему одно, а Гза, моему отцу, Кончаку, мол:
Если, сокол ко гнезду летит,
Расстреляем соколика своими злачеными стрелами.
Покосился на девушку Владимир и, не теряя достоинства, спросил:
-И что ответил, тогда Кончак Гзе?
-Если, сокол ко гнезду летит, лучше, соколика опутаем красивой девушкой, - прелестная дочь полей, мгновенно стала такой же пунцовой, как и утренняя заря.
Понял Владимир, что влюблена в него дочь хана Кончака, да и сам он, всегда с нетерпением, ждал ее появления, но мужская гордость не позволила ему выказать свою радость. Поэтому, для солидности, чуть помедлив, он спросил:
-И что сказал Гза, тогда Кончаку?

- Если, его опутаем красивой девушкой,
То не будет у нас соколика, не будет у нас
И красивой девушки, и тогда, начнут нас
Соколы бить во поле половецком.

Как говорят театралы, занавес закрывается, и голос за кадром:
- А ты меня, на самом деле, возьмешь в свою страну Русь?

Татьяна, не правда ли, какая красивая сказка? А, может, и нет? Ищите, сопоставляйте, цитируйте другие сказки и легенды. Тема то, какая волнительная, и самое главное беспроигрышная. Что может быть на свете прекрасней взаимной любви!

С уважением
Кравченко Александр Сергеевич
Кравченко Александр
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 07 окт 2008, 12:00

Сообщение Лемурий » 21 дек 2008, 01:44

Тут оказывается все внучи книжки перечислили, а до хотя бы Срезневского так и не добрались... :cry:

Но Вы то, Татьяна, человек ОБРАЗОВАННЫЙ и знаете кто завез гепардов на Русь, кто такие были "пардусники" и литературу читаете в первоисточниках, а не в газетах и журналах за непонятным авторством.

Для малоинтересовавшихся этой темой:

"Лвове мнози, инорогове и пардуси въ лесе томъ живуть" (Дан. иг.(Нор.86)
"Скачи аки пардусъ съ многою силою" (Георг. Ам. (Увар.) 24)
"Пьстрота пардоуса" (Ефр. крм.226)

"легокъ . ходѧ акы пардусъ" (о Святославе Ипат. 6472)

Как понимаете, только ... могут утверждать, что этот "зверь" может вить гнезда.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24141
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение sasha a » 21 дек 2008, 02:28

Пардус - нелетающая хищная птица, величиной со льва (особо крупные особи достигают размеров взрослого носорога), вьет гнезда в лесу, имеет пестрое оперение, передвигается скачками, наподобие кенгуру, имеет мощные ноги, которыми раздирает жертву в хлам. Являлась символом великокняжеской власти, часто подносилась в дар послами дружественных стран. Хищническая охота на пардусов в дипломатических целях привела к их полному уничтожению. :idea: :lol:
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Кравченко Александр » 21 дек 2008, 05:21

1. Пардужь // Словарь-справочник "Слова о полку Игореве". Вып. 4. О—П. — 1973
В 6 выпусках / Сост. В. Л. Виноградова. — М.; Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1965—1984.
Пардужь, -а, -е — притяж. прилаг. к пардус (1): На рѣцѣ на Каялѣ тьма свѣтъ покрыла: по Рускои...
feb-web.ru/feb/slovoss/ss-abc/ss4/ss4-0561.htm • 10 КБ
Сохраненная копия • Еще с сайта 63 • Рубрика: Русская поэзия

Ср. Пардусъ — гепард.
И скочи (Александр) акы пардусъ (παρδαλις) съ многою силою на въсточныя страны и грады. Хрон. Амарт., 42 (XIII—XIV вв. ~ XI в.). Пардусъ его (Александра) пророкъ нарече, и ярость и черменьство, и внезапу прелетѣти всю вселеную с похвалами и побѣдами провѣщавая. Там же, 47. Есть же и тростие много: болоние имать яко Сновь рѣка. Звѣрь многъ ту и свинии дикии бещисла много, и пардуси мнози, ту суть львове же. Хож. Дан. игум., 46 (1496 г. ~ 1113 г.). 964: Князю Святославу възрастъшю и възмужавшю, нача вои совкупляти многи и храбры, и легъко ходя, аки пардусъ, войны многи творяше. Пов. врем. лет, 46 (1377 г. ~ нач. XII в.). 1147: Святославъ же ѣха к нему (Юрию) съ дѣтятемъ своим

Олгомъ в малѣ дружинѣ, поима со собою Володимира Святославича. Олегъ же ѣха напередъ къ Гюргеви, и да е пардусъ. Ипат. лет., 339—340 (XV в.). 1160: На заутрие же позва Святославъ Ростислава к собѣ на обѣдъ, и тако быста весела паче вчерашнего дьни, да Святославъ Ростиславу пардусъ и два коня борза у ковану сѣдлу. Там же, 504. И дасть Стратигъ зятю св[о]ему ... 20 конюховъ, пардусовъ и соколовъ 30 с кормилицы своими. Девг. Д. (Тихон.), 144 (XVIII в. ~ XII—XIII вв.). И повелѣ въврьщи его (св. Ипатия) вь тьмницу, идеже бѣху дивнии звѣрие: львовь 5, пардоси 6, мечки 3, аспида едина. Ипатиево мучение. Пам. отр. лит., II, 143 (XV в.). Повѣждь мни, како сут чисти езикомь. Ответ: фругь львь есть, аламанин орель есть ... куманинь пардусь есть. Разумник. Там же, II, 440—441 (XV в.). Царь же великии ... аки пардусъ ярости наполнився бранныя. Каз. лет., 153 (XVI—XVII вв.). И бысть велми премудръ и храбръ ... и силенъ теломъ и легокъ ногама, аки пардусъ. Там же, 266.
Ср. Н. В. Шарлемань (Из реального комментария к „Сл. о п. Иг.“. — ТОДРЛ, т. VI, М. — Л., 1948, стр. 119—121): „Пардус Слова, или гепард, как мы теперь называем этого зверя, не принадлежал к составу дикой фауны Киевской Руси. Можно думать, что его привозили с юго-востока; пардуса хорошо знали в древности. ...Историки и комментаторы Слова и других древних источников колебались в истолковании упоминаний о пардусе ... то отождествляли пардуса с рысью (Аристов), с барсом (С. Шамбинаго, В. Ржига, Г. Шторм и другие), с «выводком барсов» (А. Югов), с леопардом. Ближе всех к истине подошел И. Новиков, отметивший ... что пардус — это гепард. ...Но и И. Новиков ошибся, полагая, что в Слове идет речь об африканском гепарде (Acinonyx guttatus Femm.), будто бы встречающемся у Каспийского моря на Усть-Урте. В действительности же в Слове и в иных древних источниках фигурирует азиатский гепард, или чита (Acinonyx venaticus Smith.). Этот вид и теперь еще водится в незначительном количестве на восточном берегу Каспийского моря, в Мангышлакских горах и в Туркестане. (По новейшим данным, в настоящее время встречается лишь в южной Туркмении, см.: Бобринский, Кузнецов, Кузякин. Определитель млекопитающих СССР. М., 1944, стр. 161, — прим. Н. В. Шарлеманя). Чаще он встречается в Афганистане и Иране. ...Охотничьи гепарды, или пардусы, как их называли в древности, широко применялись для охоты. ...На Руси существовали специалисты по уходу за гепардами — пардусники; о них упоминается в ханских ярлыках (Аристов). ...По-видимому, русские имели пардусов еще в XI—XII вв., так как именно с этим зверем летописец сравнил Святослава, уловив сходство в легкости их движений. Однако в Киевской Руси гепарды, видимо, были редкостью и владели ими лишь некоторые князья“. Н. В. Шарлемань (Сергей Парамонов о „Сл. о п. Иг.“. — ТОДРЛ, т. XVI, М. — Л., 1960, стр. 614—615): „Что пардус древней литературы — синоним охотничьего гепарда, доказывает стенная живопись Киевской Софии. Здесь кроме одиночного гепарда, преследующего дикого коня, изображены три гепарда, повалившие на землю дикого коня либо онагра. Пардус ... как и все крупные кошки, свирепый, вернее кровожадный ... к своей добыче зверь. Убив животное (дикого коня, онагра, сайгу, косулю, зайца), он прежде всего лижет кровь. Он несравненно сильнее рыси и даже барса или леопарда, о чем пишет А. Брем. Преследуя добычу, как и все кошки, накоротке, он является «самым быстрым из всех млекопитающих». Гепард легко приручается и тогда превращается в «добродушное» в отношении человека животное. Название «пардус кротъкий» встречается в переводной литературе (В. Перетц. „Сл. о п. Іг.“. У Київі, 1926, — В. В.). ...Не исключена возможность распространения этого зверя в диком состоянии и в степной зоне древней Руси и в половецких степях, так как для него здесь была хорошая кормовая база — обилие копытных и зайцев. Даже в середине XIX столетия он был многочисленным недалеко к востоку от Украины, вблизи Оренбургской пограничной линии (Э. Эверсманн. Естественная история Оренбургского

края, ч. 2. Казань, 1850, стр. 35, — прим. Н. В. Шарлеманя), а в 1858 г. три шкуры гепарда Н. А. Северцев купил в Оренбурге, Уральске и в форте Перовском (Б. А. Кузнецов. Млекопитающие Казахстана. М., 1948, стр. 89, — прим. Н. В. Шарлеманя)“. Ср. также: В. В. Мавродин. „Тур“, „лютый зверь“ и „пардус“ древнерусских источников. В кн.: Исследования по отечественному источниковедению. М — Л., 1964.
◊ Пардуже — им. пад. ед. ч. ср. р.
Что бы не быть голословным, выкладывайте официальные ссылки, как это сделал я, а там разберемся чей зверь, или птица больше подходит под пардуса Слова о полку Игореве.

Кравченко Александр Сергеевич
Кравченко Александр
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 07 окт 2008, 12:00

Сообщение sasha a » 21 дек 2008, 05:56

Кравченко Александр писал(а):...Не исключена возможность распространения этого зверя в диком состоянии и в степной зоне древней Руси и в половецких степях, так как для него здесь была хорошая кормовая база — обилие копытных и зайцев. Даже в середине XIX столетия он был многочисленным недалеко к востоку от Украины, вблизи Оренбургской пограничной линии (Э. Эверсманн. Естественная история Оренбургского
края,


Думаю, что вот это, как раз, - исключено.
Пардус должен удовлетворять двум условиям: 1) быть очень редким зверем на Руси и 2) обитать в тех же местах, что а) львы, б) носороги.
Этим условиям удовлетворяет - Африка.
Следовательно, пардус - африканский гепард (Новиков был прав).

Слово: пардус

Ближайшая этимология: "барс, пантера", др.-русск. пардусъ (Лаврентьевск. летоп., Хожд. игум. Дан.; см. Срезн. II, 880); прилаг. пардужь, СПИ, предполагает *пардузъ. Заимств. из греч. pЈrdoj -- то же; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 144; ИОРЯС 12, 2, 263. Наличие -усъ не доказывает происхождения из лат. pardus, вопреки Преобр. (II, 17). Ср. уґксус. Греч. слово происходит с Востока; ср. др.-инд. pr·ґdѓkus· м. "пантера", нов.-перс. реlеng "леопард"; см. Уленбек Aind. Wb. 174. Гофман, Gr. Wb. 253.

Этимологический словарь Фасмера. Страницы: 3,206
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 57