"Готские девы" и др. словосочетания в СПИ - 2

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Сообщение Евгений Беляков » 25 мар 2009, 10:13

sasha a писал(а):Поскольку вопрос с переводом слова "кнѣс" все еще остается открытым, то позволю себе не согласиться с корифеями, которые пытаются меня уверить, что златоверхая крыша прикрывала деревянный теремок и ее поддерживали хлипкие перекладинки.
Хоромы у Киевского князя были каменные. Крыша - позолоченная. Какая уж тут непрочность?

Сон Святослава - это черные, языческие, "поганые" силы одолевают его, лежащего на смертном ложе. То есть князю является Искуситель (Диавол - по-нашему). И нет ему помощи от Бога: вспомним слова Христа на кресте: "Отец мой, почему ты оставил меня?" (кстати, не знаете ли из какого дерева был сделан крест Христа? Тисовый?)

Вот она эта фраза у Святослава: "Уже дьскы безъ кнѣса в моемъ теремѣ златовръсѣмъ."
"Досками" называли иконы.
"Кнес" (князь) - изображение какого-либо святого. Поскольку Святослав ездил перед смертью в Вышгород к церкви Бориса и Глеба, где был похоронен его отец, то главной иконой в его домашнем иконостасе являлась икона св. Бориса и Глеба.

Во сне Святослав видит, что лики благоверных князей Бориса и Глеба исчезли с иконы - Отец оставил его.

Такое толкование сна не противоречит моей версии, что Слово написано после смерти Святослава.

P.S. "Кисаню" - уж не "Кесарь" ли это?


Каковы бы ни были прочны стены из камня, "князек", соединение свода - "чувствительная точка" всей системы сил. Если его нет - терем быстро развалится.
Например, когда мы жили на Кубани, у нас были такие соседи интересные, которые хотели нас сжить со света. Во всяком случае, чтобы мы уехали, съехали с того дома, где жили. Так вот они однажды зимой, когда мы были в отъезде забрались к нам на крышу и сняли доску, которая соединяла скаты крыши. Какая бы ни была прочная хата, она после такого дела начинает крениться и падает... Слава Богу, я это заметил и исправил...
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 25 мар 2009, 11:03

Вчитался внимательно в версию сна Святослава, связывающую его с причастием - да, красиво. Спасибо Лемурию и Саше А. По-настоящему, поэтично.
Только вот мне все же кажется, что привести эту историю было бы безопасно, если сон этот был реальным, если он был рассказан САМИМ Святославом, и если его в поэме пересказала Мария, жена в.к. Святослава.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 25 мар 2009, 12:03

Нашел княжеский терем (в Чернигове, XI в., реконструкция):

Изображение

http://www.emc.komi.com/02/23/014.htm

"Князек" - это такая балка, которая идет по самой верхушке крыши, соединяя один и второй скаты. Если ее нет, то - постепенно и очень быстро все развалится, но сначала ничего не видно... Тут и говорится, что поют де разные словеса, дарят жемчужины в виде половецких дев, а крыша-то разваливается, хоть этого и не видно.
Кнес в переносном смысле есть нечто "духовное" - это своего рода СОБОРНОСТЬ в форме признания старшинства киевского князя. Одновременно - САМ КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ намекает, что ИМЕННО ОН и есть КНЕС (обычная для автора СПИ изумительная игра слов!)
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 25 мар 2009, 12:10

Лемурий писал(а):Уже дьскы безъ кнѣса в моемъ теремѣ златовръсѣмъ
Уже доски без (верхнего) крепежа в моём тереме ЗЛАТОВЕРХОМ -

аллегория с

"У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные,
голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные.
Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их..." (Дан.2.32-34)


Замечательно! Только не аллегория, а аллюзия, очевидно.
Это - маленькое открытие!
Последний раз редактировалось Евгений Беляков 25 мар 2009, 13:12, всего редактировалось 1 раз.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 25 мар 2009, 12:19

Лемурий писал(а):
:arrow: Уксус - старое прокисшее (СИНЕЕ) ВИНО...

Как вариант: Предлагаете мне веру из ветхих мехов (христианство от Константинополя) с трудом смешанную с (местным язычеством).


Очень интересно! "Тощие тулы" - это старые мехи? Да-а...
Поневоле задумаешься: где же истина? :)
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 25 мар 2009, 13:08

sasha a писал(а):Такая книга существует. Автор - Bonito Marcello, издание в 8-ку 1691 г. содержит 834 страницы.

Аннотация: L'opera analizza cronologicamente i grandi terremoti che provocarono catastrofi e radicali metamorfosi della natura: città ridotte in cenere, inondazioni, piogge di sangue, prodigi, mostri e altre stravaganze.

Ссылка на эту книгу дается в статье SUSANNE B. KELLER "visual representation in eighteenth-century earthquake studies", посвященной истории изучения землетресений в 18 столетии.

http://journals.cambridge.org/action/displayAbstract?fromPage=online&aid=955


Итак, если в Готии (в Крыму) в 1185 году ДЕЙСТВИТЕЛЬНО было землетрясение, то это многое объясняет. Потому что тогда находят вполне ясное и очень убедительное истолкование словам "Прысну море полунощи" (всплеснуло море в полночь). Если в Крыму - землетрясение, то севернее - будет, возможно, аналог цунами...

Поздравьте, до этого момента тему полностью перечитал медленно и с полным вниманием. Почему бы нам не сделать в дальнейшем своего рода антологию истолкований СПИ?
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение sasha a » 25 мар 2009, 16:19

Евгений Беляков писал(а):----
Примечание для Саши А.
Про Олешье - вот справку навел.
ЦЮРУ́ПИНСК, Цюрупинськ (до 1928 г. Алёшки), город (с 1876 г.) в Херсонской обл. (Ю. Украины), в 12 км к ЮВ. от Херсона, на левом берегу р. Чайка (рукав Днепра). 27 тыс. жителей (1996). Известен с X в. как торг. пункт (Олешье) на пути из Византии в Киевскую Русь. В 1711—33 гг. сюда был переведён Сечевой кош запорожских казаков (Олешковская Сечь). В 1784 г. заложен пос. Днепровск, который в 1802 г. стал уездным центром Таврической губ. (местное население называло его Алёшки). Целл.-бум. комбинат (на местном камыше); завод металлоизделий; пищ. пр-тия. Центр района бахчеводства, виноградарства, овощ-ва, сад-ва, табаководства. Речная пристань. На вост. окраине — оз. Голубой Лиман (курортная зона). В окрестностях — две агробиологические станции (по изучению днепровских плавней и облесению песков; виноградарства) и знаменитые Алёшковские Пески. Местный промысел — заготовка раковых шеек. В Алёшках род. советский гос. деятель А. Д. Цюрупа (его музей). Город переименован в его честь.
----
А ведь здорово, что можно, занимаясь вроде бы одной темой СПИ, раскапывать такие интересные и разнообразные кусочки даже в скучнейших словарях.
----


И возвратился назад Гюрята из митрополии, из Олешья (?) с митрополитом и царевым послом. И прислал царь дары многие Ростиславу: ОКСАМИТЫ И ПАВОЛОКИ И ВСЯ УЗОРОЧЬ РАЗНОЛИЧНАЯ. Посол же царев сказал Ростиславу: говорил тебе царь, если примешь с любовью - благословение от Святой Софии...

Спасибо за интересные сведения, но, мне кажется, что это совсем другой Олешья. Потому что не ясно, как в провинциальном торговом центре, на задворках империи, могли оказаться митрополит и византийский посол? Гюрята же ходил в столицу митрополии... :!:
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Лемурий » 25 мар 2009, 18:22

Евгений Беляков писал(а):"князек", соединение свода - "чувствительная точка" всей системы сил. Если его нет - терем быстро развалится.
Например, когда мы жили на Кубани, у нас были такие соседи интересные, которые хотели нас сжить со света. Во всяком случае, чтобы мы уехали, съехали с того дома, где жили. Так вот они однажды зимой, когда мы были в отъезде забрались к нам на крышу и сняли доску, которая соединяла скаты крыши. Какая бы ни была прочная хата, она после такого дела начинает крениться и падает... Слава Богу, я это заметил и исправил...
Какие у Вас "образованные" соседи попались, наверное, тайные любители "Слова..." :D
Евгений Беляков писал(а):Очень интересно! "Тощие тулы" - это старые мехи? Да-а...
Ай-ай, Евгений. Там же написано, "Тощие" = Пустые, расстрелянные. "Тулы" = Колчаны из них души жемчужные сыпали.
А старое "синие вино" просто предлагали. "Старое вино" = "Ветхозаветное учение", "Новое вино" = "Христианство" влитое в "новые меха", "не обветшалые в иудаизме" (см. СЗБ).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 25 мар 2009, 18:47

sasha a писал(а):Спасибо за интересные сведения, но, мне кажется, что это совсем другой Олешья. Потому что не ясно, как в провинциальном торговом центре, на задворках империи, могли оказаться митрополит и византийский посол? Гюрята же ходил в столицу митрополии... :!:
§ 136. Конечно, в Константинополе узнали о смерти митрополита Федора и о желании Ростислава добиться признания Климента митрополитом ранее официального извещения, потому что Гюрята Семкович, отправленный с этими поручениями в Константинополь, в Олешье уже встретил нового митрополита, поставленного в Киев, и царского посла, с которыми и возвратился к Ростиславу. "Приде митрополитъ Иванъ в Русь, и не хоте его Ростиславъ прияти". Посол царский вступил с Ростиславом в переговоры, передав богатые дары от императора. К сожалению, чья-то заботливая рука лишила нас возможности судить об этих переговорах, потому что в летописи после слов: "посолъ же царевъ молвяше Ростиславу: молвить ти царь аше примеши с любовью благословение от св. София..." - идет досадный пробел.
Ростислав в конце переговоров принял нового митрополита Ивана, и с этих пор дальнейшая судьба Климента для нас становится совершенно неизвестной...

см. :arrow: М.Д. Присёлков "ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв." Спб., (1913) 2003, с. 219
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 25 мар 2009, 23:39

Черпали кислое вино
С весьма погаными грибами
Своими тощими тулАми,
Как будто старыми мехами,
И мне на лоно выливали
Жен угли (чуг), а заодно
Все это старое вино,
Погрязшее в иудаизме,
И самом жутком толковизме
;))))))
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 25 мар 2009, 23:41

Так. Я надеюсь, никто не обиделся?... :-)
По-моему, вполне приличный перевод... почти дословно... :)
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение sasha a » 26 мар 2009, 06:15

Лемурий писал(а):
sasha a писал(а):Спасибо за интересные сведения, но, мне кажется, что это совсем другой Олешья. Потому что не ясно, как в провинциальном торговом центре, на задворках империи, могли оказаться митрополит и византийский посол? Гюрята же ходил в столицу митрополии... :!:
§ 136. Конечно, в Константинополе узнали о смерти митрополита Федора и о желании Ростислава добиться признания Климента митрополитом ранее официального извещения, потому что Гюрята Семкович, отправленный с этими поручениями в Константинополь, в Олешье уже встретил нового митрополита, поставленного в Киев, и царского посла, с которыми и возвратился к Ростиславу. "Приде митрополитъ Иванъ в Русь, и не хоте его Ростиславъ прияти". Посол царский вступил с Ростиславом в переговоры, передав богатые дары от императора. К сожалению, чья-то заботливая рука лишила нас возможности судить об этих переговорах, потому что в летописи после слов: "посолъ же царевъ молвяше Ростиславу: молвить ти царь аше примеши с любовью благословение от св. София..." - идет досадный пробел.
Ростислав в конце переговоров принял нового митрополита Ивана, и с этих пор дальнейшая судьба Климента для нас становится совершенно неизвестной...

см. :arrow: М.Д. Присёлков "ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв." Спб., (1913) 2003, с. 219


Лемурий, вы меня убедили.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 26 мар 2009, 06:17

Евгений Беляков писал(а):Черпали кислое вино
С весьма погаными грибами
Своими тощими тулАми,
Как будто старыми мехами,
И мне на лоно выливали
Жен угли (чуг), а заодно
Все это старое вино,
Погрязшее в иудаизме,
И самом жутком толковизме
;))))))


Забавно получилось.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Евгений Беляков » 26 мар 2009, 10:11

Лемурий писал(а): Какие у Вас "образованные" соседи попались, наверное, тайные любители "Слова..." :D

Да, тертые "ребята"... Кстати, у них и фамилия такая "подходящая" : Грайворонские... Типа вороны граяли, хотяше улететь на УЕДИЕ...
Как раз в то время я и стал впервые изучать СПИ. Это 1995 год. Нам один парень (его уже нет в живых, спился окончательно и помер) ставил туалет во дворе. Ну я помогал. Он мне и говорит: "А подай-ка мне во-он тот обапол". Я и обалдел:"Что?!" - говорю. "Обапол", - отвечает. - "Ну, значить, то бревно". Оказалось на Кубани обаполом называют половинку длинного бревна, расколотого вдоль. Так, например, может выглядеть памятник, идол (ну, который, болван) или... тропа... :). Иными словами, слова "свивая славы обаполы" можно понимать как свивая ПАМЯТЬ славе".
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Лемурий » 26 мар 2009, 14:56

Пока Евгений разбирается в "жутком толковизме" открыл для себя одну интересную книгу: "ТОЛКОВЫЙ ТИПИКОНЪ" проф. Киевской Духовной Академии Михаила Скабаллановича. вып.I -1910, вып.II -1913.

Здесь в главе "Чтение неканонических книг" он пишет, что книги Ветхого Завета долгое время считались неканоническими, т.е. запрещённым к произнесению в церквах.

" Так св. Кирилл Иерусалимский [Кир.Iep. Оглас. сл. IV 22] увещевал: "ничего общего не должно иметь с апокрифами (так называет он все неканонические книги); то только нужно изучать, что в церкви открыто мы читаем... а что в церкви не читается, то и себя не читай" (указ. книга вып. I, с.190)

Иными словами "чръпахуть ми синее вино съ трудомь смѣшено" может трактоваться как "толковали мне ветхозаветные притчи с трудом понимаемые" - очередная ироническая аллегория.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 38

cron