Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 2

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Сообщение Лемурий » 18 ноя 2008, 10:39

"Из логова змиева, Из города Киева, Я взял не жену, а колдунью.
А думал - забавницу, Гадал - своенравницу, Веселую птицу-певунью...."
© Николай Гумилев

На указанном сайте есть интересная информация о городе Змиев.

Одним из мест, имеющих некую притягательную силу для поселенцев, была территория нынешнего города Змиева. Судя по имеющимся находкам, територия города и его окрестностей начала интенсивно заселяться еще в эпоху бронзы (III тыс. до н.э.). Со времен Игоря Святославовича "Змиевской курган" или "Змиевское городище" являлось крайним пунктом южной границы зоны, подвластной русским княжествам.


А теперь сравним этот топоним с топонимами из сна Святослава:

Всю нощь съ вечера босуви врани възграяху
у Плѣсньска на болони, бѣша дебрь Ки саню и не сошлю къ синему морю...

Вороны взлетели у Плеснеска...
В. Щурат, опираясь на мнение др. исследователей, не подтвердил существования в этом р-не Кисани, однако принял локализацию П. на Галичине, добавив к прежним аргументам сведения о наличии в р-не П. гор «Вороняки», названных так из-за обилия ворон (Пісня... С. X)

:arrow: см. ЭС: О. В. Творогов ПЛЕСНЕСК

и далее «дебрь» - «обрыв, ров; горный склон, поросший густым лесом»,

сань - (дракон, змей»

:arrow: cм. ЭС: М. А. Салмина ДЕБРЬ КИСАНЮ

Изображение
Вид с обзорной площадки "Змиевы горы" (с сайта "Дали зовут")

:arrow: Получается что вороны летели с горы "Вороняки" у Плесненска к ЗМИЕВСКОМУ КУРГАНУ :!:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Кравченко Александр » 18 ноя 2008, 18:04

Лемурий писал(а):Получается что вороны летели с горы "Вороняки" у Плесненска к ЗМИЕВСКОМУКУРГАНУ

Сами то в это верите? Возьмите словарь и переведите, и не повторяйте глупости за другими.

А Святъславь мутенъ сонъ видt.
Въ Киевt, на горахъ,
Си ночь, съ вечера,
Одtвахуть мя рече, чръною паполомою.
На кроваты, тисовt, чръпахуть ми
Синее вино, съ трудомъ смtшено.
Сыпахуть ми, тъщими тулы,
Поганыхъ тлъковинъ, великый жемчюгь
На лоно, и нtгуютъ мя.
Уже дьскы безъ кнtся
Во моемъ теремt златовръсtмъ.
Всю нощь, съ вечера
Бусови врани възграяху у Плtсньска,
На болони, бtша дебри Кияня,
И несошася къ синему морю.


Обычно, начало данного куплета переводят, будто Святослав видит сон в Киеве. Однако это противоречит повести о походе Игоря по Ипатьевской летописи, согласно которой во время похода Игоря Святослав Киевский находился не в Киеве.: «Въ то же время великый князь Всеволодичь Святославъ шелъ бяшеть в Корачевъ и сбирашеть от вtрхнихъ земль вои, хотя ити на половци к Донови на все лtто».
Принятая первыми издателями пунктуация не противоречит летописному источнику. Что касается погребального обряда, который видит во сне Святослав, то во сне можно увидать себя где угодно. Тем более, надо иметь в виду, что Великие Киевские князья, где бы ни застала их смерть, хоронились в главных церквах Киева.
Вещие сны, наполненные загадочными образами-символами, требующие особых толкований, были не редкостью средневековых литературных произведений, хроник, летописей. Их так же можно встретить и в библейских книгах, и в русском фольклоре.
Мутенъ – неясный, непонятный, тревожный.
Въ Киевt на горахъ – верхняя часть Киева, где располагалась княжеский двор, десятинная церковь, святая София. Такое выражение встречается и в летописных текстах.
Си ночь – наречие времени, образованное указательным местоимением «съ». Подобная модель была широко распространена в русском языке во все периоды его истории и часто встречается в говорах.
Одtвахуть – покрывать чем-то; одеялом, покрывалом, тулупом.
Кровать – слово греческого происхождения. По всей вероятности было заметным и ярким. На кровати могли лежать только знатные люди.
Тисовt – сделанная из тисового дерева.
Синее вино – символ скорби и печали. В русском фольклоре представлено очень выразительно противопоставление «зеленого вина» (молодое виноградное вино), как символ веселья и пиров и «синего вина», как ритуального вина при похоронном обряде.
Тъщими тулы – пустые колчаны, дырявые.
Тълковинъ – переводчик, знаток других языков.
По народным поверьям, видеть во сне жемчуг значит горько плакать, лить крупные слезы. В качестве параллели ко сну Святослава, исследователи приводят сон князя Мала из «Повести временных лет» по тексту летописца Переяславля-Суздальского: «и сонъ часто зряше Малъ князь: се бо пришедъ Олга давше ему пръты многоцельны червены вси жемчюгомъ иссаждены о одtяла чръны съ зелеными узоры».
Отличие сна князя Мала от сна Святослава в том, что Мал видит во сне события, предшествующие его смерти, тогда как Святослав видит собственные похороны.
Кнtсъ – верхний продольный брус кровли. Здесь отразилось поверье, что для облегчения страдания умирающего, необходимо приподнять или совсем убрать конек крыши. К тому же, такая примета считается предвестником беды.
Бусови – серо-дымчатые.
У Плtсньска на болони. «Болонь» - низменное поречье, пространство между двумя валами, пойменный луг. По всей видимости, точное географическое название местности выше Киева на правом берегу Днепра. Один из районов Киева сейчас называется Оболонь.
Дебрь – горный склон, ущелье, пропасть, овраг, глубокий ров.
Автор Слова о полку Игореве дал точное указание местности, но вместо слова «вал», «валы», употребил слово «дебри» - «рвы». Что в принципе одно и тоже, назвав их Киевскими.
Оборонные валы, их еще называли змеевы, или трояновы, предназначались для защиты от набегов степной конницы и, в несколько рядов, опоясывали Киев со всех сторон.
Несошася к синему морю. В первом издании было бессмысленное «не сошлю».
Синее море – географическое название Черного моря. Оно встречается в Слове неоднократно, причем иногда в таком виде, не оставляющих сомнения в географической точности: «въсплескала лебедиными крылы на синt морt», «се бо готьскыя красныя дtвы въспtша на брезt синему морю», «лелtючи корабли на синt морt».
Топоним «синее море», возможно, восходит к иранскому названию Черного моря – темноцветный, темно-синий. У них оно было заимствовано греками и сохранилось в названии Черного моря.

А Святослав плохой сон видел.
Во Киеве, на горах,
Этой ночью, уже с вечера,
Накрывали меня, говорит, черным саваном.
На кровати, тисовой, наливали мне
Синее вино, с потом смешанное.
Сыпали мне, худыми колчанами,
Некрещеных иноземцев, крупный жемчуг
На грудь, и нежели меня.
Уже кровля без кнеська
Во моем тереме златоверхом.
Всю ночь, с вечера
Серые вороны каркали у Плеснеска,
На лугу, за рвом Киевским,
И улетали к синему морю.

А теперь ответьте, какое отношение Змиев курган имеет к поиску реки Каяла?
Так мы будем ее искать, или начнем обсуждать творчество любителя анекдотов на историческую тему Гумилева? Или высказывания ярого русофоба Зимина? Может, заодно, обсудим и, сексуально озабоченного, казахского поэта. Вон он, какую груповуху в степи устроил – весь Интернет от этого тянется.

Если вам не интересно искать Каялу, так и не суйтесь, и не позорьте себя. Туристы, уже про один ваш каменный брод, лет 20 будут байки рассказывать.

Кравченко
Александр Сергеевич
Кравченко Александр
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 07 окт 2008, 12:00

Сообщение Лемурий » 18 ноя 2008, 19:00

Кравченко Александр писал(а):Сами то в это верите? Возьмите словарь и переведите, и не повторяйте глупости за другими...
Вот именно за тем чтобы НЕ повторять за другими ГЛУПОСТИ, переводя всё ДОСЛОВНО. В результате таких "переводов":

:arrow: Гепарды вьют гнезда, песнетворцы ходят в поХОТниках, калчаны вместо растрелянных - дырявые, вместо уксуса - синие вино, вместо "душ жемчужных" - крупный жемчуг, на грудь Святослава сыплют некрещенных иноземцев, направление гора Вороняка - Змиев курган - Синие (Азовское) море , вдруг превратилось в киевский овраг, и результат всего - вместо связного АНАЛОГА истолкования сна пророком Даниилом получается у некоторых "переводчиков" несвязанные друг с другом ПЕРЛЫ, да ещё на три голоса...

СОВЕТ (добрый): Попробуйте переводить СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ :!:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Кравченко Александр » 20 ноя 2008, 05:40

Лемурий, вам бы стихи писать, цены бы не было. Но я удивляюсь другому. Как это вы умудряетесь, при вашем то объеме знаний не ответить ни на один вопрос, что вам задавали. Придется повторять их снова, и снова, и снова.
Вам задали вопрос: какой национальности были родители у пророка Даниила, и какое он имеет отношение к реке Каяле?
Будьте любезны, ответьте.

Кравченко Александр Сергеевич
Кравченко Александр
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 07 окт 2008, 12:00

Сообщение Лемурий » 20 ноя 2008, 12:41

Глубокий вопрос, особенно после трёхкратного повторения...
"Теряюсь" в догадках...

Может быть Вы хотели спросить: "А читали ли библейскую литературу на Руси в XII веке?"

Отвечу: Не только в XII, но и в XI в. и особенно русские митрополиты, и не только читали...
Слышалъ бо бѣ глаголъ, глаголаныи Данииломъ къ Науходоносору: «Съвѣтъ мои да будеть ти годѣ, царю Науходоносоре, грѣхы твоа мшюстинями оцѣсти и неправды твоа щедротами нищиихъ».
----
Ибо слышал ты слова, изреченные Даниилом <царю> Навуходоносору: «Да будет благоугоден тебе совет мой, царь Навуходоносор: искупи грехи милостынями и беззакония твои щедротами к бедным».

:arrow: см. СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА

Теперь по поводу самого сна:

Уже дьскы безъ кнѣса в моемъ теремѣ златовръсѣмъ
Уже доски без (верхнего) крепежа в моём тереме ЗЛАТОВЕРХОМ -

аллегория с

"У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные,
голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные.
Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их..." (Дан.2.32-34)

:arrow: Лют конь уздою въздержиться, а скор гнев умом обуздаеться. (Из византийского сборника изречений "ПЧЕЛА", XII в.)
А по сему предлагаю "перемирие" в интересах ИСТИНЫ.

Так на чем остановились с рекой СЮУРЛИЙ :?:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Кравченко Александр » 20 ноя 2008, 19:40

Ответ неверный.
Вам задали вопрос: какой национальности были родители у пророка Даниила, и какое он имеет отношение к реке Каяле?
Будьте любезны, ответьте.

Кравченко Александр Сергеевич
Кравченко Александр
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 07 окт 2008, 12:00

Сообщение Лемурий » 21 ноя 2008, 10:19

Кравченко Александр писал(а):Будьте любезны, ответьте...
Из третьего стиха следует, что пророк Даниил происходил из колена Иудина и принадлежал или к царскому или к знатному княжескому роду, но к которому именно, за отсутствием сведений, неизвестно. Иосиф Флавий считает его родственником иудейского царя Седекию; из христианских писателей одни причисляют его к потомкам Давида (Симеон Метафраст), другие (Епифаний) к одной из самых знатных фамилий иудейских вельмож. Также неопределенны сведения и о генеалогии его друзей.

Но, наверняка можно сказать, что он НЕ украинец, ибо согласно пословицам, где последний прошел, там ЕВРЕЮ делать нечего...

А когда вышеупомянутый родился, ЕВРЕЙ заплакал...
Последний раз редактировалось Лемурий 07 июн 2009, 13:46, всего редактировалось 1 раз.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Кравченко Александр » 21 ноя 2008, 19:28

Ответ, в принципе, правильный. Но, что бы читатель понял суть спора, то не плохо было бы зайти на сайт:
Житие святого пророка Даниила и с ним святых трех отроков Анании, Азарии и ...
Святой пророк Даниил происходил из рода царского, из колена Иудина.
pravoslavie.name/index.php?download/saints/Dec/17/life01.html • 85 КБ
Сохраненная копия • Еще с сайта 135


Читатель тогда бы узнал, что…..
Святой пророк Даниил происходил из рода царского, из колена Иудина. В юных летах он был взят в плен Навуходоносором1(6 век до н.э.) и вместе с царем иудейским Иоакимом был отведен из Иерусалима в Вавилон2; там он еще в юности прославился божественными дарованиями, - в особенности же, когда мудро обличил неправедных и беззаконных судей, и избавил от смерти неповинную Сусанну.

И так делее. Любопытно окончание этого жизниописания:

… По смерти Евильмеродаха, воцарился зять Навуходоносора Набонид, сделавший соправителем своим сына своего, Валтасара. В его царствования пророк Даниил удостоился многих видений, в коих, под образом различных зверей, было указано на последующих царей и царства, на антихриста, кончину века и Страшный Суд 20.



Иудейский историк Иосиф Флавий повествует о Данииле, что он, как первый сановник, имел великую власть в царстве Персидском, и что в городе Экбатанах26 он построил знаменитую башню, которая во времена означенного историка, спустя несколько сот лет после постройки, казалась новою, как будто бы сейчас была построена. В этой башне погребались цари Мидийские и Персидские, а охранения ее было поручено одному из Иудейских священников.

(Как мы видим, иудейский историк Иосиф Флавий жил через несколько сот лет после Даниила)



…..Наконец, отсекли голову и Даниилу. Говорят, что по усечении их каждая голова пристала к своему телу и Ангел Господень, взяв тела святых, отнес их на гору Гевал31 и там они были положены под камнем. Чрез четыреста же лет, на день воскресения Господа нашего Иисуса Христа, вместе с некоторыми другими и сии воскресли и, явившись многим, снова почили32. Память их святыми отцами положено совершать за семь дней до Рождества Христова, потому что и они происходили из колена Иудина, от которого ведет свой род и Спаситель наш, и таким образом приходится по плоти сродником сих святых.
Всего лишь 100 лет куда-то потеряли, но зато сделали сродником Иисуса Христа.

К тому же мы видим, что к Каяле, ни Даниил, ни его родители из царской семьи колена Иудина, никакого отношения не имеют.

Так на чем остановились с рекой СЮУРЛИЙ

Кравченко Александр Сергеевич родился в Хабаровском крае – русский.
Кравченко Александр
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 07 окт 2008, 12:00

Сообщение Лемурий » 22 ноя 2008, 12:14

Кравченко Александр писал(а): К тому же мы видим, что к Каяле, ни Даниил, ни его родители из царской семьи колена Иудина, никакого отношения не имеют.

Так на чем остановились с рекой СЮУРЛИЙ

Кравченко Александр Сергеевич родился в Хабаровском крае – русский.
Добрый день, Александр Сергеевич Кравченко -русский.
Пишет Вам Алексей Сергеевич Макаревич - русский...

Когда с темой "национальности" решили - перейдем к существу вопроса.

Вы так и не ответили как Вы переводите сон Святослава, а ведь там есть искомая нить... Помимо аналога Золотоверхого терема с досками без крепежа = Золотоглавый истукан на глиняной ноге из сна Навуходоносора истолкованного ему почитаемому на Руси (см. Слово о Законе и Благодати митр. Илариона, Послание Климента Смолятича, Моление Даниила Заточника) пророком Даниилом.

А нить эта в топонимах...

АВТОР возвращается к теме гибели дружины "из пустых (расстрелянных) колчанов, поганых ступ, сыпят жемчужные души (дружинников) на лоно (оставляют на совести) Святославу.

босуви врани възграяху
у Плѣсньска на болони, бѣша дебрь Ки саню и не сошлю къ синему морю...

серые вороны взлетели у Плеснеска (с гор «Вороняки», названных так из-за обилия ворон), на пойме* были Кургана Змеиного и НЕ полетели к синему (Азовскому) морю...

*пойма (Перевод В. И. Стеллецкого) - низкое место речной (р. Северский Донец) долины, затопляемое во время половодья (в XII в. май месяц).

Так что найденный Вами сайт помог с Дебрьки Саню (Курганом Змеиным)...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Кравченко Александр » 22 ноя 2008, 16:57

Добрый день Алексей Сергеевич.
Вы просто неисправимы. Объясните, в конце концов, какое отношение имеет Змеев курган к тому поиску реки Каялы, чем мы пытаемся сейчас заниматься.
Если кто-то, основываясь на сне Святослава, привел на него рать Игореву, то пускай там и сидит, хоть до скончания века.
Мы, что тут будем все, более чем две сотни версий, по данной теме, проверять?
Увольте, не буду. Я еще себя немного уважаю, и не желаю тратить время на проверку графоманских предположений.
Если у вас, Алексей Сергеевич, есть своя версия, ради Бога, можем поговорить и о ней. Но только о вашей. О других я и слышать ничего не хочу. Как и о своей тоже.
С уважением
Кравченко Александр Сергеевич
Кравченко Александр
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 07 окт 2008, 12:00

Сообщение Лемурий » 22 ноя 2008, 19:10

Добрый вечер Александр Сергеевич.

Давайте уже перейдем наконец-то Донец к Осколу.

АВТОР СПИ не был участником похода, но был очень эрудированным песнетворцем. Вот он пишет:

врани възграяху у Плѣсньска, на болони бѣша Дебрьки Саню

вороны взлетели у Плесеска, на пойме были Кургана Змеиного

Дебрь - обрыв, ров; горный склон, поросший густым лесом - КУРГАН

Сань - ЗМЕЙ

Вам не кажется, что если в предыдущем контексте речь идет о гибели дружинников (жемчужные души), то здесь идет речь о месте их гибели, где вороны устроили "кровавый пир"...

Далее из Вашего же сайта см.ЗМИЕВ

"Одним из мест, имеющих некую притягательную силу для поселенцев, была территория нынешнего города Змиева. Судя по имеющимся находкам, територия города и его окрестностей начала интенсивно заселяться еще в эпоху бронзы (III тыс. до н.э.). Со времен Игоря Святославовича " Змиевской курган " или "Змиевское городище" являлось крайним пунктом южной границы зоны, подвластной русским княжествам..."

Пойма Северского Донца, горный склон, поросший густым лесом, славящийся обилием змей, носящий название "Змиевской курган"...

Куда уж больше совпадений :?:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Кравченко Александр » 23 ноя 2008, 07:07

Добрый день Алексей Сергеевич.
Как говорят – привычка вторая натура. Вижу, что без того, что бы ни поприкалываться, вы и жить не можете.
Я согласен. Будем прикалываться дальше.
---------------------------------------------------------------------
Вы пишите:

Далее из Вашего же сайта см. ЗМИЕВ

"Одним из мест, имеющих некую притягательную силу для поселенцев, была территория нынешнего города Змиева. Судя по имеющимся находкам, територия города и его окрестностей начала интенсивно заселяться еще в эпоху бронзы (III тыс. до н.э.). Со времен Игоря Святославовича " Змиевской курган " или "Змиевское городище" являлось крайним пунктом южной границы зоны, подвластной русским княжествам..."
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Автор Слова о полку Игореве был очень эрудированный человек, а, являясь участником похода, он говорит: это же с какого бодуна надо проснуться, что бы сайт Кравченко Александра Сергеевича slovoopolku.ucoz.ru перепутать с сайтом г. Харькова «Дали Зовут».

Я, вам, Алексей Сергеевич уже как-то говорил, не надо на меня чужие грехи вешать, мне и со своими не разобраться. А вы опять за своё.

Вот вы пишите:
Пойма Северского Донца, горный склон, поросший густым лесом, славящийся обилием змей, носящий название "Змиевской курган"...
врани възграяху у Плѣсньска, на болони бѣша Дебрьки Саню

вороны взлетели у Плесеска, на пойме были Кургана Змеиного

Дебрь - обрыв, ров; горный склон, поросший густым лесом - КУРГАН

Сань – ЗМЕЙ
----------------------------------------------------------------------------
Я не знаю, каким словарем вы пользовались, переведя слово -Сань-, как –Змей-, но надо знать, что окончание –ки-, придает слову уменьшительно-ласковое множественное число. Сани – саночки. Доски – дощечки. Ведро – ведерочки, и так далее.

Теперь сделаем перевод согласно вашего (только никому его больше не показывайте) словаря.

Серые вороны взлетели у горы Вороньей. На пойме были курганчики змеиновые.
А теперь ответьте: Где находится гора Воронья, а также курганчики змеиновые?
Кравченко Александр Сергеевич
Кравченко Александр
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 07 окт 2008, 12:00

Сообщение Лемурий » 23 ноя 2008, 10:25

Кравченко Александр писал(а):Будем прикалываться дальше.
А теперь ответьте: Где находится гора Воронья, а также курганчики змеиновые?
Да вот, Александр Сергеевич надоело писать фразу "указанного Вами сайта" сократил до "Вашего сайта", но кто умеет читать РАЗОБРАЛСЯ.

А по поводу слово "САНЬ" опять таки только для ЧИТАТЕЛЕЙ - любителей получать полезную информацию:

:arrow: см.ЭС: М. А. Салмина ДЕБРЬ КИСАНЮ

В 1867 В. Макушев предложил прочтение «дебрьски сани»: «Мне сдается, что загадочное кисаню должно быть разделено на две половины, ки и саню: первую половину присоединяю к предыдущему слову дебрь с прибавлением с и получаю прилагательное во множ. числе дебрьски; второй половине придаю окончание также множ. ч. и, и читаю сани: это слово, особенно в соединении с прилагательным дебрьски, напоминает чешскую сань (дракон, змей)» (Рец. на кн.: «Слово о полку Игореве». С. 460). Его точку зрения поддержали В. Н. Перетц (Слово. С. 252—254) и Н. К. Гудзий (Слово — 1938. С. 45). А. С. Орлов, развивая эту гипотезу, переводил: «У Плесньска в предградье были в расселинах змеи и понеслись к синему морю» (Слово. С. 82). Любопытно, что в «Комментарии» у Орлова несколько иной перевод: «У Плеснеска на болоньи завелись во рвах или в рытвинах змеи и устремились к синему морю» (С. 117). М. В. Щепкина, принимая объяснение словах «сань» — «змея», предложила поправку — вм. «бѣша» читать «биша» и переводила: «У Плесньска на болони избивали лесных (подколодных) змей и несли их к синему морю» (К вопросу... С. 195)


Вы знаете, наш с Вами "милый" диспут всё больше напоминает Н. Гоголя "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем",
особенно в этом отрывке:
"Как Иван Иванович, так и Иван Никифорович очень не любят блох; и оттого ни Иван Иванович, ни Иван Никифорович никак не пропустят жида с товарами, чтобы не купить у него эликсира в разных баночках против этих насекомых, выбранив наперед его хорошенько за то, что он исповедует еврейскую веру."
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 23 ноя 2008, 12:34

Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Кравченко Александр » 23 ноя 2008, 19:53

Добрый день Алексей Сергеевич.

Вот тут то вы на все сто процентов правы. Если мне что-то не нравится, или непонятно, я эту «блоху» и без микроскопа разгляжу. Натура такая – терпеть не могу непонятки.
Поэтому, мы снова вернемся к нашим ровикам змеиновым. Вышеперечисленные исследователи такие же люди, как и мы с вами. Что-то, может, больше нас знали, что-то меньше.
Вот, если бы они переводы знали в том объеме, как и положено, то, «похожее» на чешское слово Сани, можно было бы перевести, не только, как змея, большая змея, но и как Дракон.
Вот такой вот Змей Горыныч, который сидел на кургане.
Всего одно слово не углядели в переводе, но зато какое!
Если бы вы, Алексей Сергеевич, сделали нормальный перевод, я бы и спорить с вами не стал. Великолепная получилась бы сказка.
Пошли в степь за невестой. Перепились в пути, заблудились, а тут прилетел Змей Горыныч, бум, бум по башкам дружинникам, хвать невесту и унес её к синему морю.
Вы мне почаще таких «блох» подкидывайте, а я на эту тему буду сказки сочинять.

Кравченко Александр Сергеевич
Кравченко Александр
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 07 окт 2008, 12:00

След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: userdez и гости: 43