Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 3

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Сообщение Лемурий » 25 апр 2009, 19:27

Кравченко Александр писал(а): Но ответьте мне, если Иларион Киевский был Бояном, то откуда мог автор Слова о полку Игореве знать, что его игра, как предполагают на гуслях, была под стать волшебству в самом хорошем смысле этого слова?
Для начала давайте решим на каком музыкальном инструменте с рассвета до заката восхваляли имя Господне:
Изображение

" Славьте Господа на гуслях, на десятиструнной псалтыри пойте Ему. Словом Господним небеса утверждены и Духом уст Его вся сила их. Он собирает, как мех, воды морские , заключает бездны в сокровищницы. " (Псалом 32)


О десятиструнной псалтири можно прочитать здесь:
:arrow: см. В.И. Поветкин Загадка гуслей-псалтыря

Что же касается упоминания "ветхозаветного" времени, так это в правилах византийского канона, по которому и составлено СПИ, подробно в этой редкой книге: А.Золотухин «Тайны «Слова о полку Игореве» , Николаев, 2005
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24073
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Кравченко Александр » 26 апр 2009, 05:33

Лемурий писал:
Цитата:
________________________________________
" Славьте Господа на гуслях, на десятиструнной псалтыри пойте Ему. Словом Господним небеса утверждены и Духом уст Его вся сила их. Он собирает, как мех, воды морские , заключает бездны в сокровищницы. " (Псалом 32)
________________________________________
Цитата подана некорректно. В подобных случаях она должна быть написана на древнегреческом языке, с подстрочным переводом и указанием того списка, откуда она взята.
Как известно, все библейские тексты были записаны на древнегреческом языке, а уж затем переведена на другие языки. Переводили их зачастую совершенно случайные люди, мало знакомые с обычаями и нравами тех стран, которые упоминались в Библии. Поэтому, малознакомую им лиру, они могли заменить на, понятные им, гусли, а псалтырь сделать десятиструнным.
Что касается, вами приведенной цитаты, то можно с уверенностью сказать, что она взята из списка, который существовал еще до разъединения церквей на Православную и Католическую.
После разъедания церквей католики продолжали молиться под звуки какого-нибудь струнного инструмента, которого затем вытеснил орган.
В православии даже трудно себе представить батюшку, который бы сидел, где-нибудь у алтаря и под звучание гуслей, пел бы молитвы.
Да и В.И. Поветин, на которого вы ссылаетесь, повествует о том же самом. Цитирую:
«Письменные документы XV-XVII веков указывают на сосуществование скоморохов и церковнослужителей.13 Скоморох, гудец с гуслями-псалтирем - вопреки письменным осуждениям игры на гуслях вообще начиная от XIII вплоть до XVIII века, был поощрен многочисленными изображениями. В их числе, к примеру, роспись на дверце шкафа XVII-XVIII веков с надписью «Беседа»14 и миниатюра в «Цветнике» XVIII века,15 где нравоучительные библейские сцены показаны так, словно подсмотрены в монастырской жизни. Впечатление о принадлежности гуслей-псалтиря к околоцерковному быту усиливается еще и таким фактом. В XVIII веке в России приобретают известность новые гусли -концертные. Конструктивно это те же гусли-псалтирь, но уложенные в прямоугольный ящик с ножками. Ими часто пользовались регенты, почему и возникло их наименование - «поповские гусли». Однако каковы истоки гуслей-псалтиря?
Ближайшим по конструкции к гуслям-псалтирю является западноевропейский псалтериум. В скульптурах XII-XV веков наглядно показано, как под влиянием прямоугольно-трапециевидного кануна образовалось несколько разновидностей псалтериума.17Одна разновидность особенно близка гуслям с прямым основанием. Что и позволяет думать об их происхождении от общего прототипа.
Что же касается гуслей, похожих на многострунный лук, то образованием своих форм они, вероятно, обязаны опыту не столько Западной, сколько Восточной Европы. Но как это произошло?- догадаться пока нельзя. Единственное наводящее на размышления свидетельство содержится в былине «О Добрыне Микитинце»:
«У молодца Добрынюшка Микитинца В тот тугий лук разрыв чаты и в тупой конец Введены были гуселышка яровчаты». Вот он - сбереженный в чудесной памяти сказителя Т.Г.Рябинина перл русской эпической поэзии - лук, разящий стрелами музыки. Ничто так не близко, как он, очертаниям загадочных гуслей.»

Как мы видим, скоморохи, что бы досадить попам, расписывали гусли сценами из библейской жизни, что, как раз и соответствует традициям устного народного творчества.
Вы же так и не ответили на вопрос, откуда автор Слова о полку Игореве мог знать о волшебных перстах Илариона Киевского, если он и был, согласно вашему предположению, Бояном?
Вокальные данные Илариона Киевского пока оставим в стороне.

Что же касается работы Золотухина то еще никто и ничего не доказал. А его высказывания можно сравнить с высказываниями Никитина, что, мол, Слово о полку Игореве, это плагиат песен Бояна, которые только он один (сам Никитин) и знает.

Кравченко Александр Сергеевич
Кравченко Александр
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 07 окт 2008, 12:00

Сообщение Лемурий » 26 апр 2009, 09:45

Кравченко Александр писал(а): Цитата подана некорректно. В подобных случаях она должна быть написана на древнегреческом языке, с подстрочным переводом и указанием того списка, откуда она взята.

Что же касается работы Золотухина то еще никто и ничего не доказал. А его высказывания можно сравнить с высказываниями Никитина, что, мол, Слово о полку Игореве, это плагиат песен Бояна, которые только он один (сам Никитин) и знает.

"събьравъшюся въ цьркъвь съ блаженыимь наставьникъмь и пастухъмь своимь Феодосиемь и поющемъ утрьняя псалмы..." (ЖФП)

"Корректно" можете прочитать здесь:Псалтирь На церковно-славянском языке
Псалом 32.Радуйтеся, праведнiи, о Господе; правым подобает похвала. Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте eму;
Псалом 56 и 107.Востани, слава моя, востани, псалтирю и гусли; востану рано. Исповемся тебе в людех, Господи, воспою тебе во языцех...
Псалом 80.Радуйтеся Богу помощнику нашему, воскликните Богу iаковлю; прiимите псалом и дадите тимпан, псалтирь красен с гусльми;
Псалом 91.Благо eсть исповедатися Господеви и пети имени твоему, вышнiй; возвещати заутра милость твою и истину твою на всяку нощь, в десятоструннем псалтири с песнiю в гуслех.
Псалом 143.Боже, песнь нову воспою тебе, во псалтири десятоструннем пою тебе;
Псалом 149.Да восхвалят имя eго в лице, в тимпане и псалтири да поют eму.
Псалом 150.Хвалите Бога во святых eго, хвалите eго во утверженiи силы eго; хвалите eго в силах eго, хвалите eго по множеству величествiя eго; хвалите eго во гласе трубнем, хвалите eго во псалтири и гуслех;
Псалом 151.Руце мои сотвористе oрган, и персты мои составиша псалтирь.

Строки псалмов 56 и 107 найдете и у Даниила Заточника:
Въстани, слава моя, въстани въ псалтыри и в гуслех!
Востану рано, исповѣмъ ти ся; Да разверзу въ притчах гаданиа моя
И провѣщаю въ языцѣх...


P.S. А работу написанную "наспех" даже близко нельзя сравнивать с многолетним трудом в 19 архивах с древнерусскими и древнегреческими текстами. Это как "небоскреб" и "землянка"...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24073
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение sasha a » 26 апр 2009, 21:07

Вопрос с гуслями в церковном песнопении остается открытым.
Т.к. бесспорное свидетельство - это изображение ветхозаветного царя Давида и некоекого скомороха. Цитаты из Даниила Заточника не могут быть доказательством применения этого инструмента в православных церквях, т.к. он сам подвергся гонениям за свои неортодоксальные взгляды.
Кроме того, к 15 столетию игра на гуслях в церковыне праздники считалась грехом, за который накладывалась эпитимья. (См. рукописный сб. из Кирилло-Белозерского м-ря. Алмазов А.И. Тайная исповедь в правосл. вост. Церкви. Одесса, 1894, т. 3. Стр. 150:

"Аше пиры сътвори с пляскою и с ГОУСЛЯМИ в велик пост, ( поститься) 15 дней".
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 27 апр 2009, 01:20

Кстати, по поводу 151-го Псалома "Руце мои сотвористе oрган, и персты мои составиша псалтирь":

Септуагинта (и, соответственно, православная Псалтирь) содержит также 151-й псалом, который, впрочем, не входит ни в одну из кафизм и при богослужении не читается. (Википедия)
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Лемурий » 27 апр 2009, 10:35

sasha a писал(а):Цитаты из Даниила Заточника не могут быть доказательством применения этого инструмента в православных церквях,
Цитата из ДЗ была приведена исключительна для исключения "сомнений" в правильности перевода с греческого и подтверждению того, что слово "гусли" были тексте Псалмов, которыми пользовались в XII в.

Что касается музыкального инструмента Псалтирь, того, что Вы именуете "гусли" - лучше один раз увидеть:
Изображение

Хлудовская псалтырь (ок. 850 г. Византия)

Дело в том, что Студийский устав был введен только в конце 60-х-начале 70-х годов XI века, а до этого IX–XI в. вечерня и утреня исполнялась по уставу Великой Константинопольской церкви.
см. Михаил Скабалланович Толковый ТИПИКОН гл. Устав Великой Константинопольской церкви и песненное последование
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24073
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Zinchenko_tanya » 27 апр 2009, 12:37

Здравствуйте , Александр!
«Слово вещь и вещий – это один корень. Вещь возводят к vektio ( польск.wiek, болг. веш, tio –суффикс уменьшительный и конкретизирующий), сопосотавляют с готским waihts – слово, санскр.vac – речь , богиня речи, мудрости, лат. vox – голос , звук. Таким образом с одной стороны «предмет, вещь», а с другой стороны голос , слово звук. Ср. рус. речь и польская rzecz – вещь, предмет , реч – вещь, предмет,словенск. реч – предмет, вещь. Исходя из современного значения слова «ведать» - знать можно возвести к vektio – изрекающий, говорящий , владеющий словом. Ср. вещий пророк , радио вещает. Лексема вещь имеет в древнерусском языке древнейшее значение – слово, более новое - предмет». Боян бо вещий – изрекающий , говорящий ,владеющий словом.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Боян - автор "Слова..."

Сообщение Zinchenko_tanya » 27 апр 2009, 15:20

Здравствуйте , Лемурий и Евгений!
Боян поёт «Слово…» и охватывает общие жанровые признаки эпоса всю словесную организацию в целом «Боян бо вещий, аще хотяше песнь творите..». Под воздействием основного рассказа «песнь творите» о походе Игоря, как центрального задания, все составные части- вставки3) « Помнящее бо первых времён усобице 1)Тогда пушашеть десятьсоколов на стадо лебедей «2) Та преди песнь песнь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу, иже зарезе Редедю предъ полкы касожьскими красному Романови Святславичу» ) рассказа должны получить определённое заданное им мыслью Бояна формоустремление, в результате чего должна получиться та, субординирующая взаимосвязь и неразрывность компонентов, та целостность и единство, без которых не мыслимо никакое произведение искусства. Боян творец «Боян бо вещий, аще хотяше песнь творите» о походе Игоря , а также выполняет функции певца – передатчика, где исторические события находятся всецело во власти его памяти «Помняше бо рече първых….» Боян постоянно в « Слове…» обращается от современных ему событий к событиям прошлого, охватывая историю более двух веков «от старого Владимира , до нынешнего Игоря». Отсчет времени происходит «от старого Владимира» с ним и связаны «первых времён усобице» . А «с нынешним Игорем» объединены последние события «Тогда пушашеть десять соколов на стадо лебедей», в середине , события « Та преди песнь песнь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу, иже зарезе Редедю предъ полкы касожьскими красному Романови Святславичу».
Во всех произведениях героического эпоса дан идеальный образ эпического богатыря, наделённого сверхчеловеческой силой, героизмом и воинской доблестью. И такого богатыря я уже вижу это «, храброму Мстиславу, иже зарезе Редедю предъ полкы касожьскими красному Романови Святславичу» о героическом поединке тмуторонаньского князя Мстислава Владимировича с князем касогов Редедей рассказывается в статье 1022 г.«Повести временных лет…». Но Мстислав храбрый не может претендовать на образ идеального богатыря, потому что он первый пришёл из Тмуторокани с войной на брата Ярослава. В исторической вставке(2) текста «Слова…»Были вечи Трояни минула лета Ярослава…» « Тъй бо Олег мечемъ крамолу коваше и стрелы по земле сеяше, ступает въ златъ стремень въ граде Тьмуторокане. Той же звонъ слыша давный великий Ярославь. Та же беда случилась и с Ярославом Мудром. Найдем в летописи событие, которое следовало по той же схеме и где главными пространственными ориентирами были города Тьмуторокань и Чернигов. В летописи «В год 6532(1024) пришел Мстислав ( брат Ярослава Мудрого) из Тьмуторокани … Он же пошел и сел на столе в Чернигове…И пошли Мстислав и Ярослав друг на друга…,И была сеча сильна.» Далее по тексту ( «а сын Всеволожь Владимир по вся утра уши закладаше в Чернигове...») называется ряд качественно не отличающихся, а только повторяющихся событий. В летописи « В год 6602(1094)…пришел Олег с половцами из Тьмуторокани и подошел к Чернигову, Владимир же затворился в городе. Олег же, подступив к городу, пожег вокруг города и монастыри пожег». В монастырях, призывая на помощь, ударили в набат так громко, что у Владимира уши заложило в Чернигове. Речь идёт о междоусобной борьбе между Олегом Святославичем (ум. 1115г.) и Владимиром Всеволодовичем Мономахом (ум 1125г.) за Чернигов, принадлежавший отцу Олега до его смерти.
Процесс прихода рати из Тьмуторокани на город Чернигов представлялся автору «Слова…» чем-то вроде безостановочно вращающегося колеса: в 1024г.,1078г.,1094г., поэтому он и объединил эти события в данном тексте. Дана оценка Бояном средних усобиц «Усобица князем на поганыя погыбе…. А поганые с всех стран прихожаху съ победами на русскую землю» Самый плохой антигерой среди внуков Ярослава Мудрого «красный Романови Святславличю» « В лето 6587 (1079г) Пришёл Роман с половцами к Воиню Всеволод же сотворил мир с половцами и убили половцы Романа, месяца августа во 2 день».
Поищем главного идеального эпического богатыря в «пръвых времён усобицы» Эта историческая вставка(3) « пръвой годины и пръвых князей» начинается текстом «Уже бо Сула не течёт сребряными струями к граду Переяславлю». Отсчёт времени в Слове идёт от «старого Владимира» значит нам надо в «Повести временных лет…» найти событие, произошедшее с Владимиром (ум.1015г) где пространственные ориентиры река Сула и город Переславль. « В лето 6500 (992г) … пришли печенеги по той стороне Днепра от Сулы. Владимир же выступил против них на рубеже у брода, где ныне Переславль.» Исход боя решала рукопашная борьба печенега и «отрока Перея». Отрок победил «и побежали печенеги и гнали за ними русские, избивая их и прогнали». И возвратился Владимир в Киев с победою и со славою великой».Здесь сознание художника не делает разницы между подвигом «отрока» и личным подвигом Владимира. И в «Илиаде» Ахиллес не сам побеждает Гектора , а лишь при содействии богини Афины, и тем не менее это не уменьшает его ореола победителя. Так может Владимир в «пръвых временах» идеальный эпический герой . Ан нет , в 980г Владимир « напал на Полоцк и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его взял в жёны»» в СПИ «и с хотию на кровать… княже птиц крилы приоде..Не бысть ту брата Брячеслава, ни другаго Всеволода..» За такое злодеяние , убийство ближайших родственников жены Боян готов Владимира «пригвоздите к горам Киевским , но «нельзя» т. к. Владимир ещё поступает как язычник. Первенец Владимира «Изяслав сын Васильков» храбро сражался с литовцами , а его внук «притрепа деду своему Всеслав» в междоусобных войнах с Ярославичами. Сыновья Ярослава Мудрого и вовсе являются главными антигероями , т.к. нарушили клятву крестоцелования. Боян дает оценку пръвых времён :»Тому Бояне и пръвое припевку смыслёный,рече: « Ни хытру, ни горазду ни птицу горазду суда Божиа не минути».
Ну раз нет богатырей в «пръвых времён усобицы», в середине «старому Ярославу храброму Мстиславу иже зареза Редедю…», надо искать эпического богатыря при «нынешнем Игоре» в бою «когда 10 соколов налетали на стадо лебедей…» и в исторической вставке (1) «О Бояне…».
Во вступлении «Слова…» коротко даётся экспозиция героев и установка драматической ситуации. но текст исторических вставок «пръвых времён усобиц» и «старому Ярославу храброму Мстиславу…» и их персонажи занимают положение лишь резонирующей стороны. Боян любит удивлять своих слушателей, и в начале СПИ, настоящий эпический богатырь не показывается в их глазах в полный рост. Какой –то князь уже при «нынешнем Игоре» «напустил 10 соколов на стадо лебедей».Песнотворцу Бояну князь «Велесов внуче» приказывает передать просьбу Игорю о помощи в походе на половцев, марта месяца 1185г «О Бояне абы ты сиа плъки ущекотал…», пока Игори преодолевал распутицу на берегах Сулы, Боян уже воспевал этому «мистеру иксу» «Велесову внуче» его победу над врагами «звенит слава в Киеве». До поры до времени главный эпический богатырь находится как бы в тени. Хотя он даже может устранить беду и выйти победителем. Но все эпизоды построены на эффектах неожиданности и тайна имени героя нужна для большего торжества в последствии , когда он окончательно развернёт себя в решительной расправе с половцами в1183г «10 соколов на стадо лебедей» «О,Бояне ….звенит слава в Киеве..»март 1185г.
« Святослав грозный великый киевскый - грозою бяшеть притрепеал своими сильными плъкы и харалужными мечи, наступ на землю Половецкую, притопта хлъмы и яругы, взмути реки и озеры, иссуши потокы и болота. А поганого Кобяка из луку моря, от железных великих плъков половецкыхъ яко вихрь выторже и падеся Кобяк», - это самое главное в «Слове….» - описание самого подвига- боя Святослава Киевского. Сильнейшие противники одолеваются им шутя, обращает внимание лёгкость победы. В описании боя нет элементов борьбы. Как будто противники не сопротивляются. Богатырь Святослав - единственное действующее лицо в данном отрывке текста СПИ, при всей видимости трудности боя он справляется с ним один ,как бы играя. И этот подвиг известен далеко за пределами Руси: « Ту немци и венедици, ту греци и морава поют славу Святъславлю». Святослав Киевский (ум 1194г) , по –мнению Бояна настоящий эпический богатырь. Он всегда велик и силён, все от него в страхе и одолеть его невозможно. Тогда антигерой «нынешний Игорь . Это он пробудил к войне половцев «Игорь и Всеволод уже лжу убуди», которых усмирил « то бяше успил ихъ» подлинный эпический богатырь « Святослав грозный великий киевский».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение sasha a » 27 апр 2009, 15:32

Лемурий писал(а):
Хлудовская псалтырь (ок. 850 г. Византия)

Дело в том, что Студийский устав был введен только в конце 60-х-начале 70-х годов XI века, а до этого IX–XI в. вечерня и утреня исполнялась по уставу Великой Константинопольской церкви.
см. Михаил Скабалланович Толковый ТИПИКОН гл. Устав Великой Константинопольской церкви и песненное последование


Лемурий, спасибо за иллюстрацию "гуслей". Действительно, они более похожи на лиру, чем на привычные нам гусли "гуслинные".

Прочла статью по ссылке. Насколько я поняла, речь идет о типиконах для Константинопольской Софии, а не для Киевской.
Не забывайте, что на Руси выборочно подходили в вопросе христианской религии. Так, Ветхий завет попал к нам в переводе Кирилла и Мефодия в усеченном виде. Лишь в 1490-х гг. был сделан полный перевод. Да и в любом случае, на Руси не шли слепо за буквой богослужебных книг. В тексте Ветхого завета не раз говорится о многоженстве или об обычае держать наложниц. На Руси этот обычай искоренялся со всей строгостью.
Текст Псалтыри также был составлен в дохристианские времена (6-1 вв. до Н,Э,). Поэтому нет никаких причин считать, что в православных церквах использовались "лиры-гусли" в качестве музыкального сопровождения, если эта традиция не сохранилась до наших дней, а такой музыкальный инструмент уже к 15 в. считался атрибутом скоморошества.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Евгений Беляков » 27 апр 2009, 15:39

Zinchenko_tanya писал(а):Очень древний мотив песнотворец выпивает чашу с чудесным напитком и через него ему сообщается дар поэтического вдохновения. Так происходит и в СПИ « до те чаше, та преди песнь пояше», после выпитой чаши, получив своего рода «внушение» свыше Боян начинает петь ,как соловей ,


Это место ОБЫЧНО переводится как "которой достигал, та прежде песнь пела". (Предполагается "пелась", потому что лебедь, если ее достиг сокол, уже петь ничего не могла бы; или это поют девушки и тут игра такая эротическая?)

Вы считаете, что тут присутствует ЧАША? А что такое "до" и "те"? И почему тогда "преди"? И почему "который"? И почему "та"?
ФРАЗА СОВЕРШЕННО РАССЫПАЕТСЯ.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Боян - автор "Слова..."

Сообщение Лемурий » 27 апр 2009, 16:51

Zinchenko_tanya писал(а): Но Мстислав храбрый не может претендовать на образ идеального богатыря, потому что он первый пришёл из Тмуторокани с войной на брата Ярослава. В исторической вставке(2) текста «Слова…»Были вечи Трояни минула лета Ярослава…» « Тъй бо Олег мечемъ крамолу коваше и стрелы по земле сеяше, ступает въ златъ стремень въ граде Тьмуторокане.
Добрый день, Татьяна!
Давайте посмотрим с другой стороны.
Перечисленные Мстислав и Роман Святославич, о которых пел Боян, это второстепенные Тмутороканские князья, сведения о которых внес в летопись Никон.
Конечно, Мстислав не идеал русского князя, но он заложил церковь Святой Богородицы, которую достроил на своей приобретенной земле великий Никон и упомянут в летописи в уважительном тоне.

Раз Вы избегаете комментария строки:
О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ...

Прокомментируйте: Боянъ бо вѣщій ... помняшеть бо речь първыхъ временъ усобіцѣ.
Как может ПОМНИТЬ Боян -современник АВТОРА "речь първыхъ временъ усобіцѣ" :?:

И ещё, где в тексте сказано, что иные летописные "вставки" про Сулу, про Изяслава, про Всеслава принадлежат перу Бояна?

Его время подчёркнуто ограничено старыми временами Ярослава и годинами Олега "Гориславича".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24073
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 28 апр 2009, 10:48

Лемурий!
Так это вопрос и к Вашей версии! КАК МОГ ИЛЛАРИОН=НИКОН РАСЦЕНИВАТЬ СОБЫТИЯ С РОМАНОМ КАК ДАВНИЕ ВРЕМЕНА?
Илларион был митрополитом в 1051-1054. А поход Романа Святославича был аж в 1079 году.
Будущее время не есть "давние времена"! :)
Правильнее, по-моему, сказать, что Илларион-Никон не мог песть о князе Романе НИКАК. Давно прошедшими временами ЭТИ события стали именно к ачалу 80-х годов СЛЕДУЮЩЕГО века, когда и жил автор СДЗ!
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Пред.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 48