Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 3

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Сообщение Евгений Беляков » 30 мар 2009, 10:44

В вашей же ссылке, Лемурий, можно прочесть: актростих "...очень часто, что особливо ценно, открывает имя автора канона".
Таким образом, я утверждаю, что СОЗДАВАЛСЯ КОРПУС СВЯЩЕННЫХ ТЕКСТОВ новой религии "поклонения Макоши", великой Матери, можно читать и - БОГОРОДИЦЕ-МАРИИ. Которой Мария Васильковна могла быть ЖРИЦЕЙ. И при этом использовались аналогии из иных священных текстов. И СПИ было именно ТАКОЙ книжкой!
Последний раз редактировалось Евгений Беляков 30 мар 2009, 12:31, всего редактировалось 1 раз.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 30 мар 2009, 12:28

Татьяна. Ваше разъяснение по поводу осеннего равноденствия принято. Вы правы.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Zinchenko_tanya » 30 мар 2009, 12:42

Здравствуйте , уважаемый Евгений!
«Без бокала нет вокала…» и это хорошо знали наши предки. В легендах умение петь сообщается чудесным напитком (ср. «кубок Bragi – дар бога Одина скандинавским скальдам"):
«…Сказал пророк он жаждой обуян
Подайте чашу…
Я выпил всё , что в чаше принесли…
И вихрем встав , седьмых небес достиг…
Открылись мне далёкие края
И тайные движенья бытия….» ( Исмаилов Е. Акыны. Алма-Ата, 1057г с 47, 390
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 30 мар 2009, 12:44

Zinchenko_tanya писал(а):В «Слове…» « Чърныя тучя с моря идут …а в них трепещут сини млънии быти грому великому»...
Добрый день, Татьяна!

Не буду Ваши лебединые крылья синкретизма железными путами аргументов опутывать.
Версия красивая - пусть живет.

"Синие молнии", как понимаете, в природе НЕ существуют, а вот разгневанный Перун как раз такие метал.

Объясните только зачем Вы от объяснения автора отказываетесь?

«Боянъ же, братіе, не 10 соколовь на стадо лебедѣй пущаше» ...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 30 мар 2009, 12:58

Евгений Беляков писал(а):1....Я увлекся?
2.В вашей же ссылке, Лемурий, можно прочесть: актростих "...очень часто, что особливо ценно, открывает имя автора канона".
1. Да уж, Евгений! Если можно тезисно и с доказательной базой !

2. Там написано "открывает имя", своеобразную подпись акростихом, ОДИН раз поставленную, на не через каждые 5 строчек со "странным" совпадением с именем Богоматери, которой посвящены тропари.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 30 мар 2009, 13:28

Я буду приводить материал, но особенного порядка обеспечить пока не могу!

В масках производились различные обрядовые действа, вычленить которые из этнографических записей о беспорядочных играх ряженых не представляется возможным. Только в некоторых случаях археологический материал позволяет говорить об отдельных устойчивых обрядах, лишь со временем превратившихся в веселую игру деревенской молодежи. Таковы радимичские подвески с головой быка и семью девичьими фигурками, отражающие древний славянский обряд "турицы" (рис. 118), близкий к греческим таврокатапсиям. В святочной игре "в быка" участвовал парень, наряженный быком, и группа девушек, увертывавшихся от охальных рогов тура (см. выше). Во времена Державина существовал особый танец "бычок" ("... станцуем и бычка"), связанный, очевидно, с турицами.

Вторым примером является святочная игра "в гуся". С. В. Максимов, описывает её так: "Игра в гуся. Гусь приходит тоже (как и бык) под покрывалом, из-под которого виднеется длинная шея и клюв. Клювом гусь клюет девок по голове (иногда пребольно) и в этом состоит все его назначение". Обряд выродился в малопонятную уже игру. В новгородских жилищах X - XIV вв. найдено 36 деревянных палок-наверший с птичьими головами: 27 орлов, 5 лебедей, 4 утки. Длина стержня ("длинная шея") от 30 до 50 см. Б. А. Колчин прав, связывая эти навершия с язычеством.


Б.Рыбаков, "Язычество славян".

Можно представить, что погоня соколов за лебедями - аналогичный обряд (даже не ИГРА).
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 30 мар 2009, 13:35

Кроме того - можно представить также некие астрономические (астрологические) аналогии: на небе есть созвездие Лебедя, рядом с которым есть созвездие Орла.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 30 мар 2009, 13:48

Праздники 1-2 мая проводились в честь богини, имя которой - "Maja", "zywie" ведет нас к глубокой индоевропейской старине. Крито-микенские надписи знают богиню "Ма", мать богов, архаичную владычицу мира; её же называют и "Zivja" (форма, идущая от праиндоевропейской "Deiwo"). Отсюда же идет и западнославянская Ziwie и древнерусская Дива, Дивия.

И теперь становится ясно, "кто такой" загадочный Див. Это - Дива, Жива (почему-то в мужском облике или варианте). Богиня жизни, первых ростков озимой ржи... 1 мая, в день солнечного затмения именно ДИВА правила Мiром. Она-то и требовала от Игоря, чтобы он "прислушался" к половецкой земле. Это - еще ДЕВА.

Аналогично - созвездие Девы на небе. Которую изображают с колоском в руках.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Zinchenko_tanya » 31 мар 2009, 12:22

Здравствуйте , Лемурий!
Текст « О Бояне, соловию … звенит слава в Киеве» это некоторые биографические события из жизни Бояна , лежащие в основе данного текста, и выражены не от лица самого поэта, а дистанцированы, показаны через образы Игоря и Велесова внуче. В тексте три действующих лица:
1. Боян
2. Игорь
3. Велесов внуче
Велесов внуче обращается к Бояну с просьбой: « О, Бояне соловию старого времени.» Велесов внуче сравнивает Бояна с по красноречию с соловьём . А в тексте «Абы ты сиа плъкы ущекотал» ярко отразились представления о чудесной силе его песни. Исполнение перед воинами песнотворцем Бояном героической песни о боевых деяниях предков (соловию старого времени) имело целью воодушевить воинов на ратные подвиги. И Боян постарался « скача славию по мысленну древу, летая умом под облакы». Эмоционально – риторическая заразительность , личный голос поэта обращен к Игорю: «Пети было песнь Игореви, того внуку: : «Не буря соколы занесе чресь поля широкая галици стада бегут к Дону великому…» в свадьбе «не бывать ветрам ,да повеяли . не бывать боярам (сватам) да понаехали». Новое содержание этой готовой формулы таково: появление не сватов , а вражеских послов с вызовом на бой. Надо сказать , что князья часто обращались за помощью к соседу. Тогда союз племён имел рыхлое образование, и князья могли подойти на помощь, а могли и отказаться. Поэтому Бояну был дан наказ Велесовым внуче «ущекотать плъки», уговорить выступить в совмесный поход («свивая славы оба пола сего времени), используя всё своё красноречие. И голос соловья никогда не умолкает «Скача славию по мысленному древу, рища в торпу трояню чресъ поля на горы». Гора и « мысленно дерево» или Мировое древо - важнейший элемент картины мира ,присутствует в представлениях и религиях практически всех народов. Они представляют собой в пространстве как бы ось мира, соединяющие Землю и Небо. « Троянова тропа», направление « черезъ поля на гору» т.е.,от мира земного к миру небесному к духовной обители, что сообщает жизни человека целеустремленность, потому и служит символом пути к цели. Ответ на призыв Бояна выступить в поход мы найдём в Ипатьевской летописи «В год5593(1185) Игорь отвечал же Святославову мужу (Бояну): Не дай бог отказаться от похода на поганых: поганые нам всем общий враг!». Надо отметить ,что символ дороги « чрезъ поля на гору» имеет ещё и значение длинной дороги. «Потом стал совещаться Игорь с дружиной: каким путём поехать, чтобы соединится с полками Святослава. Отвечала ему дружина: «Князь наш, не сможешь ты перелететь как птица: вот приехал к тебе муж от Святослава в четверг, а сам он идёт из Киева в воскресенье, то как же ты сможешь князь догнать его?». Вот и появилось третье действующее лицо сюжета Велесов внуче - Святослав Киевский. Боян свою миссию выполнил и доложил Велесову внуче: « Чи ли воспеть было вещий Бояне Велесовь внуче: «Комони ржуть за Сулою» в летописи « Хотел он (Игорь) ехать прямиком по степи, по берегу Суллы. Но была распутица, так что войско за целый день не смогло бы преодолеть и поля от края до края, поэтому Игорь и не мог выступить со Святославом». В то время , когда Игорь с войском топтал грязь на берегу Сулы, Святослав победил половцев «Святослав же … одержал победу и пошли каждый восвояси», в «Слове…» «Звенит слава в Киеве».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 31 мар 2009, 13:28

Zinchenko_tanya писал(а):Надо отметить ,что символ дороги « чрезъ поля на гору» имеет ещё и значение длинной дороги.
Добрый день, Татьяна!
Только не на "гору", а "на горЫ"...
Давайте просто откроем Псалтирь:
Пс.3.5 Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея.
Пс.10.1 На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица?
Пс.14.1 Господи, кто обитает в жилищи Твоем? Или кто вселится во святую гору Твою?
Пс.23.3 Кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем Его?
Пс.35.7 Правда Твоя, яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа. Человеки и скоты спасеши, Господи. и т.д.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Zinchenko_tanya » 31 мар 2009, 14:37

Добрый день, Лемурий!
Я бы отметила сходство данного отрывка «Слова…» и «Слово Даниила заточника….»:
В «Слове…»«…скача славию помыслену древу , летая умом подъ облакы…» « Боян бо вещий аще хотяше песнь творите… шизым орлом под облакы».
У Даниила: «… разумом обилен ун възраст имею, а стар смысл во мне. Бых мыслию паря, аки орелъ по воздуху».
В « Слове…» «… плъки ущекотал , скача славию…».
Слово Даниила « …своею беседою, подобно птице, частящей свои песни…»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 31 мар 2009, 17:54

Ну вот и ещё нашего полку прибыло...

Евгений даже тему новую открыл см. "Слово Даниила Заточника" и СПИ

Паволока [уж не о той ли "партии" (оксамиты и паволоки и вся узорочь разноличная) за Клима речь] бо испестрена многими шолкы и красно лице являеть...

Якоже рече Святославъ князь, сынъ Олъжинъ...
Видих: великъ звѣрь, а главы не имѣеть;
Тако и многи полки без добра князя.
Гусли бо страяются персты,
А тѣло основается жилами,
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Река Каяла.

Сообщение Zinchenko_tanya » 03 апр 2009, 16:43

Здравствуйте , Лемурий!
Против Игорева войска сражаются не только половцы , но и стихии : ветра - «Сё ветри Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя плъки Игоревы», огня -Жля поскочи по русской земли смагу мычучи в пламени рози». А как же вода вредит Игорю? Сегодня я хочу рассмотреть символическое значение реки Каялы на , которой и произошло поражение Игоря. За подсказкой обратимся к «Слову Даниила заточника…» в тексте я нашла символ , который был бы связан с водой: « и покрыя мя нищета , аки Черемное море фараона» Согласно Ветхому Завету, когда израильтяне бежали из Египта. Красное (Черемное) море расступилось перед ними и позволило им перейти на другой берег. Фараон с египтянами, преследовавшие израильтян, вступили за ними на морское дно, но море сомкнулось и поглотило фараона со всем его войском. Воды Чермное моря отделили и избавили евреев от нечестия и рабства египетского .
Обмелевшая река , через брод , тоже может пропустить людей на другой берег, а затем, как Черемное море, сомкнуться и не выпустить. Читаем текст из Ипатьевской летописи «В год 1183… и пришли они к Хоролу. И было в ту ночь тепло, шёл сильный дождь, и поднялась вода и не удалось им найти брода , а половцы которые успели переправиться со своими шатрами – те спаслись, а какие не успели – тех взяли в плен, говорили , что во время этого похода и бегства от русских немало шатров , и коней , и скота утонуло в реке Хороле…».
Переход Игорева войска в брод, происходил тогда, когда от пересохшей воды в реке «Каяле» осталась грязь «начаши мосты мостити по болотом и грязевым местомъ». Затем погода испортилась, и пошел дождь: « Нощь стонуши ему грозою путь убуди», «другого дни вельми рано… черные тучи с моря идут, бытии грому великому идти дождю … на реце на Каяле…» После сильного дождя , как и в1183г.,поднялась вода, и воинам Игоря после пораженияв 1185г не удалось найти своего брода, да ещё ночью «На рѣцѣ на Каялѣ тьма свѣтъ покрыла», Но « наших русских мужей пятнадцать убежало, а ковуев и того меньше, а остальные в море утонули «и в море погрузиста». Те которые успели переправиться через реку Каялу ,те спаслись и во время бегства много богатства :коней , оружия утонулу «...кають князя Игоря, иже погрузи жиръ во днѣ Каялы, рѣкы половецкія, рускаго злата насыпаша». Люди были «разлучиста на брезе быстрой Каялы», те кто переправились на другой берег были избавлены от нечестия и рабства половецкого, а тех кто не смог преодолеть водную преграду реки Каялы « покрыя мя нищета (и плен) , аки черемное море фараона» .
Такая же река и Стугна, мелководная «худу струю имея», и «перешли Стугну, а когда « побежали Владимир с Ростиславом (в 1093г) и прибежали к реке Стугне и пошли вброд ( «Сильно вздулась она тогда водою») и стал Ростислав утопать» В «Слове …» «уношу князю Ростиславу затворе».
«Переход евреев через Чермное море, прообразовал собой крещения, через которое мы освобождаемся от власти диавола и рабства греху». В летописи « …и вместо веселия – на горе на реке Каялы. Воскликнул Игорь : « Вспомнил я о грехах перед господом моим…»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Река Каяла.

Сообщение Лемурий » 04 апр 2009, 13:23

Zinchenko_tanya писал(а): Сегодня я хочу рассмотреть символическое значение реки Каялы на , которой и произошло поражение Игоря...Те которые успели переправиться через реку Каялу ,те спаслись и во время бегства много богатства
Добрый день, Татьяна!

Так мы же уже обсуждали, и насколько помню Вы уже соглашались, что никакой реальной реки Каялы НЕ существует.

Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 2

Азъ бо рекъ:

"Полечю, — рече, — зегзицею по Дунаеви, омочю бебрянъ рукавъ въ Каялѣ рѣцѣ, утру князю кровавыя его раны...

"Уподоблюся зогзици, иже едину поетъ пѣснь, того ради ненавидима бывает..." (Зарубин Н. Н. Слово Даниила Заточника (по редакциям XII и XIII вв. и их переделкам). Л., 1932. С. 107)

Полечу сказала кукушкой (причитающей) по Дунаю, омочу бобровый (по Срезневскому именно так, а не шёлковый) в реке Покаяния, утру князю кровавые его раны.

Никто же не ищет реку Лету, Стикс, Пучай-реку и т.д. р. Каяла такая же СИМВОЛИЧЕСКАЯ."

Одна и та же река Каяла не может быть одновременно на Дунае, около Чернигова ("у села на Нежатине ниве" ) - "Съ тоя же Каялы Святоплъкь повелѣя отца своего..." и у Сюурлия.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Zinchenko_tanya » 04 апр 2009, 15:00

Здравствуйте , Лемурий!.
Я бы сказала так, что мы имеем дело не с описанием реально произошедших событий, а с традиционным изображением этих событий. Развёрнутая формула типического места такова : воины переходят реку вброд, происходит встреча с врагами и битва, побеждённые пытаются спастись бегством, но темнота ночи скрывает брод, а проливной дождь сильно поднимает уровень воды, и уничтожает его.
В качестве примеров я привела текст из летописи и1183г и из «Слова…».
Ещё более древнее типическое место о переходе через «Черемное море» во время морских отливов и приливов. Цель та же, спастись от преследователей, перейдя водную преграду вброд.
От частого повторения у сказителя или летописца вырабатывается твердый текст типических формул , как в моём примере из летописи 1183г и «Слова…» и СДЗ.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 132