Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 3

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Ещё раз о "синем вине"

Сообщение Лемурий » 15 апр 2009, 09:14

Пришла одна интересная идея...

Если "новое вино" в СЗБ - это новозаветное учение, "старое вино" - ветхозаветное, то "синее вино" - «уксус из красного вина имеет синий цвет» (см. Никитин А. Л. Наследие Бояна в «Слове о полку Игореве». М., 1978, с. 121) - есть нечто более ветхое, НЕ входящее даже в Ветхий Завет, например, притчи Вавилонского Талмуда.

А использовал ли ("черпал") кто-нибудь такие притчи в своих работах накануне похода Игоря ?

Использовал и аккурат накануне - Кирилл Туровский в своем известном памфлете "Повесть Кирилла многогрешнаго мниха к Василию игумену Печерьскому о белоризце человеце и о мнишьстве, и о души и о покаянии"(Василий стал игуменом в 1182 г) или "Притча о хромце и слепце", написанной на основе древнееврейской версии аполога о слепце и хромце из Вавилонского Талмуда (Беседа императора Антонина с раввином).

Под "Слепцом" Кирилл подразумевал ростовского епископа Феодора, а под "Хромцом" Андрея Боголюбского, который действительно был хром.

Основное обвинение "Слова о слепце и хромце" - в "захвате сана не по-божески".
Но полностью ли оправдан его [Кирилла Туровского] пафос? Современные исследователи по-разному оценивают события 1169 года. Одни стоячт на позициях, сходных с Кириллом, другие, напротив, считают, что политика Андрея и Федора была направлена на бóльшую независимость русской церкви от Византии, что глубинная суть конфликта была не в борьбе Владимира с Киевом, а в борьбе Руси с Константинополем, что речь шла о праве Руси на собственную церковную иерархию. Во всяком случае, "дело Федорца", несомнено, напоминало только что отшумевшую историю с Климентом Смолятичем. Получается, что реально Кирилл защищал не столько авторитет русской церкови, сколько позиции киевского митрополита, хотя субъективно ему наверняка казалось, что это одно и то же.

(А.Г. Кузьмин, А. Ю. Карпов ЗЛАТОСТРУЙ, М.1990, с.192)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Zinchenko_tanya » 15 апр 2009, 09:41

Здравствуйте , Лемурий!
Счисление солнечного года мы производим по древнему лету (пять лет) и более современному - по годам (к семи годам).У древних всё было иначе.
.Посмотрим как время «год» воспроизводится у Нестора в «Житие преподобного отьца нашего Феодосия, Игумена Печерскаго». Нестор пишет: «…годъ будяше утренний…» или «…в годъ полуденный не исходят братия из манастырянъ, починуть въ то время, нощьного ради славословия», т.е. временной промежуток «годъ» определял отрезки времени в течение суток т.е. настоящее время. В «Слове…»: Другаго дни вельми рано,… с зарания до вечера , с вечера до света,… третьего дни к полуднию»
«Уже бо братия не весёлая година въстала» т.е.это невеселое время наступило сразу в течение суток, как только произошло поражение Игоря « къ полуднию падоша стязи Игоревы».
Новый прав, слово година по-украински выговаривалось как «ходына».
Боян песнотворец сегодняшнего времени (ходына) княжения Святослава, , но знает и о событиях прошедших много лет тому назад «старого времени Ярослава…» («минула лета Ярослава….»).
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1446
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 15 апр 2009, 10:01

Zinchenko_tanya писал(а): Нестор пишет: «…годъ будяше утренний…» или «…в годъ полуденный не исходят братия из манастырянъ, починуть въ то время, нощьного ради славословия», т.е. временной промежуток «годъ»...
Доброе утро, Татьяна!
т.е. Ваша версия, что "Ходына" - это "самоназвание" автором СПИ Нестора, так?
Вполне было бы естественно упоминание продолжателя и ученика Никона, только... "рекъ" - это ЕДИНСТВЕННОЕ число, а в Вашем случае требуется двойственное.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Zinchenko_tanya » 15 апр 2009, 14:11

Добрый день Лемурий!
Ходына -година –это временной отрезок.
Боян называет себя песнотворцем , певец – сказитель входит в литературу вместе с развитием индивидуального поэтического творчества, на грани двух эпох в истории поэзии между народным певцом и книжным поэтом нового типа. Старый репертуар языческого героического эпоса пополнился новыми темами, подсказанными церковной литературой.
По приёмам счисления времени ,пространства( обширные историко - географические знания) , а также изложенные в них события, говорят мне о том , что «Слово…» писал летописец. Поэтому считаю, что Боян хоть и называет себя по – старинке песнотворцем, его призвание и основная «профессия» – летописец. По чертам историко –типологического сходства между «СПИ» и произведениями летописца Нестора обнаруживается связь в идейном и психологическом содержании, в мотивах, сюжетах, в поэтических образах и ситуациях. И очень близко подходит к ним« Слово Даниила заточника…» по творческой переработки , трансформации образов. Я бы с уверенностью сказала , что «СПИ» и «СДЗ» написано монахом Киево –печерского монастыря Нестором, который в «Слове…» назвал себя Бояном. Да и тайнопись «Слова…» говорит об этом. Но исследователи древнерусской литературы отмечают годы жизни Нестора концом XI -и началом XIIв.Надо проверить насколько верно определены годы жизни Нестора , нет ли тут ошибки. На сегодняшний день другого автора «Слова…» кроме Бояна - Нестора я не вижу.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1446
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Евгений Беляков » 15 апр 2009, 17:19

Уважаемая Татьяна!
Автор СПИ много раз цитирует "Бояна" (которого я считаю Трояном). Разве самоцитирование было характерно для того врмени?
Потом называть себя "вещим", "соловьем" да и вообще с такими похвалами, с какими можно обращаться только к ДРУГОМУ человеку, к другому певцу-сказителю. Говоить так о себе - граничит с психической патологией...
Я летаю как соловей по деревьям своих мыслей...
Я даже и к стрнам не прикасаюсь, а они уже сами князям славу рокочут...
Если я скажу, что я соловей, что Вы подумаете?
Нет, Татьяна. Сами посудите: мог ли так сказать Боян (Троян) сам о себе???
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение sasha a » 15 апр 2009, 23:00

Zinchenko_tanya писал(а):Д Но исследователи древнерусской литературы отмечают годы жизни Нестора концом XI -и началом XIIв.Надо проверить насколько верно определены годы жизни Нестора , нет ли тут ошибки. На сегодняшний день другого автора «Слова…» кроме Бояна - Нестора я не вижу.


Нету. Его перу принадлежит Житие преп. Феодосия, которое было написано до 1088 г.

http://www.pravoslavie.ru/archiv/feodosiy.htm
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Zinchenko_tanya » 16 апр 2009, 09:32

Здравствуйте, уважаемый Евгений!
Литературоведы исследовали древнюю поэзию Европы и Азии и пришли к выводу , что легенда о призвании певца есть у каждого народа. В легенде содержится ряд устойчивых сюжетных формул , схем и мотивов.
Первый мотив: песнотворец не умеет петь, слагать поэзию
Так и Боян в «Слове…» говорит, что «не лепо ли ны бяшеть , братия старыми словесы», Нестор в «Житие …Феодосия» «инее бехъ достоин- груб сы и неразумечен. К симъ же яко и не бехъ ученъ никоеиждо хитрости…» .
Вторая сюжетная формула: Не умеющий петь получает чудесный пророческий дар, вдохновение свыше. Очень древний мотив песнотворец выпивает чашу с чудесным напитком и через него ему сообщается дар поэтического вдохновения. Так происходит и в СПИ « до те чаше, та преди песнь пояше», после выпитой чаши, получив своего рода «внушение» свыше Боян начинает петь ,как соловей , т.е. обладать красноречием, у него появляется умение владеть музыкальными инструментами «нъ своявещия пръсты на живая струны въскладаше, они же сами князем славу рокотаху» . Песни обладали чудесной силой, как например, песни Орфея, которому по греческой легенде, послушны были звери , птицы и деревья . В «Слове…» вещий Боян , обладал такими же свойствами: «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творите, то растекашется мыслию по древу серым волком по земли , шизым орлом под облакы» С получения песенного дара у песнотворца начинается его служение людям Сказители при случае выполняли функции лекарей, при болезнях людей и скота, облегчали роды и т.д. А исполнение перед боем героической песни воодушевляло воинов на ратные подвиги « Абы ты сиа пълкы ущекотал…».Такие же чудеса происходили и с узбекскими «бахши» и с киргизскими «манасчи» и с греческим Орфеем и с шаманами народов Сибири. После получения поэтического дара свыше, песнотворец мог говорить себе любые похвалы. Даниил заточник получил песенный дар от Бога через книги «по многим книгам исъбирая сладость словесную и разум» и поэтому смело говорит о себе « Встань слава моя, въстани в псалтыри и в гуслех… и провещаю в языцех славу мою»
С именем Кэдмона, первого англосаксонского поэта связана биографическая легенда, согласно которой Кэдмон был монахом и песенному искусству он научился не от людей, но приобрел этот дар от бога. И переложил в песни все события, о которых рассказывает Писание, от сотворения мира до воскресения Христа. И вел широкую пропаганду новой веры среди обращённых в христианство англов. Такова же сюжетная схема и в Житие…Феодосия» Нестор «груб сы и неразумечен» и «не бехъ ученъ никоеиждо хитрости…» получает песенный дар от Бога « Благодарю тя, владыко мой, господи Иисусе Христе, яко сподобилъ мя… и вспомнил, господи твоё слово рекшее : Если имеете веру с горчичное зерно и скажите горе: сойди с места и низвергнись в море, то час же повинуется вам». Нестор по воле божий приступил к повествованию о житие преподобного Феодосия. Таким же идеальным князем в «Слове…» Боян отмечает Святослава Киевского. И всю историю «От старого Владимира до нынешнего Игоря» соотносит с историей от сотворение мира. Грехопадение первых людей Адама и Евы сравнивается с грехами Владимира. «помянувшее пръвую годину и пръвых князей того старого Владимира…», а междоусобные войны его сыновей с Каином и Авелем. По повелению Божьему Нестор, пишет о погублении Бориса и Глеба, где «Святополк « приим помысль Каиновъ» послал убийцев к Глебу.
Рассказы о себе: Бояна, или Нестора в «Житие», Даниила заточника- содержат черты древней легенды о призвании народного певца –сказителя.
И если Вы, Евгений, назовёте себя соловьём, то я подумаю , что Вы обладаете красноречием. Кстати , вы очень хорошо излагаете свои мысли и Вас я запомнила ещё с форума Социнтегрум , где мы с Григорием обсуждали «Циклы Российской цивилизации», а Вы высказали своё мнение.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1446
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Евгений Беляков » 16 апр 2009, 11:00

Мне еще вот что вспомнилось
Недавно умерший А.Л.Никитин в своей чуть ли не последней книге утверждал, что сделал крупнейшее открытие: нашел автора ПВЛ. Им, согласно Никитину, был некий монах Илларион. Но не митрополит Илларион, а какой-то другой. Там рассматривается в подробностях вся эта история...
Но, мб, Никитин ошибается, иэто ТОТ Илларион? Я не прочитал эту книжку пока, и на днях уезжаю в Крым, так что - до осени все останется, как есть. Но, возможно, Лемурию было бы полезно знать о существовании этой книги.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 16 апр 2009, 11:08

Нет, Татьяна, я себя соловьем назову разве в палате №6. Назову себя Бояном и сочиню продолжение "Слова о полку"... И спою, аккомпоируя себе на пружинах кровати :lol:
Впрочем - тоже жизнь :wink:

----
Извините, Татьяна, шутка была не слишком удачна :oops:
Последний раз редактировалось Евгений Беляков 18 апр 2009, 18:38, всего редактировалось 1 раз.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Лемурий » 16 апр 2009, 18:35

Евгений Беляков писал(а):Но, мб, Никитин ошибается, иэто ТОТ Илларион? Я не прочитал эту книжку пока, и на днях уезжаю в Крым, так что - до осени все останется, как есть. Но, возможно, Лемурию было бы полезно знать о существовании этой книги.
Название полностью напишите, в Ленинке найду - потом обсудим. Тот (другой) монах Киево-Печерского монастыря Иларион в Тмуторокань не ездил, книжным делом не занимался (только переписывал), землю в Тмуторокани под монастырь не приобретал, СЗБ не писал, да и не делал в своей жизни ничего такого, за что его знала бы вся Русь.

В Крыму у Вас интернет есть? По моему Вы говорили, что был. В любом случае надеюсь на Ваше дальнейшее участие.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 17 апр 2009, 14:18

Zinchenko_tanya писал(а):Добрый день Лемурий!
Ходына -година –это временной отрезок.
... считаю, что Боян хоть и называет себя по – старинке песнотворцем, его призвание и основная «профессия» – летописец.
На сегодняшний день другого автора «Слова…» кроме Бояна - Нестора я не вижу.
Добрый день, Татьяна!

Действительно у Срезневского "Година" - это временной отрезок. Если употребить "ходына" в качестве новообразованного слова автора СПИ, означающее "летописец", то это очередной "камешек" в чашу весов "Боян = Иларион Киевский = Никон".

Великий Никон редактировал Древнейший Киевский свод, согласно А.А. Шахматова именно он (позднейший редактор) внес древнюю легенду Тмуторокани о храбром Мстиславе "иже зарѣза Редедю предъ пълкы касожьскыми", именно он (Иларион Киевский) был псалмотворцем при Ярославе Мудром, именно он ездил в Тмуторокань при красном Романе Святъславличе, именно этот "Велесов внуче" приобрел землю около Тмуторокани, именно он в СЗБ обращается к жене Ярослава (им же названного каганом) Ирине (снохе Владимира) и именно его имя получается из акростиха 3-х первых припевок, которые автор произносит от лица Бояна ("чресъ поля на горы", считая от "поля", которое автор именует первой припевкой):

«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому».

 «Комони ржуть за Сулою – звенить слава въ Кыевѣ! Трубы трубять въ Новѣградѣ, стоять стязи въ Путивлѣ».

 «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути!».

=НИКОНЕ ВЕЛИКОМУ В ЛѣТИ=
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 18 апр 2009, 18:15

Дорогой Лемурий! Участвовать я, конечно, буду. Интернет там медленный, но есть. Но там нет моей библиотеки. Мой план такой: я собираюсь, в частности, изучить древнерусский язык, старославянский и церковнославянский. Кроме того - проработать 12 век по летописям, и перевести их хотя бы для себя. Это - большие планы, но иначе, я вижу, не получается даже перевод. Мне требуется теперь гораздо лучшее знание древнерусского языка и новый уровень понимания 12 века.
Планы даже грандиозные, но у меня часто так :P . Выполняю все, но, бывает, не сразу. Еще какое-то время буду в Москве.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 18 апр 2009, 18:35

http://www.booka.ru/books/98512
Внешний вид и полное название кн. Никитина.
С этими акростихами - понятно.
Проблема в том, чтобы доказать их реальность (а не случайность).
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Ковать - клепать.

Сообщение Zinchenko_tanya » 20 апр 2009, 10:23

Здравствуйте , Лемурий!
Я не спорю , возможно , «великий Никон… внёс легенду Тмуторокани о храбром Мстиславе "иже зарѣза Редедю предъ пълкы касожьскыми", именно он (Иларион Киевский) был псалмотворцем при Ярославе Мудром, именно он ездил в Тмуторокань при красном Романе Святъславличе»,но исторические события упомянутые в «Слове…» « от старого Владимира»980г. до «нынешнего Игоря» 1185г охватывают период времени равный 205годам. Конечно. Боян ,единственный автор «Слова…»,пользовался летописью, но это произведение многих авторов, сменявших друг друга на протяжении 205лет. Кроме летописных записей автор употреблял информацию ещё и из устных источников, так в летописи не отмечена гибель «Изяслава сына Василькова» в бою с литовцами , не названы имена братьев Рогнеды « брата Брячяслава , ни другаго – Всеволода» и другие события. Я уже писала , но повторю: Боян был летописцем Святослава киевского (Ум 1194г) и именно князь Святослав назван «Велесовым внуче». Только князья в «Слове…» назывались внуками богов, например, Изяслав (ум 1078г) –«погибашеть жизнь Даждьбожа внука».

Сегодня мне хочется разгадать ещё одно «темное место в «Слове…».
Исследователи СПИ считали , что в тексте « Олегъ мечемъ крамолу коваше»; мирный труд противопоставлен в этом образе междоусобной войне».
Я думаю иначе.
Коваше , ковати , коваху - это слово употреблено в СПИ 3 раза: «Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрелы по земли сеяше»; «И начяша князи... сами на себе крамолу ковати» ; «А князи сами на себе крамолу коваху»;
В « Материалах для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» И. И. Срезневского глагол клепати представлен следующими значениями: ковать , бить, ударять во что – нибудь звонкое для созывания.
В словаре В.И. Даля ковать – клепать, соединять металлические вещи холодной ковкой, пропустя гвоздь и расплющив концы. Прямое значение ковать – клепать производить шум: от бить ,заколачивать. Клепало – язык в колоколе, било - доска в которую стучат сторожа. Клепец – молоток. Отметим развитие значений от прямых к переносным, от физического воздействия до морального ср. поклёп отмеченное в «Русской правде», клевета – обвинение. Клеветать – несправедливо обвинять, возводить напраслину.
«Тъй бо Олег мечемъ крамолу коваше и стрелы по земле сеяше, ступает въ златъ стремень въ граде Тьмуторокане. Той же звонъ слыша давный великий Ярославь, а сын Всеволожь Владимир по вся утра уши закладаше в Чернигове». Прямое значение: это были удары в колокол или в звонило – железную сторожевую плиту, как сигнал к сбору людей в случае пожара, и тревожный призыв на помощь при внезапном нападении противника. Таким образом, развитие семантики слов ковати – клепати прошло путь от обозначения физического действия до значений, выражающих вид социальных отношений. «И начяша князи... сами на себе крамолу ковати» т.е. несправедливо обвинять: «рекоста бо брат брату: «Се мое, а то мое же» И начаша про малое» се великое молвити…».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1446
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Ковать - клепать.

Сообщение Лемурий » 20 апр 2009, 13:28

Zinchenko_tanya писал(а):1. исторические события упомянутые в «Слове…» « от старого Владимира»980г. до «нынешнего Игоря» 1185г охватывают период времени равный 205годам. Конечно. Боян ,единственный автор «Слова…»,пользовался летописью, но это произведение многих авторов, сменявших друг друга на протяжении 205лет.

2.именно князь Святослав назван «Велесовым внуче». Только князья в «Слове…» назывались внуками богов, например, Изяслав (ум 1078г) –«погибашеть жизнь Даждьбожа внука».

3. Олегъ мечемъ крамолу коваше»; мирный труд противопоставлен в этом образе междоусобной войне»... Я думаю иначе.
Добрый день, Татьяна! Со Светлым праздником Пасхи!

1. "Боянъ бо вѣщій, аще кому хотяше пѣснь твори... пѣсь пояше старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю." - О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ

Боян пел (записывал) и при старом Ярославе (Мудром), и о храбром Мстиславе, и о красном Романе Святославиче. АВТОР обращается к нему "соловію стараго времени! Абы ты сіа" - форма ПРЯМОГО обращения (сравните И рече ему буй туръ Всеволодъ: – ты, Игорю!)

А ПРЯМОЕ обращение уже исключает Вашу версию "Автор=Боян", хотя версия "Боян=летописец (година)" вполне правдоподобна.

2. "Чи ли въспѣти было, вѣщей Бояне, Велесовь внуче:" - при чем тут князь Святослав? "Велесов внуче" имеет оттенок внуче языческого бога богатства. Если вспомним, именно Никон приобрел землю близ Тмуторокани, дальнейшая судьба этой земли как бы неизвестна.
Однако, купчая на "Бояню землю" (1068-1091 - Рыбаков "Русские летописцы..." М., 1972 с. 415-417) удивительным образом подходит к началу игуменства великого Никона в Киево-Печерском монастыре (1078 г.) и выезда Всеволожего посадника Ратибора "Всеволодъ же посади посадник Ратибора Тмоутороканю" (Ипат., 1079)

3. "Ковать крамолу" - устойчивое словосочетание. Нельзя его переводить в разных местах СПИ по-разному. Речь, безусловно, идет о разжигании междоусобицы.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 58