Zinchenko_tanya » 16 апр 2009, 09:32
Здравствуйте, уважаемый Евгений!
Литературоведы исследовали древнюю поэзию Европы и Азии и пришли к выводу , что легенда о призвании певца есть у каждого народа. В легенде содержится ряд устойчивых сюжетных формул , схем и мотивов.
Первый мотив: песнотворец не умеет петь, слагать поэзию
Так и Боян в «Слове…» говорит, что «не лепо ли ны бяшеть , братия старыми словесы», Нестор в «Житие …Феодосия» «инее бехъ достоин- груб сы и неразумечен. К симъ же яко и не бехъ ученъ никоеиждо хитрости…» .
Вторая сюжетная формула: Не умеющий петь получает чудесный пророческий дар, вдохновение свыше. Очень древний мотив песнотворец выпивает чашу с чудесным напитком и через него ему сообщается дар поэтического вдохновения. Так происходит и в СПИ « до те чаше, та преди песнь пояше», после выпитой чаши, получив своего рода «внушение» свыше Боян начинает петь ,как соловей , т.е. обладать красноречием, у него появляется умение владеть музыкальными инструментами «нъ своявещия пръсты на живая струны въскладаше, они же сами князем славу рокотаху» . Песни обладали чудесной силой, как например, песни Орфея, которому по греческой легенде, послушны были звери , птицы и деревья . В «Слове…» вещий Боян , обладал такими же свойствами: «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творите, то растекашется мыслию по древу серым волком по земли , шизым орлом под облакы» С получения песенного дара у песнотворца начинается его служение людям Сказители при случае выполняли функции лекарей, при болезнях людей и скота, облегчали роды и т.д. А исполнение перед боем героической песни воодушевляло воинов на ратные подвиги « Абы ты сиа пълкы ущекотал…».Такие же чудеса происходили и с узбекскими «бахши» и с киргизскими «манасчи» и с греческим Орфеем и с шаманами народов Сибири. После получения поэтического дара свыше, песнотворец мог говорить себе любые похвалы. Даниил заточник получил песенный дар от Бога через книги «по многим книгам исъбирая сладость словесную и разум» и поэтому смело говорит о себе « Встань слава моя, въстани в псалтыри и в гуслех… и провещаю в языцех славу мою»
С именем Кэдмона, первого англосаксонского поэта связана биографическая легенда, согласно которой Кэдмон был монахом и песенному искусству он научился не от людей, но приобрел этот дар от бога. И переложил в песни все события, о которых рассказывает Писание, от сотворения мира до воскресения Христа. И вел широкую пропаганду новой веры среди обращённых в христианство англов. Такова же сюжетная схема и в Житие…Феодосия» Нестор «груб сы и неразумечен» и «не бехъ ученъ никоеиждо хитрости…» получает песенный дар от Бога « Благодарю тя, владыко мой, господи Иисусе Христе, яко сподобилъ мя… и вспомнил, господи твоё слово рекшее : Если имеете веру с горчичное зерно и скажите горе: сойди с места и низвергнись в море, то час же повинуется вам». Нестор по воле божий приступил к повествованию о житие преподобного Феодосия. Таким же идеальным князем в «Слове…» Боян отмечает Святослава Киевского. И всю историю «От старого Владимира до нынешнего Игоря» соотносит с историей от сотворение мира. Грехопадение первых людей Адама и Евы сравнивается с грехами Владимира. «помянувшее пръвую годину и пръвых князей того старого Владимира…», а междоусобные войны его сыновей с Каином и Авелем. По повелению Божьему Нестор, пишет о погублении Бориса и Глеба, где «Святополк « приим помысль Каиновъ» послал убийцев к Глебу.
Рассказы о себе: Бояна, или Нестора в «Житие», Даниила заточника- содержат черты древней легенды о призвании народного певца –сказителя.
И если Вы, Евгений, назовёте себя соловьём, то я подумаю , что Вы обладаете красноречием. Кстати , вы очень хорошо излагаете свои мысли и Вас я запомнила ещё с форума Социнтегрум , где мы с Григорием обсуждали «Циклы Российской цивилизации», а Вы высказали своё мнение.
Татьяна