Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 3

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Сообщение Zinchenko_tanya » 20 апр 2009, 15:33

Добрый день ,Лемурий!
В тексте «О,Ьояне соловию старого времени!...Звенит слава в Киеве» речь идёт о событиях 1184-5г. Историческая вставка в «Слово…» «О Бояне, соловию старого времени», описывает участие самого Бояна в событиях( 1184-1185г.марта месяца). Ещё раз напомню: НЕ АВТОР обращается к Бояну - формой ПРЯМОГО обращения, а его КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ киевский, названый в «Слове…» «Велесовым внуче».(Пост 150).
Хорошо,Никон записал в летопись события ... пѣсь пояше старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю."
А кто же тогда внёс в летопись несчастный случай1093г с «уношей княю Ростиславу на реке Стугне», тоже Никон или Боян №2 игумен Сильвестр ? А может эту информацию написал кто- то другой «О Святом Григории чудотворце» включённое в «Патерик Печерский».Старец Григорий предсказал Ростиславу и его воинам смерть от воды. Ростислав рассердившись велел повесить старцу камень на шею и бросить в воду. « Ростислав же не счёл за вину греха своего и не пошёл в монастырь от ярости… возлюбил проклятие и проклятие пало на него…».1093г по отношению ко времени написания «Слова…»1185г тоже с уверенностью можно назвать прошлым т.е. «старым временем». Тогда , по – вашему, появляется Боян№ 3?
Боян №4 стоял рядом с кроватью Рогнеды и слышал прямую речь Владимира «И с хотию на кровать и рекъ: «Дружину твою княже…» в 980г?
А может Боян был один , тот кто написал поход Игоря в настоящем времени , а всё что было до похода Игоря , это прошедшее время «старое». И о «старом времени» Боян узнал из летописей, устных рассказов, из «Патерика Печерского» и возможно из таких источников, которые и не сохранились до наших дней.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 20 апр 2009, 17:38

Zinchenko_tanya писал(а):1.Ещё раз напомню: НЕ АВТОР обращается к Бояну - формой ПРЯМОГО обращения, а его КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ киевский, названый в «Слове…» «Велесовым внуче».(Пост 150).

2. А кто же тогда внёс в летопись несчастный случай1093г с «уношей княю Ростиславу на реке Стугне», тоже Никон или Боян №2 игумен Сильвестр ? А может эту информацию написал кто- то другой «О Святом Григории чудотворце» включённое в «Патерик Печерский».

3. Боян №4 стоял рядом с кроватью Рогнеды и слышал прямую речь Владимира «И с хотию на кровать и рекъ: «Дружину твою княже…» в 980г?

4. А может Боян был один , тот кто написал поход Игоря в настоящем времени , а всё что было до похода Игоря , это прошедшее время «старое». И о «старом времени» Боян узнал из летописей, устных рассказов, из «Патерика Печерского» и возможно из таких источников, которые и не сохранились до наших дней.


1. Что за (пост 150)? Как Вы, Татьяна, переводите Абы ты сіа плъкы ущекоталъ :?:

2. Летописцев было МНОГО, и записи не обязательно вносил один и тот же "Боян бессмертный", каким Вы его пытаетесь изобразить.

3. И с хотию на кровать и рекъ: «Дружину твою княже…» = Исхоти ю на кров ать и рекъ: «Дружину твою княже…» (жив остался и рапортовал великому князю о потерях дружины, а не с хотью на кровати речи вел) :!:

4. Во временные рамки повествования НЕ может уместиться жизнь ОДНОГО летописца.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Zinchenko_tanya » 21 апр 2009, 09:49

Здравствуйте , Александр Кравченко, Евгений Беляков и Лемурий!
Одну из главных моих мыслей можно сформулировать в стиле Ильфа и Петрова: конфликты - двигатель прогресса. Хотя психологически с таким утверждением согласится трудно. Все – таки логика заставляет принять этот постулат. Противоречия и разногласия способствуют выработки оптимальных решений. С другой стороны, конфликт вроде головной боли - это неприятный сигнал о том, что в системе начались сбои и она нуждается в переналадке. И мне очень нравится позиция Евгения Белякова : «Мой план такой: я собираюсь, в частности, изучить древнерусский язык, старославянский и церковнославянский. Кроме того - проработать 12 век по летописям, и перевести их хотя бы для себя. Это - большие планы, но иначе, я вижу, не получается даже перевод. Мне требуется теперь гораздо лучшее знание древнерусского языка и новый уровень понимания 12 века». Конфликт может быть и плодотворным. Но за такой прогресс мы дорого платим нервами , необходимостью выбирать между ролью обиженного и ролью обидчика- горьким разочарованием в людях, в которых ещё вчера был уверен. Дорого платим. Можно ли подешевле? Можно. Конфликтная ситуация разразившись может быть продуктивной и не стать сокрушительной для его участников если они , понимая объективный смысл происходящего, не дадут сползти конфликту в личностный эмоциональный, когда суть дела отступает на задний план, а то и вовсе растворяется во взаимных упрёках. Иногда это происходит оттого, что слишком накалились страсти или не хватает знания, определённых социально – психологических правил совместной работы. Сложный случай , когда все оппоненты понимают в чём дело, но поддавшись эмоциям, уже не могут управлять собой и вести разговор разумно и целенаправленно. Самое страшное ,когда конфликт вырождается в склоку. Тогда участники конфликта начинают умело манипулировать оппонентами, полуосознанно добиваясь того, чтобы суть дела ушла из поля зрения и любыми средствами дискредитируют противника, психологически дискредитируя тем самым его позицию. Всякая конфликтная ситуация развивается по определённым законам. Поэтому в конфликте важна установка на рациональное поведение. Уклонятся от всяких моральных оценок любой позиции .Каждый человек имеет право на своё мнение. Попав в конфликтную ситуацию первое что нужно сделать, - её проанализировать (определить её объект , намерения оппонентов ). Второе установить цель собственного поведения в конфликте, третье – постараться возможно разумнее подобрать средства, учитывая особенности ситуации и всех её участников. Вот анатомия конфликта , которая не изменилась со времён написания «Слова…».Автор «Слова…» хорошо изучил природу конфликтов, условия порождения и предложил выход из конфликтных ситуаций- объединение. Учитывая опыт прожитых поколений, сами выбирайте кто мы - противники? Я думаю, лучше – оппоненты.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 21 апр 2009, 12:32

Zinchenko_tanya писал(а): Учитывая опыт прожитых поколений, сами выбирайте кто мы - противники? Я думаю, лучше – оппоненты.
Добрый день, Татьяна!
В этом разделе было слишком много интересных впервые опубликованных идей, поэтому превращать раздел СПИ в марш "обиженных" и "недооценённых" - просто недопустимо.
Как видите, Татьяна, все постоянные участники - интеллигентные уравновешенные люди, которые умеют вести диспут. Для "остальных" есть два "их" личных сайта, на которых "они" точно также удаляют подобное хамство от редкого "гостя". Так что просто продолжаем в той же спокойной плодотворной обстановке.

Zinchenko_tanya писал(а):А кто же тогда внёс в летопись несчастный случай1093г с «уношей княю Ростиславу на реке Стугне», тоже Никон или Боян №2 игумен Сильвестр ? А может эту информацию написал кто- то другой «О Святом Григории чудотворце» включённое в «Патерик Печерский».Старец Григорий предсказал Ростиславу и его воинам смерть от воды. Ростислав рассердившись велел повесить старцу камень на шею и бросить в воду. « Ростислав же не счёл за вину греха своего и не пошёл в монастырь от ярости… возлюбил проклятие и проклятие пало на него…».1093г по отношению ко времени написания «Слова…»1185г тоже с уверенностью можно назвать прошлым т.е. «старым временем». Тогда , по – вашему, появляется Боян№ 3?


Татьяна, специально открыл тему: "Боян из "Слова о полку..." - кто он?", чтобы ещё раз разложить всё "по полочкам".

Боян по СПИ имеет отношение ТОЛЬКО к старому Ярославу, обращению к жене кагана, записях о храбром Мстиславе, красном Романе Святославиче и двум припевкам, все остальные отрывки пересказываются самим АВТОРОМ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Кравченко Александр » 22 апр 2009, 03:59

Лемурий писал:

Добрый день, Татьяна!
В этом разделе было слишком много интересных впервые опубликованных идей, поэтому превращать раздел СПИ в марш "обиженных" и "недооценённых" - просто недопустимо.
Как видите, Татьяна, все постоянные участники - интеллигентные уравновешенные люди, которые умеют вести диспут. Для "остальных" есть два "их" личных сайта, на которых "они" точно также удаляют подобное хамство от редкого "гостя". Так что просто продолжаем в той же спокойной плодотворной обстановке.
------------------------------------------------------------------------

Да, Лемурий, у меня есть свой сайт slovoopolku.ucoz.ru, или домашняя страница Кравченко Александр Сергеевич.
На нем выложены мои работы по Слову о полку Игореве, повести, рассказы, статьи. Даже есть сказка.
У сайта очень хорошая посещаемость, а, если вы посмотрите статистику, то увидите, что за год на нем побывали читатели более чем из 80 стран мира.
Да и о популярности мне беспокоится нечего. Среди ныне здравствующих исследователей Слова о полку Игореве мой сайт уже давно впереди планеты всей, не говоря уже о вас, Лемурий, которого в Интернете и под микроскопом не найдешь.
А удалять не понравившиеся комментарии среди писателей не принято. Это указывает на его невоспитанность. К тому же, отрицательный отзыв, порой, скажет писателю гораздо больше, чем сто похвал.
Когда заимеете свой сайт, советую поступать так же.

С чем и ухожу к себе, пить водочку и закусывать соленым огурчиком.
Кравченко Александр Сергеевич
Кравченко Александр
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 07 окт 2008, 12:00

Сообщение Лемурий » 22 апр 2009, 07:36

Вот видите, Александр Сергеевич, ведь можете, когда захотите излагать свои мысли без необоснованных нападок на участников Форума и обращаться на "вы" к незнакомым вам людям. Если и далее будете продолжать в том же духе, с удовольствием отвечу вам на все ваши "спорные" вопросы.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Боян - кто он?

Сообщение Zinchenko_tanya » 22 апр 2009, 10:02

Здравствуйте , Лемурий!
Передо мной на столе лежат два произведения : СПИ и летописный рассказ о походе Игоря из Ипатьевской летописи. Исследователи давно обратили внимания на сходство летописной повести со «Словом…» - на сюжетные и текстуальные параллели. И я продолжу отмечать черты сходства в двух этих произведениях. Это особая форма построения на основе волевого действия. Волевой акт состоит из этапов, т.е. последовательных и спланированных действий. В любом волевом действии можно выделить три этапа: « невидимый мир! 1) актуализация побуждения с осознанием цели обсуждение и борьба мотивов; принятие решение о действии; 2) «видимый мир» исполнение принятого решения. 3)последствия данного события. Весь сюжет имеет и в «Слове…» и в летописном рассказе трехступенчатое строение. Сначала развивается подготовительная цепь действий почином ,которой и в «Слове и в рассказе показывает сбор войск. В «Слове…» «…наплънився ратнаго духа наведе своя храбрыя плъки на землю половецкую…» в летописном рассказ «….Игорь внук Ольговъ … и тако идяху тихо, сбираючи дружину свою…» Повествование и в «Слове и в летописи ведётся во временной последовательности событий не забегая вперёд и не возвращаясь назад. А время отсчитывается от последнего события. Сначала «Игорь же возревъ на небо и виде солнце стоящее яко месяц», в «Слове…» «Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде отъ него тьмою вся своя воя прикрыта» Следующий мотив обсуждение с дружиной данного знамения: в летописи « рече бояром своим и дружине своей…» в «Слове…» И рече Игорь к. дружине своей…». После обсуждения автор летописи сообщает «… и «жда два дни своего брата Всеволода, тотъ шелъ иным путём из Курска». В «Слове…» после исторической вставке(О,Бояне соловию.. слава в Киеве) автор продолжает повествование о походе « трубы трубят в Новеграде, стоят стязи в Путивле. Игорь ждёт мила брата Всеволода, а мои ти (комони) готови оседлани у Курска…». В летописи « И оттуда поидоша к Сальнице … и ехаша черес ночь» в «Слове…» «Тогда всътупи Игорь князь в злат стремя и поеха по чистому полю … ночь стонуши…».
Вторая часть волевого действия исполнение принятого решения: в летописном рассказе:» Заутра же , пятьку наставшу…усретоша полкы половецькия В Слове…» «С зарания в пяток потопташа поганыя полкы половецкыя…»
Далее по тексту тоже происходит полное совпадение событий В летописи « И облегоша ту» В «Слове «Дремлет в поле Ольгово хороброе гнездо…». В рассказе из летописи «Светающе же субботе, начаше выступати полци половецкия , ак борове» в «Слове «Другаго дни вельми рано … половци идут от моря иот всех стран Руская полкы оступиша». Следующее событие: битва Всеволода. В летописи «Всеволод не мало мужества показа… Игорь виде брата своего крепко борющася» в «Слове…» « Яре туре Всеволоде. Стоише на борони…».
3) часть , последствия Игорева похода начинается текстом в летописи «И тогда кончавшюся полку, разведены быша, и поиде каждо во своя вежа. Игоря же бяхуть яли Тарголове… а Всеволода, брата его , яльРоман Кзичь». В «Слове…» словно под копирку « Ту ся брата разлучиста на брезе быстрой Каялы.В летописи «… желю на реце Каяле…». Не буду далее утомлять сравнениями , но скажу что и в третьей часть поразительное сходство летописного рассказа и «Слова…» обнаруживается в содержании, мотивах и ситуациях в которые попадают герои .
Заканчивается повествование также одинаково В летописи «Оттуда направляется Игорь в Киев…» в «Слове …» «… до Киева. Игорь едет по Боричеву…». Такое полное сходства по форме и сюжету в летописном рассказе и «Слове…» говорит мне о том , что текст написан одним автором. Следует отметить . что язык литературного произведения представляет творческий отбор художественных выразительных средств их материала речевых возможностей, которыми общенародный язык располагает в данное историческое время. Возможности эти обусловлены общественными функциями языка его письменным или устным употреблением. Каждый из этих жанров речи отличается в большей степени особым отбором речевого материала. В летописном рассказе- книжное изложение событий Игорева похода, где прослеживается широкое влияние христианской книжной образованности. В « Слове…» те же события написаны «старыми словесами» т.е. автор из живого реально существующего языка , говорения, в условиях социального общения между людьми, отобрал готовые формулы , передающиеся ряду поколений, использовал традиционные схемы и сюжеты связанные с мифами и обрядами и музыкальным пением. Всё то , что использовали песнотворцы в устной традиции изложения эпоса. Два этих произведения летописный рассказ и «Слово…» , как близнецы братья, обнаруживают сходство в идейном и психологическом содержании. в мотивах и сюжетах, в ситуациях, в особенности жанровой композиции изложения материала, но различны по художественному стилю и языковым средствам , являющимися существенными элементами письменной речи в летописном рассказе и устной в «Слове…». В конце повествования «Слова…» автор Боян называет себя и летописцем («ходына – година ) и «песнотворцем» Святослава киевского (ум. 1194г) и это правильно , потому , что он написал два варианта событий похода Игоря, книжный, который сохранился в Ипатьевской летописи , и устный «старыми словесами в «Слове…».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Боян - кто он?

Сообщение Лемурий » 22 апр 2009, 15:22

Zinchenko_tanya писал(а):Два этих произведения летописный рассказ и «Слово…» , как близнецы братья, обнаруживают сходство в идейном и психологическом содержании. в мотивах и сюжетах, в ситуациях, в особенности жанровой композиции изложения материала, но различны по художественному стилю и языковым средствам , являющимися существенными элементами письменной речи в летописном рассказе и устной в «Слове…». В конце повествования «Слова…» автор Боян называет себя и летописцем («ходына – година ) и «песнотворцем» Святослава киевского (ум. 1194г)
Итак, когда по-Вашему писалось СПИ? По многим событиям в 1187 до 1 октября (когда умер Осмомысл). В 1187 году исполнилось 40 лет со дня постановления книжника и философа русина Климента Смолятича митрополитом всея Руси, 40 лет с дня убиения киевлянами Игоря Ольговича. В следующем 1188 году было 100 лет со дня смерти великого Никона.
На момент написания СПИ (1187) записи в летописях о событиях 1185 года были уже сделаны и АВТОР мог с ними ознакомиться.

Как бы не близко было СПИ к летописи у последней был НИ один автор и уж тем более НЕ Боян - песнетворец старых времен Ярослава, который "рекъ жене кагана".
"Каганами" в СЗБ именовали только 2-х князей: Владимира и Ярослава, в других источниках Вы такой титул никогда не найдете, ибо Иларион употребил его только как литературный прием, показывая превосходство Благодати (Христиаства) над иудейским Законом.

В любом случае начните с того, что переведите отрывок "рекъ Боян" вставив туда слово "година" так, чтобы логическая цепочка не нарушалась, тогда и вернемся к теме "автор и летописец - одно лицо" и опять таки, уточните какого периода летописец.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Zinchenko_tanya » 23 апр 2009, 10:41

Здравствуйте , Лемурий!
Отвечаю на Ваш первый вопрос «Итак, когда по-Вашему писалось СПИ?»
Слово…» и летописный рассказ писались сразу после приезда Игоря в 1185г в Киев. В летописном рассказе и в «Слове…» содержится подробный рассказ о событиях , которые произошли утром , потом вечером, на следующий день. То есть те события, которые удерживает кратковременная память. Через два года, как Вы предполагаете в 1187г, долговременная память автора сохранила бы знание о походе Игоря ,но подробности явно бы забылись. Проведите эксперимент с собой и постарайтесь вспомнить, что с Вами было два года назад в этот же день: утром, вечером и в обед.
О том , что автор летописец я определила , конечно , не по слову «година». Я часто , про себя ,называю «Слово…» учебником для всех летописцев. Что главное в летописи: время , пространство и событие.
Я уже отмечала , что текстом «… мыслию по древу, серым влъком по земли, шизым орлом подъ облакы»автор Боян рассказывает о свойствах времени Древо-каждый год изменяется, прирастает, и эти изменения фиксируются в самом растении, в годовых кольцах, высотой побегов. Эти свойства (фиксаторы времени) называются темпофиксаторы, а само явление темпофиксацией. Другие свойства времени тоже сохраняются, но уже отделены от индивида и появляются в виде следов волка.
Другие свойства времени, изменяясь не оставлять следов, как полет птицы по небу, «шизым орлом под облакы». Это растворение временных свойств или темподесиненция. Все эти процессы всегда протекают совместно, но в одних случаях вверх берет одно в других случаях другое, пока все не будет поглощено необратимой темподесиненцией, за ней последнее слово. Все объекты этого мира принимают формы и поддаются изменениям только благодаря тому, что существует время, которое творит, поддерживает и разрушает мир. Безличный фактор времени играет роль оси, вокруг которого движется материальное мироздание. Также я писала о психологическом переживании восприятия времени отмеченном в «Слове…» и его различные свойства : растягиваться . сжиматься, прерываться.
В «Слове…» представлены разнообразные приёмы счисления времени:
По событию : смерти Ростислава в реке Стугне.
По протяжённости рода: «От старого Владимира до нынешнего Игоря»,
Как и в летописи автор отмечает первую точку отсчета времени « помянувшее первую годину и первых князей того старого Владимира».

По протяжённости рода циклами от деда до внука: «минула лета Ярослава были плъци Ольговы» « Святославля… старого времени Ярослава . Ольгова коганя».
По солнечному году «лета», по месяцу «На седьмом веце Трояне», по зодиакальным созвездиям «тур Всеволод и свет светлый Игорю», по суткам , по «году» -отрезкам времени в период суток.
Пространство: Автор отметил свойства пространства сжиматься и расширяться.
Пометил деление мира на три зоны мироздания.
Определил свою и чужую стороны , «земля русская и половецкая нашёл границу: « О русская земле уже за шеломянем еси»
Обозначил пространство по рекам и городам.
События: Боян описал развития событий на основе волевого действия. И текст «Слова …» это конкретные примеры эта¬пов волевого действия. Те этапы волевого действия, которых нет в описываемом походе Игоря, автор воссоздавал примерами из истории. Так историческая вставка «О, Бояне … звенит слава в Киеве» пример того , что принятие Игорем решения (выступить в поход в1184г вместе с « Велесовым внуче» Святославом) не всегда заканчивается его осуществлением.
Вторая историческая вставка « Были вечи Трояни…» пример того что события в истории повторяются с завидным постоянством. Например: приход рати из Тьмуторокани: «были полъци Ольговы» 1078г, «великий Ярослав»1024г, «а сын Всволож Владимир»1094г.
Другой пример о том , что последствия могут происходить сразу после события ,как после поражения Игоря, или даётся образец из истории «Уже бо Сула…» , где давнее событие гибель «Изяслава сына Василькова»Полоцкого через много лет влияет на настоящее и не даёт возможность по праву занять киевский стол его внуку. Автор исследует воздействие прошедшего события в скором и отдалённом времени, показывает на примерах причинно – следственные связи. Прочитав «Слово…» молодые летописцы могли на образцах текста «Слова…»изучить все формы развития события на основе волевого действия, ознакомится с различными счислениями времени и обозначения пространства.

Об отрывке «Рек Боян Ходына… « я уже писала, смотрите мои прежние сообщения.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 23 апр 2009, 13:45

Zinchenko_tanya писал(а):Об отрывке «Рек Боян Ходына… « я уже писала, смотрите мои прежние сообщения.
Добрый день, Татьяна!
Применил Ваш с Новым вариант "ходына" = летописец в отрывке "Рекъ Боянъ" и вот что получилось:

см. "Боян из "Слова о полку..." - кто он?"
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 23 апр 2009, 15:43

Zinchenko_tanya писал(а):Через два года, как Вы предполагаете в 1187г, долговременная память автора сохранила бы знание о походе Игоря ,но подробности явно бы забылись. Проведите эксперимент с собой и постарайтесь вспомнить, что с Вами было два года назад в этот же день: утром, вечером и в обед...
Татьяна, это говорит лишь о том, что АВТОР читал летопись о событиях 1185 года. Только вот какую летопись использовал :?:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Zinchenko_tanya » 24 апр 2009, 08:36

«Татьяна, это говорит лишь о том, что АВТОР читал летопись о событиях 1185 года. Только вот какую летопись использовал».

Здравствуйте , Лемурий!
Боян – автор «Слова…» вначале создал летописный рассказ в 1185г, тот который дошёл до нас в составе Ипатьевской летописи. Написан он был новыми словесами т.е. отбор словесного материала Бояном, проводился из новых переводных христианских книг, летописей ,жития святых, поучений и повестей. Этим письменным языком хорошо владели обитатели монастырей, которые стали центрами русской учёности, здесь переводились и писались книги. При монастырях, содержался целый штат писцов, и были среди них мастера своего дела. Письменный язык в то время хорошо был ясен небольшому кругу служителей монастырей , для всех остальных ближе и понятней были «старые словеса». Поэтому Боян пишет два варианта, для служебного пользования, новыми словесами – летописный рассказ, а ,например, для князя Святослава киевского (ум.1194г) второй вариант «Слова…» -«старыми словесами», т.е. теми словами, которыми пользовались русичи в устной речи на протяжении многих веков. В отличие от летописного рассказа о походе Игоря , автор Боян вставляет в текст «Слова…»исторические примеры из летописей, которые изложены теми же «старыми словесами». Поэтому всё «Слово…»едино по художественной организованности и системе в отборе словесного материала из чего следует ,что СПИ написано одним автором. Но кое - что в «Слове…» добавлено Бояном и из книжной традиции: счисление времени , пространства , изложения событий по этапам волевого действия, влияние христианских книг «о суде божьем».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 24 апр 2009, 12:47

Zinchenko_tanya писал(а):Письменный язык в то время хорошо был ясен небольшому кругу служителей монастырей , для всех остальных ближе и понятней были «старые словеса». Поэтому Боян пишет два варианта, для служебного пользования, новыми словесами – летописный рассказ, а ,например, для князя Святослава киевского (ум.1194г) второй вариант «Слова…» -«старыми словесами», т.е. теми словами, которыми пользовались русичи в устной речи на протяжении многих веков...
Добрый день, Татьяна!
Так и не дождался от Вас перевода строки:

О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ...
помогу
О Боян, соловей старого времени! (прямое обращение) Абы ты сеи полки щекотал (соловьиная трель)...

ДАЖЕ из этой одной строки видно, что АВТОР и Боян - разные люди, при чем первый обращается ко второму в старое время.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 24 апр 2009, 20:00

Согласен!
Это очень сильный аргумент против авторства Бояна. Именно это место.
И потом еще - в начале: там Автор СПИ просто спорит с Бояном: начнем НЕ ПО БОЯНУ, не по его воспоминаниям (замышлениям), а как быль нашего времени.
Нельзя же это понять так, что БОЯН БУДЕТ ПЕТЬ НЕ ПО САМОМУ СЕБЕ?
(Логически невозможно петь так, чтобы песня не была похожа на САМУ СЕБЯ :lol: ).
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Кравченко Александр » 25 апр 2009, 13:40

Лемурий писал:

Зарегистрирован: 18.08.2006
Сообщения: 2922
Откуда: Mосква


Вещий (доследование)
Срезневский И. И. - Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам (1893):

Вѣщий

- свѣдущiй, мудрый, peritus; знающий то, что другимъ не дано знать, волшебникъ.
Примеры:.
и прозваша Ѡльга вѣщии . бѧху бо людиє погани . и невѣголос̑ /Ипат.6415/
Боянъ бо вѣщій , аще кому хотяше пѣснь творити
вѣщей Бояне, Велесовь внуче:

- волшебный
Пример:
Боянъ же, братіе, не і̃ соколовь на стадо лебедѣй пущаше, нъ своя вѣщіа пръсты на живая струны въскладаше
--------------------------------------------
Вывод: Конечно, Вещего Олега никак "колдуном" назвать нельзя, всё же стоит согласиться, что слово "Вѣщий" может иметь и это четвертое значение "волшебник", но только в смысле "знающий то, что другим знать не дано".
Пример же со значением "волшебный" относится к "перстам" Бояна. "вѣщіа пръсты" - красивое образное словосочетание.
_________________
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis

Как уже отмечалось –вещий- и –волхв- слова синонимы с едва различимыми для нас оттенками различия.
Приведенный вами пример из словаря Срезневского как раз и говорит об этом, так как синонимами слова –волшебник- являются такие слова как: колдун, маг, чародей, чернокнижник, чаровник, чудодей, ведун, волхв, кудесник и так далее.
Применить слово –волшебник- к душе Всеслава Полоцкого, мол, она знает то, что другим знать не дано, совершенно невозможно, по той простой причине, что душа, это состояние человека, а не его знания.
Что же: "вѣщіа пръсты" - красивое образное словосочетание, -то это на самом деле так. В Слове о полку Игореве, в отличие от церковнославянского, монотонного и пришедшего к нам из Болгарии, языка, такие красивые словосочетания составляют большую часть произведения. В чем его и прелесть.
Но ответьте мне, если Иларион Киевский был Бояном, то откуда мог автор Слова о полку Игореве знать, что его игра, как предполагают на гуслях, была под стать волшебству в самом хорошем смысле этого слова?
Кравченко Александр Сергеевич
Кравченко Александр
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 07 окт 2008, 12:00

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 23