Новый писал(а):Уважаемые собеседники, мне тоже кажется, что обсуждение религиозной подоплеки упоминаемых в "Слове" имён надо бы перенести в другую тему (это недавно предложено Лемурием).
Евгений, я нашёл интересную статью, в которой тоже высказывается мысль о несторианстве половцев. Вот ссылка на неё:
http://www.znanie-sila.ru/online/issue_786.html
Лемурий, я привёл этот фрагмент из "Софийского хронографа" в основном из-за упоминаемых в нём - отдельно от "Египта", - "скифов", поскольку это, на мой взгляд, исключает тождество фигурирующего там "Дажбога" и Колаксая. Сами же имена Дажбога и Сварога именно здесь не дают, по моему, сколько-нибудь серьезной информации о том, кем были эти персонажи в "доправославных" верованиях славян. Ведь они появляются в связи с "условно египетской", т. е. совершенно чужой, историей.
Я, в принципе, изучил все имеющиеся на сегодняшний день модели. заслуживающие серьезного отношения. И могу сказать, что диапазон возможных истолкований этих загадочных имён очень широк. Скажем, у Г. Вернадского ("Kievan Russia", New Haven and London, 1948, Chapter 3 ("Conversion to Christianity", pp. 48-56) Сварог - верховное прабожество, бог неба, а Дажбог, Хорс и Стрибог - трое его сыновей. причём первый олицетворяет солнце как огненную стихию, второй - солнечный свет, а третий - ветер и воздух.
Велеса же он считает вообще божеством скандинавским по происхождению, и тогда возникает проблема: что он делает рядом со "Сварожичами" в "Слове"?
...у меня есть целая книга об этом, и в ней подробно аргументируется каждое звено рассуждений (книга очень длинная, но. выбирая между многословием и неаргументированностью, я выбрал первое). Я аннотировал её когда-то в теме "Снова о крещении Руси" (стр. 4 темы)
Дам эту ссылку и здесь:
http://starkovcheg.com
Рискну предложить её к прочтению - тем более, что я уже несколько раз переносил фрагменты из неё в те или иные посты (чтобы не формулировать заново то, чтО уже написано).
Итак, продолжим в этой теме.
Вот Вы пишите в своей работе по РМП (Религиозно-Мифологическим Преданиям) Руси:
" ...хотя бы одна из обнаруженных в местах между Днепром и Вислой археологических культур обязана быть славянской: если налицо многочисленный этнос, проживающий там, и если он по своему жизненному укладу является оседлым, а не кочевым, то и прошлое его должно быть связано, по крайней мере частично, с теми же районами обитания, и должны быть следы этого. Зарубинецкая культура, таким образом, более чем вероятна в качестве раннеславянской."
Но отвергаете упоминание (Ипат. 1114) и "Софийского Хронографа" о Свароге и Даждьбоге, что это каким-то образом может относиться к истории скифов. ОК.
Посмотрим, что же было на самом деле (перенесено из темы Разгадка СПИ-3):
Дело ещё в том, что Климент Смолятич был из Заруба,
см. Б.А. Рыбаков "Язычество Древней Руси"
между селами Трахтемировым и Зарубинцами расположено огромное Трахтемировское городище, во много раз превосходящее по своим размерам все крепости сколотской лесостепной зоны -- его площадь равняется 500 га при длине в 3,5 км! (86)
По своим размерам Трахтемировское городище равнялось Белому городу Москвы в пределах бульварного кольца. Жилая часть Трахтемировского городища была сравнительно небольшой -- поперечник около 350 -- 400 м (87). Со стороны Днепра участок внутри луки был защищен не только самой рекой, но и множеством стариц, рукавов и плавней (рис. 4). До сих пор не выяснена дата первоначальной насыпки "змеевых валов", окаймляющих как Поросье в целом, так и днепровскую луку в частности. Кроме вала, охраняющего подход к Трахтемирову со стороны Правобережья, целая система валов длиною около 40 км защищала подступы к Трахтемирову и расположенному рядом Зарубинскому броду на левом переяславском берегу Днепра. К сожалению, неясность датировки не позволяет привлекать эти валы к нашей теме.
Само огромное Трахтемировское городище, судя по довольно четким линиям оврагов внутри него, обладало сложной внутренней системой дополнительных сооружений.
В срединной части у берега Днепра расположен древний монастырь, из которого вышел второй русский (а не грек) митрополит Руси -- Климент Смолятич (1147 г.) (88.).
Примечание:
(86) Археологiя Української РСР, т. II, с. 80. План -- рис. 24.
(87) Ковпаненко Г. Т. Раскопки Трахтемировского городища. АИУ. Київ, 1967, вып. I; АИУ, Київ, 1968, вып. II.
(88.) Городок Заруб, расположенный рядом с Трахтемировским городищем, имел своего двойника в Смоленской земле, но там неизвестен монастырь. Относительно же этого Заруба в приписке к летописному сообщению о Клименте под 1147 г. сказано, что здесь "теперь монастырь Терехтемьрский" (ПСРЛ, т. II, с. 29).
-----------Далее выписки из монографии --------
...можно было бы предложить еще одну догадку: не является ли уникальное и неэтимологизируемое название "Трахтемирово" реминисценцией культа Таргитая (с учетом произношения гаммы в имени Targitaon. Возможность растягивания на два с половиной тысячелетия фольклорной памяти вполне подтверждается наличием в фольклоре образа древнего седого царя-богатыря Тарха Тараховича...
...По имени села Зарубинцы на месте древнего Заруба названа известная славянская археологическая зарубинецкая культура....
...С. Н. Ляшко считал, что стелы изображают Таргитая, как "первопредка всех скифов" (с. 226). Это допущение следует учитывать, но с одной существенной поправкой, что Таргитай был первопредком не всех скифов, а только лишь почитателей священного плуга, сколотов...
От себя замечу, что "Змеевы валы" имели на Руси второе название "Трояновы валы".
В СПИ употреблены в отрывке "на болони, бѣша дебрьски саню..." "на пойме были поросшей лесом Змеи" (см. курганы города Змиев).