Автор "Слова..." - Святослав Златослов - 2

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Сообщение Лемурий » 22 июн 2009, 09:54

Владимир Медведев писал(а):Как известно, летом 1185 г. Великий Киевский князь Святослав Златослов так тряхнул стариной, что половцы в два счета выскочили из пределов Руси. Ясно теперь, кто прежде всех был "способен защитить Русь"?
Во-о-т! Тут то Ваша, Владимир, версия и вступает в противоречие с текстом СПИ.

121 Се у Римъ кричатъ подъ саблями половецкыми, а Володимиръ подъ ранами.
122 Туга и тоска сыну Глѣбову!».

Этой строкой заканчивается прямая речь Святослава, его "злато слово". Проблема в том, что стены Римова рухнули уже ПОСЛЕ отступления половцев, т.е. ПОСЛЕ похода, который организовал "седой" князь. А "поля" так и остались незащищенные. И уже ПОСЛЕ похода он причитает:

119 Нъ се зло – княже ми непособіе,
120 наниче ся годины обратиша.

Приведу Вам пример, как обращался к князьям сам Святослав:

"Святославъ поѣха к Києвоу . молвѧше же Романови Святославъ: "Брате, ӕ не ишю подъ тобою ничего же . но рѧдъ нашь такъ єсть ѡже сѧ кнѧзь извинить . то въ волость . а моужь оу головоу . а Давидъ виноватъ" [Ипат. 6685 (1177)]
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24172
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 22 июн 2009, 11:39

Академик Б.А. Рыбаков знал Слово о полку Игореве в «оригинале», поэтому и заключил в кавычки именно эту фразу "загородить Полю ворота", тем самым, указывая на неспособность Мстиславого племени в 1185 год встать на защиту Руси от набега половцев...
Помимо знания самого текста СПИ, который Рыбаков и заключал в кавычки, он делал ещё и хорошие выводы:

Б.А. Рыбаков ПЕТР БОРИСЛАВИЧ. Поиск автора "Слова о полку Игореве" М., 1991, с. 132:
Порядок обращения к князьям строго подчинен принципу генеалогического старшинства. Личного обращения Святослава здесь, безусловно, нет, так как цесарь Руси не мог называть "господином" ни Ярослава Галицкого, ни Рюрика с провинившимся Давыдом. Однако призывы адресованы почти исключительно представителям "Мстиславова племени", где старшим в то время был Рюрик, соправитель Святослава. К "злодеям Мстиславичей" туровским князьям "Слово о полку Игореве" не обращалось, как не обращалось к потомкам "мачешича" (боковой ветке Мстиславичей), тоже враждебного основным Мстиславичам. Эту выборность следует учитывать.

Только здесь надо дать справку:
Сын "мачешича" Ярослав Владимирович, новгородский князь 1182-1184, 1187-1196 (к которому писал Даниил Заточник) в промежуток рассматриваемых событий никакими землями НЕ владел и "помощи" от него никакой на тот момент не поступило бы, разве что его собственные "меч и плащ". А вот его отец "мачешич" Владимир Мстиславич, сводный брат Изяслава Мстиславича, был с последним вполне дружелюбен, ибо "царь" Изяслав оставлял за себя Владимира Мстиславича (ДЗ так и пишет Ярославу - "сыне великаго царя Владимера") вместе с Климом Смолятичем в Киеве в 1147 году, когда киевляне убили Игоря Ольговича.

Следует отметить, что родственников жены Святослава АВТОР "загородить полю ворота" НЕ призывает, и более того, обвиняет их:

149 Ярославе и вси внуце Всеславли! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени,
150 уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ.
151 Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю,
152 которое бо бѣше насиліе отъ земли Половецкыи!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24172
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Владимир Медведев » 23 июн 2009, 10:36

Новый писал(а):Уважаемый Владимир, отвечаю на Ваш вопрос. Я считаю, что "златое слово" включает все обращения к князьям и оканчивается фразой "Которою бо беше насилие отъ земли Половецкыи". Отрывок же о Всеславе - снова авторская речь.
Необходимость различения особенностей речи Автора и Святослава, изроняющего "злато слово", сама собой разумеется, если это разные люди, но остаётся в силе и на тот случай, если Ваша версия авторства истинна, поскольку тогда Святослав по самому замыслу выступает в двух "ипостасях". И вот что я думаю. Авторская речь (ещё до того момента, когда Святослав становится действующим лицом) содержит одно настойчиво повторяющееся обращение (а именно - "братие") и пять эпизодических - то значительных по смыслу, то условно-мимолётных. Перечислю их в той очередности. в коей они расположены в поэме : "Бояне" (дважды), "Тьмутороканьскыи блъванъ", "Руская земле" (дважды), "поганыи Половчине", "Яръ Туре Всеволоде" (дважды). Очень большой разброс вариантов по их характеру... И всего лишь один раз появляется авторское "Я" ("Что ми шумит, что ми звенит..."). В прямой же речи Святослава оно на протяжении довольно краткого фрагмента появляется четырежды ("...МОЯ сыновчя...", "...МОЕИ сребренеи седине...", "...брата МОЕГО Ярослава...", "...княже МИ не пособие...". В следующих за этим фрагментом воззваниях к князьям - многократные и акцентируемые "ТЫ/ВЫ", подразумевающие (в полном соответствии с первыми фразами Святослава) столь же конкретизированное "Я". Иными словами, от зачина и вплоть (включительно) до "...насилие отъ земли Половецкыи" речь очень СУБЪЕКТНА - более, чем все остальные части "Слова" (кроме, разумеется, "Плача Ярославны"), и это - показатель единства всей той части текста. которую я отношу к "златому слову".
Во фрагменте же о Всеславе - опять возврат к "авторскому" стилю скорбно-метафорических описаний гибели ("На Немизе снопы стелютъ головами... Немизе кровави брезе не болгом бяхуть посеяни..." ассоциируется с "...ту кроваваго вина не доста, ту пиръ докончаша храбрии Русичи...") и "плача земли" (параллель между "... А встона бо, братие, Киевъ тугою... Тоска разлияся по Рускои земли..." и "О. стонати Рускои земли..."). Далее, сам тон высказываний о Всеславе (при большем, правда, сочувствии) до некоторой степени перекликается с тем, чтО пишется об Олеге. Наконец, Боянова припевка... Боян - столь ярко выраженная АВТОРСКАЯ реминисценция, что было бы даже странно влагать её в уста ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЛИЦА (даже если это - согласно Вашей версии, - один и тот же человек).
Вот, если относительно вкратце, мои основные соображения.


Уважаемый Новый!
Мне импонирует Ваше серьезное отношение к вопросу. Однако давайте присмотримся к тексту повнимательнее. Полоцкая тема начинается в «златом слове» Святослава с рассказа о гибели Всеславова правнука Изяслава Васильковича (Святославова шурина). Описав трагическую обстановку, сложившуюся на Полоцкой земле в результате княжеских крамол, Святослав вполне естественно и закономерно обращается к истории родоначальника полоцких князей вещего Всеслава. Поэтому рассказы об Изяславе и его прадеде Всеславе неотделимы друг от друга, именно благодаря рассказу о Всеславе прямая речь Святослава получает свое логическое завершение (заканчивать ее фразой «Которою бо беше насилие отъ земли Половецкыи» в силу вышесказанного было бы крайне нелепо). Что касается отсутствия собственного «я» в заключительной части «злата слова», то это обусловлено самим ее историческим содержанием, ведь Святослав-то не участвовал в событиях 11 в.
Не стоит также удивляться появлению в Святославовом «златом слове» Бояна, ведь он воспевал Святославова деда Олега, и Святослав не мог не знать его песен. «Злато слово» Святослава вообще совпадает по всем основным пунктам и позициям с авторской речью из 1-й главы поэмы, и уж Вам ли не замечать этого!
Последний раз редактировалось Владимир Медведев 24 июн 2009, 08:09, всего редактировалось 1 раз.
Вл. Медведев
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Сообщение Лемурий » 23 июн 2009, 12:52

Владимир Медведев писал(а): ...рассказы об Изяславе и его прадеде Всеславе неотделимы друг от друга, именно благодаря рассказу о Всеславе прямая речь Святослава получает свое логическое завершение (заканчивать ее фразой «Которою бо беше насилие отъ земли Половецкыи» в силу вышесказанного было бы крайне нелепо)...
Только... никакого "внука" Всеслава АВТОР НЕ воспевал.

После обращения к "Племени Мстислава" идет восхваление подвига Изяслава Мстиславича в 1132 г. во время возвращения из Литвы. И в конце СПИ Ольгович едет к церкви Мстислава Великого (1076-1132) - Пирогощей.

исхоти ю на кров.
исходил тогда на кровь
Ать и рекъ: Дружину твою, княже...
Да и рек: Дружину твою, князь...

...в том же 1127 году Мстислав послал войско на князей полоцких: есть известие, что они не переставали опустошать пограничные волости Мономаховичей. Мстислав послал войска четырьмя путями: братьев - Вячеслава из Турова, Андрея - из Владимира; сына Давыда Игоревича, Всеволодка, зятя Мономахова - из Городна и Вячеслава Ярославича - из Клецка; этим четверым князьям велел идти к Изяславлю; Всеволоду Ольговичу черниговскому велел идти с братьями на Стрежев к Борисову, туда же послал известного воеводу своего Ивана Войтишича с торками; свой полк отправил под начальством сына Изяслава к Лагожску а другого сына, Ростислава, с смольнянами - на Друцк. В Полоцке сидел в это время тот самый Давыд Всеславич, которого прежде мы видели в союзе с Ярославичами против Глеба минского; за сыном его Брячиславом, княжившим, как видно, в Изяславле, была дочь Мстислава киевского...

Изяслав Мстиславич опередил один всю братию и приблизился к Лагожску; зять его Брячислав, князь изяславский, вел в это время лагожскую дружину на помощь отцу своему Давыду, но, узнав на середине пути, что Изяслав у города, так перепугался, что не знал, что делать, куда идти, и пошел прямо в руки к шурину, к которому привел и Лагожскую дружину; лагожане, видя своих в руках у Изяслава, сдались ему; пробыв здесь два дня, Изяслав отправился к дядьям своим Вячеславу и Андрею, которые осаждали Изяславль. Жители этого города, видя, что князь их и лагожане взяты Изяславом и не терпят никакой беды, объявили Вячеславу, что сдадутся...

в последний год его княжения летописец упоминает о походе на Литву: Мстислав ходил с сыновьями своими, с Ольговичами и зятем Всеволодом городенским. Поход был удачен; Литву ожгли по обыкновению, но на возвратном пути киевские полки пошли отдельно от княжеской дружины; литовцы настигли их и побили много народу....


cм. :arrow: Соловьев С. История России с древнейших времен


Единъ же Изяславъ = Изяслав Мстиславич опередил один всю братию

позвони своими острыми мечи о шеломы литовскія = на Литву: Мстислав ходил с сыновьями своими...

Исхоти ю на кров ать и рекъ: «Дружину твою, княже, птиць крилы пріодѣ, а звѣри кровь полизаша». = на возвратном пути киевские полки пошли отдельно от княжеской дружины; литовцы настигли их и побили много народу

Не бысь ту брата Брячяслава + единъ [первый] же изрони жемчюжну душу изъ храбра тѣла чресъ злато ожереліе. = Брячислав, князь изяславский, вел в это время лагожскую дружину на помощь отцу своему Давыду, но, узнав на середине пути, что Изяслав у города, так перепугался, что не знал, что делать, куда идти, и пошел прямо в руки к шурину...

Добавлю, что начальная строка упоминания об Изяславе как "брат-близнец" похожа на ИКОС - (Церковное песнопение, восхваляющее церковное событие. Исполняется стоя после кондака. После вытеснения кондака, как жанра гимнографии, каноном с VIII века эти две строфы (кондак и икос) остались только в 6-й песни).
Начинается икос 6-й песни так:

:arrow: Самъ Единъ еси безсмертный...

Сравните: Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ...самъ подъ чрълеными щиты на кровавѣ травѣ притрепанъ литовскыми мечи.
Последний раз редактировалось Лемурий 14 июл 2009, 09:18, всего редактировалось 1 раз.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24172
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Златое слово.

Сообщение Zinchenko_tanya » 23 июн 2009, 13:53

«122 Туга и тоска сыну Глѣбову!».

Этой строкой заканчивается прямая речь Святослава, его "злато слово".

Здравствуйте , Лемурий!
«Златое слово» в СПИ и речь Святослава в летописи имеют один и тот же мотив : молодой князь рвётся в бой вопреки советам старших, которые безрезультатно пытаются уберечь его от опасности. Это мотив принадлежит к числу широко распространённых шаблонов героического эпоса.
Сравним текст в СПИ и летописи.
« Тогда великый Святослав изрони златое слово с слезами смешено и рече : «О моя сыновча , Игорю и Всеволоде! Рано еста начала Половецкую землю мечи цвелити, а себе славы искати. Нъ нечесно одолесте, нечестно бо кровь поганую пролиясте. Ваю храбрая сердца въ жестоком харалузе скована. Се ли створите моей сребреней седине?».

В летописи: «… Святослав же, то слышавъ и вельми вздохнувъ, утеръ слез своихъ и рече: «О, люба моя братья, и сынове и муже земле русской! Дал ми богъ притомити поганыя, но не воздержавшее уности отвориша ворота на Русьскую землю. Воля господня да будет о всемъ! Да како жаль ми бяшеть на Игоря, тако ныне жалую болми по Игоре, брате моем.»
3 часть «Слова…» - последствия Игорева похода, строится по формуле семейных отношений. Формула «своя семья» охватывает 3 часть текста «Слова…» и организует его.
Обычно порядок такой : матушка, батюшка, братцы , сестрица. Матушка ( «жены русские всплакашась, аркучи…») , батюшка (« Святославь грозный великый киевский») , братцы(«А уже не вижду…стязи Рюриковы . а друзии Давидовы…»),сестрица («На Дунаи Ярославнынъ…»). Образ «батюшки» соотносится со Святославом Киевским: « Тии бо два храбрая Святославлича, - Игорь и Всеволодъ уже лжу убуди которою, то бяше успилъ отец ихъ, Святослав грозный великый киевский…» и последнее предложение о Святославе киевском «Се ли створите моей сребреней седине?». Им и заканчивается «златое слово».
Затем автор переходит к результатам Игорева похода для «братьев». « А уже не вижду власти… брата моего Ярослава…».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Златое слово.

Сообщение Лемурий » 23 июн 2009, 14:48

Zinchenko_tanya писал(а):«Се ли створите моей сребреней седине?». Им и заканчивается «златое слово».
Затем автор переходит к результатам Игорева похода для «братьев». « А уже не вижду власти… брата моего Ярослава…».
Добрый день, Татьяна!
Рад снова видеть Ваше участие в обсуждении СПИ на Форуме. Из "постоянной команды" осталось только Евгения из Крыма дождаться...

В Вашем варианте "выпали" куски ЯВНО входящие в прямую речь Святослава:

115 А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего Ярослава...
119 Нъ се зло – княже ми непособіе,
120 наниче ся годины обратиша.

Можно ещё бы обсуждать заканчивается "прямая речь Святослава" на фразе: 120 ...наниче ся годины обратиша...» или продолжается как в "классической" разбивке текста СПИ:

120 наниче ся годины обратиша.
121 Се у Римъ кричатъ подъ саблями половецкыми, а Володимиръ подъ ранами.
122 Туга и тоска сыну Глѣбову!».

но раньше заканчивать "злато слово" НИКАК НЕЛЬЗЯ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24172
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Zinchenko_tanya » 24 июн 2009, 17:05

Здравствуйте , Лемурий!
По летописи за помощью к князьям обращается Владимир Глебович , князь Переяславля. « И послал Владимир к Святославу, и к Рюрику, и к Давыду с просьбой: « Половцы у меня , так помогите же мне». По тексту «Слова…» автор обозначил Владимира, «…а Владимир под ранами. Туга и тоска сыну Глебову. И обращение к князьям идёт как бы от автора «Слова…» « Великий княже Всеволоде…».Хотя современники «Слова…», зная ситуацию, могли воспринимать этот текст как призыв на помощь только от Владимира. Поэтому прямая речь «брата моего» , «княже ми» просто отождествление автора с персонажами. Это свойственно устной поэзии («старым словесам») например , приглашённая плакальщица причитает от имени вдовы ,а не от себя лично.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 24 июн 2009, 18:14

Zinchenko_tanya писал(а): По летописи за помощью к князьям обращается Владимир Глебович , князь Переяславля. ...Хотя современники «Слова…», зная ситуацию, могли воспринимать этот текст как призыв на помощь только от Владимира.
Добрый вечер, Татьяна!
Тогда объясните как князь Владимир Глебович мог написать СПИ, когда он в 1185 г. при защите Переяславля сам был тяжело ранен 3 копьями, тогда же и Римов был взят половцами, когда они УЖЕ отступали от Переяславля после подоспевшей на помощи из Киева и Вышгорода.

Не сходится... К тому же как мог этот "автор" о себе в 3-м лице написать:

Се у Римъ кричатъ подъ саблями половецкыми, а Володимиръ подъ ранами. Туга и тоска сыну Глѣбову!» ???
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24172
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Zinchenko_tanya » 25 июн 2009, 12:49

Тогда объясните как князь Владимир Глебович мог написать СПИ, когда он в 1185 г. при защите Переяславля сам был тяжело ранен 3 копьями, тогда же и Римов был взят половцами, когда они уже отступали от Переяславля. Не сходится... Хотя понимаю, "непособие" приписать раненному можно было бы.
Здравствуйте, Лемурий!
С чего Вы взяли , что «князь Владимир Глебович мог написать СПИ». Я пытаюсь донести до Вас следующую информацию. Летописец князя Святослава , называющий себя явно в Слове…» - Боян и тайнописью – Нестор, пишет СПИ, текст которого можно разделить на несколько составных частей. Первая – это типические места, по большей
части описательного содержания. И я постоянно привожу пример таких типических мест. В «Разгадке «Слова о полку Игоре…» это описание пира в «гриднице Святослава» , которого не было , но автор Боян его ввёл в своё произведение, т. к. только там, на пиру можно было публично «петь славу Святославлю» и «каять князя Игоря».Вторая часть – это речи влагаемые в уста героев: «златое слово», обращение за помощью Владимира Глебовича к князьям и т.д. И места переходные , которые соединяют между собой типические формулы и в которых рассказывается ход действия. «Златое слово» в СПИ и речь Святослава в летописи имеют один и тот же мотив : молодой князь рвётся в бой без участия старших, и которые безрезультатно пытаются уберечь его от опасности. И эту типическую формулу летописец – Боян песнотворец выбирает каждый раз , когда представляется к тому подходящий смысл.
Сравним текст в СПИ и летописи.
« Тогда великый Святослав изрони златое слово с слезами смешено и рече : «О моя сыновча , Игорю и Всеволоде! Рано еста начала Половецкую землю мечи цвелити, а себе славы искати. Нъ нечесно одолесте, нечестно бо кровь поганую пролиясте. Ваю храбрая сердца въ жестоком харалузе скована. Се ли створите моей сребреней седине?».

В летописи: «… Святослав же, то слышавъ и вельми вздохнувъ, утеръ слез своихъ и рече: «О, люба моя братья, и сынове и муже земле русской! Дал ми богъ притомити поганыя, но не воздержавшее уности отвориша ворота на Русьскую землю. Воля господня да будет о всемъ! Да како жаль ми бяшеть на Игоря, тако ныне жалую болми по Игоре, брате моем.».
Далее в летописи сообщается о ходе действия Святослава « после этого послал Святослав сына своего Олега и Владимира в Посемье». Уже закончена мысль Святослава о походе Игоря «Се ли створите моей сребреней седине?» , и есть действия,. вызванные последствием этого похода «А уже не вижду…» и начинается новый типический мотив, где исходная ситуация везде одинакова: слабый властитель не в состоянии сам защитить свою землю Таковы персонажи «Слова…» объединены условным названием « братья» в типической формуле « своя семья»: матушка , батюшка братцы , сестрица». Это : «брата моего Ярослава», «Владимир под ранами туга и тоска сыну Глебову» и все те к кому Владимир Глебович обратился за помощью. В летописи об этом событии написано кратко « И послал Владимир к Святославу, и к Рюрику, и к Давыду с просьбой половцы у меня, так помогите же мне». В «Слове…» Боян передал кроме просьбы Владимира ещё и информацию о каждом брате – князе., который возможно и имеет какую –то обиду всё же остаётся в минуту крайности единственным защитником своей Родины.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 25 июн 2009, 13:35

Zinchenko_tanya писал(а): Здравствуйте, Лемурий!
Летописец князя Святослава , называющий себя явно в Слове…» - Боян и тайнописью – Нестор, пишет СПИ, текст которого можно разделить на несколько составных частей.
«Златое слово» в СПИ и речь Святослава в летописи имеют один и тот же мотив :
Сравним текст в СПИ и летописи.
« Тогда великый Святослав изрони златое слово с слезами смешено и рече : «О моя сыновча , Игорю и Всеволоде! Рано еста начала Половецкую землю мечи цвелити, а себе славы искати. Нъ нечесно одолесте, нечестно бо кровь поганую пролиясте. Ваю храбрая сердца въ жестоком харалузе скована. Се ли створите моей сребреней седине?».

В летописи: «… Святослав же, то слышавъ и вельми вздохнувъ, утеръ слез своихъ и рече: «О, люба моя братья, и сынове и муже земле русской! Дал ми богъ притомити поганыя, но не воздержавшее уности отвориша ворота на Русьскую землю. Воля господня да будет о всемъ! Да како жаль ми бяшеть на Игоря, тако ныне жалую болми по Игоре, брате моем.».
. В летописи об этом событии написано кратко « И послал Владимир к Святославу, и к Рюрику, и к Давыду с просьбой половцы у меня, так помогите же мне»...
Добрый день, Татьяна!

А с чего это Вы решили, что хоть на миг предполагаю, авторство "Владимира Глебовича" ? В предыдущем постинге так и написал: "Не сходится..."

т.е. Вы считаете, что верный летописец может о Святославе написать:

"Нъ се зло – княже ми непособіе, наниче ся годины обратиша..." и пригласить "поблюсти отня злата стол" (Киевский престол).

Если можно, Татьяна, напишите подробно про скрытое имя Нестора (Бояна), а также укажите из какой летописи и за какой год выдержки.
Zinchenko_tanya писал(а):В летописи об этом событии написано кратко « И послал Владимир к Святославу, и к Рюрику, и к Давыду с просьбой половцы у меня, так помогите же мне»..
Опять Вы, Татьяна, путаете последовательность событий:

СПЕРВА был Переяславль. Владимир прислал к Святославу, Рюрику и Давыду. ЗАТЕМ половцы от Переяславля отступили и на обратном пути берут город Римов, стены которого рухнули вместе с защитниками на забороле. И это ПОСЛЕ всех этих событий идет речь АВТОРА о "непособии" "седого" князя и необходимости объединения. Причем весь "ключ" в самом обращении к князьям... (продолжение следует)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24172
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 25 июн 2009, 18:39

Извиняюсь за качество отсканированной таблицы (так уж получилась).
Изображение
Выборочная генеалогическая таблица русских князей X-XIII вв. из книги Б.А. Рыбакова ПЕТР БОРИСЛАВИЧ М., 1991, с. 158-159.

Разберемся в последовательности обращения к князьям.

Итак:
1. Великий княже Всеволоде! Не мыслію ти прелетѣти издалеча, отня злата стола поблюсти? - Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (племянник Мстислава Великого). Автор пишет, что Всеволод может пускать как большие стрелы: живыми шереширы стрѣляти – удалыми сыны Глѣбовы- 4 рязанские князя (Игорь, Ярослав, Владимир и Святослав, к которым Автор НЕ обращается).

2. Ты, буй Рюриче, и Давыде! Не ваю ли злачеными шеломы по крови плаваша? - Рюрик и Давыд Ростиславич (внуки Мстислава)

3. Галичкы Осмомыслѣ Ярославе! - (события февраля 1153 г."Ярослав [Галицкий] сказал Петру [Бориславичу]: "Теперь поезжай к отцу [сюзерену] своему Изяславу [Мстиславичу] и передашь ему: "Бог отца моего взял, и теперь ты будешь мне вместо отца".-
"поѣди къ отцю своему Изѧславу . а от мене сѧ ему поклони . и се ему ӕвиши аче Богъ отца моего понѧлъ . а тъı ми буди въ отца мѣсто" (Ипат. 1152)

4. А ты, буй Романе, и Мстиславе! Храбрая мысль носитъ васъ умъ на дѣло.
Роман Мстиславич- старший сын старшего сына Изяслава Мстиславича
и Мстислав Романович (!) - старший сын старшего сына Ростислава Мстиславича.
им уделена САМАЯ лестная похвала:
Высоко плаваеши на дѣло въ буести, яко соколъ на вѣтрехъ ширяяся, хотя птицю въ буйствѣ одолѣти. Суть бо у ваю желѣзныи папорзи подъ шеломы латинскими. Тѣми тресну земля, и многи страны – хинова, литва, ятвязи, деремела и половци – сулици своя повръгоша, а главы своя поклониша подъ тыи мечи харалужныи .

5. Инъгварь и Всеволодъ, и вси три Мстиславичи, не худа гнѣзда шестокрилци! - Ингвар и Всеволод Ярославичи - внуки Изяслава Мстиславича
Давид, Владимир и Мстислав "Удатный" - "три Мстиславича" - внуки Ростислава Мстиславича
Не худа гнезда (!)

Ко всем им идет призыв: Загородите полю ворота своими острыми стрѣлами, за землю Русскую, за раны [нанесенные Русской земле] Игоревы, буего [буйного] Святъславлича!

Как видим в стороне остались ВСЕ Ольговичи, туровские князья (Юрия Туровского называли "злодеем Мстиславичей") и три "мачешича". Родственников жены Святослава АВТОР на оборону НЕ зовет, призывает их:
Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени, уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ.Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую.

Вот и скажите после этого мог ли Автором СПИ быть Святослав или его летописец :?:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24172
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 25 июн 2009, 21:26

Ещё один интересный вопрос:

Ярославе и вси внуце Всеславли! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени,
уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ.
Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь всеславлю,
которое бо бѣше насиліе отъ земли Половецкыи!


Ну, "вси внуце Всеславли" это понятно: правнуки Всеслава Полоцкого - их там достаточно много в основном это дети Василько (ум. ок. 1144) - (Брячислав, Всеслав, Володьша, Всеволод, Мария Васильковна), а вот кто такой "Ярославе"?

:arrow: см. О.М. Рапов. Княжеские владения на Руси в X - первой половине XIII в. М., 1977

К Ярославу Владимировичу Галицкому АВТОР уже обращался: "Галичкы Осмомыслѣ Ярославе!", так это другой князь. Но кто?

А не было на Руси в то время никакого другого Ярослава, кроме последнего, не плененного Ольговича (не считая Святослава) - Ярослава Всеволодовича (князя черниговского), которого АВТОР не только не просит о помощи, но и призывает "уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ".
А для Ярослава Всеволодовича (сына Всеволода Ольговича) таковая "слава" была его ДЕДА - Олега Гориславича !

" минула лѣта Ярославля, были плъци Олговы, Ольга Святьславличя.
Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрѣлы по земли сѣяше..."

вот АВТОР и укоряет его ВНУКА, а также "внуков Всеслава Полоцкого":

"уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ.
Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую..." на жизнь всеславную (!)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24172
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Кравченко Александр » 26 июн 2009, 08:07

Лемурий писал:

4. А ты, буй Романе, и Мстиславе! Храбрая мысль носитъ васъ умъ на дѣло.
Роман Мстиславич- старший сын старшего сына Изяслава Мстиславича
и Мстислав Романович (!) - старший сын старшего сына Ростислава Мстиславича.
им уделена САМАЯ лестная похвала:
Высоко плаваеши на дѣло въ буести, яко соколъ на вѣтрехъ ширяяся, хотя птицю въ буйствѣ одолѣти. Суть бо у ваю желѣзныи папорзи подъ шеломы латинскими. Тѣми тресну земля, и многи страны – хинова, литва, ятвязи, деремела и половци – сулици своя повръгоша, а главы своя поклониша подъ тыи мечи харалужныи .
--------------------------------------------------
А теперь приведите доказательства участия Романа Мстиславича и Мстислава Романовича в походах на те страны, что указаны в данном обращении по состоянию на 1185 год

Кравченко Александр Сергеевич
Кравченко Александр
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 07 окт 2008, 12:00

Сообщение Новый » 26 июн 2009, 09:39

Уважаемые собеседники, о том, где оканчивается "злато слово", у нас, получается, целых четыре мнения (я свои соображения высказал в посте от 21.06). Конечно (это Владимиру), если считать, что прямая речь Святослава прерывается на фразе "которою бо беше насилие отъ земли Половецкыи", то тема Всеслава "разрезается" на две части (хотя, с другой стороны, возможен и такой приём, как "подхватывание" автором темы, зачин которой прозвучал в устах действующего лица). Но если "злато слово" продолжается вплоть до плача Ярославны, то, значит, его окончание - это "копиа поютъ" (или "хоботы пашутъ", по версии Лемурия, что "Копиа поютъ на Дунаи"): в любом из двух случаев - не завершающая по тону, а несколько "провисающая" концовка. Фраза же "которою бо беше..." имеет нравственно-идеологический смысл и в этом плане лучше, по-моему, звучит в качестве "подытоживания" речи". Но, как бы то ни было, у меня нет уверенной позиции по этому вопросу. В любом из вариантов есть своя логика.
Лемурий, насчет того, кто такой Ярослав во фразе "Ярославе и вси внуце Всеславли!". Может быть, конечно, это действительно Всеволодович; но он всё-таки уже ранее упоминался, и не мельком, а подчеркнуто... А что Вы скажете о такой версии: Ярослав Мстиславич, прозванный (подобно Роману Святославичу) "Красным", внук Юрия Долгорукого? Правда, сразу признаю, что в собственной биографии этого князя я не вижу ничего специфически сближающего с внуками Всеслава, но что касается деда ("...выскочисте из дедней славы...")... Юрий Долгорукий, в определенной степени аналогично Всеславу, вёл борьбу и за Киев, и за Новгород - за второй (не для себя лично, а для своего сына Ростислава) тоже с весьма переменным успехом.
Интересно, чтО думают об окончании "златого слова" Евгений Беляков и sasha a.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Лемурий » 26 июн 2009, 13:37

А теперь приведите доказательства участия Романа Мстиславича и Мстислава Романовича в походах на те страны, что указаны в данном обращении по состоянию на 1185 год


РОМАН МСТИСЛАВИЧ (1155(?)—19.VI.1205) — новгородский, волынский, затем галицко-волынский князь. Сын переяславского, волынского, а с 1168 — вел. князя киевского Мстислава Изяславича и польск. княжны Агнессы, дочери Болеслава III. Их брак состоялся перед 1154. Предположительно год рождения Р. М. — 1155. Он — праправнук Владимира Мономаха. На полит. арену вышел в 1168, когда новгородцы пригласили его на княжение. Однако положение Р. М. вскоре оказалось шатким, поскольку в 1169 Мстислав потерял киевский стол, ушел на Волынь, откуда безуспешно попытался в 1170 отбить Киев у Глеба Юрьевича, и в августе этого года умер во Владимире-Волынском. В том же году «новгородци показаша путь князю Роману», сообщает хорошо осведомленная Новг. перв. лет. старшего извода. Он уходит в отцовскую вотчину Владимир на Волыни и княжит там до 1187.
В панегирич. обращении С. к Р. М. («А ты, буй Романе, и Мстиславе!») тот предстает во времена его наивысшего могущества, когда он создал Галицко-Волынское княжество и стал вровень с такими властелинами, как Всеволод Большое Гнездо и Рюрик Ростиславич. К тому времени князь одержал свои гл. победы: над половцами, литвой и ятвягами... [Н. Ф. Котляр C-C CПИ "Роман Мстиславич"].


МСТИСЛАВ РОМАНОВИЧ — князь псковский, затем смоленский, киевский, сын вел. князя Романа Ростиславича, участник войн с половцами в 80-х XII в. В 1177 отец посылал его с др. князьями защищать землю от половцев (поход был неудачным), а на следующий год — на помощь Всеславу Васильковичу Полоцкому против Мстислава Храброго. Ок. 1178 М. Р. сел на княжение в Псков, но княжил там недолго (по крайней мере по 1180). В 1183 и 1184 вновь участвовал в походах против половцев (второй поход — против Кончака)...[Г. М. Прохоров C-C CПИ "Мстислав Романович"]

Только не стоит искать "Хинови" среди "гуннов", как предлагает Рыбаков. Это - вечно "буйные" карелы, входящие в состав Новгородского княжества.

Когда пишу, что высказывания об этих князьях ОСОБО ЛЕСТНЫЕ, это означает, что они преувеличенные, показывающие ОСОБОЕ отношение к ним самого АВТОРА.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24172
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14