Новый » 07 июл 2009, 17:17
Уважаемый Владимир, то, о чём Вы пишете, я не только "вижу", но и использую в качестве одного из самых существенных аргументов в пользу версии, которую отстаиваю, в своей "Религиозной загадке". Вот выдержка об интересующем нас отрывке (на тему о том, Всеслав "прерыскал" путь):
Что же может броситься в глаза в этом фрагменте? Что, по сути дела, говорит поэт о Всеславе? Людей судил... суда Божия не миновать... Судил - судим будет... Ассоциация сразу приводит к евангельской антитезе: "не судите, да не будете судимы".
Иными словами: ПУТЬ Всеслава противоречит ПУТИ предписанному.
Дальше: "...в ночи волком"... Это не однозначно отрицательная метафора: с волком сравнивается и Овлур, помогающий Игорю бежать. "Чудесный помощник", словно в хорошо известной сказке, у которой, видимо, был древний народный прототип... Вместе с тем, если подумать о том, кому обычно и традиционно противопоставляется волк, то легко и естественно всплывает образ АГНЦА.
Вслед за этим - заутреня и святая София. Это в связи со Всеславом уместно: он не был язычником. Даже в тексте ПВЛ ему, вызволенному народом из киевского "поруба", приписывается фраза: "О кресте честныи! Понеже к тобе веровах, избави мя от рова сего".
Потом сказано о вещей душе и страдании. Если задуматься о том, для какой традиции характерна идея расплаты страдальчеством за способность к духовным прозрениям, то все ассоциации ведут к Библии. И, надо сказать, это, вкупе с "людем судяше, князем грады рядяше", заставляет вспомнить Достоевского и созданные им трагические образы "человекобожествующих" героев, берущих на себя, по его мысли, то, что одному Богу под стать. (конец цитаты)
Да, здесь, конечно, библейско-христианские мотивы. Но, называя тенденцию к подобным образам, которая имеется в прямой речи Святослава до "сребреной седины", врЕменной, я имею в виду то, что она ПРЕРЫВАЕТСЯ: её нет на протяжении всего длительного фрагмента обращений к князьям. Нет "единства стиля". а если считать эти воззвания продолжением "златого слова", то такое единство было бы естественным.
Впрочем, этот Ваш довод - довольно веский. Я высказал всего лишь осторожное, хотя и аргументированное, предположение по вопросу о том, где оканчивается прямая речь Святослава, и на этой своей точке зрения особенно не настаиваю. Правда, мне ещё вот что кажется. ЕСЛИ фрагмент о Всеславе, допустим, действительно входит в "златое слово", то оно тогда, вероятно, Божьим судом и завершается, а "О, стонати Рускои земли..." - снова (ненадолго. до плача Ярославны) вкрапление авторского текста. Думаю же я так, поскольку в качестве КОНЦОВКИ "...суда Божиа не минути..." звучит гораздо более фундаментально, чем "копиа поютъ".