Новый » 26 янв 2009, 21:04
Уважаемые Лемурий и Владимир, о Велесе отвечаю вам обоим одновременно. Моя концепция насчёт ВСЕХ загадочных имён (кроме Дива), упоминаемых в "Слове", изложена в очерке "Религиозная загадка "Слова" (проект "Точка зрения"), на который я ссылаюсь, чтобы не повторять здесь вынужденно многословную аргументацию (да я и не смог бы это сделать в объёме даже нескольких постов, поскольку такое переосмысление культурной предыстории России нуждается в очень многоплановом обосновании). Я считаю всю данную терминологию христианской (если же точнее - относящейся к ранней, принятой когда-то ещё из Рима и принявшей в восточнославянской среде довольно архаичный облик форме христианства) и интерпретирую эти имена как заимствованные из латыни либо через латынь наименования ипостасей Троицы, успевшие сильно исказиться.
Конкретно насчёт Велеса. ЛЕМУРИЙ, в том-то и дело, что в договорах Олега и Святослава "Перун и Волос", в договоре же Игоря неожиданно "Бог и Перун", а "Волоса" нет. Но ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ, в котором несомненно языческий термин соседствует со столь же несомненно монотеистическим - непреложный факт. Если это возможно, то, значит, и "Перун и Волос" - пара тоже не обязательно "чисто языческая".
В дружинах Олега и Святослава (тем более, что последний действовал позже Игоря) тоже были христиане. И они тоже должны были кем-то клясться. Вот я и думаю, что язычники клялись Перуном, а христиане - "Властителем-Пастырем"; но вторая часть этого двучленного термина была неким более поздним переписчиком, не знавшим уже, кто такой "Волос", заменена - по "благочестивым" соображениям (негоже слово "Пастырь" прилагать к чему-то сомнительному) на "скотьего бога" (ассоциативная цепочка: "пастырь" - пастушество - скотий бог).
Договор Игоря - что общеизвестно, да и из многих его пунктов видно, - был заключён после поражения. Подписывался он в Киеве, куда приехали византийские дипломаты. А значит, они имели возможность, во-первых, увидеть воочию, чтО за религия преобладает в Киеве (по моей версии - христианство, пусть "еретическое") и хоть отчасти разобраться в местной лексике, а во-вторых - поскольку представляли победившую сторону, - на некоторых формулировках НАСТОЯТЬ. Они и настояли, на мой взгляд, на замене "Волоса" ("Властителя") более "цивилизованным вариантом.
ВЛАДИМИР, где данные о том, что недожатые "волоти" оставляли птицам? И ведь птицы - это не "скоты" (т. е. тогда почему "СКОТИЙ бог")... И, надо сказать, "языческая" трактовка Велеса-Волоса настолько неясна, что и сами её приверженцы во многом расходятся между собой. Например, было мнение (возможно, Вернадский, хотя стопроцентно не поручусь), что "скотий" - от скандинавского "SCATT" (или "SKATT"?... в норвежском языке "C" только в иностранных словах; в общем, не помню, да и не важно это), означавшего "богатство". Т. е., иными словами, бог богатства (и торговли, что ли), этакий Гермес-Меркурий... У Иванова и Топорова Велес - "антагонист" Перуна и олицетворяет недоброе начало; основываются же они, в частности, на том, что у СОСЕДНИХ народов (латышей, чехов) были созвучные по именам негативные персонажи. Но логичны ли подобные выводы из ЧУЖОЙ лексики? Если, скажем, у русского простонародья слово "махамет" было отчасти "ругательным", много ли это даст для изучения мусульманства?
Далее, созвездие Стожары именуется иногда "Волосожары", и это тоже иногда идёт в дело: дескать, в честь "божества"... Но ещё древнеримский Тит назвал это созвездие "Волосы Вероники" (иудейки Береники, своей возлюбленной), совершено не будучи знаком с Велесом-Волосом; а значит, оно просто зрительно вызывает ассоциацию с некими "волосами".
Всеми этими примерами я хочу показать зыбкость тех доводов, на которых обычно выстраиваются "языческие" концепции этого имени. Если же указывается, что где-то и когда-то простонародье называло какие-то истуканы "идолами Велеса", то вполне возможно, что это слово использовалось как "бог" с маленькой буквы: "ИХ (финно-угров, скажем) велес" - так же, как, допустим, мы говорим "Кецалькоатль - ацтекский бог"...
Наконец, если Вы под "другими источниками" подразумеваете сведения, что святой Власий (имя, отчасти созвучное интересующему нас термину) был "покровителем скота", то, во-первых, на этом относительном созвучии трудно с уверенностью что-то строить: "Юпитерус" и "Петрус" - тоже довольно-таки похоже, и оба - покровители Рима, но мы же не объявляем их одним лицом... Во-вторых - не только Власий! Вот простонародный стих-заклинание (А. П. Щапов, "Сочинения" в 3-х томах, Санкт-Петербург. издание М. В. Пирожкова, 1906; т. 1, стр. 84): "...Попаси...Хлор, Лавёр лошадок, Власий коровок, Настасий овечек, Василий свинок, Мамонтий козок...". "Скот" - это не одни "коровки", а все упомянутые виды живности...
Как бы то ни было, если дискутировать о значении загадочных имён из "Слова", посмотрите, пожалуйста, мой очерк, где имеются относительно подробные рассуждения и обоснования.