Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение PoslannikM » 28 фев 2016, 23:00

А я вам скажу вдобавок тут ещё кое-что, куда как более интересное! И не подумайте, что у меня крепко разыгралась фантазия. А речь вот о чём.
Судя по всему, в данном небольшом абзаце, как впрочем, и в предыдущем (беседа двух половецких князей!) - речь идёт именно о судьбе молодого рыльского князя Святослава Ольговича.
А вовсе не о будущем старшего сына Игоря - Владимира, попавшего в плен (а в нём оказались, как известно, все трое сыновей Игоря).
Слово - выражение мысли, и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает. Л.Н.Толстой
Аватара пользователя
PoslannikM
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 02 янв 2012, 23:36

Кто из князей был для Климента "господине"

Сообщение Лемурий » 26 сен 2016, 10:33

На первых же строках хотел бы поздравить всех исследователей СПИ со знаменательной датой 25-26 сентября - днем наиболее вероятного произнесения "Слова о полку Игореве" на собрании более 20 князей рода Мономашичей по случаю свадьбы детей Всеволода Большое Гнездо и Рюрика Ростиславича, которые первые названы в обращении к князьям:

см. :arrow: НГ: Комм.10. Время и место произнесения СПИ

Трое из перечисленных князей были названы "господине":

1,2. "Ты, буй Рюриче, и Давыде!... Вступита, господина(2), въ злата стремень за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святславлича! "

3. "Галичкы Осмомыслѣ Ярославе! ...Стрѣляй, господине, Кончака, поганого кощея, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святславлича!"

Первые двое - дети смоленского князя Ростислава, которого Смолятич называл "господином на века": "иже къ князю твоему [Ростиславу Мстиславичу], к моему же напрѣсну господину" (ПКС)

Срезн.
Изображение

3-й "господине" - Ярослав Галицкий, который назвал князя Клима (Изяслава Мстиславича) своим "отцом".

Из событий 1152 года: скончался от сердечного приступа отец Ярослава, после предъявления ему Петром Бориславичем крестных грамот. Тогда Ярослав Осмомысл посылает гонца остановить делегацию от князя Климента (Изяслава Мстиславича):

Ярослав Осмомысл Петру Бориславичу:

    "Поѣди къ отцю своему Изяславу [Мстиславичу] а от мене ся ему поклони; и се ему явиши, аче Богъ отца его понялъ , а ты ми буди въ отца мѣсто..."(Ипат. 1152)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21173
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Се бо

Сообщение Лемурий » 11 окт 2016, 23:22

СССПИ "Сей":

    " Се бо: Уже снесеся хула на хвалу; уже тресну нужда на волю; уже връжеса дивь на землю. Се бо Готьскыя красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня Рускымъ златомъ, поютъ время Бусово, лелѣютъ месть Шароканю.

    С последующей частицей „бо“ служит для присоединения предложения, раскрывающего причину того, о чем говорится в предшествующем
    : И ркоша бояре князю: Уже, княже, туга умь полонила; се бо два сокола слѣтѣста съ отня стола злата поискати града Тьмутороканя, а любо испити шеломомь Дону..."
Со стороны кажется, что такая форма сочетания "СЕ БО", указывающая на причинно-следственную связь, распространена. Оказалось довольно редка и по ней можно узнать знакомый почерк:

А то, славы же ли ища, пишет? Се бо глаголеть Соломон «премудрость созда себѣ храм»: премудрость есть Божество, а храм — человечьство, аки во храм бо вселися въ плоть, юже приять от пречистыа владычица нашеа Богородица истинный нашъ Христос Богъ.
---
Да о каменьи ли Бог Отецъ или о персти глаголеть, то коли ми велиши, любимиче, разумѣти камение ти персть? Се бо Богъ Отець о апостолѣхъ глаголет.
---
И диктаторъ — умъ сказается, тѣм же глаголет: «и убо уму моему отнемогшу»; чювьственыи же и безвещественыа расбойникы глаголет бѣсы; Ерихон же — миръ сказуется Се бо и въ Евангелии указает Господь нашь Исус Христос, глаголя: «Человекь схожааше от Иеросалима на Ерихонъ и в расбойники впаде и съвлекше и язвы возложиша на нь».
---
Алкионъ есть морскаа птица, гнѣздо же си творить на морьстѣмь брезѣ, на пѣсцѣ, а яйца ражаеть на пѣсцѣ средѣ зимы и егда многими бурями вѣтри земли прираждаются. Но обаче престануть в той год вѣтри и утишатся волны морьскыа, и егда алкион насѣдит 7 дни, в ты бо точию дни изляжет птичища. Но понеже кормля имь требѣ другую 7 дний и на возрастание птичищем, великыдаровитый бо Богъ и малому сему животу такову тишину даровал есть во время рождениа его и възраста. Но и ходцы морьстии вѣдят се, алкионытыя зовуть дни ты. Се бо есть и намъ на поучение, иже просити что от Бога добрых дѣлъ и полезных и спасение когда улучити и снабдѣти, имже Богъ о бесловесных промышляеть и уставляеть...
---
Послание Климента Смолятича
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21173
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение corvin » 12 окт 2016, 01:08

Достаточно прочитать эти 4 абзаца, чтобы понять что Слово писал не Климент.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1105
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Лемурий » 12 окт 2016, 05:16

corvin писал(а):Достаточно прочитать эти 4 абзаца, чтобы понять что Слово писал не Климент.

Видимо, Вы опять про обилие христианских терминов. Читайте там же:

    "Егда великый Григорий Богословецъ пловяше во Афины, ун сый, навыкнути хотя тѣх писаний, и ввнезаапу възвѣавшу духу бурну и возмутившуся морю, яко разбиватися корабълю, и всѣмъ живота отчаавшимъся, юноши же рыдающи и вопиющи, яко дивитися всѣмъ сущим в корабли человекомъ, яко и абие суровства Посидонска свободишяся, рекше, морьскаго; и тако во кроткое земли, Димитры, обитати сотвори, рекше, въ кроткое и тихое земли. Димитра бо земля ся нарицает..." (ПКС)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21173
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение corvin » 12 окт 2016, 12:16

Да просто в глаза бросается отличие языка.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1105
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Лемурий » 12 окт 2016, 13:09

corvin писал(а):Да просто в глаза бросается отличие языка.

Возмите СЗБ Илариона и прочтите внизу "Исповедание веры", как будто другой человек писал. Разный жанр - разный стиль.

Вы, например, по языку "Капитанской дочки" определите язык автора "Евгений Онегин"?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21173
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение corvin » 12 окт 2016, 13:49

Иларион всегда пишет по старославянски. Онегин написан стихами - в этом отличие. Язык СПИ отличается от языка послания Климента радикально.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1105
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Лемурий » 12 окт 2016, 14:18

corvin писал(а):Язык СПИ отличается от языка послания Климента радикально.

Аргументированные примеры приветствуются!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21173
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Mitus » 13 окт 2016, 08:02

corvin писал(а):Иларион всегда пишет по старославянски.
-
Лемурий писал(а):Аргументированные примеры приветствуются!
- а шутка и впрямь удалась! :D
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3238
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Mitus » 13 окт 2016, 18:46

PoslannikM писал(а):в предыдущем (беседа двух половецких князей!) - речь идёт именно о судьбе молодого рыльского князя Святослава Ольговича.
- в Ипатьевской летописи прописано, что вечером в пятницу Святослав Ольгович Рыльский разговоривал с "строема своима", не с папой и стрыем, а с двема строема
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3238
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Лемурий » 11 сен 2019, 11:23

По поводу читал ли Автор греческие тексты без перевода есть одно интересное совпадение(?):

    "211. А Кир меж­ду тем про­ник с вой­ском за Ара­кс на один днев­ной пере­ход и затем посту­пил по сове­ту Кре­за. Оста­вив на месте толь­ко сла­бо­силь­ных вои­нов, сам царь с луч­шей частью вой­ска сно­ва отсту­пил к Ара­к­су. Тогда третья часть вой­ска мас­са­ге­тов напа­ла на остав­лен­ных Киром вои­нов и, несмот­ря на храб­рое сопро­тив­ле­ние, пере­би­ла их. [После победы], увидев выстав­лен­ные в стане пер­сов яст­ва, мас­са­ге­ты усе­лись пиро­вать. Затем они наелись досы­та, напи­лись вина и улег­лись спать. Тогда при­шли пер­сы, пере­би­ли бо́льшую часть вра­гов, а еще боль­ше захва­ти­ли в плен. В чис­ле плен­ни­ков был и сын цари­цы Томи­рис, пред­во­ди­тель мас­са­ге­тов, по име­ни Спар­га­пис.

    212. А цари­ца Томи­рис, узнав об уча­сти сво­е­го вой­ска и сына, веле­ла отпра­вить вест­ни­ка к Киру с таки­ми сло­ва­ми: «Кро­во­жад­ный Кир! Не кичись этим сво­им подви­гом. Пло­дом вино­град­ной лозы, кото­рая и вас так­же лиша­ет рас­суд­ка, когда вино бро­са­ет­ся в голо­ву и когда вы, пер­сы, [напив­шись], начи­на­е­те извер­гать пото­ки недо­стой­ных речей, — вот этим-то зельем ты ковар­но и одо­лел мое­го сына, а не силой ору­жия в чест­ном бою. Так вот, послу­шай­ся теперь мое­го доб­ро­го сове­та: выдай мое­го сына и ухо­ди подоб­ру-поздо­ро­ву из моей зем­ли, после того как тебе наг­ло уда­лось погу­бить третью часть вой­ска мас­са­ге­тов. Если же ты это­го не сде­ла­ешь, то кля­нусь тебе богом солн­ца, вла­ды­кой мас­са­ге­тов, я дей­ст­ви­тель­но напою тебя кро­вью, как бы ты ни был нена­сы­тен».

    213. Кир, одна­ко, не обра­тил ника­ко­го вни­ма­ния на сло­ва гла­ша­тая. А сын цари­цы Томи­рис Спар­га­пис, когда хмель вышел у него из голо­вы и он понял свое бед­ст­вен­ное поло­же­ние, попро­сил Кира осво­бо­дить его от оков. Лишь толь­ко царе­вич был осво­бож­ден и мог вла­деть сво­и­ми рука­ми, он умерт­вил себя. Так он скон­чал­ся.

    214. Томи­рис же, узнав, что Кир не внял ее сове­ту, со всем сво­им вой­ском напа­ла на пер­сов. Эта бит­ва, как я счи­таю, была самой жесто­кой из всех битв меж­ду вар­ва­ра­ми. О ходе ее я узнал, меж­ду про­чим, вот что. Сна­ча­ла, как переда­ют, про­тив­ни­ки, стоя друг про­тив дру­га, изда­ли стре­ля­ли из луков. Затем исчер­пав запас стрел, они бро­си­лись вру­ко­паш­ную с кин­жа­ла­ми и копья­ми. Дол­го бились про­тив­ни­ки, и никто не желал отсту­пать. Нако­нец мас­са­ге­ты одо­ле­ли. Почти все пер­сид­ское вой­ско пало на поле бит­вы, погиб и сам Кир. Цар­ст­во­вал же он пол­ных 29 лет. А Томи­рис напол­ни­ла вин­ный мех чело­ве­че­ской кро­вью и затем веле­ла отыс­кать сре­ди пав­ших пер­сов тело Кира. Когда труп Кира нашли, цари­ца веле­ла всу­нуть его голо­ву в мех. Затем, изде­ва­ясь над покой­ни­ком, она ста­ла при­го­ва­ри­вать так: «Ты все же погу­бил меня, хотя я оста­лась в живых и одо­ле­ла тебя в бит­ве, так как хит­ро­стью захва­тил мое­го сына. Поэто­му-то вот теперь я, как и гро­зи­ла тебе, напою тебя кро­вью». Из мно­гих рас­ска­зов о кон­чине Кира этот мне кажет­ся наи­бо­лее досто­верным.."
    (Геродот I:211-214)

(Лавр.1186) "И побѣжени бывше половци, и биша и до вежь, множество полона взяша, жены и дѣти, и стояша на вежах 3 дни веселяся" = "увидев выстав­лен­ные в стане пер­сов яст­ва, мас­са­ге­ты усе­лись пиро­вать";

(СПИ) "Дремлетъ въ полѣ Ольгово хороброе гнѣздо. Далече залетѣло!" = "Затем они наелись досы­та, напи­лись вина и улег­лись спать."

(СПИ) "ту кроваваго вина не доста, ту пиръ докончаша храбріи русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую." = "Томи­рис напол­ни­ла вин­ный мех чело­ве­че­ской кро­вью и затем веле­ла отыс­кать сре­ди пав­ших пер­сов тело Кира. Когда труп Кира нашли, цари­ца веле­ла всу­нуть его голо­ву в мех"
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21173
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Тертуллиан "Против иудеев", СЗБ и ПКС

Сообщение Лемурий » 14 сен 2019, 16:01

Далее, ещё одно интересное "заимствование", относящееся к "Посланию Климента Смолятича":

    "Что же ли мнѣ, брате, Иаковъ и двѣ женѣ его, Лия и Рахаль, иже тако почитати, а не искати по духу! Яко образ имѣа Иаков, въ всѣх благ, якоже бо Богъ двоя люди имѣ, израильтескыя и иже от языкъ, да убо израильтестии людие покров имѣаху на сердци, се же есть, о невѣрѣ прилѣжаху, а еже от языкъ вѣрною облежаху добротою, тако Иаков двѣ женѣ имѣ, Лию убо въ образ израильтескых людий, тѣмь и очима болна бѣ, понеже израильтестии людие покров имѣаху на сердци, и Рахиль, — иже от языкъ людие, того и красну блаженое Писание его глаголет, яко тѣм иже от языкъ людие вѣрною добротою приспѣваху и, Спасу вѣровавше правдою, ис корене исторгоша лесть, образ же сему бяше Рахиль, того ради и отча идолы окраде..."(ПКС)

Обвинение иудеев в идолопоклонничестве начинается с первых христианских богословов:

    "... народ иудейский первый явился в порядке времён, и сделался старшим по благодати призвания своего к закону; наш же народ оказался самым младшим, судя по тому, что получил познание о божественном милосердии к концу времён: то, следуя священному предсказанию, не должно сомневаться, чтобы первый народ старше нас, то есть, иудейский, не поработал младшему, и чтобы младший, то есть, народ Христианский, не восторжествовал над старшим. Справляясь со священным Писанием, я нахожу, что первый по времени из сих народов оставил Бога для служения идолам и, сделавшись предателем божества, преклонил колена пред суетными призраками. Доказательством этому служит то, что народ восстал на Аарона и сказал ему: сотвори нам боги иже пойдут пред нами (Исход. 32:1, 8.). Как же скоро золото из серёг женщин и из колец мужчин растопилось в огне, и голова безумного животного была отлита: то Израиль отвергнув своего Бога, приветствовал идола такими словами: сии бози твои, Израилю, иже изведоша тя из земли Египетския. То же самое было, когда цари управляли народом. Мы видим, как Израильтяне при Иеровоаме обожали золотых телиц, почитали священные рощи и поклонялись Ваалу. Это доказывает, что, сходно с Писанием, они всегда были преступны в идолопоклонстве. Напротив того, наш народ, то есть второй или младший, оставив идолов, которым прежде служил, обратился к Тому самому Богу, которого отверг Израиль, как то мы объяснили. Через это младший из двух народов восторжествовал над старшим, обретя благостыню божественного покровительства, которой Израиль лишился..."
    ---
    Тертуллиан (155/60–220/40) "Против иудеев"
Как и в СЗБ Илариана Киевского "красной нитью" проходит право "младшего"("нового") народа на Благодать = "благостыню божественного покровительства":

    "Лѣпо бѣ благодати и истинѣ на новы люди въсиати. Не въливають бо, по словеси Господню, вина новааго учениа благодѣтьна въ мѣхы вѣтхы, обетшавъши въ иудеиствѣ, «аще ли, то просядутся мѣси и вино пролѣется». Не могъше бо закона стѣня удержати, но многажды идоломъ покланявшеся, како истинныа благодѣти удержать учение. Нъ ново учение — новы мѣхы, новы языкы! «И обое съблюдется»..."(СЗБ)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21173
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron