Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Лемурий » 26 ноя 2009, 13:39

Владимир Медведев писал(а):Дорогой Лемурий!
"Есве" - связка составного сказуемого - 1-е л. двойст. ч. наст. вр. См.: Словарь-справочник "Слова", т. 1, статья "Быть - быти".
Лучше бы сначала выучить азы, а уж потом и приниматься за толкование "Слова" и очернение чужих работ.
Дорогой Владимир Витальевич!
В старину "чернить" означало серебром покрывать. Так это ж только цену увеличивает, если, конечно, изначально изделие не золотое было...

По поводу "есве" - это не ответ. В своё время Дубенский подробно разобрал это место. Вот что у него получилось:

есвѣ - т.е. мы оба есмы 1-е л., наст. вр. изъяв. н. двойственного числа женского рода, вм. мужского есва...
------
Д. Н. Дубенский «„Слово о плъку Игоревѣ, Святъславля пѣстворца стараго времени“, объясненное по древним письменным памятникам» (Рус. достопамятности. М.: Изд-во ОИДР, 1844, ч. 3, с. 31


Если Вы предлагаете считать это двойственным числом, то зачем Автор СПИ пишет есвѣ (женского рода) вместо есва (мужского) :?:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21353
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Владимир Медведев » 29 ноя 2009, 10:01

Лемурий писал(а):
Владимир Медведев писал(а):Дорогой Лемурий!
"Есве" - связка составного сказуемого - 1-е л. двойст. ч. наст. вр. См.: Словарь-справочник "Слова", т. 1, статья "Быть - быти".
Лучше бы сначала выучить азы, а уж потом и приниматься за толкование "Слова" и очернение чужих работ.
Дорогой Владимир Витальевич!
В старину "чернить" означало серебром покрывать. Так это ж только цену увеличивает, если, конечно, изначально изделие не золотое было...
Но уже писал, что не для того мы здесь собрались, чтобы упражняться в злословии и издёвках. Поэтому увольте от дальнейших пререканий.

По поводу "есве" - это не ответ. В своё время Дубенский подробно разобрал это место. Вот что у него получилось:

есвѣ - т.е. мы оба есмы 1-е л., наст. вр. изъяв. н. двойственного числа женского рода, вм. мужского есва...
------
Д. Н. Дубенский «„Слово о плъку Игоревѣ, Святъславля пѣстворца стараго времени“, объясненное по древним письменным памятникам» (Рус. достопамятности. М.: Изд-во ОИДР, 1844, ч. 3, с. 31


Если Вы предлагаете считать это двойственным числом, то зачем Автор СПИ пишет есвѣ (женского рода) вместо есва (мужского) :?:

Дорогой Лемурий!
Смешение родов имеется и в других местах дошедшего до нас текста "Слова". Например: "живая струны" ("живая" - ср. р. вм. жен.); "сабли изъострени" ("изъострени" - муж. р. вм. жен.); "копиа харалужныя" ("харалужныя" - жен. р. вм. ср.). И это вина переписчиков, а не автора "Слова".
Кажись, это ясно?
Вл. Медведев
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Лемурий » 29 ноя 2009, 11:20

Боюсь, без сканера комментария по этому поводу Дубенского, всё равно не убедить хотя бы задуматься по этому двучитаемому отрывку на 100% попадающему в контекст.

Обратите пока внимание на Кончака и Гзака:

«Аже соколъ къ гнѣзду летитъ, соколича рострѣляевѣ своими злачеными стрѣлами».
«Аже соколъ къ гнѣзду летитъ, а вѣ соколца опутаевѣ красною дивицею».

А также обратите внимание, что к обращению к участникам антисвятославовой коалиции 1180-1181 гг ни одного раза "переписчик???" не ошибся. А была ли ошибка?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21353
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Лемурий » 30 ноя 2009, 15:05

Обещанный Д. Н. Дубенский «„Слово о плъку Игоревѣ, Святъславля пѣстворца стараго времени“, объясненное по древним письменным памятникам» (Рус. достопамятности. М.: Изд-во ОИДР, 1844, ч. 3, с. 31, 217):

Изображение

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21353
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Лемурий » 07 дек 2009, 19:39

sasha a писал(а):
Из Срезневского видно, что слово встречается в редкой церковной литературе.

А в иконографии когда впервые появился?

Добрый вечер, Александра! Ещё раз о "шестокрылых серафимах".
Уже писал, что согласно Догмату 787 г. о иконопочитании Трехсот шестидесяти семи святых отцов Седьмого Вселенского (Никейского) Собора "чистых ангелов" теоретически на иконах можно было бы увидеть, НО... мы забыли о более распространенном искусстве:
- фасадной скульптуре.

Сегодня увидел "шестокрылых серафимов" на южном фасаде Георгиевского Собора (Юрьев-Польский). Завтра отсканирую из книги Г. К. Вагнер Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. г. Юрьев-Польский, М., "Наука", 1964.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21353
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение sasha a » 08 дек 2009, 00:12

Большое спасибо. Жду фото и комментариев.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3164
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Шестокрылы на фасадной скульптуре Георгиевского Собора

Сообщение Лемурий » 08 дек 2009, 20:20

Г. К. Вагнер Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. г. Юрьев-Польский, М., "Наука", 1964
Фасадная скульптура Георгиевского Собора (Юрьев-Польский):

Изображение
Два Святителя (Южный фасад) Таблица II.

Изображение
Пророк и царь Соломон (Южный фасад) Таблица V.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21353
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Упоминание Климента Смолятича в летописных источниках

Сообщение Лемурий » 25 янв 2010, 18:04

Краткая биография Климента Смолятича, зафиксированная в летописях:

«В лето 6655 (1147) постави Изяславъ митрополитомъ Клима Смолятича въıведъ изъ Заруба* бе бо черноризечь скимникъ и бысть книжникъ и философь якоже в Рускои земли не бяшеть...» (Ипат.1147)
------
* «Смолятичя виведъ изъ Заруба где теперъ монастырь Терехтемерский бе бо черноризецъ и скимникъ» (ПСРЛ т.II, разн. Ерм. сп. с.27.)

«постави митрополита Клима калугера Русина особь съ шестью епископы …» (Лавр. 1147)

«поставиша себе митрополита Киеву и всей Руси инока Клименьта, Смолнянина, выведше его изъ молчялныа келии его. Бе бо сей по премногу [любя] безмлъвие, и удоляяся отъ всехъ, и прилежа молитве и прочитанию божественыхъ писаний, и бе скимникъ, и зело книженъ, и учителенъ, и философъ велий, и много писаниа написавъ предаде …» (Никон. 1147)

Климент Смолятич был схимник Зарубского (Трахтемировского) монастыря. К началу 1147 г. он не был ни только епископом, но даже пресвитером (священником), как его предшественник первый митрополит из русинов - Иларион Киевский. В церковной иерархии к моменту своего избрания он был черноризцем (калугером/ иноком) – т.е. просто монахом, принявшим, к тому же, схиму и жившим уединенно в кельи молчальника. Столь быстрое возвышение этого «книжника и философа, каких в Русской земле не было» стало возможным только благодаря волевому решению великого князя Изяслава Мстиславича.

Надо заметить, что к этому времени на Руси уже как два года не было митрополита. Последний (грек митрополит Михаил) в 1145 г., не сойдясь с князем Всеволодом, дал «рукописание», запрещающее епископскую службу «безъ митрополита оу св. Софьи служити», и уехал в Царьград. Занявшего 13.08.1146 г. киевский престол Изяслава Мстиславича встречали в городе только «игумени съ черноризьци и попове всего города Киева в ризахъ». Формально грека Михаила с его поста никто не снимал – он сам ушел, но если бы он захотел вернуться, он остался бы митрополитом. Однако, не он ни приходил, ни к нему «на поклон» с заведомыми уступками не приезжали. Таким образом Русь оставалась без митрополита 2 года, пока не пришло известие о смерти Михаила.

К июлю 1147 г. расстановка политических сил была такой:

Киев держал сам Изяслав. К Киеву относились две епископии: Белогородская (Федор) и Юрьевская (Демьян);
Владимир-Волынский: «резервная вотчина» 4 Изяслава. Епископ - грек Федор скопец.
Чернигов: его союзники Давидовичи. Епископская кафедра в руках Онуфрия (главного вдохновителя Изяслава на события 1147 г);
Переяславль: сын Изяслава – Мстислав. Епископ-Евфимий;
Смоленск: брат Изяслава - Ростислав Мстиславич. Епископ - грек Мануил;
Новгород: брат Изяслава – Святополк. Епископ – грек Нифонт;
Туров: сын Изяслава – Ярослав. Епископ – (Иоаким, «приведенный» в Киев в 1146 г.);
Полоцк: зять Изяслава – Рогвольд Борисович. Епископ – Козьма.

Врагами Изяслава были Владимирко Галицкий (зависимый от Византии), Юрий Суздальский и Святослав Ольгович, которого, вместе с его плененным братом Игорем, Изяслав лишил Киева.
При такой расстановке Изяслав решается провести антигреческий Собор епископов.

Инициативу на Соборе взял черниговский епископ Онуфрий:
«аз сведе, яко достоить съшедшеся епископом митрополита поставити».
Онуфрий ссылался на «правило святыхъ апостолъ 1-е: два или трiе епископы да поставляють единаго епископа», когда таким же образом в 1051 году был поставлен митрополитом русин Иларион.
Противниками выборов митрополита без участия византийского патриарха были Нифонт Новгородский и грек Мануил Смоленский.
Они ссылались на 28 правило Халкидонского собора, на рукописание Михаила II, на обычай рукополагать кандидатов на митрополии в св. Софии Константинопольской на мощах св. Иоанна: «Новгородьский Нифонт, смоленьский Мануил, рекоста: «не есть того в законе, яко ставити епископом митрополита без патриарха, но ставить патриарх митрополита: а не поклониве ти ся, ни служиве с тобою, зане не взял еси благосовения у святое Софьи, ни от патриарха; аще ли ся исправиши, благословишися от патриаха, и тогда тис я поклониве; ве взяла от Михаила от митрополита рукописание, яко не достоить нам без митрополита в святей Софьи служити».
На эти доводы Онуфрий «про то тяжко сердце имети» отвечал: «аз сведе, достоить ны поставити, а глава у нас есть святаго Климента, якоже ставят греци рукою святаго Иоанна ».
В результате голосования большинством голосов в митрополиты был избран Клим.

27 июля 1147 года в воскресенье в день св. Пантелеимона, чье крестное имя носил Изяслав, ́Климент Смолятич был посвящен в епископский сан и поставлен митрополитом мощами папы Римского Климента († 101)...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21353
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Евгений Беляков » 03 июн 2010, 22:44

В этой версии мне непонятно одно. В СПИ имеются цитаты из Бояна ("припевки"). Мы посвятили им целую тему и выяснили, что все эти "припевки" содержатся в СДЗ. Мы предполагали, что Климент Заточник - автор СДЗ.
===Если Климент цитировал СПИ, то почему он цитировал прежде всего БОЯНОВЫ ПРИПЕВКИ?
===Если Климент сам написал СПИ, то почему он, цитируя самого себя, называл того, кого он цитировал (себя) Бояном?
Вся эта ПУТАНИЦА, имхо, может быть разрешена единственным способом. А именно: считать Бояна (Трояна) Даниилом Заточником (возможно = Клименту Смолятичу). То есть Климент - это не Автор СПИ, а Боян.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Лемурий » 04 июн 2010, 14:46

Евгений Беляков писал(а):В этой версии мне непонятно одно. В СПИ имеются цитаты из Бояна ("припевки"). Мы посвятили им целую тему и выяснили, что все эти "припевки" содержатся в СДЗ.
Не все припевки, а только одна про голову без плеч, к тому же:

- в летописи эта припевка приписывается Изяславу Мстиславичу:
"не идетъ мѣсто къ головѣ . но голова к мѣсту ." (Ипат.1151)

- в СПИ Бояну:
«Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы».

- в СДЗ это слова Автора после прямой речи Святослава "сына" победоносного Олега (хотя реально сына не прославленного победами над Византией Игоря) своей дружине перед битвой с Византией (с Цимисхием у Доростола в 971), когда он победил (не проиграл) малым числом:
Видих: великъ звѣрь, а главы не имѣеть;
Тако и многи полки без добра князя.

Не удивлюсь, если это слова Александра Великого перед битвой при Иссе, взяты, например, из хроники Георгия Амартола об Александре Македонском. В этой битве, также будучи в меньшинстве, Александр направил свой основной удар на Дария, чем привел в смятение всё войско персов.

Боян в СПИ только повторяет чужые слова.
Считаю, что вставка редактора Древнейшего Киевского Свода Никона (Илариона-Бояна) о походе Святослава и сравнение его подвига с Александром Македонским в битве при Иссе.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21353
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Евгений Беляков » 05 июн 2010, 08:05

В одном из списков СДЗ:
"Говорят, что таков суд Божий надо мною, и суда Божия ни хитру уму, ни горазну не минути"
Мы ведь об этом УЖЕ ГОВОРИЛИ, что же Вы забыли?
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Лемурий » 07 июн 2010, 17:35

Евгений Беляков писал(а):В одном из списков СДЗ:
"Говорят, что таков суд Божий надо мною, и суда Божия ни хитру уму, ни горазну не минути"
Мы ведь об этом УЖЕ ГОВОРИЛИ, что же Вы забыли?
Видимо, чем ближе к концу расшифровки, становлюсь всё более придирчив... В каком списке СДЗ, Евгений?

Если Вы про этот отрывок:
Повѣдаху ми, яко тои ести судъ божий надъ мною, и суда де божия ни хитру уму, ни горазну не минути (Мол. Дан. Заточ.), так его Буслаев где-то обнаружил:
см.: Ф. И. Буслаев. Очерки народ. слов. и искусства, т. 1. СПб., 1861, стр. 37

В списках Н. Н. Зарубина «Слово Даниила Заточника» по редакциям XII—XIII вв. и их переделкам. Л.,1932 этого отрывка нет. Сам Буслаев пользовался списком СДЗ Толстого, но в этом списке такой фразы нет.

Причем Моление Даниила Заточника есть ничто иное как пародия на Слово Даниила Заточника, написанное псевдо Даниилом, зело не желавшим приближения автора СДЗ к новгородскому князю Ярославу Владимировичу.

Подробно см. Соколова Л. Β. Κ характеристике «Слова Даниила Заточника»: ... ТОДРЛ, т. 46, с. 229—255

Поэтому, Евгений, не спешите с выводами, не проверив факты!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21353
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Лемурий » 25 авг 2010, 17:56

Итак, подытожим:

Для начала напомню, что есть два совершенно разных литературных памятника "Слово Даниила Заточника" и "Моление Даниила Заточника".

Подробно см. Д.С. Лихачев "Моление" Даниила Заточника // Великое наследие Избранные работы в трех томах. Том 2. Л., 1987
и
Л. В. Соколова Κ характеристике «Слова Даниила Заточника»: // ТОДРЛ, т. 46, с. 229—255

Моление Даниила Заточника есть ничто иное как пародия на Слово Даниила Заточника, написанное псевдо Даниилом, видимо не желавшим приближения автора СДЗ к новгородскому князю Ярославу Владимировичу.

Итак остановимся на "Слово Даниила Заточника" (Акад. список)

Для начала установим кем был Автор СДЗ по социальному положению?

Заточение его было на Лаче озере (Новгородское княжество), куда ссылали особо провинившихся клириков.

Изображение
Изображение
Упоминание о Данииле Заточнике (Симеоновская летопись. 1378) по случаю ссылки (заточения) на то же место ПОПА, пришедшего от орды с мешком зелий лютых.

Сам текст СДЗ есть ничто иное как компиляция известных церковных текстов:

Въстани, слава моя, въстани въ псалтыри и в гуслех! / / Востану рано, исповѣмъ ти ся.(СДЗ)
Пс. 56: и (повтор) в Пс. 107 (3-4)
9 Востани слава моя, востани псалтирю и гусли, востану рано.
10 Исповемся Тебе в людех, Господи, воспою Тебе во языцех,

Да разверзу въ притчах гаданиа моя / / И провѣщаю въ языцѣх славу мою.(СДЗ)
Пс.77:2 Отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания исперва.
Пс.95:3 Возвестите во языцех славу Его, во всех людех чудеса Его.

Бысть языкъ мой— трость книжника-скорописца (СДЗ)
Пс.77: 2 Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви: язык мой трость книжника скорописца.

и разбих злѣ, аки древняя — младенца о камень.(СДЗ)
Пс.136: 9 Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.

аки нощный вранъ на нырищи.(СДЗ)
Пс.101: 7 Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи.

Возверзи на Господа печаль свою, / / И той тя препитаеть въ вѣки.(СДЗ)
Пс.54: 23 Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает, не даст в век молвы праведнику.

Надѣяся на Господа яко гора Сионъ: не подвижится въ вѣки.(СДЗ)
Пс.124: 1 Надеющиися на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век живый во Иерусалиме.

Сладка суть словеса твоя, паче меда устомъ моимъ.(СДЗ)
Пс.118: 103 Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим.

и съвокупих, аки в мѣх воды морскиа.(СДЗ)
Пс.32: 7 Собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищах бездны.

Гусли бо страяются персты, а тѣло основается жилами(СДЗ)
Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири.
Хвалите Его на струнах и органе: органом называет Он наше тело, а струны суть телесные нервы...(Климент Александрийский. ПЕДАГОГ кн.2, гл.4)

Да накаплетъ ти слажше меду словеса устъ моих.(СДЗ)
Простьри сьрдчьныи съсудъ, да накаплють ти словеса слажьше меду (Изобрник 1076, с.5-5об)

Или пиеши сладкое питие — А мене помяни, теплу воду пиюща от мѣста незавѣтрена(СДЗ)
Насыштяяся многосластьнааго пития, помяни пиюштааго теплу воду, отъ слъньца въстопѣвъшу, и ту же пороха нападъшу отъ мѣста незавѣтръна.( Изб.1076)
и т.д.
--------

Адресат Даниила - новгородский князь Ярослав (в княжестве, которого находилось Лаче озеро) сын Владимира Мстиславича, которого в 1147 году оставлял в Киеве вместо себя (на "царском" престоле) Изяслав Мстиславич и тот оставался в Киеве вместе с Климентом Смолятичем. Назвать безземельного отца Ярослава "великим царем", т.е. тем кто сам назначает себе митрополита, мог только бывший митрополит.

Ярослав Владимирович был новгородским князем 1182-1184; 1187-1196; 1197-1199, что вплотную приближает нас к дате написания СПИ.
-------------
Не лгалъ бо ми Ростиславъ князь: «Лѣпше бы ми смерть, ниже Курское княжение» (СДЗ)
+ Паволока бо испестрена многими шолкы и красно лице являеть (СДЗ) =
Приде митрополитъ Иванъ в Русь и не хоте его Ростиславъ прияти занеже орядилъ бяше Ростиславъ Гюряту Семковича къ церкови хотя оправити Клима въ митрополью и възвратися опять Гюрята изъ Олешья с митрополитомъ и с царевомъ посломъ и присла царь даръı многы Ростиславу оксамотъı и паволокъı и вся узорочь разноличная посолъ же царевъ молвяше Ростиславу молвить ти царь аще примеши с любовью благословение от святыя Софья...[летопись обрывается] (Ипат. 1164)


Климент Смолятич после смерти Изяслава Мстиславича (1154) вместе с его детьми ушел в Владимир-Волынский.
Почему не замещалась кафедра Владимира [Волынского], отгадать нетрудно: она не входила в политического обладание Юрия и там до 1164 г. укрывался митрополит Климент.
------
М.Д. Присёлков "Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв" Спб (1913) 2003, с.214


Иными словами: Лучше смерть, нежели довольствоваться малым = Лучше риском добиваться поста митрополита, чем довольствоваться замещением кафедры во Владимире Волынском.
------------
Их же ризы свѣтлы (СДЗ) - иными словами риза Заточника черна. Он черноризец.
Судя по высокому положению (прямое общение с князьями), которое он занимал в обществе это мог быть высокий церковный сановник, принявший схиму и сменивший имя на Даниил. Например, при принятии схимы митрополит Иларион стал пресвитером (попом) Никоном.
Принятие им [Иларионом] великого ангельского образа - схимы снимало с него сан епископа и возвращало к презвитерству...
----
М.Д. Присёлков "ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв" Спб (1913) 2003, с.105

Остается только найти такого высокопоставленного "попа" с новым именем Даниил:
...только Поликарп мог с такой подробностью рассказать о своих беседах с князем Ростиславом, какая читается под 6676 годом, или передавать наставления Мстислава Изяславича себе и "попу Данилѣ" о погребении, в случае смерти, брата Мстислава Ярополка под 6678 годом ..."
-----
М.Д. Присёлков "ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв" Спб (1913) 2003, с.199

Дело происходило во Владимире-Волынском, а духовным отцом детей Изяслава Мстиславича был бывший митрополит Руси - Климент Смолятич.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21353
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Лемурий » 25 авг 2010, 17:57

Итак, "потерявшаяся" судьба бывшего митрополита Климента Смолятича находит свое продолжение в Новгородском княжестве, совпадающими с годами написания СПИ. Напомню, что адресат Климента был новгородским князем: 1182-1184; 1187-1196 и 1197-1199, а СПИ было написано ДО 1.10.1187 года.

Климент Смолятич - единственный претендент на Авторство СПИ:

- который мог обратиться с воззваниям к князьям антисвятославовой коалиции 1180-1181 года и они бы его послушали;
Подробно в теме: Междоусобица 1180-1181 как ключ к СПИ
- который мог обращаться к монашеской братии - братіе;
- который мог называть князей "господин", но обращаться к ним по отечески (по имени);
- который был продолжателем дела Бояна (Илариона-Никона), как первый Иларион (Боян) так и второй Климент Смолятич, призывали петь песнь Богу по-новому без иудейских "Законов" (ветхозаветных сюжетов) и использовать свою языческую мифологию;
- который до 1147 года был в Зарубе (Трахтемировский монастырь, стоящий на самом крупном капище Таргитая (= Трояна - отца трех сыновей) и вблизи которого проходил Зарубский брод, мимо которого вез в 1096 своего "отца" Святополк между двумя иноходцами:
...Святополкъ же и Володимеръ поидоста на нь по сеи сторонѣ Днепра и придоста къ Зарубу [и ту] перебродистася ... мѣсяца иулия въ 19 день побѣжени быша иноплеменници, и князя ихъ убиша Тугоркана... На заутрье же налѣзоша Тугоркана мертва, и взя Святополкъ, акы тьстя своего и врага; и привезше и [къ] Кыеву... (Ипат. 1096).

Заруб являлся и местом торговли с половцами в мирное время, в этом районе жили черные клобуки (отсюда тюркизмы).

Это было Переяславское княжества (Уже бо Сула не течетъ сребреными струями къ граду Переяславлю) - "Сребрены струи" = 2 "среброносных" торговых пути, проходящих через Переяславль: Солоный и Залозный.
Изображение
К.В. Кудряшов Половецкая степь. Записки всесоюзного географического общества.
Том 2. Очерки исторической географии, М. ОГИЗ 1948, с.107
----------
Затем Климент становится выборным среди русичей, как и его предшественник Иларион (Боян), митрополитом в Киеве (1147-1154)
«...поставиша себе митрополита Киеву и всей Руси инока Клименьта, Смолнянина, выведше его изъ молчялныа келии его. Бе бо сей по премногу [любя] безмлъвие, и удоляяся отъ всехъ, и прилежа молитве и прочитанию божественыхъ писаний, и бе скимникъ, и зело книженъ, и учителенъ, и философъ велий, и много писаниа написавъ предаде …» (Никон. 1147)

Затем до 1164 (1170) года Владимир-Волынский (отсюда Волынские черты СПИ).

Затем ссылка на Лаче озеро Новгородского княжества (отсюда Новгородские черты СПИ).

И этот величайший книжник "бысть книжник и философ так, якоже в Руской земле не бяшеть - Климент Смолятич, Автор "Слова Даниила Заточника" .
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21353
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Евгений Беляков » 27 авг 2010, 13:48

Ваши предыдущие посты, Лемурий, в этой теме - превосходны! Связь Климента и Даниила установлена, имхо, с очень большой степенью достоверности.
К сожалению, я сделал большой перерыв в нашем общении - но начиная с осени до следующего лета я опять включусь в исследования, и, надеюсь, мы кое-что откроем :).
(Опять-таки только я должен подчеркнуть, что считаю Климента-Даниила не Автором СПИ, а Бояном).
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9