Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 21 апр 2009, 16:41

Продолжение темы Припевки Бояна и Климент Смолятич

Для определения имени Бояна используем "ключ" самого АВТОРА СПИ:

1. "Тому вѣщей Боянъ и пръвое припѣвку, смысленый, рече:" - Эта припевка ("тропа") 3-я из тех, которые АВТОР относит к Бояну, но он указывает на неё как на первую.

2. "О Бояне, соловію стараго времени! ...свивая славы оба полы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы!"- направление с выделенной припевки вверх - по часовой стрелке, в ТРИ (Троян - отец ТРЕХ сыновей) "тропы".

Итак, вот ТРИ припевки, которые АВТОР произносит от лица БОЯНА в том порядке, которые они появляются в СПИ:
--------------------------------------------


«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому».

 «Комони ржуть за Сулою – звенить слава въ Кыевѣ! Трубы трубять въ Новѣградѣ, стоять стязи въ Путивлѣ».

 «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути!».
---------------------

:arrow: НиКоНе Великому в лѣти
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Велесов внуче

Сообщение Лемурий » 21 апр 2009, 17:14

Великый же Никонъ отъиде въ островъ Тьмутороканьскый, и ту обрѣтъ мѣсто чисто близь града, сѣде на немь. И Божиею благодатию въздрасте мѣсто то, и цьркъвь святыя Богородица възгради на немь, и бысть манастырь славьнъ, иже и донынѣ есть, прикладъ имый въ сий Печерьский манастырь.


:arrow: ЖИТИЕ ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО

Великий Никон возвращается из Тмуторокани в 1077 году. В 1078 году он становится игуменом Печерского монастыря. Судьба, приобретенной им в Тмуторокани земли с этих пор неизвестна. Однако можем сопоставить некоторые факты, сходящиеся с точностью до года.

Изображение

«М(ѣся)ця енаря въ 30 с(вя)т(а)го Ип(оли)та крила землю княгыни Бояню Всеволожаа передъ с(вя)тою Софиею передъ попы. А ту былъ попинъ Якимъ Дъмило, Пателеи, Стипъко, Михалько Нѣжьнович, Мих(а)л, Данило, Марко, Сьмьюнъ, Михал Елисавиничь, Иванъ Янычянъ, Тудоръ Тубыновъ, Илья Копыловичь, Тудоръ Бързятичь. А передъ тими послухы купи землю княгыни Бояню вьсю, а въдала на неи семьдесятъ гривьнъ соболии. А въ томь драниць семьсъту гривьнъ».


см. :arrow: Адрианова-Перетц. Основные вопросы поэтики "Слова о полку Игореве"

Всеволожая княгиня купила ("крила") землю Бояню всю за 700 гривен, дав за нее задаток в 70 гривен собольих. Начертания таких характерных букв, как Ж и Ч, указывают на последнюю четверть XI в., встречаясь в надписях 1068, 1073, 1076, 1092, 1096 и 1097 гг. Начертания букв б и є сближают купчую запись с надписями середины XI - самого начала XII в. Передвинуть запись во вторую половину XII в. по палеографическим признакам невозможно. А это делает необоснованным и ее приурочение к вдове Всеволода Ольговича, умершей в 1179г. Более вероятно отнесение покупки Бояней земли к жене Всеволода Ярославича, умершей 7 октября 1111 г. В пользу этой даты (конец XI-начало XII в.) говорит и состав послухов. Между перечнем попов и бояр (три последних имени с отчествами) указаны два послуха с необычными определениями по женским именам: Михаил Елисавиничь и Иван Янъчин. Елисава - порфироносная вдова, мать Святополка Изяславича, умерла 4 января 1107 г., а Янка - дочь Всеволода Ярославича, основательница Янчина монастыря, скончалась 3 ноября 1112 г. Оба выделенных мною послуха были, очевидно, духовниками княгини Елисавы и княжны Янки, а так как со смертью их "духовных дочерей" их функции кончались, то и наименование этих попов по Елисаве и Янке ограничено датой 1107 - 1112. Самостоятельные действия Всеволожей княгини естественнее отнести ко времени смерти самого великого князя и, таким образом, датировать купчую запись о Бояней земле 1093-1107 гг., но, зная о юридической независимости русских женщин средневековья, можно допустить и более раннюю дату. Ранний рубеж может быть ещё понижен, так как Янка, как вполне полноправное юридическое лицо (основательница монастыря), упоминается уже в 1086 г. Палеография купчей записи этому не противоречит, так как содержит признаки, сближающие ее с надписями 1068-1091 гг...

Сумма в 700 гривен была очень значительной; в 1100 г. Святополк дал Давыду Игоревичу два городка (Дубно и Черторыйск), а другие князья дали ему по 200 гривен. По этому расчету Бояня земля равнялась стоимости (или доходу) семи городков. Тот Боян, которому принадлежала земля, по своему имущественному положению может быть приравнен к боярину. К сожалению, у нас нет никаких данных о местоположении Бояней земли.


( Б.А. Рыбаков "Русские летописцы и автор "Слова о полку Игореве" М. 1972, стр.415-417)

Итак, 1078 год. Великий Никон становится игуменом Печерского монастыря.
Январь (?) Всеволожая княгиня покупает Бояню землю, где послухами выступают одни клирики.
И далее, "Всеволодъ же посади посадник Ратибора Тмоутороканю... "(Ипат., 1079)
Обращаю внимание, не приступом взял город, а просто отправил посадника.

Вот вам и "Велесов (бог богатства) внуче" :!:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Боян - летописец

Сообщение Лемурий » 21 апр 2009, 17:52

"Боянъ бо вѣщій, аще кому хотяше пѣснь творити, то ... помняшеть бо речь първыхъ временъ усобіцѣ...пѣсь пояше старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю."

Позднейшим редактором Древнейшего Киевского Свода 1039 г. в редакции 1073 г. был Великий Никон.

А.А. Шахматов "Разыскания о русских летописях" (1908) отрывки из издания М. 2001 г. стр. 304:
§231. Личность Никона тесно связана, таким образом, с летописью, составленною в Печерском монастыре; мы признаем это естественным, как только допустим, что составление этой летописи падало на начало семидесятых годов XI столетия, когда Никон жил в Феодосиевом монастыре, распростившись с основанною им в Тмуторокане обителью. Из Жития Феодосия известно, что Никон, как старейший пользовался большим влиянием в монастыре; ему Феодосий поручал братию, когда отлучался из монастыря; Никон был человек книжный; тогда как Феодосий поучал братию "духовными словесы", великий Никон говорил поучения братии из книг ("ис кънигъ почитающе"); он занимался переплетным делом, что также требовало известной книжности и грамотности. Трудно сомневаться в том, чтобы летописный труд, предпринятый святой обителью, не стал под непосредственное заведование Никона. Никон мог сделаться главным редактором летописи; ему же мы вправе приписать некоторые вставки, сделанные в переписанный им, или под его наблюдением, Древн. летописный свод, который лег в основание дальнейшего летописания Печерского монастыря. Перечислим эти вставки.

§232 Под 6530 (1022) мы читаем в Повести вр.л. (Нач. своде) рассказ об единоборстве Мстислава Тмутороканского с Касожским князем Редедей; рассказ основан на местном тмутороканском предании, связавшем это событие - победу Мстислава над Касогами - с построением Мстиславом по обету в Тмуторокане храма св. Богородицы. "И пришедъ Тмутороканю, заложи церковь святыя Богородица и созда ю, яже стоить и до сего дне Тьмуторокани" - так заканчивается рассказ, обличая своим окончанием знакомство автора с этим отдаленным городом.


Напомню, что с 1073 г. Никон возвращается в Тмуторокань, где с 1068 г. княжит "красный Роман Святъславлич" (убит половцами 2.08.1079).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение sasha a » 21 апр 2009, 20:30

несколько уточнений:

1) история Тмутараканского монастыря прослеживается до 1091 г. В ночь обретения мощей преп. Феодосия в Киево-Печерском м-ре находился Николай - игумен Тмутараканского м-ря. Очевидно, Николай и монахи оставили обитель в то время, когда п-ов покинули русичи. Энтузиасты до сих пор ищут остатки пещерных келий на Тамани.
Земля, на кот. стоял монастырь, скорее всего, была не приобретена, а подарена преп. Никону (как это было с территорией для расширения Печерского м-ря и строительства храма Успения Богородицы в КИеве).

2) я совершенно не согласна с тем, что земля Бояна каким-то образом связана с Бояном СПИ. Это голословное утверждение.
- Боян - имя распространенное.
- Нет никаких данных, что монах Печерского м-ря владел землей и продал ее княгине. Монах не мог иметь земельной собственности - это против монастырского устава. Кроме того, преп. Феодосий очень ревниво следил, чтобы насельники не имели лишнего в келье, и любую личную вещь уничтожал.
- В записи на стене Соф. собора указаны не только клирики, но и гражданские лица (их имена с отчествами). То, что имена духовных лиц предшествуют гражданским, - это принятая "табель о рангах", которая присуща всем актовым документам. Иерархия духовных лиц закреплена в "Лествице властем".

3) думаю, что прем. Никон являлся автором надписи на Тмутараканском камне, датированной 1068 г. (структура записи на камне совпадает со структурой изложения текста в ПВЛ)
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Лемурий » 22 апр 2009, 08:23

sasha a писал(а):Земля, на кот. стоял монастырь, скорее всего, была не приобретена, а подарена преп. Никону (как это было с территорией для расширения Печерского м-ря и строительства храма Успения Богородицы в КИеве).

"Великый же Никонъ отъиде въ островъ Тьмутороканьскый, и ту обрѣтъмѣсто чисто близь града , сѣде на немь..."(ЖФП)
sasha a писал(а):- Боян - имя распространенное..
Распространенное ГДЕ, Саша ? В Болгарии.
У Вас ещё есть на примете кто-то ещё кроме, бывшего митрополита Илариона, а в великой схиме Никона, среди клириков конца XI века, которые были связаны с клиром Софийской церкви (считалась центром борьбы за независимость русской митрополии), и княжескими семьями детей Ярослава Мудрого :?:

И имейте ввиду, что день памяти болгарского князя-мученика Бояна отмечается в один день с Преподобным Иларионом (см. 28 МАРТА по старому стилю - 10 апреля по новому стилю). Великий схимник, согласно Студийскому уставу, который и ввели в Печерском монастыре в это время, не может иметь собственности и контролировать её в период междоусобицы 1078 года не представляется возможным. Единственный вариант продать великому князю Всеволоду под псевданимом "Иларион = Боян", кто разбирается в православных праздниках поймет...

sasha a писал(а):- Нет никаких данных, что монах Печерского м-ря владел землей и продал ее княгине. Монах не мог иметь земельной собственности - это против монастырского устава. Кроме того, преп. Феодосий очень ревниво следил, чтобы насельники не имели лишнего в келье, и любую личную вещь уничтожал.
Если великий Никон находился в Тмуторокани как он мог "обресть" землю от имени монастыря?
А то, что земля и монастырь принадлежат Никону явно видно из следующего отрывка:
"По сихъ же моляшети и́ святый Феодосий не отьлучитися ему от него, дондеже еста въ плъти. Тъгда же великий Никонъ обѣщася ему, глаголя, якоже «тъкмо дошьдъ тамо и манастырь свой обрядивъ, и ту абие възвращуся въспять» (ЖФП)


sasha a писал(а):- В записи на стене Соф. собора указаны не только клирики, но и гражданские лица (их имена с отчествами). То, что имена духовных лиц предшествуют гражданским, - это принятая "табель о рангах", которая присуща всем актовым документам. Иерархия духовных лиц закреплена в "Лествице властем".

Послухи (свидетели) бывают со стороны "Продавца" и со стороны "Покупателя".
У "гражданских" приписано чьи они: Михал Елисавиничь, Иванъ Янычянъ - Елисава (вдова Изяслава Ярославича), Янка (дочь Всеволода Ярославича)
sasha a писал(а):3) думаю, что прем. Никон являлся автором надписи на Тмутараканском камне, датированной 1068 г. (структура записи на камне совпадает со структурой изложения текста в ПВЛ)
Вполне может быть. Выложите материалы - интересно будет посмотреть.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение sasha a » 23 апр 2009, 00:02

1) "Великый же Никонъ отъиде въ островъ Тьмутороканьскый, и ту обрѣтъ мѣсто чисто близь града , сѣде на немь..."(ЖФП)

Глагол "обрѣтъ" (обрел) имеет несколько значений, необязательно "купил". "Обретение" возможно через вклад участка земли в обитель, что я считаю наиболее вероятным.

2) Распространенное ГДЕ, Саша ? В Болгарии.

Имя Боян находится в Святцах, которыми пользовались при крещении, т.е. это имя давалось детям на Руси. Мне попадалось это имя в тексте новгородской берестяной грамоты.

28 марта отмечаются дни памяти сразу двух Иларионов: Илариона Нового и Гдовского. "Наш" - который?

Я насчитала не меньше 7 преп. Иларионов: http://days.pravoslavie.ru/ABC/mi.htm#ilarion. Так что совершенно не обязательно, что "наш" Иларион получил имя в день того самого Илариона, которого отмечают в день памяти болгарского князя.

3) Если великий Никон находился в Тмуторокани как он мог "обресть" землю от имени монастыря?
А то, что земля и монастырь принадлежат Никону явно видно из следующего отрывка:
"По сихъ же моляшети и́ святый Феодосий не отьлучитися ему от него, дондеже еста въ плъти. Тъгда же великий Никонъ обѣщася ему, глаголя, якоже «тъкмо дошьдъ тамо и манастырь свой обрядивъ, и ту абие възвращуся въспять» (ЖФП)

Никон ходил в Тмутаракань не по собственной инициативе, а был послан как представитель авторитетной обители, чтобы утрясти вопрос о княжении Глеба. Вопрос был решен положительно, за что ему был поднесен деликатный "подарок" - земля для устройства монастыря, дочерного по отношению к Печерскому. Такие вклады в монастырь (=плата за услуги) - весьма распространенная практика на Руси.

Называя Тмут. м-рь "своим", Никон говорил о "своей" пастве, а не о земельной собственности.

4)Послухи (свидетели) бывают со стороны "Продавца" и со стороны "Покупателя".
У "гражданских" приписано чьи они: Михал Елисавиничь, Иванъ Янычянъ - Елисава (вдова Изяслава Ярославича), Янка (дочь Всеволода Ярославича)

У гражданских лиц послухами могли являться как гражданские лица, так и духовные: см. Духовные грамоты великих князей.
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DG/index.html

Надо сказать, что надпись на Соф. соборе еще не достаточно изучена.
В первую очередь бросаются в глаза следующие факты:
- юридическим лицом при заключении сделки является женщина (редчайший случай для средневековой Руси)
- запись сделана не на бумаге, а выбита в камне (этакие скрижали)
- необычно большое количество послухов для в общем-то рядовой торговой операции.
- в качестве послухов названы две женщины.

Очевидно, факт купли-продажи земли Бояна представлял собой не просто куплю-продажу, а нес в себе символический смысл.
Т.к. в нем выступает женщина как юридическое лицо, что на Руси 10-11 вв. - событие неординарное.
Христианство принесло на Русь усиление неравноправия женщины. Некоторую самостоятельность женщины обретали, овдовев и получив по завещанию свое приданое, немного недвижимости и какую-то сумму денег, но при этом супруг обычно поручал ее заботам старшего сына или другого члена семьи, который и вел ее дела, покупал-продавал.
Надо полагать, княгиня, овдовев, получила в свое пользование не только свою часть наследства, но и юридическую самостоятельность.
Что и было ею закреплено сделкой, при которой присутствовали, практически, все духовенство Киева, а также наиболее уважаемые граждане города.

На протяжении последующих веков такая традиция закрепления юридической самостоятельности лиц через какой-либо актовый документ получила развитие, были выработаны специальные формулировки.
Так, в середине 16 в. 6-летний удельный князь Владимир Андреевич Старицкий подтвердил свою юридическую дееспособность пожаловав своего крестьянина деревней, конфискованной у того еще его отцом, князем Андреем Старицким. В жалованной грамоте есть формула "а сужу их яз... или мой боярин введеной" (на случай правовых претензий к крестьянину) - что свидетельствует о его правах в отношении судопроизводства. Аналогичный документ был составлен от имени 6-летнего царевича Дмитрия, кот. пожаловал Угличский монастырь несудимой грамотой. (Полной юридической дееспособности мужчины достигали в 20 лет. К крестному целованию запрещалось допускать юношей, моложе 14летнего возраста, а с 14 до 20 лет - считалось крестное целование "по неволе").

Таким образом, надпись на стене Соф. собора представляет собой актовый документ, который закреплял юридическую самостоятельность княгини. В камне был зафиксирован важный прецедент в области эмансипации русских женщин. Боян тут - статист.
Женские имена среди послухов (для гражданского лица) мне вообще никогда не попадались. (Игуменьи иногда выступали послухами в дух. грамотах насельниц)

Специально просмотрела духовные грамоты вел.князей в книге "Собрание гос. грамот и договоров" т. 1, М. 1813.
Нашла только один (!) случай, когда вдова получала юридическую самостоятельность:
Дух. грамота Дмитрия Донского (1389 г.)
Так что неслучайно надпись на стене Софийского собора была тщательно замазана...

5) О Тмутараканском камне уже была моя тема.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Новый » 23 апр 2009, 03:44

Имя "Боян" встречается в трёх берестяных грамотах: № 509, 516 и 526. В первых двух имеется в виду, наверное, один и тот же человек, новгородец, в третьей же - некто из Старой Руссы (эта грамота - список должников, начинающийся именно с него).
Имена в берестяных грамотах довольно разнообразны, мало повторяются, и сам тот факт, что имя "Боян" фигурирует в связи с двумя людьми, говорит в пользу предположения о его относительной распространенности. Его принято считать болгарским (так же, как, допустим, имя "Стоян", при том, что в Иоакимовской летописи, в рассказе о походе Добрыни и Путяты на Новгород, упоминается "Воробей посадник, сын СТОЯНОВ), но надо учесть, что в России бОльшая часть славянских этнических имён в наше время воспринимается в качестве "нерусских": в Болгарии, Югославии, "Чехословакии" полно Милованов, Любомиров, Светозаров, в России же такие имена, во всяком случае начиная с позднего средневековья, не наблюдались. Но в 11-12 веках дело могло обстоять иначе.
Если проанализировать фамилии, то Бояновых практически нет, но обнаруживается немало БУяновых; и это фамильное прозвище могло быть в ряде случаев результатом народно-этимологической модификации "БОяна": форма "БУян" легче. чем "БОян", поддаётся на русском языке осмыслению. И БАяновы имеются (в том числе русские), хоть их и не так уж много. Это тоже, видимо, перерождение фамилии, восходящей к "БОяну", на основе смысла "баять" (рассказывать - ср. сказочный кот БаЮн).
В свете всех этих соображений я не стал бы с уверенностью отождествлять Бояна, который упоминается в киевском граффити, с Бояном "Слова"
И кстати насчёт х(Х)одыны. Это всё-таки вполне может быть личным именем. Ведь известны же новеллы "Ставр ГОДИНОВИЧ" и "Иван ГОДИНОВИЧ", а также "Хотен (в тексте иногда "ХОТИНУШКА") Блудович (у Кирши Данилова, правда, "Гарден" или - видимо, в результате переосмысления, - "Гордей"). Вещицы по содержанию довольно гротескные (как, впрочем, и "отчество" последнего из упомянутых персонажей), но дело не в сюжетах, а в том, чтО я выделил. "Годин" (или "Година"), "Хоте(и)н" - это очень созвучно "х(Х)одыне".
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Лемурий » 23 апр 2009, 13:03

sasha a писал(а):Никон ходил в Тмутаракань не по собственной инициативе, а был послан как представитель авторитетной обители, чтобы утрясти вопрос о княжении Глеба. Вопрос был решен положительно, за что ему был поднесен деликатный "подарок" - земля для устройства монастыря, дочерного по отношению к Печерскому...

2. Выбирайте, Саша, только тех Иларионов, которые жили ДО 1051 г.

В этом случае ИДЕАЛЬНО походит 28 марта (ст. стиль) - День преподобного Илариона Нового, игумена Пеликитского († ок. 754) и мученика Бояна, князя Болгарского († ок. 830).

1,3. Великий Никон в первый раз в 1061 году уехал в Тмуторокань НЕ по своей воле, а в следствии гнева на него Изяслава Ярославича после пострижения (с передачей собственности) бояр Изяслава - Варлаама и Ефрема.
3.02.1067 от отравы греческого катепана скончался Тмутороканский князь Ростислав и Никон "умоленъ бысть" от людей "острова" просить на сына этого князя Глеба на Тмутороканский стол.
Никон возвращается в период междоусобицы Ярославичей с Всеславом (он же занес в летопись эти события).
М.Д.Присёлков "Очерки по Церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв.(1913) С-Пб, 2003,с.117:
Никон, конечно, с радостью возвращается в Печерский монастырь, после поездки с сыном Святослава князем Глебом в Тмуторокань и устроения дел своего Тмутороканского монастыря, ставшего "прикладомъ" Печерского. Вероятно, Никон привез Феодосию и драгоценности или казну своей Тмутороканской обители, так как Нестор пишет: "и вся своя предавь блаженному въ руце, самъ же бе съ всякою радостiю покаряяся ему"

Тмутороканский князь Глеб в благодарность за содействие Никона безусловно отблагодарил его и наиболее вероятно в т.ч. и большим наделом земли на "острове".

Ко времени Глеби и пребывания Никона в Тмуторокани относится и знаменитый Тмутороканский камень (1068 г.):
«В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от
Тмутороканя до Корчева 14000 сажен».

К 1078 году ситуация меняется. Никон возвращается в Печерский монастырь, где становится игуменом. Красный Роман Святославич вместе со своим братом Олегом "Гориславичем" делают набеги на города Руси. Всеволод заинтересован в ликвидации Тмуторокани, как плацдарма для нападения на Чернигов и он идет на интригу с убийством красного Романа от рук его бывших союзников половцев и бегства Олега в Царьград.
В 1079 году для этого в Тмуторокань приезжает всеволожий посадник Ратибор (вполне вероятно на "землю Бояню", купленную в январе). И далее:
1079: "Приде Романъ с половци къ Воину. Всеволодъ же ста у Переяславля, и створи миръ с половци. И възвратися Романъ с половци въспять, и убиша и́ половци, мѣсяца августа 2 день. Суть кости его и доселѣ лежаче тамо, сына Святославля, внука Ярославля".

Как видите, всё сходится вплоть до месяца и взаимосвязанных событий.

4. Кто из послухов - женщины? Там есть два послуха ОТ женщин от порфироносной вдовы Изяслава (погибшего в конце 1078 г.) Елиславы и основательницы Янчина монастыря - Янки. Все они представители правящего дома Ярославичей.
Что же касается самой покупательницы, НЕ послуха, Всеволожей, то Рыбаков же писал по этому поводу:
"Самостоятельные действия Всеволожей княгини естественнее отнести ко времени смерти самого великого князя и, таким образом, датировать купчую запись о Бояней земле 1093-1107 гг., но, зная о юридической независимости русских женщин средневековья, можно допустить и более раннюю дату..."
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Рекъ Боянъ (коллективный вариант)

Сообщение Лемурий » 23 апр 2009, 13:39

Новый писал(а):И кстати насчёт х(Х)одыны...

Zinchenko_tanya писал(а): Новый прав, слово година по-украински выговаривалось как «ходына».
Боян песнотворец сегодняшнего времени (ходына) княжения Святослава, , но знает и о событиях прошедших много лет тому назад «старого времени Ярослава…» («минула лета Ярослава….»).

Отвечу сразу вам обоим.
Владимир Медведев в своих комментариях к его последнему переводу СПИ (2007г.) обращает внимание на следующее:
Реалии контекста и всей поэмы показывают, что здесь наряду с ошибкой в словоделении сплошного древнего текста имеются и неточные прочтения слов, стоящих в сокращении с выносом согласных: "Стьслав(л)" и "пѣ(с)". Читать это место следует так: "Рекъ Боянъ, и ходы на Святославлю пѣснь творца стараго времени...". "Ходы" (фонетический вариант "ходи") - 3-е л. ед. ч. аориста.


Итак, возьмем слово "ходина" целиком в обозначении ЛЕТОПИСЕЦ (как предлагают Новый и Татьяна) и слово "Стьслав(л)" как предлагает Владимир - "Святославлю", получаем единственно возможный, согласованный по падежам и последовательности вариант:

Рекъ Боянъ и ходына святъ (славлю пѣстворца стараго времени Ярославля - Ольгова) коганя хоти:

Никон действительно был "ходыной" (летописцем) в "лѣта Ярославля и плъци Олговы, Ольга Святьславличя".

Обратите внимание, что это единственный вариант при котором согласуется по контексту окончание слова "пѣстворца" и его НЕ надо исправлять на "пѣстворЕЦ стараго времени Ярославля"...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение sasha a » 23 апр 2009, 16:10

Упорствуете, Лемурий. Путем демократического голосования мы с Новым пришли к выводу, что Ваша версия с Бояном притянута за уши. "Идеально подходит" - это не аргумент в научном споре.

Иларионов в Святцах я выбирала в соответствии с заданным временным отрезком. Вместе с новомученниками тезок получается аж 25.

По поводу "обретения" земли в Тмутаракани мы, кажется, пришли к консенсусу - Никон получил ее в дар, а не купил.

зная о юридической независимости русских женщин средневековья, можно допустить и более раннюю дату ..."

Эту фразу Рыбакова оставим на его совести. Современные исследователи гендерных отношений более осторожны в своих оценках. См. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Лемурий » 23 апр 2009, 16:28

sasha a писал(а):Упорствуете, Лемурий.
Paroles, Paroles, Paroles... Я им целый список ФАКТОВ, а они "Путем демократического голосования мы с Новым пришли к выводу"...

О чем Вы спорите, Саша? Что женщина не могла быть покупателем земли, так это русскими буквами написано - читайте !!! Или хотите оспорить какой-то из ФАКТОВ - милости прошу.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение sasha a » 23 апр 2009, 17:19

Это - не факты. Это - подгонка под факты.
Можете ли Вы привести еще хотя бы один пример купчей крепости на недвижимость в 11-12 веках, где юридическим лицом являлась бы женщина?

Предметом спора, на мой взгляд, является исключительность торговой сделки, выбитой на стене Софийского собора (иначе бы ее не зафиксировали в камне - на века. Только не говорите, что во время сделки ни у кого из послухов не нашлось листа бумаги, зато, как рояль в кустах, под рукой оказался каменотес, и тот быстренько наваял документик в мраморе :lol: ).

Также я считаю, что упомянутый на стене Боян и Боян из СПИ - два разных человека. Вот об этом мы и спорим. А Вы о чем?
Последний раз редактировалось sasha a 23 апр 2009, 17:32, всего редактировалось 1 раз.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Лемурий » 23 апр 2009, 17:31

sasha a писал(а):Можете ли Вы привести еще хотя бы один пример купчей крепости на недвижимость в 11 веке, где юридическим лицом являлась бы женщина?
Предметом спора, на мой взгляд, является исключительность торговой сделки, выбитой на стене Софийского собора (иначе бы ее не зафиксировали в камне - на века).
А также я считаю, что упомянутый на стене Боян и Боян из СПИ - два разных человека...
Вот и пишу, Александра, приведите мне ещё одного такого Бояна, который с 1068 -1091 гг (по палеографии купчей) обладал столь большим влиянием, что послухами у него были клир Софийской церкви и представители семьи Ярославичей...
Сложно? А был ли другой :?:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение sasha a » 23 апр 2009, 17:33

А где сказано, что клир Софийской церкви был послухом у Бояна, а не у княгини? Представители духовенства заверяли духовные грамоты князей (ссылку я давала) - так что Ваш вывод ни на чем не основан.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Лемурий » 23 апр 2009, 17:47

На том, что послухи есть со стороны "Продавца", а есть со стороны "Покупателя".
Покупатель нам известен - это жена Всеволода Ярославича, а вот покупает она "передъ с(вя)тою Софиею передъ попы".
Так кто ж по-Вашему "Продавец" :?:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 31