Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Евгений Беляков » 08 июл 2013, 22:55

Значит, Боян жил на Руси, а называли его по-сербски?
То есть он был вообще приезжим?
Если бы он жил долго (много лет, десятилетия) в Киеве, его бы называли по-русски, так мне кажется... Не воспринимали бы как иностранца.
Но уже была такая идея про Бояна, читайте А.Никитина, если не читали. Мы тут все знакомы с этой теорией, но сейчас выясняется, что можно толковать "темные места" совершенно по-другому и гораздо более естественно. Построения А.Никитина, в общем-то, сейчас выглядят довольно искусственными.
Последний раз редактировалось Евгений Беляков 09 июл 2013, 10:29, всего редактировалось 1 раз.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Валерий Колесников » 08 июл 2013, 23:06

Евгений Беляков писал(а):То есть он был вообще приезжим?
Если бы он жил долго (много лет, десятилетия) в Киеве, его бы называли по-русски, так мне кажется... Не воспринимали бы как иностранца.

Встречный вопрос. Таджика или чеченца проживающего в Москве можно назвать приезжим? или это все таки это постоянные жители нашей столицы. Без которорых она не может обойтись.
Киев в то время был таким же центром притяжения людей, как сейчас Москва.
Валерий Колесников
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 439
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 13:36

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Валерий Колесников » 08 июл 2013, 23:17

Евгений Беляков писал(а):Но уже была такая идея про Бояна, читайте Л.Никитина, если не читали. Мы тут все знакомы с этой теорией, но сейчас выясняется, что можно толковать "темные места" совершенно по-другому и гораздо более естественно. Построения Л.Никитина, в общем-то, сейчас выглядят довольно искусственными.

Для меня авторитетом является историк и археолог Андрей Леонидович Никитин (http://lib.rus.ec/a/8838), а кто такой Л. Никитин я не знаю. Если не затруднит дайте ссылку.
Валерий Колесников
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 439
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 13:36

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 09 июл 2013, 00:43

corvin писал(а):Возьмем предложение: На столе лежала игорева книга. Можно уточнить, что именно того Игоря: На столе лежала книга того [самого] Игоря. Но ведь это уже без притяжательного прилагательного! А с притяжательным прилагательным как сделать?

Не пытайтесь современными примерами показать возможную согласованность слов в древнерусском предложении. Ранее Вы спрашивали кого того? Нашли, о ком упоминалось ранее. Если так написано, значит имело место быть. Петь песни Игоревы того КОМУ? внуку. За раны Игоревы такое же притяжательное прилагательное.

corvin писал(а):В СПИ обаполы предлог. Свивая славы где? обаполы сего времени.

Конечно, я "хорош", что в самом начале по памяти "свивая обаполы слав сего времени", а в тексте:

    О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы обаполы сего времени...
Конечно, здесь НЕ предлог, а наречие, раз отвечает на вопрос ГДЕ?

Свивая славы по краям сего времени.

Но суть не меняется. Слава в виде строки, а обаполы слав - это краестрочия.
Славы в гимнографии, поминающие библейские времена - это икосы, а славы текущих событий - это тропари.
Свивание тропарей- это прием гимнографов, обрамляющих свою песнь акростихом.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Евгений Беляков » 09 июл 2013, 10:31

Для меня авторитетом является историк и археолог Андрей Леонидович Никитин


Хорошо. Хотя этот исследователь порядком, как я считаю, устарел), многое у него сказано верно. Извините, если что не так.

Встречный вопрос. Таджика или чеченца проживающего в Москве можно назвать приезжим? или это все таки это постоянные жители нашей столицы. Без которорых она не может обойтись.
Киев в то время был таким же центром притяжения людей, как сейчас Москва.


Вот только не надо проводить абсолютно абсурдные сопоставления. В Москву буржуи свозят дешевую рабочую силу, потому что за те нищенские зарплаты, которые они предлагают, коренные москвичи работать не хотят. Конечно, эти таджики и чеченцы - приезжие, и Москва без них обходилась и, более того, они накаляют обстановку, так как привозят сюда отнюдь не лучших представителей чеченцев и таджиков. Москва ЗАХЛЕБЫВАЕТСЯ приезжими. И никакой аналогии с Киевом 12 века проводить нельзя.
(Я не говорю о коренных жителях Москвы, тех же чеченцев и таджиков, которые тут выросли и для которых Москва - малая родина).

Если Боян был иностранным певцом, заехавшим ненадолго на Русь, и пропевшем некоторые песни некоторым князьям, то да - его могли называть и "Боян". Наверно. Если так было бы правильно, как Вы говорите, по-сербски. Но почему-то автор СПИ нигде не пишет, что Боян был иностранец. Странно, да? Если же он был жителем Киева, то тогда его должны были бы звать, судя по Вашей же логике, Имярек Боянский))).

Потом - объясните, ну почему Боян должен обязательно быть сербом??? Хоть какой-то намек на это есть в СПИ? Зачем придумывать то, чего НЕТ??? Никитин пытался объяснить "темные места". За последнее время этим занимались многие, и есть гораздо более естественные объяснения, чем вплетение в СПИ фрагментов инородного текста. Есть понятие "бритвы Оккама", и не стоит ею пренебрегать, если мы хотим оставаться в рамках элементарной научности.
В СПИ есть ЦИТАТЫ из Бояна. Все эти цитаты оказались из "Слова Даниила Заточника". Как Вы это интерпретируете с точки зрения "Бояна-серба"?
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Валерий Колесников » 10 июл 2013, 09:34

Евгений Беляков писал(а):
Для меня авторитетом является историк и археолог Андрей Леонидович Никитин


Хорошо. Хотя этот исследователь порядком, как я считаю, устарел), многое у него сказано верно. Извините, если что не так.


А.Л. Никитин минимум на пол столетие опередил свое время.Этот выдающийся ученый показал где находиться настоящая Биармия!!! Читайте "Королевскую сагу". Только за одно это ему надо при жизни памятник поставить. Его исследования по СПИ это отдельный разговор. Открыто выступал против официоза, поэтому и загнобили. Не устарел , а забыт и оболган.
Что касается Бояна, хочу уточнить, не серб а черногорец. Хотя разницы нет, это все равно что сравнить костромского мужика с архангельским. Выдаст только говор.
А вот и ссылка для общего развития: http://studentur.ru/articles/chernogori ... sky_yazik/
Валерий Колесников
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 439
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 13:36

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 10 июл 2013, 15:37

Ну-да, ну-да, а Всеволодовой княгине клирики продавали курортные земли в Сербии или Черногории. :wink:

Не из того "топора" "суп варите", дорогие спорщики. Иларион и Боян отмечают ОДИН и тот же день поминовения.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Валерий Колесников » 11 июл 2013, 00:12

Евгений Беляков писал(а):
В СПИ есть ЦИТАТЫ из Бояна. Все эти цитаты оказались из "Слова Даниила Заточника". Как Вы это интерпретируете с точки зрения "Бояна-серба"?

Сербы и черногорцы остались верны православию несмотря ни на что, они не перикинулись не в католичество, не в магометанство. Это одно из свидетельств в пользу моей версии.
Валерий Колесников
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 439
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 13:36

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Konrad » 22 июл 2013, 16:54

Боян не может быть прозвищем по реке, не то был бы Боянским, Боянцем и т.д.

Что-то я вообще не припомню таких допущений у черногорцев, к слову сказать, считающих себя и считающихся у соседей отдельным от сербов народом.

Напомню, что имя Bojan есть у очень даже неправославных поляков и хорватов.
В Польше и Герцеговине это имя употреблялось на протяжении XIII-XV веков.
Оно упомянуто в новгородских берестяных грамотах:
У Нежять възьми десять кунъ и гривьну, и у Будоть възьми гривьну наменую. У Бояна възьми шесте кунъ намьную Озеревахъ. А отроку въдаите по куне муждь. Берест. грам. VI, 104 (втор. пол. XII в.). У Опаля 7 кунъ Мълъвотицехъ, у Сновида 7 кунъ Мълъвотицехъ, у Търъцина 3 куне, у Бояна 6 кунъ Озеревахъ. Там же, 111. На Бояне въ Русе гривна, на Житобуде въ Русе 13 куне и гривна истине, на Луге на Негороде 3 куне и гривна съ намы... Там же, 125 (80-е гг. XI в.).
Бояня улица была в Новгороде:
1300: Того же лѣта срубиша 4 церкви: святыя Богородица в манастыри въ Звѣринци, и святого Лазоря, и святого Дмитрия на Бояни улкѣ, и святою Бориса и Глѣба на Подолѣ. Новг. 1 лет., 91 (XIV в.). 1326: Того же лѣта, мѣсяца августа 28, загорѣся на Бояни улкѣ, и погорѣ до половины Рогатици. Там же, 97.
В 1215 году имя Боян засвидетельствовано в комитате Бихар на Средней Тисе: "filiis Buctonis de alio Boiano"
Ойконим Bajany в Ужанском комитате на Закарпатье упомянут первый раз в 1432 году.
В 1552 году в комитате Берег на Закарпатье засвидетельствовано фамилию Bojan.
Также нельзя не упомянуть галичские, буковинские и волынские ойконимы Бояничі, Бояни, Боянець, Боянчук, Боянівка [Чучка, с. 77-78].
Это обычнейшее славянское имя, что доказывает возможность существования певца Бояна самого по себе, без принятия на себя болгарского имени, без прихода из Болгарии или Сербии.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Евгений Беляков » 22 июл 2013, 17:51

Также имя "Боян" могло быть псевдонимом.
Оно могло намекать на фразу из "Слова Даниила Заточника": «Дивиа за буяном кони паствити». В этой фразе есть и Див ("дивиа"), и Боян ("буян"). Это мог быть намек, что под именем "Боян" понимается Даниил Заточник.
Рядом с этой фразой из СДЗ имеется другая, перекликающаяся с так называемой "сфрагидой" СПИ. Я об этом уже рассказывал (в теме "Голова папы Климента"). По количеству совпадений такая версия выглядит очень вероятной.
Что же касается Черногории, то я вообще не вижу никаких оснований для такой гипотезы. Ну укажите хоть одну.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Konrad » 23 июл 2013, 13:19

Уважаемый Евгений, для такой гипотезы хорошо бы иметь хотя бы доказательство существования в Киевской Руси понятия "псевдоним". Хотя бы в каком-то виде.
Точно так же из самого текста поэмы не следует, что Боян - это некто другой. Просто человек, певец с таким именем.
Боян - обычное имя, бытовавшее в средние века у поляков, сербов, хорватов, чехов, украинцев, беларусов, болгар, северных русских, оставившее следы в Западной Украине в виде многочисленных топонимов и фамилий. Боян – частое имя в македонских песнях, оно фигурирует во влахо-болгарских грамотах (1572 год). Зато есть села Боянець, Буянів (Боянов в старіх фиксациях) и Бояничі во Львовской области, Бояни и Боянчук в Чернивецкой. Грицко Баянчук, крестьянин Луцкого уезда (повита) (1681 год).
И чтобы зваться Бояном, вовсе не обязательно прийти из Сербии, Болгарии или откуда-то еще и уж совсем не нужно смотреть в церковные святцы.
Точно так же как Евгением, Константином, Арсеном, Николаем или Алексеем.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 23 июл 2013, 14:12

Евгений Беляков писал(а):Также имя "Боян" могло быть псевдонимом...

Или заменой настоящего имени другим именем в этом же День Ангела. Например, при продажи земли Всеволожей княгине. Если сам хозяин был у княжеского двора в опале (сослан в Тмуторокань, например), то его земля, как крупного землевладельца, могла либо отойти просто так, либо продана под чужим именем в присутствии послухов (свидетелей) клириков Софии Киевской.

Откроем именины Бояна ( 28 марта ст.ст. ) и посмотрим, именины кого отмечали в этот день в XI в:

прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ум. 754)

прп. Стефана Триглийского (ум. 815)

Мученика Бояна, князя Болгарского (ум. 830)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Konrad » 23 июл 2013, 14:58

Уважаемый Лемурий, опять тот же простой и закономерный для ученого вопрос: есть ли доказательства существования обычая подобной замены?
Хотя бы у византийцев. Ведь в противном случае версия снова повисает в воздухе, оставаясь не более чем занятным совпадением.
Нельтзя же одно свое предположение строить на других, а их объяснять первым.

И, наконец, а как быть с тем, что Боян - обыденное, вовсе не экзотическое, а наоборот, вполне частое имя у западных, южных и восточных славян??? Это не Васисуалий и не Варсонофий какой-нибудь.
И чтобы носить его, вовсе не обязательно было искать мученика Бояна в святцах и прятать настоящее имя.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 23 июл 2013, 16:03

Konrad писал(а):...есть ли доказательства существования обычая подобной замены?

Как и в теме о Клименте Смолятиче с примером схим при оставлении духовного поста со сменой имени во второй половине XII века, наверняка, ЕСТЬ.

Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. (Азбука Веры)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Евгений Беляков » 23 июл 2013, 16:48

Псевдонимы были широко распространены в античности. Например, Назон («носатый»), Флакк («лопоухий») или Тацит («молчаливый»).
Древняя Русь была тесно связана с Византией, где практика псевдонимов,очевидно, была широко распространена. Как и на Востоке в те времена.
Поскольку литературных светских произведений в Древней Руси, скажем так, известно мало, доказать наличие или знание псевдонимов тогда доказать трудно)). Для этого, как минимум, нужно знать авторов))).
Однако предположение, что на Руси в те годы понятие "псевдоним" было неизвестно, выглядит по меньшей мере странно. Князья знали по нескольку языков, в которых это понятие бытовало. Как бы они могли его не знать?
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 118