Уважаемый Лемурий, это какая же такая редакция, неизвестная науке?
В тех, что есть, нет ослепления. И Анна там отдельно.
Вот церковнославянское:
31. (О прихождении ратью к Сурожу князя Бравлина из Великого Новаграда) Когда по смерти святого минуло мало лет, пришла рать Великого Новагорода Рускаго и князь Бравлин и силой он полонил (многих) от Корсуня до Кесария (Корча / Керчя) и пришел с многочисленными силами (с большим насилием) к Сурожу. (Бились они зло между собой) и после десяти дней силой пришел (с силами), и выломил железные ворота, и вошел в город, и, взяв свой меч, вошел в святую Софию, разбив двери, и вошел в то место, где был гроб святого. А на гробе -- царское одеяние, жемчуг и золото, и драгоценные камни, много золотых паникадил (и сосудов из золота) -- и разграбил все. И тотчас же (судорожно) обратилось его лицо назад, и он пал, источая пену (изо рта), и вскрикнул: "Здесь есть великий (святой) человек. Он ударил меня по лицу, и мое лицо обратилось назад!" И сказал он своим боярам: "Возвратите назад то, что взяли". И тотчас же они возвратили (все). И хотели князя поднять (с земли), но он воскликнул: "Не трогайте меня, пусть лежу (здесь)! Один святой старый муж хочет изломать меня; он придавил меня (и удушает меня), и моя душа хочет выйти по принуждению". И рек (им): "Быстро выгоните рать из города, и да не возьмут они ничегошеньки!" И отпустили рать из города, а он еще не встал. (До тех пор, пока снова не рек князь боярам): "И сколько взяли церковных сосудов в Корсуне и в Керчи, (и еще повсюду), принесите всё сюда и положите на гробе (Стефана)". И положили они их и ничего не оставили (себе), но все возвратили (принесли все и положили это на гроб Стефана) (снова в ужасе). И рек святой: "Если не крестишься в моей церкви, то не выйдешь отсюда". И воскликнул князь: "Пусть придут попы и крестят меня! Если я встану и лицо мое обратится вспять, то приму крещение". И пришел архиепископ Филарет и (другие) иереи с ним, и сотворил молитву, и крестили его во имя Отца и Сына и Святого Духа. И обратилось его лицо вспять (снова). И крестились все видевшие его (крестились же и все бояре, но еще шея его болела). (Так как у князя все еще болела шея, попы сказали ему: "Дай обет Богу, что повелишь возвратить назад мужей и жен или детей, которых ты взял (пленниками) от Корсуня до Керчя". И повелел своим возвратить всех, отпустил каждого из них идти домой, и, уходя во свояси, благодарили Бога и угодника его (и они пошли обратно домой, хваля Господа и его угодника). В течение недели он не выходил из церкви, пока не ушел, дав святому великий дар и почтив его город и попов, и люд. Услышав об этом, другие воители и не смели нападать на нас. А если кто шел войной, уходил посрамленным.
32. (Об исцелении царицы корсуньской) И Анна царица, от Корсуня в Керчь идучи, разболелась смертным недугом среди пути на Черней Воде. На ум ей пришел (святой Стефан), и она сказала: "Святой Стефан, если меня избавишь (от этой болезни), я воздам тебе многими дарами и честью". И в туже ночь явился ей святой Стефан и сказал: "Христос, истинный Бог наш, велит через меня, своего слугу, так: завтра встань здорова и иди своим путем с миром" ("Христос, истинный Бог наш, исцеляет тебя
53
от болезни через меня, служителя своего. Встань здорова и иди в путь свой с миром"). И тотчас недуг отступил, и была она здорова, как будто никогда и не болела вовсе. Она же, почувствовав исцеление, вознесла добрые хвалы Богу и святому Стефану. И все те, кто были с нею, встав утром, с великой радостью пустились в путь свой, и проповедовали дела Божьи, бывшие (явлены) его угодником. И всюду проповедовали славу его. (Воздав много даров церкви святого, так как Бог сотворил великие чудеса через своего угодника, они всюду проповедовали его славу).
33. Таково (было) житие преподобного Стефана, как оно было записано. Эти слова (которые были написаны) обращены к нему: "Благословенна земля твоя и от росы небесной, и от глубины колодезной, и во все часы плоды напоит, от исхода луны, и от присно текущих вверх источников", порази чресла противостоящих и борющихся, избавь людей своих от горькой работы, вторым Моисеем явись на земле. Тот же при жизни, а этот и по смерти много чудес сотворил, ради него молитвами Бог да сподобит нас. Слава Господу нашему!
(Таковы были великого сего святителя и чудотворца исправления, труды и поты, которыми он смолоду и от самой юности угодил Богу, ради них и Бог прославил и даровал тому одаренность. Се тебе от нас похвальное слово, сколь по силам нашим и грубости, ты -- изрядный в святителях, как и они, ты же имел попечение о стаде подобно апостолу, (о стаде) порученном тебе, о словесных овцах Христовых, которых своей кровью искупил, и ты эту самую веру соблюдал. И молим тебя, надзирай и управляй нами свыше. Ибо ведомо тебе, сколь тягостно житие сие, в котором и ты некогда потрудился. Но вследствие этого Русская земля стяжала тебя как предстателя, славный же город Сурож (стяжал) твои мощи, и почетом соблюдает как некое сокровище, и как живому, тебе поклоняются православные христианские народы всякий день с теплой верой и принимают благословение, и все, одержимые различными недугами, в скором (времени) получают исцеление. Это тебе от Бога дается воздаяние за труды твои, ибо ты пострадал из-за иконы и креста Господнего, (из-за) порученного тебе стада, которое ты обучил и утвердил славить Отца и Сына и Святого Духа, ему (Отцу) ж подобает всякая слава, честь, и держава, и благолепие от ангелов и от человеков, а вместе с ним и от него рожденному века прежде (нас) пречистому Сыну, и безначальному и пречистому и благому и животворящему Духу, ныне и присно и во ве)(ки веков, аминь!).
Ю. М. Могаричев, А. В. Сазанов, Е. В. Степанова, А. К. Шапошников. Житие Стефана Сурожского в контексте истории Крыма иконоборческого времени Симферополь, 2009
Христиане средневековья преспокойно именовали своих священников по их мирским именам - Гречином и Угрюмом, писали берестяную записку к попу Дрочке, читали книгу, переписанную попом Упырем Лихим и заключали сделку с попом Шумилом, как он сам себя называл. И их это не беспокоило. Почему они должны были сторониться отчеств?
Ну нельзя смотреть на них глазами современного человека.
Те люди вели себя иначе и мыслили иначе.
Они были представителями иной культуры. В которой и имена, и юмор, и многие другие привычные нам вещи были другими и исполняли свосем иную функцию.
И составитель словаря с научным предисловием, Николай Тупиков - не какой-нибудь коммунистический академик-бесопоклонник, от Господа отступившийся да помышляющий всю земельку Святорусскую во язычество ввергнуть по козням диавольским, а обитатель дореволюционной России (1869-1900), вполне себе воцерковленный христианин, живущий в стране под опекой священного Синода. Я серьезно. Ну нешто он не знал, что не велено называть так служителей церкви, что не комильфо это.
Когда будете перечитывать Карташева, обратите, пожалуйста, внимание, на аргументацию - на Филарета и всё прочее. И на то, что жил он позже Макария.