Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Konrad » 29 авг 2013, 21:00

Лемурий, мирское имя - не то, что было до принятия священнического сана, а то которым человека звали всю его жизнь в быту, и в период служения в церкви включительно.

В этом Вы убедитесь в любой книге по истории русских народных имен.

Например, кроме Гречина Петровича продолжали именоваться мирскими славянскими автохтонными именами новгородские попы интересной нам эпохи поп Лихач, поп Упырь Лихой (украинское упир "колдун; вампир", лихий "плохой, злой"), поп Дрочка, и еще в 1600 году упомянут поп Угрюм, а в 1608 - поп Шумило. Это не фамилии, а их личные имена. Так не только их упоминали, но и обращались к ним. Они так называли сами себя в документах, так подписывались.

Вот и Гречина Петровича уже священником звали не Олисеем или не просто Олисеем в быту, а после пострижения в 1209-м - не токмо Саввой, для того он и указывает, под каким именем его знают по жизни.

И приведенные Вами антропонимы - это именно славянские автохтонные имена, а не фамилии и не прозвища. Жидята - это имя Ж(и)дислав иди Ж, Станило - Станислав или Станимир, Микулица - Николай. Если сами не догадаетесь, то можете убедиться по Морошкину, Тупикову, любому другому словарю. По книгам Коваль, Успенского, Федосюка.

Не знаю кто такой Чучка, но имя после пострига было БЕЗ отчества. При имени могло быть прозвание по месту службы или происхождения. Как и у Михалько Нѣжьновича:


Уважаемый Лемурий, очень жаль, что не знаете. Крупнейший украинский специалист мирового уровня по средневековой антропонимии, патриарх украинской ономастики, языковед, доктор филологии, автор нескольких монографий и сотень статей. И естественно, что это обычнейший патроним, а никакой не катойконим. О том, что имя после пострига было без отчества, - пожалуйте научную статью пера авторитетного, специализирующегося в данной узкой отрасли академического исследователя, изданную в специализированном издании и учитывающую весь массив данных. Покуда её не будет, имею полное право не принимать всерьез ничем не обоснованные заявления.

Голубинский под "родовым прозванием" и имеет в виду патроним, имя по рождению от отца, соответствующее нашему современному отчеству: как в цепочке потомков древлянских князей и родичей великокняжеской династии Низкинич (былинный "Никитич") - Добрынич - *Къснятич - Вышатич. А что самое главное, не считает Климента Смолятича смоленцем.

Всем понятно, что село Смолятино - принадлежащее Смоляте, как Нежатин - Нежате, а Пирятины - Пиряте.

И еще: я Вам в качестве доказательства того, что Смолятич - патроним, привел мнение ведущего специалиста по этимологии, посвятившего всю жизнь этнонимам и антропонимам славян, академика Олега Трубачева. Он не галичанин, если это Вас беспокоит, и не "русофоб" или как там это в определенной заполитизированной среде называется, говорю это, дабы упредить вешания ярлыков. Мнение изложено в относительно свежей научной монографии, изданной профильным учреждением. Хотите опровергнуть - надо мнение другого специалиста по антропонимии и ономастике, не менее авторитетного, с доказательствами, в профильном учреждении работающего и напечатавшего его в научном журнале либо монографии. Не литературоведа, не палеографа, не еще кого-то из смежников.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 03 сен 2013, 18:17

    ...пострижения того времени происходили обычно в воскресенье, причем постригаемый получал имя святого, память которого падала на этот день... ( Присёлков 1913/2003:105)
По Вашему протеже получается примерно так: Изображение "Нарекаю тебя, сын мой, Семён Семёновичем, согласно месяцеслову, который придумал "крупнейший украинский специалист мирового уровня по средневековой антропонимии, патриарх украинской ономастики, языковед, доктор филологии, автор нескольких монографий и сотень статей".

Имя митрополита Климента - ДУХОВНОЕ, т.е. его он получил согласно действующему в то время месяцеслову по имени святого. память которого падала на день его пострижения в монахи. НЕ БЫЛО НИ ОДНОГО святого в XII веке с отчеством, т.е. приставка к духовному имени могла быть токмо родовым прозванием, местом службы или происхождения. Этот вопрос закрыт!!!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Konrad » 09 сен 2013, 13:33

Начнем с того, что Павел Чучка - не мой протеже, а признанный мировой общественностью ученый. Хорошо бы отзываться о нем уважительнее. Или у Вас "львы" - только русские и евреи?

Имя - да. И нарекали им. Параллельно продолжало употребляться мирское.

А отчество у всех трех было свое, прирожденное.

Где регламентировано про приставку? Канон есть? Нету. Научная статья по антропонимике, а не словесные извращения геракловеда Гурченко.

Вопрос никак не закрыт.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 09 сен 2013, 16:16

Konrad писал(а):Имя - да. И нарекали им. Параллельно продолжало употребляться мирское.

При чём тут "национальный вопрос". Абсурдность версии национальности не имеет. Нет таких святых: Савва Петрович, Боян Семёнович или Климент Иванович... Не совмещаются ДУХОВНЫЕ имена с мирскими отчествами!!! И не важно, кто придумывает обратное. Это АБСУРД.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Konrad » 09 сен 2013, 20:44

Святых - нет. А живых, реальных клириков в летописях и юридических документах, ежели они были сыновьями известных родителей, могли и поименовать по батюшке. Гречин Петрович (священник на момент упоминания), Михайло Нежинович, Климент Смолятич.

Точно так же, как называли их в быту, юридических документах и летописях (и сами себя звали) мирскими их именами: Гречин, Лихач, Дрочка, Упырь, Угрюм, Шумило
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 10 сен 2013, 13:02

Konrad писал(а):Святых - нет. А живых, реальных клириков в летописях и юридических документах, ежели они были сыновьями известных родителей, могли и поименовать по батюшке. Гречин Петрович (священник на момент упоминания), Михайло Нежинович, Климент Смолятич....

Опять 25...

Гречин Петрович - это МИРСКОЕ имя, а духовное Савва:

    «Азъ попинъ грешный Сава, а мирьскы Грьцинъ, написахъ книги сия».
НЕЛЬЗЯ сказать Савва Петрович - это АБСУРД!!!

Климент - это ДУХОВНОЕ имя, данное по месяцеслову от 8 декабря по ст. ст.(25 ноября по н. ст.) в честь священномученика Климента, папы Римского, у которого не могло быть никакого "папы Смоляты", как Вы пытаетесь "доказать".

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 16 сен 2013, 23:21

Konrad писал(а):Нужен пример, когда человек (лучше всего монах) называет себя по жизни (а лучше в сочинении) иным именем, которым его не крестили, только потому что его предыдущее (ну пусть нынешнее имя!) с этим на один день припадает.

Привожу пример, уважаемый Konrad, о котором Вы так часто спрашивали. Не клирик, правда, но фигура весьма известная, причём канонизированная. Прошу прочитать кого реально в Сурожской легенде возникновения христианства на Руси упоминали под именем новгородский князь Бравлин.

:arrow: Шахматов А.А. Корсунская легенда о крещении Владимира (Сурожская легенда в этой же работе со С.121)

И почему, в таком случае, земля митрополита Илариона не могла продаваться клириками Софии Киевской под топонимом-заменой: "Боянова земля"?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Konrad » 19 сен 2013, 21:22

Уважаемый Лемурий, в своем сочинении, в своем, сам себя.

А гипотеза, точнее, домысел Шахматова насчет Бравлина - наглядный пример того, что его фантасмагорические версии сводились к голословному объединению персонажей исторических источников и обычно, увы, не опирались на факты. Все его "соображения" в данном опусе являются отъявленными допущениями. Сходство житийной фабулы - еще не доказательство того, что это тождественные люди. Жития вообще стереотипны (почитайте, например, труд Лихачева о юродивых). Непонятно, зачем его надо было переименовывать. Владимира знали все его современники, как и Святослава и Игоря. И главное, неясно, почему именно Бравлин. С чего вдруг это имя.

Если бы Вы читали книги поновее, то знали бы о находке старинного армянского варианта жития (значит, оно до Владимира возникло). И о куче этимологий Бравлина - кельтской (Кузьмин), готской (Шапошников), индоарийской (Трубачев) и других.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 20 сен 2013, 09:04

Конечно, легче поверить, что новгородский князь, город откуда начинал Владимир, отправился через тридевять земель в Корсунь и Сурож, как раз туда куда ходил Владимир, да ещё вместе с женой Анной, и у Владимира также звали жену ( какое "совпадение") и с ним приключилось тоже самое что с Владимиром- ослеп, а после прикосновения к святым мощам прозрел и принял крещение! Византийские историки про Владимира пишут, а вот про новгородского князя 8 века ни слова, да и было ли в то время в Новгороде столь сильное войско, что могло континенты покорять? Вопрос Трубачёвым, Шапошниковым и их последователям.

Кстати, вот Вам еще пример замены имен: Дюк Степанович и Чурила Пленкович!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Konrad » 20 сен 2013, 13:51

А какой новгородский? В оригинале какой-то Неаполис, в том числе и крымский, на земле Готии, может быть. Имя-то готское, его вестготский епископ Цезаравгусты (Сарагосы) носил в Испании.
Оригинал-то на греческом. К моменту крещения Владимир уже имел все основания не быть названным новгородским.
Мотив переименования еще более неясен.
Владимир не ходил на Сурож.
И он да, ослеп. А вот у Бравлина случился приступ, который житие описывает как "разболеся; обратися лице его назад и лежа пены точаще; возопи глаголя, велик человек свят иже зде". Князь приказал боярам принести похищенное обратно к гробнице, но не мог встать с места. Снесены были сюда же и все священные сосуды, взятые от Корсуня до Керчи, - князь оставался в прежнем положении. Св. Стефан предстал пред ним в видении ("в ужасе") и сказал: "Если не крестишься в церкви моей, то не выйдешь отсюда". Князь согласился. Явились священники, во главе с архиепископом Филаретом, и крестили исцеленного князя вместе со всеми его боярами, взяв обещание с них - отпустить всех христианских пленников.
Карташев:
Судя по хронологии жития св. Стефана, всецело относящейся к VIII столетию, в рассказанном происшествии, бывшем "спустя немного лет по смерти святого", мы имеем дело с древнейшим фактом "русской" истории. Весь вопрос в том: какова степень достоверности жития и славянской приписки о чудесах, оригинала для которой не имеется в греческом тексте? Анализ жития открывает в нем пространные выписки из славянского перевода биографии Иоанна Златоуста, приписываемой Георгию Александрийскому, из славянского же перевода "Луга Духовного" Иоанна Мосха и даже из жития русского митрополита Петра, написанного митрополитом Киприаном († 1406 г.) Ясные признаки, что оно составлено русским человеком не ранее первой половины XV в. и не позднее взятия Сурожа турками в 1475 г., чего еще не знает житие. В наших святцах имя Стефана Сурожского появляется только с XVI в. Но, несмотря на такое позднее происхождение и некоторые внутренние несообразности, разбираемое житие хранит в своем составе весьма древнюю основу, следы которой видны в целом ряде точных исторических деталей, выгодно отличающих по местам русскую редакцию даже от единственного известного греческого текста жития.<<17>> Таковы напр.: указание имени родины святого - Моривас (параллель этому имеется и в греческом тексте в род. пад.: Βοριβάσου); упоминание о супруге Константина Копронима Ирине, "дочери Керченскаго царя" (она была дочь хазарского кагана). В рассказе о чудесах упоминается князь Юрий Тархан. Черта глубоко правдивая для истории Сурожа в VIII в., когда он был в даннической зависимости от хазар и в нем должны были жить привилегированные лица, свободные от дани, - по-тюркски "тарханы". Преемником Стефана по архиепископству называется клирик Филарет. Возможно, что мы имеем косвенное подтверждение этому в письме Феодора Студита († 826) к архимандриту соседней с Сурожем Готии: там преп. Феодор упоминает о каком-то епископе Филарете. Храм сурожский именуется св. Софией. Это точно соответствует исторической действительности и видно из одной древней греческой приписки на поле синаксаря, принадлежавшего греку-сурожанину, об обновлении в г. Сугдее в 793 г. храма св. Софии. В роли крестителя русского князя выступает архиепископ Филарет, которому уместно было еще быть в живых, "спустя немного лет" по смерти св. Стефана; а смерть последнего можно полагать в конце VIII столетия, если отожествлять с ним Стефана епископа Сугдайского, подписавшего определение седьмого вселенского собора (787 г.). Словом, все приводит нас к убеждению, что составитель русского жития св. Стефана в XV веке почерпнул рассказ о крещении русской рати из того же старого греческого подлинника, написанного в духе полного соответствия изображаемой эпохе VIII и начала IX веков.

В житии Стефана Сурожского нигде не сказано, что исцелившаяся от головной болезни царица Анна - невеста или супруга Бравлина. Єто просто следующее чудо святого. И между фигурантами одного и другого чуда - никакой связи.
Почему киевский князь ослеп?
Владимир уподоблен Савлу, преследующего христиан, будущему апостола Павла: после видения Господа по пути в Дамаск Савл слепнет, прозревает через три дня, когда Анания возлагает на него руки, а затем принимает крещение.
Интересно, что некоторые следы этого предполагаемого древнего сравнения св. Владимира с апостолом Павлом сохранились в русских источниках. Так, в тропаре службы святому Владимиру читаем: «И обрете безценный бисер Христа, избравшего тя, яко втораго Павла, отрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную» Аналогичное уподобление святому Владимира апостолу Павлу есть и в одной из стихир службы: «... и цесарствует Христос Бог, обретев его яко Паула преже и поставив князя вернаго на земле своей». Для мифологии следование мифическому архетипу (совершенному во время оно перводеянию) вполне естественно.
в то время как у Бравлина совсем другое вымышленное чудо.

Из "Книги памяти":
Неплюевка, Хомутов. р-н, Курск. обл. СМОЛЯТКОВ Владимир Яковлевич. Рядовой. Пропал без вести 23 июня 1943. '


Смолятков - от антропонима Смолятко, уменьшительное от Смоляты, как Василько, Иванко, Володимирко. От собственного славянского автохтонного имени.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 20 сен 2013, 14:45

Konrad писал(а):А какой новгородский? В оригинале какой-то Неаполис, в том числе и крымский, на земле Готии, может быть. Имя-то готское, его вестготский епископ Цезаравгусты (Сарагосы) носил в Испании.
Оригинал-то на греческом. К моменту крещения Владимир уже имел все основания не быть названным новгородским.
Мотив переименования еще более неясен. Владимир не ходил на Сурож...

Всё это подробно разбирается у А.А.Шахматова со С.121.

Вот Вам в помощь и слова более известного эксперта по Истории Русской Церкви:

Здесь кстати припомнить легенду, помещенную под конец рукописного жития святого Стефана Сурожского, которая, по-видимому, могла образоваться под влиянием искаженных рассказов о крещении великого князя Владимира. В житии повествуется, что пришел из Новгорода какой-то князь «бранлив (по другим спискам — бравлин) силен зело» с русскою ратью, попленил все от Корсуня до Керчи и когда, взяв Сурож, начал грабить храм святой Софии, где находился гроб святого Стефана, покрытый царским одеялом, то внезапно был поражен невидимою рукою, так что лице его повернулось назад и он повергся на землю, источая изо рта пену. Пораженный чудом, князь немедленно крестился в церкви со всеми своими боярами и, получив исцеление, возвратил все пограбленное и всех пленников, очистил город и отошел восвояси. Вслед за тем говорится еще: «Анна же царица, от Корсуня в Керчь идущи, разболеся на пути недугом на черней воде» и, призвав на помощь святого Стефана, также получила исцеление (Опис. Румянц. музеум. С. 212-214, 669, 689 [25]; сборник моей библ. № 66. Л. 17—18 [3]). Правда, в житии замечено, что нашествие русской рати на Сурож последовало, «мало лет минувшю» по смерти святого Стефана (f ок. 787) и что крестителем русского князя и его бояр был преемник святого Стефана архиепископ Филарет; а это заставляет относить все событие ко времени, еще предшествовавшему основанию Русского царства, как и относили некоторые из поздних наших летописцев, приурочивая это событие к 852 г. и называя самого князя вместо бранлив — Бравалином (Карамз. 1, прим. 289 [49]; Опис. Рум. муз. С. 351 [25]; Степ. кн. 1. 83 [57]). Но неизвестно, когда и где составлено рассматриваемое нами житие и в какой мере можно положиться на его сказания. И если в самом содержании жития есть некоторые частности, вполне согласные с достоверными известиями истории, то есть и некоторые несообразности и даже ошибки, которые не могут возбуждать к нему доверия (Записк. Одесск. общ. истории и древн. 1. 194 [93]). Житие святого Стефана Сурожского существовало и на греческом языке, хотя мы не знаем, то ли это житие, какое существует на славянском, или другое (Записк. Одесск. общ. истор. 5. 595 [7])
------
Митр. Макарий. История Русской Церкви. Гл.IV, прим. 22


Konrad писал(а):Из "Книги памяти":
Смолятков - от антропонима Смолятко, уменьшительное от Смоляты, как Василько, Иванко, Володимирко. От собственного славянского автохтонного имени.

Это духовное имя или мирское? Если найдете святого в месяцеслове с отчеством Смолятич, а именем Климент - разговор имеет смысл продолжать. Но если это мирское имя, то дети у Смоляты могут быть Смолятичи, а мирское отчество присоединённое к духовному имени - НЕТ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Konrad » 20 сен 2013, 16:08

Всё это не разбирается у Шахматова, более того, Вы опять игнорируете явные несоответствия.

Дата создания русского жития Стефана оценивается XV веком. В его состав вошло заимствование из жития Петра митрополита, умершего в начале XV века. А уже в жизнеописании преп. Дмитрия Прилуцкого, составленном во 2-й половине XV века, цитируется рассказ из Стефанова жития. Верхняя граница написания жития может быть ориентировочно определена 1475 годом, когда Сурож был захвачен турками, о чём житие не сообщает. С другой стороны, в 1327 году Сурож был разграблен неким Агач Пасли, храм св. Софии и церковь св. Стефана были разрушены (Сугдейский синаксарий XII века, с пометками обладателя рукописи XV века. Обнаружен в библиотеке греческой богословской школы на острове Халки близ Константинополя), о чём также нет упоминания в житии.

В XVI веке набег князя Бравлина косвенно отмечается в Степенной книге царского родословия:

Иже и преже Рюрикова пришествия в словенскую землю, не худа бяша держава словенского языка; воинствоваху бо и тогда на многие страны, на Селунский град и на Херсон и на прочих тамо, якоже свидетельствует нечто мало от части в чудесах великомученика Дмитрия и святого архиепископа Стефана Сурожского.


Но затем в XVII веке история с князем Бравлином исчезает из русской редакции жития Стефана Сурожского, пока в XIX веке историки вновь не открывают её по старым рукописям. С той поры достоверность Бравлина и его идентификация становятся предметом исследований и споров историков. Можно Вам Брайчевского или Рапова еще почитать из более новых. Но самое главное: это опять же, как всё у Шахматова, домыслы. А мне нужен в качестве доказательства твердый факт!
Михаль - Михаил, церковное имя. Тольбегович - отчество. От нецерковного имени. Он инок. Жил в Киевской Руси, в самисинькому Киеве :D Как и Климент Смолятич. Только чуть раньше. В 1074 году отдал душу, а кому - первоисточник расскажет. Первоисточники - это сила!
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 20 сен 2013, 23:06

Konrad писал(а):Всё это не разбирается у Шахматова, более того, Вы опять игнорируете явные несоответствия....А мне нужен в качестве доказательства твердый факт!

Несоответствия в той редакции, что я знаю, лишь в имени героя и его поход помимо Корсуня в Сурож, поколику именно там были мощи Стефана Сурожского. Кто был автором и почему Шахматов хорошо описывает. Зря Вы его игнорируете. Вот Бравлин как историческое лицо - фигура такая же как Дюк Степанович и Чурила Пленкович. Пока не подставите реального имени (Рыбаков. Петр Бориславич 1991:199-206) - все предание будет казаться сказкой.

Konrad писал(а):Михаль - Михаил, церковное имя. Тольбегович - отчество. От нецерковного имени. Он инок. Жил в Киевской Руси, в самисинькому Киеве :D Как и Климент Смолятич. Только чуть раньше. В 1074 году отдал душу, а кому - первоисточник расскажет. Первоисточники - это сила!

Сила! Кто ж спорит? Вот токмо христиане таким химерным сочетанием никогда клир НЕ называли:

    "И рече старець: «Камо идете?» И рече имъ бѣсъ, сѣдяй на свинии: «По Михаля по Тоболъковича». Старець же знаменася крестомъ и иде в кѣлию свою..." (КПП)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Konrad » 21 сен 2013, 14:03

Уважаемый Лемурий, это какая же такая редакция, неизвестная науке?
В тех, что есть, нет ослепления. И Анна там отдельно.
Вот церковнославянское:
31. (О прихождении ратью к Сурожу князя Бравлина из Великого Новаграда) Когда по смерти святого минуло мало лет, пришла рать Великого Новагорода Рускаго и князь Бравлин и силой он полонил (многих) от Корсуня до Кесария (Корча / Керчя) и пришел с многочисленными силами (с большим насилием) к Сурожу. (Бились они зло между собой) и после десяти дней силой пришел (с силами), и выломил железные ворота, и вошел в город, и, взяв свой меч, вошел в святую Софию, разбив двери, и вошел в то место, где был гроб святого. А на гробе -- царское одеяние, жемчуг и золото, и драгоценные камни, много золотых паникадил (и сосудов из золота) -- и разграбил все. И тотчас же (судорожно) обратилось его лицо назад, и он пал, источая пену (изо рта), и вскрикнул: "Здесь есть великий (святой) человек. Он ударил меня по лицу, и мое лицо обратилось назад!" И сказал он своим боярам: "Возвратите назад то, что взяли". И тотчас же они возвратили (все). И хотели князя поднять (с земли), но он воскликнул: "Не трогайте меня, пусть лежу (здесь)! Один святой старый муж хочет изломать меня; он придавил меня (и удушает меня), и моя душа хочет выйти по принуждению". И рек (им): "Быстро выгоните рать из города, и да не возьмут они ничегошеньки!" И отпустили рать из города, а он еще не встал. (До тех пор, пока снова не рек князь боярам): "И сколько взяли церковных сосудов в Корсуне и в Керчи, (и еще повсюду), принесите всё сюда и положите на гробе (Стефана)". И положили они их и ничего не оставили (себе), но все возвратили (принесли все и положили это на гроб Стефана) (снова в ужасе). И рек святой: "Если не крестишься в моей церкви, то не выйдешь отсюда". И воскликнул князь: "Пусть придут попы и крестят меня! Если я встану и лицо мое обратится вспять, то приму крещение". И пришел архиепископ Филарет и (другие) иереи с ним, и сотворил молитву, и крестили его во имя Отца и Сына и Святого Духа. И обратилось его лицо вспять (снова). И крестились все видевшие его (крестились же и все бояре, но еще шея его болела). (Так как у князя все еще болела шея, попы сказали ему: "Дай обет Богу, что повелишь возвратить назад мужей и жен или детей, которых ты взял (пленниками) от Корсуня до Керчя". И повелел своим возвратить всех, отпустил каждого из них идти домой, и, уходя во свояси, благодарили Бога и угодника его (и они пошли обратно домой, хваля Господа и его угодника). В течение недели он не выходил из церкви, пока не ушел, дав святому великий дар и почтив его город и попов, и люд. Услышав об этом, другие воители и не смели нападать на нас. А если кто шел войной, уходил посрамленным.
32. (Об исцелении царицы корсуньской) И Анна царица, от Корсуня в Керчь идучи, разболелась смертным недугом среди пути на Черней Воде. На ум ей пришел (святой Стефан), и она сказала: "Святой Стефан, если меня избавишь (от этой болезни), я воздам тебе многими дарами и честью". И в туже ночь явился ей святой Стефан и сказал: "Христос, истинный Бог наш, велит через меня, своего слугу, так: завтра встань здорова и иди своим путем с миром" ("Христос, истинный Бог наш, исцеляет тебя
53
от болезни через меня, служителя своего. Встань здорова и иди в путь свой с миром"). И тотчас недуг отступил, и была она здорова, как будто никогда и не болела вовсе. Она же, почувствовав исцеление, вознесла добрые хвалы Богу и святому Стефану. И все те, кто были с нею, встав утром, с великой радостью пустились в путь свой, и проповедовали дела Божьи, бывшие (явлены) его угодником. И всюду проповедовали славу его. (Воздав много даров церкви святого, так как Бог сотворил великие чудеса через своего угодника, они всюду проповедовали его славу).
33. Таково (было) житие преподобного Стефана, как оно было записано. Эти слова (которые были написаны) обращены к нему: "Благословенна земля твоя и от росы небесной, и от глубины колодезной, и во все часы плоды напоит, от исхода луны, и от присно текущих вверх источников", порази чресла противостоящих и борющихся, избавь людей своих от горькой работы, вторым Моисеем явись на земле. Тот же при жизни, а этот и по смерти много чудес сотворил, ради него молитвами Бог да сподобит нас. Слава Господу нашему!
(Таковы были великого сего святителя и чудотворца исправления, труды и поты, которыми он смолоду и от самой юности угодил Богу, ради них и Бог прославил и даровал тому одаренность. Се тебе от нас похвальное слово, сколь по силам нашим и грубости, ты -- изрядный в святителях, как и они, ты же имел попечение о стаде подобно апостолу, (о стаде) порученном тебе, о словесных овцах Христовых, которых своей кровью искупил, и ты эту самую веру соблюдал. И молим тебя, надзирай и управляй нами свыше. Ибо ведомо тебе, сколь тягостно житие сие, в котором и ты некогда потрудился. Но вследствие этого Русская земля стяжала тебя как предстателя, славный же город Сурож (стяжал) твои мощи, и почетом соблюдает как некое сокровище, и как живому, тебе поклоняются православные христианские народы всякий день с теплой верой и принимают благословение, и все, одержимые различными недугами, в скором (времени) получают исцеление. Это тебе от Бога дается воздаяние за труды твои, ибо ты пострадал из-за иконы и креста Господнего, (из-за) порученного тебе стада, которое ты обучил и утвердил славить Отца и Сына и Святого Духа, ему (Отцу) ж подобает всякая слава, честь, и держава, и благолепие от ангелов и от человеков, а вместе с ним и от него рожденному века прежде (нас) пречистому Сыну, и безначальному и пречистому и благому и животворящему Духу, ныне и присно и во ве)(ки веков, аминь!).


Ю. М. Могаричев, А. В. Сазанов, Е. В. Степанова, А. К. Шапошников. Житие Стефана Сурожского в контексте истории Крыма иконоборческого времени Симферополь, 2009

Христиане средневековья преспокойно именовали своих священников по их мирским именам - Гречином и Угрюмом, писали берестяную записку к попу Дрочке, читали книгу, переписанную попом Упырем Лихим и заключали сделку с попом Шумилом, как он сам себя называл. И их это не беспокоило. Почему они должны были сторониться отчеств?
Ну нельзя смотреть на них глазами современного человека.
Те люди вели себя иначе и мыслили иначе.
Они были представителями иной культуры. В которой и имена, и юмор, и многие другие привычные нам вещи были другими и исполняли свосем иную функцию.
И составитель словаря с научным предисловием, Николай Тупиков - не какой-нибудь коммунистический академик-бесопоклонник, от Господа отступившийся да помышляющий всю земельку Святорусскую во язычество ввергнуть по козням диавольским, а обитатель дореволюционной России (1869-1900), вполне себе воцерковленный христианин, живущий в стране под опекой священного Синода. Я серьезно. Ну нешто он не знал, что не велено называть так служителей церкви, что не комильфо это.

Когда будете перечитывать Карташева, обратите, пожалуйста, внимание, на аргументацию - на Филарета и всё прочее. И на то, что жил он позже Макария.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение corvin » 21 сен 2013, 22:37

Поскольку эта тема здесь обсуждалась:
Пѣти было пѣсь Игореви того внуку

Автор просто обращает внимание на то, что Игорь внук Олега Святославовича, которого он позже назовет Гориславичем. Т.е. обсуждать Игоря он намерен в контексте его родства.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 81