Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 20 дек 2018, 21:00

Много изроненных вборзе слов и не одного аргумента против: "зане напрасно человѣкъ въ воборзѣ изронить слово и послѣ каеться..."(с)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Mitus » 20 дек 2018, 22:08

Лемурий писал(а):"зане напрасно человѣкъ въ воборзѣ изронить слово и послѣ каеться..."(с)
- да кто бы в таком ответе сомневался.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Олег Генкин » 22 дек 2018, 05:45

Мнится мне: есть большая земля боянова, общечеловеческая. Мы все из нее родом. Покупаем при случае. А есть малая Земля Боянова: где она, неведомо. Покрыто водой истории.

Вот перечитывал намедни Тютчева. Имение у него было в нескольких верстах от древнерусского Вщижа. Он там прогуливался и даже написал стихотворение "По дороге во Вщиж". Я позволил себе немного побаловаться и выбрал из строки по букве ("мезостих" ненастоящий, конечно, Федор Иванович Тютчев в такое не влазил). Стихотворение очаровательное, неуловимо окрашенное старинными интонациями, повторами. Поразителен образ "два-три дуба". Но настоящий шедевр - две последние строчки: невозможно глаз отвести, ибо глубока глубота.

От жизни той, что́ бушевала здесь,
От крови той, что́ здесь рекой лилась,
Что́ уцелело, что́ дошло до нас?
Два-три кургана видим мы по-днесь...
Да два-три дуба выросли на них,
Раскинувшись и широко и смело,
Красуются, шумят, и нет им дела,
Чей прах, чью память кроют корни их.

Капище во Вщиже было прикрыто церковью: Благовещенская, ушла под воду.
Рыбаков говорит, комоедица. Я говорю, Даждьбог.
Последний раз редактировалось Олег Генкин 23 дек 2018, 08:51, всего редактировалось 2 раз(а).
Олег Генкин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 25 июл 2013, 10:16

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Mitus » 22 дек 2018, 08:32

Прекрасно иллюстрирует поиски нашего любимого Краеведа. Но Вы знали, знали (читайте как словесный штамп: ты знал ты знал в одобрительном смысле) и подгоняли под "Чудо на Белеховом (Велесовом) поле".
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Олег Генкин » 23 дек 2018, 07:46

Mitus писал(а):Прекрасно иллюстрирует поиски нашего любимого Краеведа.


Так уж устроено человеческое воображение: смотришь на бесформенное и интерпретируешь его тем, что знаешь. Если знаешь "а Владимир", то соответственно. Или каким словом. Так в облаках что-то угадывается. Тест Роршаха работает по этому принципу. Особенно искажает этимологические изыскания. Греки интерпретируют греческими корнями, тюркоязычные линвисты - тюркскими, скандинавы - скандинавскими.

Не порубите меня за простоту воображения: стоит Тютчев на берегу Десны, складывает рифмы: "Здесь - Днесь. Нас -Лась."
Последний раз редактировалось Олег Генкин 24 дек 2018, 07:41, всего редактировалось 7 раз(а).
Олег Генкин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 25 июл 2013, 10:16

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Mitus » 23 дек 2018, 09:50

Олег Генкин писал(а):Если знаешь "А Владимир", то соответственно.
- Мономах во Вщиже не был. Там всё связано с Владимиром сыном Святослава Всеволодича. .........
Олег Генкин писал(а):этимологические изыскания. Скажем, у Багрянородного упоминается название киевской крепости "Самватас".
- лодейное поле.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Lukman » 02 янв 2019, 17:21

Откуда родом Боян.
Если он "Велесов внук", то с Северской земли не получится, ибо там если и был культ Велеса, то Велеса-быка. А Бык(Тур) покровителем поэзии и мудрости не считался никогда. Правильно?
Значит Боян родом из тех краёв, где имелся культ Велеса-медведя.
А это Меряно-Муромская земля, или Ростовская, Муромо-Рязанская уже на Руси.
Былины кстати почти все тоже с севера, северо-востока.
Так что ...
Аватара пользователя
Lukman
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1460
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Mitus » 03 янв 2019, 00:56

Lukman писал(а):Откуда родом Боян.
Если он "Велесов внук"
- он родом из головы Автора СПИ. А Велесов внук он потому, что бес Велес и есть покровитель сладкопевцев. Ничего обидного в отношении Бояна я не пишу, ибо это просто факт.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Lukman » 03 янв 2019, 11:06

Mitus писал(а): - он родом из головы Автора СПИ. А Велесов внук он потому, что бес Велес и есть покровитель сладкопевцев. Ничего обидного в отношении Бояна я не пишу, ибо это просто факт.

Так у автора СПИ другой стиль. Вот он это и подчёркивает.

"О Боян, соловей старого времени! Вот когда бы ты, соловей, эти полки щекотом своим воспел, мыслию скача по дереву, умом летая под облаками, свивая славу давнего и нынешнего времени, волком рыща по тропе Трояновой через поля на горы! Так бы тогда пелась слава Игорю, Олегову внуку: ..."

Пусть даже у Бояна южная традиция, но у автора СПИ получается уже свой особый стиль, отходящий от традиции.
Что собственно и подтвердилось тем, что произведению подобному СПИ больше вроде и не обнаружено.
Аватара пользователя
Lukman
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1460
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Mitus » 03 янв 2019, 11:55

Lukman писал(а):Пусть даже у Бояна южная традиция, но у автора СПИ получается уже свой особый стиль, отходящий от традиции.
- если Боян выдуман Автором СПИ, то никакой Бояновой традиции не существовало. Само же СПИ уникально, ибо создано гением. Как тут с Вами не согласиться
Lukman писал(а):у автора СПИ получается уже свой особый стиль, отходящий от традиции.
Что собственно и подтвердилось тем, что произведению подобному СПИ больше вроде и не обнаружено.
- маленькое уточнение в том, что мы сравниваем СПИ не с бояновой традицией.
Lukman писал(а):Так у автора СПИ другой стиль.
- не такой как в известных др-рус. письм. памятниках.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Mitus » 03 янв 2019, 12:03

Lukman писал(а):свивая славу давнего и нынешнего времени
- свивая славы оба полы сего времени. Здесь ключевое слово СЕГО. Свиваются славы только одного ЭТОГО времени.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Lukman » 03 янв 2019, 12:09

Mitus писал(а): - если Боян выдуман Автором СПИ, то никакой Бояновой традиции не существовало.

Так она по-любому существовала, это стиль "древнерусского" эпоса имелся ввиду.
Мы знаем стиль былин, вот это как-раз северная традиция, у которой истоки и от финнов в т.ч.
А южнорусская традиция эпоса какая тогда?
Явный пример есть?




Mitus писал(а): - маленькое уточнение в том, что мы сравниваем СПИ не с бояновой традицией.

А откуда автор позаимствовал свой стиль?
Какие варианты?
Аватара пользователя
Lukman
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1460
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Mitus » 03 янв 2019, 12:47

Lukman писал(а):А откуда автор позаимствовал свой стиль?
- личный стиль не заимствуется же, а создаётся. Хороший вопрос про стиль. Очень хороший. В науке даже занимаются такими интересными вещами как создают "частотные словари" и по ним вычисляют плагиат. Автор СПИ в этом смысле оригинален, но некоторые его следы обнаруживаются в Ипатьевской летописи. Где-то он там рядом стоял и какие-то нюансы о жизни Святослава Всеволодовича и Игоря с летописцем обсуждал.
Последний раз редактировалось Mitus 06 янв 2019, 16:38, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 04 янв 2019, 17:09

Lukman писал(а):"О Боян, соловей старого времени! Вот когда бы ты, соловей, эти полки щекотом своим воспел, мыслию скача по дереву, умом летая под облаками, свивая славу давнего и нынешнего времени, волком рыща по тропе Трояновой через поля на горы! Так бы тогда пелась слава Игорю, Олегову внуку: ..."

Уважаемый Lukman,
во-первых Вы неправильно перевели: АБЫ - это не «вот когда», а «если бы» - указание на гипотетический зачин, как бы начал песнь по походе XIIв песнотворец старого времени Ярослава - Олега (XIв).

во-вторых, «Олегову» в протографе не существовало, Автор даёт гипотетические зачин о походе Игоря Бояна, последователем которого «внуком» он является сам.

Того внуку. После слова того в Ар. и П. поставлено в скобках Олга. Это "Олга" Мусин-Пушкин вставил "для большей ясности речи" (по его собственному выражению). "Того внуку" мы понимаем как "потомку Бояна", т.е. позднейшему поэту...
---------
Орлов А.С. "Слово о полку Игореве", АН СССР, М-Л, 1938, С.94

Замечу, что ОБА поэта христиане: Боян напоминает Всеславу о Судном Дне, а Автор выводит Игоря из плена «смерчем» столпом облачным - указанием Господа.

Разница между поэтами в том, что хоть оба и христиане, но жили во времена разных церковных Уставов:

Иларион / Никон Великий, именованный в СПИ Боян - песнотворец (=гимнограф) времён Устава Великой Константинопольской церкви, требующего свивания в акростих краестрочий для правильного оформления канона, музыкального сопровождения на 10-струнных гуслях-псалтырь богослужебных текстов, использование осьмогласия с гласами, именуемых тропами.

Автор же СПИ жил веком позже, во времена Студийского Устава, когда ошибки использования остатков языческого периода были исправлены и «работники одиннадцатого часа» (= первые христиане) вызывали помимо уважения ещё и иронию.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Mitus » 06 янв 2019, 16:17

Лемурий писал(а):богослужебных текстов, использование осьмогласия с гласами, именуемых тропами.
- идём по ссылке на активное слово троп, попадаем в Велесов внуче и ничего там про "троп" не находим. Что такое "гласы, именуемые тропами" ?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 118