Новый » 01 май 2009, 07:27
Добавлю ещё соображения насчет Остромира и Вышаты (отца Яна). То, что второй - сын первого, кажется мне ещё более сомнительным в свете того, что Остромир в 1054 г. (согласно Никоновской летописи) достаточно не стар и энергичен, чтобы идти походом на Чудь (оставим в стороне вопрос о том, погиб ли он в этом походе, - Карамзин заметил несоответствие этой датировки его гибели с тем, что в 1056-1057 ПО ЕГО ЗАКАЗУ выполнено знаменитое евангелие) , Вышата же этот (его предполагаемый сын) УЖЕ в 1043, одиннадцатью годами ранее, является воеводой (т. е. зрелым человеком, наверное, должен был быть уже тогда). Кроме того, Остромира - опять-таки, по Никоновской, - посадил в 1054 Изяслав: "...ПРИИДЕ Изяслав к Новугороду, и посади Остромира в Новегороде...". Т. е. естественнее всего (это не доказательство - просто такая интерпретация напрашивается) считать, что ПРИВЁЛ С СОБОЙ и посадил и что, стало быть, Остромир пришел из Киева. А Вышата уже в 1043 г. связан с Владимиром Ярославичем, княжившим в Новгороде к тому времени минимум девять лет... Правда, пишется, что воеводство было поручено Вышате Ярославом (сидевшим в Киеве), но Ярослав был с юности тесно связан с Новгородом, должен был хорошо знать тамошний контингент, и поэтому назначенный им человек - скорее всего именно новгородский "кадр".
В свете всех этих соображений мне кажется очень вероятным, что Остромир и ЭТОТ Вышата - люди, происходившие из разных городов и принадлежавшие к одному поколению. Тогда человек, бежавший в 1064 в Тмутаракань, - другой, более молодой Вышата. В пользу этой версии, кстати, говорит и сам факт пояснения под 1043-им годом "Вышате, Яневу отцу". Оно нужнее всего именно в том случае, если был некий тёзка...
И в целом насчет родословных (в том числе насчет гипотез о происхождении Добрыни и его потомстве). Конечно, ввиду скудости твёрдых сведений имеется большой соблазн, опираясь на идентичность или схожесть тех или иных имён, выстраиваить генеалогические цепочки и более подробные, чем в летописях, реконструкции происходившего. Но очень многое, к сожалению, высказывается на очень шатком основании и при этом с большей уверенностью, чем следовало бы. Самая масштабная реконструкция, кстати, дана в книжке Анатолия Марковича Членова "По следам Добрыни" (если напечатать имя автора и название, ссылка на неё сразу выскочит): работа очень интересная, в ней немало оригинальных мыслей, но не меньше, увы, и "фэнтезийности"... Вообще уверенно связывать Добрыню и Малушу с древлянами (поскольку "Малк Любечанин") не стОит. Вот содержащий соображения на этот счёт фрагмент моего давнишнего поста из другого раздела:
(начало цитаты) ...семейство Добрыни (а значит, и матери Владимира) - откуда оно происходило? Из Любеча (поскольку "Малк Любечанин"? Мне кажется более вероятным, что не оттуда, а из ЛЮБЕКА (северная Германия). Рассмотрим факты. Любеч - это древлянская территория. Малуша стала ключницей Ольги. Ключница - это не просто служанка, это доверенное лицо, у неё "ключи", т. е. доступ ко всему в доме: не к одним сластям, но и , скажем, к ядам... И, учитывая отношения, сложившиеся у Ольги с древлянами, мне лично трудно себе представить, чтобы именно древлянку она взяла на такую должность.
Далее, когда НОВГОРОДЦЫ (т. е. представители северной земли, с норманнами связанной, так или иначе, более прочих русских территорий) пришли к Святославу просить князя, ДОБРЫНЯ советует им "просите Володимера". Мотивы его ясны: и просто по-человечески хотел пристроить племянника, и понимал выгодность князя, который будет его креатурой... Но ведь просто "посоветовать" мало: происходи Добрыня из древлян, чего ради стали бы новгородцы его слушаться, кто он им такой? А они послушались... Значит, он в тех краях имел влияние (что повышает вероятность его северного происхождения). Кстати, в Иоакимовской летописи, в рассказе о походе Добрыни и Путяты на Новгород, сказано - правда, вскользь, - что Добрыня имел там дом. И жену, и ещё РОДСТВЕННИКОВ, которые в ходе смуты пострадали. (конец цитаты)
Есть ещё известная версия о тождестве Малка и Мала. В Иоакимовской Мал назван "сыном Нискининым", и напрашивается ассоциативно-звуковое сближение с "Никитичем" (об этом, в частности, Членов пишет). Но тогда - и если при этом Добрыня является сыном Мала, - "Никитич" не он сам, а его отец...
Я лично считаю, что выражение "Мал, сын нискинин" (с маленькой буквы - НЕ по ошибке) означает - просто и прозаично (когда-то уже об этом писал), - "сын худородной женщины": орфографически не совсем правильное именование, восходящее к прилагательному "низкий". Ведь "нискиня" - это, по форме, скорее всего, женский род: ср. "грекиня", "туркиня"...
Я отдаю себе, конечно, отчёт в том, что все эти мои соображения доказательной силы тоже не имеют. Всё, чтО любой из нас может (до тех пор, пока не найдется ещё что-либо документированное), - это приводить логические "за" и "против".