Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Konrad » 01 авг 2013, 18:30

Уважаемый Лемурий, искренне надеюсь на Вашу порядочность, что "другого раза" не будет и это "короткое слово" употреблено по отношению ко мне последний раз. Вряд ли какой-либо другой, более уважительный оборот будет для Вас утомительным - Сервантеса цитировать не буду.
Нет, никаких ссылок и предположений, знаете ли, только научное исследование по этому конкретному вопросу, толковое и четкое, с цитатами и статистикой употребления (статья, раздел в книге). Как Кобрин, показавший именослов Московии. Тогда ничего отвергаться не будет.
Извините, но это антропоним made in Konrad, ибо он НЕ от имени

Не извиню. Нежата Твердятич — новгородский посадник в 1144—1146 и 1160—1161 гг., ладожский посадник в 1164 г. Есть в летописи, надписях Новгородского Софийского собора и еще в берестяных грамотах. Персонаж оперы про Садко, кстати. И ономасты в связи с этим именем вспоминают еще Вышату, Жиряту, Жидяту...

Если в первом случае его социальный ранг не требует определения, то во втором — в официальном юридическом документе Х1-Х11 века — без отчества могли выступать только три категории людей — 1) слуги, 2) духовные лица и 3) князья.


Жаль, что от господина Никитина нельзя узнать, кто и на каких основаниях пришел к данному выводу. Я как "ученый муж" нуждаюсь в простом доказательном исследовании. Опубликованном. Покуда его нет, невозможно воспринимать как аксиому - мы ж уже не раз убеждались, на примере того же Гурченко в последний раз, как велико желание выглядеть научным и выдать желаемое за действительное без козырей на руках. Будет исследование - будет видно, что автор не блефует.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 03 авг 2013, 00:02

Нежата Твердович - хороший аргумент для варианта этимологии Нежатиной Нивы от имени хозяина бывшего или настоящего. Токмо, как писал выше, не менее обоснованный вариант - "непожатая (нескошенная) нива". Напишите это словосочетание на древнерусском и увидите до боли знакомый топоним.
Ну, а третий самый подходящий вариант происхождения Нежатиной Нивы - это то, что она находилась рядом с городком Нежатин (Черниговской обл.) см. "Очерки..." Н.П.Барсова:

    НЕЖАТИНА НИВА уроч. в Черниговской обл.
    1078. "...и бывшим им (Борису и Олегу) на месте у села (в другом списке у леса) на Нежатине Ниве". ПСРЛ, I, 86.
    Арцыбашев (II, 187.). Близ Чернигова. Если правильно написано у леса, то в числе предместий черниговских, по Маркову, есть Лесковица, к югу против Елецкого монастыря, названная по бывшим тут лесам. Погодин (IV, 220) замечает, что эту Нежатину Ниву не должно смешивать с городом Нежатиным, который принадлежал к Переяславскому княжеству. Ничто, впрочем, не мешает допустить Нежатин в нын. Нежине, уездном городе Черниговской губ., в 75 верстах от губ. гор.

    НЕЖАТИН гор. в Переяславской обл.
    1135. "Приидоша Половци и взяша град Нежатин и села пожгоша и Баручь взяша и пожгоша". ПСРЛ, IX, 158. См. Баручь. 1137. см. Городок.
    Карамзин (II, пр. 262) утверждает, что Нежатин надо искать близ Альты по дороге к Супою. Место неопределенное.
    ---------

    Барсов Н.П. Очерки русской исторической географии.
Но это не суть, Нежьнович от Нежаты никоим боком не получается, а вот от места службы или происхождения - городка Нежин - в самую точку. Пскович, вятич, смолятич, нежьнович и т.д.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24158
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Konrad » 03 авг 2013, 19:16

Нежатина Нива - территория, принадлежащая человеку по имени Нежата. "Несжатая" - это уже народная этимология, однозначно и бесповоротно.
По версии некоторых исследователей, Нежатин 1135 года - это та же Нежатина Нива 1078 года, из Нежатина потом получается Нежин - от укороченной формы Нежа. Житель Нежина - нежинец.
Нежата - это не полное имя, а часть большого, сложносоставного славянского автохтонного имени, как и все прочие подобные антропонимы. Нежислава какого-нибудь, Нежибуда или Нежимира. И от одной из его форм вполне может получиться Нежьнович. Это не место службы и не происхождения, а патроним. Отчество. И здесь ничего не попишешь. Вятичи - племенной патроним от Вятко. А Смолятич - отчество от Смоляты, потому что никаких смолятичей не знает ни один документ прошлого.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 05 авг 2013, 12:29

Konrad писал(а):Нежатина Нива - территория, принадлежащая человеку по имени Нежата.

Да, ну?
И в Переславславской и в Черниговской области городки Нежатин - с единым хозяином? Может князь какой всемогущий? Что-то на память ни одного такого не приходит.
А (Нежатина) НИВА при городке Нежатин была Черниговской области, читайте выше "Очерки..." Н.П. Барсова.

Konrad писал(а): "Несжатая" - это уже народная этимология, однозначно и бесповоротно.
По версии некоторых исследователей, Нежатин 1135 года - это та же Нежатина Нива 1078 года, из Нежатина потом получается Нежин - от укороченной формы Нежа. Житель Нежина - нежинец.

Некоторых это кого? Если уж требуете конкретных ссылок от меня - жду ответного действия.

Хотя в этой версии нет ничего нелогичного. Думаю так и было, кроме "нежинец". Это современное словообразование. Вы же сейчас жителя Пскова как в XI-XII веках "псковичем" не назовете, а назовете "псковитянин". У Н.А.Римского-Корсакова ещё такая опера была "Псковитянка".
Тем не менее

    "1284. "Избиша Немци Псковичь на дани, у Алысту 40 муж". ПСРЛ, IV, 183. - "у Волысту". ПСРЛ, V, 10.

Konrad писал(а):Нежата - это не полное имя, а часть большого, сложносоставного славянского автохтонного имени, как и все прочие подобные антропонимы. Нежислава какого-нибудь, Нежибуда или Нежимира. И от одной из его форм вполне может получиться Нежьнович...
А Смолятич - отчество от Смоляты, потому что никаких смолятичей не знает ни один документ прошлого.

Дорогой Konrad, найдите хоть одного древнерусского попа с отчеством, а потом и Н.К.Никольскому не доверяйте и Никоновскую летопись игнорируйте (см. здесь)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24158
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Konrad » 06 авг 2013, 19:14

Хоть нукайте, хоть запрягайте. Путятин двор, Нежатина нива.
Версии в имеющемся у меня аннотированном указателе литературы о Нежине, изданном местным фондом. Дома лежит.
Баруч - да, переяславский город, но то, что Нежатин - рядом, лишь предположение. Возможно, правдивое, возможно, нет. Вон Пирятинов тоже два - один у нас на Полтавщине, второй - на Львовщине.
А еще в поздней и тоже компилятивной Густынской летописи, только туда попало, опять же, из Никоновской, как и, допустим, рассказ о Куликовской битве.
Помимо псковитян, еще есть вязьмитин, вязьмитинин - так в летописях. Только вот смолятичей там нету. А село Смолятино живет и здравствует. Чье? Смолятино. Или изобретете еще и смолят как жителей Смоленска?
А верю я Трубачеву, Щапову, Назаренко, Поппэ - чем плоха компания медиевистов, палеографов и крупнейшего специалиста по славянской этнонимии, этимологии и именослову. И чуть ли не первым то, что это "родовое прозвание", заявил... известный Вам Евгений Голубинский, сын священника, выпускник духовной академии, историк русской церкви [1910, с. 198]!!! Уж он-то должен был знать, прочитав сотни летописных страниц, могут ли попы иметь отчества.
На мой взгляд, Нежьнович и Смолятич тому доказательства.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 06 авг 2013, 20:23

Konrad писал(а):А верю я Трубачеву, Щапову, Назаренко, Поппэ - чем плоха компания медиевистов, палеографов и крупнейшего специалиста по славянской этнонимии, этимологии и именослову. И чуть ли не первым то, что это "родовое прозвание", заявил... известный Вам Евгений Голубинский, сын священника, выпускник духовной академии, историк русской церкви [1910, с. 198]!!! Уж он-то должен был знать, прочитав сотни летописных страниц, могут ли попы иметь отчества.

Так понимаю вышеназванные, не скрою весомые авторы, но видимо запамятствовал, чтобы они писали о литературных трудах Смолятича как Никольский или подробнейшую биографию Климента как Понырко, иначе неприменул бы упомянуть.
В ином случае - УВЫ.

На мельком упомянувшего Голубинского найдётся именной список Ипатьевской летописи (без единого попа с отчеством), зато с местом службы или происхождения:

Антоний Печерский, игумен Киево-Печерского мон-ря;

Анастас (Настас) Корсунянин, священник;

Николай Грек, епископ ростовский, потом полоцкий;

Феодосий Печерский, игумен Киево-Печерского мон-ря

или с родовым прозванием:

Василий (Василь) Молза, дьяк «Василь дьякъ рекомыи Молза»

Лука Жидята, епископ новгородский

Никифор (Микифор) Станило, епископ владимиро-волынский

Николай-Микулица, священник владимирский

НО ни одного с отчеством !!!

С отчеством лишь князья, воеводы и бояре. Можете проверить.

P.S. Кстати, Голубинский про "отчество" у клирика НИЧЕГО НЕ ПИСАЛ. Он как раз писал про "родовое прозвание":

    "Выше мы говорим, что прозвание Климента Смолятичем, может быть, и не значит того, что он был родом из Смоленской области, как обыкновенно принимается, а что оно, может быть, было родовым его прозванием. Здесь прибавим еще, что жители Смоленской области в древнее время назывались, как и доселе называются, Смольнянами и что по филологии Смолятич как будто не происходит от Смоленска..."
    ----
    Голубинский Е.Е. История Русской Церкви, Т.1, ч.1
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24158
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Konrad » 09 авг 2013, 18:35

Уж не обессудьте, видимо, впрямь запамятствовали.
Письменные памятники истории Древней Руси = Monuments of history of Old Rus’ : Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания: Аннот. кат.-справ. / Рос. акад. наук, Ин-т рос. истории; [Отв. сост. Я.Н. Щапов]; Под ред. Я.Н. Щапова. – СПб. : Рус.-Балт. информ. центр «БЛИЦ», 2003. – 383 с. ; 24 см. – (Серия «Россия в цифрах и документах»). Ежели с тематикой книг Щапова соблаговолите ознакомиться, то поймете, что биография Климента ему более чем близка.
Там же - ссылки на труды Назаренко и Поппэ, специально посвященные митрополитам, развенчание смоленских версий Соколова, кстати, считавшего Климента южным русином, там же - см. о послании святого Иллариона, митрополита киевского, никак не Никона!
А крупнейшему российскому специалисту по летописной этнонимии, антропонимии и этимологии Олегу Трубачеву принадлежит отдельное исследование об имени Смолята и патрониме Смолятич. Отнюдь не мимоходом его вывод сделан.
Обращаю Ваше внимание на то, что Микулица - разговорный вариант Николая, а вот Жидята, Станило и Молза - мирские славянские автохтонные имена упомянутых людей, никак не "фамилии". Чему подтверждение найдете в любом словаре старинных имен. Голубинский под родовым прозванием мог иметь в виду и старинное отчество - то, что сейчас ономасты именуют патронимом.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 09 авг 2013, 23:10

Konrad, в сторону разногласия в версиях. Выше перечень всех клириков упомянутых в Ипатьевской летописи - найдете хоть одного с отчеством - обсуждаем далее, если же нет - бросайте этот затянувшееся спор, он будет без почвенным, и без него полно "темных мест" по СПИ.

А по Клименту Смолятичу вскольз писали многие, но лишь Никольский и Понырко с детальным разбором его Послания и биографии, поэтому они всегда перевесят "пучок" первых.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24158
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Konrad » 10 авг 2013, 13:52

Уважаемый Лемурий, отсылаю к списку трудов Щапова - он уж явно не "вскользь", как и Поппэ.
А что биография? Он русин. Следовательно, южнорусс - в летописи Смоленщина противопоставлена Руси, а смоленские полки - русским. Заруб - Киевщина, оттуда же послание Георгия "черноризця Зарубъскыя пещеры", конца ХІІ- начала ХІІІ веков, Зарубский монастырь известен источникам - например, в описании Киевского замка 1552 года упоминается монастырь «Зарубский светое Пречистое» вместе с церковью «Зарубской Терехтемировской». Что и понятно, для летописца-киевлянина Заруб - конкретное место, недалекое, всем известное и важное, как и Выдубичи и прочие местные ориентиры, а вот топонимику далекой Смоленщины он уточнять точно не станет. Точно так же ему важно, что Клим - Смолятич, а Ян - Вышатич. В конкретном этимологическом вопросе, связанном с антропонимом и этнонимами, крупнейший эксперт Трубачев всегда перевесит Никольского и любого другого литературоведа, бездоказательно мимоходом заглянувшего в его профессиональную область, даже не удосужившись выяснить, а есть ли примеры "смолятичей" и почему ни одного "смолнянина" случайно "смолятичем" не назвали.
И при чем тут список? Он же краток (да и сколько летопись может упомянуть священнослужителей?). Я уже говорил, что приму данное утверждение только после обнаружения академической филологической статьи, где соберут данные из всех летописей, грамот, граффити, возможно, иностранных источников. Брать на веру или делать заключение сам не намерен и Вам не рекомендую.
Нѣжьновичъ - чем не отчество? И контекст хорош - для писавшего важно аристократическое происхождение попа. От Нежиня, еще одного диминутива от того же имени, что и Нежата. Аналогичное есть в грамоте 1110-1130-х годов из Звенигорода Галицкого, там упомянут Нѣжьньчъ.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 12 авг 2013, 14:04

Konrad писал(а):Уважаемый Лемурий, отсылаю к списку трудов Щапова - он уж явно не "вскользь", как и Поппэ.
А что биография? Он русин. Следовательно, южнорусс - в летописи Смоленщина противопоставлена Руси, а смоленские полки - русским. Заруб - Киевщина...

Уважаемый Konrad, так понимаю, "попа с отчеством" в именных списках Ипатьевской летописи так и не нашли, если опять к русинам возвращаетесь.

По поводу Смолятича ведутся споры лишь из какого он Заруба - Смоленского кн. или Переяславского. Если уже и Заруб близ Переяславля, откуда вышел Смолятич, считаете "Киевщиной" (Русью то бишь в узком понятии по Рыбакову) то и это МИМО:

    "Идущю же ему (Святославу) по Днепру и ста ту, идеже нарицаеться Инжирь брод, и ту перебродися на ратную сторону Днепра...Онем же (русским князьям) ехавшим по них (за половцами), не постигше возвратишась русь и сташа на месте, нарицаемом Ерель, его же русь зоветь Угол". (Ипат. 1183)

Konrad писал(а):Трубачев всегда перевесит Никольского и любого другого литературоведа, бездоказательно мимоходом заглянувшего в его профессиональную область, даже не удосужившись выяснить, а есть ли примеры "смолятичей" и почему ни одного "смолнянина" случайно "смолятичем" не назвали.

НИКОГДА поверхностно проходящийся историк не перевесит эксперта по литературным трудам Климента, ровно как и любой русин XI-XII вв с отчеством (князь, боярин или воевода) не может крестить детей и служить церковные службы.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24158
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Konrad » 13 авг 2013, 10:23

Существовало обыкновение «называть Киевскую землю Русью…, и Переяслав Киевский Русским Переяславлем; а северную По-Оцкую и Поволжскую землю Залесьем, Залђсскою страною, как видно из Географии XIV в., вовсе непонятой Шлецером: «а се имђна всђмъ градомъ Русскимъ: на Дунаи Видецъ, Терновъ (в Булгарии Дунайской), на морђ Коварна (Варна в Булгарии?), Немецъ в горахъ (в Моравии?), Карачунъ (там же) и т.д.» Следуют города Киевские, и наконец: «а се Залђсские городы: Муромъ, Стародубъ, Новгородъ нижній, Вологда, на Бђлђ озерђ два городка, на Молозђ… Клещинъ Переяславъ, Москва камень (Кремль), Володимеръ, Серпуховъ, Курскъ, Ржевъ, Бђжецкій верхъ, и пр.» Что ж это значит? Известие очень понятно. Если мы станем на Дунае, или на Днепре в Киеве, и посмотрим на север, то Дунай и Днепр будут в лесах, в Руси, а вся Московия за лесами, за борами, в Заволочьи, за Русью. По этому не один Суздальский Переяславль есть залђсскій, а и Москва, и Вологда и пр. Рускій и залђскій суть понятия соотносительнія, как... Борейский и Гиперборейский (в том же смысле у древних)»» [Морошкин 1840].
"...Термін «Русь» дуже часто вживається в таких контекстах, де він протиставлений певним районам Київської держави, тобто Русі в широкому значенні слова. Так, наприклад, І Новгородський літопис дуже часто пише про поїздки новгородців з свого міста «в Русь» (тобто, в Київ, Чернігів або Переяслав) [Новгородская 1 летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950, с. 24, З0, 32, 35, 36, 37, 45, 52, 53 та ін.]. Так само, «в Русь» їздять з Суздальської землі... З цього випливає, що назва «Русь» справді вживалася в більш вузькому розумінні, як позначення певної частини східного слов'янства. Коли звести до системи всі ті повідомлення, то з'ясується, що за межами цієї Русі у вузькому значенні слова виявляються Новгород, Володимир-на-Клязьмі, Ростов, Суздаль, Рязань, Смоленськ, Полоцьк, Галич, Володимир-Волинський, а також — землі в'ятичів, радимичів, деревлян [Повесть 1950, с. 34]. Отже, Русь у вузькому значенні слова — це Середня Наддніпрянщина з Києвом, Черніговом, Переяславом і землі, які належать до цих центрів. Не маємо випадку, коли б поїздкою «в Русь» була б названа поїздка в якесь інше місце” [Брайчевський 1968].
В процессе распада Киевской Руси связанная с нею широкая концепция «Руси» или «Русской земли» постепенно перестала отвечать интересам образовавшихся частично или полностью самостоятельных княжеств. Ко второй половине XII в. уже прочно утвердилось понятие «земли» как суверенного объединения («Суздальская земля», «Смоленская земля», «Северская земля», «Новгородская земля» и др.). Только в одном случае, а именно в понятии «Русская земля», имелось в виду такое исторически сохранившееся явление, при котором в это объединение входило несколько компонентов: бывшее Киевское княжество, Переяславское княжество и, видимо, большая часть Черниговского княжества. По территории своей «Русская земля» вновь заметно сократилась, вернувшись в известной мере к древним границам Среднего Поднепровья (ранее населенного полянами). Центр этой «земли» — Киев не только утратил свое значение столицы («матери») всех городов, но даже лишился суверенных прав в собственном княжестве. Киевского княжества как государства более не существовало, так как городом Киевом владел в интересующее нас время один князь (Святослав), а землями Киевщины — другой (Рюрик Ростиславич), и устойчивость этого «дуумвирата» (по определению Б. А. Рыбакова) была весьма относительной. «Русская земля», постепенно ослабевая как государственное объединение, все более расчленяясь, сделалась объектом феодальной борьбы: во-первых, между собственными князьями (группа «Ольговичей» и группа «Ростиславичей»), а во-вторых, между князьями других княжеств. Сторонние наблюдатели ясно замечали процесс государственного разложения в «Русской земле». Так, новгородский летописец писал (1140 г.): «Ходи Мирослав посадник из Новагорода мирить кыян с церниговьцы, и приде, не успев ництоже, силно бо възмялася земля Русская», «и раздрася вся земля Русьская» [А.Н.Робинсон. Литература Древней Руси]
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 13 авг 2013, 10:54

Изображение

:arrow: Древнерусские княжества X-XIII вв. Сборник. Издательство "Наука", М., 1975.

P.S. Отъеду на пару недель. Изредка буду заглядывать, но детально буду отвечать после 28.08
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24158
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Konrad » 13 авг 2013, 11:05

Ну и наконец Борис Рыбаков (обойдусь без чинопоклонного называния его отчества, зато процитирую): "Обратимся теперь ко второй половине затронутого вопроса — к посильному определению тех областей и городов, которые входили в X—XII вв. в ограниченное понимание географического определения Руси. Древнейший русский документ — отрывок договора Олега с греками 907 г.— так определяет основные города Руси: «Приходяще Русь да витают у святого Мамы, и послеть царьство наше и да испишут имена их и тогда возмуть месячное свое: первое от города Киева и паки ис Чернигова и ис Пееаславля, и прочий гради» [Повесть временных лет, 907 г. (с. 25).].
Принадлежность каждого из этих трех городов к основному, главному ядру Русской земли многократно подтверждена летописями. Относительно Киева и Киевщины у нас много данных; князья часто говорили: «Пойди в Русскую землю Киеву» [Ипат. лет. под 1146 г. (с. 25); см. также 1141 г. (с. 17), 1151 г. (с. 58); Лавр, лет., см. под годами; 1152 (с. 320), 1154 (с. 326), 1155 (с. 329), 1156 (с. 329), 1180 (с. 368); Новг. I лет. под годами: 1135 (с. 24), 1146 (с. 27), 1149 (с. 28), 1156 (с. 30), 1165 (с. 32), 1167 (с. 32), 1179 (с. 36), 1180 (с. 36), 1181 (с. 37), 1201 (с. 45), 1211 (с. 52), 1215 (с. 53), 1221 (с. 60). Во всех упоминаниях церковных дел, когда епископы новгородские, смоленские или суздальские ехали «в Русь», целью их поездок являлся митрополичий стол — Киев.]. Отнесение к Руси Переяславля подтверждено многократно: в 1132 г. «ходи Всеволод в Русь Переяславлю...» [Новг. I лет. под 1132 г. (с. 22); см. также Лавр. лет. под 1175 г. (с. 352).].
В летописании Переяславля Суздальского, сохраненном нам Лаврентьевской летописью, Переяславль южный восемь раз назван Русским (Русьскый Переяславль, Русский, Рускый) [Лавр, лет., см. под годами: 1198 (с. 393), 1199 (с. 394), 1200 (с. 395), 1213 (с. 416), 1227 (с. 427), 1228 (с. 429), 1230 (с. 432), 1239 (с. 446).] "

По поводу того, входил ли в собственно Русь Галич, я писал тут не раз, показывая (преднамеренные?) ошибки Насонова и Рыбакова, напишу и еще, если понадобится.
Повторюсь, что мне недостаточно именных списков, и уж тем более я не желаю заниматься самодеятельностью - мне нужна "старая добрая" академическая статья в духе прежних работ Кобрина или новых Федора Успенского, в которой будут сведены и проанализированы данные всех источников. Статья специалиста, а не наши с Вами собственные размышления или какая-нибудь книжечка "любителя тайн истории", изданная им же самим в наши смутные времена.

НИКОГДА поверхностно проходящийся историк


Лемурий, Вы уж так мне не пугайте-то! Википедию открывать на Олега Трубачева будете??? Будет для Вас открытие... ну не такое сногсшибательное, как у того пенсионера по части пушкинистики, гомеристики и акростихов, но всё же: г-н Трубачев никак не историк, а филолог! Причем крупнейший в Вашей стране. И все вопросы текстологии и литературоведения побоку. Речь идет о чисто филологическом, более того, этимологическом и ономастическом вопросе: Смолятич - это катойконим или патроним. В переводе для неспециалистов: имя жителя по названию места жительства или же отчество, указание на имя отца. И в данном конкретном узкоспециальном вопросе я отдам предпочтение этимологу и ономасту перед текстологом и источниковедом. В вопросе об катойконимах и патронимах эксперт именно он! А смежники обязаны прислушиваться к его мнению. Точно так же как по вопросу монеты я предпочту мнение нумизмата, а не специалиста по граффити. Вот в учете мнений узких специалистов и заключается академическая наука. Этим она отличается от фолк-хистори, где отчаянный автор разбирается сам во всем сразу.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 14 авг 2013, 19:48

Konrad, может Вас огорчу, может Вы после этого со мной и общаться не станете, но в википедию НЕ заглядываю и другим НЕ советую, всё больше по библиотекам и первоисточникам, а там древнерусские отцы Церкви БЕЗ отчеств.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24158
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Боян из "Слова о полку ..." - кто он?

Сообщение Konrad » 17 авг 2013, 20:43

Огорчите, уважаемый Лемурий, ибо Олега Трубачова надо знать, уважать, любить, а главное - читать! Знали бы, на чем он специализировался. А там просто отличная библиография. Может, и Вас бы что-то заинтересовало.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Трубачёв,_Олег_Николаевич

А все рассуждения об отчествах - после обнаружения научного заключения, сделанного в академической статье, подобной этой:
В.Б. Кобрин. Генеалогия и антропонимика (по русским материалам XV–XVI вв.) // История и генеалогия: С.Б. Веселовский и проблемы историко-генеалогических исследований. – Москва: Наука, 1977.


И никакой самодеятельности!
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 115