Zinchenko_tanya » 07 окт 2009, 12:50
Здравствуйте , Лемурий !
Антихрист в «Слове…» чуть ли не на каждой странице , а Вы нашли его только в образе Всеслава. Это несправедливо. Мне хочется вернуться к теме «Откровение святого Иоанна Богослова» или «Апокалипсис» «представляет собой заключение всей Библии. Семена всех истин Божественного откровения были посеяны в Бытии. Рост всех этих семян последовательно развивается, особенно в книгах Нового завета, и в «Откровении» пожинается урожай».
В «Слове…»» Начатии же ся тъй пъсни по былинам сего времени…» . Былина, былинка, быльё - это давнишнее русское слово, которое обозначает трава, стебли травы. Тогда текст «по былинам сего времени» определяют настоящее время, когда укрытая в земле трава прорастает новой жизнью весной. Игорь, по летописи, отправился в поход 23 апреля. В это время практически по всей территории Древней Руси был приурочен первый выгон скота в поле. Это христианский праздник Егория весеннего. «Егорий из - под спуда зелену травку выгоняет». В Егорьевских песнях пели:«Матушке скотинке, чистая дорожка. Травка - муравка зелененький лужок». ». За всем этим можно усмотреть не только попытки древнего человека к относительно точному счислению времени, но и нечто не менее значительное: появление культа Велеса и ритуалов, связанных с выгоном скота на выпас, с названием зодиакального созвездия Тельца (Буй Тура). Начиная песнь «по былинам сего времени», автор подтверждает дату Игорева похода, отмеченную в летописи, только обозначает её по народному календарю.
Весной происходили и полевые работы. В «Новом завете» есть две притчи:»О сеятеле» и «О пшенице и плевелах». Есть добрые семена (пшеница)-это сыны Царствия Божия, т.е. люди добрые, благочестивые ,принявшие учение Христианство. Плевелы же – сыны лукавого (Диавола), т. е. нечестивые злые люди.
Первый « сеятель» в «Слове…» «Яръ туре Всеволоде! Стоиши на бороне…» слово «борона» имеет двойное значение: 1 . борона – оборона от врагов.2. борона – сельскохозяйственное орудие.
В своей книге Роберт Манн « Песнь о полку Игореве»( Москва , Языки славянской культуры, 2009, стр 54), справедливо отмечает и сравнивает Всеволода с сеятелем: «Где яр тур скачет, там валяются головы половцев наподобие стогов жита в обрядовых песнях : «…Куда не махнёт - там жито растёт…».
При «Олзе Гориславичи сеяшеьтя и растяшеть усобицами…»поля засевались антихристом в образе лжепророка, который лжёт и клевещет Коваше , ковати , коваху - это слово употреблено в СПИ 3 раза: «Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрелы по земли сеяше»; «И начяша князи... сами на себе крамолу ковати» ; «А князи сами на себе крамолу коваху»;
В « Материалах для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» И. И. Срезневского глагол клепати представлен следующими значениями: ковать , бить, ударять во что – нибудь звонкое для созывания.
В словаре В.И. Даля ковать – клепать, соединять металлические вещи холодной ковкой, пропустя гвоздь и расплющив концы. Прямое значение ковать – клепать производить шум: от бить ,заколачивать. Клепало – язык в колоколе, било - доска в которую стучат сторожа. Клепец – молоток. Отметим развитие значений от прямых к переносным, от физического воздействия до морального ср. поклёп отмеченное в «Русской правде», клевета – обвинение. Клеветать – несправедливо обвинять, возводить напраслину.
« Тогда по русской земле редко ратаеве кихакуть…».Но сыны лукавого Диавола засеяли землю «Чръна земля подъ копытами костьми посеяна. А кровью польяна, тугою взыдоша по русской земле».
И вот «уже пустыня силу прикрыла». Этот мотив напоминает изречение из «Апокалипсиса»: «И повел меня в духе в пустыню» и обозначает следующее: Пустыня была местом обиталища злых духов. Когда жители плодородных земель попадали в пустыню, а это могло быть любое место, где растут сорные травы, но не растёт хлеб , они приходили в ужас: им казалось, что Бог навсегда отверг это место, что это место проклятое. Таким образом, пустыня становится и в Писаниях символом внеблагодатного, антибожеского места, способствующего разгулу зла.
Что же выросло у брата Ярослава на черниговской земле и в Путивле у Ярославны? « Брата моего Ярослава съ черниговскими былями» (былина, быльё, былинка - трава).Топчакы – Типчак -плотно-дерновинный злак. Татраны - катран очень интересное степное растения - перекати-поле, которому дано имя по его жизненной форме существования. К такому растению относятся катран, Осенью сильный степной ветер обламывает у корня подобного растения его ветвистый шарообразный куст и гонит-погоняет, вытряхивая семена. В какую сторону ветер дунет, туда перекати-поле и несётся. . Ростом эти растения меньше, чем растущие рядом с ним ковыли. В Путивле у Ярославны «веселие по ковылю развея».
И ,наконец , что посеял Диавол ,то и пожинаем : « Немизе кровави брези не БОЛОГОМ бяхуть посеяны – посеяни костьми русских сынов». « На Немизе снопы стелят головами, молотят чепи харалужными, на тоце живот кладут, веюь душу от тела». Зло возникло в мире по вине творения – диавола, который постоянно и хитро сеет зло в мире – распространяет среди людей ложь , поклёпы , вражду неверие и всякое беззаконие. И пшеница и плевелы , и сорные травы , растут вместе до жатвы – до дня Страшного суда … «Суда Божия не минути».
Татьяна