Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 4

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Сообщение Лемурий » 05 окт 2009, 12:29

Здравствуйте, Татьяна!

" В лето 6552 умре Брячьславъ сынъ Изяславль внукъ Володимирь отецъ Всеславль и Всеславъ сынъ его седе на столе его . егоже роди мати от волъхвования . матери бо родивши его . и бысть ему язва на главе его . рекоша же волъсви матери его се язьвено на главе его навяжи на нь да носить е до живота своего . еже носилъ Всеславъ и до смертного дни на собе сего ради немилостив есть на кровопролитье..." (Ипат. 1044)

Сравните с Откровением Иоанна Богослова глава 13:

"3 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю,
4 и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?
5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.
6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.
7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем..."


Обязательно, Татьяна, прочитайте эту статью, глава "Антихрист и Всеслав Полоцкий":

:arrow: Клейн И. «Слово о полку Игореве» и апокалиптическая литература // ТОДРЛ. 1976. Т. 31. с. 104-115:
"В самом начале рассказа о Всеславе "Слово" довольно ясно намекает на его связь с "сыном пагубы": как и Антихрист, Всеслав действует "на седьмом вѣцѣ", т.е. в последнем, апокалиптическом, веке..."

"...и дана ему власть действовать сорок два месяца...(Откр.13.5)

В 1065 г. «рать почалъ» (Утръ же <вазни. С три кусы> отвори врата Нову-граду = Утром же везло (Всеславу). С трех (волчьих) кусов отворил ворота Новгороду)

Скочи отъ нихъ лютымъ звѣремъ въ плъночи изъ Бѣла-града = "В лето 1069. Поиде Изяславъ с Болеславомъ на Вьсеслава . Всеславъ же поиде противу и приде к Белугороду Всеславъ бывшю нощи утаися Кыанъ . бежа из Белагорода къ Полотьску..." (Ипат. 1069)

Не очень "по-христиански" Автор CПИ изображает "героя", который "лютым зверем обесися (обернулся)", волчьими кусами Новгороду врата отворяет, да и волком на Немизе "перстами ако серпами" души кладет.

" Тьгда явится антихресть олученый въ тме кромешняя...власы главы его остри яко и стрелы. око десное яко и десница вьсходящия на заутрия а другое яко медница. уста ему яко лакть. зуби ему пяди. прьсти ему яко сьрпи.. ( Вопросы Иоанна Богослова господу на горе Фаворской)// И.И. Срезневский Древнеславянские памятники юсового письма, Спб., 1868 с.407) .
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Язвено на голове -остриженные волосы Всеслава.

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 окт 2009, 13:50

Добрый день, Лемурий!
и бысть ему язва на главе его . рекоша же волъсви матери его се язьвено на главе его навяжи на нь да носить е до живота своего . еже носилъ Всеславъ и до смертного дни на собе сего ради немилостив есть на кровопролитье ..." (Ипат. 1044)
Этот текст я разбирала на нашей же страничке тема:
«Всеслав Полоцкий «В лето 6552». Там все ответы.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 05 окт 2009, 15:36

Zinchenko_tanya писал(а): «Всеслав Полоцкий «В лето 6552». Там все ответы.
Zinchenko_tanya писал(а): (Из темы «Всеслав Полоцкий «В лето 6552»):
В словаре В.И. Даля я нашла слово «уязвлять» - порезать. На голове порезать можно только волосы. Возможно, волхвы отправляли обряд,постригая волосы на голове Всеслава. У В. И. Даля «пострижение ( гражданское, не духовное) обряд признания мужчиной, законным сыном и наследником отца, стригли впервые от роду» «матери бо родивши его». Что подтверждается и летописью « умер Брячислав … и Всеслав сын его сел на столе его …». Остриженные волхвами волосы, Всеслав носил « до сего дня на собе». Предосторожность эта была необходима, что никто не мог навести «порчу» на Всеслава, используя его волосы. Даль уточняет, что «ныне этот обряд вывелся, но изредка бывает на Дону.»

По Срезн.:
Изображение
Сравните:
"...одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела..." (Откр. 13.3)

Но даже не только это сравнение. Прочитайте другие отрывки о Всеславе из летописи 6573:

"...Всеславъ седе рать почалъ в та же времена бысть знамение на западе звезда превелика луче имущи акы кроваве... си бо звезда акы кровава проявьляющи крови пролитье . в та же времена бысть детища выволокоша рыболове в неводе... бяше бо на лице его сице срамнии удове...
пред сим же временемь солнце пременися не бысть светло..."
(Ипат. 1065)

"кгда разгнется (первая) печать спадуть звезды. от конець до конца вселеные. кгда отврьзется (вторая) печать скрыется луна... кгда отврьзется (третья) печать затворится светь солнечный..." ( Вопросы Иоанна Богослова господу на горе Фаворской)// И.И. Срезневский Древнеславянские памятники юсового письма, Спб., 1868 с. 412)

От "волхования", Татьяна, ничего "христианского" не рождается.

Аще и вѣща душа въ друзѣ тѣлѣ, нъ часто бѣды страдаше.
Хоть и была душа волхва в другом теле, но часто от бед страдал
Тому вѣщей Боянъ и пръвое припѣвку, смысленый:
«Ни хытру , ни горазду , ни птицу горазду суда божия не минути»

К сведению: запись о рождении Всеслава была сделана Никоном. Его редакция Древнейшего Киевского Свода заканчивается 1073 годом.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 окт 2009, 15:58

По мнению летописца Всеслав был христианином: "Всеслава же явно избавил крест честной. Ибо в день Воздвижения Всеслав вздохнув сказал:" О крест честной! Так как я верил в тебя, ты и избавил меня от этой темницы». (летопись "В год 6578(1068)...".
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 05 окт 2009, 16:10

Ипатьевскую летопись составляли в 1198-1200 г. из нескольких летописей в т. ч. и летописи Ольговичей, где к Всеславу относились лояльно.

Завтра проверю это место по Древнейшему Своду из "Разыскания..." А.А. Шахматова.

А Всеславу помог не крест, а "клюки" - символ пастыря Церкви. Игуменские посохи - однорогие (типа клюки). На такой посох удобно было облокотиться во время долгих многотрудных служб. Подперся о "клюки" - речь идёт об помощи клириков, недовольных политикой Ярославичей.

"Никон вернулся в неспокойное время (июль - август 1068 г.): на Русскую землю напали половцы, и Ярославичи потерпели поражение. Мы уже знаем, что поражение Изяслава вызвало в Киеве революцию: Изяслав - изгнан, а Всеслав Полоцкий, через преступление крестоцелования захваченный Ярославичами и посаженный в поруб за год перед тем, - высажен из поруба киевлянами на Киевский стол. Уже указывалось и на то, что Антоний Печерский выступал в этих событиях как защитник этого переворота, опираясь на чудесное совпадение праздника Креста (15 сентября) с указанными событиями и видя в этом перст Божий. Никон, занесший эти события в свой летописный Свод в таком освящении, значит сочувствовал борьбе Антония за соблюдение князьями крестоцелования. Если справедливы были наши соображения, что в Киеве описанная революция имела в числе других источников и недовольство церковной политикой Ярославичей , то тем понятнее становится роль обители Антония и Никона, защитников русской церкви от угнетений греческого господства..."
/М.Д. Присёлков ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв, (1913) Спб, 2003 с.117/
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 06 окт 2009, 09:33

Доброе утро, Татьяна!

Как и предполагал, вставку о рождении Всеслава сделал позднейший редактор Древнейшего Киевского Свода - Никон.
Сего же роди мати отъ вълхвования, матери бо родивъши его, бысть ему язва на главе его; рекоша же вълсви матери его: "се язвьно навяжи на нь, да носить é до живота своего", еже носить Вьсеславъ и до сего дьня на собе, сего ради немилостивъ еста на кръвопролитие...
------
А.А. Шахматов «Разыскания о русских летописях» (1908), М. 2001, с. 471
Никакой приписки, о которой писали выше "Всеслава же явно избавил крест честной...", впрочем как и вставки о небесных знамениях тоже вставлены в летопись позже...

Слово же "язва" (рана) исключает Ваш, Татьяна, вариант с отрезанием волос.

Далее Шахматов пишет, откуда Никон мог вставить описание рождения Всеслава 6552:
§ 127. Под 6552 известия о смерти Брячислава Полоцкого и о вокня-жении Всеслава едва ли не новгородского происхождения. Слова «сего ради немилостивъ есть на кровьпролитие» (дело идет о Всеславе) особенно уме­стны под пером новгородского летописца, которому пришлось ниже, под 6574 и 6577, рассказывать о нападениях Всеслава на Новгород, сожжении и ограблении его.
Несомненно новгородским признаем известие 6553 года о закладке св. Софии в Новгороде.

Открываем Новгородскую Летопись (ПСРЛ, т.43):
В лето 6552. Сего роди мати от волхования. Матере бо родивше его, и бе ему язвено,яма на главе его; рекоша бо волсви матери его: "Все язвенно навяжи на нь, да носит его до живота своего", еже носил Всеслав и до смертнаго дне на собе; сего ради немилостивъ есть на кровопролитие...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Zinchenko_tanya » 06 окт 2009, 16:27

Лемурий , когда у человека стригут волосы на голове "бе ему язвено, яма на главе его " , то тогда на его черепе видны все неровности и ямки. Главное рассматривать текст в обряде. Вы же никакого нового обряда не предложили.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 06 окт 2009, 16:42

Татьяна, Вы статью Клейн И. «Слово о полку Игореве» и апокалиптическая литература // ТОДРЛ. 1976. Т. 31. с. 104-115 прочитали?

Здесь не в обряде дело, а в умышленном отождествлении "язва" (рана)
и
"И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем..." (Откр. 13.3)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Былина.

Сообщение Zinchenko_tanya » 07 окт 2009, 12:50

Здравствуйте , Лемурий !
Антихрист в «Слове…» чуть ли не на каждой странице , а Вы нашли его только в образе Всеслава. Это несправедливо. Мне хочется вернуться к теме «Откровение святого Иоанна Богослова» или «Апокалипсис» «представляет собой заключение всей Библии. Семена всех истин Божественного откровения были посеяны в Бытии. Рост всех этих семян последовательно развивается, особенно в книгах Нового завета, и в «Откровении» пожинается урожай».
В «Слове…»» Начатии же ся тъй пъсни по былинам сего времени…» . Былина, былинка, быльё - это давнишнее русское слово, которое обозначает трава, стебли травы. Тогда текст «по былинам сего времени» определяют настоящее время, когда укрытая в земле трава прорастает новой жизнью весной. Игорь, по летописи, отправился в поход 23 апреля. В это время практически по всей территории Древней Руси был приурочен первый выгон скота в поле. Это христианский праздник Егория весеннего. «Егорий из - под спуда зелену травку выгоняет». В Егорьевских песнях пели:«Матушке скотинке, чистая дорожка. Травка - муравка зелененький лужок». ». За всем этим можно усмотреть не только попытки древнего человека к относительно точному счислению времени, но и нечто не менее значительное: появление культа Велеса и ритуалов, связанных с выгоном скота на выпас, с названием зодиакального созвездия Тельца (Буй Тура). Начиная песнь «по былинам сего времени», автор подтверждает дату Игорева похода, отмеченную в летописи, только обозначает её по народному календарю.
Весной происходили и полевые работы. В «Новом завете» есть две притчи:»О сеятеле» и «О пшенице и плевелах». Есть добрые семена (пшеница)-это сыны Царствия Божия, т.е. люди добрые, благочестивые ,принявшие учение Христианство. Плевелы же – сыны лукавого (Диавола), т. е. нечестивые злые люди.
Первый « сеятель» в «Слове…» «Яръ туре Всеволоде! Стоиши на бороне…» слово «борона» имеет двойное значение: 1 . борона – оборона от врагов.2. борона – сельскохозяйственное орудие.
В своей книге Роберт Манн « Песнь о полку Игореве»( Москва , Языки славянской культуры, 2009, стр 54), справедливо отмечает и сравнивает Всеволода с сеятелем: «Где яр тур скачет, там валяются головы половцев наподобие стогов жита в обрядовых песнях : «…Куда не махнёт - там жито растёт…».
При «Олзе Гориславичи сеяшеьтя и растяшеть усобицами…»поля засевались антихристом в образе лжепророка, который лжёт и клевещет Коваше , ковати , коваху - это слово употреблено в СПИ 3 раза: «Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрелы по земли сеяше»; «И начяша князи... сами на себе крамолу ковати» ; «А князи сами на себе крамолу коваху»;
В « Материалах для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» И. И. Срезневского глагол клепати представлен следующими значениями: ковать , бить, ударять во что – нибудь звонкое для созывания.
В словаре В.И. Даля ковать – клепать, соединять металлические вещи холодной ковкой, пропустя гвоздь и расплющив концы. Прямое значение ковать – клепать производить шум: от бить ,заколачивать. Клепало – язык в колоколе, било - доска в которую стучат сторожа. Клепец – молоток. Отметим развитие значений от прямых к переносным, от физического воздействия до морального ср. поклёп отмеченное в «Русской правде», клевета – обвинение. Клеветать – несправедливо обвинять, возводить напраслину.
« Тогда по русской земле редко ратаеве кихакуть…».Но сыны лукавого Диавола засеяли землю «Чръна земля подъ копытами костьми посеяна. А кровью польяна, тугою взыдоша по русской земле».
И вот «уже пустыня силу прикрыла». Этот мотив напоминает изречение из «Апокалипсиса»: «И повел меня в духе в пустыню» и обозначает следующее: Пустыня была местом обиталища злых духов. Когда жители плодородных земель попадали в пустыню, а это могло быть любое место, где растут сорные травы, но не растёт хлеб , они приходили в ужас: им казалось, что Бог навсегда отверг это место, что это место проклятое. Таким образом, пустыня становится и в Писаниях символом внеблагодатного, антибожеского места, способствующего разгулу зла.
Что же выросло у брата Ярослава на черниговской земле и в Путивле у Ярославны? « Брата моего Ярослава съ черниговскими былями» (былина, быльё, былинка - трава).Топчакы – Типчак -плотно-дерновинный злак. Татраны - катран очень интересное степное растения - перекати-поле, которому дано имя по его жизненной форме существования. К такому растению относятся катран, Осенью сильный степной ветер обламывает у корня подобного растения его ветвистый шарообразный куст и гонит-погоняет, вытряхивая семена. В какую сторону ветер дунет, туда перекати-поле и несётся. . Ростом эти растения меньше, чем растущие рядом с ним ковыли. В Путивле у Ярославны «веселие по ковылю развея».
И ,наконец , что посеял Диавол ,то и пожинаем : « Немизе кровави брези не БОЛОГОМ бяхуть посеяны – посеяни костьми русских сынов». « На Немизе снопы стелят головами, молотят чепи харалужными, на тоце живот кладут, веюь душу от тела». Зло возникло в мире по вине творения – диавола, который постоянно и хитро сеет зло в мире – распространяет среди людей ложь , поклёпы , вражду неверие и всякое беззаконие. И пшеница и плевелы , и сорные травы , растут вместе до жатвы – до дня Страшного суда … «Суда Божия не минути».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Былина и быль

Сообщение Лемурий » 07 окт 2009, 13:05

Добрый день, Татьяна!

БыЛиНА - ы, ж. Небольшая часть чего-либо, немного.
Ня сып, ня сып мне многа. Ана прасила былину принесь. ЕЛЬН.
(Словарь смоленских говоров / Под ред. А. И. Ивановой. Вып. 1-6. Смоленск, 1974-1993)

Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню.

Не "были, былицы" СЕГО времени, а лишь "былины", как мы сегодня говорим не "дела", а "делишки"...

---

Быль - bujla (тюрк.) ‘знатный родовой старейшина’, упоминая знать и советники на тюрк. языке.

"Токмо Ярослав, имея много приателей в половцах, собирая половецких пленников, оными своих черниговских, також и княгиня Всеволодова, многих выменяли..."
(В.Н. Татищев История Российская: в 7 т. М. - Л., 1964, т.3, с. 137)

* "Могуты, упоминаемые в "Слове", конечно не народ, а то же, что в кн. Судей: "да посадить я съ могутьми людьскими" 67 об. (Перетц В.Н. «Слово о полку Игореве» и исторические библейские книги // Сб. статей в честь акад. Алексея Ивановича Соболевского: Статьи по слав. филологии и рус. словесности. Л., 1928. С. 10—14. (СОРЯС. Т. 101, вып. 3);
"встречается преимущественно в памятниках церковнославянских, так же как и происшедшие от него слова: могутьныи, могутьникъ, могутель, могутьць, могутьство, для перевода греч. δυναστης, διναστεια, ενδυναστεια“ " (Срезн.)

* Tатраны - Τατρανης (печенежское личное имя) "В это время к нему явился Татран (этот скиф неоднократно переходил к самодержцу и вновь возвращался домой; Алексей [Комнин (1081—1118)] каждый раз прощал его, и скиф горячо полюбил императора за его долготерпение. Поэтому Татран был предан императору и старался ему угодить)" (Анна Комнина АЛЕКСИАДА Кн.VII (10))

* Шельбиры, Топчаки и Ревуги - этнонимы

* Oльберя - от личного имени берендеев "Мьстиславъ радъ бывъ речи тои, и посла к нимъ [берендичам] с тѣм же отрокомъ тои же ночи Олбыря Шерошевича, и яся имъ по всю волю ихъ, и роте к нимъ ходи." (Ипат. лет. 1159)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Zinchenko_tanya » 07 окт 2009, 14:20

Лемурий! Вы забыли о многозначности символов в "Слове...". Приведённый Ваш пример , ничего не истолковывает, собрали какую -то окрошку из слов, которая не объясняет безвластие брата Ярослава. А вот заросшие степной травой поля , и грядущий голод без военных трофей дружины, могли заставить придти в смятение города Посемьские.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 07 окт 2009, 15:40

Zinchenko_tanya писал(а):Лемурий! Вы забыли о многозначности символов в "Слове...". Приведённый Ваш пример , ничего не истолковывает, собрали какую -то окрошку из слов, которая не объясняет безвластие брата Ярослава.
Да, вот НЕТ. Как раз "щавелевый суп" Вы предлагаете. У меня непосредственно этнонимические названия, летописями подтвержденные.

115 А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего Ярослава...

это из-за того что киевский князь СЛАБЫЙ:

119 «Нъ се зло – княже ми(мне) непособіе
120 наниче(наизнанку) ся годины обратиша.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

наничеся годины обратиша

Сообщение Zinchenko_tanya » 07 окт 2009, 20:02

Добрый вечер , Лемурий!
Киевский князь « Святослав грозный великый киевский – грозою (т.е. грозящий гибелью) притрепал …землю половецкую. За его подвиги «звенит слава в Киеве…», «Ту немци и венедици , ту греци и морава поют славу Святославу…», а Вы «это из-за того что киевский князь СЛАБЫЙ». Святослав, по – мнению автора, самый сильный, из князей. И усмирять, пришедшие «в смятение города посемские», отправил « сына своего Олега и Владимира».
А вот текст:
119 «Нъ се зло – княже ми(мне) непособіе
120 наниче(наизнанку) ся годины обратиша.
, относится к другим князьям, упомянутым далее по тексту: «Сё у Римъ кричать подъ саблями половецкими, а Владимир под ранами, туга и тоска сыну Глебову». « По какой причине произошло «непособие» князьями г .Римову и Владимиру ? Ведь Владимир просил о помощи. Ответ найдём в летописном рассказе: « Святослав задержался, ожидая Давыда со смоленцами. Смоленцы же начали совещаться и сказали так: « Мы пришли к Киеву, если бы там была сеча - сражались бы, но зачем нам другой битвы искать, не можем устали уже… Давид же возвратился назад со своими смоленцами» И не пособил, не помог Владимиру в трудную минуту. Далее объясняет автор причину: «…наничеся годины обратиша…» - зло , которое сделал в1183г Владимир Глебович через какое –то время в 1185г вернулось к нему обратно и пришло в качестве возмездия. « В год 6691 (1183) Владимир Глебович послал к Игорю, испрашивая у него разрешения, выйти вперёд со своим полком… .Игорь не разрешил ему этого. Разгневался Владимир и возвратился. И, идя оттуда, напал на города северские».
В мир внесены законы воздаяния, они действуют сами , что человек сеет то и пожинает. А завоеватели половцы рано или поздно оказываются бичами Божьими, орудиями воздаяния.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: наничеся годины обратиша

Сообщение Лемурий » 07 окт 2009, 21:11

Zinchenko_tanya писал(а): А вот текст:
119 «Нъ се зло – княже ми(мне) непособіе
120 наниче(наизнанку) ся годины обратиша.
, относится к другим князьям, упомянутым далее по тексту: «Сё у Римъ кричать подъ саблями половецкими, а Владимир под ранами, туга и тоска сыну Глебову». « По какой причине произошло «непособие» князьями г .Римову и Владимиру ? Ведь Владимир просил о помощи. Ответ найдём в летописном рассказе: « Святослав задержался, ожидая Давыда со смоленцами...
Добрый вечер, Татьяна!

Давайте вспомним, что Римов пал при отступлении половцев и на призыв о помощи никто из Ольговичей не откликнулся, кроме самого киевского князя, который в 1181 году, потерпервший поражение, был посажен в Киев с одной единственной целью установить МИР между "Мстиславовым племенем" и Ольговичами. Подразумевалось, что последние будут оказывать "пособие", однако:

115 А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего Ярослава...

а другие Ольговичи - в плену у половцев, поэтому и причитает Святослав как "невеста", покидающая отчий дом:

119 «Нъ се зло – княже ми(мне) непособіе
120 наниче(наизнанку) ся годины обратиша.

Обычай выворачивать кожух или шубу наизнанку на свадьбе восходит к древним магическим представлениям, но также символизирует переход невесты в другой дом...
----
Роберт Манн. Сон и золотое слово Святослава
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Антихрист - Всеслав Полоцкий

Сообщение Лемурий » 16 окт 2009, 13:41

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте , Лемурий !
Антихрист в «Слове…» чуть ли не на каждой странице , а Вы нашли его только в образе Всеслава. Это несправедливо. Мне хочется вернуться к теме «Откровение святого Иоанна Богослова» или «Апокалипсис» «представляет собой заключение всей Библии. Семена всех истин Божественного откровения были посеяны в Бытии. Рост всех этих семян последовательно развивается, особенно в книгах Нового завета, и в «Откровении» пожинается урожай»...
Добрый день, Татьяна!
В том то и дело, Татьяна, что несмотря на то, что в СПИ много параллелей с апокалипсической древнерусской литературой, образ Антихриста имеет ТОЛЬКО лютый зверь Всеслав Полоцкий.
Действительно, от оскверненной девы родится его орудие...
...и кто только имеет у себя на челе или на правой руке печать мучителя, тому позволено будет купить немного пищи, какая найдется....
------
Ефрем Сирин. Слово на пришествие Господне, на скончание мира и пришествие антихристово

"...егоже роди мати от волъхвования . и бысть ему язва на главе его... (Ипат.6552 [1044])
2. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.
3. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю. (Откр.13.2-3)

На седьмомъ вѣцѣ Трояни връже Всеславъ жребій о дѣвицю себѣ любу...
В самом начале рассказа о Всеславе "Слово" довольно ясно намекает на его связь с "сыном пагубы": как и Антихрист, Всеслав действует "на седьмом вѣцѣ", т.е. в последнем, апокалиптическом, веке...
------
Клейн И. «Слово о полку Игореве» и апокалиптическая литература // ТОДРЛ. 1976. Т. 31. С. 107

Скочи отъ нихъ лютымъ звѣремъ въ плъночи изъ Бѣла-града, обѣсися (обернувшися) синѣ мьглѣ...
Все же поверившие лютому зверю и принявшие на себя печать его, злочестивое начертание оскверненного, приступят к нему ...
-------
Ефрем Сирин. Слово на пришествие Господне, на скончание мира и пришествие антихристово

Скочи влъкомъ до Немиги съ дуд<o>у. Tокъ на Немизѣ: снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоцѣ животъ кладутъ, вѣютъ душу отъ тѣла.
Тьгда явится антихресть олученый въ тме кромешняя...власы главы его остри яко и стрелы. око десное яко и десница вьсходящия на заутрия а другое яко медница. уста ему яко лакть. зуби ему пяди. прьсти ему яко сьрпи...
-----
"Вопросы Иоанна Богослова господу на горе Фаворской" // И.И. Срезневский Древнеславянские памятники юсового письма, Спб., 1868 с.407
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 112