sasha a писал(а):Я запуталась. Лемурий, подскажите, пожалуйста, о каком короле идет речь?
Почему русские не пускали короля к морю?
130 Галичкы Осмомыслѣ Ярославе! Высоко сѣдиши на своемъ златокованнѣмъ столѣ, подперъ горы Угорскыи свои желѣзными плъки, заступивъ королеви путь, затворивъ Дунаю ворота, меча времены чрезъ облаки, суды рядя до Дуная.
130 Галицкий Осмомысл Ярослав! Высоко сидишь на своем златокованом престоле, подпер горы Угорские своими железными полками, заступив королю* путь, затворив Дунаю ворота, меча бремена* через облака, суды рядя до Дуная.
---------
Примечание:
* Имеется ввиду
венгерский король (1172-1196) Бела III, живший долго в Византии при дворе императора Мануила I Комнина. Угорское королевство уже было не то, что при союзнике Изяслава Мстиславича короле Гезе II. Византийский ставленник только и ждал случая, чтобы захватить Галич - этот важный торговый узел и случай такой представился через 2 года после смерти Ярослава Галицкого.
...Более десяти лет Бела спокойно правил Венгриею, как явился к нему галицкий изгнанник Владимир с просьбой о помощи; спокойствие внутри и вне давали Беле полную возможность вмешаться в галицкие дела, и он пошел к Галичу со всеми своими полками. Роман, севший было здесь на столе, не видал средств противиться войскам Белы и, захватив остаток княжеской казны, убежал назад на Волынь, но и Владимир не получил отцовского стола, потому что Бела, устроивши галичанам все их дела, счел полезнее для себя и для них дать им в князья сына своего, Андрея, а Владимира повел опять в Венгрию неволею, отнял у него все имение и посадил в башню, он взял также с собою в Венгрию сыновей или братьев лучших бояр, чтоб иметь ручательство в верности последних...
-------------
C.М. Cоловьев " История России с древнейших времен. Т.2 гл.6
* Меча бремена - перевозя обозы с товаром через Карпатские горы.
В теме "Переводы-2", Александра, подробно написано и про устаревшие сведения из «Герменевтика древнерусской литературы ХI-ХIV вв. Сб. 5. М., 1992» тоже.
Короткая статья Салминой М. А. Из комментария к «Слову о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 228—229 по "готским девам" оказалась куда правильнее.