Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 4

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Сообщение Zinchenko_tanya » 28 апр 2009, 15:52

Здравствуйте , Лемурий и Евгений!
Текст «О , Бояне соловию старого времени…» продолжение повествования о победах Святослава Киевского (ум. 1194г) начатые во вступлении. Временные события происходят при «нынешнем Игоре». Текст «Тогда пущашеть 10 соколов на стадо лебедей» -это готовая типическая формула устной речи, где живописные черты соколиной охоты переносятся на действия людей : как соколы терзали стадо лебедей , так русские 10 князей , собравшись вместе с разных земель, разбили войска половцев. В Ипатьевской летописи в год6691 (1183)«побудил бог Святослава, князя киевского и великого князя Рюрика Ростиславича пойти войной на половцев. И собрались к ним:
1..Мстислав
2 Глеб
3. из Переяславля Владимир Глебович
4. из Луческа Всеволод Ярославич
5.с братом Мстиславом
6. Мстислав Романович
7.Городенские Изяслав Давыдович
8.и Мстислав
9. князь Пинский Ярослав
10. с братом Глебом и
помощь из Галича от Ярослава».
« И взяли тогда Кобяка Карлыевича с двумя сыновьями, Билюковича, Товлыя…. А прочих без счёта».
Каждую историческую вставку автор обрамлял в первой и последней строфе временем и пространством.
«Время О, Бояне соловию старого времени»
Пространство: « Комони ржут за Сулою звенит слава в Киеве.
«О, Бояне соловию старого времени» в данном тексте время действия событий отнесено к прошлому «старому времени», происходившие до похода Игоря. Бояна автор сравнивает с соловьём. « Соловей - серо – бурая птичка семейства дроздовых. Песня звучная и разнообразная. Петь соловьи начинают через 3—5 дней после прилета, когда покроются листвой деревья и кустарники. Поет соловей всю ночь от вечерней до утренней зари,. Пение соловья связывается в народе только с темным временем суток, это «ночной певец».
Отличительная черта людей - владеть словом. Выражение «разливаться соловьём» значит говорить красноречиво. В свадебном обряде соловей сообщает девице о приезде сватов.
«На том острове калина растёт,
На той калине соловей сидит,
А мимо едет Степан молодец,
Шелковой плёточкой помахивает»
Цель соловья разбудить невесту и предупредить её родню.
« Буди соловей,
Аксиньюшку во тереме,
Чтобы не крепко спала
Чтобы Николаевна не просыпала» ( Русская народная поэзия, Ленинград, 1984г. стр. 239)

Б.А. Ларин пишет: «Не только в поэтической литературе, но и в деловом языке Московской Руси находим образную идиоматику, проникшую туда из живого языка:
«А пойдёт на тебя крымская рать
Хоти нам птичьим языком весть подай…»
Разведчики пользовались маскировочными звукоподражательными сигналами наподобие птичьего свиста, птичьего пения, иначе говоря « Птичьем языком»… . В приведённом источнике выделенный нами оборот содержит фразеологическую метафоричность, так как в целом означает: любыми средствами и как можно скорее извести, предупреди нас». ( Б.А. Ларин,История русского языка и общее языкознание, Москва, 1977г. стр. 140)
Боян послан к Игорю от своего князя «Велесова внуче» с приказом : «Абы ты сиа плъкы ущекотал»»т.е. любыми средствами и как можно быстрее предупредил его.
Боян передаёт сообщение Игорю: «Не буря соколы занесе, чрезъ поля широкая широкая – галицы стада бежать к Дону великому». В свадебных песнях с подобным текстом сообщают о приближении сватов:
« Не было ветру, не было ветру
Вдруг навеяло.
Не было гостей, не было гостей-
Вдруг наехали». ( Русская народная поэзия, стр. 287)
Задача Бояна не только дать знать о приближении врагов, но и подвигнуть князя Игоря на благие дела выйти в поход. Каждый князь сам решал выступить ему в поход или нет. Например: «А князь Ярослав Черниговский не пошёл с братом, говоря так: «Я послал к половцам мужа своего Ольстина Олексича и не могу пойти войной на своего мужа»(Из Ипатьевской летописи В год 6693(1185).
Боян своим красноречием убедил выйти в поход Игоря . А в тексте « плъкы ущекотал» ярко отразились представления о чудесной силе его песни. Исполнение перед воинами песнотворцем Бояном героической песни о боевых деяниях предков (соловию старого времени) имело целью воодушевить воинов на ратные подвиги. И Боян постарался « скача славию по мысленну древу, летая умом под облакы».. « Игорь же отвечал Святославову мужу (Бояну): «Не дай бог отказаться от похода на поганых, поганые всем нам общий враг»( Ипатьевская летопись В год 6693(1185). «Потом стал совещаться Игорь с дружиной, каким путём поехать, чтобы соединиться с полками Святослава («Велесовь внуче»). Если ехать по «тропе» - дороге, то Игорь не успевал догнать Святослава Киевского с его войском. « Отвечала ему дружина: «Князь наш, не сможешь ты перелететь как птица: вот приехал к тебе муж («Боян») от Святослава («Велесовь внуче») в четверг. А сам он идёт из Киева в воскресенье, то как же ты сможешь, князь, догнать его?»(летопись).Мы уже знаем , что в поле человеку трудно ориентироваться, трудно держаться верного направления, проложить путь. Иное дело «тропа» тут есть направление. Игорь решает ехать по «полю» «хотел он ехать по степи прямиком, по берегу Сулы («Комони ржуть за Сулою»). Но была распутица, так что войско за целый день не смогло бы преодолеть и поля от края и до края, поэтому Игорь и не мог выступить Со Святославом».( летопись) Текст послания Бояна « звенить слава в Киеве» адресованный «Велесову Внуче» созвучен с летописью «Святослав же и великий князь Рюрик одержали победу… и пошли каждый восвояси, славя бога в троице…»Данный поход состоялся в 1184 -5г , Боян же участвовал в нем. как посол к Игорю от «Велесова внуче»- Святослава Киевского..
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Zinchenko_tanya » 28 апр 2009, 16:09

В предыдушем сообщении ошибка .Надо читать "Боян - автор сравнивается с соловьём."
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Новый » 29 апр 2009, 09:30

Попытаюсь изложить свою точку зрения на Бояна. Причем одновременно по разным аспектам, поскольку я сейчас не имею возможности своевременно реагировать на все реплики.
Во-первых, СПИ, на мой взгляд, уникально для нас только потому, что именно ему посчастливилось сохраниться. На самом же деле оно, по-моему, является образчиком целого литературного жанра и целого цикла, остальные произведения которого, к сожалению, не уцелели. Жанровую принадлежность "Слова" Автор определяет уже фразой "...начяти СТАРЫМИ СЛОВЕСЫ...". Точно так же Лермонтов, в зачине "Песни про купца Калашникова" пишет "Мы сложили её НА СТАРИННЫЙ ЛАД". Если бы эту поэму читал человек, который не знал бы ничего о Московии и вообще о русской допетровской культуре, он должен был бы, я думаю, логически "вычислить" факт существования в прошлом некоей "иной" литературы - и в частности, поэзии, для коей основным размером был не четырехстопный или пятистопный ямб, а тот самый стих народных песен и дошедших в письменном варианте "Голубиной книги" и "Повести о Горе-Злосчастии"...
Так же и в нашем случае. Значит, была некая совокупность поэм... Дальше читаем: "... по былинам сего (конец 12-го столетия) времени, а не по замышлению Бояню...". А потом даётся (выборочно, надо полагать) череда лиц, о которых пел Боян, и все относятся к 11-му веку. Это остаётся в силе, если добавить Всеслава (которому адресована припевка) и "коганя", независимо от того, с Олегом или с Ярославом (так считает Лемурий) связан данный термин.
Самым вероятным мне кажется, что Боян - автор некоего связного и последовательного эпического цикла (что ни делай, утерянного), главными героями которого были князья 11-го столетия. Начиная, впрочем, с конца 10-го, ибо вскоре мы видим фразу "... от стараго Владимера до нынешняго Игоря...": автор СПИ хочет протянуть условную "временнУю нить" от этого цикла, прервавшегося, наверное, со смертью Бояна, к своей собственной эпохе и тем самым сделать свою поэму продолжением прерванной череды. Поскольку же "от стараго Владимера", то "точкой отсчета", "исходным образом" для Бояна был, получается, всё-таки он.
Я пишу "эпический цикл", имея в виду, естественно, эпос, не мифологического, а "национально-государственного" типа, нечто аналогичное испанским песням о Сиде.
По способу поэтического изложения и основная часть СПИ и (в силу вероятной преемственности) песни Бояна схожи, наверное, со скандинавскими сагами, "Эддой" и "Беовульвом", где недостаточная ритмическая дисциплинированность коротких (по большей части) строчек искупается динамичностью, а также выразительностью образов. Вот условное деление на "строчки" - например:
"...Под трубами повити,
Под шеломы взлелеяни.
Конец копия вскормлени..."
Или:
"...Черлен стяг,
Бела хорюговь,
Черлена чолка,
Сребрено стружие..."
Конечно в СПИ (и, наверное у Бояна) - не только такой "ритм", вкраплены и элементы пентаметра, и двустишия типа:
"На Дунаи Ярославнын глас слышит,
Зегзицею незнаем рано кычет...",
и подобие русского народного стиха (см. мой пост от 9-го марта на 6-ой стр. темы "Религиозно-мифологические предания СПИ). Но основное повествование ведется, на мой взгляд, всё же стихом "скандинавского" типа.
Со скандинавской же сферой связано, на мой взгляд (правда, только отчасти и. видимо, на уровне некоей общей для индоевропейских мифологий исходной системы образов), и "мысленное древо". Оно ассоциируется с ясенем Иггдрасилем. на вершине которого сидел орёл и по которому вверх и вниз сновала "белка Рататоск"; Боян же "...растекашеся МЫСИЮ (белкой: я думаю, что именно так. поскольку и две другие метафоры - зоологические) по древу, ... шизым ОРЛОМ под облакы...". Два образа из трёх совпадают с теми, что относятся к этому ясеню (на котором Один, в духе современной шведской склонности к суициду, однажды повесился - кажется, чтобы обрести вселенскую мудрость). Думаю, что Автор прибегнул к игре слов: сначала - МЫСИЮ, потом - по МЫСЛЕНУ... Вместе с тем, здесь, наверное, ещё всё-таки и образ библейского ДРЕВА познания. То есть я не стал бы возводить имеющиеся метафоры избирательно к какой-то одной системе: наверное, мы имеем дело с игрой смешанных ассоциаций. чтО в поэзии нередко встречается.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Новый » 29 апр 2009, 10:19

Теперь, если уж я пишу об ассоциациях, то в этой связи - о традиционном восприятии фигуры Бояна. Его часто считают "языческим певцом" - в силу той же самой ассоциативности нашего мышления. Имя ЗВУЧИТ как болгарское и действительно бытовало в Болгарии. С этой страной связываются у нас "славянские" имена: типа Стоян, Людмил (мужское), Радован, Станимир и т. п. И естественно носителю болгарского имени, да ещё и певцу, приписывать нечто сугубо почвенное, древнеэтническое. И картинки имеются (на языческих сайтах в основном) - ратники в шеломах, белые кони и старец в вышитой косоворотке с гуслями на пригорке (Боян)...
На самом же деле имя - каноническое, вполне христианское; впрочем, это уже Лемурием неоднократно подчёркивалось. И нет реальных (если не идти на поводу у вышеупомянутых ассоциаций) причин считать этого поэта приверженцем язычества. Если он именуется "вещим", то почему этот эпитет нало связывать с "колдовством"? Татьяна Зинченко в в недавнем коротеньком посте высказала, по-моему, очень здравую мысль: слово "вещий" связано с глаголами "ведать" и "вещать" и с существительным "вещь". Причём польское "rzecz" восходит к латинскому "re" (мн. ч. "res"), что означает именно "вещь": "res publica" - буквально "общественнЫЕ достояниЯ". Польское "Ржечь Посполита" к этому и восходит, только "Посполита" - не от "publica", а от "поспольство=populus", т. е. "народ"... А в славянских языках много слов, родственных латыни, поэтому "re" ("вещь") и "речь" могут быть исходно связаны.
Есть ещё одна аналогия. В древнееврейском языке (впрочем. и в современном иврите) "давар" (דבר) означает "вещь", а "ледабер" (לדבר) - "говорить". "Ле" - инфинитивная частица, а звуки "Б" и "В" в данном случае отображаются одной буквой (с точкой посередине, когда "Б") и взаимозаменяемы. Корень здесь - общий, это три согласных "Д" "Б"("В") и "Р". За точность сведений ручаюсь, я знаю грамматику этого языка... Вот, таким образом, ещё один пример родственности слов, означающих "вещь" и "речь".
На старославянском языке слово "вещь" когда-то, видимо. означало нечто подобное "логосу". И эпитет "вещий" может означать в том числе и "рекущий" в смысле (так мне думается) "пророчествующий". А это уже из библейско-христианской сферы.
И нет ничего невозможного даже в том, чтобы это имя носил клирик.
В то же время в качестве Бояна или автора СПИ человек духовного сословия - включая любого из тех, кто участвовал в летописании, кажется мне крайне маловероятным. В этом вопросе я согласен с недавним высказыванием Евгения: летописи - это чистая проза. Трудно представить себе, чтобы один и тот же человек (скажем, Иларион) ОБ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ СОБЫТИЯХ повествовал в двух абсолютно разных манерах (в одном случае - протоколируя, в другом - воспевая), каждая из которых отражает совершенно определенное вИдение событий... Мог ли бы, допустим, Карамзин описать Куликовскую битву так же, как С. М. Соловьёв, или наоборот? И это ведь ещё два историка: тем более - можно ли вообразить Блока ("За Непрядвой лебеди кричали") в то же время и автором какой-то монографии о данной битве?...
Не знаю, насколько правильно, что я печатаю эти посты здесь, а не в теме о Бояне. Но темы настолько смежные, что это, наверное, не так уж существенно.
Продолжение следует.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Zinchenko_tanya » 29 апр 2009, 11:08

Здравствуйте , Новый!
Текст «а не по замышлению Бояню...", надо понимать : Боян повествует, что моё произведение лишено вымысла, фантазий, лжи и всё что написано мною в "Слове..." чистая правда. Информацию о событиях 11в Боян мог получить как из устных , так и из письменных источников. Вот мы с Вами живет в 21 веке, а знаем все основные события 11 -12 веков. Источники те же , кто –то устно на лекции рассказал , что – то прочли в книге.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 29 апр 2009, 11:52

Евгений Беляков писал(а):Лемурий!
Так это вопрос и к Вашей версии! КАК МОГ ИЛЛАРИОН=НИКОН РАСЦЕНИВАТЬ СОБЫТИЯ С РОМАНОМ КАК ДАВНИЕ ВРЕМЕНА?
Илларион был митрополитом в 1051-1054. А поход Романа Святославича был аж в 1079 году.
Евгений!
В данном случае пишу исключительно по конкретному историческому лицу Илариону-Никону, который "помняшеть бо речь първыхъ временъ усобіцѣ", внес в летопись рассказ о тмутороканских князьях, выведя события середины XI в. на этом "острове обиженных и угнетенных" как главные события в истории Руси.
Мы же с Вами пришли к единому мнению, что Боян и АВТОР разные люди. Речь о старых временах, о которых пел Боян, идет от лица АВТОРА, какое же здесь противоречие? К тому же в прямом обращении к самому Бояну АВТОР так и обращается:

О Бояне, соловію стараго времени!

Как видите, АВТОР и Боян НЕ могут быть современниками :!:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 29 апр 2009, 12:37

Новый писал(а): Самым вероятным мне кажется, что Боян - автор некоего связного и последовательного эпического цикла (что ни делай, утерянного), главными героями которого были князья 11-го столетия. Начиная, впрочем, с конца 10-го, ибо вскоре мы видим фразу "... от стараго Владимера до нынешняго Игоря...": автор СПИ хочет протянуть условную "временнУю нить" от этого цикла, прервавшегося, наверное, со смертью Бояна, к своей собственной эпохе и тем самым сделать свою поэму продолжением прерванной череды.


Замечательно сформулировано и я присоединяюсь к этим словам!
(Местами текст Нового приближается к идеальному! :lol: )
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 29 апр 2009, 12:42

Заметим, что если цепь излагаемых событий непрерывна, то она разрывается как раз перед походом Игоря. Таким образом фраза "от стараго Владимера до нынешнего" оказывается ключевой. То есть Боян прекратил свои песни (замышления, а замышления=воспоминания!), как раз перед тем, как было написано (и пропето?) СПИ. То есть Боян был современником Автора СПИ.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Zinchenko_tanya » 29 апр 2009, 13:20

Здравствуйте , Лемурий!
Время в «Слове…» ограничено от «старого Владимира до нынешнего Игоря». Отсчёт времени идёт от Владимира, к нему и относятся «первых времён усобице. Историческое время Боян отграничивает от рассказа о походе Игоря ориентирами пространства и времени Так «первых времён усобицы» начинаются текстом определяющие пространство: Уже бо Сула не течет сребряными струями к граду Переяславля, а Двина…» и время «помянувшее пръвую голину и пръвых князей того старого Владимира.» Чтобы усилить ощущения , что мы находимся в прошлом времени , Боян счисляет время и пространство по языческому богу Трояну« На седьмом веце Трояни»

Следующая вставка о прошлом начинается счислением времени « Были вечиТрояни , минула лета Ярослава были плъци Олговы.»Боян продолжает начатую во вступлении тему прихода рати из Тмуторокани« та преди песнь пояше старому Ярославу храброму Мстиславу… красному Романови Святславичу». Окончание рассказа о междоусобицах братьев отмечено ориентирами в пространстве «вступила на землю Трояню …на синем море у Дона», там где по – мнению Игоря должна находится Тмуторокань « поискати града Тьмутороканя . а любо испить шеломом Дону».

И последняя историческая вставка. Начинается текстом в котором Боян будет рассказывать о старом прошедшем времени : «О, Бояне, соловие старого времени», а не о походе Игоря написанного в настоящем времени. Окончание вставки традиционно заканчивается пространственными ориентирами «Комони ржут за Сулою .звенит слава в Киеве…» О том , что мы находимся не в реальном времени , а в прошедшем. Боян и здесь обозначает пространство «Трояновой тропой».

Боян не нашёл настоящего богатыря в прошлом времени «от старого Владимира до нынешнего Игоря» , и только сопоставления одних времён с другими дало Бояну полезный материал в розыске настоящего эпического героя Святослава Киевского (ум. 1194г) и возможность прославить его подвиги.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 29 апр 2009, 15:28

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте , Лемурий!
Время в «Слове…» ограничено от «старого Владимира до нынешнего Игоря». Отсчёт времени идёт от Владимира, к нему и относятся «первых времён усобице..

Евгений Беляков писал(а):фраза "от стараго Владимера до нынешнего" оказывается ключевой. То есть Боян прекратил свои песни (замышления, а замышления=воспоминания!), как раз перед тем, как было написано (и пропето?) СПИ. То есть Боян был современником Автора СПИ.

Добрый день, Татьяна и Евгений!
У вас обоих одинаковый "зачин", только выводы разные.
КТО ведет повесть сию:
" Почнемъ же, братіе, повѣсть сію отъ стараго Владимера до нынѣшняго Игоря..."
- АВТОР, при чём тут временные рамки для Бояна :?:

Боянъ бо вѣщій, аще кому хотяше пѣснь творити... пѣсь пояше старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю.

О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ,
Пѣти было пѣсь Игореви, того (Олга) внуку:
«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому».

Боян - летописец СТАРОГО времени, помнящий речь первых усобиц, современник Ярослава - Олега "Гориславича".

Абы ты сеи полки ущекотывап, пел бы песнь Игорю, того Олега (современника Бояна) внуку:

Кстати, Татьяна, в бегстве жадных до добычи галок к Дону Великому нет ничего героического.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 30 апр 2009, 00:41

Поход и смерть Романа "Красного" приключилась лет через 25 после того, как Илларион=Никон перестал быть митрополитом. Вряд ли он до этого обстоятельства дожил. А если и дожил, то настолько глубоким стариком, что песни вряд ли мог проблеять...
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 30 апр 2009, 00:52

Соловей - воспеватель.
Быть соловьем старого времени - быть воспевателем старого времени.
То есть человеком, который воспевал старое время.
(Разве так нельзя истолковать?)
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Zinchenko_tanya » 30 апр 2009, 07:48

Здравствуйте , Лемурий!
В эпической поэзии всегда воспевали идеальный образ эпического богатыря, идеализируя его воинские подвиги. И такой. главный герой, богатырь наделённой сверхчеловеческой силой, побеждающий даже стихии земли , воды , огня и воздуха один в «Слове…» Святослав Киевский. Вот для кого «Боян вещий аще хотяше кому песнь творите (песнотворец)…» Боян «Святославля песнотворец», а у старых князей были свои сказатели и летописцы. И от них в устной или письменной форме дошла информацию и до Бояна , так он запомнил прошлые деяния князей «Помняше бо пръвых ….» и сравнил их из с нынешними. Оказалось что ,по мнению Бояна , за 200лет лучше Святослава Киевского никого не было
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение Лемурий » 30 апр 2009, 08:40

Евгений Беляков писал(а):Поход и смерть Романа "Красного" приключилась лет через 25 после того, как Илларион=Никон перестал быть митрополитом. Вряд ли он до этого обстоятельства дожил. А если и дожил, то настолько глубоким стариком, что песни вряд ли мог проблеять...
Вообще-то, великий Никон умер в 1088 году и "проблеял" то, что мы сейчас называем Великим Русским достоянием :!:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 30 апр 2009, 08:47

Zinchenko_tanya писал(а): у старых князей были свои сказатели и летописцы. И от них в устной или письменной форме дошла информацию и до Бояна , так он запомнил прошлые деяния князей «Помняше бо пръвых ….» и сравнил их из с нынешними. Оказалось что ,по мнению Бояна , за 200лет лучше Святослава Киевского никого не было
Доброе утро, Татьяна!
Если сказатель пишет о многих князьях, у которых были свои "сказатели и летописцы", то речь идет о редакторе общерусской летописи, такой как Древнейший Киевский Свод 1039 г. в редакции 1073 Никона.

Боян - соловей СТАРОГО времени. Он может петь 200 лет спустя, только не в образном обращении к нему АВТОРА: "Абы ТЫ сеи полки ущекотывал..."
«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому».

"Стада галок" - это жадные до добычи Ольговичи, захотевшие как и в предыдущем году напасть на пустые половецкие вежи...
Того же лѣт̑ [6692 (1183)]слъıшавъ Игорь Святославличь . ѡже шелъ Святославъ на Половцѣ . призва к собѣ брата своєго Всеволода . и сыновцѧ Святоослава . и сына своєго Володимѣра молвѧшеть бо ко братьи и ко всѣи дроужинѣ . Половци ѡборотилисѧ . противоу Роускимъ кнѧземь . и мъı без них коушаимсѧ [попытаемся] . на вежах ихъ . оударити
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 44