Жизнь Климента Смолятича (опыт реконструкции)

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Считаете ли Вы возможным, что Климент Смолятич - проттип знаменитого Бояна?

Да
1
17%
Нет
5
83%
хм...
0
Голосов нет
 
Всего голосов : 6

Жизнь Климента Смолятича (опыт реконструкции)

Сообщение Евгений Беляков » 13 май 2009, 15:16

ЖИЗНЬ КЛИМЕНТА СМОЛЯТИЧА, ИЖЕ ТРОЯНОМ НАРЕЧЕН БЯШЕ
(Опыт исторической реконструкции)

Зарубский монастырь


Дата рождения будущего митрополита всея Руси неизвестна. Но очевидно, Климент был ровесником века. Двенадцатого, разумеется. Учтем тот факт, что Климент стал митрополитом в 1147 году. Мирополитом нельзя стать человеку, которому отроду меньше 40 лет. Естественно остановиться на дате 1100. Климент умер перед написанием «Слова о полку Игореве», незадолго до этого. Следовательно, ему было 83 года – это вполне реалистичная дата.
Таким образом, Климент был на 27 лет старше княгини Марии Васильковны, родившейся в 1127.
Прозвище Климента – «Смолятич». А.Ю.Карпов пишет: «Исследователи по-разному объясняют его прозвище: одни видят в нем свидетельство происхождения Климента из Смоленска (тем более, что имеются и другие подтверждения его особых связей с этим городом); другие считают отчеством (от имени Смолята). Не известно точно и где находился тот монастырь, в котором подвизался и принял схиму Климент: летописи знают два по меньшей мере "Заруба" в домонгольской Руси — город на Днепре недалеко от Киева, где находился монастырь, известный позднее как Зарубский Трактомировский Успенский или Крестовоздвиженский (определенно о том, что Климент происходил именно из этого "Заруба", сообщает переписчик Ермолаевского списка Ипатьевской летописи), и село в Смоленской земле».
На мой взгляд, более убедительной кажется вторая версия. Поэтому совершим небольшое путешествие в древний Заруб, близ Киева, где, вероятнее всего, Климент провел свои юношеские годы, годы учения, где он принял схиму и стал монахом-молчальником...
Остатки летописного Заруба находятся в самом центре трахтемировского «полуострова», на высоком правом берегу Днепра Точнее, Заруб – это одно из названий, которым обозначалось это место в ХІ-ХІІІ веках. Городище же здесь существовало намного раньше – по меньшей мере со ІІІ-ІІ веков до нашей эры. В научной литературе оно часто фигурирует под названием Монастырек.
Археологи достаточно четко выделяют три исторических этапа заселения городища – Зарубинецкий (с ІІІ в. до н.э), славянский (с VIII в. н.э) и древнерусский – с XI в. н.э. Однако, по описаниям, на городище находили материалы и более раннего времени, в частности – скифские. Учитывая, что Заруб находился в самом центре большого городища скифского времени, обнесенного валом, следы которого хорошо просматриваются и в наше время, с большой долей вероятности можно утверждать, что эта местность была заселена с самых давних времен.
Большие размеры поселения дают основания предпологать, что здесь был какой-то племенной центр, имевший, помимо всех прочих, и ритуальные функции. В древнерусское же время была заселена только восточная площадка. Обнаружение здесь древнерусского материала Максимовым во время В 70-х гг. здесь был обнаружен древнерусский материал, и это дало основание отождествить восточную площадку именно с древнерусским Зарубом.
Уменьшение размеров поселения в древнерусский период указывает на то, что крепость выполняла, по преимуществу, оборонные функции, защищая Зарубский брод, а также Зарубский монастырь, находившийся немного западней городища, в урочище Церковщина. Заруб мог существовать, одновременно, как крепость-укрытие на вершине плато, и как поселение вокруг монастыря.
К сожалению, техногенная деятельность человека уничтожает даже то немногое, что осталось от Заруба. Каневским водохранилищем были уничтожены древние села Зарубинцы (название-преемник летописного Заруба) и Монастырек (название, хранящее память о существовавшем здесь древнерусском, а впоследствии казацком монастыре). Водой постоянно подмываются террасы урочища Церковщина, уничтожая остатки древнерусских памятников. Их дни сочтены.
О значении этого места можно говорить очень много. Ссылаясь на авторитет Б.Рыбакова, можно утверждать, что территория между селами Трахтемиров и Зарубинцы (ныне физически существует только Трахтемиров, хотя и ему осталось не долго), на которой располагалось огромное городище скифского времени, издавна имела культовое значение. В «Язычестве древней Руси» Рыбаков утверждает, что именно здесь следует искать религиозный центр и своеобразную столицу «сколотов» - праславян скифского времени, находившихся в тесном взаимодействии с собственно скифскими (степными) племенами. По мнению Рыбакова, нужно четко различать степных скифов и протославянские (чернолесская культура) племена скифского времени. Отличительные особенности культуры последних – большие укрепленные городища в лесостепной зоне, специфический погребальный обряд (наличие в курганных захоронениях «домовины» - имитации дома), специфические черты звериного стиля (наличие изображения таких лесных животных, как лось).
О различии скифов и сколотов можно вычитать и у Геродота, который рассказывает две, совершенно различные легенды о происхождении скифов и сколотов. Отношения между двумя культурами были непростыми: налицо, как взаимопроникновение культур, так и напряженность в отношениях. Раскопки вала Трахтемировского городища в конце 90-х дали основания говорить и о военных действиях: с внешней стороны вала был найден акинак (короткий скифский меч), а также большое количество наконечников.
В пользу того, что именно Трахтемировское городище было сколотским религиозным центром, говорит размер городища, а также уникальный рельеф, позволяющий доминировать над окружающей местностью. Возможно, именно здесь прародителю сколотов Таргитаю были дарованы священные предметы народа: чаша, обоюдоострая секира и плуг. В таком случае, Трахтемировское городище могло быть местом почитания реликвий. Заруб находился в центре Трахтемировского городища и, возможно, был своеобразной цитаделью (хотя, на этот счет, есть другие версии). Это, конечно же, косвенный вывод.
Скифский слой памятника, скорее всего, был разрушен позднейшими культурами, как был разрушен зарубинецкий и раннесловянский слои. Интересно другое: преемственность, с которой различные культуры выбирали именно это место, причем не только для поселения, но и для культовых целей.
Изложено по http://www.raskopki1.kod.kiev.ua/zarub/

Изображение

Овраг близ монастыря.

Изображение

Трахтемировское городище, затопляемое водохранилищем. Наша возможная историческая родина.

В таком-то месте (изначальном для славян, для русинов, русичей) и располагался Зарубский монастырь. И если происхождение Климента – древний Заруб, то это оказывется отнюдь не случайным. Не мог Климент не быть знакомым, именно в этом месте взрослея, с древними мифами, сказаниями, обычаями и даже, вероятно, с обрывками древних языческих культов. Этим можно объяснить некоторые черты «религиозной реформы», своего рода «раскола» 12 века, который возглавил Климент.
Зарубский монастырь, как и другие монастыри того времени, был, очевидно, центром русской «учености», здесь, по-видимому, была большая библиотека. Именно здесь (а не в Византии) и приобрел Климент глубокие познания в философии и литературе. «…Излагал я Гомера, и Аристотеля, и Платона , которые были прославлены в греческих странах», - пишет он в дошедшем до нас послании некоему пресвитеру Фоме. Такой широкий кругозор был уникален для монаха, и даже вообще для образованного человека того времени. Позднее, изгнанный в ссылку, Климент Смолятич, прозывавшийся тогда Даниилом Заточником, писал: «Азъ бо, княже, ни за море ходилъ, ни от философъ научихся, но бых аки пчела, падая по розным цветом, совокупляя медвеный сотъ; тако и азъ, по многим книгамъ исъбирая сладость словесную и разум, и съвокупих аки в мех воды морскиа». (СДЗ).
Когда в 1147 году Климент обосновался в Киеве в качестве митрополита и приближенного человека к великому князю Изяславу Мстиславичу, ему, очевидно, было очень интересно вести разговоры с супругой молодого князя Святослава Всеволодича, Марией, сравнительно недавно вернувшейся из Константинополя и продолжившей образование у своей тетки св. Евфросинии.
Принятие как малой, так и большой схимы означает изменение имени. Поэтому говорить о «настоящем имени» Климента невозможно. Вероятно, Климент – это его имя при принятии большой схимы. Каково его имя при принятии малой схимы – неизвестно.
К началу IX века деление монашествующих на 3 степени — новоначальных, малосхимников и великосхимников — окончательно установилось в практике восточного монашества, По уставу патриарха Алексия великосхимники и малосхимники различались друг от друга даже одеждой. Памятники IX в. содержат в себе чины пострижения в мантию, или малый ангельский образ, и в схиму, или великий ангельский образ. Чинопоследование малой схимы отличалось простотою и краткостью, чинопоследование великой схимы — большою торжественностью. Уподобление св. отцами и учителями церкви пострижения в великую схиму, с одной стороны, таинству крещения, с другой — таинству покаяния окружило его величественно-трогательными песнопениями, молитвами и обрядовыми действиями.

Изображение

Так выглядит облачение монаха-схимника.

Так мог выглядеть Климент Смолятич во время своего пребывания в Зарубском монастыре. Известно, что Климент принял обет молчания, какое-то длительное время он был «молчальником». ( А.Г.Кузьмин, А.Ю.Карпов ЗЛАТОСТРУЙ. Древняя Русь X-XIII веков. М, 1990).
За какие грехи? Возможно, именно в те годы он написал сказание об апостоле Андрее.
А.В. Карташев (Очерки по истории Русской Церкви. Том 1. Период Киевский, или до-Монгольский
Церковное управление в киевский период. Часть 2) задает вопрос: кем и когда могло быть написано это сказание?
«Такой момент и повод, - пишет он, - можно усматривать в половине XII в. в спорах о законности поставления Климента Смолятича, когда Царьград и Новгород встали против Киева, который должен был защищать свой авторитет и право на самовластное поставление митрополитов всеми возможными средствами. Правда, во время споров на благословение ап. Андрея не ссылались. Но эта юридически слабая идея, хотя и утешительная для сторонников побежденной в конце концов русской партии, могла кого-нибудь из них заинтересовать, так сказать, задним числом и побудить к разработке, — может быть даже и самого, лишенного с 1155 г. кафедры и долго еще после того жившего, Климента, "великого книжника и философа" . Характерно, что в сказании осмеивается Новгород, и Царьград упорно замалчивается. Вопреки греческим источникам, приводящим ап. Андрея в Византию, в русской повести он отправляется в Рим и оттуда, несмотря на все попутье, не заходит в Царьград, а возвращается прямо в "Синопию". Что и в летопись сказание попало может быть около этого времени, а не значительно позднее, свидетельствует факт его распространения во всех летописях (кроме новгородской, по понятной причине). А это значит, что оно сделалось составной частью летописного повествования ранее того момента, когда летопись киевская, как общерусская, сменилась частыми летописями различных концов русской земли, т.е. во всяком случае раньше половины XIII в. Это заставляет отклонить предположение Голубинского о составлении русского сказания только в XIV в. Возникновение сказания ранее XIV в. доказывается еще и тем, что оно в отдельном виде уже читается в русских прологах XIV в. Таковы пергаменные прологи: Имп. Публ. Библ. № 59 собр. Погод.; Моск. Синод. Библиотеки №№ 244, 248 и 247».
Можно предположить также, что это сказание было написано в более ранний период жизни Климента Смолятича, еще до 1147 г. И тогда епитимию в форме молчания мог наложить на Климента какой-нибудь священник, близкий Новгороду и грекам. В действительности идея крещения Руси ап. Андреем могла послужить поводом к мыслям о «самостийности» русского православия и даже о его равенстве православию греческому. Что, собственно говоря, и было содержанием последующих событий в религиозной жизни Древней Руси. Это сказание могло попасть в руки националистически настроенного князя Изяслава Мстиславича и послужить причиной, по которой он в дальнейшем сделал Климента митрополитом Руси без соотвтетствующих санкций Константинополя. Конечно, все сказанное – суть всего лишь гипотеза. События моли быть дргие, но суть их – все та же. Поэтому вышеуказанное сказание можно смело отнести к реконструированному «собранию сочинений» «русского Бояна».
Непроста также и дальнейшая судьба сказания. Внесенное в летописи, оно постепенно сделалось частью народного предания о Руси. «Иван Грозный, - пишет А.В.Карташев, - на предложение иезуита Антония Поссевина унии, по примеру греков, отвечал: "Греки для нас не евангелие. Мы верим Христу, а не грекам. Мы получили веру при начале христианской церкви, когда Андрей, брат ап. Петра, приходил в эти страны, чтобы пройти в Рим. Таким образом мы в Москве приняли христианскую веру в то самое время, как вы в Италии, и содержим ее ненарушимо". Тем же аргументом и с не меньшей энергией защищал самобытность русских церковных обрядов перед греками Арсений Суханов (XVII в.): "веру вы изначала прияли от ап. Андрея, а мы такожде от ап. Андрея". Хотя нужно заметить, что еще в начале XVI в. были русские книжники, не разделявшие этого убеждения. Так, известный старец псковского Елеазарова монастыря Филофей, толкуя одно место из апокалипсиса (12:14), писал о русской земле: "се есть пустыня, понеже святые веры пусти беша, и иже божественнии апостоли в них не проповедаша, но последи всех просветися на них благодать Божия". В одном сборнике XVI в. читаем: "а не бывшу никоторому апостолу в русской земли, но поистине русскому языку милость Божия открыся". А преп. Иосиф Волоколамский в своем Просветителе ставил даже вопрос: почему ап. Андрей не проповедывал христианства в русской земле? и отвечал так: "возбранен бысть от Св. Духа. Его же судьбы бездна многа и сего ради суть сиа несказанна"».
Привожу текст сказания по Ипатьевской летописи.
«Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: "Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье". Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме пришел в Синоп». (пер. Д.С.Лихачева).
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 08 сен 2009, 19:21

Мятежный митрополит
В 1145 году митрополит Михаил, по национальности грек, ставленник Византии, покинул Киев, оправдывая этот шаг возникшей там смутой. Перед своим отъездом он оставил, однако, некое «рукописание», согласно которому без митрополита "не достоить" вести богослужение в кафедральном киевском Софийском соборе. Он отправился в Константинополь, где и остался, отказавшись возвращаться на Русь. Уже в Константинополе, митрополит "услыша наипаче многи волны и которы в Киеве и во всей Русской земле и того ради не приложи возвратитися на свой стол". В то время действительно произошли крупные события. Умер великий князь Всеволод Ольгович. Это сын знаменитого Олега Святославича, названного в «Слове о полку Игореве» «Гориславичем», деда главного героя «Слова о полку Игореве» Игоря Святославича (Святослав Ольгович – брат Всеволода Ольговича). Другой герой «Слова о полку Игореве» - великий князь киевский Святослав – это сын Всеволода.
Когда Всеволод умирал, он заставил всех князей целовать крест своему брату Игорю Ольговичу. После же смерти Всеволода произошла смута, в результате которой власть захватил Изяслав Мстиславич из другой ветви княжеского рода – мономашич. Игорь Ольгович был упрятан в монастырь, затем убит разъяренной толпой.
Киев остался без богослужения в Софийском соборе, главном на Руси, и это, конечно же, никак не могло устроить Изяслава Мстиславича. С другой стороны в самом Константинополе после добровольного ухода с патриаршества Михаила II Куркуаса и низложения Косьмы II Аттика (26 февраля 1147 года) патриарший престол пустовал до декабря 1147 года. Возникла подходящая ситуация для избрания своего, русского патриарха.
В начале лета 1147 года Климент Смолятич, вызванный Изяславом, срочно переезжает в Киев. Открывается церковный собор. Мнения разделились. Епископы Мануил, еп. Смоленский — грек, Косма, еп. Полоцкий — вероятно грек и Нифонт Новгородский — киевлянин, но долго живший на греческом Востоке, высказались против возможности избрания митрополита собором епископов. "Не есть того в законе, яко ставити епископом митрополита без патриарха, но ставить патриарх митрополита". "А не поклониве ти ся, ни служиве с тобою, зане не взял еси благословения у Святое Софьи (константинопольский патриарший Софийский собор), ни от патриарха. Аще ли ся исправиши, благословишися от патриарха, и тогда ти ся поклониве; ве взяла от Михаила от митрополита рукописание, яко не достоить нам без митрополита в Святеи Софьи (киевской) служити".
Иерархи отказывались признавать такое поставление и даже совершать службу вместе с новоизбранным митрополитом. В дальнейшем, уже низложенный и преданный анафеме Климент под псевдонимом Даниил Заточник перечислил своих врагов в «Слове Даниила Заточника»: «Зане, господине, кому Боголюбиво, а мне горе лютое; кому Бело озеро, а мне черней смолы; кому Лаче озеро, а мне на нем седя плачь горкий; и кому ти есть Новъгород, а мне и углы опадали, зане не процвите часть моя». Лаче озеро - север Новгородского княжества, Боголюбово – это владения Юрия Долгорукова, участвовавшего в смещении Климента.
Все же большинство епископов выступило за избрание Климента Смолятича. Решающий аргумент высказал епископ черниговский Онуфрий. "Аз сведе, — сказал он, — достоить ны поставити, а глава у нас есть святаго Климента, якоже ставять греци рукою святаго Ивана ". То есть он предложил вместо использования десницы Иоанна Крестителя в обряде поставления митрополита использовать другую, высокочтимую реликвию – голову святого папы Римского Климента, замученного много времени тому назад в Крыму. Видимо, сыграло роль и то, что нового «самостийного» кандидата в митрополиты также именовали Климентом.
Много лет спустя в «Слове Даниила Заточника» Климент-Даниил вспоминает в свойственной ему манере намеков и иносказаний и об этой голове. «Видих: велик зверь, а главы не имееть». Интересен и контекст этих слов, как бы оболочка, в которую они «упрятаны»: «Яко же рече Святослав князь, сын Олъжин, ида на Царырад с малою дружиною, и рече: "Братиа! нам ли от града погинути, или граду от нас пленену быти?" Яко же Бог повелить, тако будеть: поженет бо един сто, а от ста двигнется тма. Надеяся на Господа, яко гора Сион не подвижится въ веки. Дивиа за буяном кони паствити, тако и за добрым князем воевати. Многажды безнарядием полци погибають. Видих: велик зверь, а главы не имееть, тако и многи полки без добра князя». Это место в дальнейшем цитирует Мария Васильковна, согласно гипотезе Г.В. Сумарукова, - автор другого Слова – «Слова о полку Игореве, Игоря, сына Святослава, внука Ольгова»: «Рекъ Боянъ и ходы на Святъславля пѣстворца стараго времени Ярославля Ольгова Коганя: хоть и тяжко ти головы, кромѣ плечю; зло ти тѣлу, кромѣ головы: Руской земли безъ Игоря». Текст великой поэмы в этом месте безнадежно испорчен, но можно представить общий смысл, если считать синтагму «песнетворца старого времени Ярославля Ольгова» поздней вставкой, перенесенной с маргиналий на полях древней рукописи. РЕК БОЯН О ПОХОДАХ СВЯТОСЛАВЛЯ: ХОТЬ И ТЯЖКО ТИ ГОЛОВЕ, КРОМЕ ПЛЕЧА, ЗЛО И ТЕЛУ КРОМЕ ГОЛОВЫ. То есть Мария Васильковна не просто цитирует Бояна (Трояна), но указывает и место, откуда взята цитата. Эта цепочка цитирований – важный (но не единственный!) аргумент для отождествления Климента Смолятича с Даниилом Заточником, а их обоих с легендарным Бояном, возмножно, не Бояном, а Трояном, т.к. вероятно, очередной переписчик просто принял лигатруру Тр за букву Б. Эта гипотеза еще будет рассматриваться ниже.
«По всей вероятности, - пишет А.Ю. Карпов, - Онуфрий и и его единомышленники в обосновании своих прав могли ссылаться на 1-е правило Апостольского собора ("два или трие епископы да поставляють единаго епископа"). Однако к описываемому времени оно уже давно не действовало, и прерогатива поставления митрополита на киевскую кафедру изначально принадлежала константинопольскому патриарху. Пример же с "рукой святаго Ивана" кажется совершенно неуместным: Византийская церковь не знала такого способа поставления архиереев. По-видимому, Онуфрий имел в виду нечто другое: использование десницы святого Иоанна Крестителя в обряде поставления на царство византийских императоров. (Об этом сообщал новгородский паломник Добрыня Ядрейкович — будущий новгородский архиепископ Антоний, посетивший Константинополь около 1200 года и составивший "Книгу Паломник" — описание константинопольских святынь. По его словам, в церкви Пресвятой Богородицы в Большом императорском дворце в Константинополе хранилась десница святого Иоанна: "тою царя поставляють на царство". Современные исследователи в принципе допускают возможность использования в обряде поставления императоров части мощей святого Иоанна. Как отмечает Б. А. Успенский, это "определенно вписывается в византийскую традицию"; более того, участие в этом обряде десницы святого Иоанна — той самой, которую он некогда возложил на главу Христа, уподобляло обряд коронации обряду крещения, а самого императора — Христу.) Как мы знаем, в Киеве хранилась часть этой святыни — перст святого Иоанна Крестителя, перенесенный сюда из Константинополя при князе Владимире Мономахе. Однако епископ Онуфрий предлагал воспользоваться не им, а другой, еще более чтимой киевской реликвией — главой святого папы Римского Климента, привезенной в Киев князем Владимиром Святославичем из Корсуни (где святой Климент принял мученическую смерть). Чудотворные мощи одного из первых римских патриархов, ученика святых апостолов Петра и Павла, должны были обладать в глазах просвещенных киевлян такой же дароносной и благословляющей силой в отношении киевского первоиерарха, какой обладала десница святого Иоанна в отношении византийских царей. Обращение к ним, по мысли епископа Онуфрия, могло компенсировать очевидное отступление от канонических правил и вполне заменяло патриаршую хиротонию.
Глава святого Климента хранилась в киевской Десятинной церкви, построенной князем Владимиром вскоре после Крещения Руси. Сам святой Климент почитался как "присный заступник" всей Русской земли и особенно града Киева — "велицей митрополии же мати градом", "старейшинствующаго во градех", а также как небесный покровитель княжеского рода и всех русских людей: им, великим угодником Христовым, "рустии князии хвалятся, святители ликуют, иереи веселятся, мниси радуются, людие добродушьствуют", — говорилось в посвященном святому Клименту торжественном Слове, произнесенном по случаю обновления киевской Десятинной церкви во второй половине XI или XII веке.
В событиях 1147 года как бы оживал дух первоначального русского христианства, времена Крещения, эпоха Владимира Святого. Римский святой, ставший небесным покровителем всей Руси, но не слишком почитаемый в Византии (где, насколько известно, ему не было посвящено ни одного храма), должен был зримо продемонстрировать церковную независимость Руси, способность ее князей и церковных иерархов принимать решения и без согласования с Константинополем» .
"Рустии князии хвалятся, святители ликуют, иереи веселятся, мниси радуются, людие добродушьствуют". Эту фразу можно сравнить разве что с известным выражением «Слова о полку Игореве»: «Грады веселы, страны рады», сказанному по близкому поводу – торжеству единства русской земли.
И если вдуматься в смысл сказанного о «голове» и «плечах», то становится понятна значимсоть этой метафоры или, точнее, иносказания: Русь с Климентом обретает ГОЛОВУ, то есть становится «сама себе голова»! «Зло телу без головы» – тяжко Руси, когда голова ее – Византия. «Тяжко голове без плеч» – Русь должна иметь голову, главу русской церкви, подобно тому как войско должно иметь предводителя, главнокомандующего. И радуется Русь, что обрела независимость и единство…
Новгородский Нифонт – один из главных оппозиционеров Клименту, был после избрания Климента епископами вызван в Киев и был подвергнут «домашнему аресту» в Печорском монастыре. При этом Климент вступает в полемику с Нифонтом, в сохранившихся текстах в форме, присущей Клименту – в иносказаниях и символах.
«И се вопрошал Клим нашего епископа (Нифонта) от полоцкого епископа: аже служитъ епископъ постьну службоу, кде целують: в скранью ли по обычаю? – Въ рамо, рече, человати». То есть целовать ли на постной службе в голову? – В плечо, отвечал Нифонт, целовать». По Нифонту – НЕТ ГОЛОВЫ В РУСИ, посему – в плечо целовать.
Итак, 27 июля 1147 года Климент Смолятич становится митрополитом в Киеве. "Тако сгадавше, — свидетельствует летопись, — епископи [г]лавою святаго Климента поставиша митрополитом". В этом качестве независимого от Византии митрополита у Климента Смолятича был всего один-единственный предшественник: Илларион Киевский, автор знаменитого сочинения ХI века «Слово о Законе и Благодати», возведенный в митрополиты Ярославом Мудрым в 1051 г., почти за 100 лет до описываемых событий.
И поэтому, чтобы представить себе масштаб и внутренний смысл, оказавшийся скрытым для многих поколений русских людей, в том числе и для многих историков, - необходимо вдуматься в смысл иносказаний Иллариона, в символическое значение слов «Закон» и «Благодать». "Прежде [был дан] закон, а потом благодать, прежде - тень, а потом - истина. Прообраз закона и благодати - Агарь и Сарра, рабыня Агарь и свободна Сарра: прежде-рабыня, а потом-свободная,- да разумеет читающий!" Становится очевидно: Иларион Киевский вел речь о самостоятельности русской православной церкви.
И опять эти же образы вспоминает («замышляет») Климент-Даниил в «Слове Даниила Заточника». «Се же бе написах, бежа от лица художества моего, аки Агарь рабыни от Сарры госпожа своея». Казалось бы, - просто случайное сравнение, но в текстах такого склада не бывает никаких «случайностей». Как правило, они имеют два или три дна. «Да разумеет читающий!» – пишет Илларион. Клименту не требовалось даже предупреждать читателя о наличии подспудного смысла, так как он был везде, и читающий – «разумел».
Исключением может быть лишь текст киевского периода жизни Климента Смолятича, то есть время, когда он мог не бояться говорить все открытым тестом. Так как большинство произведений Смолятича было уничтожено при его низвержении, представляется просто удивительным, что одно из писем, к счастью, сохранилось, хотя и в «истолковании» некоего Афанасия Мниха. Это «Oтветное послание, написано Климентом, митрополитом русским, Фоме, пресвитеру. (Истолковано Афанасием Мнихом)». Очевидно, многие места не устраивали господствующую клерикальную элиту. Вот выдержка из этого сочинения.
"Прочитав писание твоей любви, хотя и не сразу, я удивился, а в память свою углубясь, очень восхитился твоим благоразумием, возлюбленным мне о Господе брат Фома. Есть в письме твоем любезное порицание нашего тщеславия. И так с радостью прочел я преславное твое писание в присутствии многих слушателей и перед князем Изяславом, указав при этом и повод, по которому ты мне пишешь. И ты, любимец, не суди строго написанную мною к тебе грамоту.
Ты говоришь мне: "Тщеславишься в писаниях своих, философа из себя строя" - а прежде всего сам себя изобличаешь. Разве я тебе что-нибудь писал? Не писал и писать не хотел.
Говоришь мне: "Философию излагаешь" - но это ты пишешь весьма несправедливо. А что пренебрегши обычными для чтения сочинениями, излагал я Гомера, и Аристотеля, и Платона , которые были прославлены в греческих странах, то, если и писал так, то не к тебе, а к князю [Смоленскому князю Ростиславу-брату Изяслава], и к тому же не часто...
Да, странно ты говоришь мне, что я ищу славы. Вот я назову тебе желающих славы. Это те, которые присоединяют изгоев, и сябров, борти и пожни, пустоши и пашни. От всего этого я, окаянный Клим, вполне свободен; но вместо домов и сел, бортей и пожней, сябров и изгоев у меня - четыре локтя земли, чтобы могилу выкопать, и эта моя могила на глазах у многих. И если я свой гроб вижу ежедневно по семь раз, то не знаю, с чего бы это мне тщеславиться, - ведь нет мне иного пути до церкви, как только мимо могилы. А если бы я захотел славы, то это не было бы удивительным, ибо, по словам великого Златоуста, богатство презрели многие, а славу - никто. ..."
Уже в этом небольшом отрывке мы видим особый, неповторимый стиль Климента Смолятича, который можно было бы охарактеризовать как интеллигентно-скоморошеский (что, в свое время, отметил и Д.С.Лихачев. Эта скоморошья насмешливость и тонкий, и в то же время, грубоватый юмор мы отметим во всех сочинениях этого автора. Даже в уже приведенном выше сказании об апостоле Андрее наличествует сочная шутка про баню северных славянских племен. И это было совершенно не случайно: именно новгородские клирики активно выступали против нововведений Смолятича.
Из этого отрывка мы можем заключить также, что Климент Смолятич увлекался Платоном, Гомером и Аристотелем. В особенности интересно для клирика увлечение Гомером. Можно предположить, что после «снятия с должности» митрополита и даже раньше Климент мог начать писать и исполнять сочинения светского характера. В дальнейшем эти сочинения, если они были написаны, могли быть уничтожены. Уничтоженные труды вполне могли быть написаны гекзаметром или его древнерусским аналогом.
Крупный поэт-сказитель, великолепно знавший как античные, так и древнерусские языческие и христианские сюжеты и метафоры, знавший русскую историю гораздо шире, глубже, чем она описана в летописях, Смолятич мог иметь и кружок своих последователей, одним, или, точнее, одной из которых могла быть Мария Васильковна Полоцкая, жена Святослава Всеволодича, возможный будущий автор «Слова о полку Игореве». И в этом кружке он мог носить неофициальное имя (прозвище) Троян, именно как знаток Гомеровского эпоса, как последователь Гомера.
С Марией Васильковной, которая была не только гениальной русской поэтессой (если она была автором «Слова о полку Игореве»), но и крупным политическим деятелем, своего рода «серым кардиналом» при Святославе, Климента связывали как поэтические интересы, так и общая идеология. Дело в том, что, судя по всему, Полоцк был одним из источников «климентовой смуты», хотя в 1147 году там уже был провизантийский епископ. Именно оттуда происходил «ветер перемен». Когда войска Изяслава Мстиславича вошли в Киев, Святослав Ольгович (отец Игоря Святославича) покинул Киев. Он бежал в Чернигов, затем просил помощи в северо-восточных краях. А вот Святослав Всеволодич с молодой женой Марией Васильковной Киев не покинул. Он, будучи ольговичем, остался в Киеве среди ярых мономашичей под защитой Изяслава. Только такая защита могла спасти его и его семью. Другим его защитником был, по всей видимости, сам Климент Смолятич.
Чем же был вызван союз двух князей (вел. кн. Изяслава и молодого тогда кн. Святослава Всеволодича), которые должны были бы формально быть врагами? Очевидно – речь может идти об общей идеологии. Изяслав, Климент Смолятич, Святослав Всеволодич и Мария Васильковна замышляли великое дело – крупнейшую религиозную реформу (или революцию). Только это могло бы удержать Святослава в Киеве. Правда тоже ненадолго.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 08 сен 2009, 19:46

Следующие главы будут посвящены сути несостоявшейся религиозной реформы 12 века.
Заранее хочу похвастаться такой вот интересной находкой:
"Неоправданная замена «а» на «юс» объяснима особенностями греческой графики XI – XII вв., где альфа встречается в формах, очень близко напоминающих русский юс малый.
Наш автор, переводивший Григория Богослова, постоянно имел перед глазами греческий текст, и греческая графика могла повлиять на его почерк. В русских датированных материалах с такой особенностью мы встречаемся только один раз – в надписи-граффито XII в. в Софийском соборе в Киеве: «Г[оспод ]и помилуй помози помани Данила».
Надпись сделана под рисунком какого-то сооружения с крестом наверху.
Другая надпись, сбоку, поясняет, что это – ледяная церковь и алтарь; алтарь погаснет, а церковь растает. Следовательно, рисунок изображает «иордань» – ледяную церковь, сооружаемую на реке из больших квадратов льда в праздник крещения (богоявления) 6 января.
Автор надписи, Даниил, не назвал себя «рабом божьим», как того требовала обычная формула, а такое отступление от правил дозволялось лишь высшему духовенству".

Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи XI – XIV вв. М., 1964, с. 22, табл. XXII

Легко понять, ЧТО символизировала ледяная церковь...
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Литература о Клименте Смолятиче

Сообщение Лемурий » 09 сен 2009, 12:19

Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Несколько неточностей

Сообщение Лемурий » 09 сен 2009, 13:24

Евгений Беляков писал(а):Заранее хочу похвастаться такой вот интересной находкой:
"Неоправданная замена «а» на «юс» объяснима особенностями греческой графики XI – XII вв., где альфа встречается в формах, очень близко напоминающих русский юс малый.
:arrow: Б.А. Рыбаков Язычество древних славян.
Наш автор, переводивший Григория Богослова, постоянно имел перед глазами греческий текст, и греческая графика могла повлиять на его почерк. В русских датированных материалах с такой особенностью мы встречаемся только один раз - в надписи-граффито XII в. в Софийском соборе в Киеве: "Г[оспод]и помилуй помози ПОМАНИ Данила". Надпись сделана под рисунком какого-то сооружения с крестом наверху. Другая надпись, сбоку, поясняет, что это - ледяная церковь и алтарь; алтарь погаснет, а церковь растает. Следовательно, рисунок изображает "иордань" - ледяную церковь, сооружаемую на реке из больших квадратов льда в праздник крещения (богоявления) 6 января.

Автор надписи, Даниил, не назвал себя "рабом божьим", как того требовала обычная формула, а такое отступление от правил дозволялось лишь высшему духовенству. Летопись позволяет нам указать на конкретное историческое лицо, с которым можно связать эту надпись: 6 января 1114 г. здесь, в Софийском соборе, был хиротонисан юрьевский епископ Даниил: "Поставиша Данила епископом месяца генваря в 6 на крещенье господне". Этот Даниил обладал почерком с явными грецизмами, как и автор "Слова об идолах".

------
1. Климент был принят в митрополиты из иноков, а не из пресвитеров, как Иларион, к тому же по Студийскому Уставу возрастной ценз для митрополитов был не определен, поэтому с уверенностью говорить о том, что Клименту в 1147 году было больше 40 лет - мы не можем.

2. Даниил Заточник писал свое послание сыну Ярославу Владимировичу как новгородскому князю. А таковым Ярослав значился с 1182 по 1184; с 1187 по 1196 и с 1197-1199.

Нет никаких противоречий в утверждении, что послание Даниилы Заточника было написано им в период с 1187г (год создания СПИ) по 1196г.

Кстати, 1187 год - это 100-летие со дня смерти Илариона (Никона) = Бояна и 40 лет со избрания митрополитом Климента Смолятича.

3. "скрания" - это щека (Срезн.).

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 09 сен 2009, 21:47

Что надпись связана с юрьевким епископом Даниилом - всего лишь гипотеза Рыбакова. Для такого епископа ледяная церковь требует объяснения... Почему тут?
Для Даниила-Климента все понятно: ледяная церковь - хрупкое, временное сооружение, часто очень красивое... И тут - либо сожаление, либо проскопия и страх за его судьбу и судьбу его деяния. Одно из двух.
----
Щека на голове. Вроде бы...
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Лемурий » 10 сен 2009, 09:46

Евгений Беляков писал(а):Новгородский Нифонт – один из главных оппозиционеров Клименту, был после избрания Климента епископами вызван в Киев и был подвергнут «домашнему аресту» в Печорском монастыре. При этом Климент вступает в полемику с Нифонтом, в сохранившихся текстах в форме, присущей Клименту – в иносказаниях и символах.
«И се вопрошал Клим нашего епископа (Нифонта) от полоцкого епископа: аже служитъ епископъ постьну службоу, кде целують: в скранью ли по обычаю? – Въ рамо, рече, человати». То есть целовать ли на постной службе в голову? – В плечо, отвечал Нифонт, целовать». По Нифонту – НЕТ ГОЛОВЫ В РУСИ, посему – в плечо целовать...
Климент через полоцкого епископа Козьму задал этот вопрос с целью "подловить" Нифонта. Вопрос, зафиксированный Кириком [см. Русская Истор. библиоетека т. VI c.33 (отв.43)], с "двойным дном"...

Клим: Аже служитъ епископъ постьну службоу, кде целують: в скранью ли по обычаю? - В постную службу дозволяется ли притрагиваться губами к щеке?
Нифонт: Въ рамо, рече, человати.- (уловивший иронию Нифонт) В плечо целовать. (ответ достойный вопроса, напоминающий конкурс "Разминка" в КВН) - в плечо, как понимаете, никто никогда не целует.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 10 сен 2009, 10:13

Евгений Беляков писал(а):Для Даниила-Климента все понятно: ледяная церковь - хрупкое, временное сооружение, часто очень красивое...
Ну а при чем тут тогда 6 января :?:
В Киеве Климент был ещё митрополитом. Приняв повторно схиму и сменив имя, он становился пресвитером (как Иларион-Никон), а, отнюдь, не епископом.

"Ключ" в книге М.Д. Присёлкова "ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв" Спб (1913) 2003, с.199 (помните, ещё зимой показывал):
только Поликарп мог с такой подробностью рассказать о своих беседах с князем Ростиславом, какая читается под 6676 годом, или передавать наставления Мстислава Изяславича себе и "попу Данилѣ" о погребении, в случае смерти, брата Мстислава Ярополка под 6678 годом...

А духовным отцом детей Изяслава Мстиславича был Климент Смолятич.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 10 сен 2009, 12:00

6 января тут, в сущности, не важно: важен сам символ: тающая церковь. Когда он был нарисован - неизвестно. Но тот, кто его рисовал, болел сердцем за Климента и предугадывал (или констатировал) его поражение... (так я предполагаю).
-------
В споре Климента с Никоном очень четко все: щека или плечо, голова или рука? Что важнее? Конечно, всегда можно сказать: эти толкования произвольны. Но почему возникает сразу несколько вполне очевидных аллюзий? Если бы была только одна - другое дело...
-------
Жанр этой работы - реконструкция, а любая реконструкция гипотетична. Я признаю, что ничего не доказано. То есть модальность - гипотеза. Давайте и будем это так рассматривать!
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым


Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 29