Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 24 ноя 2009, 11:52

Добрый день, Татьяна!

Жду ваших версий по поводу "внуков"...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 25 ноя 2009, 10:50

Добрый день, Татьяна!
Интересный момент, который почему то все переводчики пропускают. В обращении Всеволода к Игорю:

«Одинъ братъ, одинъ свѣтъ свѣтлый – ты, Игорю! Оба есвѣ Святъславличя!

есвѣ - такого слова целиком нет ни у Срезневского, ни в С-С СПИ, ни в страрославянском.

е - есть (Срезн.)

А свѣ - начало слова Свет. Получается очередная ироническая игра слов, подходящая по контексту:

«Одинъ братъ, одинъ свѣтъ свѣтлый – ты, Игорю! Оба е Свѣ - Святъ- славличя!
«Один брат, один свет светлый - ты, Игорь! Оба есть Свето- Свято- славичи
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Zinchenko_tanya » 25 ноя 2009, 12:13

Здраствуйте , Лемурий!
Только сегодня села написать Вам о внуке Велеса, а Вы уже поднимаете новую тему.
Вы правы . Я точно также как Вы воспринимаю слово есвѣ
е - есть (Срезн.)

А свѣ - начало слова Свет. Получается очередная ироническая игра слов, подходящая по контексту:
«Одинъ братъ, одинъ свѣтъ свѣтлый – ты, Игорю! Оба е Свѣ - Святъ- славличя!
«Один брат, один свет светлый - ты, Игорь! Оба есть Свето- Свято- славичи


Только это не ироническая игра слов, а тайнопись. Что значит то или иное имя? Почему слова Буй и Тур связаны с Всеволодом, а свет светлый с Игорем? Разновидностью древнерусских имен были так называемые «знатные» или «княжеские имена». К ним относятся Игорь и Всеволод. Кроме основных имен автор использовал имена – метафоры, то есть прозвища, рисующие облик человека иносказательно, путем сравнения его с каким-то другим предметом. Свет, светлый - соотносится с солнцем. В плаче Ярославна обращается к солнцу, называя его «Светлое и тресветлое» Почитание бога солнца в тех или иных формах было свойственно многим народам, в том числе и русичам.
Прозвище Всеволода Тур происходит от названия животного. Эту картину ещё более разнообразит, то обстоятельство что боги имели своих священных животных : коров, быков и т. д. Видимо имена - метафоры свет, светлый и Тур были нечто вроде талисманов ,чтобы отпугивать злых духов. На этом можно было бы закончить исследование, если ни одно, но…Слова Буй и Яр, входящие в состав имя Всеволода имеют сложный клубок идей и древних представлений. Они синонимы и выстраиваются в систему с однотипной семантической структурой, где слова яр и буй определяют связь представлений: верхний край и водную пучину Б. А Ларин в своей книге «История русского языка и общее языкознание» что «яр- открытое высокое место ,гора и уступ дна реки , озера, ручей в овраге…Основные вехи истории слова буй : высокое место ,холм , бугор и глубокое место в реке , озере.» Вместе с данными значениями прослеживаются и другие: « высокий , сильный, весна – время полевых работ, ярка - молодая годовалая овца, ярица- однолетняя рожь и далее более отвлеченное понятие год.»Первичные значения , как считает Б. А. Ларин « сохраняют древнее единство противоположностей: высокое место – глубокое место в реке , озере, а затем выделяются переносные и другие производные значения.».В тексте «Слова…» есть свои специфические черты , из которых складывается типическая формула пространства в «Слове…» «Солнце светится на небеси-
Игорь князь въ Русской земли,
Девицы поют на Дунаи,-
Вьются голоси чрез море до Киева.»
Начальная точка отсчета «верхний край» «солнце светит на небеси», затем идет перечисление объектов сверху вниз до «водной пучины» река Дунай и море. Каждый день солнце проделывает один и тот же путь. Оно опускается с верхнего края за горизонт и переходит из своей дневной ладьи в ночную , в мир где течет река загробного мира. Слово Яр – имеет значение солнечный год. Путь солнца в небесной сфере пролегает по 12 созвездиям, которые называются зодиакальными ,так как большинство из них получило свои имена по животным. Соединив имя Игоря «свет ,светлый»(солнце) с Буй Туром ,получаем положение солнца в зодиакальном созвездии Тельца с(20 апреля по 20 мая)что соответствует времени начала похода Игоря и Всеволода на половцев (по летописи).По возвращению Игоря из плена в Киев «Солнце светится на небеси» «девици поют по Дунаю …море.» - солнце в зодиакальном созвездии Девы, что соответствует месяцу сентябрю. В этих названиях мы видим отражение истории человечества, в частности следы его древних скотоводческих и земледельческих периодов :Овен и Телец – период пастбищ, а созвездие Девы и Весов время уборки и взвешивание урожая. А слова Буй и Яр соединяют не только пространство верх и низ ,но и определяют время соединяя солнце со знаками зодиака. Поэтому автор дал подсказку: «Одинъ братъ, одинъ свѣтъ свѣтлый – ты, Игорю!Игорь - Свѣ – а второй Буй тур Всеволод - Святъ, но оба славличя!
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1446
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 25 ноя 2009, 16:13

Zinchenko_tanya писал(а): автор дал подсказку: «Одинъ братъ, одинъ свѣтъ свѣтлый – ты, Игорю!Игорь - Свѣ – а второй Буй тур Всеволод - Святъ, но оба славличя!
Вот тут у нас с Вами, Татьяна, полный консенсус и взаимопонимание. Только мне кажется дело не в таком сложном подходе через мир быков и водных пучин, а том самом варианте, который Вы сами до этого предлагали:

Игорь греховен - отдален от Христа. Какое же Славление Святых, только Славление языческих сил природы: Свето-Славич.
Всеволод же изображен в СПИ как бесстрашный воин, аки тур. Вероятно Автор не считает его греховным и следовательно не отдаляет его от Христа: Свято-Славич.

Если помните, мы разбирали символы "триумфа" Игоря и совокупность символов и их последовательность совпадали с языческим идолом и движением Солнца.

Изображение

(Из монографии Б.А. Рыбакова "Язычество Древней Руси")

Лада и Перун - Чрълена чолка и Чърленъ стягъ
Макошь -Мать Сыра Земля - Сребрено стружие (черненный символ надела).
Дажьбог - Бела хоругвь

Ой, встало красно солнышко!
Ой, Ладо мое, купало! (из фольклора, записанного К. Бегтиным)

Восток - Червлен рассвет - Лада - Чрълена чолка

Юг - Солярный круг - белый день - Дажьбог - Бела хоругвь

Запад - Червлен закат - Бог войнов - Перун - Чърленъ стягъ

Север - Черненный (серебром) символ надела - Богиня плодородия -Макошь - Сребрено стружие

А вместе получается круговорот Солнца !!!

А по контексту - сутки "праздника" "победителю"...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Zinchenko_tanya » 25 ноя 2009, 19:30

Лемурий, по Збручскому идолу я Вам писала следующее:
2) Сложный клубок древних идей и представлений сосредоточено в Збручском идоле. Я бы хотела обратить Ваше внимание только на деление столпа на три неравных части. Верхние , самые большие по «росту» боги, соответствуют тени какого – нибудь стружия в день зимнего солнцестояния. Полярное значение имеют самые маленькие фигурки богов в среднем ярусе и соединяются с тенью солнца в период летнего солнцестояния. И нижний ярус богов , средний по величине соотносится с тенью в день весеннего равноденствия.
Кто есть кто из языческих богов я не разбирала, но если так на вскидку , то колесо с шестью гранями или спицами большинство исследователей считают «громовым знаком» Перуна.. Бог на лошади , видимо, Хорс . Главное – что в традиции всех индоевропейских народов, лошадь была главным священным животным. Культ лошади прослеживается по всему ареалу распространения индоевропейских языков не только в простейших, но и в сложных формах, которые совпадают настолько точно, что объяснением может быть лишь существование этого культа ещё на индоевропейской стадии. Воспользуемся обрядами древних германцев ( Древние германцы. Сборник документов. М.1937г). в главе Х. Публий Корнелий Тацит « Германия» сообщает : « Особенностью же этого народа является то, что он ищет предзнаменований и предостережений и от лошадей. Жрец примечает их ржание и фырканье, и ни к какому гаданию германцы не относятся с большей верой, и притом не только простолюдины, но и знать; жрецы считают себя служителями богов, а коней посвящёнными в их тайны».
На Руси изображение коня, особенно его головы, повсеместно считались мощными магическими амулетами. Коньки на крышах русских изб – упрощенные изображения всё тех же конских голов. Видимо, существовал обряд который предписывал голову коня помещать на самое высокое место- крышу дома. «Уже дьскы без кнеса…» Кнес – Конек, или голова коня на продольном верхнем брусе крыши.
Больше всего Збручский Идол похож на языческого бога,оси мира трёхслойной Вселенной - Трояна.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1446
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 25 ноя 2009, 19:55

Меня в варианте с идолом смущает следующее:

Чрьленъ стягъ, бѣла хорюговь, чрьлена чолка, сребрено стружіе – храброму Святьславличу!

Свято-славич в применении к князю-грешнику не подходит. Другое дело языческие символы.

В то время писали Ст҃ославич. т.е. при расшифровке Ст҃ можно расшифровать как обычно Свято-славич, а можно и как ранее указал Автор Свето-славич, тогда и расшифровка солярных языческих символов тольно подтверждает правильность расшифровки.

Но в тексте СвятЬславич...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Zinchenko_tanya » 25 ноя 2009, 20:15

Игорь -грешник , но находится как бы в чистилище, проиграв битву половцам , побывав у них в плену , он искупает свои грехи, и продолжает жить. Наказывается только душа Игоря. Но есть в "Слове ..." и такие грешники у которых уничтожается и тело, они умирают и тогда уже попадают на "суд божий".
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1446
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 25 ноя 2009, 21:37

Кстати, насчёт СвятЬславлича.
В Большом старославянском словаре есть слово СвЬтение - свечение, сияние. В точку.

Zinchenko_tanya писал(а):Игорь -грешник , но находится как бы в чистилище, проиграв битву половцам , побывав у них в плену , он искупает свои грехи, и продолжает жить.

Хорошо ж "чистилище", когда у него и охота, и поп, и половецкая знать к услугам, а после его побега условия содержания оставшихся русичей резко ухудшились...

Если он УЖЕ искупил грехи, то зачем ему ехать к иконе Богородицы :?:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Zinchenko_tanya » 25 ноя 2009, 21:40

Вы мне цитируете летописный рассказ , а я Вам пишу о тексте "Слова..."
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1446
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 25 ноя 2009, 21:45

Так я о том же. К Богородице то он поехал только в конце СПИ - страны ради.

Если в конце СПИ он ещё как то оказался связан с христианскими символами - укажите это место, тогда версия о "чистилище" будет работать...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 25 ноя 2009, 21:48

Роберт просил разместить его сообщение:

Роберт писал(а):«Новый» приводит цитату из статьи Шептаева со словами «в буести заковано». Лет тридцать тому назад я искал в сборнике Шейна слова, цитируемые Шептаевым. Кажется, Шептаев запутался в собственных записках, забыв, что «в буести заковано» он добавил сам от себя.. Насколько мне удалось определить, нет таких слов, какие цитирует Шептаев, зато есть сходный текст у Шейна (под другим номером, если память мне не изменяет). Я сообщил об этом в Пушкинском Доме и в моей книге «Lances Sing», которую практически никто на Руси не читал и не собирается читать.

Вот что писал «Новый» на эту тему:
Загадочно происхождение сходного с приводимой выше фразой из С. образного выражения, обнаруж. Л. С. Шептаевым в сб., изданном П. Шейном (Великорус в своих песнях, обрядах... СПб., 1900. Т. 1, вып. 2. № 554): «сердце каменно, в буести заковано, в булате сварено», где слово «булат» выступает в не свойственном ему значении (см.: Шептаев Л. С. Заметки к древнерусским литературным памятникам // ТОДРЛ. 1957. Т. 13. С. 427).


Доп. материал к этому сообщению:

:arrow: Шептаев Л. С. Заметки к древнерусским литературным памятникам // ТОДРЛ. 1957. Т. 13. С. 427

:arrow: НГ:Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 4 - откуда Роберт брал цитату Нового.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Zinchenko_tanya » 25 ноя 2009, 22:15

Уже указала: Видимо , автор подражал не только, свадебным песням, тропарям , но и молитвам, славословию Пресвятой Троицы "Слава отцу, и сыну и святому духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь", "Слове..." Слава Игорю Святославичу(отцу), буй тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу(сыну).... Аминь,"
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1446
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Dona » 26 ноя 2009, 07:26

Zinchenko_tanya писал(а):Уже указала: Видимо , автор подражал не только, свадебным песням, тропарям , но и молитвам, славословию Пресвятой Троицы "Слава отцу, и сыну и святому духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь", "Слове..." Слава Игорю Святославичу(отцу), буй тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу(сыну).... Аминь,"
Здравствуйте, Татьяна!
Не знаю, по какой причине, но вдруг обратила внимание на... запятые.
И решила проверить, КАК их ставят в словословии Пресвятой Троицы.
Изображение

По этому адресу нашла несколько вариантов "запятых в словословии":
http://www.pravoslavieto.com/molitvoslo ... hasove.htm
Православен молитвослов
Пасхални часове
Слава на Отца и Сина и на Светия Дух,
и сега и винаги и во веки веков.
Амин.


Пасхалното молитвено правило на църковнославянски език
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, амин.
Т.е. отсутствуют запятые в "словословии Троицы".
Как говорится, в этом есть глубокий смысл!
http://www.pravoslavieto.com/rechnik/index.htm
Православен речник
Троица Света - 1) Едно от основните учения (догмати) на християнската вяра: за учението за Трите Лица (или Ипостаси, според установената през IV в. терминология) на Единия Бог - Бог Отец, Бог Син, Бог Дух Свети. То е формулирано от Самия Иисус Христос в обръщението Му към апостолите с думите "И тъй, идете, научете всички народи, като ги кръщавате в името на Отца и Сина и Светаго Духа" (Мат. 28:19).
Т.е. при ПЕРЕЧИСЛЕНИИ ТРЕХ ЛИЦ Единого Бога запятые поставлены, а вот сам СИМВОЛ Веры - БЕЗ запятых.
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Zinchenko_tanya » 26 ноя 2009, 09:34

Здравствуйте ,Dona!
Молитву с запятыми списала из книги Прот. Серафима Слободского
"Закон Божий" Москва, "Яуза - пресс" 2008 стр 56.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1446
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Dona » 26 ноя 2009, 10:34

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте ,Dona!
Молитву с запятыми списала из книги Прот. Серафима Слободского
"Закон Божий" Москва, "Яуза - пресс" 2008 стр 56.
Я не сомневаюсь, что Вы все правильно цитировали. :)
Мне показалось интересным проверить варианты запятых, и они нашлись!
И я не думаю, что это из-за изменения правил грамматики (текст из "Православного словаря" это проиллюстрировал).
Так что причина, возможно, в "тайнописи". :?
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 58