Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 19 ноя 2009, 13:07

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте , Лемурий! Вы опять забыли , что "Слово..." использует свадебные метафоры. В свадебной обрядовой поэзии "див" есть , а грифонов - нет.
Добрый день, Татьяна!
Сюжет СМЕШАННЫЙ. Библейский + свадебный + языческие символы для "героев"-грешников.

P.S. А Див и есть Грифон. ДИВЪ - gryphus (в Житии св. Власия).
Для кого вчера Срезневского и Рыбакова цитировал ? (см. выше)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Zinchenko_tanya » 19 ноя 2009, 15:14

Добрый день ,Лемурий!
Но не знал Рыбаков, и другие исследователи «Слова», что автор писал текст на основе свадебных обрядов. А если бы знал , как мы с Вами , то думал совсем по – другому. Так , что Рыбакова мне упрекнуть не в чем .
Я уже разбирала слово «Див». Но придётся провторится:
По свадебному ритуалу невеста расставалась с « дивий волей» « Я из див здивовалась». По поверьям дивья красота уходила в лес и садилась на верхушку дерева. В « Слове…» «Збися див кличет върху древа…»
Плата отдавалась за «дивью красоту»- в фольклоре поэтическое воплощение девичества. Плата , в то далекое время, была не только златом и серебром ,но и пушными зверями. В свадебных песнях невесту представляли в образах соболя « Соболем Наташенька леса прошла, крыла леса алым бархатом, по пути катила крупным жемчугом», куницы «Черная куна, возле быстрой реки, не сиди, господин, во чужом пиру, снаряжай ты свадебку» (Русская народная поэзия. Ленинград 1984).
В начале сватовства «дивичья красота» сидит на вершине дерева. «Цестна дивья-то красота, сидит на самых вершиноцках» (Русская свадьба. Москва.1985 стр. 144). В «Слове» «…збися дивъ , кличет вверху древа», здесь сопоставлены два мотива, по сходству категорий действий. На вершине древа сидел «див» - половецкий разведчик, который, подражая куницы или соболю, « свистъ зверинъ въста» подавал голосом знаки о движении игорева войска . Предупреждения предназначались для половцев ,живших на землях : 1-Влъзе, 2 –Поморию,3- Посулию,4 –Сурожу, 5-Коросуню ,6 – и тебе Тьмутороканьскый блъванъ. В летописи под 1185г. названы имена ханов, владеющими этими землями: «И сказал Игорь…что собрали на себя всю землю Половецкую» 1-Кончака, 2- Козу Бурновича, 3-Токсобича,4- Колобича,5-Етебича, 6- Тертробича. Если и в «Слове…» и в летописи земли и половецкие ханы перечислены в одном порядке то «Тьмутороканьский блъван»-Тертробич.
И пока невеста оставалась с матушкой и своим батюшкой, « Цесна дивья красота красота сидит на самых вешиноцьках» ( Русская свадьба А.М Балашов стр.144) Но наступал свадебный обряд « вывод невесты перед столы» , где невеста впервые показывается жениху. Вывожельницы выводят её из избы, после «вывода перед столы» уже фактически заключался брачный союз. «Дивья красота после этого обряда падает на землю «Да низко я поклонилася , да красота та свалилася. Моя упала дивья красота, да ко резвым ноженькам»» ( стр 144, 143) . Невеста покидает свой дом и переезжает на чужую ,женихову сторону.
Автор «Слова …»использовал эту свадебную символику, Воюют две стороны языческая земля Половецкая и Христианская земля Русская.
«Див кличетъ вверху древа» , пока все военные действия проходят на территории половцев , с текста «уже връжеся див на землю» половцы приходят на Русь и война идёт уже на Русской земле. Грабят город Римов «Сё у Рим кричат подъ саблями половецкими». Атакуют княжество Владимира Глебовича «Туга и тоска сыну Глебову». Иногда половцы получают отпор « А ты буй Романе и Мстиславе …. И половци сулици свои поврегоша. А главы своя подклониша. Подъ тыи мечи харадужные». Нападают половцы на Киев в 1068г. «Пришли иноплеменники на Русскую землю, половцев множество». Всякий приход на Русь поганых был наказанием Божьим, как считал автор «Слова…».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 19 ноя 2009, 15:38

Zinchenko_tanya писал(а):По поверьям дивья красота уходила в лес и садилась на верхушку дерева.
В начале сватовства «дивичья красота» сидит на вершине дерева. «Цестна дивья-то красота, сидит на самых вершиноцках» (Русская свадьба. Москва.1985 стр. 144)...

Досиделась :arrow: уже връжеса дивь на землю. :D

Татьяна! В отрывке = Дивъ кличетъ връху древа = сам ДивЪ какого рода? Правильно мужского. А девья красота?
Зачем ей при этом велеть прислушаться к земле незнаемой, а потом в землю врезаться?

А по поводу Тмуторокани... У Вас есть данные кому принадлежала в это время Тмуторокань? Подскажу - Византии. Ещё со времён Олега Гориславича.

В 1083 г., благодаря помощи Куръ Олексия (византийского императора с 1081 г.) Олегу Святославичу, Тмуторокань стала византийской провинцией.
Тмутороканская печать Олега Святославича: Господи, помоги Михаилу, архонту Матархи, Зихии и всей Хазарии, о которой писал

А.В. Соловьев "Восемь заметок к "Слову о полку Игореве" // ТОДРЛ, М., Л., 1964., Том XX., с.378,

на греческом языке и принадлежит к типу печатей провинциальных наместников византийских императоров.
Сравните её с более поздней "черниговской" (1094-1115) печатью Олега Святославича:

В.Л.Янин, П.Г.Гайдуков Древнерусские вислые печати

Иоанн Цец в 1140-х писал о «стране матархов» как части империи, а Мануил I в 1166 г. титулуется в том числе и «государём зихийским и хазарским». Причем последний в соглашении 1169 г. с Генуэзской республикой о торговле в Чёрном море разрешил генуэзским судам заходить в любые порты Чёрного моря, кроме Тмутаракани и Росии (причерноморский городок, архонтессой которого была жена Олега - Феофания Музалон), этот запрет был повторён и в соглашении 1192 г. Исааком II Ангелом.

Изображение
Византийская империя к моменту смерти Мануила I Комнина (1180)

Так что "Тмутороканский блъванъ" = "Византийский истукан"

В это время случилось следующее. В центре площади Константина, на видимой отовсюду багряного цвета колонне, стояла бронзовая статуя, обращенная лицом к востоку; в ее правой руке находился скипетр, в левой — сделанный из бронзы шар. Говорят, что это была статуя Аполлона, но жители Константинополя, как я полагаю, назвали ее Анфилием. Великий император Константин, отец и властитель города, дал ей свое имя — имя самодержца Константина. Однако первоначальное название пересилило, и все продолжали именовать статую Анилием или Анфилием.

Неожиданно поднявшийся сильный юго-западный ветер сорвал статую с пьедестала и сбросил ее на землю* — солнце в это время находилось в созвездии Тельца. Многие, а особенно те, кто враждебно относился к самодержцу, восприняли это как дурное предзнаменование и принялись распространять слухи, что падение статуи предвещает смерть императора. На это Алексей говорил: «Я знаю только одного господина над жизнью и смертью и не могу поверить, что падение изображений влечет за собой смерть. Если, к примеру, Фидий или какой-либо другой скульптор, обтесывая камень, создавал статуи, то разве он оживлял мертвецов и творил живых людей? Если бы это было так, что оставалось бы на долю творца всех? Ведь „я умерщвляю и я оживляю, — говорит творец, — а не падение или возведение той или иной статуи“». Император возлагал все надежды на великий промысел божий.
-----
Примечание:
Об этой колонне со статуей сообщается в ряде византийских источников. Она стояла в центре площади Константина, возвышалась на 50 м, а у нее наверху находилась статуя Аполлона, увенчанного лучезарным венцом. Эту статую, как сообщает Зонара (Zon., XIII, 3), привез Константин из Фригии; по преданию, в цоколе колонны были заложены различные христианские реликвии. Впоследствии, когда Константин был признан первым христианским императором, эта колонна получила большое религиозное значение и на ней была высечена надпись, содержавшая призыв к Христу хранить Константинополь. В дальнейшем статуя упала и ее заменили крестом; при Мануиле Комнине колонна была реставрирована (см.: Беляев, Byzantina, III, стр. 45 и сл.: Janin, Constantinople byzantine, рр. 81—84).
------
Анна Комнина АЛЕКСИАДА Кн.12
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Zinchenko_tanya » 19 ноя 2009, 16:12

"А по поводу Тмуторокани... У Вас есть данные кому принадлежала в это время Тмуторокань? Подскажу - Византии. Ещё со времён Олега Гориславича."Интересное Ваше утверждение Лемурий.

Тмуторокань принадлежит Византии , а приходят на Русь из Тмуторокани половцы в 1078 и 1094г.Текст «Слова…» « Тъй бо Олег мечемъ крамолу коваше и стрелы по земле сеяше, ступает въ златъ стремень въ граде Тьмуторокане. Той же звонъ слыша давный великий Ярославь, а сын Всеволожь Владимир по вся утра уши закладаше вЧернигове.», на мой взгляд, требует пояснения. Я хочу предложить свою версию понимания данного текста.
Память автора «Слова…» цепко держит самые драматичные события 11 века. Мотивировка завязки сюжетных линий дана в начале текста: «мечемъ крамолу коваше и стрелы по земле сеяше…» - это символ княжеских распрей, усобиц. Вся сцена выдержана в строе, который создается повтором ситуаций: « Той же звон..»слышали и «великий Ярослав» и «сын Всеволожь Владимир».Это были удары в колокол или в звонило – железную сторожевую плиту, как сигнал к сбору людей в случае пожара, и тревожный призыв на помощь при внезапном нападении противника.
Сначала о людях, упомянутых в тексте, ибо какая ж история, если она безлюдна.
1.«великий Ярослав» - Ярослав Мудрый, князь киевский ( ум. 1054г.)
2.«Олег» князь Олег (ум.1115г.) - внук Ярослава Мудрого, сын Святослава черниговского (ум.1076г).
3. «сын Всеволожь Владимир» Внук Ярослава Мудрого, сын киевского князя Всеволода (ум 1093г.), Владимир Мономах - князь (ум.1125г.)
Не будем упускать из виду ещё два действующих «лица» Пространство и Время. Обозначим города, отмеченные в тексте Тьмуторокань и Чернигов. Что обращает на себя внимание в данном тексте «Слова….» - однообразность процесса во времени и пространстве. В летописи«В год 6586(1078) Бежал Олег, сын Святослава, в Тьмуторокань…привели Олег и Борис поганых (половцев) на Русскую землю…и подошли к Чернигову, и черниговцы затворились в городе…»
Та же беда случилась и с Ярославом Мудром. Найдем в летописи событие, которое следовало по той же схеме и где главными пространственными ориентирами были города Тьмуторокань и Чернигов. В летописи «В год 6532(1024) пришел Мстислав ( брат Ярослава Мудрого) из Тьмуторокани … Он же пошел и сел на столе в Чернигове…И пошли Мстислав и Ярослав друг на друга…,И была сеча сильна.»
Далее по тексту ( «а сын Всеволожь Владимир по вся утра уши закладаше в Чернигове...») называется ряд качественно не отличающихся, а только повторяющихся событий. В летописи « В год 6602(1094)…пришел Олег с половцами из Тьмуторокани и подошел к Чернигову, Владимир же затворился в городе. Олег же, подступив к городу, пожег вокруг города и монастыри пожег». В монастырях, призывая на помощь, ударили в набат так громко, что у Владимира уши заложило в Чернигове. Речь идёт о междоусобной борьбе между Олегом Святославичем (ум. 1115г.) и Владимиром Всеволодовичем Мономахом (ум 1125г.) за Чернигов, принадлежавший отцу Олега до его смерти.
Процесс прихода рати из Тьмуторокани на город Чернигов представлялся автору «Слова…» чем-то вроде безостановочно вращающегося колеса: в 1024г.,1078г.,1094г., поэтому он и объединил эти события в данном тексте.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Zinchenko_tanya » 19 ноя 2009, 17:33

Цестна дивья-то красота, сидит на самых вершиноцках» (Русская свадьба. Москва.1985 стр. 144). В «Слове» «…збися дивъ , кличет вверху древа», здесь сопоставлены два мотива, по сходству категорий действий.
В русских свадебных обрядах дива« Я из див сдивовалась» – невеста стр39.(Русская свадьба. 1985г.)
Див» имеет второе, отрицательное значение этого слова – дикий .: ср. укр. дивий – дикий, старославянский «дивии», болг. «див», польский dziwy , «дивий» при латыш. daeva zuosis, « дикий гусь», ср. также родственное хеттское siu – «бог» в saunas huitar, «животные богов» т. е. «дикие звери». ( Мифологический словарь , Москва, Советская энциклопедия, 1991г. Стр. 188 Див)
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 19 ноя 2009, 19:18

Zinchenko_tanya писал(а):Тмуторокань принадлежит Византии , а приходят на Русь из Тмуторокани половцы в 1078 и 1094г.
В 1078 году из Тмуторокани (тогда ещё считавшейся русским княжеством) делали набеги на Русь в союзе с половцами Красный Роман Святославич со своим братом Олегом Гориславичем.

В 1079 г. в Тмуторокань едет Всеволожий посадник Ратибор. 02.08.1079 г. убит подкупленными союзниками-половцами Роман Красный, его брат Олег бежит в Царьград.

При поддержки Алексея Комнина ( Куръ Олексия) Олег Святославич в 1083 году захватывает Тмуторокань при этом его печать такая же как и аналогичные печати к византийских наместников.

Причем Олег женится на знатной гречанке Феофано Музалониссе, которая именуется в печатях «архонтиса Росии», однако это не Русь, а маленький город находившийся, согласно ал-Идриси, на большой реке, в 27 милях от Тмутаракани. Да и в самом наименовании "архонтиса" усматривается византийский статус. Стоит ли говорить, что и печать её аналогичная печать византийских провинций.
см. Византийский временник, №43 (1961) Е. Ч. Скржинская. Греческая надпись из Тмуторокани.

В год 6612 (1104). Повели дочь Володареву [Володаря Ростиславича Тмутороканского] за царевича Алексеевича [сына Алексея I Комнина], в Царьград, месяца июля в 20-й день. (Ипат.)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 19 ноя 2009, 19:34

Zinchenko_tanya писал(а):В русских свадебных обрядах дива« Я из див сдивовалась» – невеста стр39.(Русская свадьба. 1985г.)
Див» имеет второе, отрицательное значение этого слова – дикий .: ср. укр. дивий – дикий, старославянский «дивии», болг. «див», польский dziwy , «дивий» при латыш. daeva zuosis, « дикий гусь», ср. также родственное хеттское siu – «бог» в saunas huitar, «животные богов» т. е. «дикие звери». ( Мифологический словарь , Москва, Советская энциклопедия, 1991г. Стр. 188 Див)
В первом случае "из див сдивовалась" - это игра слов такая же как "из чуда учудилась" или "из удивления сдивилась" :D

Срезн.
Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Dona » 20 ноя 2009, 08:42

Zinchenko_tanya писал(а): Тмуторокань принадлежит Византии , а приходят на Русь из Тмуторокани половцы в 1078 и 1094г.Текст «Слова…» « Тъй бо Олег мечемъ крамолу коваше и стрелы по земле сеяше, ступает въ златъ стремень въ граде Тьмуторокане. Той же звонъ слыша давный великий Ярославь, а сын Всеволожь Владимир по вся утра уши закладаше вЧернигове.», на мой взгляд, требует пояснения. Я хочу предложить свою версию понимания данного текста.
Память автора «Слова…» цепко держит самые драматичные события 11 века.

Не будем упускать из виду ещё два действующих «лица» Пространство и Время. Обозначим города, отмеченные в тексте Тьмуторокань и Чернигов.

В летописи«В год 6586(1078) Бежал Олег, сын Святослава, в Тьмуторокань…привели Олег и Борис поганых (половцев) на Русскую землю…и подошли к Чернигову, и черниговцы затворились в городе…»

В летописи «В год 6532(1024) пришел Мстислав ( брат Ярослава Мудрого) из Тьмуторокани … Он же пошел и сел на столе в Чернигове…И пошли Мстислав и Ярослав друг на друга…,И была сеча сильна.»

В летописи « В год 6602(1094)…пришел Олег с половцами из Тьмуторокани и подошел к Чернигову, Владимир же затворился в городе. Олег же, подступив к городу, пожег вокруг города и монастыри пожег». В монастырях, призывая на помощь, ударили в набат так громко, что у Владимира уши заложило в Чернигове. Речь идёт о междоусобной борьбе между Олегом Святославичем (ум. 1115г.) и Владимиром Всеволодовичем Мономахом (ум 1125г.) за Чернигов, принадлежавший отцу Олега до его смерти.
Процесс прихода рати из Тьмуторокани на город Чернигов представлялся автору «Слова…» чем-то вроде безостановочно вращающегося колеса: в 1024г.,1078г.,1094г., поэтому он и объединил эти события в данном тексте.
Здравствуйте, Татьяна!
Не успеваю "догонять", однако, учусь! :)

На стезе обучения попадаются "пособия" (на болг. называются "помагалА"). Я сейчас все 12 страниц этой темы просмотрела по поводу географических карт и не нашла такой. Так что делюсь ссылкой:

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/c ... 1200ad.jpg

Вот так она смотрится в уменьшенном виде:
Изображение

Надеюсь, будет "в помощь" всем исследователям "СЛОВА..."! :)
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Zinchenko_tanya » 20 ноя 2009, 09:06

Здравствуйте , Dona! Спасибо за помощь. Но , наше представление о пространстве сосем отлично от древних. Реальные топографические объекты могли иметь и символическое значение. Перемещение с земли на море ,это не обязательно движение к Черному морю, чаще это всего лишь путешествие по вертикали в трехслойной вселенной с земли (мира людей ), в подземный мир. Или ,Ярославна летит " зегзицею по Дунаю", чтобы попасть к половцам на реку Каялу "омочу бебрян рукав въ Каяле реце" и найти Игоря , который отправился "испить шеломом Дону"!?
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 20 ноя 2009, 09:44

Доброе утро, Татьяна!

По этому поводу рекомендую замечательную статью Л.В. Соколовой "Мотив живой и мертвой воды в «Слове о полку Игореве», где она сравнивает реку Каяла с быстрой черной рекой "Смородина", образованной вероятно от слова "смород/смрад" и предлагает считать, что Ярославна летит за "мертвой водой" Каялы и "живой водой" Дуная, дабы заживить раны и оздоровить Игоря, т.к. подобное "лекарство" может состоять только из сочетания этих двух частей.
Среди разнообразных мотивов, связанных с ним в фольклоре, в нар. слав. песнях есть мотив целебной дунайской воды, исцеляющей от болезней, спасающей от смерти. Такое представление о Дунае отражено, напр., в болг. песне «Яна-кукавица», приведенной Вс. Миллером в качестве параллели к П. Я. Герой этой песни, лежащий больным в шатре, просит сестру отправиться в дальний путь, на «белый Дунай», и принести «студеной» дунайской воды, которая должна исцелить героя. Девушка, набрав воды из Дуная, не может найти дорогу обратно и просит Бога превратить ее в кукушку, чтобы она летала по лесам и искала брата.
-----
ТОДРЛ т.48 Спб.1993 // Л.В. Соколова. Мотив живой и мертвой воды в «Слове о полку Игореве», с.38-47
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 20 ноя 2009, 10:21

Хотел бы рассмотреть тему "пластов Старого и Сего времени", надеюсь, Татьяна, на Вашу помощь.

В отношении композиции целого СЗБ выделяется среди оригинальных текстов XI в. (житейные композиции в слишком большой степени определялись каноническими образцами и строимым в соответствии с ним жизнеописанием) и позже - вплоть до "Слова о полку Игореве", где композиционная структура разработана с непревзойденным в древнерусской литературе искусством (интересно, что СЗБ предвосхищает композиционный прием столкновения двух временных пластов - СТАРОГО времени и СЕГО времени).
-----
Топоров В.Н. Первый век христианства на Руси т.I, М., 1995, с. 264


О Бояне, соловію СТАРОГО времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы оба полы СЕГО времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы!
О Боян, соловей cтарого времени! Абы ты сейчас полки воспел, скача, соловей, по мысленному древу, летая умом под облаками, свивая славы обоих полов сего времени, рыща в тропу Трояна через поля на горы!

Субъектов СЕГО времени выступают т. наз. новые люди, термин, применяемый к русским христианам в группе текстов, входящих в предполагаемое "Сказание о распространении христианства на Руси"... (Ср.: Лавр. 988, 996, 1015, 1037)
--------
Топоров В.Н. Первый век христианства на Руси т.I, М., 1995, с. 361


Новые люди, воскресшие в Ветхом Адаме, для знакомых со скифо-сколотской мифологией, первочеловек Адам - это первоскиф Таргитай, отец трех сыновей (Троян).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Zinchenko_tanya » 20 ноя 2009, 15:56

Здравствуйте , Лемурий!
Троян – языческий бог пространства и времени. Вселенная в мифологии — сложное сооружение, состоящее из самостоятельных миров, отделённых друг от друга теми или иными преградами и препятствиями. Например, землю от подземного мира может отделять река (Стикс). . В то же время миры изолированы не полностью, они сообщаются между собой. С земли можно попасть на небо или спуститься в преисподнюю. Связующие элементом служит так называемая ось мира, пронизывающая всё мироздание. Располагаясь, как правило, в самом центре вселенной, она является как бы главным опорным столбом, скрепляющим громоздкую махину космоса. Представления об оси мира зафиксированы у большинства народов земного шара. Вполне естественно, что в разных мифологиях ей приписывается разный облик. Однако из всего множества образов, созданных народной фантазией и обработанных религиозной мыслью, можно выделить несколько наиболее популярных. Самый известный среди них — образ мирового дерева и горы. (Мы ещё с Вами разбирали «стужие , Збручский Идол) Иногда это не одно мировое древо , а три , на каждой зоне по одному: 1)« Растекашется мыслию по древу».2) Скача славию по мысленному древу»3) Пасёт птиц по дубию».
Попасть на небо можно поднимаясь «рища в тропу Трояню чрезъ поля на горы»» Библейские тексты дают основание утверждать, что на горе находился и рай. По книге Бытие, сад Эдема располагался просто “на востоке”, но Иезекииль (28:13 — 16) вносит уточнение, помещая его на горе. По всей видимости, с раем отождествляется и священная “гора господня”, о которой в одном из псалмов (Пс., 23:3—5) сказано, что взойти туда сможет лишь праведник с “руками неповинными и сердцем чистым”. Такой ,как Боян.
Опустится вниз по оси мира в море , то же можно с помощью Трояна « В ступила девою на землю Трояню» и перелётом в образе птицы «Уже на синем море у Дона». Сама же ось мира , « На седьмом веце Трояни» на небе прикреплена к созвездию состоящего из семи звёзд, последняя звезда в хвосте Малой Медведицы и есть Полярная. В наше время это самая близкая к Северному полюсу мира звезда, и поэтому невооруженным глазом нельзя заметить ее суточного вращения. Создается впечатление, что Полярная звезда "неподвижна" и не участвует в видимом суточном вращении небесной сферы, а все другие звезды вращаются вокруг нее.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 20 ноя 2009, 16:50

Отвечу чуть позже - оцените:

«Комони ржуть за Сулою – звенить слава въ Кыевѣ! Трубы трубять въ Новѣградѣ - стоять стязи въ Путивлѣ». - вторая припевка Бояна. Интересно, что в ней перечислены участники междоусобицы 1180, которые принимали участие на стороне Святослава Всеволодовича, когда в Киеве "звенела слава" о сожженых городах у Переяславля Залесского:

Кони ржут за Сулой - половцы. р. Сула пограничная река между Русью и половецким полем;
Звенить слава въ Кыевѣ - Святослав Всеволодович, киевский князь в 1180 г.;
Трубы трубять въ Новѣградѣ - новгородцы во главе с сыном Святослава Владимиром;
Cтоять стязи въ Путивлѣ - Игорь Святославич, в северском княжестве которого и был этот городок, где на забороле заклинала языческие силы его жена Ярославна, прося помощи мужу-грешнику.

Святослав...отправился на восточный берег Днепра, сказавши своим: «Теперь уже я объявил свою вражду Ростиславичам, нельзя мне больше оставаться в Киеве». Приехавши в Чернигов, он созвал всех сыновей своих, младшую братью, собрал все силы Черниговской волости, всю дружину и стал говорить им: «Куда нам ехать? В Смоленск или в Киев?» На это отвечал ему двоюродный брат Игорь северский: «Батюшка! Лучше была бы тишина, но если уже так случилось, то дал бы только бог тебе здоровья». Святослав тогда сказал: «Я старше Ярослава, а ты, Игорь, старше Всеволода: так я теперь вам остался вместо отца и приказываю тебе, Игорь, оставаться здесь с Ярославом оберегать Чернигов и всю волость, а я со Всеволодом пойду к Суздалю выручать сына своего Глеба, как нас там бог рассудит со Всеволодом Юрьевичем». Святослав разделил и половцев надвое: половину взял с собою, а другую половину оставил братьи, после чего отправился в поход, взявши с собою Ярополка Ростиславича; подле устья Тверцы соединился он с сыном Владимиром и со всеми полками новгородскими (потому что Владимир княжил тогда в Новгороде), положил всю Волгу пусту, по выражению летописца, пожег все города и в сорока верстах от Переяславля Залесского.
------
C.М. Cоловьев " История России с древнейших времен. Т.2 гл.6
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Zinchenko_tanya » 20 ноя 2009, 17:17

С текста « О Бояне соловию…»до«Комони ржуть за Сулою – звенить слава въ Кыевѣ!» – автор рассказал о событиях, произошедших в марте 1185г, а с текста «Трубы трубять въ Новѣградѣ - стоять стязи въ Путивлѣ» - сбор Игорева войска , после апреля 1185г.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 5

Сообщение Лемурий » 20 ноя 2009, 17:55

Zinchenko_tanya писал(а): Троян – языческий бог пространства и времени.
Иногда это не одно мировое древо , а три , на каждой зоне по одному: 1)« Растекашется мыслию по древу».2) Скача славию по мысленному древу»3) Пасёт птиц по дубию»...
Где-то с полгода назад переписывался с одним интересным исследователем СПИ Анатолием Ивановичем Золотухиным. В Форуме он участвовать не захотел, но на все вопросы отвечал охотно (пока не коснулись темы авторства СПИ)...
Так вот у него была совершенно удивительная расшифровка этой строки:

Свивая славы оба полы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы

По его версии СПИ как и "Слово о Законе и Благодати" были написаны в виде византийского канона, который обрамлялся акромезотелестихами:

"Поля" - расположенные горизонтально стихи канона;

"Славы" - каждая песнь канона заканчивается тропарями на "Слава". Поэтому каждый гимнограф, составляя канон, как бы скакал по мысленному древу от "Славы" 1-й песни к "Славе" 9-й песни канона и наоборот.

"Свивать славы оба пола" - свивать богородичные сего времени с ветхозаветными ирмосами.

"Горы" - акро, - мезо и -телестихи, располагающиеся вертикально. Сам процесс составления акромезотелестихов путем свивания "Слав" канона сверху вниз от 1-й к 9-й песни и наоборот, снизу вверх, напоминает движение по горам.

Тропу Трояна - Троян-отец 3-х сыновей, ств 3 пути свивания "Слав": Акро-, теле- и мезо- (не на 10-е, а на каждые 5-е, 10-е, 15-е и т.д. слова тропарей (Боян же, братья, не 10 соколов на стадо лебедей пускал, но свои вещие персты (5) на живые струны воскладал).

Византийский канон как песнопение состоит из восьми или девяти песен, каждая из которых начинается со строфы, называемой ирмосом, цитирующей определенную Библейскую песнь, за которой идут тропари, повторяющие форму ирмоса, но по содержанию приспособленные к текущей службе. Повествование в каждой песни канона идет от древних времен к настоящим.Последние тропари каждой песни назывались богородичными, или славами. Точно так же устроен и весь канон в целом от первой и до последней песни. Поэтому IX песнь канона называется также Богородичной песней. В ней все стихи тропарей от ирмоса до слав или богородичен могли обрамляться акростихами...
"Слово о полку Игореве" отличается от других "Слов" древнерусской литературы тем, что в нем Автор оставил большое количество символических указаний на то, как можно составлять акростихи. Во времена Бояна составлялись не только акростихи, но ещё и мезостихи на пятые и десятые слова тропарей. Богослужебный анализ "Слова о Законе и Благодати" Илариона-Никона-Бояна показал, что в нем имеются мезостихи на пятнадцатые и двадцатые слова...
----
А. И. Золотухин «Тайны «Слова о полку Игореве» , Николаев, 2005, с. 106-107


Кстати, если они Вам, Татьяна, это интересно могу скинуть ссылку на сканированную копию этой книги в ЛС.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 108