Zinchenko_tanya писал(а): Троян – языческий бог пространства и времени.
Иногда это не одно мировое древо , а три , на каждой зоне по одному: 1)« Растекашется мыслию по древу».2) Скача славию по мысленному древу»3) Пасёт птиц по дубию»...
Где-то с полгода назад переписывался с одним интересным исследователем СПИ Анатолием Ивановичем Золотухиным. В Форуме он участвовать не захотел, но на все вопросы отвечал охотно (пока не коснулись темы авторства СПИ)...
Так вот у него была совершенно удивительная расшифровка этой строки:
Свивая славы оба полы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горыПо его версии СПИ как и "Слово о Законе и Благодати" были написаны в виде византийского канона, который обрамлялся акромезотелестихами:
"
Поля" - расположенные горизонтально стихи канона;
"
Славы" - каждая песнь канона заканчивается тропарями на "Слава". Поэтому каждый гимнограф, составляя канон, как бы скакал по мысленному древу от "Славы" 1-й песни к "Славе" 9-й песни канона и наоборот.
"
Свивать славы оба пола" - свивать богородичные сего времени с ветхозаветными ирмосами.
"
Горы" - акро, - мезо и -телестихи, располагающиеся вертикально. Сам процесс составления акромезотелестихов путем свивания "Слав" канона сверху вниз от 1-й к 9-й песни и наоборот, снизу вверх, напоминает движение по горам.
Тропу Трояна - Троян-отец 3-х сыновей, ств 3 пути свивания "Слав": Акро-, теле- и мезо- (не на 10-е, а на каждые 5-е, 10-е, 15-е и т.д. слова тропарей (
Боян же, братья, не 10 соколов на стадо лебедей пускал, но свои вещие персты (5) на живые струны воскладал).
Византийский канон как песнопение состоит из восьми или девяти песен, каждая из которых начинается со строфы, называемой ирмосом, цитирующей определенную Библейскую песнь, за которой идут тропари, повторяющие форму ирмоса, но по содержанию приспособленные к текущей службе. Повествование в каждой песни канона идет от древних времен к настоящим.Последние тропари каждой песни назывались богородичными, или славами. Точно так же устроен и весь канон в целом от первой и до последней песни. Поэтому IX песнь канона называется также Богородичной песней. В ней все стихи тропарей от ирмоса до слав или богородичен могли обрамляться акростихами...
"Слово о полку Игореве" отличается от других "Слов" древнерусской литературы тем, что в нем Автор оставил большое количество символических указаний на то, как можно составлять акростихи. Во времена Бояна составлялись не только акростихи, но ещё и мезостихи на пятые и десятые слова тропарей. Богослужебный анализ "Слова о Законе и Благодати" Илариона-Никона-Бояна показал, что в нем имеются мезостихи на пятнадцатые и двадцатые слова...
----
А. И. Золотухин «Тайны «Слова о полку Игореве» , Николаев, 2005, с. 106-107
Кстати, если они Вам, Татьяна, это интересно могу скинуть ссылку на сканированную копию этой книги в ЛС.