В.И. Абаев "Синее вино" в "Слове о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: В.И. Абаев "Синее вино" в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 04 дек 2020, 02:59

краевед писал(а):А я и исхожу из предпочтений автора, а они такие: "отець ихъ Святъславъ грозный великый киевськый грозою бяшетъ притрепеталъ хлъми и яругы взмути рекы и озеры иссуши потокы и болота а поганого Кобяка изъ луку моря отъ железны великихъ полковъ половецкыхъ яко вихрь выторже".
Действительно, современные мнения значения никакого не имеют, когда обсуждается замысел самого яркого произведения Древней Руси...

Действительно "грозный", уважаемый краевед, раз на его "грозы" ни один Ольгович не доспел, только его сын Глеб и то только потому, что его княжество по пути общерусского похода оказалось. Только Вы препарированную цитату вставили, отсюда и ирония не видна:

    Тіи бо два храбрая Святъславлича, Игорь и Всеволодъ, уже лжу убуди(ста) которую, то бяше успилъ отецъ ихъ Святъславь грозный великый кіевскый грозою. Бяшеть притрепеталъ своими сильными плъкы и харалужными мечи; наступи на землю Половецкую, притопта хлъми и яругы, взмути рѣки и озеры, иссуши потоки и болота.
А поход 1183 года организовал Рюрик, помимо изнаночной похвалы к Пс.73:15-16 здесь ирония про то что "своими сильными полками", а ни одни из Ольговичей на "грозный" зов так и не явился. Обещали Ольговичи доспеть, но ... обманули.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: В.И. Абаев "Синее вино" в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 04 дек 2020, 20:30

краевед писал(а):Переписчик Ерм . с. вполне мог принять ІА за Ю. С.А.Высоцкий обратив внимание. что речь в Ерм.сп. идет о событиях 1139/40 гг. и связанных с вокняжением в Киеве Всеволода и последующим выкупом его княгини Всеволодовой Марии земли. где вырос впоследствии Кирилловский монастырь, как родовая усыпальница Ольговичей, где в 1179 г. была похоронена и Мария. Дробышева М.М. Граффито № 25 из Софии Киевской; Что мы знаем о Бояновой земле. /Вестник Пермского университета, 2020. Выпуск 1 (48). История.

Спасибо, уважаемый краевед, за ссылку на исследование 2020 года:

:arrow: Дробышева Мария Михайловна "Граффито № 25 из Софии Киевской: что мы знаем о покупке «Бояновой земли»?///Вестник Пермского университета, Выпуск 1 (48). История, 2020, С.130-145

Хорошая добротная работа, только новых версий нет, но как собрание и анализ известных статей очень даже достойная.

Не было в этой записи никакого "переписчика", есть фото надписи непосредственно со стены, буквы написаны как писались изначально. Вот подборка статей по этой теме.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: В.И. Абаев "Синее вино" в "Слове о полку Игореве"

Сообщение краевед » 05 дек 2020, 00:58

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):А я и исхожу из предпочтений автора, а они такие: "отець ихъ Святъславъ грозный великый киевськый грозою бяшетъ притрепеталъ хлъми и яругы взмути рекы и озеры иссуши потокы и болота а поганого Кобяка изъ луку моря отъ железны великихъ полковъ половецкыхъ яко вихрь выторже".
Действительно, современные мнения значения никакого не имеют, когда обсуждается замысел самого яркого произведения Древней Руси...

Действительно "грозный", уважаемый краевед, раз на его "грозы" ни один Ольгович не доспел, только его сын Глеб и то только потому, что его княжество по пути общерусского похода оказалось. Только Вы препарированную цитату вставили, отсюда и ирония не видна:

    Тіи бо два храбрая Святъславлича, Игорь и Всеволодъ, уже лжу убуди(ста) которую, то бяше успилъ отецъ ихъ Святъславь грозный великый кіевскый грозою. Бяшеть притрепеталъ своими сильными плъкы и харалужными мечи; наступи на землю Половецкую, притопта хлъми и яругы, взмути рѣки и озеры, иссуши потоки и болота.
А поход 1183 года организовал Рюрик, помимо изнаночной похвалы к Пс.73:15-16 здесь ирония про то что "своими сильными полками", а ни одни из Ольговичей на "грозный" зов так и не явился. Обещали Ольговичи доспеть, но ... обманули.


Уважаемый Лемурий, здесь скорее не ирония, а чрезмерная похвала, которая оказывается на грани иронии с действительностью. Да, не дружили в то время Ольговичи друг с другом. святослав был настроен против Всеволода Юрьевича, Игорь же с его братом Ярославом напротив поддерживали в то время тесные отношения с суздальским правителем, потому и не поддержали Святослава своим воинским ресурсом в походе 1184 г. на Угол. У Святослава положение было не из лучших. как старшего князя в Русской земле, хотя он сумел выстоять и проявить определенные волевые и дипломатические качества. оставшись у власти, что все же говорит об определенных сильных сторонах его характера. Нельзя сбрасывать со счетов и его возраст, тем не менее уже будучи достаточно пожилым он лично учавствовал в походах. В образе Святослава я вижу скорее человеческие черты радетеля за землю Русскую, эмоционально переживающего последствия поражения Игоря со Всеволодом. На мой взгляд образ Святослава выписан более подробно. нежели образы Рюрика и Давыда, имена которых и их действия происходят как бы на фоне рассказа о Святославе. Как то не согласуется текст "Слова" с образом слабого правителя Святослава в сравнении со Смоленскими князьями, т.к. им уделено значительно меньше внимания, чем самому Святославу. По моему мнению, все же автор "Слова" не иронизирует над Святославом, а преклоняется пред ним, вкладывая в его уста Злато слово.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: В.И. Абаев "Синее вино" в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 05 дек 2020, 15:53

краевед писал(а):На мой взгляд образ Святослава выписан более подробно. нежели образы Рюрика и Давыда, имена которых и их действия происходят как бы на фоне рассказа о Святославе. Как то не согласуется текст "Слова" с образом слабого правителя Святослава в сравнении со Смоленскими князьями, т.к. им уделено значительно меньше внимания, чем самому Святославу.

Ну так в СПИ, уважаемый краевед, не только Святослав антигерой в СПИ, ещё и его дед Олег Гориславич, прадед его жены, с которой он "крамолил" инициируя усобицу 1180 с Мстиславичами, Всеслав Полоцкий. Всю эту "братию" - родного брата Святослава и всех родственников его полоцкой жены - Автор глаголами повелительной формы призывает выскочить "изъ дѣдней славѣ", опустить стяги и вонзить [в землю] мечи вредоносные.

    "Ярославе [Черниговский] и вси внуце Всеславли! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени [= от вередити]: уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ, вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю, которою бо бѣше насиліе отъ земли Половецкыи!"
Замечу, любимая частица автора "бо", как у Климента Смолятича в ПКС и в "Слове о Посте" конца XIIв.

А написано ли в СПИ про кого-то из предков в панегирической форме? Безусловно. О патроне Климента Смолятича князе Изяславе Мстиславиче и его подвиге в литовском походе 1132.

краевед писал(а):По моему мнению, все же автор "Слова" не иронизирует над Святославом, а преклоняется пред ним, вкладывая в его уста Злато слово.

"Злато слово" лишь подчёркивание беспомощности старого немощного князя, которого его родня игнорирует и на его "грозы" не реагирует, не доспевает к общерусским походам, организованных Рюриком, а так же поход 1185 двух Святославичей в "злате слове" назван бесчестным:

    "«О, моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! Рано еста начала Половецкую землю мечи цвѣлити, а себѣ славы искати. Нъ нечестно одолѣсте, нечестно бо кровь поганую проліясте. Ваю (2) храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована, а въ буести закалена. Се ли створисте моей сребреней сѣдинѣ!"
Так плакальщицы на похоронах причитают за денюжку малую, а не авторитетный князь слово молвит. Чтобы разобраться в этом ответьте на один "простой" вопрос:

:arrow: НГ: Где заканчивается "злато слово" Святослава?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: В.И. Абаев "Синее вино" в "Слове о полку Игореве"

Сообщение краевед » 06 дек 2020, 00:17

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):Переписчик Ерм . с. вполне мог принять ІА за Ю. С.А.Высоцкий обратив внимание. что речь в Ерм.сп. идет о событиях 1139/40 гг. и связанных с вокняжением в Киеве Всеволода и последующим выкупом его княгини Всеволодовой Марии земли. где вырос впоследствии Кирилловский монастырь, как родовая усыпальница Ольговичей, где в 1179 г. была похоронена и Мария. Дробышева М.М. Граффито № 25 из Софии Киевской; Что мы знаем о Бояновой земле. /Вестник Пермского университета, 2020. Выпуск 1 (48). История.

Спасибо, уважаемый краевед, за ссылку на исследование 2020 года:

:arrow: Дробышева Мария Михайловна "Граффито № 25 из Софии Киевской: что мы знаем о покупке «Бояновой земли»?///Вестник Пермского университета, Выпуск 1 (48). История, 2020, С.130-145

Хорошая добротная работа, только новых версий нет, но как собрание и анализ известных статей очень даже достойная.

Не было в этой записи никакого "переписчика", есть фото надписи непосредственно со стены, буквы написаны как писались изначально. Вот подборка статей по этой теме.


Уважаемый Лемурий, видимо, Вы не обратили внимание на с.137, где автором публикации приводится фотоснимок с Ермолаевского списка, где его переписчиком на полях уточняется: "Копиревъ конец оу Кїєвh на БоЮнїи".
Суждения на сей счет разные, которые в конечном счете сводятся к мнению, что переписчик был невнимателен и вместо "на БоЛОнїи" написал "БоЮнїи". Я не исключаю и другой вариант. который считаю не менее правдоподобным, т.к. в скорописи иногда буква IA графически более напоминала букву Ю.
В этом случае речь могла идти именно о земле БоIAней, которая находилась в Копыревом конце, сначала была сожжена Всеволодом и превращена в пустошь, а затем выкуплена для построения на ней Кирилловского монастыря, ставшего усыпальницей для рода Ольговичей. Возможно, она была выкуплена уже после смерти Всеволода его женой Марией в качестве одного из условий завещания Всеволода. В любом случае эта сделка могла быть осуществлена до 1179 г., т.е. года смерти самой Марии, но видимо, покупка земли Бояней произошла ранее этого события.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: В.И. Абаев "Синее вино" в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 06 дек 2020, 21:18

краевед писал(а):переписчик был невнимателен и вместо "на БоЛОнїи" написал "БоЮнїи". Я не исключаю и другой вариант. который считаю не менее правдоподобным, т.к. в скорописи иногда буква IA графически более напоминала букву Ю.
В этом случае речь могла идти именно о земле БоIAней, которая находилась в Копыревом конце, сначала была сожжена Всеволодом и превращена в пустошь, а затем выкуплена для построения на ней Кирилловского монастыря, ставшего усыпальницей для рода Ольговичей.

В граффито №25 (см. Высоцкий 1966:60-71, уважаемый краевед, написан ЙОТИРОВАННЫЙ ЮС МАЛЫЙ, а буква Ю получается из ЙОТИРОВАННОГО ЮСА БОЛЬШОГО. Выглядят эти юсы совершенно по-разному:
Изображение

Но версия, согласен, достаточно любопытная.

краевед писал(а):Возможно, она была выкуплена уже после смерти Всеволода его женой Марией в качестве одного из условий завещания Всеволода. В любом случае эта сделка могла быть осуществлена до 1179 г., т.е. года смерти самой Марии, но видимо, покупка земли Бояней произошла ранее этого события.

Вот бы Евгений Беляков, сторонник авторства СПИ Марии Васильковны, сильно бы удивился, если бы узнал, что она умерла за 6 лет до похода, но по всем справочникам пережила она своего супруга, посему и "мутен сон" считают предсмертным и рассказанный самому близкому человеку - жене.
Самым главным аргументом в записи считаю наличие духовника вдовствующей княгини Елисавы [ум.1107] («Михаил Елисавинич») и духовника княжны Янки Всеволодовны [ ум.1112] («Иван Янчин») см. Рыбаков 1972:415-417.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: В.И. Абаев "Синее вино" в "Слове о полку Игореве"

Сообщение краевед » 07 дек 2020, 01:04

Уважаемый Лемурий, относительно схожести написания Я как Ю, что могло превратить землю БоЯнию в землю Боюнию на полях Ермолаевского списка предоставляю снимок с образцов скорописи в книге А.Беляева, где буква Я йотированная напоминает скорее Ю. Не могу разместить здесь фото. отправлю по почте.

Относительно имени Мария речь, естественно идет не о жене Святослава Всеволодовича Марие Васильковне, а о матери Святослава жене Всеволода Агафье (Марие), дочери Мстислава Великого, на которой он женился в 1126/27 г.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: В.И. Абаев "Синее вино" в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 08 дек 2020, 11:51

краевед писал(а):относительно схожести написания Я как Ю, что могло превратить землю БоЯнию в землю Боюнию на полях Ермолаевского списка предоставляю снимок с образцов скорописи в книге А.Беляева, где буква Я йотированная напоминает скорее Ю. Не могу разместить здесь фото. отправлю по почте.

Вот, ссылка на изображение, уважаемый краевед, которое Вы мне прислали.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: В.И. Абаев "Синее вино" в "Слове о полку Игореве"

Сообщение краевед » 08 дек 2020, 14:46

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):относительно схожести написания Я как Ю, что могло превратить землю БоЯнию в землю Боюнию на полях Ермолаевского списка предоставляю снимок с образцов скорописи в книге А.Беляева, где буква Я йотированная напоминает скорее Ю. Не могу разместить здесь фото. отправлю по почте.

Вот, ссылка на изображение, уважаемый краевед, которое Вы мне прислали.


Ну разве, уважаемый Лемурий, можно узнать в этом образце скорописи букву Я (ІА), написание которой скорее ближе к Ю. Переписчик вполне мог ошибиться и написать вместо земли "БоІАнії" - "БоЮнії".
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: В.И. Абаев "Синее вино" в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 08 дек 2020, 21:00

краевед писал(а):Ну разве, уважаемый Лемурий, можно узнать в этом образце скорописи букву Я (ІА), написание которой скорее ближе к Ю. Переписчик вполне мог ошибиться и написать вместо земли "БоІАнії" - "БоЮнії".

Конечно, уважаемый краевед, писали в XII веке СОВСЕМ ни так как в издании 1800 года и в Ек. списке. Вот Вам образец написания букв ТОГО времени:

:arrow: «Слово о Полку Игореве» (1838)// O.XVII.68 (л.26 об. и далее)

    "Сборник содержит два оригинальных памятника древнерусской литературы — «Повесть о новгородском посаднике Щиле» (л. 1) и знаменитое «Слово о Полку Игореве» (л. 27). Текст «Слова…» в данной рукописи переписан с первого издания памятника 1800 г., однако повторяет его не полностью: писец исключил из текста все «темные места» и малопонятные ему фразы, а также отказался от разбиения на слова, предложенного первыми издателями (текст в рукописи написан без словоразделов).

    Судьба единственного списка «Слова о Полку Игореве», погибшего в московском пожаре 1812 г., и свойственный романтической культуре интерес к памятникам национальной старины стали причиной появления в первой трети XIX в. нескольких «стилизаций», представляющих для их создателей эстетический интерес. К числу таких стилизованных произведений книжного искусства принадлежит сборник O.XVII.68.
    По предположению исследователей этот сборник был создан в городской разночинной среде книжником, знакомым с памятниками древнерусской письменности; не исключено также, что книга происходит из какой-либо старообрядческой мастерской. Особый интерес представляют иллюстрации к тексту «Слова о Полку Игореве». Они выполнены в манере, подражающей образцам древнерусской книжной миниатюры XVI в., однако оригинальны по своему содержанию (л. 26 об.). Сюжеты миниатюр интерпретируют отдельные образы и эпизоды «Слова…» (часто наивно и прямолинейно) и обнаруживают меру понимания художником текста памятника. Так, например, на л. 41 об. изображены воины, строящие мост через реку (л. 41 об.) (ошибочная интерпретация слов «Япончицами и кожухы начашя мосты мостити по болотом и грязивым местом, и всякыми узорочьи половецкыми» /Плащами, и одеждами, и всякими нарядами половецкими стали мосты мостить по болотам и топям/) и т. п. Данный комплекс миниатюр является первой известной попыткой последовательного иллюстрирования текста «Слова о Полку Игореве» в XIX в. (самое раннее иллюстрированное печатное издание памятника относится к 1854 г.).
    Рукопись хранится в Отделе рукописей РНБ в составе Основного собрания рукописной книги с 1902 г.
    Рукописная книга форматом в восьмую долю листа, написана на бумаге с белой датой «1838» крупным письмом, стилизованным под древнерусский полуустав. В начале книги помещена полихромная заставка плетеного орнамента, подражающая заставкам балканского стиля, характерным для древнерусских рукописных книг XV в. Рукопись содержит 30 полностраничных миниатюр, выполненных пером чернилами и раскрашенных водорастворимыми красками. В книге 92 листа. Переплет — картон, обтянутый узорчатой шелковой тканью."

    ---
    Отдел рукописей РНБ. Сборник литературный ок.1838
Обратите внимание, как здесь написано слово БоЯню.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: В.И. Абаев "Синее вино" в "Слове о полку Игореве"

Сообщение краевед » 09 дек 2020, 23:17

Обратил внимание, уважаемый Лемурий, что боЯню написано через юс, но это как писалось в комментариях к рукописи стилизация под древнерусский язык. Переписчик же Ермолаевского списка списывал с более древнего источника и неясно, уже в списке было написано БоЮнії и переписчик механически перенес на бумагу это написание или же ошибся сам. Нельзя исключать, что речь в древнем списке шла именно о "земле БоЯней", находящейся в Копыревом конце. Вполне вероятно, что эти земли принадлежали церкви и имели целевое назначение. поэтому и запись о их продаже появилась в Софии Киевской.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: В.И. Абаев "Синее вино" в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 10 дек 2020, 02:01

краевед писал(а):Вполне вероятно, что эти земли принадлежали церкви и имели целевое назначение. поэтому и запись о их продаже появилась в Софии Киевской.

Во-о-от, уважаемый краевед, Вы и сами подошли к главному вопросу - КТО распоряжался церковной собственностью:

:arrow: НГ:Термин "ктитор" и "Земля Боянова"

Далее Вы и сами сами придёте к тому, КТО права на свою землю "вься своя благая предавъ блаженууму" Феодосию Печерскому.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Синее вино съ трудомь

Сообщение Лемурий » 21 янв 2022, 16:12

чръпахуть ми синее вино съ трудомь смѣшено

В предыдущих толкованиях слово "трудъ" переводили как "усердие", "усилие, направленное на достижение чего-л.", а ведь это слово имеет и другие значения.

    "Исполняюще от семь и къ пророку Иезекию реченое богомь: сыне человѣчь, хлѣбъ с[во]и с печалью да еси и воду свою с мукою и скорбью испьеши. И ядь свою въ мѣру да еси от времени до времени дневнаго, [и питие свое съ трудомъ да испьеши от времени до времени дневнаго]. Хрон. Амарт., 244—245 (XIII—XIV и XV в. ~ XI в.).(Цит. по СССПИ "Трудъ"

И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом. (Пс. 68:22)

Как отмечали ранее "синее вино" - это уксус. «черпали уксус (“синее вино” — уксус из красного вина имеет синеватый оттенок), мешая его губкой (“трудъ” — “трутъ” — губка),,,» [Никитин А. Л. Наследие Бояна в «Слове о полку Игореве». Сон Святослава // Слово о полку Игореве. Памятники литературы и искусства XI—XVII веков, М., 1978, с. 121]

Срезн.
Изображение

И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. (Мк.15:23)

    Есмирнисмено вино (вино со смирной). Это был такой напиток, который Иyдеи, на основании слов Свящ. писания: дадите сикера сущим в печалих и вино пити сущим в болезнех (Притч. 31:6), давали пить осужденным на распятие, перед казнью, из жалости, чтобы несколько уменьшить мучительность страданий. Напиток был одуряющий и притупляющий чувство. Евангелист Матфей называет вино уксусом, потому что оно было плохое, прокисшее, а смирну называет желчью, потому что она была горькая, наподобие желчи (Мф. 27:34.). А может быть, Господу предлагали и вино с смирною, и уксус с желчию: злоба врагов на все способна. А между тем тут исполнились слова пророка: даша в снедь Мою желчь и в жажду Мою напоиша Мя оцта (уксуса, Пс. 68:22). Но Он не принял, т. е. не стал пить, потому что хотел страдать с полным сознанием и без уменьшения силы страданий: ибо пришел для того, чтобы страданиями искупить человеческие грехи..."(прот. Иоанн Бухарев Толк.Мк.15:23)

Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. (Ин.19.29)

    "Св. Марк и Матфей говорят: наполнив губу оцта и возложи на трость напояше Его. По словам св. Иоанна губка возложена была на иссоп. Иссоп, трава необыкновенно горькая и дуплистая. Уксусная кислота, коснувшись иссопа, должна была принять в себя горечь иссопа. Но в таком виде она составляла подкрепляющее врачевство для Страждущаго. Ствол восточнаго иссопа, достигающий в вышине до 3/4 аршина, мог быть тростию, на которую возложена была напоенная уксусом губка. Сострадательный воин хотел подкрепить Иисуса питьем, хотя и не вкусным, но полезным для томимаго предсмертною жаждою. (свт. Филарет (Гумилевский) Толк.19:29)

Изображение
Иссоп лекарственный
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 29