Сон Святослава и его толкование боярами

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Сон Святослава и его толкование боярами

Сообщение Евгений Беляков » 12 ноя 2009, 21:33

Предлагаю сюда перенести все идеи по поводу сна в.к. Святослава.
Напоминаю содержание отрывка с краткими комментариями, отражающими мою скромную т.з.

Святослав мутен сон видит в Киеве на горах.

Не те ли это горы, куда после полей ведет тропа Трояна (=Бояна=Смолятича=Даниила)?

Ночью с вечера одевают меня, - расказывает он, - черным покрывалом. На кровати тисовой черпают мне синее вино с труДом смешано

Бояре толкуют это место так:

И сказали бояре князю: "Уже, княже, тоска полонила твою душу. Се бо два сокола слетело с отня стола злата поискати града Тьмутороканя, а любо им было испить шеломом Дону

Черная "паполома" - покрывало = тоска. Черпают синее вино = вода синего Дона (см. вначале: да позрим СИНЕГО ДОНУ, синего Дона, а не синего моря и т.п.).
Вино смешано с труДом (горьким трутом)= но это дело было связано с воинским ТРУДОМ. Отсюда и "трудные повести"...

...Сыплют мне из пустых тул поганых "тльковин" великий женчуг на лоно и негуют меня.

"Великий жеНчуг" - это половецкие жёны, которых "сыплют на лоно", т.е. делают родственниками Святослава, в данный момент - родоначальника, отца княжеского рода рюриковичей, "поганые тльковины" - это половцы, "тльковины" - значит, умеющие "толковать", заговаривать уши.
Толкование этого места ОТСУТСТВУЕТ у бояр (которые тоже своего рода "тльковины", как и мы), как мне кажется, оно исчезло при переписывании или при каком-либо изменении текста. "Негуют меня"= в данном случае - ЛЬСТЯТ, пытаясь обмануть.

Уже доски без князька в тереме моем златоверхом

Они льстят, а терем готов уже развалиться. То есть княжение готово развалиться без князя Игоря, который является своего рода ключевым элементом системы защиты Руси от половцев. Или - Автор СПИ (Мария Васильковна, т.з., которую я защищаю) это хочет сказать кн. Игорю.

Всю ночь с вечера бусое (пьяное?) воронье граяло

Толкование бояр:

Темно ибо было в 3-й день: два солца померкло, оба багряные столпа погасли и с ними молодые месяцы, Олег и Святослав, тьмою поволоклись. На реке на Каяле тьма свет покрыла. По русской земле простерлась.

У Плесеньска на болони была дебрьски сани и понесли ее к синему морю

В этом отрывке имеется, как отметил Сулейменов, тюркская синтагма: "дебрь кисаню", означающая железные путы. Это согласуется с толкованием бояр:

Уже соколам крылья "припешали" (то есть сделали пешими) поганых сабли, а самих опутали в путы железные.

Во сне Святослава половецкие слова "дебрь кисаню" превратились (о, Фрейд!!!) в сани в дебрях!
Дальнейшее толкование:

Половцы как гнездо пардуса и в море погрузили ста (сотни воинов?)

В море погрузили не сани, а воинов.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Сон Святослава и его толкование боярами

Сообщение Евгений Беляков » 12 ноя 2009, 21:54

Также копирую сюда материалы Лемурия:

-------------
Изображение
"Сон Святослава". Палех. Оформление издания "Слова о Полку Игореве", 1934 (автор Голиков И.И.)

93 А Святъславь мутенъ сонъ видѣ: «Въ Кіевѣ на горахъ
94 си ночь съ вечера одѣвахуть мя, – рече, – чръною паполомою на кроваты тисовѣ,
95 чръпахуть ми синее вино съ трудомь смѣшено,
96 сыпахуть ми тъщими тулы поганыхъ тльковинъ великий женчюгь на лоно,
97 и нѣгуютъ мя. Уже дьскы безъ кнѣса в моемъ теремѣ златовръсѣмъ.
98 Всю нощь съ вечера б<у>с<о>ви врани възграяху
99 у Плѣсньска: «На болони бѣша дебрь<с>ки Саню и несошлю къ синему морю».

-------------

93 А Святослав мутен* сон видел: « В Киеве на горах*

94 сию ночь с вечера одевали меня, - говорил, - черною паполомою* на кровати тисовой*,

95 черпали мне синее вино* с трудом смешанное,

96 сыпали мне пустыми колчанами поганых союзников* великий жемчуг на лоно*,

97 и нежили меня. Уже доски без кнеса* на моем тереме златоверхом*.

98 Всю ночь с вечера серые* вороны граяли

99 у Плесньска*: «На пойме были лесистой р. Сан и понеслися* к синему морю».

-------------

Примечание:

*Мутен сон: Мутити - волновать, смущать, тревожить (Срезн.)

* Въ Кіевѣ на горахъ - ниже будет пояснение "къ горамъ кіевскимъ сего бо нынѣ сташа стязи Рюриковы, а друзіи – Давыдовы..." - Вышгород. На горах соправителя Рюрика собирают киевского князя в "последний путь".

Здесь и далее Автор СПИ представляет Святослава как "невесту", покидающую свой родной дом:

- "Причитания невесты на угоре" - последний день недельных причитаний в связи с расставанием невесты с домом (версия Татьяны Зинченко).

- "Уже доски без крепежа в моем тереме":
"Мне не много ночесь спалося,
Мне во снях грозно казалося:
Будто ночесь во темной ноченьке,
Что у вас, мои родители,
Что у вас, мои сердечные,
Все тыночки раскатилися,
Все столбы да пошатилися,
С теремов верхи повынесло...

(Предсвадебный плач невесты из книги Роберт Манн. "Песнь о полку Игореве. Новые открытия" М., 2009, с. 18.)

- сию ночь с вечера одевают меня на кровати ... и нежут меня:
"Уж вы милые подружечки,
Порядовные соседушки,
Уж вы что да наделали:
Мои волосы да растрепали,
Мою русу косу расплетали.
А куда вы меня снаряжаете,
Куда вы меня сподобляете?

(Предсвадебный плач невесты из книги Роберт Манн. "Песнь о полку Игореве. Новые открытия" М., 2009, с. 24)

- сыпят мне великий жемчуг:
"Разгадай-ка, мая мамынька,
Мой диуный сон,
Што мне сниласясяводни у ва снях:
Прилитали ясны сокылы,
Яны садились на вакошичку,
На сиребрину ряшетачку,
Яны рассыпали крупен земчуг,
Распухлили яны чорный шоук.
- Ты, дитя мае Марьюшка,
Ясны сокалы - то сваты мае;
Крупен жемчуг - горьки слезаньки,
Чорный шóк - каса русая твая..."

(Предсвадебный плач невесты из книги Роберт Манн. "Песнь о полку Игореве. Новые открытия" М., 2009, с. 17)

Но вся СЛОЖНОСТЬ правильного толкования сна в наложении обрядового плача невесты на библейские сюжеты, о которых речь будет ниже.

*Паполома - погребальное покрывало, ранее встречалось в строке 62 "и на канину зелену паполому постала..."

*Тисова кровать

"...Характерной особенностью тиса является наличие в древесине, старых листьях и коре ядовитых веществ (муравьиная кислота и алколоид таксин), поражающих нервную систему. ...Эти свойства тиса создали ему недобрую славу...на зловещей тисовой кровати князя одевали черным покрывалом ...как пророческое предсказание чего-то страшного, предчувствие катастрофы..."
(
Б. В. Сапунов. Тисовая кровать Святослава// ТОДРЛ, т. XVII. М. — Л., 1961, с.324—325).

*Синее вино - старее "старого вина", уксус.

Понятия "нового вина" = Благодать (Христианство - Новый Завет) и "старого вина" = Закон (Ветхий Завет) ввел в древнерусскую литературу Иларион (Боян) в своей работе "Слово о Законе и Благодати":

"Не въливають бо, по словеси Господню, вина новааго учениа благодѣтьна въ мѣхы вѣтхы, обетшавъши въ иудеиствѣ, «аще ли, то просядутся мѣси и вино пролѣется»... (СЗБ)

Cтарее "старого вина" (Ветхого Завета) - неканонические тексты, например, Вавилонский Талмуд. Так Кирилл Туровский при написании своей символически-аллегорической «Притчи о человеческой душе и теле» («Повесть ο слепце и хромце») взял за основу сюжет из Вавилонского Талмуда ("Беседа императора Антонина с раввином").

*Съ трудомь смѣшено - (по контексту) = с трудом приемлемое.

*Толковины - помощники, союзники. Автор СПИ напоминает о том, что в 1180-1181 гг именно Святослав привел на Русь полки Кончака и Кобяка.

"Слово "толковины" нельзя переводить как "толмачи" (в смысле "толкователи"), "толковины" - это "помощники", "союзники" (от "толоки")...."
(Б. А. Рыбаков "Слово о полку Игореве" и его современники, М., "Наука", 1971, с.53 )

"Тиверци еже суть толковины си вси звахуться Великае Скуфь" (Ипат. 907) - "...Странно было бы вещему Олегу в 907 году брать с собой в поход целое племя переводчиков..."
(Рыбаков Б., Кузьмина В., Филин Ф. Старые мысли, устарелые методы. (Ответ А. Зимину) // "Вопросы литературы", 1967, № 3, стр. 160)

*Великий жемчуг - души (дружинников). Ниже в 147 строчке: "изрони жемчюжну душу изъ храбра тѣла".

*сыпали мне ...великий женчюгь на лоно = "какою мерою мерите, такою же отмерится и вам" в сочетании с расстрелянными (хиновскими стрелами) колчанами бывших союзников - прямое обвинение Святославу:

"45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее...
" (Мф. 13.45-46)
----
37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
(Лк.6.37-38.)

*Кнес - верхний крепеж (конек) досок.

*Златоверхий терем - сравните с толкованием сна Навуходоносора пророком Даниилом:

"...Сон твой и видения главы твоей на ложе твоем были такие: ...У этого истукана голова была из чистого золота ...ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их... А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною ...." (Дан.2.28-43)

*Бусови врани - серодымчатые вороны. Как вариант "пьяные" после "кровавого пира".

Словарь смоленских говоров / Под ред. А. И. Ивановой. Вып. 1-6. Смоленск, 1974-1993. Вып. 1. (А-Б):

БуСЫЙ ая, ое. 1. Дымчатый. (Валька кошку бусыю завёс...)ПОЧ.
2. Пьяный (Бусый што ль, на стину кидаисся!)ГАГ.

"...Серые вороны собираются в местах их массовых ночевок, издавая неприятное карканье, тогда как черные вороны не собираются на ночевках в стаи, и ночного „граяния“ их не бывает.... И черные и "бусые" вороны охотно питаются трупами, поэтому собираются во множестве на местах сражений... "
(Шарлемань Н. В. Из реального комментария к «Слову о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1948. Т. 6. С. 114)

*Плеснеск - город на Галичине, как отмечал В.Г. Щурат здесь были горы «Вороняки», названные так из-за обилия ворон.

*р. Сан - "...Наутрiй же день въставъ король [Угорский] прiиде къ Перемышлю, и ста подлѣ рѣку Саню , полки уряжая, и подвижеся съ полки по рѣцѣ по Санѣ..." (Никон. 1152)

В "мутен сне" великий князь опасается выхода угров, которым "Галичкы Осмомыслѣ Ярославе... подперъ горы Угорскыи свои желѣзными плъки, заступивъ королеви путь", к пограничной реке Санъ (правый приток р. Висла): "врани възграяху у Плѣсньска: «На болони бѣша дебрь(с)ки Саню и несошлю къ синему морю»
Изображение
Карта Галицких городов из книги М.Н. Тихомирова "Древнерусские города", М.,1956, с.296

Возможна и такая разбивка "на болони бѣша деб(?) р(ѣ)ки Саню":
Если допустить, что Мусин-Пушкин принял букву "и" за "б" (в Екатерининской копии это видно)

Изображение
то получается так:

По Срезневскому:
Изображение

:arrow: на болони бѣша, - деи, - р(ѣ)ки Саню

Автор СПИ просто употребил синоним глаголу: рече = деи

«Си ночь съ вечера одѣвахуть мя, – рече, – чръною паполомою на кроваты тисовѣ..."

"...на болони, бѣша,- деи,- р(ѣ)ки Саню..."
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Евгений Беляков » 12 ноя 2009, 22:10

Тут целая система толкований.
1) Половецкие "толковины" (толкователи? союзники?) пытаются представить происходящее во сне, где они сами действующие лица сна, Святославу как свадьбу,
2) Святослав ВО СНЕ видит, что это не так: тут и горечь трута, и какое-то непонятное воронье, и терем без князька, и сани, которые употреблялись в обряде похорон, а не свадьбы...
3) Он обращается к боярам за толкованием сна и они дают его,
4) наконец, МЫ трактуем сон Святослава вместе со всеми приложенными к нему и вложенными в него толкованиями...
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Кравченко Александр » 13 ноя 2009, 05:51

Добрый день Евгений!

Давненько вас что-то не было слышно. Даже скучно стало. Как яблоки в Крыму? Вы же туда поехали, когда они только цвести начали. Сколько времени прошло? Почти полгода. Стихотворений, наверное, написали с дюжину. Не стесняйтесь, выкладывайте. Покритикуем.
А вот за разгадку сна Святослава вы зря взялись. Впрочем, не удивительно, это же ваша привычка тратить свободное время на то, что не умеете делать.

Кравченко Александр Сергеевич
Кравченко Александр
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 07 окт 2008, 12:00

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Лемурий » 13 ноя 2009, 11:07

Доброе утро, Евгений!

Пока решается судьба назойливого участника, так ничего и не поведавшему миру, давайте разберем каждую из парафраз во сне Святослава поочередно.

С Вашего позволения внес ВЕСЬ свой материал целиком, ибо Вы внесли его без карты и ссылок.

Итак.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

На горах Киевских

Сообщение Лемурий » 13 ноя 2009, 12:14

Вся "соль" сна в смешанном сюжете: "сон невесты" в роли которой выступает сам Святослав + библейские сюжеты. Пробовать отделить одно от другого, это как грейпфрут пытаться разложить на апельсин и лимон. Итак:

А Святъславь мутенъ сонъ видѣ: «Въ Кіевѣ на горахъ си ночь съ вечера одѣвахуть мя, – рече, – чръною паполомою на кроваты тисовѣ,

На каких горах? "къ горамъ кіевскимъ сего бо нынѣ сташа стязи Рюриковы, а друзіи – Давыдовы..." - Вышгород. На горах соправителя Рюрика собирают киевского князя в "последний путь".

В своё время Татьяна Зинченко предложила вариант "сон невесты на угоре". В последний день "недельного плача", когда невеста причитает о расставании с отчим домом, она выходит на "угор", где её громкие стенания достигают апогея. Эту замечательную идею поддержал Роберт Манн.

Мне не много ночесь спалося,
Мне во снях грозно казалося:
Будто ночесь во темной ноченьке,
Что у вас, мои родители,
Что у вас, мои сердечные,
Все тыночки раскатилися,
Все столбы да пошатилися,
С теремов верхи повынесло...
------
Предсвадебный плач невесты из книги Роберт Манн. "Песнь о полку Игореве. Новые открытия" М., 2009, с. 18.


"Невесту" Святослава на угоре в Вышгороде "снаряжают" из "отчего дома".

Уж вы милые подружечки,
Порядовные соседушки,
Уж вы что да наделали:
Мои волосы да растрепали,
Мою русу косу расплетали.
А куда вы меня снаряжаете,
Куда вы меня сподобляете?
--------
Предсвадебный плач невесты из книги Роберт Манн. "Песнь о полку Игореве. Новые открытия" М., 2009, с. 24
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Zinchenko_tanya » 13 ноя 2009, 14:05

мутнуть, мучивать (см. также мучить) жидкое, лишать чистоты и сквознины, делать что мутным, взмучить и возмущать; взбалтывать осадок в жидкости; |

Здравствуйте, Евгений!
В СПИ встречается несколько однокоренных слов : мутен, взмути реки и озёра.
Значение: « взмути реки и озёра» - жидкое лишать чистоты, делать что – то мутным.
В свадебном обряде:
«Налетели гуси – лебеди, возмутили воду светлую
Почерпнула воды мутной,
Понесла я ко свекровушке лихой.
Как - от свёкор журит, бранит
Как – от свекровушка велит побить.
А деверьюшки плетья несут»
«Ты бы мутную воду домой несла
А вода та бы устоялася
Да твоё горе миновалося»
( Русская народная поэзия (обрядовая). Ленинград. « Художественная литература». 1984г. стр. 248,232, 202)


Общая схема параллели известна: картинка природы, а рядом из человеческой жизни.
В «Слове…» картинка природы« взмути реки и озёра», а «мутен сон» из человеческой жизни. Как подсказывает свадебная метафора, Святославу снилось в «мутном сне»«, что его «бранили, журили, велели побить и плетья несли».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Лемурий » 13 ноя 2009, 16:16

Евгений Беляков писал(а):Тут целая система толкований.
1) Половецкие "толковины" (толкователи? союзники?) пытаются представить происходящее во сне, где они сами действующие лица сна, Святославу как свадьбу...
В новейшее же время общепринятым считается мнение В.П. Григоровича. Оно приобрело поддержку в найденной этим писателем в одном из старинных азбуковников заметке против имен Алексей и Александр: - помощникъ людямъ, сирѣчь толковинъ... составитель азбуковника, для пояснения имен Алексея и Александра, выразился: сирѣчь толковинъ (т.е. толкуется, значит) помощник людям....
--------
Г. М. Барац О библейском элементе в Слове о полке Игореве, Киев, 1912, с. 8


Барац тогда возмущался таким толкованием, и не мог представить себе как это поганые половцы могут быть "помощниками" Святославу, однако... он забыл о том, что Святослав сам пригласил половцев в 1180-1181 гг в междоусобице с князьями, которые перечислены в призыве Автора СПИ "Закройте полю ворота".

"Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам..."
. (Лк.6.37-38.)

Евгений Беляков писал(а):2) Святослав ВО СНЕ видит, что это не так: тут и горечь трута, и какое-то непонятное воронье, и терем без князька, и сани, которые употреблялись в обряде похорон, а не свадьбы...
"Трут" - это пепел (сожженных половцами городов), а в СПИ труД.

Евгений Беляков писал(а):3) Он обращается к боярам за толкованием сна и они дают его
Как помните сон Навуходоносора НЕ его "бояре" расшифровали, а ДАНИИЛ.

Евгений Беляков писал(а):4) наконец, МЫ трактуем сон Святослава вместе со всеми приложенными к нему и вложенными в него толкованиями...
Вот и ждем лаконичного варианта, как Вы это видите. Свой уже представил, могу ещё "Ответ бояр" скинуть.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Евгений Беляков » 14 ноя 2009, 17:54

Zinchenko_tanya писал(а): В «Слове…» картинка природы« взмути реки и озёра», а «мутен сон» из человеческой жизни. Как подсказывает свадебная метафора, Святославу снилось в «мутном сне»«, что его «бранили, журили, велели побить и плетья несли».

Здравствуйте, дорогая Татьяна!
Почему Вы считаете, что "взмути реки и озера" - картинка природы? Речь идет о Святославе, который "притоптал холмы и овраги, взмутил реки и озера" быстрым маршем своих военных сил, причем половецкие холмы и т.д.? Возможно, Вы хотите сказать, что одна картинка из реальной жизни, другая - из сна?
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Евгений Беляков » 14 ноя 2009, 18:06

Богоравный Лемурий!
Ваше толкование "толковин" мне кажется в высшей степени убедительно.
Что же касается "трута", то пепел сожженных городов - лишь одна его ипостась. А есть еще и дружина, которая выполнив свой ТРУД, полегла, а замена Т на Д и наоборот - мне представляется вообще даже почти не заменой. На слух - это одно и то же.
Заменты бывают гораздо более серьезные. Почитайте Зигмуда - там есть и такой пример (кажется, я его уже приводил, но повторюсь). Один больной кидался на пол в истерике, когда слышал слово "Бог" (God). После долгих психоаналитических разговоров выяснилось, что в детстве он видел (или его насильно заставили посмотреть) случку собак, что произвело травму в его душе. Слово "собака" ( d-o-g ), после прохождения "цензуры" инферсировалось и превратилось в "g-o-d".
По ходу выясняется, что бояре были прекрасными психоаналитиками.
Последний раз редактировалось Евгений Беляков 14 ноя 2009, 18:21, всего редактировалось 2 раз(а).
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Евгений Беляков » 14 ноя 2009, 18:11

Лемурий писал(а):С Вашего позволения внес ВЕСЬ свой материал целиком, ибо Вы внесли его без карты и ссылок.

Итак.


А я-то удивился: как карта появилась? :D Извините, Лемурий, у меня тут жутко медленный интернет, это не Москва.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Евгений Беляков » 14 ноя 2009, 18:17

Вообще-то - это ШОК. Я имею в виду версию Татьяны - Роберта. Фактически они утверждают, как я понял, ЧТО СВЯТОСЛАВ УВИДЕЛ СЕБЯ ВО СНЕ НЕВЕСТОЙ!!! Да-а-а... Чего не ожидал, того не ожидал. Здорово!
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Zinchenko_tanya » 14 ноя 2009, 18:36

Жених - образ Христа, Невеста - образ церкви . Эти метафоры широко используются в Библии. Во сне Святослава автор всего лишь использовал метафоры свадебного обряда и символы христианской литературы.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Лемурий » 14 ноя 2009, 18:46

Евгений Беляков писал(а):Богоравный Лемурий!

Да уж, Евгений, умения иронии Вам не занимать... :D

Евгений Беляков писал(а):Ваше толкование "толковин" мне кажется в высшей степени убедительно.
Что же касается "трута", то пепел сожженных городов - лишь одна его ипостась. А есть еще и дружина, которая выполнив свой ТРУД, полегла, а замена Т на Д и наоборот - мне представляется вообще даже почти не заменой. На слух - это одно и то же.
Заменты бывают гораздо более серьезные.
Черпали мне "синее вино" с трудом смешаное или с трутом (пеплом) смешанное. В любом из вариантов с дружиной не вяжется.
Про дружину ниже:
"Жемчужные души погибших витязей" сыпят на лоно Святослава из пустых колчанов поганых союзников - "отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. (Лк.6.38.)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Лемурий » 14 ноя 2009, 18:57

Евгений Беляков писал(а):Вообще-то - это ШОК. Я имею в виду версию Татьяны - Роберта. Фактически они утверждают, как я понял, ЧТО СВЯТОСЛАВ УВИДЕЛ СЕБЯ ВО СНЕ НЕВЕСТОЙ!!! Да-а-а... Чего не ожидал, того не ожидал. Здорово!

Так и Роберт с Татьяной не ожидали, пока их не спросил в их найденных ими свадебных мотивах "Невеста кто?". Оказался -Святослав.

Из личной переписки:

Добрый вечер, Роберт!

В своей работе "Сон и золотое слово Святослава"

http://feb-web.ru/feb/slovo/critics/isl/isl-1332.htm

Вы правильно подметили,что

"..Подобно тому как сваты приносят невесте жемчуг, Святославу тоже сыплют жемчуг, но вместо сватов (послов жениха) Святославу снятся «поганые тлъковины» (переводчики), т. е. половецкие послы.14 А вместо того, чтобы просто сыпать жемчуг, «тлъковины» сыплют его из колчанов, уже пустых после победы над Игоревым войском. «Негуют» Святослава подобно тому, как нежат невесту перед ее уходом из дома, от «неги матушкиной»."

Святославу сыпят жемчуг КАК "невесте", негуют и одевают его "у горе" КАК "невесту", терем отчий у него рассыпается КАК у "невесты". Самоочевидно ироническое представление великого князя, неспособного взять ситуацию в свои руки, а с массой намеков, которые привел выше, и вовсе произведение Автору СПИ могло стоить "заточением".

Далее Вы сравниваете:

"....Обычай выворачивать кожух или шубу наизнанку на свадьбе восходит к древним магическим представлениям, но также символизирует переход невесты в другой дом, подобно тому как метафора Святослава о «вывернутом наизнанку времени»"

Совершенно верно, ещё один намек на переход "невесты" Святослава в ДРУГОЙ дом, княжество...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 32