Сон Святослава и его толкование боярами

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Сон Святослава и его толкование боярами

Сообщение corvin » 05 окт 2013, 00:35

Это гудцы свои 5-6 струн зажимали, а перебором играли лишь клирики.

А это откуда известно? В церковных правилах так написано? Кроме того, Вы же сами давали картинку, где мужик играет на шлемовидных гуслях и танцует.
Во времена Илариона (Боян) действительно богослужебная молитва сопровождалась перебором гуслей-псалтырь.

Может и сопровождалась. Только чем может похвалиться летописец? Фактичностью! А Боян у Автора большой выдумщик. Т.е. если Боян и в правду летописец, то Автор над ним потешается.
Хиновы стелы либо стреляли в Игоря финны, либо сделали финны. Про первое вообще не говорю. А второе: хоть одну финскую стрелу нашли?
"Великий жемчуг" и "синее вино" - такие же аллегории, как и "кровавое вино", "мысленное древо", "Дева-Обида", "живые шереширы" и т.д.

Если "кровавое вино", то почему не «красное с трудом переносимое»?

Есть разница между молодым соколом в полном расцвете сил и в "сребреней сѣдинѣ", каким рисует Автор Святослава???


Святослав утверждает, что он еще крепок, а его седина делу не помеха. Ведь и соколу, чтобы стать сильной птицей, нужно перелинять.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Сон Святослава и его толкование боярами

Сообщение Лемурий » 05 окт 2013, 11:15

corvin писал(а):А это откуда известно? В церковных правилах так написано? Кроме того, Вы же сами давали картинку, где мужик играет на шлемовидных гуслях и танцует.

Естественно написано. см. :arrow: Устав Великой Константинопольской церкви и песненное последование.

Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте Ему. Сперва должно исповедаться Господу в гуслех, то есть телесные действия производить стройно. Поскольку мы грешили телом, когда представили уды наши рабы греху в беззаконие (ср.: Рим. 6, 19), то и исповедуемся телом, употребив то же орудие к истреблению греха. Ты злословил? Благословляй. Ты лихоимствовал? Отдай. Ты упивался? Постись. Ты гордился? Смирись. Ты завидовал? Утешь. Ты убил? Претерпи мученичество или, что равносильно мученичеству, при исповедании изнури свое тело. И тогда по исповедании достоин ты петь Богу во псалтири десятоструннем. Сперва должно исправить действия телесные, чтобы совершались согласно со словом Божиим, а потом уже восходить к созерцанию мысленного.

Псалтирем, может быть, называется ум, ищущий горнего, потому что орудие сие, по устройству своему, силу издавать звуки имеет вверху. Посему телесные действия исповедуются Богу как бы снизу, а тайны, возвещаемые умом, имеют причину свою свыше, так, как ум издавал бы звуки чрез Духа. Посему кто имеет в виду все заповеди и приводит их в себе как бы в созвучие и согласие, тот поет Богу на псалтири десятострунном, потому что десять есть главных заповедей, написанных при первом законодательстве.
---------
Святитель Василий Великий Беседы на псалмы . Беседа на псалом тридцать второй.

Хвалите Его да псалтиря: псалтирью Господней является язык человека. Хвалите Его в цитре: под цитрой разуметь нужно уста, возбужденные как бы неким плектром Духом Святым. Хвалите Его с тимпаном и ликами: под тимпаном Он разумеет церковь, которая при звуках натянутой на барабан кожи воображает Воскресение мёртвых. Хвалите Его на струнах и органе: органом называет Он наше тело, а струны суть телесные нервы, собой посредствующие гармоническое его настроение; будучи трогаемо Духом Святым, наше тело издает звуки человеческого голоса. Хвалите Его на звучных кимвалах: кимвал - это язык во рту, ударяющий в уста. Потому сей Дух Святой взывает к человечеству: Все дышащее да хвалит Господа (Пс. 130:3-6)...

Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири. Пойте Ему новую песнь (Пс. 32:1-2). Но под десятиструнной псалтирью разумеет он не Логоса ли, не Иисуса ли ? Он, ведь, символически обозначается через десятиричное число.
-------------
Климент Александрийский. ПЕДАГОГ кн.2, гл.4


Изображение
Давид-псалотворец. Фасадная скульптура Церкви Покрова на Нерли (1158)

Если Вы имеете ввиду и инициал "Г" из Новгородского Евангелия 1358 г:

Изображение

Это XIV век - век Иерусалимского устава, который утратил не токмо богослужебные традиции века XI - времени Бояна - Устава Великой Константинопольской церкви, но и времени Автора СПИ - Студийского устава. Даже Автор XII в., рассказывая о манере исполнения Бояна, должен был объяснять читателю о чём идет речь.

Читайте статью эксперта по древнерусским инструментам: Поветкин В.И.Загадка гуслей-псалтыря в ней подробно.

Когда был в Ярославском музее "Слова о полку Игореве" (очень рекомендую там побывать тем, кто ещё не был) посчастливилось присутствовать на лекции ученика Владимира Ивановича - Антона Николаевича Каменского из новгородского Центра музыкальных древностей В.И. Поветкина.
Он показывал как играли на ОБЫЧНЫХ гуслях, зажимая одной рукой струны, а другой бряцая по 5-8 струнам. На десятиструнной же псалтыре играли точно также как описывает Автор СПИ - перебором:

    Боянъ же, братіе, не 10 соколовь на стадо лебедѣй пущаше, нъ своя вѣщіа пръсты на живая струны въскладаше, они же сами княземъ славу рокотаху. Тогда пущашеть соколовь на стадо лебедѣй, который дотечаше, та преди пѣсь пояше старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю.

corvin писал(а):Может и сопровождалась. Только чем может похвалиться летописец? Фактичностью! А Боян у Автора большой выдумщик. Т.е. если Боян и в правду летописец, то Автор над ним потешается.

Уважительнейше относится. Просто называет его манеру исполнения "старыми словесами трудных повестей" временных лет. Экий героический слог, который "не лепо" использовать для этого пораженческого похода.

corvin писал(а):Хиновы стелы либо стреляли в Игоря финны, либо сделали финны. Про первое вообще не говорю. А второе: хоть одну финскую стрелу нашли?

Не финскую стрелку, а карельскую. Не финны были подвластны Новгороду, а Корела. Не с финнами воевал новгородский (1168-1170) и волынский (1170-1187) князь Мстислав Изяславич, а с соседнями племенами литвой и карелой. Хививы НЕ могут быть половцы потому что перечислены через соединительный союз "И":

    Тѣми тресну земля, и многи страны – хинова, литва, ятвязи, деремела и половци – сулици своя повръгоша
А Гза предложил расстрелять НЕ простыми стрелами, а "золоченными":
    Из Волынца города из Галича,
    Из той Волынь-земли богатыя,
    Из той Корелы из проклятая
    Да не бел кречетушко выпо́рхивал,
    Не бел горносталюшко проскакивал,
    Не ясен соколик тут пролетывал, —
    Проезжал удалый добрый молодец,
    Молодой боярский Дюк Степанович.
    ---
    Нашел-то Дюк да ровно триста стрел,
    Не мог найти он ровно трех-то стрел
    Отошел-то Дюк, а сам дивуется:
    «Всем тремстам стрелам да цену ведаю,
    А й трем стрелам цены не ведаю,
    Которые стрелки потерялися».
    А точены стрелки на двенадцать гран,
    Да точены стрелки позолочены
    ,
    Перены были перьями сиза орла,
    Не тот орел, кой по полям летат,
    А тот орел, кой по морям летат.
    Летат орел да за сини́м морем,
    Детей выводит на синем море...

    ------
    Былина "Дюк Степанович и Чурила Пленкович"
Это всё равно как во время ВОВ Берия предложил бы Сталину расстрелять генерала Паулюса немецкими пулями. Напомню, что именно Новгород был союзником Святославу и половцам в междоусобице 1180-81 гг. Откуда и новгородские стрелки у половцев.

corvin писал(а):Если "кровавое вино", то почему не «красное с трудом переносимое»?

Тем паче не может быть "подарком". Не переносимое, а с трудом смешанное - не приемлемое для Руси. Напомню, что именно Климент Смолятич вслед за Автором СЗБ выступал за автокефалию Русской Церкви, о чем писал в соолбщении "Дунай в СПИ. "Новое вино" - это НОВЫЕ народы, принявшие христианство, которым не надо навязывать "старого" = "синего вина" - византийского патриаршества "старых" народов (ранее принявших эту веру).

    Лѣпо бѣ благодати и истинѣ на новы люди въсиати. Не въливають бо, по словеси Господню, вина новааго учениа благодѣтьна въ мѣхы вѣтхы, обетшавъши въ иудеиствѣ, «аще ли, то просядутся мѣси и вино пролѣется». Не могъше бо закона стѣня удержати, но многажды идоломъ покланявшеся, како истинныа благодѣти удержать учение. Нъ ново учение — новы мѣхы, новы языкы! «И обое съблюдется» (СЗБ)

Святослав утверждает, что он еще крепок, а его седина делу не помеха. Ведь и соколу, чтобы стать сильной птицей, нужно перелинять.

Вы путаете обновление старого сокола из ФИЗИОЛОГА:

    О орлѣ. Орелъ живет лѣт сто. И ростеть конець носа его. И ослепнете очи его. Да не видит и не может ловити. Да возлетит на высоту, свержет себе на камень и уломиться конецъ носа его и куплеться во златѣ езерѣ. И сядет прямо солнцю. Да егда ся согрѣет, спадут чешюи с него и пакы птенець будет...
С понятием линьки "сокол трёх мытей" из Повести об Акире Премудром, которое свойственно токмо для МОЛОДЫХ птиц.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24145
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Сон Святослава и его толкование боярами

Сообщение corvin » 05 окт 2013, 14:32

Не пойму, певец, развлекающий гостей, должен был играть в соответствии со Студийским уставом?
Просто называет его манеру исполнения "старыми словесами трудных повестей" временных лет. Экий героический слог, который "не лепо" использовать для этого пораженческого похода.

Не лепо использовать, но использует:
А мои ти куряни свѣдоми къмети: подъ трубами повити, подъ шеломы възлелѣяны, конець копія въскръмлени; пути имь вѣдоми, яругы имъ знаеми, луци у них напряжени, тули отворени, сабли изъострени.Сами скачють, акы сѣрыи влъци въ полѣ, ищучи себе чти, а князю – славѣ.

Еще раз, есть основания утверждать, что половцы использовали карельские стрелы?
Напомню, что именно Климент Смолятич вслед за Автором СЗБ выступал за автокефалию Русской Церкви …

Про автокефалию лучше с Konrad, он к ней ближе.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Сон Святослава и его толкование боярами

Сообщение Лемурий » 05 окт 2013, 16:17

corvin писал(а):Не пойму, певец, развлекающий гостей, должен был играть в соответствии со Студийским уставом?

Гудцы и иные паяцы другие гусли имели и другие цели преследовали.
При Студийском уставе - временах Автора СПИ - богослужение на гуслях-псалтыре перестало быть обязательным, НО во времена Бояна - при уставе Великой Константинопольской церкви оно было ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ, поэтому и Иларион/Никон, и Феодосий Печерский, и Антоний этими правилами пользовались. Можете сами найти это в КПП и ЖФП.

Не лепо использовать, но использует...

То что он использует называется ИРОНИЕЙ, кмети с копья вскормленные, пробираются оврагами к пустым вежам, аки серые волки...

Еще раз, есть основания утверждать, что половцы использовали карельские стрелы?

Так пишет Автор СПИ в плаче Ярославы и предложении Гзы расстрелять именно хиновскими золоченными стрелами.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24145
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Сон Святослава и его толкование боярами

Сообщение userdez » 05 окт 2013, 17:51

Лемурий писал(а): пробираются оврагами к пустым вежам, аки серые волки...


Не пробираются, а "идяхуть тихо".
Не оврагами,а скорее Изюмской дорогой.(?)
Не к пустым вежам, а туда, где "видехомся с ратными".
Не как серые волки, а "како ны Бог дасть".
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1957
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Сон Святослава и его толкование боярами

Сообщение Лемурий » 05 окт 2013, 18:32

Вот егда Ипатьевскую летопись разбирать будем всенепременно этим ценным замечанием воспользуемся, а пока извольте:

    А мои ти куряни свѣдоми къмети: подъ трубами повити, подъ шеломы възлелѣяны, конець копія въскръмлени; пути имь вѣдоми, яругы имъ знаеми, луци у них напряжени, тули отворени, сабли изъострени. Сами скачють, акы сѣрыи влъци въ полѣ, ищучи себе чти, а князю – славѣ».
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24145
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Сон Святослава и его толкование боярами

Сообщение userdez » 05 окт 2013, 18:58

Извиняюсь, как всегда ,не в тему.
"На последние полушки, покупая безделушки,
Чтоб свалить их в Петербурге в ящик старого стола,
У поддельных ваз этрусских повстречал двух бравых русских,
Зычно спорящих друг с другом, тыча в бронзу пятерней :
Эти вазы, милый Филя, ионического стиля.
Брось Петруша, стиль дорийский слишком явно в них сквозит..."
Филя и Петруша это я, без вариантов.

Уже хорошо то, что "пустых веж" в Вашей цитате нет.

Игорь медленно шел по Изюмской дороге,
Сторожа торопили... Не забыть бы о Боге! :D
Это поэтический перевод Ваших слов:
пробираются оврагами к пустым вежам, аки серые волки..
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1957
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Сон Святослава и его толкование боярами

Сообщение Лемурий » 06 окт 2013, 11:18

Так понимаю честь земляков курян отстаиваете? А напрасно, мы здесь литературный памятник разбираем как он есть.
Естественно вежи были пусты, поколику половцы в это время оборонялись против войск Романа Нездиловича.
Собственно, Автор СПИ это же и пишет:

    Съ заранія въ пяткъ потопташа поганыя плъкы половецкыя, и рассушясь стрѣлами по полю, помчаша красныя дѣвкы половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты.
Потоптали "галочьи стада" русичей малочисленных охранников веж, не замечая оных, и перестроившись рассыпным строем помчали по полю свой трофей. В Ипатьевской, если уж настаивать на достоверности, охрана лишь по стреле выпустила и ускакала. Вот и вся Ваша "героическая битва" за красных девок и половецкие тряпки.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24145
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Сон Святослава и его толкование боярами

Сообщение Konrad » 06 окт 2013, 18:23

Отвечу, что да, признаю, но только в применении к жемчужной душе.

А на жемчуг из сна имею право это толкование не распространять. Тем более, что не вижу для него оснований.

Жемчуг во сне - слезы, что доказывают параллели от Перетца до Манна, а не души убитых.

Его сыпят из колчанов (не расстрелянных, а просто в качестве ритуальных емкостей) как камешки для пересчитывания... И сыпят соколы в песнях...

Я понимаю, что Вам теперь хочется избежать "в лоно", которое употребляется в церковнославянском в месте о мерке, и Вы вспомнили самое знаменитое "на лоно".

И хочется Вам вроде как у Шевченко в повести:

...послал [он] свою гусарскую душу на лоно Авраамле...


Однако тогда, если это живот или грудь (иврит hejq šel' 'abraham, греческое Ό χόλπος или οίχόλποι 'Αβραάμ), на который ангелы ложат (не отсыпают!) праведников в объятия патриарху в качестве утешения, то никакой мерки и отмеривания. Никакого прямого обвинения Святославу.

Объединить "в лоно" и "на лоно" не получится.

И жемчуг, и бисер в средние века камнями звались: "бисеръ - камень ч/е/стнъ иж/е/ в Сиріи родитоя или жемьчюгъ драгіи", и помимо разделения камней и жемчуга, судя по Срезневскому, были и выражения "съ каменьемъ съ жемчюгомъ". Поэтому не надо модернизировать мышление средневекового человека. Он воспринимал и классифицировал мир совершенно иначе.

В общем, никакой это не перифраз.

То, что хинова - это финны, не доказано. В моей версии это хиониты - противники героев иранского эпоса, злые кочевники вообще, упоминаются вместе с Дэвами.

А в былине, рядом с Волынью и Галичем, вовсе не стрелки карелов. Точно так же, как на Волыни есть село Харалуг - центр средневековой металлургии, из которого мечи харалужные поэмы, то в Галиции есть село Кореличи...
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Сон Святослава и его толкование боярами

Сообщение Лемурий » 07 окт 2013, 08:16

Konrad писал(а):Я понимаю, что Вам теперь хочется избежать "в лоно", которое употребляется в церковнославянском в месте о мерке, и Вы вспомнили самое знаменитое "на лоно"... Объединить "в лоно" и "на лоно" не получится.

Если бы просто открыли Евангелие от Луки на старославянском подобных нестыковок НЕ было:

...дайте, и дастся вам: меру добру, наткану и потрясну и преливающуся дадят на лоно ваше: тою бо мерою, еюже мерите, возмерится вам. (Лк.6:38 - старослав.текст русск. шрифтом)

Как совершенно правильно заметил И.Н.Данилевский, комментируя попытки Д.С.Лихачева и Д.В.Айналова объяснить прямые цитаты из церковной литературы в СДЗ светскими терминами:

Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24145
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Великий жемчуг и жемчужная душа

Сообщение Лемурий » 07 окт 2013, 08:59

corvin писал(а):Если жемчуг и синее вино не чьи-то подарки, то сон не ясен и трактовать его можно как угодно.

Konrad писал(а):Жемчуг во сне - слезы, что доказывают параллели от Перетца до Манна, а не души убитых.

Замечу для начала, что речь идет НЕ о простом жемчуге, а о жемчуге ВЕЛИКОМ.

    "сыпахуть ми тъщими тулы поганыхъ тльковинъ великий женчюгь на лоно..."
Итак, почему жемчуг именно ВЕЛИКИЙ? Ниже Автор сам даёт подсказку:

    "единъ же изрони жемчюжну душу изъ храбра тѣла чресъ злато ожереліе..."

И действительно:

Апостольское <Иак. 2, 25—26>.
Такоже и Равь блудная не от дѣль ли оправдися, приимши сходникы и инѣмь путемь изведши? Якоже бо и тѣло без духа мертво есть, тако и вѣра без дѣлъ мрътва есть.
--------
Толк. Севирианово. Слыши Писаниа, съвѣдѣтельствующа ея оправданиа, яже бѣ въ блудѣ: бисьръ въ калѣ свѣтяся, злато в тимѣнии поврьжено, цвѣтъ благочестия въ трьнии подавляем, благочьстная душа, въ злочестиа странѣ затворена.
-------
Толковый Апостол


Эту же метафору встречаем в ПВЛ:

    "И по трехъ днехъ умре Олга. И плакася по ней сынъ ея, и внуци ея и людье вси плачемъ великим и, несъше, погребоша ю на мѣстѣ. И бѣ заповѣдала Олга не творити трызны над собою, бѣ бо имущи прозвутера, и тъ похорони блажену Олгу. Си бысть предътекущия хрестьяньской земли, аки дѣньница пред солнцем и аки заря предъ свѣтомъ. Си бо сияше аки луна в нощи, тако и си в невѣрныхъ человѣцѣхъ свѣтяшеся аки бисеръ въ калѣ: калнѣ бо бѣша грѣхом, не омовени святымъ кресщением. Си бо омыся святою купѣлью, съвлечеся грѣховныя одежда ветхаго человѣка Адама, и въ новый Адамъ облѣчеся, еже есть Христосъ. Мы же речемъ къ ней: «Радуйся, руское познание къ Богу, начатокъ примирению быхом». Си пѣрвое вниде въ царство небесное от Руси, сию бо хвалять рустии сынове акы началницю, ибо по смерти моляшеся къ Богу за Русь. Праправеднихъ бо душа не умирают..." (ПВЛ.696)

Подробно см. :arrow: Лихачева О.П. Яко бисер в кале // ТОДРЛ, т.50, СПб, 1996, С.110-112

К исследованию О.П. Лихачевой стоит ещё добавить отрывок из Хроники Амартола:

Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24145
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Сон Святослава и его толкование боярами

Сообщение Konrad » 07 окт 2013, 12:47

Да, не о простом, а о крупном. О нем пишет Перетц. И кстати, ах злодей-безбожный, указывает, что еще в летописи жемчуг - это слезы:

Перли поетична мова рано ототожнює з слізми: „БЂ видЂти слезы его лежачи на скранью его (кн. Ростислава, що вмирав), яко женчюжная зерна”, Іп. р. 1169, ст. 532. В народній пісні сльози = перлини: „Ты разсыпься крупен жемчуг, что по атласу да по бархату: | Ты расплачься невЂстушка... перед батюшкой стояци”. Шейн, Р. нар. п., с. 485, 462 та ин.; або — „поразсыпься крупной жемчуг | По столам, столам дубовыим. | Порасплачься невеста душа | пред своим кормильцем батюшкою”, | Шейн, Вел. № 1721; „горючи слезы жемчужныя” № 1669 (весільна п.).


Поэтому по-любому надо искать иное, не
Что касается "в" и "на", то никаких послениконовских текстов - полные цитаты из Евангелий Киевской Руси, пожалуйста!
Отмечу, что в любом случае Вы просто обязаны признать, что это место может толковаться иначе, а Ваша версия - всего лишь одна из возможных, основанная сделанном заранее выводе и на наличие в другом тексте (достаточно крупном, чтобы все слова встречались, ведь мир антично-средневековых реалий не так уж богат) пары слов...
Но сравните из суфийских текстов. Мирза Асадулла-хан Ноша Галиб (1797—1869)—великий поэт Индостана. Ему принадлежат произведения на урду и персидском языках. Данное маснави посвящено раскрытию смысла некоторых суфийских аллегорий. Галиб не был ни мистиком, ни суфийским поэтом, однако не порывал с классической традицией, тесно связанной с мусульманским мистицизмом. Он обладал обширными незнаниями в суфизме, считался его признанным знатоком. В 50-е годы XIX в.— до Народного восстания 1857—1859 гг.— нес службу историографа и Султана поэтов при дворе Бахадур-шаха Зафара в Дели.:
Послушай, о чем рассказывает флейта, Как жалуется на разлуку.

Руми

1. Не из тех я, кто хочет вести рассказ о себе, Поведаю я о жизни одного человека.

2. От дыхания милостей, что я получил от учителя, Я заставлю перо стонать, как флейту.

3. Стон флейты идет путем человеческого дыхания, И осведомлен и о гармонии, и о тайне.

4. Если сердце отдашь во власть мелодии тайн Истины, Тебе должно, как флейте, быть пустым от самого себя.

5. Если в сердце у тебя нет раны, не болтай про хмель, Это вино такой силы, что разрывает грудь.

6. О ты, кто не осведомлен о сокрытой тайне,Не вступай на Путь1, если ты не человек Пути.

7. Ухватись за полу человека Пути,Только умей отличать водителя от разбойника.

8. На тысячи людей человек Пути один. Людей много, шах один.


Тут тебе и вещий (осведомленный) Боян - учитель-наставник, и живая флейта, и раны, и вино, и Путь - тропа Троянова, и один шах=князь, и обещание вести рассказ не о себе (не старыми словесами)...

9. Человек Пути должен принадлежать к влюбленным2, На губах веселая мелодия, а в сердце боль любви.

10. И если опросишь, кто этот человек Пути,Кто им может быть, кроме Сираджуддина Бахадур-шаха3.

11. В тарикате — проводник путников, В халифате — вождь царей.

12. Тот, кто чуть задумается о тайне единства, Захлопнет тетрадь бытия и небытия 4.

13. Едва он начнет играть на флейте, Станет флейта саженцем, на котором растет плод—Шибли5.

14. Едва ему в голову придет подняться в небо, Трон его сорвется в полете, как незакрепленный полог палатки


Почти описание чудес Бояна, тот же умонастрой, в небе парит, бытие и небытие - обаполы сего времени, а саженец из флейты - мыслено древо...

15. Как только Шибли с мимбара заведет речь о любви, Тут же на троне наш шах заговорит о любви.

16. Любовь соответствует степени каждого человека, Шибли — мимбар, падишаху — трон.

17. То, что нашел Ибрахим Адхам 6, То и Джемшид7 нашел, покинув трон.

18. Наш шах берет с собой в путь Хирку8 старца-наставника и венец шаха.

19. Здесь вместе шахство и дервишество, Падишах нашего времени — кутб мира.

20 И на шахство глядяший — божеский лик.И в дервишестве у двери его — царский фарр 9.

21. В пляску небосвод пустился под мелодию его саза. Ангелы слушают его голос.


Игорь ищет стол Тмутороканя, Ярослав на столе сидит во всевластии, шестокрыльцев сюда же, хоть они и противоречат православию...

Но в мире никто не знает шаха.

24. Глаза наши слепы, а Красота 10 ищет зеркала, Понимание наше ограниченно, а владыка говорит иносказаниями.

25. В утреннюю пору султан украшал трон, И окружала его групп а послушников.

26. Начала сыпать жемчуг туча милосердия, Начал шах беседу о мистическом познании (ирфан).

27. Поскольку хотел говорить так, чтобы быть понятым, В одежду иносказаний он наряжал обычные слова.

28. Молвил, что, когда тайна о Друге становится изреченной, Каждый начинает требовать свидания с Другом.

29 Желает, чтобы свет величия Друга Озарил Восток его кельи

30. Нужно ему свить хорошее гнездо, Очистить келью от непосвященных.


И если чуток поднатужиться, то и тут можна отыскать цитату. Султан на троне - наш Святослав, невеедомый - неведомая земля, жемчуг сыпется? Сыпется. В утреннюю пору - после сна. Беседа о мистическом познании - чем толкование сна не такая беседа, а послушники - бояре, дружба с Всеволодом, с Овлуром, и не худо гнездо есть.
Последний раз редактировалось Konrad 07 окт 2013, 13:04, всего редактировалось 2 раз(а).
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Сон Святослава и его толкование боярами

Сообщение Konrad » 07 окт 2013, 12:58

36. Как только подойдет красавица, будь он сам не свой, Пусть весело бросится ей навстречу.

37. Превзошел себя влюбленный, осталась красавица — и всё, Скрылись тени, засверкало Солнце — достаточно.

38. Вместе влюбленные остались, не стало ни тела ,ни души, Не осталось помыслов о свидании и печали разлуки.

39. Сделай росу пищей Солнца.Принеси себя в жертву на этом празднике.

40. Очисться от всего темного, чтобы обрести сверкание. Пройди состояние капли, чтобы стать океаном.

41. Смысл тайны, которую поведал шах, Был — сохранение чести шариата.

42. Подметание убежища и окрестностей дворца — Изгнание страхов и отрицание того, что кроме этого.

43. Цель есть познание, и только,Усилия в постижении — озарение, и только.

44. А та принарядившаяся красавица, что вошла в дверь,— Притяжение, которое исходит от истины.

45. Выход влюбленного навстречу Другу Означает уничтожение его собственных следов.

46. Путник свободный, идущий легкой походкой, Достигнув этого места, завершает свое путешествие.

47. Нет никою после бога, кроме бога, В этом тайна вечности (бака), после небытия (фана)

48. Галиб, не вспоминай о той тайне, которую ты поведал, Не бросай камень в кубок мироздания 11.

49. Тайна единения (вахдат) не терпит слов. Знаки (харф) истины невыразимы в речи.

50. Сократи слова в молитвах шаху, Пока есть бог, да будет Бахадур-шах.


Вот и встреча с Ярославной, и дворец - терем на горах, и жертвенность праздника-свадьбы, где сватов напоили, а сами..., и душа от тела отделилась, и роса, и иносказания-обаполы, и сохранение чести, и путешествие путника Игоря, и легкая походка - срочно цитируем Поздеева!

Саади. Лучше сыпать жемчуг в океан, Чем скряге недостойному в карман


Карман - та же пазуха, то же лоно, сине море - океан, в океане Игорь топит злато, за которым убивается скряга Святослав, а почему он недостоен - а потому что, по Дмитрию СЕРГЕЕВИЧУ (не сметь поминать без отчеств, ишь чего удумали!) Лихачеву, он слабый князь, а Русь переехала в Суздаль (это ж практически Москва, где живут Лихачев и его партийные покровители, - столица Советской Р-россии).
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Сон Святослава и его толкование боярами

Сообщение Лемурий » 07 окт 2013, 16:16

У Вас , смотрю, сегодня праздник?

Konrad писал(а):Да, не о простом, а о крупном...

См. Срезн. это ЛИШЬ когда идёт сопоставление: "от мала до велика", "ни малу ни велику" и т.д., а ОСНОВНОЕ значение - magnus !!!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24145
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Сон Святослава и его толкование боярами

Сообщение Konrad » 08 окт 2013, 16:06

Не понял. Объясните, пожалуйста, Вашу фразу

Великий — великыи, -ая, -ое (18)

1. Крупный, больше обычного размера: ...сыпахуть ми тъщими тулы поганыхъ тльковинъ великыи женчюгь на лоно, и нѣгуютъ мя... 23.

Вълѣзъ же Симонъ Петръ, извлѣче мрѣжу на землю пълну великыхъ рыбъ... Остр. ев., 210 (1056—1057 гг.). На верху же (церкви) всажены быша златы гвозди, и велици, и долзи... Флав. Полон. Иерус., 371 (XVI в. ~ нач. XII в.). 1015: ...бѣ бо възложилъ на нь (отрока — Борис) гривну злату велику... Пов. врем. лет, 91 (1377 г. ~ нач. XII в.). 1204: И восходящу солнцу внидошя въ Святую Софию... и трапезу чюдную одраша, драгый камень и великий жемчюгъ, а самую невѣдомо камо дѣша... Ник. лет., X, 40 (XVI в.). Врата же имѣю златы з драгимъ каменеемъ и с великим жемчюгомъ. Сказ. Инд. цар., 73 (XV в. ~ XIII—XIV вв.).

▲ В чужих руках всегда ломоть велик. Кург. Письм., 1, 124 (1790 г.).

Ср. Даль (ТСЖВЯ); Великий — превышающий обычную меру, сравнительно с другими обширный, большой.


По-украински великий - именно большой.

Автор-то разбирался в жемчугах...
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 105