Евгений Беляков писал(а):Как это нет невесты? Куда же она делась?
Это НЕ метафоры. НЕ сравнения. Это ОПИСАНИЕ СНА.
По ходу повествования Святослав описывает свой сон. Вы согласны? Во сне происходит нечто. Он это описывает. Он не приводит никаких метафор. Когда я описываю свой сон, я не говорю метафорами. Я говорю то, что я видел. Вот я видел такой странный, смутный сон: будто бы с вечера одели меня черным покрывалом, положили на кровать, поили синим вином, сыпали жемчуг из пустых тул и т.п. Это - описания свадьбы, где Святослав выступает в роли невесты (как Вы же и утверждаете). Дальше мы говорим о СИМВОЛИЗМЕ СНА. Но описание-то сна должно быть! А в этом сне Святослав видит себя невестой. (Иначе все символы подвисают)...
В том то и дело, Евгений, что описав все символы невесты, как не "странно" совпадающие со Святославом, Татьяна теперь не хочет с этим соглашаться, иначе её версия Бояна, как летописца Святослава - "горит синим пламенем"...
Давайте просто напомним эти намеки Автора СПИ на непособие князя и необходимость его смены:
93 А Святъславь мутенъ сонъ видѣ: «Въ Кіевѣ на горахъ
94 си ночь съ вечера одѣвахуть мя, – рече, – чръною паполомою на кроваты тисовѣ...
Иными словами в Вышгороде на горах "провожают в последний путь" киевского князя. Последующие строки только подтверждают эту версию:
114 "Се ли створисте моей сребреней сѣдинѣ!
115 А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего Ярослава..."
117 (А чи диво ся, братіе, стару[старший по положению] помолодити?
118 Коли соколъ въ мытехъ[обновленный] бываетъ, высоко птицъ възбиваетъ, не дастъ гнезда своего въ обиду.)
"Выражение "въ мытехъ" и до настоящего времени сохранилось кое-где среди охотников; этим термином обозначают линьку, главным образом тот период, когда молодая птица надевает оперение взрослой птицы, т.е. достигает половой зрелости. Птицеводам хорошо известно, с какой отвагой прогоняет сокол от своего гнезда даже более сильного, чем он сам, орла-беркута..." (Н. В. Шарлемань (Из реального комментария к „Слову о полку Игореве“ // ТОДРЛ, т. VI, 1948, стр. 112)
119 "Нъ се зло – княже ми[мне] непособіе,
120 наниче ся годины обратиша..."
...Обычай выворачивать кожух или шубу наизнанку на свадьбе восходит к древним магическим представлениям, но также символизирует переход невесты в другой дом, подобно тому как метафора Святослава о «вывернутом наизнанку времени».
----
Роберт Манн "Сон и золотое слово Святослава"
123 Великий княже Всеволоде! Не мыслію ти прелетѣти издалеча, отня злата стола [Киев] поблюсти ?
126 Ты бо можеши посуху живыми шереширы стрѣляти – удалыми сыны Глѣбовы [Об авангарде рязанских князей, ворвавшихся в обоз Святослава в 1180 г. у р. Влена].
127 Ты, буй Рюриче, и Давыде! Не ваю ли [Не вы ли двое] злачеными шеломы по крови плаваша? [события весны 1181 г., когда победитель Рюрик уступил старшинство и Киев Святославу, а оставил себе с братом Давыдом все Киевские волости и место соправителя (злаченый шелом) в Вышгороде].
131 Грозы твоя по землямъ текутъ, отворяеши Кіеву врата, стрѣляеши съ отня злата стола салтани за землями [об убиении и пленении половецкой знати (родственников Кончака), участвовавших в междоусобице весной 1181 г. на стороне Святослава, галицкими дружинами боярина Тудора на р.Чарторый].
136 Нъ уже, княже, Игорю утрпѣ солнцю свѣтъ, а древо[Ольговичей] не бологомъ[не к добру] листвіе срони... -