Сон Святослава и его толкование боярами

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Евгений Беляков » 17 ноя 2009, 13:21

Итак, Вы считаете, дорогой Лемурий, что Рюрик (или близкий к нему Смолятич) задумали великий мятеж, и вывели знаковую фигуру Святослава и его призывы как своего рода ИНОСКАЗАНИЕ: де стар стал Святослав (он же сам об этом говорит!), пресмыкается перед своими бывшими врагами и т.п. Вот вам и предлог, наконец, взять всю власть в свои руки!
Ничего подобного. Власть И ТАК была во многом в руках Рюрика. Положение Святослава было уже и тогда незавидным. Он не мог организовать ни одного похода на половцев без согласия Рбрика и других Ростиславичей-Мстиславичей. Поэтому - может быть, это очень естественно - что он обращается именно к ним, фактически к Рюрику. От позиции Рюрика зависело многое, если не все.
Но главное: РЮРИКУ НЕ НУЖНО БЫЛО ЗАХВАТЫВАТЬ ТО, ЧТО ОН УЖЕ И ТАК ИМЕЛ. Вы же трактуете все эти события, едва ли не как заговор Автора и мстиславичей. Вероятно, в планы Рюрика входило сделать Поле своим владением (и, желательно, не в результате войны, а после какого-нибудь "дипломатического маневра", вроде Игорева похода). И потом - ударить на Север, на Всеволода. Но можно только гадать обо всем этом. Но прямой захват Киева был чреват крупнейшими неприятностями: все ольговичи вместе с половцами бросились бы в бой. Так на самом деле и произошло через 15 лет, но тогда Рюрик был уже на стороне половцев и игоревичей, и Киев сжигал самолично. Итак, я утверждаю, что Рюрику НЕ ТРЕБОВАЛСЯ КИЕВСКИЙ ПРЕСТОЛ. Обладая огромной властью, он имел совсем другие планы, скорее всего. Смолятич (если предположить, что именно он и есть Автор, во что я не верю), вряд ли мог бы посоветовать Рюрику сделать этот гибельный шаг... И потом Святослав оставался в.к. до самой смерти, приключившейся в 1194 г. в преклонном возрасте ок. 75-80 лет. И никто не пытался его скинуть, хотя сокол был уже "не в первых мытях" это уж точно!
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Евгений Беляков » 17 ноя 2009, 13:37

И потом, Лемурий, Вы же сами утверждаете, что "зл. сл." было написано (прочтено, спето и т.п.) в 1187 году, т.е. через 2 года после событий 1185 г. Тогда оно должно быть НАЧАЛОМ реального похода 1188 года, который был благополучно провален стараниями Ярослава Черниговского.
"Зимою (1188) Святослав, согласяся с Рюриком (NB! без такого согласия ничего не делается!) и угадаста ити на половцы. И рече Рюрик ему: "Ты, брате, еди в Чернигов, совокупися со братией своею, а я здесь"".
Так представьте, Святослав уехал уговаривать Ярослава, про которого в СПИ "не вижду власти сильного и богатого и многовои брата моего", а Рюрик почему "здесь", то есть В КИЕВЕ власть не захватил? Как ни призывал Смолятич, чё то Рюрик его не слушается! (Я цитировал Татищева).
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Евгений Беляков » 17 ноя 2009, 14:19

Святослав на киевском столе был своего рода продуктом компромисса, который продержался МНОГО ЛЕТ, был как бы символом РАВНОВЕСИЯ всех ветвей княжеского рода Ярослава Мудрого, правившего огромной территорией (отнюдь не вся она звалась Русь).
Не так-то просто было отважится призвать его скинуть. Это просто было крайне неразумно. Тем более для такого сторонника (сторонницы) МИРА и прекращения раздоров как Автор "Слова". В и в 1185, и в 1187 году Рюрик не стал бы этого делать (а сам Святослав это хорошо понимал, раз так свободно покидал Киев, веря, что легче легкого туда вернется). Рюрик не стал бы этого делать потому, что в 1185 г. еще не имел власти над половцами, и они поддержали бы ольговичей в возникшей в результате этого войне. В 1187 году Рюрик опять-таки не должен был бы решиться на это (и не решился!), потому что и тогда у него не было такой власти, и тогда половцы поддержали бы игоревичей и Ярослава Черниговского, а не его. Поэтому он НАОБОРОТ поддерживает идею идти на половцев войной, чтобы ослабить их или завоевать. И тогда они станут его подданными, с которыми он сможет подавить и Святослава Киевского, и всех ольговичей вообще. Поставить каблук над Русью и Степью. Поэтому призыв СПИ был адекватен: то есть Святослав мог надеяться на ответ. (Вопрос только в том, насколько самому-то Святославу все это было нужно? Но он мог предполагать, что в конце концов ПЕРЕИГРАЕТ Рюрика, будучи победителем - и тут-то ему и требовался военный талант Игоря! И если бы Ярослав не играл в свои игры - кто его и знает, чем бы закончились эти ШАХМАТЫ).
Если же вернуться в 1185 год, то там ситуация была несколько иной. Если бы Игорю удалось осуществить СОЮЗ С КОНЧАКОМ, то они как-нибудь уж привязали бы к этому союзу и Гзу, и Ярослава Черниговского. И тогда Рюрик, тайно поддерживавший эту коалицию, мог надеяться занять в ней ведущее положение. Предложив свою помощь в обмен на лидерство, он мгновенно отшвыривал с престола Святослава - тот уже не нужен - и становился бы властителем огромного русско-половецкого государства.
Поэтому В ТОТ ПЕРИОД Святославу просить Рюрика и призывать его идти войной на половцев было полным бредом. Вот почему я и считаю, что сон на киевских горах был вымыслом и написан в 1187 году.
===
Возникшая у Донны идея, что и сон приснился в 1187 году - блестящая НАХОДКА. Действительно, поход произошел 2 года назад. Реально Игорь уже вернулся, запятнав свою честь побегом, но не запятнав предательством Родины, никого призывать ЗАЩИЩАТЬ Русь не нужно, зато ОБИДА осталась. Обида за неслыханное ПОРАЖЕНИЕ. Она-то осталась. И ее-то можно вспомнить, как и то, что Кончак не стал сражаться с Гзой, хотя это и выглядело как предательство (с т.з. Игоря: ведь Кончак САМОЛИЧНО его пригласил и имел своего рода обязательства перед гостем).
И вот Святослав РЕАНИМИРУЕТ всю эту историю, и призывает князей к ОТМЩЕНИЮ.
В ходе повествования происходит СБОЙ. По ходу повествования сначала был поход Игоря Святославича, затмение, битва, затем - СОН СВЯТОСЛАВА, ЕГО ИСТОЛКОВАНИЕ БОЯРАМИ, ЗЛАТОЕ СЛОВО, а потом песня-заговор Ярославны и побег.
Но в реальности СОН, ИСТОЛКОВАНИЕ И ПРИЗЫВ произошли гораздо позже всего остального: в 1187 году. Мне кажется, такие временные смещения допустимы в поэзии тех времен, когда, например, существовала и другая пространственная перспектива, например, в иконах (Раушенбах и т.д.) В конечном итоге это можно истолковать как ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Евгений Беляков » 17 ноя 2009, 14:27

Вот ЭТА фраза, я считаю, НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМА во всем летописном рассказе:
"ЗИМОЮ СВЯТОСЛАВ, СОГЛАСЯСЯ С РЮРИКОМ И УГАДАСТА ИТИ НА ПОЛОВЦЫ".
И вот для того, чтобы достичь такого согласия и попросил, видимо, Святослав свою жену Марию Васильковну написать и пропеть какую-нибудь поэму.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Евгений Беляков » 17 ноя 2009, 14:38

И еще один интересный и загадочный момент.
Свадебный поезд Игоря был представлен (в СПИ и в летописях) как военный поход. Сделано это было, наверно, потому, чтобы обелить кн. Игоря: он-де и не пытался установить никакого сепаратного мира. И все же (в отличие от летописей) в СПИ имеются яркие НАМЕКИ на правду. Было там и упоминание о свадебных мостах (традиции, дожившей до наших дней), и наш СОН СВЯТОСЛАВА БЫЛ свадьбой, СТАЛ похоронами. То есть - именно так, как и было в реальности. Почему эти намеки сохранились? М.б., Святославу-Марии было НУЖНО, чтобы Игорь знал, что его прощение УСЛОВНО? Тем на него накладывалась тяжелая десница киевского князя (и его хитрой жены)?!
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Dona » 17 ноя 2009, 15:31

Лемурий писал(а):
Dona писал(а):А я воспользовалась современной компьютерной программой ZET (астро(ном)логической) и оказалось, что 4 сентября 1187 года в 13:34 по Киеву (по современному летоисчислению и современным часам, как 1/24 суток) было:
Полное Затмение Солнца; 4.09.1187 ;13:34:27;+02:02:04;Киев, Киевская обл., Украина;50°26'00"N; 30°31'00"E;—;;
Надо бы у Специалиста по календарям и затмениям Василия уточнить, ибо в СПИ речь не про Киев, а про границу между Русью и "полем" переменчивую Каялу.

На рѣцѣ на Каялѣ тьма свѣтъ покрыла

Но идея ХОРОШАЯ.
http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es3/es3-1451.htm

ЛЕТОПИСЕЦ ИГОРЯ СВЯТОСЛАВИЧА (Л.И.С.).

Вся рус. история рассматривалась в Л. И. С. как борьба с безбожными «агарянами» — половцами. Вот почему под 1187 Л. И. С. дает описание взятия «агарянами» Иерусалима, связывая его с общей борьбой европ. народов со степными народами-язычниками. Так же, как и поражению Игоря, взятию Иерусалима предшествовало затмение (Ипат. лет. под 1187). Летописец говорит дальше о том, что предвестие несчастья касается только той земли, где затмение видно. Затмение 1187 было видно в Галиче, но не было видно в Киевской стороне. И сразу же после рассуждений о затмении летописец сообщает о смерти галицкого князя Ярослава (Осмомысла). Это рассуждение летописца невольно наводит на сопоставление с рассказом С. о затмении перед походом Игоря: солнце тьмою заслоняет от Игоря воинов его, грозя гибелью им, а не Игорю. Но пленение Иерусалима, вызывая летописца на мировые сопоставления, подчеркивая всеобщность наступления язычников на тесный мир христиан, не обезнадеживает его.


Т.е. в Киеве затмение 04.09.1187 г. не наблюдалось, но было видно в Галиче!

Тогда посмотрел Игорь на светлое солнце и увидел, что тьма от него все войско покрыла.(речь идет о затмении Солнца 1 мая 1185 года.)
И сказал Игорь дружине своей: "Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться. А сядем, братья, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон!" Запала князю дума Дона великого отведать и знамение небесное ему заслонила. "Хочу, - сказал, - копье преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону".

"...в СПИ речь не про Киев, а про границу между Русью и "полем" переменчивую Каялу."
http://rulit.org/publication/113
И очень жаль,что казахское наименование косогора КАЯЛА перекочевало в историческую, географическую и «Слово»ведческую литературу как имя реки в низовьях Северского Донца.

О каком годе идет речь, и где находилась река Каяла?
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Лемурий » 17 ноя 2009, 15:46

Евгений Беляков писал(а):Итак, Вы считаете, дорогой Лемурий, что Рюрик (или близкий к нему Смолятич) задумали великий мятеж, и вывели знаковую фигуру Святослава и его призывы как своего рода...

Во-первых, с чего бы Смолятич был близкий к Рюрику? После смерти Изяслава Мстиславича он был духовным отцом его детей и удалился во Владимир-Волынский. Рюрик же сын Ростислава.
Конечно, в своё время Рыбаков написал "историю" про то, как Петр Бориславич с 1142 переписывал летопись в Переяславле, потом пел с Игорем Ольговичем на клиросе во Владимире-Волынском, потом был летописцем у Изяслава Мстиславича и Мстислава Изяславича, затем открыл ворота в Киев в 1169 г Боголюбскому и... спустя семь лет, был уже летописцем Рюрика Ростиславича 1176-1190, 1190-1196
и всё один и тот же человек...эко! Только всё это МАЛО похоже на правду.

Половцы прежде всего угрожали Переяславлю. Как бывшему калугеру Зарубского монастыря (близ Переяславля) ему были не безразличны бесконечные нападения половцев, пленение жителей, сжигание нив и городов переяславского княжества. Не исключено, что к нему как к бывшему земляку, имевшему АВТОРИТЕТ в княжеских кругах и обратилась его переяславская братия. Напомню, 40 лет со дня его становления его митрополитом исполнялось 27 июля 1187 года.

Евгений Беляков писал(а): Власть И ТАК была во многом в руках Рюрика. Положение Святослава было уже и тогда незавидным. Он не мог организовать ни одного похода на половцев без согласия Рбрика и других Ростиславичей-Мстиславичей. Поэтому - может быть, это очень естественно - что он обращается именно к ним, фактически к Рюрику. От позиции Рюрика зависело многое, если не все.

Вот как раз ВЛАСТЬ (Старшинство) были у Святослава. "Земля Руская"= киевские волости были у Рюрика с Давыдом. Но привлечение Ольговичей - это была задача Святослава, именно для этого ему старшинство с Киевом и уступили, а ныне древо[Ольговичей] не бологомъ[не к добру] листвіе срони...

Евгений Беляков писал(а): Но главное: РЮРИКУ НЕ НУЖНО БЫЛО ЗАХВАТЫВАТЬ ТО, ЧТО ОН УЖЕ И ТАК ИМЕЛ. Вы же трактуете все эти события, едва ли не как заговор Автора и мстиславичей. Вероятно, в планы Рюрика входило сделать Поле своим владением (и, желательно, не в результате войны, а после какого-нибудь "дипломатического маневра", вроде Игорева похода). И потом - ударить на Север, на Всеволода...
Итак, я утверждаю, что Рюрику НЕ ТРЕБОВАЛСЯ КИЕВСКИЙ ПРЕСТОЛ. Обладая огромной властью, он имел совсем другие планы, скорее всего. Смолятич (если предположить, что именно он и есть Автор, во что я не верю), вряд ли мог бы посоветовать Рюрику сделать этот гибельный шаг... И потом Святослав оставался в.к. до самой смерти, приключившейся в 1194 г. в преклонном возрасте ок. 75-80 лет. И никто не пытался его скинуть, хотя сокол был уже "не в первых мытях" это уж точно!
Перебор... Рюрику НЕ НУЖНО было захватывать власть, ровно как и лишний "груз", которому отдали Киев и старшинство, ТОЖЕ НЕ НУЖЕН. Автор СПИ только СОВЕТЧИК. Содержание СПИ - это только его ЛИЧНОЕ воззрение, ровно как и все ярко просматривающиеся симпатии и антипатии к разным князьям.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Лемурий » 17 ноя 2009, 15:48

Евгений Беляков писал(а):И потом, Лемурий, Вы же сами утверждаете, что "зл. сл." было написано (прочтено, спето и т.п.) в 1187 году, т.е. через 2 года после событий 1185 г. Тогда оно должно быть НАЧАЛОМ реального похода 1188 года, который был благополучно провален стараниями Ярослава Черниговского.
Евгений. Дальше 1 октября 1187 года даже и НЕ "ходите"...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Лемурий » 17 ноя 2009, 15:57

Евгений Беляков писал(а):Возникшая у Донны идея, что и сон приснился в 1187 году - блестящая НАХОДКА. Действительно, поход произошел 2 года назад. Реально Игорь уже вернулся, запятнав свою честь побегом, но не запятнав предательством Родины, никого призывать ЗАЩИЩАТЬ Русь не нужно, зато ОБИДА осталась. Обида за неслыханное ПОРАЖЕНИЕ. Она-то осталась. И ее-то можно вспомнить, как и то, что Кончак не стал сражаться с Гзой, хотя это и выглядело как предательство (с т.з. Игоря: ведь Кончак САМОЛИЧНО его пригласил и имел своего рода обязательства перед гостем). .
Можно подумать, что год назад говорили о другом, когда подразумевали под "готскими девами" женщин о. Готланд, звенящих отобранным у новгородских купцов "русским златом" в августе-сентябре 1187 года, в ответ за "буйство" карел и эстов, разрушивших Ситгуну.

"Готские девы", как помните, относятся к толкованию сна боярами.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Лемурий » 17 ноя 2009, 16:44

Евгений Беляков писал(а):Было там и упоминание о свадебных мостах (традиции, дожившей до наших дней), и наш СОН СВЯТОСЛАВА БЫЛ свадьбой, СТАЛ похоронами.
А может, Евгений, не там искали ?
Множество золота и сребра и шелковые одежды не принесут никому пользы во время сей скорби, но все люди будут называть блаженными мертвецов, преданных погребению прежде, нежели пришла на землю эта великая скорбь. И золото и серебро рассыпаны на улицах, и никто до них не касается, потому что все омерзело...

Все же не принявшие печати антихристовой и все скрывавшееся в пещерах возвеселятся с Женихом в вечном и небесном чертоге со всеми святыми в безпредельные века веков. Аминь.
------
Св. Ефрем Сирин. Слово на пришествие Господне, на скончание мира и пришествие антихристово
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Лемурий » 17 ноя 2009, 16:51

Dona писал(а):Т.е. в Киеве затмение 04.09.1187 г. не наблюдалось, но было видно в Галиче!

Надеюсь, Вы разницу календарей учитывали? В любом случае уже пригласил Василия. Лучше дождемся СПЕЦИАЛИСТА.

Dona писал(а):О каком годе идет речь, и где находилась река Каяла?
Речь идет об июле-сентябре 1187 года. Каяла - символическая река. Л. В. Соколова вполне убедительно назвала её рекой с "мертвой водой" в отличии от Дуная с "живой водой". Думаю, так обозначали "реку Скорби" переменчивую пограничную полосу Руси и "Поля половецкого". Так что смотрите район Переяславля (Южного).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Dona » 17 ноя 2009, 20:05

Лемурий писал(а):
Dona писал(а):Т.е. в Киеве затмение 04.09.1187 г. не наблюдалось, но было видно в Галиче!
Надеюсь, Вы разницу календарей учитывали? В любом случае уже пригласил Василия. Лучше дождемся СПЕЦИАЛИСТА.
Я с удовольствием познакомлюсь с Василием! :)
Однако не хочу потерять один материал, т.к. попала в него по ссылке из "гугленного". 8)
Так что цитирую:
http://hbar.phys.msu.ru/gorm/atext/russian.htm
АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В РУССКИХ ЛЕТОПИСЯХ

Явл____Дата__________Комментарий
С_____1 мая 1185_____ Поход князя Игоря
Источник:
Лаврентьевская
Новгородская I
Новгородская II
Новгородская Кар.-1
Новгородская IV
Ермолинская
Псковская I
Софийская I
Воскресенская
Московский Свод
Тверская
Никоновская
Ипатьевская
Типографская
Пискаревский летописец
Ипатьевская
Год 6693 "Въ то же время Святославичь Игорь, внукъ Олговъ, поьха изъ Новагорода, мьсяца априля въ 23 день, во вторникъ поймя съ собою брата Всеволода изъ Трубецка, и Святослава Олговича сыновця своего изъ Рыльска, н Володимера сына своего нзъ Путивля ... и тако идяхуть тихо, сбираючи дружину свою... Идущимъ же имъ къ Донцю рькы, въ годъ вечерний, Игорь же воззрьвъ на ньбо и видь солнце стояще яко мьсяць, и рече бояромъ своимъ н дружинь своей: 'видите ли что есть знаменiе се?'. Они же узрьвше и видиша вси и поникоша главами, н рекоша мужи: 'княже! се есть не на добро знаменiе се'. Игорь же рьче: 'братья и дружино! тайны Божiя никтоже вьсть, а знаменiю творець Вогъ и всему мiру своему; а намъ что створить Богъ, или на добро, или на наше зло, а то же намъ видити'. И то рекъ, перебреде Донець, и тако прiиде къ Осколу".

Слово о полку Игореве:
"Тогда Игорь възрь на свьтлое солнце и видь отъ него тьмою вся своя воя прикрыты.
И рече Игорь къ дружинь своей: 'Братие и дружино! Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти; а всядемъ, братие , на свои бръзыя комони, да позримъ синего Дону'. Спалъ князю умь похоти и жалость ему знамение заступи искусите Дону великаго. 'Хощу бо, - рече, - копие приломити конець поля Половецкаго, съ вами, русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомъ Дону"
[Последняя фраза содержит намек автора Слова на дату 1 мая - день св. Иеремии, в пророчестве которого есть слова: "И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? и для чего тебе путь в Ассирию, чтоб пить воду из реки ея?"]

--------------------------------------------
Явл____Дата__________
С_____4 сентября 1187
Источник:
Новгородская I
Новгородская II
Ипатьевская
Новгородская I, II
"Въ льто 6695 (1187) ... Том же льть бысть знамение въ солнци, в полудне, яко месяць съмерчеся, и по маль времени наполнися и пакы просвьтися, септября въ 9"
[Происхождение ошибки в дате здесь объяснимо: 4 - 'добро' с титлом и 9 - 'фита' с титлом легко путается, место - Новгород]
Ипатьевская
"Въ льто 6695 ... Того же льта бысть знамение месяца сентября 15 день: тма бысть по всей земль, якоже дивитися всимъ человеком, солнце бо погибе, а небо погоре облакы огнезарными. Таковая бо знамения не на добро бывають: в тои бо день того месяца взятъ бысть Ерусалим безбожными Срацины знамения же та не по всеи земль бывають, но на нюже страну Владыка что хощеть навести. Тогда бо глахoуть тмoу бывшюю въ Галичи, яко и звезды видити, середь дни солнцю померъкшю, въ Киевской стороне никто же не види въ тъ час"
[Иерусалим был взят 2 октября, а 4 сентября Аскалон. Указание на полное затмение в Галиче. Здесь ошибка в дате непонятна. Затмение было очень сильное в Киеве (0.968 согласно расчету Ю.Красильникова), но неполное, поэтому в Киеве звезд не видели, а в Галиче оно было практически полным (0.995) и поэтому там появились звезды.]
П поводу затмения 1185 г. привела выписки только из двух источников.
Лемурий писал(а):
Dona писал(а):О каком годе идет речь, и где находилась река Каяла?
Речь идет об июле-сентябре 1187 года. Каяла - символическая река. Л. В. Соколова вполне убедительно назвала её рекой с "мертвой водой" в отличии от Дуная с "живой водой". Думаю, так обозначали "реку Скорби" переменчивую пограничную полосу Руси и "Поля половецкого". Так что смотрите район Переяславля (Южного).
Т.е. река Каяла не связана с затмением 1185 г.? :roll:
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Евгений Беляков » 17 ноя 2009, 20:27

Далеко не все относят "танцы готских дев" к толкованию сна Святослава. Но оставим атрибуцию наших великих открытий потомкам :wink:
Последний раз редактировалось Евгений Беляков 17 ноя 2009, 21:03, всего редактировалось 1 раз.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Евгений Беляков » 17 ноя 2009, 20:59

Лемурий писал(а):
Евгений Беляков писал(а):Итак, Вы считаете, дорогой Лемурий, что Рюрик (или близкий к нему Смолятич) задумали великий мятеж, и вывели знаковую фигуру Святослава и его призывы как своего рода...

Во-первых, с чего бы Смолятич был близкий к Рюрику? После смерти Изяслава Мстиславича он был духовным отцом его детей и удалился во Владимир-Волынский. Рюрик же сын Ростислава.


А Ростислав - брат Изяслава, родной. Так что Рюрик - родной племянник Изяслава, и Мстислав ему дед. Поэтому я и подумал, что Вы так считаете. Ну а если речь идет всего лишь делегации крестьян-ходоков из родных мест Смолятича в честь 40-й годовщины поставления последнего митрополитом... Даже не знаю, что возразить.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Евгений Беляков » 17 ноя 2009, 22:03

Это своеобразное положение Святослава Вс. (когда его не могут тронуть, и в то же время и власти у него пшик) давало ему и его супруге, вероятно, чувство полнейшей безопасности.
Мне даже представляется, что вышеупомянутая мной "адекватность" "златого слова" была мнимой; "златое слово", оказывается, было НАСТОЛЬКО "адекватным", что уже и произносить его было в принципе и незачем: произноси-не произноси Рюриковичи все равно пойдут на половцев (им это выгодно, поэтому и пойдут).
И вот. Это означает, что с некоторой немалой вероятностью у "златого слова" был заказчик. И этим заказчиком был ни кто иной как сам РЮРИК РОСТИСЛАВИЧ собственной персоной.
Потому что ему нужно было ЛЕГАЛИЗОВАТЬ свою политику речью, исходящей из уст великого князя.
НО ПРОИЗОШЕЛ ОБЛОМ. Речь появилась. Великий певец (или, точнее, певица) сделал(а) невозможное: ФОРМАЛЬНО официальная призывающая речь была выполнена в точности так, как требовал заказчик. Придраться было не к чему! Но ФАКТИЧЕСКИ, при более внимательном вглядывании, она была отнюдь не тем, чем казалась на первый взгляд.
Она была ПАСКВИЛЕМ, где в каждой строчке призыва говорилось фактически обратное, чем то, что, казалось бы, утверждается. Призыв обращался в АНТИПРИЗЫВ!
Ярослав! - говорилось в речи Святослава, - Брат мой! Я уже не властен над тобой. Ты прекрасен. Ты со своими могутами и шельбирами и кем там еще победишь кого угодно. Ты ведь не посылал ковуев Игорю? А ведь они просто без мечей и т.д. одними плетками засапожными (т.н. засапожниками) да криком целые полки побеждают.
(И это тогда, когда эти самые воины и побежали первые в сражении Игоря, и именно их Игорь Святославич "заворочал"...).
Случайно ли, что после этого Ярослав никуда и не двинулся?
Всеволод, ты ведь и не думаешь прилететь помочь! Куда там: ты ведь можешь Волгу веслами раскропить (намек на неудачный поход на Волгу), а посуху живыми шереширами стрелять можешь - своими сыновьями (которые борзо грабили обозы Святослава Всеволодича, боясь сразиться всерьез, и так же борзо убегали, когда этих "живых шереширов" турнули).
А ты, буй Роман, и ты, Мстислав! Как сокол на ветрах ширяешься, хотя птицу в буйстве одолети! Есть у тебя и железные завязочки под латинскими шлемами. Треснешь теми по земле и сдадутся вам многи страны: Хины, Литва и т.п.
(Я не виноват - так написано: "Суть бо у ваю железныи папорзи под шеломы латинскими. Теми тресну земля - и многи страны ... сулицы своя повергоша")
А вы Ингвар и Всеволод, и все три Мстиславича, не худа гнезда шестокрыльцы. Вот только непобедными жребями себе власть расхищаете! ("Намек", очевидно, что юный Владимир Святославич (сын в.к.) этих воинов некогда победил, они бежали, да вот потом тем не менее как-то "пошли в рост").
А Давид (С РЮРИКОМ!!!) Не ваши ли злаченые шеломы по крови плавают, не ваши ли дружины ревут, как туры, раненые (от боли, очевидно, сомнительный такой комплимент, не правда ли?).
Старый Владимир-то бегал борзо, его к горам Киевским пригвоздить нельзя было. А ныне стяги стоят. Одни - Рюрика, другие - Давыда. Рога-то есть, да лишь хвостами и машут.
Ох вы внуки Ярослава и Всеслава! Вонзите в землю мечи поврежденные! Ибо уже выскочили вы из дедней славы!
-----
Таков интересный призыв. Воткнуть мечи в землю!
Лемурий совершенно ПРАВ, говоря, что в некотором смысле СПИ есть жесткая САТИРА, во всяком случае к "златому слову" это четко относится.
-----
Я приношу прощения за оффтоп. Но мне не хотелось начинать тему "златого слова", потому что речь идет именно о СНЕ СВЯТОСЛАВА и я хочу показать, КОНТЕКСТ, в котором он появился. Автор (Мария Васильковна!) создает истинный шедевр двусмысленности.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 25