Сон Святослава и его толкование боярами

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Zinchenko_tanya » 15 ноя 2009, 20:08

Здравствуйте , Dona!
Продолжу разгадку текста сна Святослава. В «Слове…» «синее вино съ трудом смешено.» Вследствие тяжелого физического труда возможно выделение до 12 л пота в сутки.Одним из свадебных обрядов была баня. « В баню невеста ходила со специальной знахоркой, помогающей ей совершать определённые обряды. В бане, после того как невеста вымоется и хорошенько пропарится, знахарка собирает фаткой невестин пот, выжимая мокрый платок в посуду. Собранный пот этот вольют в пиво, (или вино) жениху, чтобы связать молодых нерасторжимой связью». Это обряд приворота.
(Русская свадьба Д .М Балашов, Ю. И Марченко , Н. И. Калмыкова « Современник» , Москва, 1985 стр105)
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Dona » 16 ноя 2009, 08:03

Здравствуйте, Татьяна!
Отвечаю без цитирования, т.к. не могу понять, почему проводится аналогия "СНА Святослава" со "СВАДЬБОЙ"?
Я, конечно, не участвовала в обсуждении "СЛОВА", так что, наверное, пропустила объяснение этой аналогии.
Так что (не судите строго) предложу аналогию "сна со свадьбой", но в другом ракурсе!
Брак в Кане Галилейской. Мозаика. XIV век. Церковь монастыря Хора (Кахрие-Джами), Константинополь

Изображение

В Кане, в Галилее, был свадебный пир. Туда были приглашены Иисус, Его мать и ученики Иисуса. Случилось так, что во время пира кончилось вино, и мать Иисуса сказала Ему: «У них нет вина». Иисус ответил: «Почему Я должен заботиться об этом? Ведь Мое время еще не настало». Мать Иисуса сказала слугам: «Делайте, что Он вам скажет». Рядом стояло шесть больших каменных сосудов, которые иудеи использовали для омовений. В каждый сосуд вмещалось около ста литров воды. Иисус сказал слугам: «Наполните сосуды водой». Те наполнили их водой до верха. «А сейчас зачерпните, — сказал Он, — и отнесите распорядителю пира». Они так и сделали. Тот попробовал воду, ставшую вином. Он не знал, откуда вино, об этом знали только слуги. Распорядитель отозвал в сторону жениха и упрекнул его: «Все подают сначала вино получше, а потом, когда гости напьются, подают вино похуже. А ты сберегал лучшее вино до сих пор». Это было первое чудо, совершенное Иисусом в Кане Галилейской (по Евангелию от Иоанна).

Аналогии по поводу цвета.
Секновение(Обсечене-29.08) Според народното схващане на този ден се "секне" (сече) деня и нощта и се изравняват. Вярва се, че на този ден змиите и гущерите се прибират в леговищата си. Скриват се и демоните, самодивите, юдите(иуди), змейовете и пр. Денят се смята за "лош" и на него нищо не се работи. Също така не се ядат плодове и зеленчуци с червен цвят - грозде, дини. Не се пие и червено вино. Това е свързано с вярването за отрязаната глава на св. Йоан. Църковен празник: православната църква свързва празника с отсичането главата на Св. Йоан Кръстител и носи още името "Обсечение", "Църн св. Йоан". Св. Йоан Кръстител е обезглавен по нареждане на царица Иродиада, която встъпвайки в брак с брата на мъжа си, е порицана от Йоан Претдеча. Неговите ученици погребват тялото му, а главата остава като реликва.
Перевожу отрывок: День считается "плохим" и в этот день НЕ работают (НИЧЕГО не делают). Так же НЕ едят плодов красного цвета - винограда, арбузов. Не пьют и красного вина.

Так что и текст "об омовении" присутствует (шесть больших каменных сосудов, которые иудеи использовали для омовений), е текст "о труде" (вернее, запрете его) и "о вине" (запрет на красное вино).

Кстати, в какое время года приснился сон Святославу? :?:
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Лемурий » 16 ноя 2009, 09:25

27.07.1187 года - 40 лет со дня избрания митрополитом Климента Смолятича


Летом накануне июльских (августовских) ид - т.е. накануне 13 июля (13 августа) 1187 г. разгром карелами древнего шведского города Ситгуны в Готланде, за что конфисковано "русское золото" новгородских купцов, которым звенят "готские девы на берегу синего моря"...

Шведская хронология из францисканского монастыря в Висбю.
“В лето господне 1187 г. Сожжен город Сигтуна язычниками, и Иоанн второй Архиепископ Упсальский в Альмарстеке ими же убит, и тогда построен город Стокгольм”.
(Scriptores rerum Suecicarum, t. I, pars l, p. 40)

Старинная хронология:
“1187. Иерусалим опустошен королем Саладином. Убит Иоанн Архиепископ Упсальский у Альмарум, накануне августовских ид, Сигтуна сожжена”.
(Scriptores rerum Suecicarum, t. I, pars l, p. 48)

Хроника деяний свеоготских неизвестного шведского автора:
“1187. Убит Иоанн архиепископ в Альмарнум язычниками, накануне августовских ид. И город Сигтуна сожжен ими же”.
(Scriptores rerum Suecicarum, t. I, pars l, p. 84)

Хроника епископов и архиепископов Упсальской церкви:
“Вторым архиепископом Упсальским был господин Иоанн, который в лето Господне 1187 накануне июльских ид был убит язычниками в Альмарстек и погребен в Упсале”.
(Scriptores rerum Suecicarum, t. III, pars 2, p. 99)


1 октября 1187 года похоронен Ярослав Осмомысл, к которому Автор СПИ обращается к живому.

Так что Секновение(Обсечене-29.08) вполне укладывается.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Евгений Беляков » 17 ноя 2009, 00:27

Да, КРАСИВО, Дона и Татьяна!
Что же касается одного из главных доводов Лемурия, что фраза "А чи диво си братия стару помолодити?" сколь-нибудь унижает Святослава, то с этим трудно согласиться, т.к. она допускает и такой перевод:
Разве не диво, братие, стару помолодеть?
То есть Святослав говорит: "Я стар! Разве не диво старому помолодеть?" То есть МНЕ НЕВОЗМОЖНО ПОМОЛОДЕТЬ. Чудес-то не бывает! Он СЕТУЕТ. И он действительно был стар: по-моему, его возраст приближался где-то к 65-70 годам.
И ничего унизительного в этом нет! Наоборот: было бы унизительно "молодиться". Он говорит: "Я стар, а вы меня не поддерживаете". "Разве может сокол в мытях высоко птиц взбивать? Разве может он свое гнездо защитить? Да не в соколе дело: дети мне не пособляют! Вот беда!" Ну где-то так. И такая речь смотрится вовсе не намеком на то, что пора-де Святослава сместить. Напротив, Автор говорит с огромным уважением.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Dona » 17 ноя 2009, 06:51

Лемурий писал(а):27.07.1187 года - 40 лет со дня избрания митрополитом Климента Смолятича

Летом накануне июльских (августовских) ид - т.е. накануне 13 июля (13 августа) 1187 г. разгром карелами древнего шведского города Ситгуны в Готланде, за что конфисковано "русское золото" новгородских купцов, которым звенят "готские девы на берегу синего моря"...
Шведская хронология из францисканского монастыря в Висбю.
“В лето господне 1187 г. Сожжен город Сигтуна язычниками, и Иоанн второй Архиепископ Упсальский в Альмарстеке ими же убит, и тогда построен город Стокгольм”.
(Scriptores rerum Suecicarum, t. I, pars l, p. 40)

Старинная хронология:
“1187. Иерусалим опустошен королем Саладином. Убит Иоанн Архиепископ Упсальский у Альмарум, накануне августовских ид, Сигтуна сожжена”.
(Scriptores rerum Suecicarum, t. I, pars l, p. 48)

Хроника деяний свеоготских неизвестного шведского автора:
“1187. Убит Иоанн архиепископ в Альмарнум язычниками, накануне августовских ид. И город Сигтуна сожжен ими же”.
(Scriptores rerum Suecicarum, t. I, pars l, p. 84)

Хроника епископов и архиепископов Упсальской церкви:
“Вторым архиепископом Упсальским был господин Иоанн, который в лето Господне 1187 накануне июльских ид был убит язычниками в Альмарстек и погребен в Упсале”.
(Scriptores rerum Suecicarum, t. III, pars 2, p. 99)

1 октября 1187 года похоронен Ярослав Осмомысл, к которому Автор СПИ обращается к живому.

Так что Секновение(Обсечене-29.08) вполне укладывается.
У меня нет слов! :)
Вот это владение главным аргументом историков - хронологией! :D :!:

А я воспользовалась современной компьютерной программой ZET (астро(ном)логической) и оказалось, что 4 сентября 1187 года в 13:34 по Киеву (по современному летоисчислению и современным часам, как 1/24 суток) было:
Полное Затмение Солнца; 4.09.1187 ;13:34:27;+02:02:04;Киев, Киевская обл., Украина;50°26'00"N; 30°31'00"E;—;;
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Dona » 17 ноя 2009, 06:55

Евгений Беляков писал(а):Да, КРАСИВО, Дона и Татьяна!
Что же касается одного из главных доводов Лемурия, что фраза "А чи диво си братия стару помолодити?" сколь-нибудь унижает Святослава, то с этим трудно согласиться, т.к. она допускает и такой перевод:
Разве не диво, братие, стару помолодеть?
То есть Святослав говорит: "Я стар! Разве не диво старому помолодеть?" То есть МНЕ НЕВОЗМОЖНО ПОМОЛОДЕТЬ. Чудес-то не бывает! Он СЕТУЕТ. И он действительно был стар: по-моему, его возраст приближался где-то к 65-70 годам.
И ничего унизительного в этом нет! Наоборот: было бы унизительно "молодиться". Он говорит: "Я стар, а вы меня не поддерживаете". "Разве может сокол в мытях высоко птиц взбивать? Разве может он свое гнездо защитить? Да не в соколе дело: дети мне не пособляют! Вот беда!" Ну где-то так. И такая речь смотрится вовсе не намеком на то, что пора-де Святослава сместить. Напротив, Автор говорит с огромным уважением.
Очень даже убедительно! :D
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Dona » 17 ноя 2009, 08:19

Dona писал(а):
Лемурий писал(а):Старинная хронология:
1187. Иерусалим опустошен королем Саладином. Убит Иоанн Архиепископ Упсальский у Альмарум, накануне августовских ид, Сигтуна сожжена”.
(Scriptores rerum Suecicarum, t. I, pars l, p. 48)
4 сентября 1187 года в 13:34 по Киеву (по современному летоисчислению и современным часам, как 1/24 суток) было:
Полное Затмение Солнца; 4.09.1187 ;13:34:27;+02:02:04;Киев, Киевская обл., Украина;50°26'00"N; 30°31'00"E;—;;
Поисковик позволил сочетать Саладина и затмение 1187 года:
http://nauka.bible.com.ua/bessmertie/2-11.htm
Опарин А.А. В поисках бессмертия. Археологическое исследование Первой книги Царств
Глава 11
Восстающий из пепла
...
Ведь в те времена евреи не только не имели своего государства, но и были рассеяны по всему миру. При этом в самой Палестине их практически не было. С другой стороны на этих землях господствовали древние и злейшие враги иудеев арабы, которые ни за что на свете не позволили бы евреям вновь вступить на эту землю. Так же и жители Западной Европы, начавшие в конце XI века I крестовый поход, имевший целью освободить Святую Землю от мусульман, меньше всего там так же желали видеть иудеев. Словом для того, чтобы в те годы поверить этому библейскому пророчеству требовалась действительно большая вера. XII—XIII века вошли в историю, как эпоха крестовых походов. За это время Аскалон несколько раз переходил из рук в руки, подвергаясь страшным разорениям. В 1153 году городом вновь завладели крестоносцы, удерживавшие его до 1187 года, пока город не захватил султан Египта Саладин. В этот день 4 сентября 1187 года, когда капитулировал Аскалон, произошло затмение солнца, которое как будто бы тоже не хотело взирать на грабежи, насилия и убийства творящиеся в городе [Куглер Б. История крестовых походов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. С. 242]. Но Саладину не долго было суждено владеть городом. Ибо начавшийся в 1191 году очередной поход крестоносцев, ведомых королём Англии Ричардом I “Львиное Сердце” (1189—1199) ставил перед собой не взятие даже Иерусалима, а “целью похода поставлено было завоевание одного приморского города, именно Аскалона, „Сирийской невесты“, богатейшего и самого укрепленного города на юге Палестины” [Куглер. Указ. соч. С. 292]. Понимал важнейшее стратегическое назначение города, который тогда прозвали “Сирийской невестой”, т.е. тот кто владеет Аскалоном владеет Сирией, и Саладин [Кесслер У. Ричард I Львиное Сердце. Ростов-на-Дону: Феникс, Харьков: Фолио, 1997. С. 231—232]...
Вы уж простите за неосведомленность, Аскольд (киевский) имеет какое-нибудь отношение к Аскалону? :roll:
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Лемурий » 17 ноя 2009, 09:21

Евгений Беляков писал(а):Что же касается одного из главных доводов Лемурия, что фраза "А чи диво си братия стару помолодити?" сколь-нибудь унижает Святослава, то с этим трудно согласиться, т.к. она допускает и такой перевод:
И ничего унизительного в этом нет! Наоборот: было бы унизительно "молодиться". Он говорит: "Я стар, а вы меня не поддерживаете". "Разве может сокол в мытях высоко птиц взбивать? Разве может он свое гнездо защитить? Да не в соколе дело: дети мне не пособляют! Вот беда!" Ну где-то так. И такая речь смотрится вовсе не намеком на то, что пора-де Святослава сместить. Напротив, Автор говорит с огромным уважением.
Согласен, БЫЛО БЫ красиво, если бы не контекст и другие примеры:

1. Защитить ворота от половцев Автор СПИ призывает ТОЛЬКО участников антисвятославовой коалиции 1180-1181 г.

2. Выскочить из "дедней" крамольной "славы" он призывает оставшегося Ольговича - Ярослава Черниговского и всех полоцких родственников жены Святослава.

3. Призывает Всеволода Большое Гнездо организатора антисвятославовой усобицы 1180 г. (тогда он пускал авангард рязанских князей ("удалых сынов Глебовых") в обоз Святослава) поблюсти отчий стол - КИЕВ.

4. Если "старый" и можно перевести двояко, либо "старший по положению", либо "старый по возрасту", то фразу

Коли соколъ въ мытехъ[обновленный] бываетъ, высоко птицъ възбиваетъ, не дастъ гнезда своего въ обиду

НЕ ПЕРЕДЕЛАЕШЬ. Речь недвусмысленно идет об обновлении "сокола".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Лемурий » 17 ноя 2009, 09:27

Dona писал(а):А я воспользовалась современной компьютерной программой ZET (астро(ном)логической) и оказалось, что 4 сентября 1187 года в 13:34 по Киеву (по современному летоисчислению и современным часам, как 1/24 суток) было:
Полное Затмение Солнца; 4.09.1187 ;13:34:27;+02:02:04;Киев, Киевская обл., Украина;50°26'00"N; 30°31'00"E;—;;
Надо бы у Специалиста по календарям и затмениям Василия уточнить, ибо в СПИ речь не про Киев, а про границу между Русью и "полем" переменчивую Каялу.

На рѣцѣ на Каялѣ тьма свѣтъ покрыла

Но идея ХОРОШАЯ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Лемурий » 17 ноя 2009, 09:41

Dona писал(а):Поисковик позволил сочетать Саладина и затмение 1187 года:
Вы уж простите за неосведомленность, Аскольд (киевский) имеет какое-нибудь отношение к Аскалону? :roll:
М-да... Давайте ссылаться лучше не на "поисковик", а на летописи и факты.

В Хронике (Scriptores rerum Suecicarum, t. I, pars l, p. 48) перечислены важнейшие события по мере значимости. Первым ВАЖНЫМ событием было утрата Иерусалима, не нашедшая отражения в СПИ, оно и понятно, ведь взятие Иерусалима было 2 октября 1187, следующий день после похорон Ярослава Осмомысла, к которому Автор СПИ обращается к живому.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Евгений Беляков » 17 ноя 2009, 10:50

Лемурий писал(а):
1. Защитить ворота от половцев Автор СПИ призывает ТОЛЬКО участников антисвятославовой коалиции 1180-1181 г.


Согласен: я не могу этого объяснить.
Но там ведь еще масса непонятного. Например, Святослав видит сон "на киевских горах". Но когда он на эти горы попал? Он узнает о поражении Игоря В ЧЕРНИГОВЕ. Если мы хотим, чтобы сон был вещим, то он должен был произойти где-то тогда же в начале мая 1185 года, когда и было сражение. Но в этот момент он шел в Корачев собирать войска для летней кампании, и оказался (случайно ли?) в Новгороде Северском. И был очень разгневан, что никакого князя Игоря там не застал. Там он только узнал, что Игорь вышел в поход, а о его поражении мог только предполагать. Вот тут-то и мог произойти с ним вещий сон, но где же "киевские горы"? Дальше Святослав поехал в Чернигов, где к нему и приехал Беловод Просович с битвы и рассказал о поражении Игоря. Или, может быть, Святослав видел вещий сон, когда он еще не тронулся в путь из Киева? Но это было, скорее всего, до 1 мая 1185 года, а бояре четко говорят:"Тьма свет покрыла"...
Если же сон был не вещим, скажем, произошел в 1187 г., тогда почему он послужил "спусковым крючком" к "златому слову" и почему Святослав начал плакать: ведь события, о которых поведали бояре, произошли ДАВНО, настолько давно, что плакать-то было уже не о чем, любимый Игорь вернулся, все радовались в свое время, и тоже уже время прошло.
ЧТО НОВОГО тогда в речах бояр?
Автор все описывает очень точно: например, Игорь "полки заворочает". Это РЕАЛЬНЫЙ факт. "Жаль бо ему брата Всеволода" - тоже реальность: Игорь просто, скорее всего, видел, как Всеволод отчаянно сражается, но также попадает в плен. И так далее. Все это - точная правда. А про "киевские горы" вдруг какой-то непонятный "сбой правдивости"?
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Владимир Медведев » 17 ноя 2009, 10:51

Евгений Беляков писал(а):Да, КРАСИВО, Дона и Татьяна!
Что же касается одного из главных доводов Лемурия, что фраза "А чи диво си братия стару помолодити?" сколь-нибудь унижает Святослава, то с этим трудно согласиться, т.к. она допускает и такой перевод:
Разве не диво, братие, стару помолодеть?
То есть Святослав говорит: "Я стар! Разве не диво старому помолодеть?" То есть МНЕ НЕВОЗМОЖНО ПОМОЛОДЕТЬ. Чудес-то не бывает! Он СЕТУЕТ. И он действительно был стар: по-моему, его возраст приближался где-то к 65-70 годам.
И ничего унизительного в этом нет! Наоборот: было бы унизительно "молодиться". Он говорит: "Я стар, а вы меня не поддерживаете". "Разве может сокол в мытях высоко птиц взбивать? Разве может он свое гнездо защитить? Да не в соколе дело: дети мне не пособляют! Вот беда!" Ну где-то так. И такая речь смотрится вовсе не намеком на то, что пора-де Святослава сместить. Напротив, Автор говорит с огромным уважением.

Уважаемый Евгений Беляков! А что Вы могли бы сказать по поводу моей трактовки пассажа "А чи диво ся, братия, стару помолодити? ..."?
Вл. Медведев
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Евгений Беляков » 17 ноя 2009, 11:27

Предположим, сон - ПРИДУМАН Автором. А тогда как быть со "златым словом" - тоже ПРИДУМАНО?
Действительно. Представьте себе события и ситуацию того времени. Игорь не просто проиграл битву. Он ехал на свадьбу своего сына. Принимать ли "свадебную версию" пятничного сражения или нет - свадьба Владимира это ФАКТ, с которым не поспоришь. Игорь совершенно точно собирался женить своего сына на дочке Кончака.
Это означало ни много ни мало - стратегический и тактический СОЮЗ ольговичей + половцев + (скорее всего) Рюрика с мстиславичами ПРОТИВ Святослава. (С теми самыми "мстиславичами", которых в "златом сне" и призывают). Вот представьте: предстоит БИТВА. И вы призываете ваших потенциальных противников стать вашими союзниками. Да они усмехнутся в усы: совсем великий князь из ума выжил.
Теперь. Игорь нарвался на Гзу и ПРОИГРАЛ бой (половцы Гзы застали русских в объятиях половецких девок и совершенно пьяными - вот она РЕАЛЬНОСТЬ). Тперь Игорь пленник. И все ждут, что Игорь станет вассалом Кончака, который за него поручился.
Более того - Кончак вступает в спор с Гзой, который хочет ехать разорять новгород-северские земли. Между ними возникает "котора". А слово это ОЧЕНЬ СИЛЬНОЕ. Практически, чуть ли не война. Остановить Гзу Кончак не смог, но НЕ ПРИСОЕДИНИЛСЯ К НЕМУ. Зато он направил войска на Переяславль, где был враг Игоря и отомстил за Игоря. Таким образом, Игорь был ему еще и ОБЯЗАН.
Не случайно иностранцы говорят Святославу: "Пересел Игорь в седло кощея". Есть два варианта толкования. 1) кощей - кочевник, 2) кощей - слуга при конях. Оба варианта толкуют о ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ Игорем Русской земли.
Призывать при этом князей ОТОМСТИТЬ ЗА ИГОРЯ было бы несколько странно. Нужно было бы призывать их ОТОМСТИТЬ ИГОРЮ! Прежде всего - за предательство с женитьбой сына, во-вторых, за преступную беспечность, погубившую и дружину, и множество людей, уведенных в плон Гзой.
Между тем, Святослав странным образом все еще "ЛЮБИТ" Игоря, называет Игоря и Всеволода "дети мои" и т.п.
----------
Не иначе как вся эта сцена со сном и "златым словом" - художественный ВЫМЫСЕЛ более позднего времени. Когда между двумя партиями установился пусть не прочный, но мир. (1187?). Обращение Святослава к мстиславичам в тот момент было вполне адекватным.
Последний раз редактировалось Евгений Беляков 17 ноя 2009, 12:38, всего редактировалось 1 раз.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Лемурий » 17 ноя 2009, 11:34

Евгений Беляков писал(а):Но там ведь еще масса непонятного. Например, Святослав видит сон "на киевских горах". Но когда он на эти горы попал? Он узнает о поражении Игоря В ЧЕРНИГОВЕ. Если мы хотим, чтобы сон был вещим, то он должен был произойти где-то тогда же в начале мая 1185 года, когда и было сражение.

Собственно, ответ бояр уже говорит о том, что сон был постфактум похода Игоря, а судя по окончанию СПИ, успел вернуться не только Игорь, но и его сын Владимир с дочерью Кончака и половчонком.

Где находятся сами горы, Автор СПИ и сам указывает ниже: :arrow:

93 А Святъславь мутенъ сонъ видѣ: «Въ Кіевѣ на горахъ [ къ горамъ кіевскимъ сего бо нынѣ сташа стязи Рюриковы, а друзіи – Давыдовы]
94 си ночь съ вечера одѣвахуть мя, – рече, – чръною паполомою на кроваты тисовѣ...

Если посмотрите карту Киева, то сам "терем" Святослава не на горе находился:

Изображение
Карта Киева (V-XIII вв)

Вот и получается, что провожают его в "последний путь" или как "невесту" из "отчего дома" :arrow: в ВЫШГОРОДЕ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Лемурий » 17 ноя 2009, 12:04

Евгений Беляков писал(а):Вот представьте: предстоит БИТВА. И вы призываете ваших потенциальных противников стать вашими союзниками. Да они усмехнутся в усы: совсем великий князь из ума выжил.
А теперь представьте, что сторонник "Мстиславого племени" призывает союзников 1180-1181 гг взять ситуацию с "полем" в свои руки, ибо киевский князь, которому советники Рюрика сами предложили уступить старшинство в Киеве ради поддержки его Ольговичами, наниче непособен и оставлен своими родственниками:

а древо[Ольговичей] не бологомъ[не к добру] листвіе срони...

В этом случае, Евгений, НИКАКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ НЕТ !!!

Евгений Беляков писал(а):Не случайно иностранцы говорят Святославу: "Пересел Игорь в седло кощея". Есть два варианта толкования. 1) кощей - кочевник, 2) кощей - слуга при конях. Оба варианта толкуют о ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ Игорем Русской земли.

"Кощей" (по Плетневой) - это глава мелкого "коша" - "кошевой", самое низкое звено иерархической лестницы половцев. Получается что Автор СПИ СТЫДИТ Игоря, попавшего "в седло" мелкого военачальника. Ровно как и "стреляй кощея поганого", типичная похвальба перед битвой.

Евгений Беляков писал(а):Не иначе как вся эта сцена со сном и "златым словом" - художественный ВЫМЫСЕЛ более позднего времени, возможно, 1187 или даже 1188 года, года "трех свадеб" и возвращения Владимира с женой на Русь. Когда между двумя партиями установился пусть не прочный, но мир, а половцы не представляли такой опасности, как в 1185 г. Обращение Святослава к мстиславичам в тот момент было вполне адекватным.
Автор СПИ обращается к Ярославу Осмомыслу к ЖИВОМУ. А тот был похоронен 1 октября 1187 года.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 125