"Алексиада" и СПИ

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение Лемурий » 23 ноя 2009, 17:29

Евгений Беляков писал(а):Существует документ (о подлинности которого, правда, вопрос не закрыт, но больинство историков считает его подлинным), который датируется аж 733-746 годами, и в котором упоминается Доросская митрополия, включающая семь епархий, в том числе - Таматахрскую (т.е. Тьмутараканскую).
Однако епархия епархией, но Тьмутаракань была русским княжеством, и, наверно, таковым оставалась вплоть до захвата ее Олегом Святославичем (при Алексее). Потому что НЕПОНЯТНО, зачем имп. Алексею понадобилось давать Олегу Св-чу флот, если это был просто византийский город... Его надо было отвоевать.
Ну, про НЕ бескорыстную помощь Олегу со стороны Алексея Комнина - это очевидно. Ведь в 1094 Олег просто ушёл в Чернигов, оставив Тмуторокань Куръ Олексию... Кстати, не думаю, что зная что Комнин участвовал в захвате русского княжества, к нему бы в русских летописях относились позитивно. Думаю, в словосочетании "куръ Олексии" 3-я игра слов: Петух (бодрствовал до восхода Солнца) - Еретик, осужденный Церковью - Кир (персидский царь - захватчик). Летописцы умели писать двусмысленно.

А про попытку установить епархию в Тмуторокани писал ещё Присёлков в ОЦПИ Киевской Руси X-XII вв

§50. Была кроме Волыни земля, не имевшая своей кафедры. Земля эта стояла во враждебных отношениях к Киеву и едва ли платила десятину митрополии. Это-Тмуторокань, пристанище обиженных и угнетенных. Несомненно, Всеволода должна была интересовать мысль взять в свои руки эту область, чтобы полишить племянников последней части Русской земли, откуда ему постоянно грозила попытка отнятия Чернигова, как и митрополита могла интересовать та же мысль об установлении здесь власти киевского князя для устройства правильного поступления отсюда церковной десятины. В расправе с Романом и Олегом мы видим работу обоих представителей Киева: удачный мир Всеволода с половцами заставляет Романа вернуться без успеха, а ловкая интрига, на чисто византийский вкус, приводит к убийству Романа от руки прежних союзников - половцев; "а Олга емше Козаре поточиша и за море Цесарю-граду"(Лавр.6587), в чем трудно не видеть помощи греческой руки митрополита. Тмуторокань теперь остается без особого политического владельца, и Всеволод посылает туда своего посадника Ратибора (1079 г.)...
Епископ Симон в послании Поликарпу называет в числе других епископов, поставленных из братии Печерского монастыря, Николая "Тьмутороканю"... (Патерик КПМ).
-------
М. Д. Присёлков ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв." (1913), Спб, 2003 с.89
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Алексиада" и СПИ

Сообщение Евгений Беляков » 23 ноя 2009, 17:53

Да, конечно, именно то.
Вот еще отрывки из "Алексиады", как раз в пользу Вашей версии:

В "Алексиаде" приводится целиком один договор самод. Алексея с одним его бывшим врагом. Вот что там говорится:


я в качестве вознаграждения за эти земли и
города приношу свою верность вашей царственности: твоей, великого самодержца
кира Алексея Комнина, и твоего трижды дорогого сына и императора кираИоанна; эту верность я обещаю сохранять неизменной и непоколебимой как надежный якорь.

Вместе с тем с этого времени, после того как я стал вашим человеком и
принадлежу к сфере вашего владычества, я должен получать из императорской казны в
качестве ежегодного дара двести талантов в монетах настоящего качества, имеющих
изображение прежнего императора.
кира Михаила.

я клянусь тебе,
могущественный и святой наш император господин Алексей Комнин, и разделяющему с
тобой власть трижды {371} дорогому
киру Иоанну Порфирородному в том, что буду
придерживаться всех соглашений и слов, слетевших с моих уст, и во все времена буду
соблюдать их.


След. цитата показывает, что этот титул применялся не только к императорам, но и к духовным лицам.

На патриаршем троне
царицы городов восседал тогда блаженнейший среди патриархов
кир Николай Грамматик.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: "Алексиада" и СПИ

Сообщение Евгений Беляков » 23 ноя 2009, 19:32

Собственно, то, что мы сейчас обсуждаем, весьма непривычно: мы обнаружили огромную роль во всем этом процессе Византии. Тут и Олег, который не совсем русский князь, подданный Византии и вассал имп. Алексея. Тут и Всеслав Полоцкий, который ездит за поддержкой к киру Тьмутаракани...
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: "Алексиада" и СПИ

Сообщение Dona » 24 ноя 2009, 06:57

Евгений Беляков писал(а):Собственно, то, что мы сейчас обсуждаем, весьма непривычно: мы обнаружили огромную роль во всем этом процессе Византии. Тут и Олег, который не совсем русский князь, подданный Византии и вассал имп. Алексея. Тут и Всеслав Полоцкий, который ездит за поддержкой к киру Тьмутаракани...
Здравствуйте, уважаемые исследователи "СЛОВА..."!
Я еще вчера была приятно сюрпризирована, увидев эту тему, но поскольку "дело было вечером", я отложила ответ до утра (хотя, конечно, такое поведение не вяжется с аватаркой "совы" :wink: ... пусть будет так - я очень "ранняя сова", которая просыпается с жаворонками :lol: ).
Так вот, с утречка я решила "разложить по полочкам" результаты вчерашних "раскопок" и... наткнулась на материал "раскопок" трехлетней давности:

РУССКИЕ ВОЛХВЫ, АСТРОЛОГИ, ПРОВИДЦЫ.
Тема:: Автор: Б.С.Романов. Это увлекательнейшая книга исторического анализа. Мистика истории и история мистики России.


Цитирую отрывок, который буквально ошеломил меня, т.к. он в очередной раз подтвердил, что даже темы, которые обсуждаются на форумах, НЕ СЛУЧАЙНы!
Историки излагают исторические факты, либо доказывают с их помощью идеологические концепции. Между тем древние летописи и документы минувшего сохранили для нас свидетельства пророчеств и откровений, - волхвов, провидцев, астрологов. Философы и историки, как и богословские книги, лишь упоминают о них. А между тем эти необычные свидетельства, быть может, самое увлекательное и убедительное доказательство небесных истоков земных дел. Вещий Олег и безымянный киевский волхв, Василий Блаженный и псковский юродивый Николай Салос, Симеон Полоцкий и Яков Брюс, провидец Авель и Серафим Саровский, "последний волхв империи" Распутин и монахиня Люсия из португальской деревни Фатима, - таков далеко не полный перечень действующих лиц этой увлекательной книги. История России, от ведической Руси до наших дней, предстает в форме увлекательного повествования, основанного на строго документальной основе, и вместе с тем напоминающего приключенческий роман. Знаете ли вы, например, о том, что пророчество волхва вещему Олегу отразило в целом весь ход нашей истории от самого Олега и Крещения Руси до 1917 года? О том, что Медный всадник в Санкт-Петербурге, торжественно открытый 7 августа 1782 года в честь 100-летия коронации Петра I, удивительным образом оказался еще и памятником этому безымянному киевскому волхву, и что Медный всадник держит ключи времени нашей истории? Об этом, и многом другом, подробно рассказывает автор. Книга предназначена для самого широкого читателя и в то же время будет без сомнения интересна профессиональным историкам.

Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен..."

А.С.Пушкин

1. ВОЛХВЫ.

"ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ" написана Пушкиным в 1822 году, примерно через тысячелетие от рождения легендарного Олега и через 960 лет после легендарного призвания варягов на княжение: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами".
Прежде чем начать наш рассказ, отметим удивительные ритмы истории, которые сопровождают великие события и великих людей. Мне уже приходилось писать об этом в работе о принцессе Диане ("Пророчество Нострадамуса и трагедия принцессы Дианы", СПб, изд. "Искусство СПб", 1998г.), но здесь необходимо кратко напомнить об этих ритмах. Так вот, дело в том, что 960 лет - это сакральный цикл волн и узлов истории, связанный с самыми древними календарными циклами. Все мы знаем т.н. "Восточный календарь", круг 12-ти лет (связан с периодом обращения Юпитера и Лунными Узлами) и соответствующих им животных, тотемов. Многие знают и то, что этот календарь связан с восточной пентаграммой пяти стихий, каждой из которых соответствует свой цвет, так что полный цикл "Восточного календаря", когда повторяются и тотем, и стихия, составляет 60 лет. Например, 1999 год будет годом "Желтого Кота", а перед этим точно такой по календарным циклам год был 1939-й. Между прочим, цикл около 60 лет (58-64) известен в экономических науках как "волны Кондратьева". Ну а любители астрологии знают и еще один древний календарь, называемый "Персидским", или "Авестийским"; с ним познакомил нас П.П.Глоба. Это круг 32-х лет (связан с древним периодом обращения Сатурна, с "золотым веком" человечества) и соответствующих им тотемов. Полный цикл этого календаря составляет 64 года, - в нем различают "теневой" и "световой" циклы по 32 года каждый. Так вот, нетрудно посчитать, что 12-летний и 32-летний циклы совпадают раз в 96 лет (наименьшее число, делимое на 12 и на 32), а полное повторение характеристик годов восточного и авестийского календарей бывает раз в 960 лет (делится на 60 и на 64). Работает в истории, как мы увидим, и цикл 12х32=384 года, тем более, что он кратен еще периоду обращения кометы Галлея (подробнее об этом будет рассказано в последующих главах). Известны историкам (и астрологам) и более короткие исторические циклы: 144 года, 120, 36, 30, 12, 8 лет, 4 года, - все они связаны с основными календарными циклами восточного и авестийского календарей и циклами некоторых планет.
Самый большой цикл 960 лет известен, кажется, с древних времен, но до сих пор не ясно было, с какими ритмами он связан. Теперь мы можем сказать, что это "полный спектр" календарных ритмов древнего септенера (семи планет); самый полный потенциал человеческого восприятия года. Недаром ведь и возраст библейских допотопных патриархов сравним или близок к 960 годам: Адам жил 930 лет, Сиф 912 лет, Енос 905, Каинан 910, Малалеил 895, Иаред 962, Енох был взят живым на небо в 365 лет (особый случай); Мафусаил, рекордсмен, жил 969 лет, Ламех 753(или 777) и патриарх Ной, прародитель послепотопного рода, жил 950 лет.
Как вы понимаете, я быстренько произвела арифметическую операцию:
2009-960=1049.
Хм... Да это же год рождения основателя династии Комнинов!
Алексей I Комнин (ок. 1048 — 15 августа 1118) — византийский император в 1081—1118. Основатель династии Комнинов.
Около 1048...
Можем смело утверждать, что год рождения Алексея І Комнина 1049! :idea:
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Re: "Алексиада" и СПИ

Сообщение Dona » 24 ноя 2009, 08:52

Алексей был женат на Ирине Дукине, дети :
Анна Комнина, вышла замуж за Никифора Вриенния
Мария Комнина (1085 — после 1136)
Иоанн II Комнин, византийский император в (1118—1143), жена — Пирошка Венгерская (св. Ирина) (1087—1134)
Андроник Комнин (ок. 1090—1130)
Исаак Комнин (1093—1152), был женат на царевне Кате Грузинской, дочери царя Давида IV Строителя. Отец Андроника I Комнина, императора Византии в 1183—1185 гг.
Евдокия Комнина
Феодора Комнина, жена Константина Ангела
Зоя Комнина.

Кроме того, русскими источниками в связи с перенесением в Киев мощей святой Варвары Алексею приписывается дочь Варвара Комнина, будто бы ставшая женой великого князя киевского Святополка II (Михаила) Изяславича. В византийских источниках подобной персоны не фигурирует.
На ум пришло:
"Хорошо нам без Варвары, без Варвары веселей..." 8)
Вместо, чтоб уменьшить число фигурантов, мы их умножаем... :wink:
Однако, имя то какое!
ВАРВАРА!
Именно ТАК называли греки всех "варваров"!
Святополк (Михаил) II Изяславич (1050—16 апреля 1113) — князь полоцкий (1069—1071), новгородский (1078—1088), туровский (1088—1093), великий князь киевский (1093—1113). Сын великого князя киевского Изяслава Ярославича; кто была его мать — точно не известно (по одним данным, Гертруда Польская, дочь Мешко II, по другим — Святополк родился от наложницы Изяслава).

Первая жена: имя неизвестно. Возможно дочь чешского князя Спытигнева II. Ранее считалось, что ею была Варвара Комнина. (Об установлении личности см.: Жены Святополка).

Варвара Комнина — фигурирующая в русских источниках и исторических трудах (например, у Вернадского[1]) дочь византийского императора Алексея I Комнина, жена великого князя киевского Святополка II (Михаила) Изяславича (с 1103 или 1108 гг.).
В настоящий момент большинство учёных считают её вымышленным персонажем — среди дочерей императора Варвары нет[2], кроме того, это имя вообще не встречается в династии Комнинов. Вдобавок, о подобном браке в византийских источниках не упоминается — а главнейшим текстом об этой эпохе являются труды Анны Комниной, «сестры» Варвары, которая не упоминает о ней ни в числе детей своего отца, ни как о родственнице, выданной за русского князя.

Жены Святополка:
В настоящий момент считается, что Святополк имел следующих жён:
1-я. Имя неизвестно, возможно дочь чешского князя Спытигнева II. Имела детей, которые в старых родословиях, согласно православной версии, считаются детьми Варвары Комнины:
................
2-я. с 1094 года — Елена, дочь половецкого хана Тугоркана.
...............
3-я. неизвестная наложница, родившая князю старшего из его сыновей:
...............
Существуют различные гипотезы: исследователь Л. Махновец, например, считает Варвару Комнину третьей женой Святополка[6]. Также предполагают, что Варвара существовала, но не принадлежала к императорскому роду, а просто была византийкой. Есть также вероятность, что Варвара была дочерью не императора Алексея Комнина, а какого-нибудь из одноименных представителей этой династии (см. Alexius Comnenus). Существуют и отождествления Варвары со Еленой Тугоркановной, пережившей своего мужа и родившей Изяслава и Бречислава[7]. Синодик Михайловского Златоверхого собора вообще указывает, что захоронение Варвары находилось в их монастыре, но похоронена она (или какая-то другая жена Святополка) как Ирина[8], что окончательно запутывает следы. Указана дата смерти этой Ирины — 28 февраля 1125, 12 лет после мужа.

1.↑ Г.В. Вернадский. Киевская Русь: Русь и внешний мир в киевский период
2.↑ Сементовский Н. Галерея киевских достопримечательных видов и древностей. — 1857. — Тетрадь 4. — С.28
3.↑ Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Украину в середине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Киев, 1997. С. 96-98
4.↑ Святая Варвара // Открытая православная энциклопедия
5.↑ Ірина Володимирівна Жиленко. ЖИТІЄ ТА ЧУДЕСА СВЯТОЇ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦІ ВАРВАРИ(Русский перевод)
6.↑ Літопис Руський. За Іпатським списком переклав Леонід Махновець. — К., 1989. — С. 171. — Прим. 4.
7.↑ Святополкова третя дружина на ім’я Варвара і була вона дочкою візантійського імператора Олексія І Комнина. Пережила вона свого князя на 12 років. Ймовірно, що вдова покійного князя Святополка-Михайла, після вокняжіння Володимира Мономаха у Києві, останні дні свого життя доживала в Турові, разом з двома своїми синами Ізяславом та Брячиславом. (…) І знову ж таки полиставши літопис під 1125 роком читаємо: «Преставилася княгиня, — додає Л. Махновець, — (Варвара, жона) Святополка (Ізяславича, місяця) лютого (у) двадцять і восьмий (день)». Її поховали разом з чоловіком Святополком-Михайлом у Золотоверхій церкві Києва. (Цит. по: Невісто Христова прекрасна!)
8.↑ За даними акафіста св. Варварі, третя (рахуючи нешлюбну) жона Святополка мала ім'я Варвара і була вона дочкою візантійського імператора Олексія І Комнина; в синодику Михайлівського Золотоверхого монастиря, де Варвару було поховано, вона названа Іриною; це, можна думати, її друге ім'я, котре вона дістала на Русі, вийшовши заміж. (ЛІТОПИС РУСЬКИЙ за Іпатським списком)
9.↑ Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. C. 576
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Re: "Алексиада" и СПИ

Сообщение Лемурий » 24 ноя 2009, 11:42

Евгений Беляков писал(а):Тут и Всеслав Полоцкий, который ездит за поддержкой к киру Тьмутаракани...
История, Евгений, любит ТОЧНОСТЬ. Когда Всеслав был в Киеве Тмуторокань была ещё русским княжеством, там в это время Никон монастырь основал.

Алексей Комнин стал "куром" только в 1081 и в 1083 году оказал поддержку Олегу в захвате Тмуторокани. Только с этого года 1083-го Тмуторокань становится Таматархой византийской провинцией.

А Всеслав Полоцкий поддерживал отношения с Византией и после своего бегства из-под Киева в 1069 г. Он 30 лет до 1101 княжил в Полоцке и поддерживал отношения с Куръ Олексием.

Кстати, некоторые белорусские "историки" уверены (якобы есть "сведения"), что Всеслав Полоцкий выдал свою дочь за самого кура Алексея Комнина...(пример) - "Не верю!!!" (Станиславский).

По другим "сведениям" дочь Всеслава была замужем за сыном Алексея Комнина....(пример)

Может дело кончилось только переговорами, а народное творчество с известной долей "фантазии"...

В любом случае в 1129 г., когда Мстислав выслал всю полоцкую знать, они нашли себе приют в Византии (!).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Алексиада" и СПИ

Сообщение Лемурий » 24 ноя 2009, 17:36

Dona писал(а):"Хорошо нам без Варвары, без Варвары веселей..." 8)
В 1129 году Мстислав выслал в Царьград весь полоцкий двор.

Почему именно в Византию? Что за "родственные связи" в этой недружественной Руси стране?

1. Вот тут очень интересная политика Византии. Дело в том, что в 1083 году при помощи Алексея Комнина Олег Гориславич захватил Тмуторокань у Володаря Ростиславича. А в 1104 году дочь князя Перемышля берет в жены сын Алексея Комнина, предположительно Исаак.

В год 6612 (1104). Повели дочь Володареву [Володаря Ростиславича Тмутороканского] за царевича Алексеевича [сына Алексея I Комнина], в Царьград, месяца июля в 20-й день. (Ипат.)


см. Карпов А. Ю. "Володарь Ростиславич"

2.
В 1130 году дом полоцких князей постигло несчастие. Великий князь киевский Мстислав, за неоказание помощи ему против половцев, изгнал полоцких князей с их семьями. Они нашли временный приют у своего родственника греческого импе­ратора Алексея Комнина, сын которого был женат на дочери Всеслава, сестре полоцких князей. Тем не менее князьям дорога была родина и по смерти Мстис­лава двое из них воротились в Полоцк в 1140 году, а другие еще прежде того...
-------
Жизнеописание Преподобной Евфросинии Полоцкой


Последний источник не подтверждается летописями, однако дыма без огня, как говорится, не бывает. Спутано ли это с вышеуказанным браком, либо действительно между Всеславом Полоцким и Алексеем Комниным были родственные связи - вот в чём интересно разобраться.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Алексиада" и СПИ

Сообщение Евгений Беляков » 24 ноя 2009, 19:35

А я и не имел виду имп. Алексея, разумеется.
Вот как эти события (до прибытия в Тьмутаракань Олега) рассказывает нелюбимый Гумилев (кторый в данном случае просто красиво пересказывает не им сочиненную быль):

И люди были разные. Те, кого называли "хазары", ходили в длиннополых одеждах и стягивали курчавые волосы золотыми обручами, спокойно входили в синагоги для свершения положенных обрядов и... ждали своего часа. На площади гарцевали на стройных конях касоги с Кубани, и степные ясы пригоняли овец на продажу. Выделялись из толпы немногочисленные русские с подстриженными светлыми бородами. Это были хозяева города, и церковь Богородицы, построенная еще Мстиславом, высилась на фоне прочих домов, как драгоценный камень в оправе. Жители этого города не чуждались друг друга, но и не стремились смешиваться. По мысли М.И. Артамонова, в Тьмутаракани XI в. сложились две политические партии: одна, состоявшая из воинственных туземцев, стремилась к политической самостоятельности города и окрестных территорий; другая, которую М.И. Артамонов неудачно назвал "русской", была заинтересована в развитии торговых связей с Византией и Русью. Основу этой партии составляли "хазары" иудейского вероисповедания*1. На Руси правили три князя, и хорошие отношения с одним означали порчу отношений с другими. Нелады между князьми начались еще в 1060 г. Никон, инок Киево-Печерской лавры, первый из русских летописцев, чье имя стало известно в истории, вынужден был бежать от гнева князя Изяслава в Тьмутаракань, к Глебу Святославичу*2. Там он был в безопасности от гонений великого князя. Здесь важно еще то, что под именем Никона, возможно, скрывался первый русский митрополит Иларион*3, защитник русской национальной церкви. Если это так, то начало борьбы "западничества" с руситством можно датировать 1060 г., но если это и не так, то дата будет близкой - 1073 год. Какая партия в Тьмутаракани поддерживала Глеба Святославича? Ясно, что степняки, ясы и касоги при дружественном нейтралитете половцев. Значит, еврейская партия против Святославича. Так где же она приобрела претендента? В 1064 г. князь-изгой Ростислав Владимирович "бежал" из Новгорода в Тьмутаракань. Что значит "бежал" и от кого - неясно, но, явившись в Тьмутаракань, он немедленно выгнал Глеба. Однако так как своих войск у него не было, а сопровождали его только два спутника*4, то проделать это он мог лишь в том случае, если его поддерживала сильная партия внутри города, а так как партий было всего две, то нетрудно угадать, какая. В 1065 г. Святослав явился с войском в Тьмутаракань и восстановил Глеба. Ростислав на время отступил за город, затем, по уходе Святослава, опять выгнал Глеба, а затем обложил данью касогов и иные племена. На этот раз иудеи выиграли партию. Но тут вметались греки, отнюдь не желавшие усиления евреев на Черном море. Кровавые гекатомбы Песаха еще не были забыты, а Ростислав был сыном того полководца, который всего лишь в 1043 г. шел громить Константинополь. Ситуация оказалась чрезмерно острой, но... В 1066 г. котопан Херсонской фемы приехал в гости к Ростиславу и отравил его на пиру. Через семь дней князь Ростислав умер, а с его смертью исчезло еврейское преобладание в Тьмутаракани. Летопись добавляет: "Этого же котопана побили камнями корсунцы"*5, но не поясняет, за убийство ли князя или за что-либо другое. Зато сказали свое слово тьмутараканские русские. Они умолили инока Никона помирить их со Святославом и вернуть им Глеба. Последний ознаменовал свое возвращение в Тьмутаракань научной работой - измерением по льду расстояния до Корчева - Керчи, которая тоже входила в состав Тьмутараканского княжества*6 В 1068 г. Глеб был переведен отцом в Новгород, а на его место назначен его младший брат Роман. На целых 10 лет воцарилась тишина в Тьмутаракани. Эту партию евреи проиграли.

И Приселков может оказаться НЕ ПРАВ, говоря, что Тьмутаракань в то время была "ничейной землей". А именно: Никон, Глеб и Роман могли поддерживать связи с Византией. "Дружили против" хазарского "лагеря". И значит - и раньше прихода Олега Тьмутаракань могла быть епархией Готской митрополии. "КУРОМ ТЬМУТАРАКАНСКИМ" АвтСПИ называл(а) - возможно, иронически, КНЯЗЯ РОМАНА СВЯТОСЛАВИЧА. Ведь титул "кур" (произошедший от имени Кира, как, вероятно, и половецкий "гур") употреблялся шире, чем для именования императоров, близко по смыслу к "высокий господин".
Вместе с приведенными Вами, Лемурий, материалами о дальнейшей связи Полоцка и Византии (вещи, в которые я просто не догадался вдуматься: кто из нас не знал о событиях 1129 года?) - все это означает, скорее всего, что в СПИ говорится о поездке Всеслава в Тьмутаракань к кн. Роману, ставленнику Византии. В самом деле: куда еще мог обратиться за помощью Всеслав, понимая, что в Киеве без хорошо вооруженной дружины он не удержится против Изяслава и его братьев? Естественно, он мог рассчитывать только на помощь византийцев: не поляков же. Он мог обещать
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: "Алексиада" и СПИ

Сообщение Евгений Беляков » 24 ноя 2009, 19:46

Интересно, что в то время с 67 по 71 год в Византии правил Роман Диоген (киевское восстание - 1168-1169 годы), то есть ТОЖЕ РОМАН, что делало словосочетание "кур Тьмутаракани" особенно ироничным и даже смешным по отношению к Роману Святославичу. На фоне той будущей трагедии, которую, конечно, прекрасно помнил(а) АвтСПИ: "не знамо где и кости его (т.е. Романа) лежат".
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: "Алексиада" и СПИ

Сообщение Евгений Беляков » 24 ноя 2009, 19:54

В 1129 году марии Васильковне было 2-4 года. Сумаруков считает, что она воспитывалась на родине, однако в каком-то из сочинений говорится, что князья отправились в Византию с семьями. То есть Мария МОГЛА оказаться в сознательном возрасте в Константинополе (года в 4 и там пробыть некоторое время). Тогда она НАВЕРНЯКА встречалась со своей родственницей принцессой Анной Комниной. Хотя то, что я сейчас говорю, МОГЛО БЫ БЫТЬ, но было ли - о том мы не знаем.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: "Алексиада" и СПИ

Сообщение Лемурий » 25 ноя 2009, 00:58

Евгений Беляков писал(а):А я и не имел виду имп. Алексея, разумеется.
Вот как эти события (до прибытия в Тьмутаракань Олега) рассказывает нелюбимый Гумилев (кторый в данном случае просто красиво пересказывает не им сочиненную быль):

Если это так, то начало борьбы "западничества" с руситством можно датировать 1060 г., но если это и не так, то дата будет близкой - 1073 год. Какая партия в Тьмутаракани поддерживала Глеба Святославича? Ясно, что степняки, ясы и касоги при дружественном нейтралитете половцев. Значит, еврейская партия против Святославича...
М-да, видимо не зря Дайчин-баатар так "далеко откатившееся яблоко" не любит.

Этак придет, какой-нибудь изгой и скажет, что мы с Вами в партии и против какого-нибудь "Святославича" ... :D

Хазары никогда НЕ были евреями. Это тюрки, принявшие иудаизм.
Насчёт сильной хазарской партии... :( , интриги плести - они умели, это точно. Если помните Олег Гориславич в 1083 когда вернулся в Тмуторокань, то прежде всего наказал хазар, за то что они подговорили половцев убить его брата Романа, а его самого в 1079 г. пленили и отправили в Царьград.

Евгений Беляков писал(а):Вместе с приведенными Вами, Лемурий, материалами о дальнейшей связи Полоцка и Византии (вещи, в которые я просто не догадался вдуматься: кто из нас не знал о событиях 1129 года?) - все это означает, скорее всего, что в СПИ говорится о поездке Всеслава в Тьмутаракань к кн. Роману, ставленнику Византии.

В своё время Новый писал в теме "Всеслав Полоцкий" (ветка Средние века) о возможном союзе Всеслава Полоцкого с Ростиславом Владимировичем:

Новый писал(а):по тексту "Слова", Всеслав "князем грады рядяше". Его связь с Тмутараканью можно истолковывать по-разному, и я дам еще один вариант: не исключено, что юный Ростислав Владимирович, захвативший Тмутаракань в 1064 г. , действовал по согласованию с полоцким князем и что эта экспедиция явилась первым актом той "гражданской войны", основным зачинщиком которой был Всеслав, выступивший вскоре после этого. Дело в том, что Всеслав считал, по-видимому, себя и свой род несправедливо обойденными еще Владимиром. Ведь Владимир дал Новгород в удел Ярославу в обход Изяслава, старшего сына Рогнеды, умершего совсем молодым: Изяславу получил "всего лишь" Полоцк.


Только не пойму откуда Вы взяли Романа в качестве "Кура".

Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.

Данный отрывок захватывает ВСЮ жизнь Всеслава до 1101 г. "Куръ" - "кир" византийский титул высшего сановника (Вы же сами приводили пример). В летописи как "Куръ" в этот временной промежуток упомянут только Куръ Олексий (Алексей Комнин).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Алексиада" и СПИ

Сообщение Лемурий » 25 ноя 2009, 01:10

Евгений Беляков писал(а):В 1129 году марии Васильковне было 2-4 года... Тогда она НАВЕРНЯКА встречалась со своей родственницей принцессой Анной Комниной. Хотя то, что я сейчас говорю, МОГЛО БЫ БЫТЬ, но было ли - о том мы не знаем.
Даже если и так. Полоцкие семьи вернулись на Русь после смерти Мстислава 1132 г.
Все до 1140, кто то раньше. Даже возьмем 1140 год - 12 лет. Ну, и...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Сон Святолава и его толкование боярами

Сообщение thor » 25 ноя 2009, 08:32

Евгений Беляков писал(а):1. Совет изучить "Алексеиаду" хорош, и я уже весной ее перекачал и теперь буду изучать на предмет параллелей. Вполне возможно, Мария путешествовала со своим отцом в детстве в эту самую Византию и читала все эти книги как свою родную "детскую литературу".


А можно совет профессионала - может, не стоит пока читать всю "Алексиаду" на предмет поиска совпадений со "Словом...", а прежде всего уточнить, когда сия рукопись попадает впервые на Русь? :wink:
Прошу на всякий случай прощения, если что не так... Ничего личного, только бизнес... :D
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Re: "Алексиада" и СПИ

Сообщение Dona » 25 ноя 2009, 08:52

Хорошие вопросы ПРОЯВИЛИСЬ!
Типа, "а был ли мальчик?"...
Болгары и румыны на Нижнем Дунае в Раннем Средневековье (по археологическим данным -перевод с болгарского).

Десетилетиями и столетиями болгары и румыны поддерживали хорошие и плодотворные добрососедские отношения. Большая река не являлась преградой, в известном смысле она способствовала их экономическим, культурным и, не на последнем месте – политическим контактам. Нужно не забывать что христианство по румынским землям, воспринятое в конце X века, проникло с юга через посредничество воспринявшего новую религию еще в 865 г. болгарского государства. Вместе с тем широко распространяется к северу от Дуная и кириллическая письменность, приносимая духовниками и церковной книжниной и пользуемая народом и официальными слоями до середины XVII века.
...........
Чтобы стало совсем ясно о чем идет речь, нужно отметить, что до XIV века наименования Румыния не существует. Именно тогда южнее Карпат создается княжество под наименованием “Цара Ромъняска” (Румынское государство или царство); тогда образуется и молдовское княжество. В исторических документах обе они обозначаются Валахией, а только в 1861 году создается государство под названием Румыния. Это объяснения было необходимо, чтобы указать почему в интересующем нас периоде (IX-X века) севернее Дуная оформлены несколько отдельных этнических районов – Молдова, Валахия, Олтения, Трансильвания, Бесарабия и др. Всущности они охватывали земли между Дунаем и Южными Карпатами, которые были надолго включены в границах Первого болгарского царства.
...........
Нужно отметить и некоторые особенно показательные исторические сведения о интересующем нас периоде. Идет речь об эпизоде когда, после взятия Адрианополя каном Крумом, “за Дунай” были переселены более 10 000 плененных византийцев. Более ясного доказательства факта, что болгарская власть была стабильной и хорошо организованной в землях к северу от большой реки не может быть.

Так что с именами и топонимами, и особенно, их принадлежностью какому-то определенному этносу очень трудно разобраться.

Эллины, греки, ромеи (так называли болгары в средние века византийцев, и на такое самоназвание претендируют современные цыгане здесь, у нас... 8) ), румыны, аромеи, влахи, болгары, турки, половцы, куманы, кипчаки...

А куда уже говорить о временах Троянской войны?! :wink:
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Re: "Алексиада" и СПИ

Сообщение Dona » 25 ноя 2009, 09:07

Но приняв к сведению, что существуют "законы аналогий/подобия", можно проводить параллели в истории, особенно если воспользоваться хорошо известной биографией времен не столь оттдаленных, чтобы о них уже забыть, но и не совсем близких, чтоб исключить влияние "политической окраски"
Таким примером для иллюстрации "разнообразия во взаимоотношениях" на Балканах я выбрала биографию румынской Марии (дворец в черноморском Балчик`е которой все еще не разрушен в результате реституций конца прошлого века).
А материал я нашла на Геродоте! :D
В исполнении уважаемой Тамуны:
viewtopic.php?p=46775
ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И ИХ ИСТОРИИ, tmt
Николай Морозов
БУХАРЕСТ—МОСКВА

В 1896 году Фердинанд и Мария представляли Кароля I на коронации российского императора Николая II и его супруги Александры. Между двумя женщинами не возникло взаимной симпатии, зато между романтически настроенной Марией и склонным к мистике Николаем сразу установились теплые, доверительные отношения. В Москве румынская принцесса пользовалась огромным успехом. Одним из ее самых страстных поклонников стал будущий убийца Распутина — князь Феликс Юсупов. В его имении в Архангельском Фердинанд и Мария провели несколько дней после коронации.
Когда основатель династии Кароль I ушел из жизни, перед Фердинандом, вступившим на трон в 1914 году, и его супругой встала мучительная дилемма: чью сторону принять Румынии в Первой мировой войне — Антанты или Тройственного союза во главе с Германией? Антанта обещала Румынии отдать после войны Трансильванию и Южную Добруджу. Тогда как Тройственный союз оказался поскупей — в случае победы он был готов уступить ей лишь Бессарабию и территорию за Днестром.
Хотя кайзер Вильгельм настойчиво внушал своему родственнику, что тот — офицер прусской армии и носит имя Гогенцоллерна, Фердинанд встал на сторону Антанты, за что получил от союзников прозвище Лояльный. В отместку германский кайзер вычеркнул его из генеалогического древа Гогенцоллернов. Свой трудный выбор Фердинанд, который сам о себе говорил, что «родился послушным», сделал не без влияния супруги — она помнила свое происхождение. К тому же Мария под воздействием румынских франкофилов успела полюбить и Францию.
Румыно-французская симпатия зародилась в начале XIX века. Доходы от поместий позволяли румынской знати вести роскошную жизнь в Париже, так что она вся была франкофильской. В свою очередь, Наполеон III мечтал о «восточной Франции» на Балканах, чтобы контролировать Босфор и обеспечить свою страну нефтью. Рассказывают, что один румынский крестьянин, которому в 1918 году довелось как-то беседовать с французским генералом Бертело, предложил свое, отличающееся железной логикой толкование сближению двух стран: «Румынские собаки не лают на французских солдат, а это значит, что румыны и французы — одной крови».
Фактически именно Франция втянула Румынию в войну, пообещав, что в случае необходимости помощь ей окажет... Россия. Русские генералы, однако, этого мнения не разделяли: они не желали союзника, авиация которого была не в состоянии оторваться от земли, а артиллерия перевозилась на быках. В результате германская армия, оккупировав три четверти Румынии, в декабре 1916 года вступила в Бухарест.
По требованию англо-французских союзников Румыния подожгла нефтяные скважины, превратив весь район Плоешти в океан огня. Король, парламент и правительство переехали на север, в Яссы. Отсюда на хранение в Москву был отправлен золотой запас Румынии, тот самый, который и поныне остается болезненной проблемой в российско-румынских отношениях.
Бесстрашное поведение королевы Марии в годы войны окружило ее героическим ореолом в Европе и обеспечило любовь в Румынии. Каждое утро в белом платье сестры милосердия она встречала на ясском вокзале эшелоны с ранеными и больными тифом солдатами. Иногда в вагонах, куда она заходила, никто не шевелился — все были уже мертвы.
Дни и ночи Мария, которую стали называть «матерью раненых», проводила в военных госпиталях и вместе с медсестрами самоотверженно ухаживала за ранеными. Вопреки предписаниям врачей королева не пользовалась гигиеническими резиновыми перчатками и не боялась обнимать солдат, находившихся на пороге смерти. Когда же ей пытались делать замечания, Мария насмешливо парировала: «А вы не находите, что им приятнее целовать мои обнаженные руки?»...
Тем временем в России свершилась Октябрьская революция. На севере Румынии вспыхнули стычки между королевскими войсками и частями теперь уже бывшей царской армии. Некоторые из них перешли на сторону большевиков. Пользуясь моментом, румынские дивизии явочным порядком под предлогом «защиты складов и коммуникаций» вступили в Бессарабию, которая провозгласила автономию.
Это вызвало решительный протест революционного Петрограда: румынские дипломаты в России были арестованы, а золотой запас конфискован. По некоторым румынским источникам, Петроград направил в Яссы специальную группу во главе с неким комиссаром Рошалем с заданием поднять восстание и свергнуть Фердинанда. Но нелегальные эмиссары были схвачены королевской полицией. Российско-румынские отношения оказались испорченными теперь уже всерьез и надолго.
Добруджу Болгарии так и не вернули...
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 26