Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 03 янв 2022, 23:07

corvin писал(а):Я показал, что цена Бояновой земли и заработанное Рудаки величины одного порядка. Причем у Рудаки сумма по-видимому примерно в 2-3 раза больше.

Это разные миры, Вы сравниваете несравнимое, если на Востоке может и была такая традиция килограммами золота певцов одарять, пример, свадьбы на Кавказе и кидание денег под ноги танцующим, на Руси такой традиции НЕ было, иначе у нас таких сказителей целый "профсоюз" был, как скальдов при Олафe Трюггвасонe, когда за хороший нид, драпу или вису скальд мог получить целое состояние, отсюда и конкуренция и громкие имена: Браги Боддасон (IXв), Эгиль Скаллагримссон и Кормак Эгмундарсон (X в.), Снорри Стурлусон (XIIIв), их произведения знают до сих пор. Для викинга важным было прославление, в Вальхаллу попадают только герои, о чьих подвигах напишут скальды. На Руси ничего подобного НЕ было, ни до принятия христианства, ни после. Фиксацию дел и подвигов (плодов «мысленного древа») брали на себя летописцы, именно они писали князьям «совестные книги» на Судный день, но денег на это не брали, а мерили деяния исключительно заповедями Господними.

corvin писал(а):Боянову землю продали в 11-ом веке, а безмонетный период начался в 12-ом.

В 1130-е начался безмонетный период, но перебой с серебром начался раньше:

    Безмонетный период. Так называемый «безмонетныйериод» XII, XIII и части XIV вв. в истории русского денежного обращения представляет очень странное, необычное явление. Уже обращение денария протекало на меньшей части страны, чем предшествовавшее обращение дирхема. На значительной части территории Руси для этого времени совершенно отсутствуют какие-либо находки монет.

    После прекращения притока монет с Запада основной формой металлического обращения повсюду на Руси стало обращение крупных «неразменных» слитков. . Так называемый «безмонетныйериод» XII, XIII и части XIV вв. в истории русского денежного обращения представляет очень странное, необычное явление. Уже обращение денария протекало на меньшей части страны, чем предшествовавшее обращение дирхема. На значительной части территории Руси для этого времени совершенно отсутствуют какие-либо находки монет.

    После прекращения притока монет с Запада основной формой металлического обращения повсюду на Руси стало обращение крупных «неразменных» слитков…

    Гривны-слитки. Характерные для обращения на юге домонгольской Руси, но заходившие и на север, так называемые киевские гривны XI-XIII вв. - шестиугольные литые бруски серебра - имеют устойчивый вес около 160 г.
    ——
    Спасский И.Г."Русская монетная система". Денежное обращение в XII-XIV вв.
Итого: 700 гривен = 700*0,16 = 112 кг серебра это гигантский сумма для страны с дефицитом этого драгметалла.

corvin писал(а): Я написал, что Илларион и Никон это разные люди. А вы доказываете, что Боян это Илларион.

Это всё взаимосвязано, рано или поздно тоже к этому придёте. Боян из СПИ это Никон написавший "трудные повести» о Мстиславе, зарезавшего Редедю перед полками касожскими, автор вставки про Романа Красного, чьи кости до сих пор лежат близ Тьмуторокани, но Боян и к хоти кагана Ярослава обращался, как и Иларион в СЗБ, что говорит о верности версии Присёлкова.

corvin писал(а):Вы не знаете, что значит глагол рокотать. Например, бренчать (на гитаре) может относиться к руке.
Если бы живые струны были такие волшебные, что сами играли, то и перстов воскладать на них не нужно бы было.
Исполнение когда пальцы играют на инструменте без контроля ума называется, кажется, моторным. Это вполне реальное явление, в отличие от волшебных струн.
Выражение “они сами” может относиться только к перстам, но не к струнам.

Рокотати = звучать, греметь по Срезн. относиться глагол может лишь к существительному, издающему звук. Пальцы звука не издают, разве что щелчок друг об друга.
И «живые струны», и «вещие персты», и «ущекоталъ скача», и «славий», и «рыскать на горы», и «свивать обаполы слав сего времени», и «10-струнные гусли» - всё это известные церковные метафоры, странно в этом наборе искать прямое значение.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 04 янв 2022, 00:08

«свивать обаполы слав сего времени»

Я же вам писал 100 раз, что не обаполы слав свиваются (чтобы это слово не значило), а славы обаполы сего времени. Вы переставляете слово, чтобы получить нужный смысл. Надоело уже.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 04 янв 2022, 00:27

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):Если Вы не доверяете мнению Л.В.Соколовой, исследования которой неоднократно ставили в пример. тогда не знаю. В статье ЭСПИ Л.В.Соколова относительно слов "мысль и "мысь" пишет: "Скорее всего. в авторском тексте читалось все же слово "мысь". Об этом говорит прием параллелизма. использованный в расматриваемом фрагменте. свидетельствующий о том. что на ряду с волком и орлом здесь упомянут зверек или птичка, так же прочно связанный в нашем сознании с деревом как орел с небом. волк - с землей. Таким зверьком и является белка".

Как я могу "не доверять", уважаемый краевед, Лидии Викторовне- лучшему аналитику по СПИ? Именно по её работам надо учить писать статьи: сперва анализ статей прошлого, затем взгляд по-новому, на базе перечисленных версий, как бы селективный отбор. У неё хорошая логика и умение вычленить главное. Но источниковедение - наука не на догмах основанная, новые открытия могут пересмотреть старые версии. Так и здесь, то что мысль Бояна рыскала волком по земле (слух прикладывая к бывшим меж цесарями ратям), орлом в небе (созерцая полки с высоты орлиного полёта), вовсе не может относиться к "мыси", белка и мышь не могут растекаться. Приведите аналог и будем обсуждать эту версию далее, в СССПИ Вы такой версии не найдёте. Если же мы рассматриваем то, что написано чёрным по белому "мысль" в , то такое словосочетание устойчивое и сейчас употребляемое. Про волка и орла здесь как уточнение: растекался мыслью КАК? волком по земле, орлом в небе.


Уважаемый Лемурий, конечно. новые взгляды могут позволить пересмотреть старые версии. тем не менее стоит учитывать. что автор СПИ не просто под белкой. а Рататоском мог зашифровать. как я уже ранее предложил. одно из прозвищ Бояна - "путешественник". что корреспондируется с именем Ходына. Боян (Никон) действительно не по своей воле отправился в Тмуторокань, изгнанный Изяславом. а потом, когда был изгнан и Изяслав из Киева, Никону пришлось снова уйти в Тмуторокань. поэтому имя Ходына ему вполне подходит, т.к. на скандинавском языке один из корней белки Ратотоск звучит как "rati" - "путешественник". А. что если под первым упоминанием древа скрывается не просто древо. а жизненное древо Бояна (Никона). которому пришлось на своем веку "растекаться" по своему жизненному пути. бегая из одного места в другое?
Если же брать древо Зачина как характеристику поэтического творчества Бояна (Никона). то мы можем видеть. что в своем творчестве Боян мог спеть не только хвалу. но и хулу. кто что из князей заслужил. К примеру: "серымъ волкомъ по земли". как мне кажется. в фрагменте о Всеславе есть упоминание о том. что тот: "въ ночь волкомъ рыскаше". т.е. Боян как бы приземляет Всеслава. поя ему хулу. в то же время старому Ярославу. Храброму Мстиславу. Красному Роману Святославичу возносит хвалу, т.е. возносит до небес. где парит орел.
Если волк на земле и орел. это формы хулы или хвалы. то остается тот. кто эти поэтические формы воплощает в жизнь - Боян. В этом случае вполне применимы слова и "мысль" и "мысь", основанные на таком поэтическом приеме как игра слов. Вовсе не значит. что "мысь" могла сновать только по стволу поэтического древа. Думаю. правильно подметили некоторые исследователи. что могла быть упомянута белка - летяга. которая могла бегать не только по стволу. но и прыгать с ветви на ветвь. Полет мысли Бояна и мог быть растолкован как черта его творчества. Летал мыслью как белка.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 04 янв 2022, 00:47

По поводу купчей Бояна на землю у меня созрела интересная мысль. а не на вырученные ли от продажи деньги Боян (Никон) воздвиг в Тмуторокани храм и монастырь Пресвятой Богородицы? Если это так. то купчую Бояна на землю можно довольно точно датировать временем до постройки Никоном храма, т.е. до 1078 г. или же 1078 г.
Вполне возможно. Бояна (Никона) вынудили продать свою землю. как попавшего в опалу.
Я не разделяю мнение. что иларион и Боян (Никон). это одно лицо. но то. что Никон построил в тмуторокани храм и монастырь может быть косвенным указанием на то. что и Боян и Никон - одно лицо.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 04 янв 2022, 09:27

corvin писал(а):не обаполы слав свиваются, а славы обаполы сего времени…

Ну хорошо, что к другим церковным метафорам претензий нет.
По Вашему свиваются славы оба полы (= две половины) сего времени, не понятно, что за половина, которую нужно свивать.
А по моему свиваются славы [канона ]обаполы (= по краям), «сего времени» уточнение что именно тропари, прославляющие текущее событие, а не ветхозаветные ирмосы, 100 раз не только отвечал, но и показывал. Такие обаполы слав именно свивали в акростих гимнографы периода Устава ВКЦ, когда и жил Боян.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 04 янв 2022, 09:50

краевед писал(а): А что если под первым упоминанием древа скрывается не просто древо. а жизненное древо Бояна (Никона). которому пришлось на своем веку "растекаться" по своему жизненному пути. бегая из одного места в другое?

По «мысленному древу», уважаемый краевед, можно растекаться только в конце жизни, перед покаянием. Помните, что сказал Солон Крезу, хваставшемуся успехами при жизни?

    «Тогда Солон, не желая ему льстить, но и не желая раз­дра­жать еще боль­ше, ска­зал: «Царь Лидий­ский! Нам, элли­нам, бог дал спо­соб­ность соблюдать во всем меру; а вслед­ст­вие тако­го чув­ства меры и ум нам свой­ст­вен какой-то роб­кий, по-види­мо­му, про­сто­на­род­ный, а не цар­ский, бле­стя­щий. Такой ум, видя, что в жиз­ни все­гда быва­ют вся­кие пре­врат­но­сти судь­бы, не поз­во­ля­ет нам гор­дить­ся сча­стьем дан­ной мину­ты и изум­лять­ся бла­го­ден­ст­вию чело­ве­ка, если еще не про­шло вре­мя, когда оно может пере­ме­нить­ся. К каж­до­му неза­мет­но под­хо­дит буду­щее, пол­ное вся­ких слу­чай­но­стей; кому бог пошлет сча­стье до кон­ца жиз­ни, того мы счи­та­ем счаст­ли­вым. А назы­вать счаст­ли­вым чело­ве­ка при жиз­ни, пока он еще под­вер­жен опас­но­стям, — это все рав­но, что про­воз­гла­шать победи­те­лем и вен­чать вен­ком атле­та, еще не кон­чив­ше­го состя­за­ния: это дело невер­ное, лишен­ное вся­ко­го зна­че­ния». После этих слов Солон уда­лил­ся; Кре­за он обидел, но не обра­зу­мил...»
    ——
    Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Солон.
А Боян мысленно созерцал именно древа князей по их смерти соответственно.

краевед писал(а): Боян как бы приземляет Всеслава. поя ему хулу. в то же время старому Ярославу. Храброму Мстиславу. Красному Роману Святославичу возносит хвалу, т.е. возносит до небес. где парит орел.

Всеслав Полоцкий изображён "лютым зверем", действующим на последнем седьмом апокалиптическом тысячелетии - образ Антихриста от волхования рождённого, немилостивого на кровопролитие. А кто его таким сделал? Летописец, автор "совестных книг" Всеслава, поэтому Боян и грозит ему Судом Божьим, знает, что с такими "характеристиками" рай ему не светит.
Что касается Мстислава, то он его иронично "храбрым" назвал, напоминая, как тот зарезал Редедю в борьбе без оружия по уговору.
Роман Красный, чьи кости близ Тмуторокани до сих пор лежат за то, что с половицами связался и передал их. В каком месте "возносит до небес"?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 04 янв 2022, 11:38

Слово соловей имеет отношение к церкви не больше, чем к поэзии или орнитологии.
Вы грамматически не верно трактуете предложение. Славы (чтобы это слово не значило) обвивают сие время свиваясь друг с другом, как ветви в венке свиваясь, обвивают голову.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 04 янв 2022, 21:29

corvin писал(а):Слово соловей имеет отношение к церкви не больше, чем к поэзии или орнитологии.

"Славием" назван гимнограф Роман Сладкопевец в Минее 1 Окт
"Песнотворцем" назван гимнограф Косма Маюмский в Минее 12 Окт

Назовите мне хоть один другой стих (кроме Минеи и СПИ) или наблюдение орнитолога, где соловьем назван ЧЕЛОВЕК.

corvin писал(а): Вы грамматически не верно трактуете предложение. Славы (чтобы это слово не значило) обвивают сие время свиваясь друг с другом, как ветви в венке свиваясь, обвивают голову.

Можете этот отрывок из церковных метафор в описании Бояна вычеркнуть, от этого суть не изменится, Автор каждым словосочетанием говорит, что Боян - гимнограф и летописец.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 04 янв 2022, 21:44

краевед писал(а):По поводу купчей Бояна на землю у меня созрела интересная мысль. а не на вырученные ли от продажи деньги Боян (Никон) воздвиг в Тмуторокани храм и монастырь Пресвятой Богородицы? Если это так. то купчую Бояна на землю можно довольно точно датировать временем до постройки Никоном храма, т.е. до 1078 г. или же 1078 г.Вполне возможно. Бояна (Никона) вынудили продать свою землю. как попавшего в опалу.
Я не разделяю мнение. что иларион и Боян (Никон). это одно лицо. но то. что Никон построил в тмуторокани храм и монастырь может быть косвенным указанием на то. что и Боян и Никон - одно лицо.

Уважаемый краевед, Вы не учитываете особенности схимы, которую принимали ВСЕ монахи Печерского монастыря. Схима не подразумевает недвижимость или любые материальные ценности, всё переходит Церкви. Никон и в Тмуторокани землю приобрёл как "приклад Печерского монастыря", а доходы от неё (казну) передал по возвращению в Киев Феодосию.
То что Никон - это Боян, прямым тестом написано, помимо акростиха из припевок Бояна, указанием на то, что Боян был автором тмутороканских вставок в ДКС о Мстиславе, Редеди и Романе Красном, а автором этих вставок был Никон Великий, эпитет имени указывает на Великую схиму, а, следовательно, смену монашеского имени на схимническое.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 05 янв 2022, 00:07

Уважаемый Лемурий. как Вы пишете: "Боян мысленно созерцал именно древа князей по их смерти соответственно", но как повелось в христианском мире о мертвых или хорошо или ничего. Соответственно Боян (Никон) писал о князьях еще при их жизни. т.к. Вы правильно отметили, что воздавать хвалу Всеславу. храброму Мстиславу, Красному Роману за их деятельность Боян был не намерен за исключением "старого Ярослава". а по сему вышеперечисленные князья приземлены. за исключением Ярослава, которому Боян поет славу. которая достигает облаков. под которыми парит орел.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 05 янв 2022, 00:33

Уважаемый Лемурий. Просмотрел специальную литературу. связанную с Православной церковью относительно Никона Печерского и нигде не упоминается. что Никон принял схиму и поэтому назван Великим. Не упоминается об этом в "Житиях святых по изложению свт. Димитрия Ростовского /март/ 23",
ни в сообщении про память Никона от Киево - Печерской лавры.
Нет никаких данных о том. что Никон принял Великую схиму и в Ипатьев. л - си.. где сообщается. что Никон умер в сане игумена: "6596 (1088) оу се же лето оумре Никонъ Печерський игуменъ".
Как мне представляется. принятие Великой схимы подразумевает отказ от всех. тем более организационных вопросов. которые должен был решать игумен для полноценного функционирования монастыря.
К тому же, постриженному в Великую схиму дается новое имя. Какое по вашему имя получил Никон, если он принял Великую схиму? Мне представляется. что Никон получил имя Великий не в связи с принятием схимы. а за заслуги в деле развития Киево - Печерского монастыря. да и когда Никона стали называть Великим? В статье за 1088 г. он Великим не назван. а это показатель того. что имя Великий он получил позже. уже после смерти за свои заслуги.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 05 янв 2022, 07:58

краевед писал(а):как повелось в христианском мире о мертвых или хорошо или ничего. Соответственно Боян (Никон) писал о князьях еще при их жизни. т.к. Вы правильно отметили, что воздавать хвалу Всеславу. храброму Мстиславу, Красному Роману за их деятельность Боян был не намерен за исключением "старого Ярослава". а по сему вышеперечисленные князья приземлены. за исключением Ярослава, которому Боян поет славу. которая достигает облаков. под которыми парит орел.

Это летописец Никон в панегирике ДКС и Иларион Киевский в СЗБ славу Ярославу Мудрому поют, а Автор СПИ о нём не вспоминает, за исключением 2 мест: расшиб славу Ярославу о снятии Всеславом новгородских колоколов, и "каганя хоти", остальные два раза только то что Боян творил при Ярославе Мудром. Что же касается при жизни или нет, то Вы, уважаемый краевед, упускаете разницу мышления, в то время ждали Судного дня, по всем книгам он должен был наступить на 7-м тысячелетии до 1 марта 1492 года, когда Господь должен был спросить за все дела земные. Вставка про рождение от волхования появляется при жизни Всеслава:

    «§ 290... К этому известию о смерти Брячислава прибавлена заметка о чудесном рождении Всеслава от волхвования; заметка оканчивалась словами: «еже (язвьно) носить Вьсеславъ и до сего дьне на собЬ: сего ради немилостивъ есть на кръвопролитие». Думаю, что слова эти или прибавлены (сначала они могли появиться на полях) позднейшим читателем, а именно в шестидесятых годах XI столетия, когда Всеслав наводил неоднократно ужас на Новгород своими набегами, или вставлены при переписке Новгородского свода (в Новгороде) для Киево-Печерского монастыря в конце восьмидесятых или начале девяностых годов того же XI столетия...»
    ------------
    Шахматов А.А. Разыскания о русских летописях, (1908), М., 2001
Напомню, что Всеслав Полоцкий умер в 1101-м. Под "позднейшим читателем" в 1060-х А.А. Шахматов имеет ввиду ходыну Никона Великого, пришедшего в Новгород в 1067 году с поручением из Тмуторокани, позже он же редактировал в 1073 году ДКС.

Напомню, киевские клюки (= клирики) сильно были обижены на Всеслава, которого они привели к власти, подняв восстание, а Всеслав их предал . Вот и Антония Печерского Изяслав Ярославич сослал, многих "репрессировал", так что не работает Ваша современная формулировка, уважаемый краевед, в отношении Всеслава.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 06 янв 2022, 00:54

Так и я о том же, уважаемый Лемурий. что автор СПИ сообщая о творчестве Бояна, перечисляет старых князей, кому сочинял свои произведения: "преди песне пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу иже зареза Редедю предъ полкы касожськими. красному Романови Святъславличу".
Вот видите, что Боян (Никон) никак не мог созерцать древо Всеслава. т.к. умер ранее Всеслава, в 1088 г. Значит он мог писать о Всеславе только при жизни оного. Также могло быть и с другими князьями. песни которым были пропеты Бояном (Никоном) еще при жизни князей. Скорее всего речь идет вовсе не о поэтических произведениях. а о летописных статьях. написанных никоном в ПВЛ о жизни князей.
Не знаю. почему Вы осовременили древнее выражение: "о мертвых или ничего или хорошо". т.к. оно было высказано еще древнегреческим мыслителем Хилоном (VI в. до н.э.) и должно быть хорошо знакомо древнерусским книжникам. В то. что древнерусские философы игнорировали античное литературное наследие не поверю.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 06 янв 2022, 07:10

краевед писал(а):Просмотрел специальную литературу. связанную с Православной церковью относительно Никона Печерского и нигде не упоминается. что Никон принял схиму и поэтому назван Великим. Не упоминается об этом в "Житиях святых по изложению свт. Димитрия Ростовского /март/ 23",
ни в сообщении про память Никона от Киево - Печерской лавры.
Нет никаких данных о том. что Никон принял Великую схиму и в Ипатьев. л - си.. где сообщается. что Никон умер в сане игумена: "6596 (1088) оу се же лето оумре Никонъ Печерський игуменъ".
Как мне представляется. принятие Великой схимы подразумевает отказ от всех. тем более организационных вопросов. которые должен был решать игумен для полноценного функционирования монастыря…

Смотрите, уважаемый краевед, у М.Д. Присёлкова выписка из полного текста КПП:

Изображение
Присёлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв, СПб (1913) 2003, с.100

краевед писал(а): К тому же, постриженному в Великую схиму дается новое имя. Какое по вашему имя получил Никон, если он принял Великую схиму? Мне представляется. что Никон получил имя Великий не в связи с принятием схимы. а за заслуги в деле развития Киево - Печерского монастыря. да и когда Никона стали называть Великим? В статье за 1088 г. он Великим не назван. а это показатель того. что имя Великий он получил позже. уже после смерти за свои заслуги.

Там же. Иларион - монашеское имя, Никон - схимническое.

    «Принятие им великого ангельского образа - схимы - сняло с него сан епископа и возвращало к презвитерству, как могло снять и имя. Принимая остроумное предположение профессора Шлякова, что пострижения того времени происходили обычно в воскресенье, причем постригаемый получал имя святого, память которого падала на этот день, получаем любопытное подтверждение нашей догадки о тождестве Илариона и Никона. Память Никона падала на воскресенье между 1051-1054 гг. один раз: это воскресенье 7 ноября 1053 г...»
    —-
    Присёлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв, СПб (1913) 2003, с.105
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 06 янв 2022, 09:46

краевед писал(а):Вот видите, что Боян (Никон) никак не мог созерцать древо Всеслава. т.к. умер ранее Всеслава, в 1088 г. Значит он мог писать о Всеславе только при жизни оного. Также могло быть и с другими князьями. песни которым были пропеты Бояном (Никоном) еще при жизни князей. Скорее всего речь идет вовсе не о поэтических произведениях. а о летописных статьях. написанных никоном в ПВЛ о жизни князей.

Так Автор и не пишет, что Боян «мысленное древо» Всеслава созерцал, да и не мог, поскольку Никон умер в 1088 году, ровно за 100 лет до написания СПИ, чем ни повод помянуть, а Всеслав Полоцкий умер в 1101-м. В СПИ Боян только грозит Всеславу Судом Божьим, как не грозить, если уже вставку о его рождении от волхования, и то, что тот грешит наузоношением, и то, что тот немилостив на кровопролитие, в новгородскую летопись сделал, знал, что с такими "характеристиками" в "совестных книгах" в рай не попасть.

краевед писал(а):Не знаю. почему Вы осовременили древнее выражение: "о мертвых или ничего или хорошо". т.к. оно было высказано еще древнегреческим мыслителем Хилоном (VI в. до н.э.) и должно быть хорошо знакомо древнерусским книжникам. В то. что древнерусские философы игнорировали античное литературное наследие не поверю.

В трОпу Трояню уходите, уважаемый краевед, пытаясь толковать христианские традиции. Я и сам Солона привёл не для такого толкования, а как лаконичное объяснение, что нельзя судить о целом по отрезку пути.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 35