Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Дунай в СПИ

Сообщение Nikola » 19 июл 2012, 21:18

Лемурий писал(а):Дунай употребляется 2 раза. Это своеобразная разбивка текста на временные промежутки:

1) Копья поют на Дунае (перед побегом Игоря) - лето 1185 года: болгарское антивизантийское восстание Петра и Асеня 1185-1186 гг.

2) Дѣвици поютъ на Дунаи. Вьются голоси чрезъ море до Кіева- после побега Игоря и ПОСЛЕ женитьбы сына Игоря "головы" на дочери Рюрика владельца "всей земли Русской" (Киевской волости) - лето 1187 г., т.е. после получения Болгарией автокефалии.

Дѣвици поютъ на Дунаи. Вьются голоси чрезъ море до Кіева. Игорь ѣдетъ по Боричеву къ Святѣй Богородици Пирогощей. Страны ради, гради весели, пѣвше пѣснь старымъ Княземъ, а по томъ молодымъ.

[Lines 664-671] Maidens sing on the Danube. Their voices weave across the sea to Kiev. Igor rides up the Borichev Way to the Blessed Virgin of the Tower. The lands are happy, the towns are gay, having sung a song to the old princes and then to the young.

The “weaving” of the maidens’ voices across the water appears to have been inspired by ancient folk rituals such as that of Trinity Sunday, when each maiden would weave a wreath and toss it onto the water. According to popular belief, the boy or man who found her wreath was destined to be her husband...

--------
Robert Mann. The Forgotten Text of Nikolai Golovin: New Light on the Igor Tale, 2010

Перевод:
Метафора "плетения" девичьего голоса по воде, вдохновлена древним народным ритуалом на День Святой Троицы, когда каждая девушка плетет венок и пускает его по воде. По народному поверью юноше, нашедшему её венок суждено стать её мужем...

Подробно в работе: Robert Mann, Skazanie o Mamaevom poboishche. Zabytyi spisok Nikolaia Golovina (Monuments of Early Russian Literature series, vol. VIII, Berkeley Slavic Specialties, 2010).

Совершенно красивая расшифровка метафоры, к тому же Автор СПИ фразой "копья поют на Дунае" пишет об антивизантийском восстании в Болгарии 1185-1186 гг, приведшим к образованию Второго Болгарского царства. В 1187 Византия признала независимость Болгарии. Асень I короновался в Тырново как «царь болгар и влахов». Копья поют в наст. вр. лишний раз подтверждает время написания СПИ до 1187 года.

Болгарская церковь в результате восстания получила автокефалию (независимость от Царьграда). Именно на этот "венок" и намекает Автор СПИ.

Тоже верно... кроме того, что копья поют не в настоящем времени - в это время девицы поют на Дунае - а в момент обращения Святослава к князьям.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 19 июл 2012, 22:01

Здравствуйте Лемурий!
Лемурий писал : «Дунай употребляется 2 раза. Это своеобразная разбивка текста на временные промежутки:

1) Копья поют на Дунае (перед побегом Игоря) - лето 1185 года: болгарское антивизантийское восстание Петра и Асеня 1185-1186 гг.

2) Дѣвици поютъ на Дунаи. Вьются голоси чрезъ море до Кіева- после побега Игоря и ПОСЛЕ женитьбы сына Игоря "головы" на дочери Рюрика владельца "всей земли Русской" (Киевской волости) - лето 1187 г., т.е. после получения Болгарией автокефалии.»
Лемурий, Дунай упоминается три раза:
1. «На Дунае Ярославнынъ гласъ слышитъ
2. Полечу,- рече,- зигзицею по Дунаеви
3. Игорь князь въ Руской земли девицы поют на Дунаи…»
Как Вы думаете куда «полетела зигзицею по Дунаеви» Ярославна? Уж не на «болгарское антивизантийское восстание Петра и Асеня 1185-1186 гг.»? :D
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1447
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 19 июл 2012, 22:18

Zinchenko_tanya писал(а):Как Вы думаете куда «полетела зигзицею по Дунаеви» Ярославна? Уж не на «болгарское антивизантийское восстание Петра и Асеня 1185-1186 гг.»? :D

Действительно забыл про "живую воду" Дуная. Читайте статью Лидии Викторовны:

:arrow: Соколова Л.В. Мотив живой и мертвой воды в «Слове о полку Игореве». Плач Ярославны в «Слове о полку Игореве»
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Nikola » 19 июл 2012, 22:25

Ярославна собирается лететь по Дунаеви НА КАЯЛУ. По дороге собирается намочить в Дунае рукава. Прямой связи с копьями и девицами нет (все верно - сначала поют копья, потом поют девицы) нет.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 20 июл 2012, 06:21

Копья поют перед побегом Игоря - лето 1185. Девицы поют когда голова (сын Игоря) женится на плечах (дочери владельца всей Рускои земли) - лето 1187.
Общее Дунай - параллель событий. В Болгарии в это время копья поют - лето 1185 антивизантийское восстание. Девицы передают венок по реке - летом 1187 Болгария получила автокефалию.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 20 июл 2012, 06:24

userdez писал(а):
Лемурий писал(а):Ладно, не мучайтесь. НЕ найдете.

Изображение
Полный церковно-славянский словарь / сост. священник магистр Григорий Дьяченко

Захотелось помучиться. Думаю, начну с ПВЛ: 750 упоминаний "сей" и 375 "бо",
а далее по всей древнерусской литературе.
И уже на 4 об.листе мне улыбается удача.
http://www.lrc-lib.ru/rus_letopisi/Pictures/Laurence/011-012.gif[/quote
Лавр. лет.
Да, связь предложений есть, но не причинно-следственная.
Думаю, вряд ли наличие славянского языка у Руси, является причиной
наличия своего языка у Черемис и Мордвы.

А "удача" в чем? Се бо здесь тоже переводится как ИБО.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 20 июл 2012, 08:03

Здравствуйте , Лемурий.
Лемурий писал : «Копья поют перед побегом Игоря - лето 1185. Девицы поют когда голова (сын Игоря) женится на плечах (дочери владельца всей Рускои земли) - лето 1187.
Общее Дунай - параллель событий. В Болгарии в это время копья поют - лето 1185 антивизантийское восстание. Девицы передают венок по реке - летом 1187 Болгария получила автокефалию».
Лемурий мне как – то трудно поверить в связь «Девицы передают венок по реке - летом 1187 Болгария получила автокефалию.», только на основании того, что упоминается река Дунай.
Откроем свадебный обряд, записанный на Верхней и средней Кокшеньге и на Уфтюге (Тарногского района Вологодской области). Реки Дунай тут отродясь не было , но в свадебных песнях она упоминается с завидным постоянством.
В «Слове ….» «На Дунаи Ярославнынъ гласъ ся слышитъ», хотя мы знаем, что в это время « Ярославна рано плачет в Путивле».Такая же путаница происходит и в причитании невесты , живущей на реке Кокшеньге:
« Покатись мой зыцён голос
За Дунай - рецьку быструю,
За Кокшеньгу - рецьку славную»
(Русская свадьба. Современник . Москва. 1985г. Собиратели : Д.М. Балашов, Ю. И. Марченко, Н.И. Калмыкова с. 61.)
Живёт невеста возле речке Лохта , но рядом с ней вновь упоминается Дунай : « Я жила, красна девица,
Возле Дунай- рецьки быструю,
Подле Лохту то славную».(Там же стр.59)
Похоже, что река Дунай сохраняется в свадебных песнях, как память о прародине «Словенску языку, якоже рекохомъ живущю на Дунаи…» (Летопись) и имеет символ родины , «своей родной стороны». Тогда текст «Полечу ,- рече,- зегзицею по Дунаеве…» означает , что Ярославна хочет преодолеть путь сначала по «родной стороне» «изъ земли Руской», а затем «перелететь» на «чужую» «на землю половецкую», где река Каяла – река половецкая.
Звук распространяется в пространстве:
« Уж покатись мой зыцен голос,
Дв высоко по поднебесью,
Да далеко по сырой земле,
Да до большой дороженьке
Да докатись моой зыцён голос
Уж до столицьново города».
(Там же стр .76)
Подобное восприятия пространства и при пении «девиц на Дунаи»
«Солнце светится на небесе, -
Игорь князь въ Руской земли;
девици поютъ на Дунаи, -
вьются голоси чрезъ море до Киева.».
Конечно, в «Слове…» есть реальные реки, но есть и символические такие как: Дунай , Каяла, разговаривающий сказочный Донец.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1447
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 20 июл 2012, 13:25

Zinchenko_tanya писал(а):Историческая основа «Слово …»
1.Святослав узнаёт о походе Игоря в летописи
2. Мятежи в городах Посемьских в летописи
.
3. Приход половцев на Русь в летописи:.Кза молвяшеть: «Поидем на Семь...».
В «Слове….»
Тии бо бес щитовь съ засапожникы

4. Битва у Переяславля и угорода Римова в летописи:
Володимеръ же Глѣбовичь бяше князь в Переяславлѣ, бяше же дерзъ и крѣпокъ к рати, выеха из города и потче к нимъ. И по немь мало дерьзнувъ дружинѣ. И бися с ними крѣпко, и обьступиша мнозии половцѣ. Тогда прочии, видивше князя своего крѣпко бьющеся, выринушася из города и тако отьяша князя своего, язьвена сущи треми копьи.
В «Слове…»
А чи диво ся, братие, стару помолодити!

Идущи же мимо, приступиша к Римови. Римовичи же затворишася в городѣ и возлѣзъше на заборолѣ, и тако Божиимъ судомъ летѣста двѣ городници с людми тако к ратнымъ.
В "Слове..."Се у Римъ кричатъ подъ саблями половецкыми,
а Володимиръ подъ ранами.

5. Просьба Владимира Переяславского о помощи .
В летописи « Володимеръ же слашеть ко Святославу и ко Рюрикови и ко Давыдови и рече имъ: «Се половьци у мене, а помозите ми».
В «Слове…»
Великый княже Всеволоде!
Не мыслию ти прелетети издалеча,
-----
Загородите полю ворота

6. Далее никаких событий не происходит, Владимир ждет помощи в Переяславле
Чтобы заполнить паузу автор вводит события из истории:
«Уже бо Сула…. помянувшее пръвую годину и пръвыхъ князей того старого Владимира нельзя бе пригвоздите къ горамъ киевскимъ»

7.Действия Давыда и Рюрика.
В «Слове…»сего бо ныне сташа стязи Рюриковы,
а друзии Давидовы,нъ розно ся имъ хоботы пашутъ...

    Все смешалось в доме Облонских...(с)

Добрый день, Татьяна!

Давайте разбираться в порядке хронологии событий:
1, 2, 7 согласен.
3. Засапожником Мстислав зарезал Редедю. Здесь ироническая "сборная солянка" войска Ярослава Черниговского.

А уже не вижу власти сильного и богатого, и многовойного брата моего Ярослава, с черниговскими старцами (тюрк.), с (разбойниками) Могутами, и с (перебежчиками) Татранами, и с (бичами) Шельбирами, и с (толстопузами)Топчаками, и с (мужами-быками) Ревугами, и с (без "царя" в голове) Ольберами. Те ведь без щитов, с засапожными ножами, кликом полки побеждают, звеня прадедовой славой. ( об этимологии этих слов читайте Баскаков Н. А. "Тюркская лексика в "Слове о полку Игореве", М., 1985 )

Здесь ключевое слово прадедовая слава. Речь идет о Мстиславе, что взял жену и детей Редеди.
"И вынзе ножь, и зареза Редедю. И шед в землю его, взя все именье его, и жену его, и дети его, и дань възложи на касогы..."

В любом случае "сборная солянка" черниговского войска никакого отношения к походу Кончака и Гзы на Русь в 1185 году НЕ имеет. Разве что, с таким "войском" рубежей не отстоять.

4-6.Ну тут совсем всё вперемежку. Гридницы Римова упали при ОТСТУПЛЕНИИ половцев.
Какой же может быть призыв о походе, благодаря которому половцы УЖЕ отступили ?

    "Святослав же съ Рюрикомъ и со инѣми помочьми влегоша во Днѣпрь противу половцемь, а Давыдъ возвратися опять со смолняны. То слышавше половци, и возвратишася от Переяславя. Идущи же мимо приступиша к Римови. Римовичи же затворишася в городѣ. ...да которѣи же гражанѣ выидоша изъ града, и бьяхуться ходяще по Римьскому болоту, то тѣи избыша плѣна..." (Ипат. 1185)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 20 июл 2012, 13:49

Zinchenko_tanya писал(а): Лемурий мне как – то трудно поверить в связь «Девицы передают венок по реке - летом 1187 Болгария получила автокефалию.», только на основании того, что упоминается река Дунай...

По меньшей мере это объясняет находку Роберта о символизме пускания венка по воде.
В чем другая преемственность, кроме как полученной Болгарией во время написания СПИ автокефалии ?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Nikola » 20 июл 2012, 15:11

Лемурий писал(а):
Zinchenko_tanya писал(а): Лемурий мне как – то трудно поверить в связь «Девицы передают венок по реке - летом 1187 Болгария получила автокефалию.», только на основании того, что упоминается река Дунай...

По меньшей мере это объясняет находку Роберта о символизме пускания венка по воде.
В чем другая преемственность, кроме как полученной Болгарией во время написания СПИ автокефалии ?

Кому есть дело до внутрицерковных интриг? А вот НОВОЕ ГОСУДАРСТВО в близком соседстве, перекрывающее пути с Днепра на Босфор - это серьезно. Эта географическая новость в близком соседстве не может не затронуть Русскую Землю - хотя бы потому, что мимо Болгарии в Царьград попасть можно, но очень долго.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 21 июл 2012, 00:12

Nikola писал(а):Кому есть дело до внутрицерковных интриг? А вот НОВОЕ ГОСУДАРСТВО в близком соседстве, перекрывающее пути с Днепра на Босфор - это серьезно...

Автору СПИ и братии, к которой он обращается, самое прямое и непосредственное дело.

При чем тут Дунай в торговых путях Руси?
Из Плеснеска через р. Серет торговый путь шел к "синему морю" через Днестр.
Из Киева по Днепру к южному русскому форпосту Олешье.
Нет никакого Дуная в сообщении Киев - Константинополь.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Nikola » 21 июл 2012, 05:09

Лемурий писал(а):
Nikola писал(а):Кому есть дело до внутрицерковных интриг? А вот НОВОЕ ГОСУДАРСТВО в близком соседстве, перекрывающее пути с Днепра на Босфор - это серьезно...

Автору СПИ и братии, к которой он обращается, самое прямое и непосредственное дело.

При чем тут Дунай в торговых путях Руси?
Из Плеснеска через р. Серет торговый путь шел к "синему морю" через Днестр.
Из Киева по Днепру к южному русскому форпосту Олешье.
Нет никакого Дуная в сообщении Киев - Константинополь.

Речи о торговых путях Руси автор вообще не ведет. Тема торговли возникает ДВА раза в одной и той же фразе - если догадка о бременах за облака как о товарах верна. Кто держит устье Дуная - контролирует половину Дунайской торговли, если не три четверти.
А на пути из Руси в Греки лежит не Дунай, а Болгария. Русские, да и ромеи, в ОТКРЫТОЕ МОРЕ НЕ СОВАЛИСЬ, ходили в виду берега. А на берегу кто? Болгары... Империя НЕ МОЖЕТ обеспечить безопасность торговли.
Автор Слова обращается К КНЯЗЬЯМ, называя их ПО ИМЕНАМ - где тут церковная братия? А раз обращение к князьям - значит, и тема княжеская. Князья и без того спят и видят, как бы сделать попов холопами.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 21 июл 2012, 12:40

Здравствуйте Лемурий!
Ещё раз более подробно пишу историческую основу «СПИ».
В летописи «И метались люди в смятении, в городах брожение началось, и не милы были тогда никому свои близкие,»
В «Слове…»А въстона бо, братие, Киевъ тугою,
а Черниговъ напастьми»
«А уже не вижду власти
сильнаго,
и богатаго,
и многовоя
брата моего Ярослава.»
Названы не воины, а мятежники в городах: « какой никогда не бывало во всем Посемье, и в Новгороде-Северском, и во всей земле Черниговской:»

«съ черниговьскими былями,
съ могуты,
и съ татраны,
и съ шельбиры,
и съ топчакы,
и съ ревугы,
и съ ольберы»

В летописи : ««Поидем на Семь, гдѣ ся осталѣ жены и... дѣти: готовъ намъ полонъ собранъ, емлем же городы без опаса».

В «Слове… « «Тии бо бес щитовь съ засапожникы
кликомъ плъкы побеждаютъ,»

В Летописи :«Поидемъ на Киевьскую сторону, гдѣ суть избита братья наша и великый князь нашь Бонякъ»
В «Слове….»звонячи въ прадеднюю славу.
Нъ рекосте: "Мужаимеся сами:
преднюю славу сами похитимъ,
а заднюю си сами поделимъ!"( лелеютъ месть Шароканю).
В летописи : И тако раздѣлишася надвое: Кончакъ поиде к Переяславлю и оступи городъ, и бишася ту всь день. Володимеръ же Глѣбовичь бяше князь в Переяславлѣ, бяше же дерзъ и крѣпокъ к рати, выеха из города и потче к нимъ. И по немь мало дерьзнувъ дружинѣ. И бися с ними крѣпко, и обьступиша мнозии половцѣ
В «Слове» « Коли соколъ в мытехъ бываетъ,
высоко птицъ възбиваетъ;
не дастъ гнезда своего въ обиду.
В летописи: . Тогда прочии, видивше князя своего крѣпко бьющеся, выринушася из города и тако отьяша князя своего,
А чи диво ся, братие, стару помолодити!(Дрались с половцами все от старого до малого).
Итог битвы с половцами: « Нъ се зло - княже ми непособие:
наниче ся годины обратиша.
Се у Римъ кричатъ подъ саблями половецкыми,
а Володимиръ подъ ранами.
Туга и тоска сыну Глебову!"
Затем автор подробно рассказывает, почему так случилось , что «княже ми непособие». « В летописи : «Володимеръ же слашеть ко Святославу и ко Рюрикови и ко Давыдови и рече имъ: «Се половьци у мене, а помозите ми». Святослав же слашеть ко Давыдови…».
В «Слове автор указывает на большее число призывов князей «Загородить полю ворота», попутно рассказывая заслуги каждого удельного князька : «Великий княже Всеволод …. буего Святославлича».
«…княже ми непособие…» В летописи : «. Володимеръ же слашеться ко Святославу Всеволодичю и ко Рюрикови Ростиславичю, понуживая ихъ к собѣ, да быша ему помоглѣ. Он же опоздися, сжидающе Давыда с смолняны. И тако князѣ рускиѣ опоздишася и не заѣхаша ихъ. Половци же, вземше городъ Римовъ, и ополонишася полона и поидоша восвояси, князи же возворотишася в домы своя, бяхуть бо печални и со сыномъ своимъ Володимѣромъ Глѣбовичемъ, зане бяшеть раненъ велми язвами смертьными, и хрестьянъ плененыхъ от поганыхъ.»
А случилось так потому, что: (в летописи )«Святослав же слашеть ко Давыдови, а Давыдъ стояшеть у Треполя со смолняны. Смолнянѣ же почаша вѣчѣ дѣяти рекуще: «Мы пошли до Киева, даже бы была рать, билися быхом, намъ ли иноѣ рати искати, то не можемь, уже ся есмы изнемоглѣ». Святослав же съ Рюрикомъ и со инѣми помочьми влегоша во Днѣпрь противу половцемь, а Давыдъ возвратися опять со смолняны.»
В «Слове…» сего бо ныне сташа стязи Рюриковы,
а друзии Давидовы,
нъ розно ся имъ хоботы пашутъ,
копиа поютъ!
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1447
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 21 июл 2012, 15:17

Nikola писал(а):если догадка о бременах за облака как о товарах верна.

Это подтвержденный примером употребления ФАКТ, а не догадка.
И се по приключаю Божию бѣша идуще путьмь тѣмь купьци на возѣхъ съ бремены тяжькы.
-----
Житие Феодосия Печерского


Nikola писал(а): Кто держит устье Дуная - контролирует половину Дунайской торговли, если не три четверти.

А Русь-то каким боком в этой торговле участвует ?

Nikola писал(а):А на пути из Руси в Греки лежит не Дунай, а Болгария.

А почему не Рим? "Бешеной собаке и 7 верст не крюк" (с)

Вот карта Руси XII в.

Из Киева в Царьград шли через Олешье. Ну и где Болгария на пути?

Устье Дуная, кстати, контролировали Дунайско-Бужские половцы.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 21 июл 2012, 15:41

Zinchenko_tanya писал(а): В «Слове автор указывает на большее число призывов князей «Загородить полю ворота», попутно рассказывая заслуги каждого удельного князька : «Великий княже Всеволод …. буего Святославлича».
«…княже ми непособие…»

Добрый день, Татьяна! Вы упускаете предыдущую реплику:

    А чи диво ся, братіе, стару помолодити? Коли соколъ въ мытехъ бываетъ, высоко птицъ възбиваетъ, не дастъ гнезда своего въ обиду.
    «Нъ се зло – княже ми непособіе наниче ся годины обратиша. Се у Римъ кричатъ подъ саблями половецкыми, а Володимиръ подъ ранами. Туга и тоска сыну Глѣбову!».
Действие происходит, когда поход УЖЕ состоялся.

    "Святослав же съ Рюрикомъ и со инѣми помочьми влегоша во Днѣпрь противу половцемь, а Давыдъ возвратися опять со смолняны. То слышавше половци, и возвратишася от Переяславя. Идущи же мимо приступиша к Римови. Римовичи же затворишася в городѣ. ...да которѣи же гражанѣ выидоша изъ града, и бьяхуться ходяще по Римьскому болоту, то тѣи избыша плѣна..." (Ипат. 1185)
Автор недвусмысленно намекает на смену старого князя молодым.

    "Выражение "въ мытехъ" и до настоящего времени сохранилось кое-где среди охотников; этим термином обозначают линьку, главным образом тот период, когда молодая птица надевает оперение взрослой птицы, т.е. достигает половой зрелости. Птицеводам хорошо известно, с какой отвагой прогоняет сокол от своего гнезда даже более сильного, чем он сам, орла-беркута..."
    --------
    Шарлемань Н.В. Из реального комментария к „Слову о полку Игореве“ // ТОДРЛ, т. VI, 1948, С.112

Zinchenko_tanya писал(а): Святослав же съ Рюрикомъ и со инѣми помочьми влегоша во Днѣпрь противу половцемь, а Давыдъ возвратися опять со смолняны.»
В «Слове…» сего бо ныне сташа стязи Рюриковы,а друзии Давидовы, нъ розно ся имъ хоботы пашутъ...

Это так. Упрек Давыду присутствует, НО и к нему обращение в СПИ "господине" как и к Рюрику, и к Ярославу Осмомыслу. Это не обращение князя к князью, которые обращались друг к другу "брате" и НЕ может быть прямой речью старшего князя.
Ко всем Мстиславичам и их союзникам по антисвятославовой коалиции 1180-1181 гг. взывал НЕ Святослав, а витий из лагеря Мстиславичей.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Zinchenko_tanya и гости: 107