Слово куръ/кюръ/кvръ/киръ, уважаемый краевед, ставилось не перед мирским именем князя, а перед именем его патронального святого. Исключения составляли византийские императоры (куръ Олексий, кюръ Андроникъ), получившие эпитет "святой" после венчания на царство. Срезневский хоть и написал, что кюръ - это "титул особ Византийского императора", но ни одним примером этого не подтвердил. Это к тому, что из двух кандидатов на роль «куръ Тмутороканя»: «архонту и дуке Таматархи» Олегу Сятославичу и «куръ Олексия», которому перешла Тмуторокань после ухода Гориславича в Чернигов, выбираю второго, поскольку именно он «прерыскал путь» Сварога - отца Даждьбога:
"...Прежде же женщины сходились с кем хотели, точно скот. Когда женщина рожала ребенка, она отдавала его тому, кто ей был люб: "Это твое дитя", и тот устраивал праздник, и брал себе ребенка. Феоста же этот обычай уничтожил и постановил одному мужчине одну жену иметь и жене за одного мужа выходить; если же кто преступит этот закон, да ввергнут его в печь огненную". "Того ради прозвали его Сварогом, и чтили его египтяне. И после него царствовал сын его, по имени Солнце, которого называют Даждьбогом..." (Ипат. 1114)
Алексей I Комнин ввел церковное обязательное венчание любого брака (
новелла 1095 г. - 43-я гл. Кормчей), будь то первый брак, либо вторичный брак между вдовцами, что
противоречило древним традициям, запрещающим второй брак. =
дорискаше до куръ [=куръ Олексия (Ипат.1116-1117)]
Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.
В 1095 году Гориславич был уже в Чернигове, Таматарха принадлежала куръ Олексию.
»Преспѣвшу же Закону, уже преста завѣтное многоженство и единоя жены сочетание узаконися. Закон бо упраздни Завѣта. Благодать бо упраздни обое, завѣтное и законное, солнцу въсиавшу…»(ПКС)
Наглядно это выглядит так:
Печать актовая вислая князя Олега Святославича. 1073 - 1094 гг.Слева патрональный святой Олега Святославича кvръ Михаил, справа получивший эпитет "святой" к титулу византийского императора «куръ Олексий» с нимбом, а всё вместе актовая печать Таматархи.
краевед писал(а):Относительно возможной замены куръ/кюръ эпитета "святой" по моему мнению, не могло применяться к здравствующему монарху…
В это трудно поверить, но это известный факт, лучше самим увидеть:
см
РИБ, VI, стлб 421, 523, 529, 534-536, 540, 558,576-578,583,584: «
послы святого царя, святого патриарха и святого збора» о здравствующих на момент написания византийском императоре и поставленным им константинопольском патриархе.