Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 04 июл 2021, 08:03

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте, Лемурий!
«О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ» указывает на начало исторического предания, от нынешнего Игоря до старого Владимира.Писала уже подробно о данном тексте…

Доброго времени суток, Татьяна!
«Начало исторического предания» - это зачин Автора: Почнемъ же, братіе, повѣсть сію отъ стараго Владимера до нынѣшняго Игоря. Во второй же строке он же по-русски пишет: Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню!. Боян из старого времени, а Автор начинает по-новому. АБЫ (=если бы) ты (Боян) эти полки воспевал - указание на гипотетический зачин, как бы начал эту песнь Боян, если был бы жив к этому времени.

Zinchenko_tanya писал(а): Припевку Всеславу Полоцкому надо детально разбирать, а я уезжаю … Могу только без объяснений сказать ,что текст «Аще и веща душа въ дерзе теле,нъ часто беды страдаше.» на современном языке означает « Душа ушла в пятки».

Аще и вѣща душа въ друзѣ тѣлѣ, нъ часто бѣды страдаше - не "въ дерзе теле" как Вы пишите, а в «друзѣ тѣлѣ» (= другом, отличном от первого) как и здесь: сего бо нынѣ сташа стязи Рюриковы, а друзіи Давидовы.
Всеслав видовито (родившийся с остатками плаценты, в "сорочке", с "язвено" )

Таких детей на Руси называли видовито: см. Срезн. последний пример:
Изображение

"Видовито - дитя, родившееся в "сорочке": выросши, оно знается с вилами и знает более, чем другие люди."

По Георгию Амартолу "сирины наричються рекше вилы". Отсюда и «вещая душа», поскольку с нечистой силой знался как видовито.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 04 июл 2021, 18:09

Здравствуйте ,Лемурий!
1)«о пълку Игореве,
Игоря Святъславлича?
Начати же ся тъй песни
по былинамь сего времени,» - личное предания , весь поход Игоря написан в настоящем времени. Цикл настоящего времени период суток .
2)Историческое предание – «отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря» , возникновение рода происходит ,когда образуется цепочка родных от деда до внука :
« Пети было песнь Игореви,
того внуку:».
«минула льта Ярославля;
были плъци Олговы,
Ольга Святьславличя.»
Пространство : Киевскок княжество ,Тмутороканьское и Полоцкое.
3)Мифологическое предание : время - всегда, пространство - везде.
Очень легко определить , если время счисляется в период суток , то автор рассказывает о походе Игоря , а если время прошедшее « старое» да еще циклы от деда до внука , по повествование историческое.
А мифологические образы , обряды они везде в тексте и когда автор Боян рассказывает о походе Игоря или сообщает о событиях,произошедших с историческими личностями .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 05 июл 2021, 09:17

Доброго времени суток, Татьяна!
Zinchenko_tanya писал(а):весь поход Игоря написан в настоящем времени. Цикл настоящего времени период суток…

Вы уходите от вопроса: как песнотворец СТАРОГО времени Ярослава Мудрого - Олега Гориславича (XIв) мог стать Автором «Слова» о походе 1185 года? А то что не в одни сутки - читайте внимательно: затмение - ожидание брата Всеволода - далее

- Съ заранія въ пяткъ потопташа поганыя плъкы половецкыя

- Другаго дни велми рано кровавыя зори свѣтъ повѣдаютъ

Сутки прошли, а битва продолжается.

Zinchenko_tanya писал(а): 2)Историческое предание – «отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря» , возникновение рода происходит ,когда образуется цепочка родных от деда до внука :
« Пети было песнь Игореви, того внуку:». «минула льта Ярославля; были плъци Олговы, Ольга Святьславличя. Пространство : Киевскок княжество ,Тмутороканьское и Полоцкое…

Только деды Святослава и его жены - разжигатели усобиц, а Мстиславичи «не худа гнезда шестокрыльцы» восславляются памятью подвига Изяслава Мстиславича в литовском походе 1132 года. Слава внуков строится на чести отцов, с краеведом разбирали ранее. С Игорем же не случайно в названии подчёркивается:

Слово о плъку Игоря, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова» далее Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрѣлы по земли сѣяше.

Zinchenko_tanya писал(а): 3)Мифологическое предание : время - всегда, пространство - везде.
Очень легко определить , если время счисляется в период суток , то автор рассказывает о походе Игоря , а если время прошедшее « старое» да еще циклы от деда до внука , по повествование историческое.
А мифологические образы , обряды они везде в тексте и когда автор Боян рассказывает о походе Игоря или сообщает о событиях,произошедших с историческими личностями .

Не понятно, что Вы подразумеваете под "мифологическими преданиями"?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 июл 2021, 18:49

Здравствуйте ,Лемурий
Событие – не имеет протяженности во времени , на временной оси событие отмечено точкой.
Я Вас спрошу: «Когда была война с Наполеоном ? Ответ будет точечным 1812г.
А если у данного события есть начало и конец – это процесс одного события . (Л. Толстой « Война и мир»)
Поход Игоря произошел в 1185г, это последнее событие в настоящем времени. –
«Съ заранія въ пяткъ потопташа поганыя плъкы половецкыя

- Другаго дни велми рано кровавыя зори свѣтъ повѣдаютъ

Сутки прошли, а битва продолжается.»
Весь рассказ об одном событии о походе Игоря .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 июл 2021, 20:23

Мифологическое предание — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего, о языческих богах , обрядах , о восприятии времени и пространства.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 05 июл 2021, 23:14

Zinchenko_tanya писал(а):Событие – не имеет протяженности во времени, на временной оси событие отмечено точкой.

Ну так не я же писал:
Zinchenko_tanya писал(а): весь поход Игоря написан в настоящем времени. Цикл настоящего времени период суток
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 06 июл 2021, 07:26

Здравствуйте , Лемурий!
Что же Вы никак не поймете , ведь все так просто . Поход Игоря – личностное предание, написано в настоящем времени
«трудныхъ повестий о пълку Игореве,
Игоря Святъславлича?
Начати же ся тъй песни
по былинамь СЕГО времени»
Сего́дня — наречие, указывающее на «текущий» 24-часовой отрезок времени, время в период суток..
Настоящее время делит события на до и после. Все события ДО похода Игоря относятся к прошедшему «старому» времени, а событие которое произойдет после похода « Божий суд» - к будущему времени .

Имя автора БОЯНА,как бы отмечает, обрамляет начало и окончание всех трех преданий:
Начало похода Игоря .

«трудныхъ повестий о пълку Игореве,
Игоря Святъславлича?
Начати же ся тъй песни
по былинамь сего времени,
а не по замышлению БОЯНЮ!»
Окончание похода.
«Рекъ БОЯНЪ и Ходына,
Святъславля песнотворца
стараго времени Ярославля,
Ольгова коганя хоти:
"Тяжко ти головы кроме плечю,
зло ти телу кроме головы" -
Руской земли безъ Игоря.
Начало исторического предания « от старого Владимира до нынешнего Игоря» :
« Тому вещей БОЯНЪ
и пръвое припевку, смысленый, рече:
"Ни хытру,
ни горазду,
ни пытьцю горазду
суда божиа не минути".

О, стонати Руской земли,
помянувше пръвую годину
и пръвыхъ князей!
Того старого Владимира
нельзе бе пригвоздити къ горамъ киевьскымъ.» и его окончание
«О БОЯНЕ, соловию стараго времени!
Абы ты сиа плъкы ущекоталъ,
скача, славию, по мыслену древу,
летая умомъ подъ облакы,
свивая славы оба полы сего времени,
рища въ тропу Трояню
чресъ поля на горы.
Пети было песнь Игореви,
того внуку:..»
Начало мифологического предание:
« БОЯНЪ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити,
то растекашется мыслию по древу,
серымъ вълкомъ по земли,
шизымъ орломъ подъ облакы.
Помняшеть бо рече,
първыхъ временъ усобице.
Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей;
который дотечаше,»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 06 июл 2021, 21:29

Zinchenko_tanya писал(а):Сего́дня — наречие, указывающее на «текущий» 24-часовой отрезок времени, время в период суток...

Замечательно! Вот только слова «Сего́дня» в СПИ - НЕТ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 08 июл 2021, 00:04

Лемурий писал(а):
краевед писал(а): Даже если Рюрик к 1180 г. оказался фактическим правителем в Руси, для европейских купцов Святослав согласно "Слову" является главенствующим князем. Именно они оказываются в гриднице Святослава, прославляя его. а не Рюрика в Белгороде.

Уважаемый краевед, Вы правда считаете, что убийство половецкого хана в гриднице это "похвала"? Например, абстрактный пример, Иван Грозный взял в плен казанского хана Ядыгар-Мухаммеда и вместо того, чтобы оставить его в живых и дать возможность креститься под именем Симеон, отдал бы его опричникам на растерзание и потеху. Это был бы разве благородный, честный поступок? Нет. Это малодушие и варварство. Похвала Святославу в СПИ изнаночная.

краевед писал(а): Для того. чтоб считать. что в автор "Слова" благосклонно относится к Рюрику о нем в "Слове" должно было быть больше строк, а автор ограничивается лишь несколькими, к тому же с неоднозначной трактовкой деятельности Рюрика: "шеломы по крови плаваша"; "стали стязи Рюрика и Давыда к горам киевским". Русь в крови - заслуга Рюрика.

Шеломы какие? Золочённые, т.е. не золотые как у старшего князя, а золочённые соправителей. А таковым Рюрик стал в 1180 после битвы в половцами, приведённых на Русь Святославом.
А откровенной похвалы Рюрику в СПИ нет, поскольку Автор не его летописец. Рюрик - сын Ростислава Мстиславича, а Автор СПИ был при Изяславе Мстиславиче и его сыновьях. Вот эта ветка панегирически восхваляется. В СПИ в ретроспективных обзорах говориться о разжигателе усобиц Олеге Гориславиче (деде Святослава) и Всеславе Полоцком (прадеде его полоцкой жены), а восхваляют кого? Изяслава Мстиславича в литовском походе 1132 года.


Чтобы говорить о гибели Кобяка, уважаемый Лемурий, следует поверить по летописным источникам факт гибели Кобяка. Про ханов такого ранга как Кобяк русские летописные источники сообщали постоянно, упоминая о их смерти. Насколько я знаю, про гибель Кобяка летописи умалчивают. Возможно. потому. что Кобяк не погиб в реальности, а автор "Слова" сослужил плохую службу своему князю Святославу, описав факт гибели Кобяка в гриднице Святослава. Само слово "падеся" имеет более широкий спектр значений, в том числе и падение его авторитета также как сам факт пленения хана. Не думаю. что Святослав был настолько жесток. что мог приказать убить своего недавнего союзника по борьбе за Киев в 1180 г., тем более. что в сражении за престол погибло много половецких воинов. Скорее всего речь идет о пленении Кобяка. а не его гибели. Почему Кобяк оказывается в плену у Святослава. а не у его сподвижника по походу 1184 г. Рюрика. Святослав, оставляя у себя Кобяка спасает его от расправы Рюрика с Давыдом. которые были немилостливы на кровопролитие как и в свое время Всеслав.
Злато Слово Святослава и позолоченные шеломы Рюрика с Давыдом, плавающие по русской крови и не только.
Скорее изнаночная слава произнесена автором "Слова" в отношении Рюрика и его брата. Они кровавые князья.
Явно, что "Слово" писалось не в кругу Мстиславичей. Идет явное восхваление Святослава. не скрою, возможно. даже гиперболизированное и охаивание Рюрика и Давыда, зачинщиков кровавых разборок в борьбе за владение всей русской землей. Залитая кровью земля никак не может перейти в ранг прославления. Если это прославление. то оно изнаночное.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 08 июл 2021, 10:04

краевед писал(а): Святослав, оставляя у себя Кобяка спасает его от расправы Рюрика с Давыдом. которые были немилостливы на кровопролитие как и в свое время Всеслав

Забили как свинью, уважаемый краевед, хана Кобяка дружинники Святослава себе на потеху, про Рюрика и Давыда в этом позоре «грозного» князя ни слова, злачёные шеломы соправителей они получили ранее в 1180, после битвы с «погаными толковинами», приведёнными на Русь Святославом.

◊ Падеся — 3-е л. ед. ч. аориста; возвр.

    «Данилови же рекшу: Не подобаеть воину, устремившуся на брань, или побѣду прияти, или пастися от ратныхъ…»(Ипат.1237)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 08 июл 2021, 22:21

В "Слове". уважаемый Лемурий, упоминается о Всеславе. как зачинщике междоусобиц, в результате которых проливается кровь русских воинов: "На Немизе снопы стелютъ головами молотятъ чепи халужными на тоце животъ складутъ веютъ душу отъ тела Немизе КРОВАВИ брезе не Бологомъ бяхуть посеяни посеяни костьми рускихъ сыновъ". (Е.список).
События конца XI ст. с событиями конца XII ст. объединяет результат противостояния князей. заливающих русской кровью просторы Руси: "Ты буй Рюриче и Давыде не ваю ли злачеными шеломы по КРОВИ плаваша Не ваю ли храбрая дружина рыкаютъ аки тури ранены саблями калеными на поле незнаеме". Ассоциативно кровавые берега реки Немиги приобретают и кровавую реку, в которой плавают позолоченные шеломы соправителей Святослава Рюрика и Давыда. Они становятся продолжателями кровавых распрей. начатых Всеславом.
Мы имеем дело с явным осуждением действий Всеслава. Рюрика и Давыда. Кровавые берега Немиги в сочетании с кровавой рекой. возможен намек автора "Слова" на события 1180 г. (борьба за киевский стол между Рюриком и Святославом) в итоге приводят нас к пониманию литературного образа реки Каялы - реки кровавой. реки скорби, плача и смерти. Всеслав. Рюрик и Давыд - князья кровавые. несущие гибель и разрушение Руси.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 09 июл 2021, 08:00

краевед писал(а): Ассоциативно кровавые берега реки Немиги приобретают и кровавую реку, в которой плавают позолоченные шеломы соправителей Святослава Рюрика и Давыда. Они становятся продолжателями кровавых распрей. начатых Всеславом. Мы имеем дело с явным осуждением действий Всеслава. Рюрика и Давыда.

Это, уважаемый краевед, называется когнитивный диссонанс. В СПИ не только прадед жены Святослава осуждается, но, в первую очередь, основатель династии Ольговичей:

    Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрѣлы по земли сѣяше.

Позолоченные шеломы соправителей Рюрик с Давыдом получили после усобицы 1180, после битвы с половцами, приведённых на Русь Святославом и Игорем. Как эпизод 1180 года у Вас может «ассоциироваться» с Всеславом Полоцким (ум.1101)?

    Ярославе [Черниговский] и вси внуце Всеславли! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени: уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ, вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую
Кто в СПИ напрямую назван разжигателями усобиц? Дед Святослава и прадед его полоцкой жены. На чьей стороне Автор? Конечно, на стороне Мстиславичей, «не худа гнезда шестокрыльцев».
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 09 июл 2021, 22:58

А я считаю, уважаемый Лемурий, автор "Слова" ни на чьей стороне, осуждая как Ольговичей. так и Мстиславичей.
Осуждая за разжигание междоусобиц. которые разливались по русской земле кровавыми Каялами. Для Олега. основателя династии Ольговичей в "Слове" отведено свое место: "той бо Олегъ". Мстиславичи: "не худа гнезда шестокрильци", тем не менее эта фраза требует уточнения, т.к. существуют и другие толкования образа "шестокрильцев". Сравнение Мстиславичей с одними из представителей Божьего воинства можно истолковать и как святотатство, т.к. невозможно сравнивать Святое воинство с простыми смертными. даже если это лица княжеского происхождения. И сама фраза говорит о том. что речь идет не о защите всей Руси. а лишь своего гнезда, что возвращает нас снова к вопросу о княжеских распрях. Очень тонкий намек на то, что речь идет о желании безраздельной власти на Руси.
Спрашиваете, как эпизод кровавой битвы на Немиге, развязанной Всеславом (ум. 1101 г.) может ассоциироваться с борьбой за Киев в 1180 г.? Прежде всего следует ответить на вопрос, почему автор "Слова" делает экскурсы в прошлое Руси, наряду с описанием современных ему событий? Насколько я знаю, существует такой термин. как ретроспективная аналогия, с помощью которой автор рассматривает события современные ему делая эскурс в прошлое, подводя итог тому, что изменилось на Руси за период описываемых событий, в нашем случае от кровавых "брезей" Немиги времен Всеслава до плавающих по крови шлемов соправителей Святослава - Рюрике и Давыде. Вывод напрашивается один - ровным счетом ничего. Как разрывали Русь князья распрями во времена Всеслава, так и продолжают топить Русь в крови междоусобиц. Автор защитник своей земли, противник жестоких котор за обладание лишнего удела: "то мое а то мое же". Если сделать экскурс в историю, то окажется. что половцев на Русь приводили не только Ольговичи, но и Мономашичи, из рода которых были и Мстиславичи.
Шлемы Рюрика и Давыда плавающие по крови апофеоз их деятельности, а река Каяла в общем итоге может оказаться кровавой метафорической рекой символизирующей княжеские распри.
Стоит заметить, что и кровавые брези Немиги и плавающие по крови шлемы Рюрика и Давыда оказываются в русских землях, а кровавый пир для дружины Игоря был приготовлен в землях половецких. Игорь заплатил за поражение в половецкой земле кровавую дань Каяле кровью своих дружин, в то время как Всеслав, Рюрик и Давыд распрями залили кровью русскую землю и засеяли Русь "костьми рускихъ сыновъ".
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Родовые честь и слава

Сообщение Лемурий » 10 июл 2021, 06:40

На Немиге, уважаемый краевед, была усобица инициированная по мнению Автора «лютым зверем» Всеславом Полоцким. Рюрик же с Давыдом шеломы соправителей получили в битве с внешним врагом, приведённого на Русь в 1180 Святославом за что в «мутен сне» ему на лоно «Великий жемчуг» христианских душ погубленной дружины и отсыпают: « отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам . (Лк.6:38.)

В СПИ всё логично и взаимосвязано. Если в названии подчёркивается «Слово о плъку Игоря, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова», то, как помните, слава потомков на чести дедов строится, а Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрѣлы по земли сѣяше.

    «А. Н. Робинсон* предполагал, что речь может идти о мести за пленение Шарукана в 1068: если прадед Игоря, Святослав Ярославич, взял в плен Шарукана, деда Кончака, то плен Игоря был как бы местью за бесчестье деда. Сыновья и внуки продолжали политику отцов и дедов; внуки, согласно феод. воззрениям Киевской Руси, характеризовались по дедам; существовало представление о родовой чести и славе и о родовой мести. Ш. — родоначальник половецких эпич. героев фигурирует в С. наряду с Олегом Святославичем…»
    ---
    * Робинсон А. Н. 1) О закономерностях развития восточнославянского и европейского эпоса в раннефеодальный период // Слав. лит-ры. VII Междунар. съезд славистов. Варшава, август 1973 г. М., 1973. С. 195—196, 199—202, 204—205, 221, 223;
    2) Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья XI—XIII вв. Очерки литературно-исторической типологии. М., 1980. С. 257, 264—266, 270—271;
    ---
    ЭСПИ "Шарукан"

О какой «симпатии» к Ольговичам может идти речь, если Автор их деда обвиняет? В «совестных книгах» на Судный День разжигателям усобиц место в «пламенном рве» уготовлено:

    «Усобная же рать бываеть от сважения Дьявола. Богъ бо не хощеть зла вь человецехъ, но блага. А Дьяволъ радуеться злому убииству, кровопролитью, вьздвизая свары, зависти братоненавидения, клеветы...» (Ипат.1067)
А теперь вернёмся к Инъгварь и Всеволодъ, и вси три Мстиславичи, не худа гнѣзда шестокрилци! - кто был дедом Ингвара и Всеволода? Изяслав Мстиславич. Есть ли упоминание о нём в СПИ? Есть, причём в панегирической форме:

:arrow: Подвиг Изяслава Мстиславича в литовском походе 1132 года

сразу идущий следом за призывам к шестокрыльцам, охранителям Престола Господня. Заметьте, в иносказательном ретроспективном повествовании об Изяславе Мстиславиче он назван ни как сын Мстислава, а как продолжатель дела «старого» Владимира и Владимира Мономаха у обоих крёстное имя Василько. Именно по ДЕДАМ честь и слава внуков строилась.

притрепа славу дѣду своему Всеславу, а самъ подъ чрълеными щиты на кровавѣ травѣ притрепанъ литовскыми мечи

«Дедом» Всеслав Полоцкий был Изяславу Мстиславичу по его родной сестре Ксении, вышедшей замуж за лагожского Брячислава Давыдовича. В походе на Полоцкое княжество 1131 года Изяслав Мстиславич взял в плен "брата" своего Брячислава, этим и притрепал «славу» деду Брячислава Всеславу Полоцкому.

    «посла князь Мстиславъ братию свою на кривичи ... И сына своего Изяслава ис Курска съ своим полком посла на Лагожескъ... Изяслав же перестряпавъ 2 дни у Логожска и иде ко Зяславлю, къ стрыема своима, водя с собою Брячеслава, брата своего (в рукописи вычеркнуто), зятя своего, иже пошол ко отцю своему, и бывъ посредих путей, устрашивъся, и не поиде ни онамо, ни семо, и иде к шюрину своему в руце...»(Радз. 1127)

Изображение
M.371 (Радз.1127): Пленение Изяславом Мстиславичем (брата) зятя своего Брячислава (кот, поймавший мышь)

P.S. В заключении хотелось бы напомнить КТО из известных писателей XII века обращал внимание на родовые связи:

    «Климентъ же митрополитъ Кiевскiй и всеа Руси возбраняша имъ и запрѣщаше глаголя: "не сотворите убо сице, еже убити инока Игоря, бывшаго великого князя сего же града Кiева, сына Олгова, внука Святославля, правнука Ярославля, праправнука великого Владимера..."»(Никон. 1147)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 13 июл 2021, 23:58

Уважаемый Лемурий, Вы пишите, что: "Рюрик с Давыдом шеломы соправителей получили в битве с внешним врагом". Если речь идет о том, что Ольговичи привели с собой на битву за Киев половецкое войско, то в этом случае половцев никак нельзя назвать внешним врагом. т.к. они действовали в составе войска, выставленного ольговичами на битву и являлись боевой единицей Ольговичей.
Совершенно непонятным является решение Рюрика оставить киевское княжение Святославу. т.к. это было главной задачей обоих княжеских династий. Разбив в пух и прах сводное войско Ольговичей Рюрик вдруг решает отдать киевское княжение проигравшей стороне: " и размысливъ с моужи своими оугадавъ бе бо Святославъ стареи леты и оурядився с нимъ съступи ему старьшинства и Киева а собе возя всю Роускоую землю".
А, что до битвы Рюрик не знал, что Святослав имел полное право по старшинству владеть Киевом? Конечно, же знал.
Следовательно, битва организованная Рюриком за Киев оказывается ненужным кровопролитием, т.к. плодами победы с помощью того же Рюрика воспользовался потерпевший поражение Святослав. Поэтому и напоминает автор "Слова" Рюрику о плавающих по крови своих же воинов, раненых саблями половеими, шеломов соправителей Святослава. Святослав оказывается с золотым шеломом Великого князя Киевского. а Рюцкрик с Давыдом довольствуются позолоченными. Речь идет о напрасных жертвах.
О Изяславе Мстиславиче и Изяславе Васильковиче. Не так уж и радужно выглядят обстоятельства похода на Литву Из. Мст., как Вы описываете. В той битве почти полностью погиб киевский полк. набранный из киевлян - ремесленников. Чтоб как то усмирить жителей Подола Мстислав пообещал в память о погибших возвести Церковь Богородици Пирогощеи, которая была окончена в 1136 г. Возможно, и посещение Игорем после побега Церкви Богородицы Пирогощеи может быть связана с поминовением Игорем своего полка, погибшего на Каяле.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 169