Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте , краевед и corvin.
Направляю Вас обсудить тему Бояна , так Вы сморите на новые ворота . Обидно даже .
Уважаемая Татьяна, возможно Вы и правы в том, что как автор открытой темы посвящяя ее творчеству Бояна упрекаете нас в том. что мы обсуждаем в теме иные вопросы. связанные с изучением СПИ, т.к. для этого существуют другие темы. более подходящие для обсуждения вопросов о том, что собой представляли "ворота в Русь". Могу согласиться с Вами, что упоминание неких ворот в Русь говорит об ослаблении границ древней Руси, в которую ринулись после поражения Игоря половцы. Скорее всего речь идет об образности фразы, символизирующей открытые незащищенные границы юго- восточной Руси. оставшиеся без защиты после поражения Игоря.
Как Вы пишите: "Загородите полю ворота своими острыми стрелами" имеет иносказательный смысл, направленный на изгнание половцев из Руси. В этом с Вами можно согласиться, тем не менее СПИ произведение, в котором нет ничего лишнего и каждая фраза может иметь под час несколько смыслов. Ведь мог Автор написать: "загородите полю ворота своими острыми мечи", почему же именно он говорит о стрелах? Думаю. что здесь скрывается не только иносказательный смысл, но и ирония. Ведь обращение адресовано в первую очередь к Мстиславичам, а еще точнее к Мономашичам. Как же связаны стрелы с Мономашичами в борьбе против половцев?
Вспомним события 1096 г., когда половцы пришли на Русь. но предложили заключить мир. Китан и Итларь в результате погибли от русского гостеприимства. Особенно показательна смерть Итларя, которого в Переяславле убили стрелой, пущенной через окошко горницы. Стрела то, наверное тоже была острая. Думаю, острая ирония.
Призывать Мономашичей к защите русских земель, напоминая при этом как не следует бороться с половцами. помоему высший пилотаж древнерусского автора.
По поводу творчества Бояна у меня сложилось мнение. что автор СПИ, хогть и заявляет в начале произведения. что будет писать: "не по замышлению Бояню". тем не менее большую часть призведения наследует манеру Бояна.
Боян творил. когда в Руси еще были достаточно сильны языческие устои в вере. Творчество Бояна могло носить в себе достаточно сильное влияние языческой веры. Как показывает А.Ужанков. Игорь как грешник проигнорировавший Божье знамение затмение солнца попадает во тьму языческих сил и терпит поражение в результате Божьего гнева. Только после фразы: "Богъ путь кажетъ" Игорь прощен Богом и Господь помогает князю с помощью половца Лавора избавится от плена, совершив побег. Создается впечатление. что до фразы: "Богъ путь кажетъ" автор пишет свою песню: "по Бояню замышлению", т.к. в этой части присутствует сильный языческий элемент, который был еще достаточно силен во времена Бояна. а после вышеприведенной фразы произведение уже звучит: "не по замышлению Бояню", да и сам стиль изложения на мой взгляд имеет несколько другое звучание, нежели предыдущий.