Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 22 дек 2021, 09:24

В этой фразе про усобицы внуки Даждь-Божа представлены пострадавшими. Виноваты в усобицах князья. У Автора быть внуком Даждь-Божа или Велеса не означает быть грешником.
Все метафоры, посвящённые Бояну, встречаются в церковной литературе, посвящённой гимнографам:
«Мысленное древо», «вещие персты», «живые струны», «10-струнные гусли», «славий», «ущекоталъ скача», «рыскать на горы» - все эти метафоры употреблялись в отношении Давида Псалмотворца и Романа Сладкопевца.

Это дерево встречается еще в скандинавских сагах.
Рыскать не на горы, а в тропу Трояню, т.е. идти троянской стезей, подражая Гомеру.
Удивительно, что слово соловей имеет, оказывается, религиозный подтекст. Ну и т.д.
Сперва через днепровские пороги близ Канева, раз их надо было охранять, чтобы купцы Залозника были в безопасности, потом, вполне вероятно, Сула, но более вероятно, Псел к истоку, оттуда на «колех» - малое расстояние - до истока Донца.

Никаких порогов на отрезке Киев Псел на Днепре нет. У вас есть какие-нибудь обоснования, что существовал волок Псел-Донец?
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 23 дек 2021, 00:20

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):Относительно фразы: "Закройте полю ворота" неоднократно указывал на существование Перекопского вала вблизи пгт.Валки Харьковской обл. расположенного в истоках рек Коломак и Мжа (Мож) между совр. селами Перекоп и Всокополье упоминаемого в Книге Большому Чертежу.

Уважаемый краевед, только заметил Ваше сообщение. Каким образом Перекопский вал на Переяславль (3 дня пути) влияет? А по контексту причина "загородить полю ворота" УЖЕ БО не текут через Сулу среброносные струи торговых путей. Посмотрите по карте где Перекопский вал, где Сула и где Переяславль.

краевед писал(а):Вполне возможно, что в СПИ этот оборонительный комплекс, состоящий из рва и вала мог упоминаться под именем Шеломяни.

Кудряшов 1948:66 уже показывал, что Шеломя - это гора Кременец близ Изюмского перевоза.


Прежде всего, уважаемый Лемурий, стоит учесть предполагаемые районы битвы с половцами. Среди версий Орельский вариант остается одним из накиболее вероятных. причем в основном рассматриваются как наиболее приемлимые места битв в истоках Орели. Открытие Игорем "ворот" на Русскую землю можно было бы списать на образность фразы. если бы она была произнесена Святославом Киевским со страниц СПИ, но мы находим эту фразу не в поэтическом произведении, а в Киевском летописном своде. входящем в состав Ипатьевской летописи: "не воздержавше оуности отвориша ворота на Роусьскую землю". Исходя из этого можно сделать вывод, что "ворота" на Русь могут иметь определенную географическую локализацию на местности как некий рубеж между землями Руси и половцев. который перестал выполнять оборонительную функцию, перестав быть препятствием для половцев в связи с разгромом Игоря. С древнейших времен известен Коломацкий шлях. который пересекался с Муравским именно у Перекопского вала. Можно предположить, что места боев с половцами произошли невдалеке от Перекопского вала, который был насыпан между рек Коломак и Мжа (Можь).
Перекопский ров с валом выполняли имел явно искуственное происхождение и в сочетании с естественными преградами. которыми являлись реки Коломак и Можь составлял древний оборонительный комплекс. который функционировал еще в скифское время. Своим поражением Игорь и открыл путь половцам в Русь, вторгнувшимися в русские земли через междуречье Коломака и Мжи. Именно в связи с поражением Игоря были открыты ворота для половцев в Русь. География местности у Перекопского рва с валом очень точно соответствует летописной фразе об открытии ворот для половецкого вторжения в Русь. Вполне возможно, в древности эта местность могла носить название "ворота в Русь" и хорошо известной и не требовала дополнительных пояснений.
Пока гипотеза о том, что в древности Изюмский курган мог носить название Шеломяни остается только гипотезой, причем в устах приверженцев версии похода Игоря на Кончака в составе их аргументации своих предположений. Стоит обратить внимание и на другие версии локализации Шоломяни на местности, в частности на исследования а.В.Соловьева. который согласно ЭСПИ: "выдвигает интересный тезис согласно которому первоначально в "С". читалась архаичесая форма "за Соломянемъ", т.е. за пограничным валом".
Итак, пограничный вал. В этом случае наиболее оправданным выглядит предположение, что в качестве Соломяни (Шеломяни) в СПИ упоминается оборонительный комплекс, известный нам как Перекопский вал.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 23 дек 2021, 15:52

corvin писал(а):В этой фразе про усобицы внуки Даждь-Божа представлены пострадавшими. Виноваты в усобицах князья.

Неважно кто подстрекал к братоубийству, отходят от заповедей Господних все участники усобицы.

corvin писал(а):У Автора быть внуком Даждь-Божа или Велеса не означает быть грешником.

Климент Смолятич в ПКС как и Иларион Киевский в СЗБ не осуждают языческие времена, а считают их более правильным этапом развития, чем у иудеев, которые приняли при Моисее Закон, а когда пришла Благодать христианства отринули её, оставшись в Законе.

corvin писал(а): Это дерево встречается еще в скандинавских сагах.
Рыскать не на горы, а в тропу Трояню, т.е. идти троянской стезей, подражая Гомеру.
Удивительно, что слово соловей имеет, оказывается, религиозный подтекст. Ну и т.д.

Мировое древо и »мысленное древо» разные эпитеты имеют, а, следовательно, и значения. Больше всего «мысленного» в Минее 1095-1097, там же и именование Романа Сладкопевца «славием» (1 окт.), там же им именование гимнографа Козмы Маиумского «песнотворцем» (12 окт.).

corvin писал(а): Никаких порогов на отрезке Киев Псел на Днепре нет. У вас есть какие-нибудь обоснования, что существовал волок Псел-Донец?

Может сейчас и нет, а раньше эти днепровские пороги близ Канева БЫЛИ:

    «Ростислав [Мстиславич] обнаруживал похвальную заботливость о безопасности такого важного торгового пути, как Днепровский, по которому ходили в Киев гречники и залозники; под именем первых разумелись купцы, привозившие товары из Византии, а под вторыми те, которые торговали с Тавридою и Приазовскими краями. Когда умножались на Руси смуты и междоусобия, то Половцы обыкновенно пользовались этим временем, чтобы нападать на торговые караваны именно у Днепровских порогов, где купцы должны были выгружаться и обходить пороги берегом. По летописи известны два случая заботливости Ростислава о защите этих караванов от половцев. В 1167 году он посылал своего боярина Владислава Ляха с дружиною; под ее защитою гречники благополучно прошли опасные места и прибыли в Киев. А весною следующего 1168 года великий князь посылал для той же цели уже большое ополчение соединенных князей. Это ополчение, однако, не пошло в степи, чтобы разгромить варваров в их собственных вежах; оно только угрожало им и все время простояло у Канева, пока гречники и залозники благополучно поднялись вверх по Днепру…»
    ——
    Иловайский Д.И. История России. Том 1. Часть 1. Киевский период, гл.IV
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24154
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 24 дек 2021, 00:03

Днепро́вские поро́ги — выходы коренных горных гранитных пород в русле Днепра, между Днепропетровском и Запорожьем, затруднявшие судоходство по реке.

Посмотрите где впадение Псела в Днепр, а где Днепр(опетровск).
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 24 дек 2021, 01:02

Днепровские пороги локализовались на участке городов Днепр (бывший Днепропетровск) - Запорожье. В связи со строительством Днепрогесса были затоплены. Сведений о том. что выше по течению в древности существовали пороги выше по течению Днепра на сколько мне известно, нет.
Нельзя исключать вариантов использования притоков Днепра в качестве водных торговых артерий. В этом случае можно рассматривать как вариант водного торгового пути по Ворскле, поднимаясь вверх по течению, затем по реке Коломак, ее левому притоку шел параллельно торговому Коломацкому шляху с выходом в верховья Коломака волоком товары могли перетягиваться в реку Можь - правому притоку Сев. Донца и далее по Донцу.
Иногда задумываюсь, не был ли Перекопский ров в древности быть заполнен водой? В этом случае он мог выполнять не только оборонительную функцию, но и быть своеобразным древним водным каналом. соединяющим реки Коломак и Можь. Если предположить, что битвы с половцами произошли невдалеке от Перекопского рва, то этот ров. заполненный водой можно сблизить с неуловимой рекой Каялой, в которую князь Игорь: "погрузи жиръ". Может потому и до сих пор так и не найдена река Каяла, т.к. автор СПИ имел ввиду именно Перекопский ров под Каялой, скрыв упоминание о Перекопском рве под именем реки Каялы.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 24 дек 2021, 08:17

краевед писал(а): в Киевском летописном своде. входящем в состав Ипатьевской летописи: "не воздержавше оуности отвориша ворота на Роусьскую землю". Исходя из этого можно сделать вывод, что "ворота" на Русь могут иметь определенную географическую локализацию на местности как некий рубеж между землями Руси и половцев.

Прежде всего, уважаемый краевед, определитесь что такое "Русская земля". Именно Киевскую волость, которой владел с 1180 Рюрик называли Русской землёй в узком понимании. Канев тоже входил в состав Киевского княжества:

    «Канев, или Канов, впервые упомянут в 1149 г., происхождение его названия не ясно. Не является ли оно производным от кан или хан и не получил ли город своё название от перевоза через Днепр, который существовал у этого города. В таком случае мы имели бы Канов, т. е. ханский перевоз, откуда получил своё название город. Характер передового пункта, откуда русские князья совершали походы в степь или где они поджидали половцев, ярко выступает в летописных известиях о Каневе, который мог иметь некоторое торговое значение, поскольку купцы «гречники» и «залозники» чувствовали себя в безопасности только по миновании этого пункта 2). Канев наследовал значение Родни, место которой определяют на территории Княжой горы, при впадении Роси в Днепр; высказывались, впрочем, предположения, что Княжая гора и была первоначальным местом, где стоял Канев 3)…»
    ----
    2) Ипат. лет., стр. 267, 361.
    3) Михайло Грушевський, Iсторiя Украiни-Руси, т. II, У Львовi 1905, стр. 284-286.
    ----
    Тихомиров М.Н. Древнерусские города
См. выше про «Змиевы валы» близ Канева и Переяславля. Они имели вид ограды с воротами ств.
Пороги у Канева точно были, это по летописи прослеживается, стояли у Канева, пока не прошли купцы «Гречника» и «Залозника» повторяется много раз.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24154
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 24 дек 2021, 10:25

Здравствуйте , краевед и corvin.
Ворота – проезд или проход внутрь за ограду, закрываемый широкими створками .Государства ограждали границами, проходившими по рекам и горам , естественным преградам . Воротами у границ называли брод на реках или узкий проход в горах.
«подперъ горы Угорскыи
своими железными плъки,
заступивъ королеви путь,
затворивъ Дунаю ворота,» выставив возле брода воинов . А еще лучшая защита - это нападение «Грозы твоя по землямъ текутъ…»
«В год 992 пришли печенеги по той стороне Днепра от Сулы… Владимир встретил их на Трубеже у брода … и заложил город у брода того и назвал Переяславль.» ( Повесть временных лет …) Той же дорогой , по которой ходили печенеги пришли и половцы
«Уже бо Сула не течетъ сребреными струями
къ граду Переяславлю..»
«Загородите полю ворота
своими острыми стрелами» имеет иносказательный смысл, так говорят о том , что присутствие половцев не желательно и что их надо выпроводить . Загородите ворота , от ворот поворот- первоначально означало отказ в сватовстве (сваты попоиша, а сами полегоша
за землю Рускую.)( Свадебные обряды в «Слове…»)
Направляю Вас обсудить тему Бояна , так Вы сморите на новые ворота . Обидно даже .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 24 дек 2021, 23:39

Уважаемый Лемурий, "ворота" в Русскую землю, даже если это название трактовать в узком понимании Игорь открыл не где - то под Киевом, а потерпев поражение в половецкой земле. Именно там и были открыты "ворота" половецкого вторжения в Русь. Возможно, это просто устойчивый фразеологизм, характеризущий состояние дел. в данном случае определяющий последствия поражения Игоря для Русии не имеющий привязки к географическим реалиям. но не исключено, что в основе фразы "открыть ворота в Русь" может лежать и географическая локализация неких ворот, минуя которые половцы вторглись в Русь. "Змиевы валы" это система древних оборонительных сооружений, которые были использованы в качестве оборонительных сооружений и в древнерусское время. Даже если они имели проходы в валах, нечто в качестве проездных ворот, то это недостаточно для идентификации их с летописной фразой "отвориша ворота на Роусьскую землю". опять же, Игорь отворил ворота половцам в Русь своим поражением. Считаю. что Русская земля в данном случае рассматривается не в узком. а широком понимании как земля населенная русским народом в противовес земле половецкой. К тому же Святослав произнес фразу об открытых воротах в Русь. когда из половец прибежал Беловод Просович, поведая о поражении Игоря, что может говорить больше о иносказательности фразы больше. нежели о привязке к определенной географической области.
Упоминание о купцах, которых ждали у Канева русские дружины скорее говорит о том. что ожидание их было связано больше с охраной от половцев или разбойников прибывших с Гречника и Залозника, нежели о проведении их через днепровские пороги. Насколько я знаю о существовании порогов у Канева в древнерусских текстах не упоминается.
Последний раз редактировалось краевед 25 дек 2021, 00:57, всего редактировалось 1 раз.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 25 дек 2021, 00:56

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте , краевед и corvin.
Направляю Вас обсудить тему Бояна , так Вы сморите на новые ворота . Обидно даже .


Уважаемая Татьяна, возможно Вы и правы в том, что как автор открытой темы посвящяя ее творчеству Бояна упрекаете нас в том. что мы обсуждаем в теме иные вопросы. связанные с изучением СПИ, т.к. для этого существуют другие темы. более подходящие для обсуждения вопросов о том, что собой представляли "ворота в Русь". Могу согласиться с Вами, что упоминание неких ворот в Русь говорит об ослаблении границ древней Руси, в которую ринулись после поражения Игоря половцы. Скорее всего речь идет об образности фразы, символизирующей открытые незащищенные границы юго- восточной Руси. оставшиеся без защиты после поражения Игоря.
Как Вы пишите: "Загородите полю ворота своими острыми стрелами" имеет иносказательный смысл, направленный на изгнание половцев из Руси. В этом с Вами можно согласиться, тем не менее СПИ произведение, в котором нет ничего лишнего и каждая фраза может иметь под час несколько смыслов. Ведь мог Автор написать: "загородите полю ворота своими острыми мечи", почему же именно он говорит о стрелах? Думаю. что здесь скрывается не только иносказательный смысл, но и ирония. Ведь обращение адресовано в первую очередь к Мстиславичам, а еще точнее к Мономашичам. Как же связаны стрелы с Мономашичами в борьбе против половцев?
Вспомним события 1096 г., когда половцы пришли на Русь. но предложили заключить мир. Китан и Итларь в результате погибли от русского гостеприимства. Особенно показательна смерть Итларя, которого в Переяславле убили стрелой, пущенной через окошко горницы. Стрела то, наверное тоже была острая. Думаю, острая ирония.
Призывать Мономашичей к защите русских земель, напоминая при этом как не следует бороться с половцами. помоему высший пилотаж древнерусского автора.
По поводу творчества Бояна у меня сложилось мнение. что автор СПИ, хогть и заявляет в начале произведения. что будет писать: "не по замышлению Бояню". тем не менее большую часть призведения наследует манеру Бояна.
Боян творил. когда в Руси еще были достаточно сильны языческие устои в вере. Творчество Бояна могло носить в себе достаточно сильное влияние языческой веры. Как показывает А.Ужанков. Игорь как грешник проигнорировавший Божье знамение затмение солнца попадает во тьму языческих сил и терпит поражение в результате Божьего гнева. Только после фразы: "Богъ путь кажетъ" Игорь прощен Богом и Господь помогает князю с помощью половца Лавора избавится от плена, совершив побег. Создается впечатление. что до фразы: "Богъ путь кажетъ" автор пишет свою песню: "по Бояню замышлению", т.к. в этой части присутствует сильный языческий элемент, который был еще достаточно силен во времена Бояна. а после вышеприведенной фразы произведение уже звучит: "не по замышлению Бояню", да и сам стиль изложения на мой взгляд имеет несколько другое звучание, нежели предыдущий.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 25 дек 2021, 02:35

Хоть и не мне позволю себе прокомментировать:
говорит об ослаблении границ древней Руси, в которую ринулись после поражения Игоря половцы

Обращаю внимание, что в СПИ говориться не только о половцах, но и о прибалтах:
Уже бо Сула не течетъ сребреными струями къ граду Переяславлю, и Двина болотомъ течетъ онымъ грознымъ полочаномъ подъ кликомъ поганыхъ.

Ведь мог Автор написать: "загородите полю ворота своими острыми мечи", почему же именно он говорит о стрелах?

Стрелы более соответствуют образу обороняющихся защищенных крепостной стеной.
По поводу творчества Бояна у меня сложилось мнение. что автор СПИ, хогть и заявляет в начале произведения.
что будет писать: "не по замышлению Бояню". тем не менее большую часть призведения наследует манеру Бояна.

Манера (стиль) и замышление это несколько разное. Под замышлением Бояна подразумевается его намерение славить князей не считаясь с исторической правдой. Автор в противоположность этому придерживается критического подхода. По форме (по стилю) СПИ сделано как героическая воинская повесть, о чем Автор сообщает риторическим вопросом в 1-ой строке. Т.е. по форме СПИ и песни Бояна совпадают.
Боян творил. когда в Руси еще были достаточно сильны языческие устои в вере. Творчество Бояна могло носить в себе достаточно сильное влияние языческой веры.

Вряд ли в СПИ речь идет именно о вере. Скорее речь о мифологии. Боян связан с древнерусской мифологией как Гомер, с которым Автор Бояна сранивает, связан с древнегреческой.
Как показывает А.Ужанков. Игорь как грешник проигнорировавший Божье знамение затмение солнца попадает во тьму языческих сил и терпит поражение в результате Божьего гнева.

Ужанков видит в СПИ аналогию книги Иеремии. Но почему-то не замечает того парадокса, что в некоторых местах СПИ ближе к Иеремии, чем к реальности конца 12-го века.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 25 дек 2021, 11:53

Тоже позволю сперва ответить на чужой пост, раз речь коснулась чести Мстиславичей.
краевед писал(а):Особенно показательна смерть Итларя, которого в Переяславле убили стрелой, пущенной через окошко горницы. Стрела то, наверное тоже была острая. Думаю, острая ирония.
Призывать Мономашичей к защите русских земель, напоминая при этом как не следует бороться с половцами. по-моему высший пилотаж древнерусского автора.

Про убийц Итларя, уважаемый краевед, в СПИ есть инверсия, но не здесь: год назад уже разбирали.

Изображение
""Влез же на избу и прокопавше верх, и тако Олбег Ратиборич, приим лук свой, и наложи стрелу, и удари Итларя в сердце, и дружину его всю избиша..."(Радз.1096)

Такая трактовка полностью укладывается в контекст сборного войска Ярослава Черниговского.

    "А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего Ярослава, съ черниговьскими былями, съ могуты, и съ татраны, и съ шельбиры, и съ топчакы, и съ ревугы, и съ ольберы. Тіи бо бес щитовь, съ засапожникы, кликомъ плъкы побѣждаютъ, звонячи въ прадѣднюю славу..."
    ---
    А уже не вижу власти сильного и богатого, и многовойного брата моего Ярослава, с черниговскими старцами (тюрк.), с (разбойниками) Могутами, и с (перебежчиками) Татранами, и с (бичами) Шельбирами, и с (толстопузами) Топчаками, и с (мужами-быками) Ревугами, и с (коварными убийцами) Ольберами. Те ведь без щитов, с засапожными ножами, кликом полки побеждают, звеня прадедовой славой.
Кто коварно убил Итларя? Сын Ратибора. Это его потомки живут в бесчестии деда. По СПИ подобные убийцы в стане Ольговичей, но не Мстиславичей.

Почему именно стрелами тоже понятно. На купцов нападало не регулярное войско, а лихой люд, уклоняющийся от прямых столкновений. Поэтому и стрелами отогнать от днепровских порогов половецких татей.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24154
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 25 дек 2021, 12:35

Zinchenko_tanya писал(а):Псалмы имеют назидатедьное, нравственное и богословское наполнение. « В словах этой книги измеряна и объята вся человеческая жизнь, все состояние души, все движения мысли» (растекашется мыслию по древу). Псалтирь была книгой для обучения грамоте на Древней Руси .

Здесь правильно пишите, Татьяна, в Псалтири найдёте восхваление Господа на гуслях 10-струнных, а толковании святителей на Пс.: каждая струна этих гуслей - заповедь Господняя. С Давидом связаны и «живые струны» и «ущекоталъ скача», когда Давид радовался возвращению киота с 10 заповедями.
Как для мирян был Псалтырь, так для клириков XII века были Служебные минеи 1095-1097, где найдёте остальные «мысленные» метафоры, там же под 12 Окт песнотвореца Козму - гимнографа Косму Маюмского.

Итак: источниками метафор к описанию деятельности Бояна служат: Псалтирь, толкование на Пс. святителей Церкви, служебные минеи 1095-1097.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24154
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 25 дек 2021, 13:12

Здравствуйте , Краевед! Краевед ,Вы пишите : «открытые незащищенные границы юго- восточной Руси. оставшиеся без защиты после поражения Игоря.»
А кто еще остался без защиты ,после поражения Игоря?
В это же время Владимир Ярославич Галицкий, шурин Игорев, находился у Игоря, так как был изгнан отцом своим из Галича. Тот Владимир прежде всего отправился во Владимир к Роману, но Роман, боясь его отца, не разрешил ему поселиться у себя. Оттуда направился к Ингварю в Дорогобуж, и тот, из страха перед отцом его, не принял Владимира. И он оттуда поехал в Туров, к Святополку, и тот также не пустил его, к Давиду в Смоленск — и Давыд его не пустил, в Суздаль к Всеволоду, дяде своему, но и там Владимир Галицкий не обрел покоя и пришел в Путивль, к зятю своему Игорю Святославичу. Тот же встретил его радушно и с честью великою и два года держал у себя, а на третий год примирил его с отцом и послал с ним сына своего, зятя Рюрикова, Святослава "(Летопись)
1)в Суздаль к Всеволоду, дяде своему, но и там Владимир Галицкий не обрел покоя
«Великый княже Всеволоде!
Не мыслию ти прелетети издалеча,
отня злата стола поблюсти?»
2). , к Давиду в Смоленск — и Давыд его не пустил,
«Ты, буй Рюриче, и Давыде!
Не ваю ли вои
злачеными шеломы по крови плаваша?
Не ваю ли храбрая дружина
рыкаютъ, акы тури,
ранены саблями калеными
на поле незнаеме?»
3) В это же время Владимир Ярославич Галицкий, шурин Игорев, находился у Игоря, так как был изгнан отцом своим из Галича
«Галичкы Осмомысле Ярославе!
Высоко седиши
на своемъ златокованнемъ столе,»
4) Оттуда направился к Ингварю в Дорогобуж, и тот, из страха перед отцом его, не принял Владимира.
«Инъгварь и Всеволодъ,
и вси три Мстиславичи,
не худа гнезда шестокрилци!
Не победными жребии
собе власти расхытисте!»
5) Владимир Галицкий не обрел покоя и пришел в Путивль, к зятю своему Игорю Святославичу. Тот же встретил его радушно и с честью великою…
«Вступита, господина, въ злат стремень
за обиду сего времени,
за землю Рускую,
за раны Игоревы,
буего Святъславлича!»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 25 дек 2021, 13:46

corvin писал(а):Обращаю внимание, что в СПИ говориться не только о половцах, но и о прибалтах:
Уже бо Сула не течетъ сребреными струями къ граду Переяславлю, и Двина болотомъ течетъ онымъ грознымъ полочаномъ подъ кликомъ поганыхъ.

Обращаю внимание, что речь идёт о РЕКАХ по которым проходили торговые пути и языческих народах, которые эти реки окружают. Переводя на современный:

    «незабываемое приключение: за 3600 долларов (завтрак включен) - 8 суток морского круиза у берегов Сомали, причем атака пиратов тоже включена.

    - Мы гарантируем по крайней мере две попытки нападения, - сообщают на сайте http://www.somalicruises.com организаторы военно-морского круиза. - Поплывем на скорости 5 узлов (9 км/ч) в пределах 12 миль от побережья. Если пираты вдруг не нападут, то повернем обратно и еще снизим скорость... »

    —-
    https://rg.ru/2009/06/04/somali.html

corvin писал(а):Стрелы более соответствуют образу обороняющихся защищенных крепостной стеной.

Что это за мегаполис такой, который вместил бы все полки князей, к которым обращается Автор СПИ? Речь идёт о защите, но не в ближнем бою, а на расстоянии - разбойников отогнать от торговых путей, идущих по Двине и Суле.

corvin писал(а):Манера (стиль) и замышление это несколько разное. Под замышлением Бояна подразумевается его намерение славить князей не считаясь с исторической правдой. Автор в противоположность этому придерживается критического подхода. По форме (по стилю) СПИ сделано как героическая воинская повесть, о чем Автор сообщает риторическим вопросом в 1-ой строке. Т.е. по форме СПИ и песни Бояна совпадают.

«Изюм» в том, что Боян писал о временах, о которых «историческая правда» не зафиксирована и давно позабыта, поэтому и назван «вещим» = знающим то, что другим неведомо.

corvin писал(а):Вряд ли в СПИ речь идет именно о вере. Скорее речь о мифологии. Боян связан с древнерусской мифологией как Гомер, с которым Автор Бояна сранивает, связан с древнегреческой.

На Украине и сейчас каждый отец трёх сыновей Троян, это вовсе не значит, что они все с Гомером связаны.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24154
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 25 дек 2021, 23:18

Обращаю внимание, что наличие торгового пути по Суле не установлено.
Что это за мегаполис такой, который вместил бы все полки князей, к которым обращается Автор СПИ?

Что это за ворота такие, чтобы отгородиться ими ото всего поля?
В СПИ имеется множество аллюзий троянской истории.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 124