краевед писал(а):1. И "замышления" Бояна и автора СПИ относятся к одному и тму же жанру литературного произведения - ратным повестям. Об одном и том же поют и Боян и автор СПИ - о боевых походах князей. Боян воспевал походы 11 в.. а Автор СПИ 12 в. Только вот подходы к изложению событий у Бояна и автора СПИ оказываются разные. Боян в любом случае спел бы хвалу князю. а автор СПИ отказываясь от этого хочет донести читателю правдивую историю похода Игоря без прикрас: "по былинамъ сего времени".
1. Именно так, уважаемый краевед, оба и Боян и Автор имеют прямое отношение к "трудным повестям" временных лет, в которых в конце жизни князей писались их "славы": панегирики - благочестивым, без прикрас - греховодникам, кому составители "совестных книг" Судным днём грозили, как Боян Всеславу Полоцкому, Автор же относится к этой же братии, поскольку считает себя "внуком" (=последователем) Бояна + НЫ в первой строке.
краевед писал(а): 2. Даже если считать Бояна Никоном. то мы не знаем всего его жизненного пути. вполне возможно, на заре своей юности Боян (Никон) мог застать и время язычества, став впоследствии ревностным христианином. и сподвижником христианской веры. В этом случае речь может идти не о разных путях прихода Бояна и Игоря к Христу. а об одном и том же пути - от язычества к христианству, т.е. тому пути по которому к христианству пришла и Русь, с той лишь разницей, что Боян прошел путь: язычество - христианство. а игорь как православный князь прошел путь: православие - язычество - христианство. Игорь совершив греховные действия и осознав их покаялся и Бог простил его. После покаяния листья его древа перестали быть бесплодной смоковницы.
В любом случае сравнение покаяния Игоря и принятия им пострига неуместно сравнивать с И.Грозным. Во первых, при И.Грозном были другие времена и другая политическая обстановка. Разрушив город Глебов Игорь мстил Владимиру Глебовичу за разрушение своих земель. В случае с Иваном Грозным, тот бесчинствовал в своих землях, жестоко расправляясь с неугодными ему. не гнушаясь даже наказывать духовных лиц.
Ближе к времени Игоря пример с пострижением в монахи Рюрика Романом, который впоследствии узнав. что Роман погиб вернулся к мирской жизни. Разве можно заставить дьявола служить Богу?
2. Боян - песнотворец старого времени Ярослава Мудрого - Олега Гориславича, это христианский период. Никон (ум.1088) - этот же период. Его дед жил в язычестве, поэтому он внук по времени жизни. В данном случае речь о христианах периода Устава ВКЦ (до 1060-х), использующих языческие лады, именуемые «тропами».
Совершил Игорь постриг к концу жизни или нет от этого его «мысленное древо» плодами трудов и подвигов не приросло. Вы же сами читали его немногословный некролог: Преставился (точка) и то в какой-то «провинциальной» летописи, найденной Татищевым.
краевед писал(а):3. Сам Б.И.Яценко считал. что обе даты выхода Игоря в поход имели литературное происхождение. Дата 13 апреля в Х.С. могла появиться в летописи. как намек на испытание Игоря, вышедшего в поход. заранее зная о своем поражении, но продолжевшего его, т.к. он считал. что его поход имееет Богоугодные цели защиты Руси от внешних врагов, поэтому он вышел в поход в предверии входа Господня в Иерусалим, который в 1185 г. соотвествовал 14 апреля. считая свой поход искупительным перед Богом за Глебов.
Дата 23 апреля. вторник наоборот тендециозна по отношению к Игорю, т.к. выходя в поход игорь надеялся на помощь Святого Георгия, но совершив большой грех. разрушив город глебов и погубив его христианское население, Игорь ещё больше усугубил свой грех, выйдя в поход в пасхальные дни. считая поход Игоря неугодным Богу и даже Святой Георгий не помог Игорю в походе. т.к. Игорь прогневил Господа.
3. Вообще-то, всю неделю после Пасхи 21.05.1185 (вс) выступать в поход был большой грех. Искупительным поход был бы оборонительный, а его поход был грабительский, прямое нарушение 8-й и 10-й заповедей Господних.
краевед писал(а): 4. Во многих фразах СПИ можно заметить двусмысленность сказанного автором. думаю не исключение и фраза о Рюрике и Давыде. бунчуки знамен которых развиваются в разные стороны, т.к. дьявол приветливо машет им хвостом.
4. Просто Автор пишет, действия братьев несогласованы.
краевед писал(а): 5. Элементы текста из "совестных книг" могли проникать в летописные источники или после смерти князя или же с его согласия. Интересно. были ли случаи нахождения в княжеских захоронениях какие либо книги. которые можно было бы назвать "совестными" как сопровождающие князя на пути к Богу или же они хранились в княжеских архивах дожидаясь Страшного Суда?
5. «Совестные книги» - это панегирики в «трудных повестях», как пример см.
Повесть об убиении Андрея Боголюбского (Ипат.1175)»: «
Сы благовѣрныи и христолюбивыи князь Аньдрѣи от млады верьсты Христа возлюбивъ и прѣчистую его Матерь…», это как «рекомендательное письмо» Апостолу Петру для пропуска в рай.
краевед писал(а): 6. Сам факт отсутствия в летописях подробностей о смерти Игоря еще не является аргументом в пользу отсутствия составления для Игоря "совестной книги". Вполне возможно, многие летописные источники. в которых могли сохранится намеки на присутствие "совестной книги" для Игоря могли не сохраниться не дойдя даже до В.Н.Татищева.
6. В основных летописях о смерти Игоря ни слова, только в малоизвестной летописи, найденной Татищевым и то никак панегирик, а как хроника событий за год. Ни один клирик не взял на себя смелость оценить «мысленное древо» положительно и написать о нём «рекомендательное письмо». Видимо, факт пострижения в схиму перед смертью снимал все грехи, но плодов добродетели за его жизнь клирики так и не увидели.