Zinchenko_tanya » 08 ноя 2020, 10:54
Здравствуйте , Лемурий !
Родословное древо «Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити,
то растекашется мыслию по древу…» Древо строится по мужской линии Это условная схема , описывающая родственные связи . Бывает двух видов : нисходящая ,в качестве начала выступает предок «отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря»и линия ведется к потомку, и восходящая Здесь цепочка строится от потомка к предку. В качестве начального элемента выступает Игорь и постепенно углубляется в прошлое к « старому Владимиру» ( ум . 1015г). Глубина родословной охватывает несколько поколений и делится на циклы которые отображают связь трех поколений от деда до внука и наоборот . События происходят в киевском княжестве «звенить слава въ Кыеве»и охватывают период времени от внука до деда «Пети было песнь Игореви,
того ( Олга)внуку»:
«О Бояне, соловию стараго времени!
Абы ты сиа плъкы ущекоталъ,
скача, славию, по мыслену древу,
летая умомъ подъ облакы,
свивая славы оба полы сего времени,
рища въ тропу Трояню
чресъ поля на горы.
Пети было песнь Игореви,
того внуку:
"Не буря соколы занесе
чрезъ поля широкая -
галици стады бежать
къ Дону великому".
Чи ли въспети было,
вещей Бояне,
Велесовь внуче:
"Комони ржуть за Сулою -
звенить слава въ Кыеве;
Затем автор переходит к событиям, которые связаны с Тмутороканьским княжеством и родословная опускается от Олега до деда Ярослава Мудрого:
«Были вечи Трояни,
минула льта Ярославля;
были плъци Олговы,
Ольга Святьславличя.
Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше
и стрелы по земли сеяше.
Ступаетъ въ златъ стремень въ граде Тьмуторокане,
той же звонъ слыша давный великый Ярославль,
а сынъ Всеволожь, Владимиръ,
по вся утра уши закладаше въ Чернигове.
Бориса же Вячеславлича слава на судъ приведе
и на Канину зелену паполому постла
за обиду Олгову
храбра и млада князя.
Съ тоя же Каялы Святоплъкь полеле яти отца своего
междю угорьскими иноходьцы
ко святей Софии къ Киеву.
Тогда, при Олзе Гориславличи,
сеяшется и растяшеть усобицами,
погибашеть жизнь Даждьбожа внука,
въ княжихъ крамолахъ веци человекомь скратишась.
Тогда по Руской земли ретко ратаеве кикахуть,
нъ часто врани граяхуть,
трупиа себе деляче,
а галици свою речь говоряхуть,
хотять полетети на уедие.»
И третьим циклом , углубления в прошлое рода ,происходят события в полоцком княжестве от сыновей Ярослава Мудрого « Ярославли вси»,они внуки основоположника рода «Того старого Владимира нельзе бе пригвоздити къ горамъ киевьскымъ:
«Уже бо Сула не течетъ сребреными струями
къ граду Переяславлю,
и Двина болотомъ течетъ
онымъ грознымъ полочаномъ
подъ кликомъ поганыхъ.
Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ,
позвони своими острыми мечи
о шеломы литовьскыя,
притрепа славу деду своему Всеславу,
а самъ подъ чрълеными щиты
на кроваве траве
притрепанъ литовскыми мечи
и с хотию на кров,
а тъи рекъ:
"Дружину твою, княже,
птиць крилы приоде,
а звери кровь полизаша".
Не бысть ту брата Брячяслава,
ни другаго - Всеволода.
Единъ же изрони жемчюжну душу
изъ храбра тела
чресъ злато ожерелие.
Уныли голоси,
пониче веселие,
трубы трубятъ городеньскии.
Ярославли вси внуце и Всеславли!
Уже понизите стязи свои,
вонзите свои мечи вережени.
Уже бо выскочисте изъ дедней славе.
Вы бо своими крамолами
начясте наводити поганыя
на землю Рускую,
на жизнь Всеславлю.
Которою бо беше насилие
отъ земли Половецкыи!
На седьмомъ веце Трояни
връже Всеславъ жребий
о девицю себе любу.
Тъй клюками подпръ ся о кони
и скочи къ граду Кыеву
и дотчеся стружиемъ
злата стола киевьскаго.
Скочи отъ нихъ лютымъ зверемъ
въ плъночи изъ Белаграда,
обесися сине мьгле; утръже вазни,
с три кусы отвори врата Новуграду,
разшибе славу Ярославу,
скочи влъком
до Немиги съ Дудутокъ.
На Немизе снопы стелютъ головами,
молотятъ чепи харалужными,
на тоце животъ кладутъ,
веютъ душу отъ тела.
Немизе кровави брезе
не бологомъ бяхуть посеяни -
посеяни костьми рускихъ сыновъ.
Всеславъ князь людемъ судяше,
княземъ грады рядяше,
а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше:
изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя,
великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.
Тому въ Полотьске позвониша заутренюю рано
у святыя Софеи въ колоколы,
а онъ въ Кыеве звон слыша.
Аще и веща душа въ дерзе теле,
нъ часто беды страдаше.
Тому вещей Боянъ
и пръвое припевку, смысленый, рече:
"Ни хытру,
ни горазду,
ни пытьцю горазду
суда божиа не минути".
О, стонати Руской земли,
помянувше пръвую годину
и пръвыхъ князей!
Того старого Владимира
нельзе бе пригвоздити къ горамъ киевьскымъ:»
Восходящая цепочка от потомка Игоря до «старого Владимира» закончена через циклы трех поколений от внука к деду .
«Святъславля песнотворца
стараго времени Ярославля,
Ольгова коганя» - родословная Святослава киевского представлена : потомок - Святослав ,его предок -«стараго времени Ярославля» и Олег отображает цикл трех поколений ,он внук Ярослава Мудрого и дед Святослава киевского .
А как же присоединен к патриархальному обществу песнотворец Боян? К княжескому двору Боян присоединен при помощи своей профессии , как в СДЗ «не держи села близ княжого села: ибо ТИУН ЕГО». Боян присоединен к своему князю Святославу киевскому ,чье имя представлено целым родом«Святъславля песнотворца
стараго времени Ярославля,
Ольгова коганя» по своей должности при князе «ходына» ( княжеский посол к другим князьям с целью сбора войск ) и мирное время «песнотворец».
Тогда в тексте «СЛОВО ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА, НАПИСАННОЕ ИМ СВОЕМУ КНЯЗЮ ЯРОСЛАВУ ВЛАДИМИРОВИЧУ» профессия Даниила - заточник, тюремный надзиратель .
А женщины присоединялись к мужскому роду девицу – по отцу , хоти (жены ) – по мужу и мать – по сыну : Рекъ Боянъ ,и ходына
Святъславля песнотворца
стараго времени Ярославля,
Ольгова коганя, хоти ( жене Игоря ):
"Тяжко ти головы кроме плечю,
зло ти телу кроме головы" -
Руской земли безъ Игоря.
Солнце светится на небесе, -
Игорь князь въ Руской земли;
девици поютъ на Дунаи, -
вьются голоси чрезъ море до Киева.
Игорь едет по Боричеву
къ святей богородици Пирогощей»
Татьяна