Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 03 мар 2016, 19:01

Да и поднятые вверх "стяги", на картинке, говорят о сборе войск или о готовности отряда к бою .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 03 мар 2016, 20:27

Zinchenko_tanya писал(а):Да и поднятые вверх "стяги", на картинке, говорят о сборе войск или о готовности отряда к бою .

Отнюдь, просто говорят о направлении ветра. А вот "унылость труб" о встрече "героев".

Домой доеду - скину и другие миниатюры: как встречают победителей, например.

А по городу Вы правы, но прилаг. от него другое:

Срезн.
Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 03 мар 2016, 22:37

« Инструменты, которые назывались трубой, появились в бронзовом веке. Имело место и многообразие форм инструмента. Главным оставалось одно – назначение трубы. Веками ее использовали ,как сигнальный инструмент в войсках. И только к началу XVII века, труба обрела иные качества и форму. На протяжении двух последующих веков форма трубы почти не будет меняться. Новая эра в истории трубы, да и всех остальных духовых инструментов началась в 1815 году. Был изобретен механизм, который позволяет исполнять хроматическую гамму на трубе . Конец XVIII века дает старт тем техническим изменениям, которые привели трубу к ее сегодняшнему виду и качеству.»
« Почти треть 10-й главы книги Чисел разъясняет, как и для чего нужна серебряная труба"хацоцра": "И сказал Господь Моисею, говоря: Сделай себе две серебряные трубы, чеканные сделай их, чтоб они служили тебе для созывания общества и для снятия станов. Когда затрубят ими, соберется к тебе все общество ко входу скинии собрания. Когда одною трубою затрубят, соберутся к тебе князья и тысяченачальники Израилевы. Когда затрубите тревогу, поднимутся станы, становящиеся к востоку" (Числ. 10, 1-5). Трубные сигналы были разными и соответствовали различным целям. "...А когда надобно собрать собрание, трубите, но не тревогу." (Числ. 10, 7). В военный поход надлежит отправляться – "трубите тревогу трубами"Несколько слов об устройстве древних труб , они могли издавать только один-два звука». Т.Е. сыграть мелодию на трубе , а тем более похоронную песню было невозможно .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 04 мар 2016, 01:03

Zinchenko_tanya писал(а):Почти треть 10-й главы книги Чисел разъясняет, как и для чего нужна серебряная труба"хацоцра"...
Несколько слов об устройстве древних труб , они могли издавать только один-два звука». Т.Е. сыграть мелодию на трубе , а тем более похоронную песню было невозможно .

    "Пѣвше пѣснь старымъ княземъ, а потомъ молодымъ пѣти..."(с)

Ещё вспомните библейские рожные трубы:

Изображение
Шофар (из рогов одного из 5 видов животных: дикого козла, барана, антилопы, газели или быка)

Из баранего рога шофар назывался йобел (именно этот тип был использован при разрушении стен Иерихона);
Из бычьего рога - керен и т.д.

Металлические трубы именовали как Вы правильно написали хацоцра из серебра или бронзы.

Но не суть. все они к Руси XII века не имеют НИКАКОГО отношения. Вот какие трубы были на Руси и как ими трубили "уныло":

Изображение
Победа переяславцев над Ольговичами М.394 (1136)

Изображение
Ярополк Владимирович осаждает Чернигов М. 402 (1138)

Изображение
Ольговичи возвращаются в Чернигов М.401 (1138)

Уныло, как видите, можно дудеть и на одной ноте.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 04 мар 2016, 16:27

Здравствуйте , Лемурий!
Если звучание дуды - волынки , деревянных духовых часто напоминает нам пастушью свирель, то медные инструменты связаны в нашем представлении с военными сигналами, походными маршами.
На ваших картинках показаны приемы игры на трубах: раструбом вверх , вниз и перед собой . Эти приёмы зависели от веса и длины трубы. А в качестве вибратора использовались собственные губы и язык музыканта. И как музыканту было легче управлять звуком , так он и держал трубу . Все эти древние приёмы игры на духовых инструментах сохранились и в современных оркестрах . Раструбом вниз играют на валторне . На тромбоне, во время игры, музыкант держит инструмент перед собой раструбом вверх.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 04 мар 2016, 23:58

Zinchenko_tanya писал(а):На ваших картинках показаны приемы игры на трубах: раструбом вверх , вниз и перед собой . Эти приёмы зависели от веса и длины трубы. А в качестве вибратора использовались собственные губы и язык музыканта...

Это лишь Ваше субъективное мнение, Татьяна, на самом же деле это степень политизированности художника, рисовавшего эти сюжеты:

    "Пририсовки же на полях вводят нас в особую зону княжеско-дворцового быта, и все направлены против Ольгоничей с их непременными союзниками - половцами. Только широко исторически мысливший летописец мог дать такой замечательный эпиграф к целой эпохе свар, крамол, усобиц и больших войн, как фигура воина-самоубийцы на полях хроники ,говорящей о бесчинствах Ольговичей на русской земле!

    Восприняв басенный принцип иносказаний от мастеров из велико-княжеского скриптория Мономаха - Мстислава, Петр Бориславич был более
    осторожен, но не менее язвителен, заменив медведей, львов и обезьян людьми.

    Его герольды-трубачи очень тонко говорили о победах и поражениях, а их охотничий рог, примененный в качестве символа, выражал идею успешности единенных слаженных действий полководцев-охотников, травящих зверя. Крас­ным зверем в одном случае был Всеволод Ольгович, а в другом - Владимир Галицкий.

    Переход Изяслава в Переяславль отмечен вниманием к этому городу и его архитектуре, но сатирические пририсовки на полях миниатюр даны главным образом для ретроспективной части этой летописи , в которой описывалось противоборство Володимеричей и Ольговичей, затихшее к 1144 году, когда Изяслав и его брат Ростислав участвовали в походе Всеволода на Галич. Отсюда может быть сделан вывод, что летопись Петра велась в первые годы княжения Изяслава в Переяславле ( 1142-1144)* как продолжение летописной работы времен его отца Мстислава и в этой части содержала оценки тех событий, которые были связаны прежде всего с Ольговичами и половцами.

    После того как Изяслав в кутерьме междоусобиц закрепился в Переяславле, острота взаимоотношений со Всеволодом уменьшилась. Сатирические
    пририсовки, характерные для 1127-1139 годов, изменили направленность. Когда же Изяслав в 1146 году стал великим князем, то они и вовсе исчезли: очевидно, великокняжеская летопись как государственная документация событий и взаимоотношений не допускала политических острот. Единственная пририсовка (связывающая киевский период с переяславским) то изобра­жение вечевого жезла на миниатюре , иллюстрирующей вече в Киеве по поводу судьбы Игоря Ольговича 19 сентября 1147 года (лист 178).

    ----
    Рыбаков Б.А. Петр Бориславич: Поиск автора «Слова о полку Игореве». М., 1991.С. 196

От себя: (*) В это время под Переяславлем в Зарубе в Трахтемировом монастыре был Климент Смолятич, а Петр Бориславич баярствовал себе близ "Жидовских ворот" Киева, летописание "гешефт" ему не приносило.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 05 мар 2016, 00:34

corvin писал(а):В реальности Иллариона и Климента на митрополичье место протолкнули князья как своих ставленников. Поскольку самодержавия на Руси в домонгольский период не было, эта как бы автокефалия исчезала со смертью своих покровителей. Автор не мог этого не понимать.

Уважаемый corvin, не составит ли Вам труда узнать каким образом избирались епископы после ухода митрополита-грека Михаила, ведь именно они воспользовались «правило святыхъ апостолъ 1-е: два или трiе епископы да поставляють единаго епископа», при котором два или три местных епископа могли выбрать митрополита. Именно по этому правилу был избрал Иларион Киевский и Климент Смолятич. С епископами-греками такое было бы невозможно. Избранию Илариона предшествовала русско-византийская война 1043 года, избранию Климента - наказ митрополита-грека Михаила "не служить в Святой Софии" до прихода нового митрополита из Константинополя, однако Всеволод Ольгович решил по своему и к 1147-му году положение по национальности епископов было таким.

А ведь автокефалия есть не более чем:

    "Автокефалия – (греч. авто – сама, кефали – голова: «самовозглавление») – административная независимость национальной (Поместной) Церкви, право избирать своих епископов..."
    ---
    http://azbyka.ru/avtokefaliya
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение PoslannikM » 05 мар 2016, 10:35

Лемурий писал(а):
Zinchenko_tanya писал(а):«Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ, позвони своими острыми мечи о шеломы литовьскыя, притрепа славу деду своему Всеслав»... все они по отношению родоначальнику «старому Владимиру» ВНУКИ «вси внуце».

Добрый вечер, Татьяна!
Вся Ваша стройная теория разбивается о достоверность литовского похода, в котором бы участвовала городеньская дружина. Городок Городень когда по-Вашему появился?


Многоуважаемый Лемурий! Городень, Городец, Гродно... В частности, 1128 г. - это уже далеко не первое упоминание о нём в летописях.
А здесь речь идёт о грозной стычке дружины Изяслава на границе с Литвой в 1185(86?) г. И где же тут недостоверность события, к тому же лишь только мельком, вскользь, упомянутого в "Слове..."?
Слово - выражение мысли, и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает. Л.Н.Толстой
Аватара пользователя
PoslannikM
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 02 янв 2012, 23:36

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 мар 2016, 11:13

Здравствуйте , Лемурий
Слова « Уныние и веселие» несколько раз встречаются в песни о родословной Игоря:
«Уныли голоси,
пониче веселие»
« Уныша цветы жалобою,
и древо с тугою къ земли преклонилося»

Веселье - Беззаботно-радостное настроение, радостное оживление.

Уныние - Мрачное, подавленное состояние духа, безнадежная печаль.

Преподобный Амвросий по – своему ,подробно объяснял, от чего бывает уныние:
«Крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений… Подобные потрясения потребны для человека-христианина, носящего земляное тело, с которым связана его бессмертная душа.»
« Аще и веща душа въ дерзе теле,
нъ часто беды страдаше.
Тому вещей Боянъ
и пръвое припевку, смысленый, рече:
"Ни хытру,
ни горазду,
ни пытьцю горазду
суда божиа не минути".

«Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение» (святитель Иоанн Златоуст), святой Иннокентий Херсонский: «Страдают ли унынием грешники, не радящие о спасении души своей? Глубокое предчувствие будущего суда и воздаяния также тревожит душу грешную и огорчает для нее безумные утехи чувственности»
Основные проявления уныния :тоска , печаль.:
«Тоска разлияся по Руской земли;
печаль жирна тече средь земли Рускыи».
Лемурий , а какое определение даёт Срезневский в словаре словам уныние и веселье ?
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 05 мар 2016, 12:49

PoslannikM писал(а):Городень, Городец, Гродно... В частности, 1128 г. - это уже далеко не первое упоминание о нём в летописях.
А здесь речь идёт о грозной стычке дружины Изяслава на границе с Литвой в 1185(86?) г. И где же тут недостоверность события, к тому же лишь только мельком, вскользь, упомянутого в "Слове..."?[/i]

Вообще-то существует 14 топонимов с похожим названием и токмо у одного из этих городов был князь городеньский и к Гродно это никакого отношения не имеет, поколику Давид-городок это Волынское княжество.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 05 мар 2016, 13:18

Не думаю, что Илларион и Климент лишились места митрополита вследствие изменения национального состава епископата.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 05 мар 2016, 13:27

corvin писал(а):Не думаю, что Илларион и Климент лишились места митрополита вследствие изменения национального состава епископата.

Наоборот, смогли быть избранными по 1-му "апостольскому" правилу токмо при большинстве русских епископов. Греки бы никогда на такие выборы не согласились бы.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение corvin » 05 мар 2016, 14:38

Когда Иллариона и Климента прогоняли с митрополичьего места большинство епископов были русскими?
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 05 мар 2016, 15:39

corvin писал(а):Когда Иллариона и Климента прогоняли с митрополичьего места большинство епископов были русскими?

В обоих случаях было княжеское решение сторону Византии принять. Всегда после уступок. Например, Ростислав Климу "красное лицо явил" за "оксамоты и паволокы и вся узорочь разноличная"". может в СПИ и СДЗ встречали - это и есть сфрагида Автора обоих произведений.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение краевед » 06 мар 2016, 00:03

Лемурий писал(а):Уважаемый краевед, разве я вёл речь об "узкой" как Вы пишите "подорожной" цели СПИ? Автор обеспокоен за:

- Торговые пути Руси;

- Автокефалию Русской Церкви;

- Примирение Ольговичей с Мстиславичами.

краевед писал(а): Относительно двух князей, по моему мнению, наиболее близок к разгадке, кого имел ввиду Автор "Слова" под именем Мстислава, ближе всех подошел Н.Ф.Котляр, заметивший, что рядом с именем Романа должен был быть не менее значительный князь, которым мог быть Мстислав Мстиславович Удатный...

Не годится, ибо он назван позже "и вси три Мстиславичи, не худа гнѣзда шестокрилци!" - 5-е колено от Владимира Мономаха.

Уважаемый Лемурий, так как я считаю, что "Слово" было написано не в узкий промежуток времени, а дописывалось в связи с важными событиями на Руси, и не только фраза: "ту немци и венедици, ту греци и морава..." может быть связана не с упоминанием дорог, а с захватом Царьграда в 1204 году: "В лето 6712 (1204). Ходиша немци и венедици и фрязи на Царьград и взяша его, и церкви разграбиша, много зла грекомъ створиша".
Я думаю, что основной побудительной причиной к написанию "Слова" в том виде, который дошел до нас явился захват Киева. Возможно, в метафоре: "черныя туча съ моря идутъ хотятъ прикрыти Д(4) солнца..." действительно скрывается намек на реальное астрономическое явление, но произошедшее не во время боя на Каяле в 1185 году, как считал Г.И.Имедиашвили и не явление четырех солнц в 1141 году, как считает Д.В.Айналов, неверно процитировавший сообщение летописи, т.к. там упоминается о трех солнцах. ЭСПИ. Астрономические явления в "Слове". Речь может идти об астрономическом явлении 1204 года: "В лето 6711 (1203). Того же лета месяца генваря 22 день бысть знамение явися на небеси Г (3) солнца на востоце, а четвертое на западе а посреде небеси акы месяць подобен дузе и стоя от утра до полдень всем людем дивившуся". ПСРЛ. Вторая новгородская летопись// Т.30, М., 1965, С.80 Здесь мы уже видим упоминание о четырех солнцах. Возможно, и то, что фраза: "третьяго дни къ полуднию падоша стязи Игоревы" навеяна именно этим астрономическим явлением, кторое закончилось судя по летописи именно к полдню. Относительно того, могло ли отразиться в "Слове" упоминание о о признании автокефалии Болгарии Византией, то в этом случае надо признать, что "Слово" призывает к такому же восстанию, как в Болгарии. К тому же если предположить, что если речь идет о свивании венка во фразе: девицы поютъ на Дунаи, вьются голоси чресъ море до Киева" то, Автор упоминает древний языческий ритуал, фактически намекая на возвращение язычества на Русь. Свивание девушкой венка и пускания его по воде соответствовало древнему ритуалу поиска жениха, который должен был найти венок. Но, как известно, венок мог быть атрибутом и погребальной обрядности, что позволяет рассматривать концовку "Слова" как сообщение о смерти игоря: "Игорь князь въ руской земле". Стоит отметить, что события, произошедшие в пределах 1202 - 1204 годов имели весьма важное значение для политической жизни Руси. Упоминание в летописи явления четырех солнц только подтверждает предположение о написании "Слова" в том виде, который известен нам, периодом 1202 - 1205 годов.
То, что Мстислав Удатный мог упоминаться в "Слове" два раза, один раз как один из трех Мстиславичей - шестокрильцев, а перед этим как князь равный по силе Роману, нет ничего удивительного. Не мог же Автор писать о двух Мстиславичах, забыв о самом выдающемся из них? Стоит отметить, что имя Мстислава во фразе: "А ты буй Романе и Мстиславе...", начинается как обращение к одному князю, имя Мстислава могло появиться как более поздняя вставка, ставящая Мстислава на один уровень с Романом как продолжателя дела Романа по укреплению западно-русских земель. Именно на то, что "Слово" могло иметь более поздние наслоения, вставки текста в уже написанное ранее и писали в свое время ряд исследователей, в частности А.Н.Робинсон, на что я уже указывал ранее.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 28