Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение pan » 03 июл 2010, 01:45

Лемурий писал(а):Львица с крыльями орла есть ГРИФОН (Див).
"Воздвижеся" Грифон = Въста, зби(ся) Дивъ = "возвысился [Игорь] и вознесся против Бога".
"Исторжена была крыла его" (Грифона) = "уже соколома крильца припѣшали(подрезали крылья)" = "уже връжеса дивь на землю" = "раскаялся, познав себя, что он человек, и воздал славу Богу"


Это интересное предположение. Думаю, это верное направление мыслей. Див - грифон - бросивший вызов существующему порядку вещей, и взгромоздившийся на неподобающее ему место, как и Игорь, пошедший против правды - оба наказаны. Удачная авторская находка и красивая параллель - зеркальное отражение образа Игоря.
Только грифон, в таком случае - излишен. Не может же охранник угрожать тому, что он охраняет, но не владеет и, в принципе, владеть не может. А вот некое возвысившееся божество (или наоборот - старое, языческое божество, чьё время уже миновало) встрепенулось в последний раз и было низвержено. Мораль - не при против рожна!
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 05 июл 2010, 08:07

pan писал(а): Победитель грифона получает злато. Только зачем тогда Диву/грифону беспокоиться о золоте Поволжья и Крыма, если Игорь его не трогал? А вот тьма от Солнца эти земли могла затрагивать.

Всё просто. Считалось, что Грифон является охранителем скифских золотых копий, ств русичей, как наследников первых. Поэтому такое беспокойство.
И Вы забываете, уважаемый pan, что сочетание "се бо" в СПИ, раскрывающее причину первой части предложения, связывает падение Дива именно со златом, а не с угасанием 2-х светил.

уже Княже туга умь полонила; се бо два сокола слѣтѣста съ отня стола злата, поискати града тьму тороканя

уже връжеса Дивь на землю; се бо готскiя красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня Рускымъ златомъ

pan писал(а):Солярным символом грифон не является. Атрибут, в некоторых случаях –да, но не символ. Внушительный замок на дверях дома может быть признаком сокровища, сокрытого в доме, но сам при этом не является ни сокровищем, ни его символом, а сломанный/побежденный – вообще ни для кого не представляет интереса.

Уже писал об этом в Див "Слова о полку Игореве" когда речь шла о скифских навершиях, украшенных именно грифоном.

pan писал(а):Сочетание грифона с Древом Жизни встречается не только в древнерусском искусстве, но и в гораздо более древних культурах, таких, как культуры Двуречья, Египта, Малой Азии, Древней Греции. Но нигде грифон не находился на Древе и, тем более, на его верхушке. Он только охраняет Древо и потому находится рядом с Древом. «Собака Зевса» ещё не сам Зевс, а на Кресте был распят Иисус, а не осёл, на котором Он ездил.

Видимо, здесь идет параллельная ассоциация (см. выше) с библейскими сюжетами, на которых остановлюсь подробно.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24145
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 05 июл 2010, 08:34

pan писал(а):
Лемурий писал(а):Львица с крыльями орла есть ГРИФОН (Див).
"Воздвижеся" Грифон = Въста, зби(ся) Дивъ = "возвысился [Игорь] и вознесся против Бога".
"Исторжена была крыла его" (Грифона) = "уже соколома крильца припѣшали(подрезали крылья)" = "уже връжеса дивь на землю" = "раскаялся, познав себя, что он человек, и воздал славу Богу"


Это интересное предположение. Думаю, это верное направление мыслей. Див - грифон - бросивший вызов существующему порядку вещей, и взгромоздившийся на неподобающее ему место, как и Игорь, пошедший против правды - оба наказаны. Удачная авторская находка и красивая параллель - зеркальное отражение образа Игоря.
Только грифон, в таком случае - излишен. Не может же охранник угрожать тому, что он охраняет, но не владеет и, в принципе, владеть не может. А вот некое возвысившееся божество (или наоборот - старое, языческое божество, чьё время уже миновало) встрепенулось в последний раз и было низвержено. Мораль - не при против рожна!

В данном случае, Грифон/Див выступает не как охранник, а как образ из "Слова о Христе и антихристе" Ипполита Римского - львица с крылами орла, возвысившаяся и вознесшаяся против Бога.

Ведь ещё Татьяна Зинченко весьма правильно подметила, что грешному князю, до тех пор пока он перед пленением не покаялся помогают только языческие силы, ровно как и Ярославна обращается к таковым, прося помощь за своего грешного мужа.
И тако, во день святаго Воскресения, наведе на ня Господь гневъ свой: в радости место наведе на ны плачь, и во веселье место желю, на реце Каялы. Рече бо деи Игорь: "Помянухъ азъ грехы своя пред Господемь Богомъ моимъ, яко много убииство, кровопролитие створихъ в земле крестьяньстей, яко же бо язъ не пощадехъ христьянъ, но взяхъ на щитъ городъ Глебовъ у Переяславля; тогда бо не мало зло подъяша безвиньнии христьане, отлучаеми отець от рожении своих, братъ от брата, другъ от друга своего, и жены от подружии своихъ, и дщери от материи своихъ, и подгура от подругы своея, и все смятено пленомъ и скорбью тогда бывшюю, живии мертвымъ завидять, и мертвии радовахуся, аки мученици святеи огнемь от жизни сея искушение приемши...

И та вся сътворивъ азъ - рече Игорь - не достоино ми бяшеть жити. И се ныне вижю отместье от Господа Бога моего... Се возда ми Господь по безаконию моему, и по злобе моеи на мя, и снидоша днесь греси мои на главу мою. Истиненъ Господь и правы суди его зело. Азъ же убо не имамъ со живыми части...

Но Владыко Господи Боже мой, не отрини мене до конца, но яко воля Твоя, Господи, тако и милость намъ рабомъ твоимъ...
------
Ипатьевская летопись 1185


Однако после покаяния Господь прощает его, указывая ему путь из земли половецкой:

Прысну море полунощи[к северу], идутъ сморци мьглами. Игореви князю Богъ путь кажетъ изъ земли Половецкой на землю Рускую, къ отню злату столу.

= Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь (Исх. 13:21)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24145
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Дочери Сиона

Сообщение Лемурий » 05 июл 2010, 12:53

Утром разговаривал с Татьяной Зинченко. К сожалению, до сентября не сможет участвовать в прениях, но последнее время тоже склонялась именно к библейской расшифровке сюжетов СПИ. Вот несколько старых и новые ассоциации.

Съ заранія въ пяткъ потопташа поганыя плъкы половецкыя, и рассушясь стрѣлами по полю, помчаша красныя дѣвкы половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты.
Орьтъмами, и япончицами, и кожухы начашя мосты мостити по болотомъ и грязивымъ мѣстомъ, и всякыми узорочьи половѣцкыми.

"паволоки, оксамиты и всякое узорочье" взяты из известия Киевской летописи под 1164 г.: "и присла царь дары многы Ростиславу, оксамотъı и паволокы и вся узорочья", а "орьтъмы, япончицы и кожухы" выбраны, по личному вкусу, из длинного списка предметов личного убранства, содержащегося в книге пророка Исаии (III, 18-22):"серьги, и ожерелья (= орьтъми, от греч. αρτημα - серьги, привеска)..., верхняя одежда (= кожухи - шубы)..., светлыя тонкия епанчи (=япончицы)..." (См. Синодальный русский перевод Библии).
-------
Г.М. Барац "О библейском элементе в Слове о полку Игореве", Киев, 1912, с. 36

О Грядущем Суде Господнем над надменными Дочерями Сиона (Ис.3.16-25)

16 И сказал Господь: За то, что Дочери Сиона надменны, и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью, и гремят цепочками на ногах, --
17 оголит Господь темя Дочерей Сиона, и обнажит Господь срамоту их.
18 В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах, и звездочки, и луночки,
19 серьги, и ожерелья, и опахала, увясла, и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные,
20 перстни и кольца в носу,
21 верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки,
22 светлые тонкие епанчи, и повязки, и покрывала;
23 и будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос -- плешь, и вместо широкой епанчи -- узкое вретище, вместо красоты -- клеймо.
24 Мужи твои падут от меча, и храбрые твои -- на войне;
25 и будут воздыхать и плакать Ворота Столицы, и будет она сидеть на Земле опустошенная.

- Орьтъмами = покрывала
- япончицами = светлые тонкие епанчи,
- кожухы = верхнюю одежду
- мосты мостити по болотомъ и грязивымъ мѣстомъ = и будет вместо благовония зловоние
- всякыми узорочьи половѣцкыми = серьги, и ожерелья, и опахала, увясла, и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24145
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Библейские сюжеты и сон Святослава

Сообщение Лемурий » 05 июл 2010, 13:01

Изображение
"Сон Святослава" (Фрагмент). Палех. Оформление издания "Слова о Полку Игореве", 1934 (автор Голиков И.И.)

93 А Святъславь мутенъ сонъ видѣ: «Въ Кіевѣ на горахъ
94 си ночь съ вечера одѣвахуть мя, – рече, – чръною паполомою на кроваты тисовѣ,
95 чръпахуть ми синее вино съ трудомь смѣшено,
96 сыпахуть ми тъщими тулы поганыхъ тльковинъ великий женчюгь на лоно,
97 и нѣгуютъ мя. Уже дьскы безъ кнѣса в моемъ теремѣ златовръсѣмъ.
98 Всю нощь съ вечера б<у>с<о>ви врани възграяху
99 у Плѣсньска: «На болони бѣша дебрь(с)ки Сан<и> и несош<а я> къ синему морю».
-------------
93 А Святослав смутный сон видел: « В Киеве на горах
94 сию ночь с вечера одевали меня, - говорил, - черною паполомою на кровати тисовой,
95 черпали мне синее вино* с трудом смешанное,
96 сыпали мне пустыми колчанами поганых союзников* великий жемчуг на лоно*,
97 и нежили меня. Уже доски без князька* на моем тереме златоверхом*.
98 Всю ночь с вечера бусые вороны граяли
99 у Плесненска: «На поречье были дебристой реки Сан и понеслись к синему морю».
-------------
*Синее вино - старее "старого вина", уксус.

Понятия "нового вина" = Благодать (Христианство - Новый Завет) и "старого вина" = Закон (Ветхий Завет) ввел в древнерусскую литературу Иларион (Боян) в своей работе "Слово о Законе и Благодати":
"Не въливають бо, по словеси Господню, вина новааго учениа благодѣтьна въ мѣхы вѣтхы, обетшавъши въ иудеиствѣ, «аще ли, то просядутся мѣси и вино пролѣется»...

Cтарее "старого вина" (Ветхого Завета) - неканонические тексты, например, Вавилонский Талмуд. Так Кирилл Туровский при написании своей символически-аллегорической «Притчи о человеческой душе и теле» («Повесть ο слепце и хромце») взял за основу сюжет из Вавилонского Талмуда ("Беседа императора Антонина с раввином").

* Съ трудомь смѣшено - (по контексту) = с трудом приемлемое.

* Тльковинъ - помощники, союзники. Автор СПИ напоминает о том, что в 1180-1181 гг именно Святослав привел на Русь полки Кончака и Кобяка.
Слово "толковины" нельзя переводить как "толмачи" (в смысле "толкователи"), "толковины" - это "помощники", "союзники" (от "толоки")
---------
Б. А. Рыбаков "Слово о полку Игореве" и его современники, М., "Наука", 1971, с.53

"Тиверци еже суть толковины си вси звахуться Великае Скуфь" (Ипат. 907)
"...Странно было бы вещему Олегу в 907 году брать с собой в поход целое племя переводчиков..." (Рыбаков Б., Кузьмина В., Филин Ф. Старые мысли, устарелые методы. (Ответ А. Зимину) // "Вопросы литературы", 1967, № 3, стр. 160)

* Великий женчюгь - души дружинников. Ниже в 147 строке: "изрони жемчюжну душу изъ храбра тѣла".

* Сыпахуть ми ...великий женчюгь на лоно = "какою мерою мерите, такою же отмерится и вам" в сочетании с расстрелянными колчанами бывших союзников по 1180-1181 гг - прямое обвинение Святославу:
Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам . (Лк.6.37-38.)


* Кнѣсъ - матица, балка, "князь". Бревно, на которое сверху в избах настилаются доски потолка. Исчезновение кнеса к переселению души её обитатели

* В моемъ теремѣ златовръсѣмъ - сравните с толкованием сна Навуходоносора пророком Даниилом:

Сон твой и видения главы твоей на ложе твоем были такие: ...У этого истукана голова была из чистого золота ...ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их... А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною. (Дан.2.28-43)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24145
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Восплачут и возрыдают, причитая

Сообщение Лемурий » 05 июл 2010, 13:06

82 Жены рускія въсплакашась, аркучи:
83 «Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслію смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати, а злата и сребра ни мало того потрепати!».
---------
82. Жены русские расплакались, причитая*:
83. "Уже нам своих милых лад ни мыслию смыслить, ни думою сдумать, ни очами взглянуть, а злата и серебра того ни сколько не потрепать!"
-------
* Въсплакашась, аркучи
въсплакашась — 3-е л. мн. ч. аориста от восплакаться (въсплакатися) — громко заплакать; расплакаться, причитая.
аркучи = а ркучи — говоря.
Само сочетание "въсплакашась, аркучи" в сочетании с утратой злата и серебра встречается в апокалиптической литературе:
9 И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее,
10 стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой.
11 И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает,
12 товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора,
13 корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих.
14 И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдешь его.
15 Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха мучений ее, плача и рыдая
16 и говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом,
17 ибо в один час погибло такое богатство! И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали
18 и, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому!
19 И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час!
20 Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним.
--------
Откровение Святого Апостола Иоанна Богослова гл. 18

см. также К.И. Невоструев: "Слово Святого Ипполита об антихристе в древнем славянском переводе по списку XII в." (М., 1868, ст.41)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24145
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

СПИ и притча о блудном сыне

Сообщение Лемурий » 05 июл 2010, 13:32

Эту притчу, как схему построения СПИ, предложил использовать Владимир Медведев. Только у него отец - это Святослав, а его дети Игорь и Всеволод. Привожу более правильную, на мой взгляд, схему построения:

11... у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
---------------
Евангелие от Луки гл.15

Под разделенными имениями имеются в виду Мономашичи и Ольговичи.
В дальнюю страну расточать "имение свое" отправились как раз Ольговичи.

В притчи "младший сын" - Ольговичи и Игорь, как их представитель; "старший сын" - "Мстиславово племя".
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
---------------
Евангелие от Луки гл.15


Расточивший имение своё с блудницами - см. выше "Дочери Сиона".

Он [Господь] же сказал ему[старшему сыну]: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое

т.е. мой дом (Церковь) - твой дом (старшего сына).

Читаем в СПИ:

Игорь ѣдетъ по Боричеву къ святѣй Богородици Пирогощей страны ради, гради весели!

К святой Богородице Пирогощей страны ради - «В лето 6639. Князь великий Мстиславъ ходи на литву и вземъ полонъ многъ велми, и вратися за ся. В то же лето заложилъ Мстиславъ церковь Святые Богородици Пирогощу»... (Радз. 1131)

Изображение
Радзивиловская летопись. М.382 [1131] (л.164 об.)

Так что Игорь "блудный сын" (Ольгович) едет в божий "дом Отца", принадлежащий "старшему сыну" (Мстиславому племени) - СТРАНЫ РАДИ!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24145
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение pan » 09 июл 2010, 15:30

Лемурий писал(а): В данном случае, Грифон/Див выступает не как охранник, а как образ из "Слова о Христе и антихристе" Ипполита Римского - львица с крылами орла, возвысившаяся и вознесшаяся против Бога.


Иными словами – Див демоническое существо, прообраз антихриста, т.е. противопоставляющее себя Богу. Не спорю против этого. Повержению Дива можно найти и другие параллели в Ветхом Завете: «В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим: под тобою подстилается червь, и черви покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы»
(Ис. 14: 11-12)
«…за то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь:«я бог, восседаю на седалище божием в сердце морей», и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим /…/ твоею мудростию и твоим разумом ты приобрел себе богатство и в сокровищницы твои собрал золота и серебра /…/ Вот, Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости и помрачат блеск твой; Низведут тебя в могилу, и умрешь в сердце морей смертью убитых»
(Иез. 28: 1-8)
«Ты совершенен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. /…/ Я низвергнул тебя, как нечистого… /…/ от красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор».
(Иез. 28: 15-17)
Достаточно явные аллюзии на ветхозаветные пророчества можно усмотреть в судьбе Дива, отражающей судьбу Игоря.
Только хочу обратить Ваше внимание, что анатомические совпадения аллегорического «зверя из моря» и грифона еще не повод, чтобы проводить между ними знак равенства. Грифон, известный по русским и византийским средневековым образцам, связан не с морем - символом хаоса, смерти и преисподней, а с Древом Жизни и небесной сферой. И, в отличие от «львицы с крылами орла», обладает, кроме крыльев, еще и птичьей головой. Кроме того известны многочисленные фигуры крылатого льва – символа Св. Марка.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение pan » 09 июл 2010, 15:33

Лемурий писал(а):Ведь ещё Татьяна Зинченко весьма правильно подметила, что грешному князю, до тех пор пока он перед пленением не покаялся помогают только языческие силы…


Я как раз об этом и писал ранее:

pan писал(а):Можно предположить что это еще одно грифонообразное существо, но с таким же успехом можно предположить, что Див – это языческое низшее божество (дух, демон)


Только «дух, демон», разумеется, с христианской точки зрения. Для язычника Див – одно из божеств. Грифон же нигде не выступает как самостоятельное божество античности, а только как вспомогательный атрибут некоторых божеств (или обожествленных героев). В ассимилировавшем же его христианстве он выступает как благая сила, в некоторых случаях вплоть до олицетворения Христа. Но низвержение на землю Дива противоречит этому образу нового «христианизированного» грифона.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 09 июл 2010, 17:11

pan писал(а):
Лемурий писал(а): В данном случае, Грифон/Див выступает не как охранник, а как образ из "Слова о Христе и антихристе" Ипполита Римского - львица с крылами орла, возвысившаяся и вознесшаяся против Бога.

Иными словами – Див демоническое существо, прообраз антихриста, т.е. противопоставляющее себя Богу. Не спорю против этого.

Див не может быть демоническим существом, т.к. он предупреждает пограничные земли и полки Игоря об опасности, идущей с земли незнаемой (половецкого поля) и его падение перечисляется в череде трагических событий для Руси. Другое дело Автор СПИ знает о всех символах Дива/Грифона и использует их:

- Охранник скифских золотых копий
- Солярный символ на оси Древа Жизни
- Ассоциативный образ первого зверя (львица с крыльями орла) вознесшегося против Бога.
Див/Грифон, кстати "прообразом антихриста" быть НЕ может, поелику появление последнего после 4-х зверей связано с ними весьма условно токмо их чередованием.

Если бы аллюзии были на "прообраз антихриста", то его падение было бы как символ Победы, однако это НЕ так. По контексту его падение - символ поражения.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24145
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 09 июл 2010, 17:19

pan писал(а):Только «дух, демон», разумеется, с христианской точки зрения. Для язычника Див – одно из божеств. Грифон же нигде не выступает как самостоятельное божество античности, а только как вспомогательный атрибут некоторых божеств (или обожествленных героев). В ассимилировавшем же его христианстве он выступает как благая сила, в некоторых случаях вплоть до олицетворения Христа. Но низвержение на землю Дива противоречит этому образу нового «христианизированного» грифона.

В первом постинге Вы пишете про "прообраз антихриста", а это христианский образ, падению которого христианская Русь должна только радоваться, однако по СПИ она печалится этому событию.

Во втором постинге Вы уже пишите, что Див - "выступает как благая сила, в некоторых случаях вплоть до олицетворения Христа.", но это тоже противоречит контексту. т.к. князь Игорь грешен и до тех пор пока он не покаялся ему по тексту помогают токмо языческие силы.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24145
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение pan » 10 июл 2010, 19:32

Лемурий писал(а):
pan писал(а):Только «дух, демон», разумеется, с христианской точки зрения. Для язычника Див – одно из божеств. Грифон же нигде не выступает как самостоятельное божество античности, а только как вспомогательный атрибут некоторых божеств (или обожествленных героев). В ассимилировавшем же его христианстве он выступает как благая сила, в некоторых случаях вплоть до олицетворения Христа. Но низвержение на землю Дива противоречит этому образу нового «христианизированного» грифона.

В первом постинге Вы пишете про "прообраз антихриста", а это христианский образ, падению которого христианская Русь должна только радоваться, однако по СПИ она печалится этому событию.

Во втором постинге Вы уже пишите, что Див - "выступает как благая сила, в некоторых случаях вплоть до олицетворения Христа.", но это тоже противоречит контексту. т.к. князь Игорь грешен и до тех пор пока он не покаялся ему по тексту помогают токмо языческие силы.


Именно на эти противоречия в образе Дива я и пытался обратить Ваше внимание все время. Если же под Дивом подразумевать некое языческое божество, связанное с Солнцем (что сближает его с грифоном, также связанного с Солнцем, а равно и с золотом, и более широким рядом ассоциаций, вытекающих из символа Солнца), то тогда противоречия снимаются – гордость, вызов Богу в начале, низвержение в конце.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 10 июл 2010, 22:13

pan писал(а):Именно на эти противоречия в образе Дива я и пытался обратить Ваше внимание все время. Если же под Дивом подразумевать некое языческое божество, связанное с Солнцем (что сближает его с грифоном, также связанного с Солнцем, а равно и с золотом, и более широким рядом ассоциаций, вытекающих из символа Солнца), то тогда противоречия снимаются – гордость, вызов Богу в начале, низвержение в конце.
Всегда ценил Вас, pan, за способность строить логические цепочки.
Именно ТАК, именно...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24145
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение Лемурий » 14 июл 2010, 16:03

Хотелось бы знать мнение, уважаемого pan, по нижеследующему рельефу:

Изображение
«Геракл (?), борющийся со львом». Рельеф из Печерского монастыря в Киеве. Шифер. XI в.
Киево-Печерский историко-художественный музей-заповедник.


Что делает в христианской обители полубог языческого времени чуждой Руси страны? Даже редакторы БСЭ не уверены в правильном определении героя рельефа, посему и поставили (?).

Используя скифскую мифологию, можно по другому расшифровать персонажей и древо на рельефе.

Лев здесь может быть не обязательно немейский. У скифов было много подобных изображений где некий силач побеждает льва. Например, на золотых бляшках из скифских поселений.
Я имею в виду серию тонких штампованных бляшек из золота, весьма однообазно трактующих сцену борьбы Геракла с немейским львом. Геракл всегда слева; упав на колени, он душит немейского льва, обхватив его за шею. Изображение это заключено всегда в круг, диаметром в среднем 2,15 см. Такие бляшки встречены в Чертомлыке, Чмыревом кургане, Верхнем Рогачике и Шульговке, близ Мелитополя [ М. И. Ростовцев. Скифия и Боспор, стр. 447], т.е., кроме Чертомлыка, все находки описанных предметов сделаны в пределах заднепровских степей. Кроме того, такая же бляшка встречена в кочевническом по погребальному инвентарю роскошном погребении Куль-Обы...

В изображениях Геракла правильнее видеть результат представления о прямом происхождении новой, единовластно правящей ветви скифских царей от прежней фамилии, производившей себя от Зевса через Таргитая-Геракла...
--------
Граков Б. Н., Скифский Геракл, в кн.: Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры, в. 34, М. — Л., 1950, с. 12


ЛЕВ - один из атрибутов скифской змееногой богини плодородия Апи (см. А.С.Лаппо-Данилевский Скифские древности // ЗОРСА, т. 4, вып.1, СПб. 1887, с 528), которой по мифу овладел Геракл -Таргитай. От него у Апи родилось трое сыновей.

Изображение Таргитая-Геракла, одолевающего Льва в этом случае можно прочитать как освоение первоскифом пахотных земель. Хлеб был основной "статьей экспорта" скифов.

Иларион/Никон - был игуменом Киево-Печерского монастыря с 1078 по 1088 гг. В своем "Слове о Законе и Благодати" он призывает петь песни Богу по-новому, не используя старые (ветхозаветные) иудейские тексты. Прошлое языческой Руси в его понятии более благодатно, нежели времена моисеевых законов.
Этим можно объяснить появление в КПМ подобного рельефа.

Второй вариант расшифровки:

Древо справа: Древо Разумное = Древо разума священного писания.

«и древо же вѣдѣти разумное добру и злу»,
или же: «и древо разумное есть, им же вѣдѣти добро и зло» (Кн. бытия, V)
Никифор в послании к Владимиру Мономаху: «Аще бо первое Адам праотец постилъ бы ся от дрѣва разумного».
В тексте XI в. слова Григория Назианзина оно также названо разумным: «Древомъ разумьнымъ не вредися».

"Силач" не просто борется со львом - он раздирает ему пасть, как Самсон:

"И пошел Самсон с отцом своим и с матерью своею в Фимнафу, и когда подходили к виноградникам Фимнафским, вот, молодой лев рыкая идет навстречу ему.
И сошел на него Дух Господень, и он растерзал льва как козленка; а в руке у него ничего не было...
" (Суд. 14:5-6)

На каком варианте остановились бы Вы, pan?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24145
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

Сообщение pan » 18 июл 2010, 19:21

Лемурий писал(а):Хотелось бы знать мнение, уважаемого pan, по нижеследующему рельефу:

Изображение
«Геракл (?), борющийся со львом». Рельеф из Печерского монастыря в Киеве. Шифер. XI в.
Киево-Печерский историко-художественный музей-заповедник.




Это образец древнего архетипа «героя, убивающего льва» (Гильгамеш, Мелькарт, Балу, Геракл, Давид, Самсон и др.). В первые века христианства христиане использовали не только культовые языческие сооружения и святилища для своих нужд. Многие античные герои и темы получили новое переосмысление в свете христианской идеологии. Разработанная античная иконография также широко использовалась первыми христианами, находившими параллели в библейских темах для объяснения того или иного античного сюжета. Христа видели не только в Дионисе, но и в Осирисе, Аполлоне, Гелиосе, а также в Геракле, грифоне и даже скарабее и др. Постепенно с развитием собственной иконографии и ужесточением отношения к языческой культуре, иконография христианских героев очищалась от языческого наследия и канонизировалась. По моему, здесь мы видим переходную форму Самсона, еще обладающего некоторыми чертами Геракла. Так у героя короткие волосы и фронтальная позиция по отношению ко льву, как у Геракла, однако, он раздирает ему пасть, как Самсон вблизи виноградной лозы. Ошибки средневекового русского художника, вряд ли знакомого с древнегреческой мифологией и обычно работавшего по византийским образцам, вполне объяснимы и простительны, чего не скажешь о некоторых современных художниках, берущихся работать на античные темы и в силу того обязанных знать тему.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Лемурий и гости: 91