Страница 135 из 184

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 15 мар 2016, 14:26
corvin
Толчение воды в ступе продолжалось.
Я же Вам говорил, что если "Боян" это имя собственное, хотя бы и псевдоним, то сочетание "Рекъ Боянъ и ходына святъ" абсурдно. Это как "сказал Сталин и лучший друг физкультурников".

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 15 мар 2016, 14:41
Лемурий
Corvin, не только же с Вами диалог, кто-то только подключился...
В древнерусском не было знаков препинания и союз "И" выполнял роль разделительного союза.

    "В то же время Святославичь Игорь, внукъ Олговъ, поѣха из Новагорода мѣсяца априля въ 23 день, во вторникъ, поимяи со собою брата Всеволода ис Трубечка,
    и Святослава Олговича, сыновця своего изъ Рыльска
    и Володимѣра, сына своего, ис Путивля.
    И у Ярослава испроси помочь — Ольстина Олексича, Прохорова внука, с коуи черниговьскими.
    И тако идяхуть тихо, сбираюче дружину свою, бяхуть бо
    и у нихъ кони тучни велми..."
    (Ипат.1185)

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 15 мар 2016, 15:08
corvin
Если "Рекъ" относиться к Бояну и "ходына святъ", то "и" соединяет, а не разделяет. Но Автор же не пишет - буй тур и Всеволод.

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 15 мар 2016, 15:44
Лемурий
corvin писал(а):Если "Рекъ" относиться к Бояну и "ходына святъ", то "и" соединяет, а не разделяет. Но Автор же не пишет - буй тур и Всеволод.

Рекъ, естественно, относится к Бояну, как сейчас бы поставили пунктуацию (= ходына стъ) у Срезн. (как вариант) значение "именно", ведь потом идёт прямая речь Автора: славлю песнотворца старого времени Ярославова-Олегова.

А "ходына" не имя, а производная от глагола "ходити". До Тмуторокани и обратно в Киев и так раза три. Такой бы "ходок" вполне мог именоваться "ходыной".


Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 15 мар 2016, 17:17
corvin
"ходына святъ" это определение Бояна? Зачем там тогда "и"?

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 15 мар 2016, 17:30
Лемурий
Боян связан с днем памяти Илариона, а ходына с Великим Никоном. Иларион Киевский он и "Боян" по дню Ангела и Никон после принятия схимы и удаления в Печерский монастырь.

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 15 мар 2016, 17:49
corvin
Да Вы можете связать хоть Бояна с Иларионом, ходыну с Никоном, схимика с митрополитом - абсурдность фразы от этого не уменьшится.

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 16 мар 2016, 01:41
PoslannikM
corvin, а чем вам не нравится моё разбиение на части этого отрывка? По крайней мере, в нём налицо присутствие смысла. А это, я считаю - самое главное в произведении. :D

"Рекъ Боянъ исход иный Святъслава,
Пъснътворца страдаго времени,
Яро славля Ольгова коганя:
Хоти!
Тяжко ти головы кромъ плечю,
Зло ти тълу кромъ головы -
Руской земли безъ Игоря".

Как раз перед этим в "Слове..." два старших половецких хана обсуждают именно его (Святослава Ольговича) дальнейшую судьбу в половецком плену (!) По-моему, здесь всё очень даже закономерно...

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 16 мар 2016, 03:02
Лемурий
corvin писал(а):Да Вы можете связать хоть Бояна с Иларионом, ходыну с Никоном, схимика с митрополитом - абсурдность фразы от этого не уменьшится.

В чём "абсурдность"? Иносказание о Иларионе (=Бояне) + иносказание о Никоне (=ходыне святом). Какой Ваш вариант?

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 16 мар 2016, 15:24
corvin
Абсурдность в том, что имя собственное объединяется союзом "и" с определением.
Тест испорчен. Можно предположить "рек Боян, желая [кого-то] славить ...", но очень предположительно.

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 16 мар 2016, 16:25
Лемурий
А почему Вы отвергаете реплику самого Автора в отношении Бояна?
Он же так уже делал выше в "Злато слове". А не диво ли, братья, старого заменить. Когда сокол молод птиц далеко сбивает. Такая же реплика от Автора.

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 19 мар 2016, 00:22
краевед
Лемурий писал(а):Вообще-то, в 1104 году подобное явление произошло и летописная братия, из которой и сам Автор, об этом прекрасно знала:

    "В се же лѣто бысть знаменье: стояше солнце въ крузѣ, а посредѣ круга хрестъ, а посредѣ креста солнце, а внѣ круга обаполы 2 солнци, надъ солнцемь же кромѣ круга дуга, рогома на сѣверъ... "(ПВЛ 1104)
Изображение Изображение
Природное явление паргелий = Миниатюра из Радзивилловской летописи за 1104 г. (л.152)

Обратите, кстати, внимание на употребление ОБАПОЛЫ как вне круга, по краям.

Уважаемый Лемурий, если признать тот факт, что в "Слове" фраза о четырех князьях - солнцах может являться намеком на какое-либо астрономическое явление, будь то гало или паргелий, то кроме фразы оба полы стоит обратить внимание на то, что оптическое явление 1204 г. стоит более близко как по времени написания "Слова", так и по количеству солнц, наблюдаемых древнерусским зрителем - четыре солнца и месяц. В 1104, как и в 1141 гг. наблюдалось только три солнца, как это было изображено на миниатюре из Радзивиловской летописи.

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 19 мар 2016, 14:11
Лемурий
краевед писал(а): стоит обратить внимание на то, что оптическое явление 1204 г. стоит более близко как по времени написания "Слова", так и по количеству солнц, наблюдаемых древнерусским зрителем - четыре солнца и месяц. В 1104, как и в 1141 гг. наблюдалось только три солнца, как это было изображено на миниатюре из Радзивиловской летописи.

Уважаемый краевед, зачем игнорировать очевидное? Паргелий всегда один и тот же: 1 солнце "в круге", солнечный "крест" в середине, 2 "солнца" обаполы (по краям) и 4-е - "рогами вверх". Всего, зрительно, 4 "солнца". Но к СПИ это не относится. "Солнцами" в СПИ названы князья - участники похода, которых было четыре, а не три и не два.

Re: Разгадка"Слова о полку Игореве..." - 6

СообщениеДобавлено: 19 мар 2016, 16:33
userdez
Лемурий писал(а): Паргелий всегда один и тот же: 1 солнце "в круге", солнечный "крест" в середине, 2 "солнца" обаполы (по краям) и 4-е - "рогами вверх". Всего, зрительно, 4 "солнца".

Подобным же образом, когда вокруг луны образуются круги, а вокруг солнца так называемые венцы, это знаменует или множество воздушной воды или веяние ветров. Или когда появляется то, что называют "анфилиями", то есть побочными солнцами, которые движутся вместе с солнцем, то это бывает знаком воздушных перемен — бури. Также и радужные столпы, простертые от облаков прямо, являют или дожди, или сильные бури,

http://old-ru.ru/02-7-41.html
ШЕСТОДНЕВ
ИОАННА ЭКЗАРХА БОЛГАРСКОГ
Слово четвёртого дня(окончание)

http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=5&manuscript=145&pagefile=145-0135
Л.132

Словеса Яна

СообщениеДобавлено: 30 мар 2016, 22:41
Лемурий
    В се же лѣто преставися Янь, старець добрый, живъ лѣтъ 90, въ старостѣ маститѣ, живъ по закону Божию, не хужий первыхъ праведникъ. У него же азъ слышахъ многа словеса, яже вписахъ в лѣтописиць... (ПВЛ. 1105)
То что "старые словеса" = летописные "словеса трудных повестей" временных лет - писано, переписано. Интересна в них роль Яна.