Слово о Пирогощей Игоревой.

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

О выборе Игорем церкви Пирогощей

Сообщение Лемурий » 24 июн 2011, 12:43

Изображение
В лѣто 6639.... заложилъ Мстиславъ церковь Святые Богородици Пирогощу (Радз.1131)

Игорь ѣдетъ по Боричеву къ Святѣй Богородици Пирогощей, как и писал выше, Игорь ехал по Боричеву НЕ к иконе, а к Церкви Мстислава. А вот почему Автор сделал для Ольговича Игоря такой "странный" выбор нам и предстоит выяснить.

Сумаруков Г.B. в книге "Кто есть кто в Слове о полку Игореве". М.: Изд. МГУ, 1983, с. 67-74 сделал анализ всех церквей Киева и не скрыл своего удивления по поводу столь политически некорректного выбора Игоря. Вот его аргументы:

- В Киеве великим князем был Святослав. Он был старшим князем Ольговичей. На северной окраине Киева Ольговичи имели свою резиденцию, в которую входили большой княжеский дворец, монастырь с Кирилловской церковью, где был похоронен дядя Игоря Всеволод, позднее в 1194 году здесь же будет похоронен Святослав. Летом 1185 года Святослав посылал сыновей против половцев, напавших на города Посемья. Русские полки подоспели вовремя, половцы убрались "восвояси"... Благодарность Игоря Святославу должна быть безмерной, Игорь должен был бы отслужить благодарственный молебен, причем наиболее подходящим для этого местом разумеется была Кирилловская церковь, однако, Игорь туда НЕ пошел;

- Киевской волостью (всей землей Руской) правил Рюрик (Василий).
"Рюрикъ...размысливъ с мужи своими, угадавъ бѣ бо Святославъ старѣи лѣты, и урядився с нимь:
съступи ему старѣшиньства и Киева, а собѣ возя всю Рускую землю...
"(Ипат.1180)
В то время фактической властью, как военной, так и политической, обладал Рюрик(Василий). При нем была построена Васильевская церковь, однако церковь Рюрика Игорь НЕ посетил;

- Не посетил Игорь и кафедральный Софийский собор - центр духовной и политической жизни древней столицы;

- Не посетил и патрональный собор Чернигова, исконной вотчины Ольговичей, Спасский собор ;

- В покаянной речи Игоря перед его пленением упомянуты его грехи перед переяславцами:
"Рече бо дѣи Игорь: " помянухъ азъ грѣхъı своя пред Господомь Богомъ моимъ, яко много убииство кровопролите створихъ в землѣ кресьяньстѣи, яко же бо азъ не пощадѣхъ хрестьянъ, но взяхъ на щитъ городъ Глѣбовъ у Переяславля..." (Ипат. 1185)
Покровителем Переяславля был архистратиг Михаил. В Киеве было три Михайловских церкви. В центре города стояла знаменитая Михайловская Златоверхая, в Выдубецком монастыре - вторая Михайловская и на Подоле, рядом с Пирогощей - третья. Можно было бы ожидать, что Игорь их посетит замаливая свои прежние грехи, к тому же Михаил Архангел считается не токмо архистратигом небесного воинства, но и покровителем воинов вообще... Однако Игорь НЕ пошел и в Михайловские храмы;

- Князь Игорь носил крестильное имя Георгий. 23 апреля 1185 года он выступил в поход в день Георгия Победоносца. В центре Киева рядом с Софийским собором была Георгиевская церковь, которую основал общий предок Мстиславичей и Ольговичей Ярослав Мудрый, однако и в эту церковь Игорь НЕ пошел;

- Сын Игоря Владимир носил крестильное имя Петр, казалось бы отец должен был проявить христианскую заботу о сыне, посетив церковь Петра, однако, Игорь этого НЕ сделал;

- Племянник Игоря Святослав носил крестильное имя Борис. О судьбе Святослава в плену после побега Игоря ничего не известно. В Киеве рядом с Пирогощей и Михайловской была церковь Бориса и Глеба, однако и туда Игорь НЕ поехал;

- Можно было бы предположить, что Игоря что-то связывало с Мстиславом Великим (Федором), заложившим Пирогощую, но в этом случае он должен был посетить Федоровскую церковь, где Мстислав и был похоронен, однако и эту церковь Игорь НЕ посетил;

- Пирогощая относится к богородичным храмам. В Киеве таких храмов было несколько. Десятинная церковь - первый каменных храм Руси, стоявший у начала Боричева спуска, однако Игорь проехал мимо.
Благовещенская церковь на Золотых воротах вблизи главного въезда в Киев, Успенский собор Печерского монастыря - грандиозное сооружение того времени, церковь Влахернской богородици - крупное здание у центра города, окруженное со всех сторон галереями. Однако из всех богородичных храмов Игорь выбирает пятый по счету небольшой приходской храм на торговой площади посада Подола;

Нетрудно заметить, что у любого из перечисленных патрональных храмов, имевших отношение к трем южнорусским центрам-городам или к великим и малым князьям, причастных к событиям Игорева похода, а также у любого из богородицких храмов были явные преимущества перед малозаметной посадской Пирогощей. Более того, Пирогощая, связанная с именем Мстислава Великого, была для Игоря тем храмом, посещение которого с дипломатической точки зрения представлялось нежелательным, поскольку Мстислав и его потомки были в недружественных, а порой во враждебных отношениях с Ольговичами. Но Игорь выбрал именно Пирогощую, предпочтя ее, против всех ожиданий, всем остальным. Иными словами, Игорь направился к той церкви, посещение которой представляется не только неожиданным, но и противоестественным...
----------
Сумаруков Г.B. Кто есть кто в Слове о полку Игореве". М.: Изд. МГУ, 1983, с. 72
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Konrad » 24 июн 2011, 13:10

Пирогоща на Подоле соотносилась бы с неким дохристианским святилищем хтонической, "низовой" в плане топографии сакрального мира богини, противоположной Перуну "гор Кыевъскыхъ" и сопутствующей подольскому хтоническому Велесу, чьим "внукомъ", то есть потомком, являлся Боян. То есть единственного женского божества Володимерова святилища - Мокоши, Матери Сырой Земли.
Что логично, ведь Игоря освобождают колдовские моления Ярославны:

Several attempts have been made to read the Igor Tale as a symbolic text. The main focus of these has been the “solar nature” of the male hero. This article, however, zooms in on the symbolic role of Iaroslavna. A meticulous analysis of her magical lament clearly shows Igor's wife to be a character that also gives voice to the Russian Earth. The article further demonstrates the relationship that exists between the “Plach” and the enigmatic end of the Slovo: Igor's visit to the Church of the Holy Mother on the Borichev. Given the knowledge that this site used to be the centre of the pagan cult of Rod and Zemlia, the author ventures to conclude that Iaroslavna and the Mother of God Pirogoshchaia constitute two aspects of the semi-pagan and semi-Christian cult of Mat' Syra Zemlia[Vereecken Jeannine. Jaroslavna, Voice of the Russian Earth. A Contribution to the Interpretation of the Igor Tale // Russian Literature. – Volume 66, Issue 4, 2009. – P. 483-499].
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Так и Русской земле без Игоря...

Сообщение Лемурий » 24 июн 2011, 13:54

Закончив анализ церквей Киева Сумаруков Г.В. делает вывод, что потребность посетить Пирогощую у Игоря была не возвышенно-религиозная, а сугубо материальная. Пирогощая была единственным купеческим храмом.

"К Пирогощей, этому единственному киевскому купеческому храму, Игорь направился, имея чисто практическую цель: получить от богатого киевского купечества все необходимое для восстановления своего войска, т.е. получить то, что не представили ему Святослав и Рюрик. Упоминание Пирогощей в "Слове о полку Игореве" дополняет Ипатьевскую летопись, указывая на деловую сторону пребывания Игоря в Киеве..." (Сумаруков 1983:72)

Начнем с того, что в летописях НЕТ ни слова о посещении Игорем Пирогощей - это токмо желание Автора СПИ.
Во-вторых, киевское купечество ни за что не дало бы пораженцу Игорю денег без гарантий, предоставленных теми же Рюриком и Святославом. В СПИ же так и написано:

Ту нѣмци и венедици, ту греци и морава поютъ славу Святъславлю, кають князя Игоря, иже погрузи жиръ, во днѣ Каялы, рѣкы половецкія, рускаго злата насыпаша...

Здесь очевидно причина выбора Ольговичем церкви Мстислава Великого другая: Автор желает прекращения вековой вражды Ольговичей с Мстиславичами "cтраны ради".

И здесь упускается одна важная деталь: в 1187 году, в год написания написания СПИ, была свадьба сына Игоря Святослава (оба багряная стлъпа погасоста и съ нима молодая мѣсяца, Олегъ и Святъславъ) и Ярославы - дочери того, кто владел "всей землей Руской" - Рюрика.

"Рюрикъ...размысливъ с мужи своими, угадавъ бѣ бо Святославъ старѣи лѣты, и урядився с нимь:
съступи ему старѣшиньства и Киева, а собѣ возя всю Рускую землю...
"(Ипат.1180)

Иными словами, Автор приведением Игоря к Пирогощей, образно принимает "голову" Игоря в стан Мстиславичей, "тела" "всей земли Руской".

«Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы». Руской земли безъ Игоря.
Солнце свѣтится на небесѣ – Игорь князь въ Руской земли.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Konrad » 24 июн 2011, 14:23

Моё личное мнение таково: Ваша гипотеза любопытна, конечно, хотя вызывает сомнения Ваша идеализация Мстиславичей, характерная вообще для великорусских книг, в них это своеобразный патриотизм, из серии - "Они ж наши, северо-восточные", равно как и попытка оторвать "страны ради" от "гради весели".
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Лемурий » 27 июн 2011, 15:16

"Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. ...".(Ис. 6:2)

Изображение
Андрей Рублев "Спас в силах", икона, 1410-е, ГТГ

Мстиславичи - "не худа гнѣзда шестокрилци"

Изображение
Фасадная скульптура Георгиевского Собора (Юрьев-Польский). Южный фасад.
из книги Г. К. Вагнер Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. г. Юрьев-Польский, М., "Наука", 1964, табл. V.


Далее святый Богослов, видя священное изображение шести крыл, означающее в первых, средних и последних Умах отрешенное и самое сильное стремление к Божеству; также видя множество их ног и лиц, и то, что они крыльями закрывали как ноги свои, так и лица, а средними производили беспрестанное движение, видя все сие, Богослов, от видимого восходил к познанию невидимого. В том видел он многообъемлющую и проницательную силу высочайших Умов, и святое их благоговение, каковое они имеют при дерзновенном, непостижимом испытании высочайших и глубочайших тайн; видел стройное, непрестанное и выспреннее движение, каковое существенно принадлежит Богоподражательным их действиям.
--------
Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. (Гл. XIII, §4) (По изданию 1893 г. Перевод с греческого.)


"В том видел он многообъемлющую и проницательную силу высочайших Умов", "самое сильное стремление к Божеству" = Храбрая мысль носитъ васъ умъ на дѣло. Высоко плаваеши на дѣло въ буести, яко соколъ на вѣтрехъ ширяяся... (о "Мстиславичах" Романе Мстиславиче и Мстиславе Романовиче)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Konrad » 28 июн 2011, 17:01

На мой взгляд, натянуто. Но это В А Ш А концепция, в ней Вы вольны во всем.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Лемурий » 28 июн 2011, 21:00

Так понимаю по существу возражения отсутствуют... будем ждать специалистов.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Konrad » 29 июн 2011, 13:13

Да вопросов много.
Допустимо ли сравнение князей с серафимами?
Бывает ли у ангелов гнездо? (Если да - то они там что, вылупляются из яиц, которые сносит не буду говорить кто?). На мой взгляд, именно гнездо свидетельствует в пользу птичьего понимания образа - не ангельского.
Насколько символика сокола вообще присуща тому времени и именно церковной литературе? Насколько помню, то многочисленные "бедуины", составившие Тору, Евангелие и всё прочее, как-то не очень соколиной охотой интересовались...
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Лемурий » 30 июн 2011, 11:28

Konrad писал(а):Допустимо ли сравнение князей с серафимами?

Если пишет клирик о княжеского "гнезда" под покровительством которого он находится, то "ДА". Обращаю внимание на икону Андрея Рублева "Спас в силах" (см. выше). Шестокрылы окружающие "Спасителя" не ключевые фигуры, а именно та поддержка, которая и создает ассоциацию СИЛЫ.

Konrad писал(а):Бывает ли у ангелов гнездо? (Если да - то они там что, вылупляются из яиц, которые сносит не буду говорить кто?)

Более того "Гнездо" "Шестокрылов" Мстиславичей противопоставляется "Гнезду" пардусов:

"аки пардужье гнездо" - родовое гнездо Святослава Ольговича (отца Игоря и Всеволода), известного "распространителя" пардусов (гепардов):

"..Олегъ [сын Святослава Ольговича] же еха напередъ къ Гюргеви и да е пардусъ..." (Ипат. 6655).
"...да Святославъ [Ольгович] Ростиславу пардусъ и два коня борза..." (Ипат. 6668)

В 1147 г. Святослав Ольгович подарил пардуса Юрию Долгорукому. В 1160 г. такой же подарок (пардус) сделал Святослав Ольгович Ростиславу.

Konrad писал(а):На мой взгляд, именно гнездо свидетельствует в пользу птичьего понимания образа - не ангельского.

А разве пардусы "птичьи образы" :?: А ведь у них в СПИ тоже свое "гнездо"...

Ровно как не "птичий образ" и "хороброе" "гнездо" Ольговичей, что в поле СПИТ.

Konrad писал(а):Насколько символика сокола вообще присуща тому времени и именно церковной литературе? Насколько помню, то многочисленные "бедуины", составившие Тору, Евангелие и всё прочее, как-то не очень соколиной охотой интересовались...

При чем тут "Тора"? Богословы переосмыслили библейские тексты на свой лад.

ц. Соломонъ растужился (як покрадено його жінку) и падъ на землю; и полетЂ по поднебесью яснымъ соколомъ и не нашелъ подъ небесным облакомъ, и пойде по землЂ лютым звЂремъ и нигдЂ не обрЂте, и поплы щукою въ море и не нашелъ. И бысть печаленъ”, Тихонрав. Лет. р. лит. и древн. т. IV, р. 1862, с. 118, вар. див. ПСтРЛ, III, с. 67 - цит. по Володимир Перетц - Слово о полку Ігоревім
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Konrad » 01 июл 2011, 17:13

Пока что принято. Хотя апокриф явно местный, и, хоть из христианской среды, но не богословский. Кстати, как видите, положительно превращение не только в сокола, но и в лютого зверя. По моей версии, пардуже гнездо скопировано со змеиного гнезда, коему подобает находиться в нижнем ярусе мироздания - там, где у скифов находились по канонам их звериного стиля хищные кошачьи.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Лемурий » 01 июл 2011, 17:39

Konrad писал(а):Кстати, как видите, положительно превращение не только в сокола, но и в лютого зверя...

Хорошее замечание, если бы не одно НО, Всеслав Лютым Зверем действует на седьмом апокалиптическом веце, а это в сочетании с его участием в "жатве плевел" = "ток на Немиге" - недвусмысленный намек.

Konrad писал(а):пардуже гнездо скопировано со змеиного гнезда...

У Срезн. именно это значение "гнезда" не объяснено

Изображение

А змеи расползаются, а не распространяются. Но можно написать о "пардужем гнезде", если были случаи неоднократного дарения/продажи пардусов из ОДНОГО родового "гнезда"...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Konrad » 01 июл 2011, 17:49

Ну у меня же другой взгляд на Всеслава - для меня это не намек.
Зато в заговорах змеиное гнездо присутствует.
Для меня лично это убедительнее, чем отождествление с поздними понятиями типа "дворянского гнезда".
Кстати. В древнерусских апокрифических памятниках половцы - куманы - сравниваются с гепардами и отождествляются с ними: «куманинъ пардусъ есть, угринъ рысь есть…», «куманинъ пардусъ, българинъ быкъ, сръбинъ вълкъ» (Перетц, с.263).
А Срезневский в данном случае не авторитет - он не приводит значения, а истолковывает сам, базируясь лишь на поэме и зависимом от неё вторичном и компилятивном памятнике.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Konrad » 01 июл 2011, 18:02

Страны рады, града весели. Ипатьевская летопись отмечает радость, с которой во всех городах встречали вернувшегося из плена Игоря: «...иде же во свои Новъгородъ, и обрадовашася ему. Из Новагорода иде ко брату Ярославу к Чернигову... Ярослав же обрадовася ему... и радъ бысть ему Святославъ, такъ же и Рюрикъ сватъ его» (Ипат. лет, Стб. 651).
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Лемурий » 01 июл 2011, 18:12

Konrad писал(а):Для меня лично это убедительнее, чем отождествление с поздними понятиями типа "дворянского гнезда".

Отчего же с поздними? Вы же "дремлят Ольговичи - хороброе ГНЕЗДО" к фауне не отнесете, а это, меж тем, памятник древнерусской литературы.

Konrad писал(а):В древнерусских апокрифических памятниках половцы - куманы - сравниваются с гепардами и отождествляются с ними: «куманинъ пардусъ есть, угринъ рысь есть…», «куманинъ пардусъ, българинъ быкъ, сръбинъ вълкъ» (Перетц, с.263)..

Издание у Перетц какое? Этак ссылка на то же СПИ может быть...

Konrad писал(а):А Срезневский в данном случае не авторитет - он не приводит значения, а истолковывает сам, базируясь лишь на поэме и зависимом от неё вторичном и компилятивном памятнике.

Ещё какой АВТОРИТЕТ. Опыт его не за какие деньги НЕ купишь...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Лемурий » 01 июл 2011, 18:15

Konrad писал(а):Страны рады, града весели. Ипатьевская летопись отмечает радость, с которой во всех городах встречали вернувшегося из плена Игоря:

Про радость согласен, но Вы упускаете слово РАДИ. К Мстиславовой Пирогощей Автор посылает Ольговича Игоря "Страны РАДИ"...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 36

cron