Слово о Пирогощей Игоревой.

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Konrad » 01 июл 2011, 18:46

Под змей из заговоров всё равно хорошо подходит... Они там семьями, причем правительскими, "царь" и "царица".
Нет, это "Разумник", из второго тома "Памятников отреченной литературы".
Я бы и рад земляку Срезневскому поверить - если бы были у него примеры из иных текстов, не из "Слова о полку Игореве" и зависимых от него.
Кстати, там вроде иные словари издавали, более поздние. Надо бы в них поглядеть.
Летописные примеры не оставляют причин для сомнений в том, что "ради" - это множественное число прилагательного "радъ":
1097: И приде Святополкъ с Давыдомь Кыеву, и ради быша людье вси: но токмо дьяволъ печаленъ бяше о любви сей. Пов. врем. лет, 171 (1377 г. ~ нач. XII в.). 1180: По сем же Святославъ приѣха с Новгородьци, и ради быша ему братья его. Ипат. лет., 621 (XV в.). И приѣхаша въ домъ ко отцу своему и къ матери; отецъ же его и мати ради бысть зѣло, сождавъ своего сына, преславного Девгения. Девг. Д., 163 (XVII—XVIII вв. ~ XII—XIII вв.).
Контекст, кстати, очень похожий. Так вот это слово выглядело в киеворусском языке. И именно это произношение сохраняют мой родной украинский язык и зависящие от него говоры соседних языков:
Ср. Миртов (Дон. слов.): Ради — рады. Сл. соврем. рус. нар. говора: Рад, -а, им. мн. ради... Ан’и рад’и, што ана аттел’ уйехала. Гринченко (Сл. укр. мови): Рад — радий. Радий — рад, веселый, довольный... Всі ворогі раді з того, що нема чумака мого.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Лемурий » 02 июл 2011, 09:04

А здесь то самое двойное прочтение, которое не раз встречается в СПИ.

Всё зависит о того, в каком числе рассматривать слово "Страны" (им. пад. мн. ч.) или (род. пад. ед. ч.)

◊ Ради — им. пад. мн. ч. ◊ Страны — им. пад. мн. ч. = Страны - РАДЫ, Города - ВЕСЕЛЫ.

а любо:

Срезн.
Изображение

◊ Страны — род. пад. ед. ч. РАДИ
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Konrad » 02 июл 2011, 16:42

Останусь покуда на общепринятой точке зрения. Тем более, что мотив возрадовавшихся всех, всех, всех очень важен в колядках и щедривках:

Гей здоров же був Наш Господарю
Приспів: Славен єси Славен єси
Наш Милий Боже та й на Небеси!

Чи спішили же а чи так не чуєш
Застеляй Столи клади Колачі
Будуть до Тебе Три Гості разом
Перший Гостонько Ясне Сонечко
Другий Гостонько Ясний Місяцю
Третій Гостонько Дрібен Дощичок

Ясне Сонечко чим похвалишся
- А як ізійду рано на Зорі
Возрадується весь Мир Хрещений

Ясен Місяцю чим похвалишся
- А як ізійду я Серед Ночі
Возрадується весь Звір у Полі
Весь Звір у Полі ще й Риба в Морі

Дрібен Дощик чим похвалишся
- А як упаду тричі на маю
Возрадується Жито-Пшениця
Жито-Пшениця всяка Пашниця
А за цим Словом тай бувай здоров...

Хорс - бог Луны, согласно Аничкову и Боровскому. Интересны в связи с Всеславом и Хорсом образы зверя в поле, а также моря, неотделимого от Тмуторокани. Присутствуют в поэме и упоминания о дожде из стрел, и о хлеборобстве, причем рядом. Игорь - Даждьбожий внук, потомок Солнца, как древние цари скифов и правители родственных им раджпутов. Его возвращению рано на заре "весь мир" человеческий радуется...
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Лемурий » 03 июл 2011, 23:53

Konrad писал(а):Хорс - бог Луны, согласно Аничкову и Боровскому. Интересны в связи с Всеславом и Хорсом образы зверя в поле, а также моря, неотделимого от Тмуторокани. Присутствуют в поэме и упоминания о дожде из стрел, и о хлеборобстве, причем рядом. Игорь - Даждьбожий внук, потомок Солнца, как древние цари скифов и правители родственных им раджпутов. Его возвращению рано на заре "весь мир" человеческий радуется...

В том издании, где Мартынов, перед его статьей есть статья В.Н.Топорова "Об иранском элементе в русской духовной культуре". И смотря на то, что он выводит заимствование иранских элементов на Руси через хорезмский гарнизон Киева ( no comments) у него есть замечательное примечание:

и постави кумиры на холму внѣ двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, усъ златъ, и Хърса Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь... (Лавр. 980)


В.Н. Топоров пишет (с.28), что
"Шесть имен богов соеденины четырьмя (вместо ожидавшихся пяти!) союзами и... Нарушение автоматизма наблюдается только в одном месте: "Хърса Дажьбога": между этими именами (и только между ними) нет ни союза И, ни точки. Учитывая это исключительное обстоятельство и то, что Хорс и Дажьбог обладали одной и той же фунцией ("солнечной"), уместно предположить, что это "исключение" не случайность. Если это так, то можно думать о своего рода ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ Хорса и Дажьбога... дифференцированных по этнокультурному признаку (иранский Хорс, русский Дажьбог)..."
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Konrad » 04 июл 2011, 09:37

Я не разделяю "солнечную" этимологию Хорса по многим причинам, в том числе и потому, что есть другая, более убедительная, которая роднит его с иранизмом славянских языков "хороший", опираясь не на среднеперсидский апеллятив, а на аланскую и осетинскую лексему с таким же значением и прилагавшуюся именно к божеству. Это тем более интересно, что Хорс, по одной из версий, есть в надписи арамейскими буквами на скифской посудине, а по прочтению одного из авторитетных исследователей, упоминается как личное аланское имя в Зеленчукской надписи 12. века. Об этом подробнее будет в одной из моих статей.
Отождествлять Хорса и Даждьбога считаю неуместным, да и ненужным. В Хорсе, следом за Аничковым и Боровским, вижу Бога Луны, который вполне должен был зваться "хорошим". А еще Месяц в фольклоре - "казачье (чумацкое) солнце", ибо светит тем, кто передвигается на дальние расстояния даже по ночам, как Всеслав. Именно эту статью Топорова критикуют многие, потому что она построена на натяжках и допущениях, представляя собой преимущественно историографический интерес. Кстати, в ней он отходит от многих собственных построений, к которым потом возвращается снова...
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Лемурий » 04 июл 2011, 10:29

Konrad писал(а):Я не разделяю "солнечную" этимологию Хорса по многим причинам, в том числе и потому, что есть другая, более убедительная, которая роднит его с иранизмом славянских языков "хороший"...

Есть и эта версия у Топорова. Но в СПИ Хорс указан как ЛИЧНОЕ ИМЯ, а не как прилагательное.

Konrad писал(а): Хорс, по одной из версий, есть в надписи арамейскими буквами на скифской посудине, а по прочтению одного из авторитетных исследователей, упоминается как личное аланское имя в Зеленчукской надписи 12. века. Об этом подробнее будет в одной из моих статей.

Вот с этого и надо было начинать, тем более это по Вашей специализации... В беседе трех святителей есть строки:
Иванъ рече: отъ чего громъ сотворенъ бысть? Василiй рече: два ангела громная есть – елленскiй старецъ Перунъ и Хорсъ жидовинъ, два еста ангела молнiина.
-------
"Беседа трех святителей" //Щапов А.П. Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия (православного и старообрядческого) // Щапов А.П. Сочинения. СПб., 1906, т. I, c.52

Странно вот что: у иудеев, как Вы знаете, Бог ОДИН. Говорить о "Хорсе жидовине" значит либо "обвинять" иудеев в поклонении идолам, либо здесь не значение принадлежности Хорса иудеям, а иносказательное прилагательное "языческий" о чем писал Васильев (ссылка ниже): "древнерусское жидъ, жидовинъ имело, помимо значения 'еврей, иудей', также 'язычник'...." и вот Ваши находки именования Хорса на арамейском совсем по другому "прольют свет" на эту версию, но важен не сам факт написания, а КОНТЕКСТ. Может там на арамейском написано, что победил Господь Хорса персидского... Поэтому жду продолжения.

Konrad писал(а): Отождествлять Хорса и Даждьбога считаю неуместным, да и ненужным.

Так речь не идет об отождествлении, а об эквивалентности функций этих богов у разных народов.

Konrad писал(а): Именно эту статью Топорова критикуют многие, потому что она построена на натяжках и допущениях, представляя собой преимущественно историографический интерес. Кстати, в ней он отходит от многих собственных построений, к которым потом возвращается снова...

Согласен. Но есть и другие статьи. Васильев М.А. Особенности формирования и развития восточнославянского язычества, например. Здесь
Хорс = персидское xCorsed/xCursed 'Солнце-царь' или 'сияющее Солнце', что куда больше подходит по этимологии имени, чем прилагательное "хороший".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Konrad » 04 июл 2011, 17:14

А оно и было личным именем, субстантивированным из прилагательного... "Хороший", "добрый" Бог, приносящий добро - иронское хварс, дигорское (более архаичный диалект, близкий к скифской, сарматской и аланской речи) хорс. У украинцев до начала ХХ века "Хорсом", "великим Хорсом" полушутливо называли благодетеля, благотворителя.
Хорс = персидское xCorsed/xCursed 'Солнце-царь' или 'сияющее Солнце' - двуосновное слово, вторая основа совпадает с хазарским титулом шад, она дала бы в славянском принципиально иное образование, оставив бы при распаде "хор" или "хур", но не "хорс". В той же Зеленчукской надписи есть имя Хорс, имя Анбал, известное нам из летописи как имя алана, убившего Андрея Боголюбского, и имя Багатар, родственное нашему "богатырь".
Представление о двух Солнцах в фольклоре нигде не зафиксировано, а вот появление в воинском капище (не пантеоне) Володимира Бога Месяца вполне логично. Бог Грозы - и войны, Бог Солнца, Бог Луны, Бог ветра, Великая Богиня, которую почитали в ходе посвящения воинов, и Крылатый Пес Громовержца...
Мне также кажется в высшей мере абсурдным мнение, восходящее к Аничкову и Касторскому, что Боги Володимира принадлежали разным народам. Оно не только противуестественно, но и противоречит письменным и фольклорным источникам, фиксирующих этих же Богов у каждого славянского народа. Тот же Хорс есть у украинцев по всей территории, у сербов, у чехов, полабов... Естетственно, что никто из них не бегал к раннесредневековым хазарам, хорезмийцам или аланам с просьбой научить их поклоняться их Божеству и всё о нём рассказать. И естественно также, что это божество, как и Бог, Даждьбог, Стрибог, Троян, упомянутые в поэме, унаследованы от тех иранцев, которые в глубокой древности приняли участие в славянском этногенезе.
Контекст написания отсутствует. Господа христиан или иудеев там тоже нет. Просто "Хорс" на глиняном горшке, и модификация арамейского дукта, применененная там, является приспособленной для передачи звуков иранской речи, с ближневосточными этносами не связана.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Лемурий » 05 июл 2011, 12:25

Konrad писал(а):Бог Грозы - и войны, Бог Солнца, Бог Луны, Бог ветра, Великая Богиня, которую почитали в ходе посвящения воинов, и Крылатый Пес Громовержца...

Хорс Дажьбог записаны в ПВЛ, НЕ через соединительный союз "И", а в Вашем варианте: Бог Луны-Солнца, что уже ставит под вопрос подобное разделение. Это примерно как Гелиос-Аполлон, а не И Гелиос, И Аполлон. Или Гелиос-Феб и т.д.

Konrad писал(а):Мне также кажется в высшей мере абсурдным мнение, восходящее к Аничкову и Касторскому, что Боги Володимира принадлежали разным народам...

Безусловно к одному народу, но "пришли" они разными путями. Один бог Солнца (Хорс) пришел от скифов, имеющих древнеиранские корни, другой Дажьбог со славянами из Европы.
Вспомните в юго-славянского переводе "Хроники Иоанна Малалы" (конец I и начало II книги). В глоссарии славянским переводчиком пояснено: египетский царь "Гефест" ( Ἥφαιστος) в переводе "Феост" и пояснено "Сварог", а сын его и наследник его царства "Гелиос" (Ἥλιος) переведен как "Солнце" и пояснен именем "Дажьбогъ" и "Даждьбогъ". Эти глоссы славянского переводчика были переписаны при составлении ПВЛ в редакции 1118 г.
В зонах смешивания скифской и славянских культур появились ДВА эквивалентных бога Солнца. Ни одного из них не забыли.

Konrad писал(а):Даждьбог, Стрибог, Троян, упомянутые в поэме, унаследованы от тех иранцев, которые в глубокой древности приняли участие в славянском этногенезе...

Ну с Θraētaona от Θrita (третий, тройной, тройственный) и Трояном вопрос ясный. Но насчет славянских богов Дажьбога и Стрибога - очень сомневаюсь в их иранском происхождении.

Konrad писал(а):Контекст написания отсутствует. Господа христиан или иудеев там тоже нет. Просто "Хорс" на глиняном горшке, и модификация арамейского дукта, применененная там, является приспособленной для передачи звуков иранской речи, с ближневосточными этносами не связана.

Давайте начнем с того: где горшок найден и каким веком датирован ? Также прорисовка надписи и рисунка не лишними были бы... Если это скифское захоронение - ничего удивительного нет.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Konrad » 05 июл 2011, 19:53

Нигде в фольклоре нет двух эквивалентных Богов Солнца, хотя должны были хоть как-то оставить след. В западноукраинском фольклоре зато зафиксировано название Луны "Хорс", а колдовского превращения в волка с её участием - "хорсування". Я бы не придавал значения этому соединительному союзу, по-моему, это словесная эквилибристика, не более.
Об иранском происхождении названий Даждьбог и Стрибог еще Якобсон, а также Шмидт и Пирхеггер писали. Само слово Бог является иранизмом... Как и Див, как и некоторые мнимые тюркизмы. У пантюркиста Баскакова даже Велес - тюркизм. Что, Велняс балтов - тоже?
Что касается надписи, то разрешите отложить это до времени выхода моих публикаций. Неохота заранее светить.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Лемурий » 06 июл 2011, 09:46

Konrad писал(а):Нигде в фольклоре нет двух эквивалентных Богов Солнца, хотя должны были хоть как-то оставить след.

В Греции мирно "уживались" и Гелиос и Феб. В Риме Аполлон и Митра. Подобные примеры есть чуть ли не по каждой мифологии...

Konrad писал(а):В западноукраинском фольклоре зато зафиксировано название Луны "Хорс", а колдовского превращения в волка с её участием - "хорсування".

Вот это уже аргумент. Какой источник?

Konrad писал(а):Как и Див, как и некоторые мнимые тюркизмы..

Заимствование Симурга из древнеиранской мифологии - это токмо версия, хотя не скрою, достаточно убедительная.

Изображение
Sēnmurw — династийный символ Сасанидов

Изображение
Грифон и семарглы начала XII века(Суздальские врата)

Konrad писал(а):У пантюркиста Баскакова даже Велес - тюркизм.

:D

Konrad писал(а):Что касается надписи, то разрешите отложить это до времени выхода моих публикаций. Неохота заранее светить.

Тогда ПЕРВЫЙ в очереди, когда тираж выйдет в свет.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Konrad » 06 июл 2011, 13:16

Ну, Греция - это одно, а Митра в пантеон римских богов не входил так же, как Христос - в славянский. И мирно уживаться (в виде полутайного воинского культа) он начал довольно поздно.
Источник надежен. Я лично знаю человека, это зафиксировавшего. Он украинец, живет в Беларуси, пишет книги, проводил профессиональные этнографические исследования знахарства и народной магии Подолии, Буковины и смежных украинских территорий. Серьезный, опытный и очень критичный этнограф. Кроме того, память о Хорсе фиксировалась и ранее - на Бойковщине, в Галиции. Кстати, судя по телефонному справочнику, в Полтаве живут люди с фамилиями Перун, Перунов, Троян и... Хорс. У чехов это тоже фамилия до сих пор. Уж понятно, что хорезмийцы чехов не просвещали...
К жидовству Хорса. В середине XVII века у сибирского крестьянина Артемия Сакалова, арестованного по подозрению в отклонении от православия, была обнаружена «бумашка на осмушке листа» с текстом заговора; в следственном деле этот текст фигурирует под названием «О жидовском еретике Перуне» [Покровский Н.Н. Исповедь алтайского крестьянина // Памятники культуры. Новые открытия (письменность, искусство, археология. Ежегодник, 1978. Л., 1979)].
Я о Диве, а не о Симаргле, отдельно от последнего. Буду писать в статье.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Лемурий » 06 июл 2011, 19:48

Konrad писал(а):К жидовству Хорса. В середине XVII века у сибирского крестьянина Артемия Сакалова, арестованного по подозрению в отклонении от православия, была обнаружена «бумашка на осмушке листа» с текстом заговора; в следственном деле этот текст фигурирует под названием «О жидовском еретике Перуне» [Покровский Н.Н. Исповедь алтайского крестьянина // Памятники культуры. Новые открытия (письменность, искусство, археология. Ежегодник, 1978. Л., 1979)]

Лишнее свидетельство о чем писал М. А. Васильев:
...древнерусское жидъ, жидовинъ имело, помимо значения 'еврей, иудей', также 'язычник'....
---------
Васильев М.А. Особенности формирования и развития восточнославянского язычества
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Konrad » 06 июл 2011, 20:01

Именно.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение краевед » 04 авг 2013, 23:59

Хорошо известно, что церковь Богородици Пирогощей находилась в Киеве на Подоле, но об этом можно узнать не только из исторических источников, но и из тайнописных чтений самого "Слова". Название места нахождения Пирогощей указано автором на удивление точно - ПОДИЛ. Неужели случайность?

Код: Выделить всё
тяжкотиголовыкромеплечюзлотителукроме
головырускоиземлибезъигорясоЛнцесветитсяна
небесеигорькнязьвърускоиземлИдевицыпоютъ
надунаивьютсяголосичресъмореДокиеваигорь
едетъпоборичевукъсвятеиБОГОРОДИЦИПИ
РОГОЩЕИстранырадиградивеселиПевше
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Слово о Пирогощей Игоревой.

Сообщение Валерий Колесников » 09 авг 2013, 17:45

краевед писал(а):Хорошо известно, что церковь Богородици Пирогощей находилась в Киеве на Подоле, но об этом можно узнать не только из исторических источников, но и из тайнописных чтений самого "Слова". Название места нахождения Пирогощей указано автором на удивление точно - ПОДИЛ. Неужели случайность?
[/code]

«ИГОРЬ ЕДЕТЪ ПО БОРИЧЕВУ КЪ СВЯТЕЙ БОГОРОДИЦИ ПИРОГОЩЕЙ. СТРАНЫ РАДИ, ГРАДИ ВЕСЕЛИ …».
Следует сказать несколько слов о церкви Пирогоща, которая была якобы заложена в Киеве в 1131 г. князем Мстиславом Владимировичем. Все выдумки о ней появились только после обнаружения рукописи «Слова». Позднее появились и другие инсинуации по поводу её строительства на «торговище» в центре Подола и освящения её в честь святой богородицы Пирогощи, икона которой была якобы привезена из Константинополя вместе с иконой «Владимирской богоматери». Расположена церковь была, по мнению некоторых историков, внизу на Подоле, по дороге из Киева к Вышгороду, ведущей к перевозу через Днепр у устья Десны, при следовании в Чернигов. Если рассматривать такой вариант как основной, то получается, что Игорь не въезжал торжественно в Киев, а непонятно почему уезжал из него в Чернигов(?). Возьму на себя смелость сказать, что всё это неправда. Со словом «Пирогоща» произошла такая же метаморфоза, что и со словом «Словутицю», "Сеуримом", впрочем, как и с «Софийским собором» в Полоцке, а Владимирскую икону присовокупили сюда для большей авторитетности, ведь по преданию она была написана самим евангелистом Лукой. Скорее всего, первоначально мусин-пушкинские переводчики не смогли правильно понять смысл этой фразы и перевели её одним словом – «Пирогоща». В данном случае надо учитывать, что в конце XVIII века сформировался целый пантеон «богородиц» и это понятие, первоначально относившееся к одной иконе, растворилось в десятках «богоматерей» по числу её чудотворных икон. Святые образы матери божьей стали своего рода «градохранительницами», небесными покровительницами большинства русских городов, отводившие от них различные напасти, такие как вражеские нашествия, чуму, неурожай и природные катаклизмы. В «Православном церковном календаре на 1916 год» были упомянуты уже 212 таких икон. Характерно, что лишь немногие из этих икон носят христианские названия, отражающие строго догматический взгляд на богородицу: «Слово плоть бысть», «Блаженное чрево», «Благовещение», «Всеблаженная» и т. д. Значительная же часть чудотворных богородичных икон названа в соответствии с языческим истолкованием места Богородицы в христианском культе: «Взыскание погибшей», «Вододательница», «Всех скорбящих радосте», «Животодательница», «Избавление от бед», «Неопалимая купина», «Скоропослушница», «Споручница грешных», «Целительница» и т. п. Вероятно, поэтому Бантыш-Каменский и Малиновский в процессе работы над переводом «Слова» посчитали, что в те далекие времена в честь этой святой могла быть освещена некая второстепенная церквушка, к которой и едет «малозначительный» новгород-северский князь Игорь, чтобы поблагодарить Богородицу «Пирогощу» за своё чудесное освобождение. К тому же надо учитывать, что Мусин-Пушкин переводил текст в узком кругу единомышленников, не вынося те или иные рабочие моменты и вопросы на всеобщее обсуждение.
Это словосочетание, по-видимому, следует перевести следующим образом: «Игорь едет по Боричеву к Святой Богородице». (точка) Чтобы понять, к какому храму едет Игорь, обратимся к Лаврентьевской летописи, в ней под 1037 годом читаем: «Заложи Ярослав город великыи Кыев, у него же града суть Златая врата; заложи же и церковь святыя София, митрополью, и посемь церковь на Золотых воротех св[ятая] Богородица Благовещенье, посемь св[ятого] Георгия монастырь и св[ятой] Ирины». (Лаврентьевская летопись под 6545. Ранее в Воскресенской: «Великий князь Ярослав митрополию устави».)
Значит, поднявшись от Днепра по Боричеву взвозу (нынешнему Андреевскому спуску) к городу, Великий князь Игорь торжественно въехал в столицу через Золотые ворота – парадный въезд города.
Изображение
Золотые ворота в Киеве. Реконструкция Н. Холостенко. Первый вариант.

Изображение
Золотые ворота в Киеве. Литография В. Тимма (1851).

http://www.russiancity.ru/hbooks/h063d.htm

Это грандиозное сооружение было увенчано золотым куполом вышеназванной церкви. Надвратная церковь была воссоздана советскими реставраторами в конце XX века в виде четырёхстопного одноглавого храма, аспиды которого устроены в толще стен и не выступают на фасаде. Для облегчения сводов использовались кувшины – голосники, улучшающие акустику. Внутри церковь была украшена мозаикой и фресковой росписью. Вплоть до средины XVII в. Золотые ворота служили главным въездом в Киев, своего рода триумфальной аркой, где в 1648 году по старой традиции толпы киевлян восторженно встречали героя национально-освободительной борьбы украинского народа Богдана Хмельницкого после его победы под Желтыми водами. А в 1654 году, ознаменованном воссоединением Украины с Россией, через Золотые ворота торжественно въехало в Киев русское посольство.
Само же слово «Пирогоща» в конце произведения – это, вероятно, сокращённое словосочетание, и его надо понимать, как фразу: «Пир горой, угощения!», далее восклицательный возглас продолжается в рифму: «Страны рады, города веселели». То есть после прибытия князя Игоря в Киев в стольном граде наступил всеобщий праздник и всенародное ликование, всех людей при этом «от мала до велика пиром угощали». Вместе с нашим народом радовались и все дружественные нам страны, и все русские города при этом тоже веселились. Подобный финал был характерен для большинства древнерусских произведений эпического характера, где добро всегда побеждает зло, и всё завершалось богатым, весёлым всенародным пиром. Страны, о которых идёт речь, и народы, живущие в них, Автор ранее уже перечислял в своей песне, это немцы, морава, греки, венедецы, к ним ещё можно добавить жителей Словении, Сербии и Болгарии. Все эти страны были в то далёкое время заинтересованы в стабильности на Руси, потому что от неё зависели их независимость, процветание и благополучие. Жители других городов Киевской Руси и княжеств тоже веселятся, они рады, что ситуация с престолонаследием наконец-то разрешилась мирным, а главное законным путем. Возвращение Игоря в Киев сразу же разрядило политическую обстановку, и страсти между основными претендентами на трон на время улеглись, а значит многочисленных людских жертв и братоубийственной войны в стране удалось избежать.
Принимая такое предположение перевод этого отрывка будет выглядеть следующим образом:

Игорь едет по Боричеву
К Святой Богородице (Благовещенье)!
Кругом пир горой, угощения!
Страны рады, города веселели,
Певшие песнь старым князьям, а потом молодым.

Далее в песне идёт здравица царствующей на то время правящей династии. В этом ряду мы уже не видим Великого Киевского князя Святослава – «Грозного». Возможно, он отошёл от дел или ушёл в мир иной, недаром некоторые исследователи рассматривают его «золотое слово» как своего рода политическое завещание. Нет в этом списке и его родного брата Ярослава Черниговского. Зато кроме Игоря в этом списке мы видим Буй-Тур Всеволода, бывшего нетерпеливого претендента на киевский престол. Именно он занимает в этом списке второе место, следовательно, только он после смерти Игоря сможет занять Великокняжеский стол. На третьем месте стоит старший сын Игоря, Владимир, который также имел право на великое княжение, вероятно, он со временем и станет Великодержавным правителем. Этот список из трёх князей наводит на мысль, что в будущем верхушка власть имущих снова столкнётся с серьёзным противоречием, заложенным в «Лествичном праве». И снова возникнет спор за высшую власть между младшим по возрасту племянником (сыном Игоря) и старшим по возрасту дядей (Всеволодом). И возможно в том споре победит третья сила, которая впоследствии позаботится о своей исторической легитимности. Историю-то пишут победители. А судя по тому, как мы мало знаем про Святослава «Грозного», про Игоря и его сына Владимира, и много знаем про то, что вся древняя история Руси вертится вокруг династии Рюриковичей, то победили в борьбе за Киевский престол Рюрик с Давидом, и власть на первом этапе они поделили между собой.
Валерий Колесников
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 439
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 13:36

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 20