Конь в полуночи

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Конь в полуночи

Сообщение Евгений Беляков » 16 дек 2009, 16:23

Нашел следующие рассуждения о смысле имени бога ХОРС у А.Фаминцына в кн. "Божества древних славян":

Под именем Horsgok подразумевался в старину конь. Буквальный смысл только что приведенных скандинавских названий кулика Гримм передает словом «Pferdeguguk», конская кукушка.2 На английском языке конь и ныне называется horse. Следовательно, слово хоре, столь распространенное между юго-западными и западными славянскими народами и германцами, скандинавами, англосаксами и др., значит конь; отсюда заключаем, что Хоре M a p с = Конь Марс.3 Такое значение этого прозвища совершенно совпадает с культом Марса, которому, как солнечному божеству, ежегодно приносился в жертву конь, и к эмблемам которого принадлежал конь, точно так же, как и бык, волк и дятел. «Мы знаем из Риг-Веды, — замечает Ефименко, — что первоначальной зооморфической формой утреннего или весеннего солнца были конь и конская голова, как символ быстроты, с которою распространяется свет... Представление солнца в виде коня обще многим народам: так, у персов оно представ-

Hoffmann. Enc. d. Erdk., Головацкий. Геогр. слов., Sabljar. Miestop. riecn., Masselin. Diet. Gen. d. geogr. См. соответств. названия.

2 Deut. Myth. 153, 780; N. 69. 380. — Horsho-mara (швед.) переводится Pferdemar. Афанасьев. Поэт. воз. III, 296.

3 В пользу родства между словами древней надписи «Horse Marte» и названием горы Horselberg говорит связанное с этой горой сказание о .Гольде или Венере, которая в римской мифологии сочеталась именно с Марсом.

208

лялось в образе белого, быстро бегущего коня, у скандинавов — в виде светлогривого коня».1 О подобном же представлении «солнцева» коня у западных славян я говорил выше (стр. 180—181). Не отсюда ли и название одного из поколений сербского народа —коновляне? Конской голове народом приписывалось, как в Германии, так и повсеместно у славян, особенное значение. Доказательством тому служит еще и в наше время не забытый во многих местах обычай — украшать крыши домов коньками, т. е. изображениями одной или двух конских головок.2 В Риме голова коня, принесенного в жертву Марсу (во время октябрьского праздника в честь этого бога), прикреплялась к башне или к стене,3 очевидно, с целью предохранить соответствующую часть города от невзгод. Конский череп, воткнутый на шест, на месте ночлега табуна, по верованию белоруссов, защищает его от опасности;4 головы лошадей (и коров), насаженные на заборах вокруг конюшен и хлевов, охраняют стада от моровой язвы, а положенные в ясли — отгоняют злых духов из конюшен у вендов. В Поднестровье втыкают кобылью голову на кол плетня в огороде, «чтоб все родило». Конская голова играет в разных местах России важную роль как предохранительное от всяких бед и недугов средство: ее зарывают в плотине, чтобы последнюю не размыло в половодье (на Украине), конскую голову бросают на Ивановский костер, чтобы отогнать нечистую силу, конский череп кладут под изголовье страдающего лихорадкой т. п.5 В Ефремовском уезде (Тульск. губ.) находится Конь-камень, вокруг которого совершается обряд «опахивания» во время скотского падежа; у другого Коня-камня, на острове Коневце (на Ладожском озере), еще в XV веке приносили в жертву коня.6

Ввиду столь важного, повсеместно распространенного мифологического значения коня, можно заключить, что слово Hors или Hros, тем более сопоставленное с Марсом (Horse Marte), действительно означало коня.

Если бы можно было указать естественный путь проникновения этого слова под видом Хоре, Хърс или Хръс на киевский Олимп, О Яриле. 81—82.

2 См. статью Стасова: «Коньки на крест, крыш.» и «Коньки» — дополнение к этой статье: в Изв. Археол. Об. III, IV.

3 Preller. Rom. Myth. I, 366—367.

4 Древлянский. Белор. н. пред. 86—87.

5 Афанасьев. Поэт. воз. I, 635—637. Обычай втыкать на кол над воротами головы жертвенных животных, для защиты дома от злых духов, известен был в старину и у болгар. Раковский. Показал. 34.

6 Снегирев. Русс. пр. праз. I, 15—16.

209

то сопоставление его с Дажьбогом,—Хоре Дажьбог—вполне соответствующее древнеумбрийскому «Horse Marte», окончательно разъяснило бы смысл киевского божества. Хорс-Дажьбог ° Конь-Д а ж ь б о г. О солнечной природе Хорса несомненно свидетельствует следующее обстоятельство: в извлеченном Срезневским отрывке из одного древнего памятника речь идет об Аполлоне; между тем в соответствующих местах других памятников имя Аполлона, бога солнца, является замененным именем Хрьс.1 В «Слове о полку Игореве» Хоре называется великим: «Великому Хръсови (т. е. великому Коню-Солнцу) влъкмь поуть прерыскаше». (Ср. также ниже стр. 214, славянское название селения Hirsdorf в Штирии).

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Fam/07.php

Хотелось бы думать, что вышесказанное проливает свет также на фразу "опершись клюками о кони" (которая находится тут же рядом с рассказом о прерыскивании пути Хорсу.
А также.
Игорь мыслию поля мерит от Великого Дону до Малого Донца. Конь в полуночи.
Это можно перевести как:
Игорь мыслию поля мерит от Великого Дона до Малого Донца, конь (солнце) в полуночи.
Солнцем в полуночи Автор мог называть Игоря, который мысленно измеряет путь бегства.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Конь в полуночи

Сообщение Евгений Беляков » 16 дек 2009, 17:00

Вот еще из этой интереснейшей книжки - новая для меня и очень убедительная гипотеза о происхождении названия "РУСЫ" (потом "русские", "Россия") от того же Хорса:

Достойно внимания, что бодричи, называвшие местности свои по имени Ros или Rus (a не Hors или Hros), сами, по свидетельствам Адама Бременского и Саксона, носили прозвище: P ерик и (Reregi) или Соколы. Если призванный в Новгород варяжский князь действительно был князь бодричский, то ему более всего приличествовало называться прозвищем своего народа « С о к о л» = Рерик или Рюрик, и если он считал род или народ свой происходящим от солнца — Хорса, то, ввиду вышеизложенного, опять самым естественным родовым наименованием должно было быть Ros или Rus (греч. ???). Может быть, русские купцы, в начале ? в. приносившие, по словам ИбнФадлана, жертвы истуканам на берегу Волги, и были такие вендо-русы, т. е. бодричи.

В России между названиями местностей, упоминаемых в летописях, в древнейшем периоде русской истории, встречаем целый ряд имен, происходящих от Рос или Рус (~Ръс, Рыл), напр.: Рось (-Ръсь, Рсь, Рша, Русь) —река Киевской области (под 980 г.), Рша, город Смоленской области (1066 г.), Ръша-Камень называется в числе древних городов литовских, Русотина Переяславской области (1147 г.), Росусь (Росуса) река в земле вятичей (1160 г.). Руса город Новгородской губ. (1167 г.), ныне Старая Руса (Барсов. Матер. 177—179). В географических словарях Щекатова и Семенова находим и многочисленные более новые названия, каковы, напр., Росова (Расова), Росоше, Русаловка Киевской губ., Русава Подольской губ., Русановка Полтавской губ-, Русаново Тамбовской губ., Россией ы (литовс.: Rosejnej) Ковенской губ., на реке Россиенке, Рось Гродненской губ., на реке Роси, Россасна Могилевской губ., Россошь (слобода, село) Ворон, губ., Самаре, губ., Русаново, Русиново Калужск. губ., Росо-Мох (болото) Олонецк. губ. и др. Надобно заметить, что на Руси имя Рось или Русь издревле было самым распространенным названием рек: «От Волги-Рось до Немана-Русь и до куришгавской Русны, все пространство земли, занимаемое словенскими и родственными им по языку и по вере литовскими племенами, покрыто реками, носящими названия Рось, Русь, Роса, Руса», —говорит Гедеонов и затем, насчитав таковых 14, упоминает еще о «множестве других». Гедеонов предполагает, что русский народ получил свое имя от имени боготворимых им рек Рось, Русь, как мораване — от Моравы. Полагаю, что совпадение древних названий рек в России: «Рось», «Русь» с именем солнечного бога «Хръс», в форме «Рос» или «Рус» звучащем в многочисленных географических названиях в землях западных и юго-западных славян (где это имя не служило общим названием для рек), не лишает вероятности высказанного мною предположения, что название Рос или Рус перешло к нам от балтийских славян как эпитет солнечного бога, примененный к народу. Такое толкование согласовалось бы и со свидетельством Нестора, если под именем варягов, имевших, по словам летописца, один язык со словенами, понимать, как то доказывает Гедеонов, вендов с Балтийского поморья: «А словенский язык и рускый один,—говорит Нестор,—от варяг бо прозвашася Русью, а первое беша словене» (П. С. Р. Л. I, 12).

Интересно, что автор в своем списке городов упоминает и РОССОШЬ... Там - много также и других примеров - всего не процитируешь...
ИТАК, ВОЗМОЖНО, РУССКИЕ НАЗВАНЫ ПО ИМЕНИ СОЛНЕЧНОГО КОНЯ - ХОРСА!
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Конь в полуночи

Сообщение Евгений Беляков » 16 дек 2009, 17:27

А вот - описание обряда с петухом:

До начала нынешнего столетия соблюдался (а быть может местами в тайне соблюдается еще и ныне) сохранившийся из древнего культа этого бога обычай, снаряжать утром в Усинев день жертвенную трапезу, в которой принимали участие исключительно лица, принадлежавшие к соответствующему двору. Необходимую принадлежность этой трапезы составлял петух, зарезанный в конюшне. Обряд этот совершался так: рано утром в Усинев день мужчины приносили в конюшню петуха, обносили его кругом каждой лошади и затем убивали под яслями, а кровью его обрызгивали косяк двери конюшни. Мясо петуха варили и съедали без участия женщин. В тех дворах, гце имелся только один петух, отказывались поневоле от торжественной жертвенной трапезы, но окропление кровью петуха считалось необходимым. Делали острым ножом надрез в гребне петуха и истекающими из него каплями крови частью — окропляли дверной косяк в конюшне, частью — овес, лежавший в яслях. Затем петуха отпускали на волю.

Все это происходит В КОНЮШНЕ (NB!).
Значит, это, возможно, тоже может быть привязано к тексту о Всеславе:

Из Кыева дорыскаше до кур Тьмутороканя, великому Хърсове путь прерыскаше.

Возможный перевод: из Киева дорыскивал до обряда с петухами в Тьмутаракань, великому Солнечному богу Хорсу путь предупреждая? указывая? готовя?
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Конь в полуночи

Сообщение sakt » 16 дек 2009, 17:42

Словарь-справочник "Слова о полку Игореве"

Прерыскати (1)

1. Перебегать, пересекать (дорогу, путь): А самъ (Всеслав) въ ночь влъкомъ рыскаше изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя; великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше. 36.

Ср. Даль (ТСЖВЯ): Прерыскать путь — стар. пересечь, перерезать. Сл. Пл. Иг.

2. Бегать в разных направлениях, перебегать от места к месту.

...имъ же и себе предаяшеть, сѣмо и овамо прерища, и всюду преходя, всю от трудовъ обльгъчюшеть, яко имать от всѣхъ благословление плодимо, и мьзду сице превелику въсприяти таковыхъ трудовъ. Ж. Ф. Студ., 46—46 об. (XII—XIII вв.). Отьци и братия и чада, мати любить своя чада вскормити, естьствомъ бо суть на своя чада приходить, како и мы, грѣшници, любим ся вскормити; и тако о тѣхъ прерищющи ищеть брашна (χαι ωδε χαχεισε περιαθρουσα χαι περπεχουσα ερανιζεται) како и мы убозии снискаемъ вамъ подобная. Ф. Студ., 195—195 об. (XIV в.).

3. Презирать (?).

Ты же низящая глаголеши, высящая прерищеши, ти яко же страстовалъ помышляеши, яко же хотя не прилагаеши. Гр. Бог., 10 об. (XIV в.).

◊ Прерыскаше — 3-е л. ед. ч. имперф.

Ср.: Дорискати (вып. 2, стр. 38), Нарискати (вып. 3, стр 145), Рыскати.

ОШИБКА у составителей !!!!


ПреРЫСКАТЬ , РЫСКАТЬ - от РЫСЬ , одного из аллюров лошади. В 12 веке этот аллюр НЕ употреблялся и не выделялся терминологически.

ПРЕРИЩА,преРИЩУ,преРИЩЕШИ - от ПРЕРЕКАТЬСЯ, ПРОТИВОРЕЧИТЬ.
Обратите внимание на то, что ПРЕРИЩА используется в околоБОГОСЛОВСКИХ текстах переводных Фёдора Студита и Григория Богослова.
Тексты написаны на старославянском языке , а не на древнеруском.
sakt
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 201
Зарегистрирован: 30 янв 2009, 18:17

Re: Конь в полуночи

Сообщение sakt » 16 дек 2009, 17:47

sakt
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 201
Зарегистрирован: 30 янв 2009, 18:17

Re: Конь в полуночи

Сообщение sakt » 16 дек 2009, 18:14

влъкомъ рыскаше изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя; великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше. 36.

РыСКаше писал человек , которым видел первые бега рысаков в России и первые бега рысаков в упряжке которые начались с 1776 года, когда граф А. Г. Орлов-Чесменский начал испытывать своих лошадей, родоначальников орловской рысистой породы.
Или верховые скачки на рысаках в Англии 18 века.
sakt
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 201
Зарегистрирован: 30 янв 2009, 18:17

Re: Конь в полуночи

Сообщение Евгений Беляков » 16 дек 2009, 18:59

Юмор понятен. Написание СПИ нужно отнести к середине и второй половине ХХ века, когда профессор Охоцимский (МГУ) описал походки (аллюры) шестиногих и четвероногих, что в данном случае применимо к ВОЛКУ.
Последний раз редактировалось Евгений Беляков 16 дек 2009, 22:19, всего редактировалось 1 раз.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Конь в полуночи

Сообщение sakt » 16 дек 2009, 19:09

Евгений Беляков писал(а):Юмор понятен. Написание СПИ нужно отнести к середине и второй половине ХХ века, когда профессор ОхоцимсИЙ (МГу) описал походки (аллюры) шестиногих и четвероногих, что в данном случае применимо к ВОЛКУ.

Упустил, упустил аллюры шестиногих вълкофъ. :mrgreen:
sakt
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 201
Зарегистрирован: 30 янв 2009, 18:17

Re: Конь в полуночи

Сообщение Scaevola » 16 дек 2009, 23:46

Евгений Беляков писал(а):Игорь мыслию поля мерит от Великого Дону до Малого Донца. Конь в полуночи.
Это можно перевести как:
Игорь мыслию поля мерит от Великого Дона до Малого Донца, конь (солнце) в полуночи.
Солнцем в полуночи Автор мог называть Игоря, который мысленно измеряет путь бегства.

"Полуночь" здесь возможно имеет значение "север" (полунощные страны = северные страны)
:roll:
"Я ненавижу сплетни в виде версий!" В. С. Высоцкий
Аватара пользователя
Scaevola
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1472
Зарегистрирован: 26 июл 2008, 20:42
Откуда: Москва

Re: Конь в полуночи

Сообщение sasha a » 17 дек 2009, 05:43

В одной из ранних работ Платонова мне попадался словарь древнерусских военных терминов. В пятницу уточню по поводу "рыскать".
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Конь в полуночи

Сообщение Евгений Беляков » 18 дек 2009, 15:28

Scaevola писал(а): "Полуночь" здесь возможно имеет значение "север" (полунощные страны = северные страны)
:roll:


Я-то предполагал, что это поэтический образ: ночь (полночь) - это половецкий плен, а Солнечный Конь - Игорь в плену...
Предыдущая скачка в ночи, кстати, "...а сам в ночь волком рыскаше... до кур Тьмутараканя... великому Хорсу
путь прерыскаши..." - возможно, означает, что Всеслав своим мгновенным походом как бы обозначил путь великому Хорсу, Солнечному Коню, одной из инкарнаций которого является Игорь (последнее уже НЕ гипотеза, см. Робинсона и др. работы на эту тему).

А как Вы это интерпретируете "в целом"? Конь на севере? с севера?
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Конь в полуночи

Сообщение Dona » 19 дек 2009, 12:12

Евгений Беляков писал(а):
Scaevola писал(а): "Полуночь" здесь возможно имеет значение "север" (полунощные страны = северные страны)
:roll:
Я-то предполагал, что это поэтический образ: ночь (полночь) - это половецкий плен, а Солнечный Конь - Игорь в плену...
Предыдущая скачка в ночи, кстати, "...а сам в ночь волком рыскаше... до кур Тьмутараканя... великому Хорсу
путь прерыскаши..." - возможно, означает, что Всеслав своим мгновенным походом как бы обозначил путь великому Хорсу, Солнечному Коню, одной из инкарнаций которого является Игорь (последнее уже НЕ гипотеза, см. Робинсона и др. работы на эту тему).

А как Вы это интерпретируете "в целом"? Конь на севере? с севера?
Разрешите "встрять"... :wink:
http://bg.wikipedia.org/wiki/Хърс
Хърс (още Хърсой, Хръс, Хорс) е бог на зимното слънце, почитан от източните славяни през 10 век. Единственото му споменаване е в Начална руска летопис[1]
Той е един от четирите аватара на бога на слънцето Даждбог. Хърс е старото слънце, което се смалява (т.е. денят се скъсява) и на 22 декември умира, победено от мрака, от злите сили на Чернобог. Но на 23 декември студен Хърс възкръсва, прераждайки се в новото слънце Коледа. Във връзка с това Хърс се почита и като бог на оздравяването, на лечителството, на оцеляването, на победата над болестта, като господар на билките, майстор баяч, а оттам и бог-мъдрец. В тази си роля, Хърс се асоциира с древногръцкия Ескулап, римския Асклепий, египетския Апис, скандинавския Балдур.
Отношението на бог Хърс към бог Даждбог е много подобно на това между Хелиос и Аполон в древногръцката митология.
В късната славянска митология Хърс добива особено важно значение, най-вече сред руските племена, поради което е провъзгласен за едно от шестте висши божества в пантеона на киевския княз Владимир.
Славяните почитат бог Хърс по време на есенното равноденствие — 22 септември.
След християнизацията на славянските народи Хърс започва да се асоциира с образа на св. Николай Чудотворец.
Сведения за Хърс се откриват в средновековната руска летопис „Слово о полку Игореве“, и в други съчинения „Слово и откровение святых апостолов“, „Хожденіе Богородицы по мъкам“ и „О идолах Владимировых“. В „Слово о покаянии“ се казва: „... иные по оукраніамь молятся емоу проклятым бълваном Переноу, Хърсоу, Мокъши, виламь...“. В старобългарската литература не се споменава.
Етимологията на името на бог Хърс сочи по всяка вероятност ирански произход и се свързва с осетинското хорз (ирон.), хуæрз (диг.) „добър“, авест. hvarǝz- „благодетелен“.
Източници
Абаев, В. Историко-этимологический словарь осетинского языка. т. 4. Ленинград. Наука 1989.
↑ „Хорс“. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера. dic.academic.ru. Посетен на 15 октомври 2009

Итак, мы почти приблизились к праздникам ХОРСа!
Хорс - старое солнце, которое уменьшается (т.е. день укорачивается) и 22 декабря умирает, побежденное мраком, злыми силами Чернобога. Но 23 декабря холодный Хорс воскресает

Интересная этимология проявляется из английского текста:
"Hurs or Hors (from a Scythian Khursun[citation needed]) is the Slavic god of the winter sun."

К(х)ОР_СУ(а)Н! т.е. Хорсово СОЛНЦЕ!
Вот и связь с Тму_т(х)оро_конью.
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Re: Конь в полуночи

Сообщение Лемурий » 19 дек 2009, 13:51

Scaevola писал(а):"Полуночь" здесь возможно имеет значение "север" (полунощные страны = северные страны) :roll:
В СПИ есть перевод "полунощи" как "север", но не здесь:

Прысну море полунощи (к Северу) - Комонь въ полуночи Овлуръ свисну

Cмерчи - вихревые движения сильно нагретого воздуха или воздуха и воды на море. Ночью смерчи не возникают. Поэтому слово "полунощи" указывает не время, а направление прохождения смерчей (к) "полунощи", т.е. к северу. <Это толкование предложил ещё Д. Н. Дубенский (СПИ, М., 1844, с. 224), а за ним А. А. Потебня (СПИ, Харьков, 1914) и В. Н. Перетц (СПИ, Киев, 1926)
-----
Н. В. Шарлемань. Заметки натуралиста к «Слову о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1951. Т. 8. с.54—55


Просто в этом месте СПИ употреблено одно из упражнений схедографии - ОМОНИМЫ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Конь в полуночи

Сообщение Евгений Беляков » 19 дек 2009, 16:24

"Hurs or Hors (from a Scythian Khursun[citation needed]) is the Slavic god of the winter sun."
А что за фраза?
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Конь в полуночи

Сообщение Dona » 19 дек 2009, 16:37

Евгений Беляков писал(а):"Hurs or Hors (from a Scythian Khursun[citation needed]) is the Slavic god of the winter sun."
А что за фраза?
Из Википедии (англ. вариант):
http://en.wikipedia.org/wiki/Hors

Статья полна шедьовров! :idea:
Так сказать, неожиданный подарок к Коледе!
КОЛЕДА у нас празднуется в ночь с 24-го на 25 декабря и называется "Быдни вечер" (бъдни - будущее).
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 28